Способы формообразования слов. Словообразование и формообразование. Смотреть что такое "Формообразование" в других словарях. Основные методы формообразования Основные способы формообразования в языке

Как соотношение, связывающее формы одного слова («стол» - «стола», «говорю» - «говорил»). Решение вопроса о том, какие две формы следует считать формами одного слова, а какие - разными словами (вопроса о границах формообразования и словообразования), зависит от ряда факторов и не всегда однозначно. Часто к одному слову относят формы с одним номинативным (непосредственно отражающим внеязыковую действительность) и разными (отражающими синтаксические возможности ) значениями, например «стол» - «стола», «хожу» - «ходишь», формы с разным номинативным значением при этом считаются разными словами и относятся к словообразованию («отучить» - «отучивать», «баня» - «банщик»). В этом случае формообразование не отличается принципиально от . Другой подход основывается на противопоставлении грамматических (требующих обязательного выражения) и неграмматических значений. Формы, различающиеся лишь , объединяют в одном слове и относят к формообразованию («стол - стола», «стол - столы», «хожу - ходишь», «отучить - отучивать»), а к словообразованию относят лишь формы, различающиеся неграмматическими значениями («баня» - «банщик», «учить» - «ученик»). Некоторые учёные к формообразованию относят формы, способ образования которых регулярен, например на -ly (bright-ly) , образующиеся от любого . Иногда формообразование понимается в более узком смысле, как относящееся к формам, различающимся номинативными грамматическими значениями (формы , каузатива при их грамматическом выражении в языке). В этом случае формообразование занимает промежуточное положение между словообразованием и словоизменением (последнее относится к формам, различающимся лишь синтаксическими значениями). При данном подходе возникает возможность дифференцированного рассмотрения средств выражения словообразования, формообразования и словоизменения, что позволяет выявить важные характеристики языков (ср. в , суффиксацию и префиксацию как средства выражения вида в при способе выражения синтаксических грамматических значений).

  • Зализняк А. А., Русское именное словоизменение, М., 1967;
  • Виноградов В. В., Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии, в его кн.: Исследования по русской грамматике, М., 1975;
  • Sapir E., Language, N. Y., 1921.

В. М. Живов.


Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. ред. В. Н. Ярцева . 1990 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Формообразование" в других словарях:

    формообразование - формообразование … Орфографический словарь-справочник

    ФОРМООБРАЗОВАНИЕ - образование грамматических форм слова. Противопоставляется словообразованию … Большой Энциклопедический словарь

    ФОРМООБРАЗОВАНИЕ - ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, формообразования, ср. (научн.). 1. только ед. Образование, формирование чего нибудь. 2. То, что получило определенную форму, структуру. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    формообразование - сущ., кол во синонимов: 1 образование (194) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    формообразование - Изготовление заготовки или изделия из жидких, порошковых или волокновых материалов. [ГОСТ 3.1109 82] Тематики технологические процессы в целом EN primary forming DE Urformen FR formage initial … Справочник технического переводчика

    Формообразование - В Викисловаре есть статья «формообразование» Формообразование процесс образования новых форм. Формообразование то, что получило форму, структуру. Формообразование в языкознании: образование … Википедия

    формообразование - 1) Образование форм одного и того же слова (ср.: словоизменение). Формообразование имен существительных. 2) Образование форм слова, выражающих несинтаксические категории. Формообразование глаголъно ви довое … Словарь лингвистических терминов

    формообразование - я; ср. 1. Образование, появление новых форм. Ф. новых видов растений. Процессы формообразования. Учение о формообразовании (лингв.; учение об образовании грамматических форм слова). 2. обычно мн.: формообразования, ний. То, что получило… … Энциклопедический словарь

    Формообразование - 20. Формообразование D. Urformen Е. Primary forming F. Formage initial Источник: ГОСТ 3.1109 82: Единая система технологической документации. Термины и определения основных понятий … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    формообразование - см. Морфогенез … Большой медицинский словарь

Книги

  • Формообразование и режущие инструменты. Учебное пособие. Гриф УМО вузов России , А. Н. Овсеенко , Д. Н. Клауч , С. В. Кирсанов , Ю. В. Максимов , 416 стр. Рассмотрены основные методы формообразования деталей путем механической обработки (резанием), физические основы процесса и износа режущего инструмента, современные инструментальные… Категория: Учебники для ВУЗов Серия: Высшее образование Издатель: Форум , Производитель:
Пользуясь словарём В. Даля и толковым словарём русского языка, определите лексические значения следующих слов-жаргонов. Найдите

соответствие в нормированной лексике современного русского языка.

Хруст, квинта, красненькая (декан), угол, кусок, рыжие, штука, лимон,

башли (бабки).

1. Русский язык – национальный язык русского народа. Современный русский литературный язык; его нормированность и стилистическая дифференциация.

Богатство и выразительность русского языка. Высказывания общественных деятелей, писателей, ученых о русском языке. Русский язык в современном мире.
2. Употребление гласных после шипящих и Ц. Буквы Э, Е, Ё и сочетание ЙО

3. Звуковая сторона речи. Звуки речи: гласные и согласные. Особенности произношения гласных и согласных звуков в потоке речи. Словесное ударение. Правила переноса.
4. Правописание звонких и глухих, непроизносимых и двойных согласных..

5. Слово как основная единица языка. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы и их употребление в речи.
6. Правописание гласных в приставках

7. Изобразительно-выразительные средства языка. Лексические средства языка.
8. Правописание согласных в приставках

9. Пути пополнения словарного состава русского языка. Типичные способы словообразования знаменательных частей речи: существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
10. Правописание частиц..

Помогите пожалуйста ответить на вопросы 1. Какова численность людей говорящих на русском языке 2. В каких формах существует современный национальный

русский язык? 3. Назовите периоды в истории русского языка 4. Назовите источники формирования и пополнения литературного языка и его нормы? 5. Назовите пути пополнения русской лексики?

Определить главную мысль каждого абзаца и коротко записать. В наши дни русский язык, несомненно, активизирует

свои динамические тенденции и вступает в новый период своего исторического развития.

Сейчас, конечно, еще рано делать какие-либо прогнозы о путях, по которым пойдет русский язык, служа развитию новых форм сознания и жизнедеятельности. Ведь язык развивается по своим объективным внутренним законам, хотя и живо реагирует на разного рода «внешние воздействия».

Именно поэтому наш язык требует к себе постоянного пристального внимания, бережной заботы - особенно на том переломном этапе общественного развития, который он переживает. Мы всем миром должны помочь языку обнаружить его первоначальную суть конкретности, определенности формулирования и передачи мысли. Ведь хорошо известно, что любой знак - это не только орудие общения и мышления, но также еще и практическое сознание.

ПОМОГИТЕ в абзацах найти самую главную мысль. В наши дни русский язык, несомненно, активизирует свои динамические

тенденции и вступает в новый период своего исторического развития. Сейчас, конечно, еще рано делать какие-либо прогнозы о путях, по которым пойдет русский язык, служа развитию новых форм сознания и жизнедеятельности. Ведь язык развивается по своим объективным внутренним законам, хотя и живо реагирует на разного рода «внешние воздействия». Именно поэтому наш язык требует к себе постоянного пристального внимания, бережной заботы - особенно на том переломном этапе общественного развития, который он переживает. Мы всем миром должны помочь языку обнаружить его первоначальную суть конкретности, определенности формулирования и передачи мысли. Ведь хорошо известно, что любой знак - это не только орудие общения и мышления, но также еще и практическое сознание.

Трудно сказать, предстоят ли русскому языку синтаксические, а тем более морфологические сдвиги. Ведь такого рода изменения требуют очень значительного времени и к тому же не напрямую связываются с внешними воздействиями. Вместе с тем можно, видимо, ожидать значительных стилистических перегруппировок. Важными «внешними» стимулами в этих процессах будут такие явления, как научно-технический прогресс, превращение русского языка в мировой язык современности, ставшее одной из глобальных реальностей нашего времени.

На наших глазах идет творение фразеологии, преодолевающей формализм и открывающей возможность прямого, откровенного обсуждения сложившегося положения, реальных дел и задач. Например: убирать завалы (прошлого); искать развязки; прибавить в работе; усилить поиск; оздоровить общество; воспитывать словом и делом и т. п.

Новое политическое мышление требует и новых речевых средств, точного их употребления. Ведь без языковой точности и конкретности не может быть ни подлинной демократии, ни стабилизации экономики, ни прогресса вообще. Еще М. В. Ломоносов высказывал мысль о том, что развитие национального сознания народа прямо связано с упорядочением средств общения.

О некоторых способах формообразования было рассказано в § 89. Теперь подробнее укажем основные способы формообразования в русском языке:

1) при помощи мены окончаний (флексий), например: иду. идёшь, идут; стол (нулевое окончание), стола, столу. ... столы, столов и т. д.; добрая, доброе, добрый, добрые;

2) при помощи формообразующих суффиксов, например: писать – писал; умный – умнее;

3) при помощи формообразующих приставок, например: делать – с делать, писать – на писать;

4) как дополнительное средство при, формообразовании используются чередования звуков (обычно вместе с другими способами формообразования), например: мог у – мож ешь; друг – друз ья;

5) изменением места ударения, например: окнá óкна, стенá – стéну, подрéзать – подрезáть, нас пать – насыпáть;

6) меной формообразующих суффиксов, например: реши ть – реша ть, лиши ть – лиша ть, броси ть – броса ть.

В некоторых случаях в формы слова превратились когда-то разные слова, например: я – меня; человек – люди; хорошо – лучше;плохо – хуже.

Кроме описанных способов образования форм слова (такие формы называются простыми), имеются формы сложные (аналитические), образующиеся добавлением служебных слов к словам самостоятельным, например: дом – в доме (предложный падеж), пошёл – пошёл бы читать – буду читать (будущее сложное).

Упражнение 107 . Укажите, какими способами образованы формы слов. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1) Веду, ведёшь, ведут; 2) бегу, бе...ишь, бегут; 3) красивый, красивая, красивое, красив...е; 4) добрый, добрая, добрее; 5) играть, играл, играл бы; 6) петь, пел, пел бы; 7) пеку, пе…ёшь, пе...ут;

8) глохнуть, оглохнуть; 9) дряхлеть, одряхлеть; 10) решить, решать; 11) pa. ..казать, pa... казывать; 12) перерéзать, перерезáть; 13) брать, взять; 14) читать, читал, буду читать, читал бы; 15) интересный, интереснее, самый интересный; 16) простой, простая, проще, самый простой.

РУССКАЯ ОРФОГРАФИЯ

О р ф о г р а ф и я – это совокупность правил, устанавливающих: 1) написание значащих частей слова (корней, приставок, суффиксов и окончаний); 2) слитные, раздельные и дефисные написания слов и их частей; 3) способы переноса; 4) употребление прописных букв.

Первый раздел орфографии – написание значащих частей слова – основывается на морфологическом принципе: значащие части слова (корни, приставки, суффиксы и окончания), выделяемые в результате морфемного анализа, пишутся единообразно, независимо от произношения. Вот примеры:

а) вóды, водá, водянóй (кореньвод- пишется одинаково во всех словах, хотя произносится по-разному);

б) соснóвый, берёзовый (суффикс-ов - пишется одинаково, несмотря на разницу в произношении);

в) пóжил, поéхал, почитáл (приставкапо- пишется одинаково, хотя произносится по-разному);

г) столóм, дóмом, гóродом; к стенé, к деревнé, к рóще (окончание -ом и окончание во всех словах пишется одинаково, несмотря на разницу в произношении).

Морфологические написания бывают пяти видов:

1) морфологические написания, определяемые произношением данного звука в сильной позиции и являющиеся опорными для проверки написания в других случаях, например: вó ды, низ ок, дубó вый, по езд, с резать, столó м, в землé ;

2) морфологические написания, не расходящиеся с произношением, но не являющиеся опорными, поэтому требующие проверки, например: са д а д), чут кий (чут ок), с писать (с резать), привéтли вый (сонл вый), у бáни (у земл);

3) морфологические написания, расходящиеся с произношением, но проверяемые опорными случаями, например: во дá (вó ды), низкий (низок), ос но вый (дубó вый), дóмо м (столó м), к бáне (к землé );

4) морфологические написания, не расходящиеся с произношением, но не проверяемые опорными случаями, например: ка б на, ка кáо, ка лóрия, га лáнтный, ба йдáрка, ба гáж, ма жóрный, на т ра;

5) морфологические написания, расходящиеся с произношением и не проверяемые опорными случаями, например: во лд рь, со бáка, бо тáника, ве нтил тор, го ндóла, до минó, же тóн, кре матóрий, жи рáфа, ци л ндр, ши мпанзé.

В сравнительно редких случаях в русской орфографии имеются отступления от морфологического принципа. Причины этих отступлений следующие:

а) уступка произношению, т. е. введение написаний в той или иной мере фонетических; например, различное написание одной и той же приставки, а именно приставок, оканчивающихся на -з:без- – бес-, воз- – вос-, из- – ис- и т. п. (без дарный –бес предельный , во зделать – во скликнуть, из резать – ис портить); различное написание основ в этимологически родственных словах: сват ать – свад ьба, нос – нозд ри, лез у – лес тница и под.;

б) некоторые особенности русской графики; в частности, своеобразие в употреблении букво, ё, е после шипящих и ц (конём , но ключом ; столóм – домóм , но кольцóм – пальцем );

в) сохранение следов старинных чередований звуков, например: прико сновение – каса тельная;

г) смешение русских и старославянских написаний, например: ра стение, отра сль (старославянские написания), но ро сток, ро сла (русские написания);

д) стремление средствами орфографии дифференцировать значения слов-омонимов, например: поджо г (существительное) – поджё г (глагол прошедшего времени) – так называемые дифференцирующие написания.

Второй раздел орфографии – слитные, раздельные и дефисные написания – связан с лексикой. Принципом этого раздела орфографии является раздельное написание слов как самостоятельных, так и служебных. Например: Я не намёл в столе нужной мне бумаги. В этом предложении восемь слов, и все они пишутся раздельно. В процессе развития языка служебные слова (предлоги и частицы) могут сливаться с самостоятельными, образуя новые слова, например: наречия втёмную, сначала, по-моему; союзы тоже, чтобы и т. п. Процесс слияния происходит постепенно, поэтому имеется много переходных образований, написание которых вызывает затруднения, например: на ходу. влёт, без устали и т. п.

В основе третьего раздела орфографических правил – переноса слов – лежат факты фонетические и морфологические.

Слова в русском языке переносятся по слогам. Это фонетическое правило ограничивается запрещением переносить слоги, состоящие из одной буквы, и запрещением в некоторых случаях разрывать значащие части слова (раз-бить, а не ра-збить).

В основе четвёртого раздела орфографии – употребления прописных букв – лежит: 1) выделение начала каждого отдельного самостоятельного предложения, 2) выделение имён собственных, например: Лето я провёл на Волге, близ города Казани, 3) выделение инициальных аббревиатур типа МГУ, ГЭС, ООН (см. § 116), все буквы которых пишутся как прописные.

Изображение слова или каких-либо его частей на письме с целью обратить внимание на способ их написания называется орфограммой. Например, орфограммой является слово собака и часть его соб-, содержащая непроверяемый безударный гласный [о].

Упражнение 108 . Разбейте приведённые ниже слова на значащие части и определите, к какому виду морфологических написаний относится написание каждой выделенной вами части (укажите в скобках пункт, под каким подобный вид написаний указан в § 103).

Образец. Ватрушк-а – корень (4), окончание (2).

Ворона, покупать, комар, нора, корова, ложка, разгул, избрал, искал, сынок, борода, окна.

Грам. Формы (словоформы) – разновидности одного и того же слова, тождественные лексически и противопоставленные по своим грамматическим значениям. (пример – интересный/ая/ое/ые; интересный – более/менее… - самый…; интересен/а/о/ы +склонение по пад).

Зеленый – зеленого – зеленому – зеленая – зеленой – зеленую – зеленою 4– зеленое – зеленым – зеленом – зеленые – зеленых – зеленым – зелены-

ми - это формы лексемы "зеленый"

Парадигма – упорядоченная совокупность словоформ, входящих в данную лексему. – полная (всевозможные изменения слова), неполная (реализац-я не всех форм слова – победить, нет 1 л, ед.ч)

Основные способы формообразования в русском языке

В русском языке формы слов могут образовываться различными способами.Самым распространённым способом является образование грамматических форм без помощи служебных слов с пом.морфем(синтетические)

Способ формообразования Примеры

1. При помощи окончаний Трава, травы, травой: бегу, бежишь, беж-ит.

2. При помощи суффиксов Небо -небеса,;сильн-ый - сильнее, редкий -реже; купить - купи-л,купивший.

3. супплетивизм Мы - нас, я - меня, плохой -хуже, иду-шел

Грамматические формы образуются также при помощи служебных и вспомогательных слов(аналитические), например: буду читать, будешь читать; более устойчивый, менее устойчивый, самый устойчивый.

Грамматические формы образуются также одновременно с помощью окончаний и служебных слов, например: из города, в окно, к школе.

Грамматическая категория - это совокупность противопоставлен- ных друг другу морфологических форм с общим грамматическим содер- жанием 7. Например, формы пишу - пишешь - пишет указывают на лицо и поэтому объединяются в глагольную грамматическую катего- рию лица; формы писал - пишу - буду писать выражают время и обра-

7 Подробнее см. А. В. Бондарко. Теория морфологических категорий. Л., 1976. С. 10-12. 14

зуют категорию времени, словоформы стол - столы, книга - книги вы- ражают представление о количестве предметов, они объединяются в ка- тегорию числа и т. д. Можно также сказать, что грамматические кате- гории формируются частными морфологическими парадигмами. Грамматические категории в целом имеют три особенности.

1) Грамматические категории образуют своего рода закрытые сис- темы. Количество членов, противопоставленных друг другу в грамма- тической категории предопределено структурой языка и в целом (в син- хронном срезе) не варьируется. При этом каждый член категории может быть представлен как одной, так и несколькими однофункциональны- ми формами. Так, грамматическая категория числа существительных образуется двумя членами, один из которых представлен формами единственного числа (стол, книга, перо), другой - формами множест- венного числа (столы, книги, перья). Существительные и прилагатель- ные имеют три рода, у глагола три лица, два вида и т. д. Количествен- ный состав некоторых грамматических категорий в литературе опреде- ляется по-разному, что на самом деле связано не с объемом категории, а оценкой ее компонентов. Так, в существительных выделяют 6, 9, 10 и большее количество падежей. Однако это отражает только разные приемы выделения падежей. Что же касается самого грамматического строя языка, то в нем падежная система регламентирована существую- щими типами склонения.


2) Выражение грамматического значения (содержания) между фор- мами, образующими категорию, распределено: пишу означает первое лицо, пишешь - второе, пишет - третье; стол, книга, перо указывают на единственное число, а столы, книги, перья - на множественное чис- ло, большой - это мужской род, большая - женский, а большое - сред- ний, форма большие на род не указывает.

3) Формы, образующие морфологические категории, должны объе- диняться общим содержательным компонентом (что отражено в опреде- лении грамматической категории). Это обязательное условие для выде- ления грамматической категории. Без указанной общности граммати- ческие категории не формируются. Например, противопоставление пе- реходных и непереходных глаголов не образует морфологической кате- гории именно потому, что оно не основано на общем содержании. По той же причине не являются морфологическими категориями и другие лексико-грамматические разряды, выделяемые в самостоятельных час- тях речи.

17. Формообразование

Основным средством формообразования в современном русском языке является окончание . Например: родина (им. п.), родины (род. п.), родине (дат. п.); красивый (им. п., м. р.), красивого (род. п., м. или ср. р.), красивая (им. п., ж. р.); пишу (1-е л., ед. ч.), пишешь (2-е л., ед. ч.), пишут (3-е л., мн. ч.) и т. п.

Формы слов могут образовываться также при помощи формообразующих суффиксов: стоять (инф.) - стоял (прош. вр., м. р., ед. ч.), стоя (дееприч. несов. в.); новый (исходная форма: им. п., ед. ч., м. р.) - новее

Менее продуктивным способом формообразования является аналитический способ , т. е. образование сложных форм с помощью вспомогательных элементов: читать - буду читать (будущее сложное время), читал - читал бы (сослагательное наклонение), простой - более простой (сложная форма сравнительной степени) и т. д.

Иногда формы слова образуются путём изменения основы слова (супплетивизм основы): идти - шёл (прош. вр.); плохой - хуже (простая форма сравнительной степени).

При формообразовании возможно чередование в корне слова: например, собирать (несов. в.) - собрать (сов. в.). Для различения форм одного и того же слова может использоваться ударение: о́кна (мн. ч., им. п.) - у окна́ (ед. ч., род. п.).

87. Укажите способы формообразования слов.

    Громоздкий - более громоздкий, хороший - лучше, принёс - принёс бы, учит - будет учить, везу - возил, вёл - вела, ненавидеть - ненавидела, делать - сделать.

88. Прочитайте текст. Охарактеризуйте способы формообразования выделенных слов.

    На другой день гусару стало хуже . Человек его поехал верхом в город за лекарем . Дуня обвязала ему голову платком, намоченным уксусом, и села со своим шитьём у его кровати. Больной при смотрителе охал и не говорил почти ни слова, однако ж выпил две чашки кофе и охая заказал себе обед.

(А. Пушкин)

Найдите в тексте устаревшие слова и определите, историзмы это или архаизмы.

89. Прочитайте текст. Охарактеризуйте способы словообразования выделенных слов.

    В передней не слышно было ни голосов, ни шагов, и весь дом казался спавшим, несмотря на яркое освещение . Теперь уже доктор и Абогин, бывшие до сего времени в потёмках, могли разглядеть друг друга. Доктор был высок, сутуловат , одет неряшливо и лицо имел некрасивое . Что-то неприятно резкое, неласковое и суровое выражали его толстые, как у негра, губы, орлиный нос и вялый, равнодушный взгляд. Его нечёсаная голова, впалые виски, преждевременные седины на длинной, узкой бороде, сквозь которую просвечивал подбородок , бледно-серый цвет кожи и небрежные угловатые манеры - всё это своею чёрствостью наводило на мысль о пережитой нужде, бездолье , об утомлении жизнью и людьми.

Как соотношение, связывающее формы одного слова («стол» - «стола», «говорю» - «говорил»). Решение вопроса о том, какие две формы следует считать формами одного слова, а какие - разными словами (вопроса о границах формообразования и словообразования), зависит от ряда факторов и не всегда однозначно. Часто к одному слову относят формы с одним номинативным (непосредственно отражающим внеязыковую действительность) и разными (отражающими синтаксические возможности) значениями, например «стол» - «стола», «хожу» - «ходишь», формы с разным номинативным значением при этом считаются разными словами и относятся к словообразованию («отучить» - «отучивать», «баня» - «банщик»). В этом случае формообразование не отличается принципиально от. Другой подход основывается на противопоставлении грамматических (требующих обязательного выражения) и неграмматических значений. Формы, различающиеся лишь, объединяют в одном слове и относят к формообразованию («стол - стола», «стол - столы», «хожу - ходишь», «отучить - отучивать»), а к словообразованию относят лишь формы, различающиеся неграмматическими значениями («баня» - «банщик», «учить» - «ученик»). Некоторые учёные к формообразованию относят формы, способ образования которых регулярен, например на -ly (bright-ly) , образующиеся от любого. Иногда формообразование понимается в более узком смысле, как относящееся к формам, различающимся номинативными грамматическими значениями (формы, каузатива при их грамматическом выражении в языке). В этом случае формообразование занимает промежуточное положение между словообразованием и словоизменением (последнее относится к формам, различающимся лишь синтаксическими значениями). При данном подходе возникает возможность дифференцированного рассмотрения средств выражения словообразования, формообразования и словоизменения, что позволяет выявить важные характеристики языков (ср. в, суффиксацию и префиксацию как средства выражения вида в при способе выражения синтаксических грамматических значений).

  • Зализняк А. А., Русское именное словоизменение, М., 1967;
  • Виноградов В. В., Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии, в его кн.: Исследования по русской грамматике, М., 1975;
  • Sapir E., Language, N. Y., 1921.

В. М. Живов.


Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. ред. В. Н. Ярцева . 1990 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Формообразование" в других словарях:

    формообразование - формообразование … Орфографический словарь-справочник

    ФОРМООБРАЗОВАНИЕ - образование грамматических форм слова. Противопоставляется словообразованию … Большой Энциклопедический словарь

    ФОРМООБРАЗОВАНИЕ - ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, формообразования, ср. (научн.). 1. только ед. Образование, формирование чего нибудь. 2. То, что получило определенную форму, структуру. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    формообразование - сущ., кол во синонимов: 1 образование (194) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    формообразование - Изготовление заготовки или изделия из жидких, порошковых или волокновых материалов. [ГОСТ 3.1109 82] Тематики технологические процессы в целом EN primary forming DE Urformen FR formage initial … Справочник технического переводчика

    Формообразование - В Викисловаре есть статья «формообразование» Формообразование процесс образования новых форм. Формообразование то, что получило форму, структуру. Формообразование в языкознании: образование … Википедия

    формообразование - 1) Образование форм одного и того же слова (ср.: словоизменение). Формообразование имен существительных. 2) Образование форм слова, выражающих несинтаксические категории. Формообразование глаголъно ви довое … Словарь лингвистических терминов

    формообразование - я; ср. 1. Образование, появление новых форм. Ф. новых видов растений. Процессы формообразования. Учение о формообразовании (лингв.; учение об образовании грамматических форм слова). 2. обычно мн.: формообразования, ний. То, что получило… … Энциклопедический словарь

    Формообразование - 20. Формообразование D. Urformen Е. Primary forming F. Formage initial Источник: ГОСТ 3.1109 82: Единая система технологической документации. Термины и определения основных понятий … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    формообразование - см. Морфогенез … Большой медицинский словарь

Книги

  • Формообразование. Число. Форма. Искусство. Жизнь, Иосиф Шевелёв. В книге, это видно из оглавления, последовательно рассмотрены две проблемы. В первой части дается определение понятия "целостность", и в алгоритме целостности находится ключ к основным…

§ 68. В языкознании, как уже упоминалось ранее, принято различать слова как словоформы и слова как лексемы. Слово может выступать в разных грамматических формах (словоформах). Набор всех форм данного слова составляет его парадигму. Например, словоформы стола, столу и т. д. все при-/65//66/надлежат одной и той же лексеме. Именно лексема (материально - ее основной вариант) является членом словаря.

Текст, расчлененный на слова, представляет собой последовательность словоформ. Необходимо, следовательно, выяснить, какие из них тождественны с точки зрения принадлежности к одной и той же лексеме (т. е. свести словоформы в лексемы).

Разумеется, этой проблемы не существует в тех случаях, когда слова содержат разные знаменательные морфемы (корни): ясно, что слова стол и стул принадлежат разным лексемам. Проблема возникает тогда, когда совпадают знаменательные морфемы слов. В этом случае вопрос стоит так: являются данные единицы разными словами или же разными формами одного слова (лексемы)?

Поскольку разные слова с одним корнем скорее всего образованы одно от другого (или оба - от какого-либо третьего), то сформулированный вопрос предстает как вопрос о разграничении словообразования и формообразования. Например, если в тексте имеются слова идти и идущий, то необходимо выяснить, являются они разными словами или же формами одного и того же слова. От решения этого вопроса зависит, чтó следует включать в словарь, а чтó - не следует.

§ 68.1. В общем виде отличие словообразования от формообразования описывается следующим образом: если можно обнаружить правило, по которому словоформы данного типа регулярно образуются от словоформ другого типа, то перед нами - случай формообразования. Так, в русском языке причастия настоящего времени регулярно образуются от основ глаголов настоящего времени несовершенного вида, поэтому причастия являются формами соответствующих глаголов, а не самостоятельными словами: идущий есть форма глагола идти, живущий есть форма глагола жить и т. д. Именно поэтому причастия не включаются в словарь: в словарь входят глаголы (их основные варианты, инфинитивы), а в грамматику включается правило образования причастий.

Можно сказать, что для формообразования типична большая унифицированность служебных морфем, образующих соответствующие формы, обычно выбор той или иной морфемы (варианта морфемы) определяется окружением. В плане содержания для формообразования характерна передача весьма широких, абстрактных значений. /66//67/

В отличие от этого словообразовательные средства языка не обнаруживают столь же регулярных соответствий, позволяющих говорить об особых парадигмах. Словообразование отличает большая специализированность и меньшая унифицированность соответствующих служебных морфем, выбор этих морфем часто не обусловлен строго окружением. Типичным примером могут служить аффиксы, образующие в русском языке названия жителей разных городов: ср. москвич, ленинградец, одессит, пермяк, львовянин. В плане содержания для словообразовательных средств характерна передача относительно узких значений. Нередко значение, передаваемое словообразовательным средством, может быть выражено отдельным знаменательным словом, например: ленинградец = житель Ленинграда, столик = маленький стол. В сфере формообразования такие случаи встречаются редко, поскольку при формообразовании сохраняется лексическое значение слова.

§ 68.2. Четкую грань между формообразованием и словообразованием провести не всегда легко. В особенности это относится к флективным языкам, где развита синонимия аффиксов, а парадигмы часто бывают дефектными: и то и другое нарушает регулярность, стандартность формообразовательных процессов, сближая их тем самым со словообразовательными. В русском языке особую сложность представляет разграничение формообразования и словообразования применительно к категории вида (см. об этом § 82 и сл.).

Семантически сходные явления могут в одних языках относиться к словообразованию, а в других - к формообразованию. Например, в русском языке усыплять - это отдельное слово, произведенное от глагола спать, т. е. образование усыплять от спать представляет собой факт словообразования. В отличие от этого в бирманском языке эй 4 сэй 2 ‘усыплять’ - это не отдельное слово, а форма (каузативная) глагола эй 4 ‘спать’, так как аналогичные формы могут быть образованы от любого бирманского глагола (например, пйо 3 ‘говорить’ - пйо 3 сэй 2 ‘заставлять говорить’).

§ 68.3. Аффиксы, которые образуют новые слова, называются словообразующими (словообразовательными). Словообразователь­ные процессы включают не только приращение, но и опущение аффиксов (обычно формообразующих). Например, для образования слова учитель от слова учить следует отбросить окончание инфинитива и прибавить суффикс ‑тель. Для образования слова бег от слова бегать необходимо опустить окончание инфинитива вместе с тематическим гласным ‑а‑, при этом автоматически прибавляется нулевое окончание (не являющееся словообразующим средством).

Слово, от которого образуется другое слово, называется производящим; говорят также о производящей основе, если центральной единицей, фигурирующей в слевообра-/67//68/зовательном процессе, является основа. Слово, возникшее в результате словообразовательного процесса (деривации), называют производным.

Сложные слова являются результатом словообразовательного процесса, в ходе которого происходит сложение корней, основ или словоформ; одновременно с этим может использоваться также и аффиксация. Например, образование слова волнолом - это сложение корней (полученных путем отбрасывания окончаний слов волна и ломать) плюс интерфиксация; образование слова gutheissen ‘одобрять’ в немецком языке - это сложение основ; образование слова сиюминутный в русском языке - это сложение слов. Основосложение и словосложение, впрочем, не всегда можно разграничить.

Особый случай словообразования - словообразование по конверсии. При конверсивном словообразовании основной вариант слова, принадлежащий словарю, остается материально тем же, но меняется набор словоформ, которые можно образовать от него, т. е. изменяется парадигма слова, или же только его синтактика. Например, англ dog ‘собака’ имеет парадигму dog - dogs, а dog ‘выслеживать’, ‘преследовать’ - парадигму dog - dogging - dogged и т. д. Предлог соразмерно в русском языке образуется путем изменения синтактики: наречие соразмерно сочетается только с глаголом, а предлог соразмерно - также и с существительным, например, платить соразмерно тарифу.

Имеется и несколько иное понимание конверсии, согласно которому конверсия есть образование слова без помощи специальной словообразующей аффиксации. В соответствии с таким пониманием конверсии образование имени Александра от Александр есть случай конверсии, так как ‑а в Александра не представляет собой словообразующий аффикс (ср. волна, гора и т. п.). Здесь, как мы видим, основной вариант производного слова отличается от основного варианта производящего слова.

§ 68.4. Грамматику интересуют лишь такие словообразовательные процессы, которые являются продуктивными. Продуктивность означает, что в современном языке с помощью данного процесса могут образовываться новые слова. Например, русский суффикс ‑тух не является продуктивным, хотя есть вполне недвусмысленно членящиеся слова пас-тух (от пасти), петух (от петь), пи-тух (от пить): нельзя, по аналогии с ними, образовать, скажем, от глагола нести существительное *нестух. Суффиксы ‑чик, ‑тель, префикс анти‑ безусловно продуктивны; вероятно, продуктивным можно считать и суффикс ‑арь; ср. современные образования типа жаргонного технарь. /68//69/

Формообразующие и классифицирующие категории.
Части речи.
Подклассы слов

§ 69. Слова могут быть грамматически противопоставлены как лексемы и как словоформы. В первом случае говорят о классифицирующих , или лексико-грамматических , категориях, во втором - о словоизменительных , или формообразующих , категориях. Классифицирующие категории отражают распределение слов по грамматическим классам, а формообразующие - распределение словоформ по парадигмам. Примерами классифицирующих категорий могут служить части речи, категория рода существительного, примерами формообразующих категорий - категории числа, падежа.

Грамматическая категория - как классифицирующая, так и формообразующая - представляет собой единство грамматического содержания и грамматического выражения. Наличие грамматической категории можно констатировать только тогда, когда в языке существует регулярное соответствие между данным грамматическим значением и формальным способом его выражения, и при этом имеется противопоставление (оппозиция) по крайней мере двух членов - двух классов слов для классифицирующей категории или двух форм для формообразующей категории. Если данный язык не располагает грамматическим способом выражения какого-либо значения, то в нем отсутствует и соответствующая грамматическая категория. Например, в русском языке, разумеется, можно выразить различие между действием, совершающимся в первый раз, и действием, происходящим не в первый раз, однако специальных грамматических средств для этого не имеется, поэтому нет и соответствующей глагольной категории. А в диалекте Вилла Альта индейского языка сапотек такие средства есть - соответственно существует и глагольная категория повторного/неповторного действия.

В языке не может быть «одного времени», «одного вида», «одного рода», ибо такое положение означало бы, что в данном языке категории времени, вида, рода нет вообще: как отмечалось выше, категория создается противопоставлением форм или классов слов.

§ 70. Иногда различают общие и частные категории. Общая категория охватывает все члены данного противопоставления, частная категория характеризует каждый из его членов. Например, категория падежа - общая категория, категория родительного падежа - частная категория.

§ 71. Если в языке имеется определенная формообразующая категория, то каждое изменение слова соответствующего класса или подкласса должно выражаться в терминах членов этой категории. Например, каждая форма существительного в русском языке определяется как принадлежащая тому или иному падежу (не может быть словоформы существительного, которая стояла бы вне падежного противопоставления). То же относится к категории лица, времени глагола и т. п.

Нарушать этот закон может только нейтрализация, т. е. такое снятие противопоставления, которое имеет четкую контекстуальную или парадигматическую обусловленность. Например, в русском языке глаголы прошедшего времени лишены противопоставления по лицу - нейтрализация по лицу «привязана» к формам прошедшего времени (и некоторым другим), т. е. обусловлена парадигматически.

§ 72. В плане выражения форма слова может создаваться разными способами: употреблением аффикса, флективного или агглютинативного, служебного слова, редупликацией (повтором), использованием внутренней флексии, просодических средств (ударения, тона) или изменением синтактики слова.

§ 72.1. В случае использования аффикса образуется синтетическая форма слова, а в случае употребления служебного слова - аналитическая , или сложная . Например, настоящее и прошедшее время глагола в русском языке образуется синтетически, а будущее время несовершенного вида - аналитически: читаю, читал, но буду читать. Форму буду читать называют аналитической, поскольку она образуется употреблением служебного слова, т. е. грамматическое значение выражается отдельно от лексического, и сложной, поскольку она сама слагается из двух форм: формы служебного слова и формы знаменательного слова. По-видимому, правильнее говорить не о форме буду читать (как это делается традиционно), а о форме слова читать, показателем которой является служебное слово буду, само в эту форму не входящее: слово буду есть лишь знак того, что глагол читать употреблен здесь в форме будущего времени (и соответствующего вида, лица, числа, наклонения). Разницу между синтетическими и аналитическими формами можно тогда описать так: в синтетических формах значение категории находит свое материальное выражение внутри самого слова, в аналитических - вне его.

§ 72.2. Вне слова передается значение категории и в том случае, когда оно выражается изменением синтактики - практически изменением окружения слова. Например, в бирманском языке каузативная форма глагола может образовываться именно таким способом: при употреблении прямого дополнения глагол выступает в каузативной форме (ка 3 коу 2 пйа 1 т.и 2 ‘показывают фильм’), при невозможности употребить прямое дополнение /70//71/ глагол выступает в некаузативной форме (ка 3 т.и 2 пйа 1 т.и 2 ‘фильм показывается’).

§ 72.3. Особый способ выражения частной грамматической категории - использование нулевого показателя (окончания, служебного слова и т. д.). Нулевой показатель - это значимое отсутствие всех показателей, посредством которых формируются другие члены данной парадигмы. Например, в слове рук именно отсутствие всех других окончаний сигнализирует о значении множественного числа родительного падежа. Без парадигмы, таким образом, не может быть и нулевого показателя, поскольку отсутствие показателя значимо только тогда, когда оно противополагается наличию определенных показателей.

Иначе можно сказать, что возможность появления нулевого показателя вызывается обязательностью данного состава языковой единицы: если, например, слово обязательно состоит из основы и окончания, то отсутствие материально выраженного окончания - это тоже окончание, только нулевое. В отличие от этого, приставка не есть обязательный компонент русского слова, поэтому отсутствие приставки в словах работать (ср. поработать), плыть (ср. приплыть) нельзя трактовать как нулевую приставку.

Некоторые авторы полагают, что о нулевом показателе можно гово­рить только тогда, когда то же категориальное значение может переда­ваться ненулевым показателем, например слово рук имеет нулевое оконча­ние именно потому, что в других парадигмах тот же родительный падеж множественного числа выражается ненулевым показателем, ср. столов.

§ 73. В плане содержания формообразующие категории характеризуются тем, что изменение слова здесь ограничивается сферой собственно грамматики; употребление соответствующего показателя не приводит к появлению новой единицы словаря.

§ 74. Единство категории в плане выражения обеспечивается тем, что выбор показателя категории или его варианта обусловлен либо контекстом, либо лексико-грамматическим подклассом слова. Например, в английском языке для выражения множественного числа существительного выбирается вариант аффикса /‑s/, /‑z/, /‑iz/ в зависимости от последней фонемы означающего корня; обусловленность лексико-грамматическим подклассом хорошо иллюстрируется выбором падежных показателей в русском языке в зависимости от рода и типа склонения.

В плане содержания единство категории нередко понимают как характерность для нее инвариантного значения, т. е. такой общей семантики, по отношению к которой все реально зафиксированные значения определенного круга форм выступают в качестве вариантов. Иначе говоря, утверждая ин-/71//72/вариантность плана содержания формообразующей категории, предполагают, что в основе ее лежит одна семантическая оппозиция, и в терминах членов этой оппозиции может быть описан план содержания всех форм данной категории во всех их употреблениях. Так, по мнению некоторых авторов, инвариантное значение, которое передает в русском языке категория существительного, традиционно именуемая категорией числа, в действительности определяется оппозицией «нерасчлененность/расчлененность». Например, словоформы сани, ножницы явно не передают значения множественности, однако в обоих случаях обозначаются предметы, для которых характерна «расчлененность». Значение множественности при таком подходе объявляется вариантом, частным случаем значения расчлененности, а значение единичности признается вариантом значения нерасчлененности.

§ 74.1. Описанная точка зрения, по крайней мере при ее абсолютизации, по-видимому, в определенной степени упрощает и идеализирует действительную картину. Нередко «приведение к общему знаменателю» - инвариантному значению - всех частных значений выглядит насилием над языковым материалом. В русском языке можно указать на случаи употребления множественного числа, где сведéние частного значения к значению расчлененности вряд ли возможно. Например, трудно усмотреть значение расчлененности в словоформах типа сумерки, поминки.

§ 74.2. Следует иметь в виду и возможную разницу между узколингвистическим и психолингвистическим моделированием: если мы заинтересованы в воспроизведении внутренней языковой системы носителей языка, то нужно учитывать, что строгий «логизирующий» подход, уместный для собственно лингвистики, вообще говоря, несвойствен стихийному языковому мышлению: здесь более обычны ассоциации по смежности и т. п. Соответственно при психолингвистическом моделировании нет оснований стремиться к непременной инвариантности значений грамматических категорий.

§ 74.3. В любом случае нужно не забывать о том, что основная функция языка - коммуникативная. В частности, из этого следует, что, выясняя значение грамматической формы, мы должны исходить из того, чтó хочет сообщить говорящий употреблением данной формы, т. е. как он интерпретирует некоторый факт действительности, а не непосредственно из того, какие явления реальной действительности отражает такое формоупотребление. В противном случае произойдет подмена изучения десигнатов изучением денотатов (см. § 17). Очевидно, употребляя форму столы, носитель русского языка имеет в виду /72//73/ неединичность соответствующих предметов, а вовсе не то, что они представляют собой расчлененный ряд.

§ 74.4. Если невозможно вывести такое общее значение, которое естественно охватывало бы все частные, то план содержания грамматической категории приходится представлять как сложную семантическую систему, или, как говорят, семантическое поле с ядром и периферией . Ядром является основное значение. Обычно это такое значение, которое в наименьшей степени зависит от контекста. Второстепенные, или побочные, значения, напротив, обнаруживают определенную зависимость от контекста. Например, значение прошедшего времени совершенного вида для русских словоформ на ‑л типа поверил, испугался - это основное значение: для его реализации не требуется особого контекста. Значение же экспрессивного отрицания факта, обычно применительно к будущему времени, приобретается этими формами в контекстах так и...; как же,...: Так он и поверил!; Как же, испугался я!

§ 75. Выше уже было дано определение классифицирующих категорий в их отличии от формообразующих. В следующих ниже параграфах классифицирующие категории будут рассмотрены несколько более подробно применительно к их важнейшей разновидности - категории частей речи. Будет также затронут вопрос о подклассах слов.

Части речи - это достаточно крупные классы слов, выделяемые в данном языке по грамматическим признакам. Словá, принадлежащие к разным частям речи (и, шире, к разным классам слов), отличаются своими парадигмами и/или синтактикой (см. также ниже). В этом и заключается сущность любой классификации.

Важно подчеркнуть, что выделение частей речи, как и определение самого инвентаря языковых единиц, - не самоцель: признаки, по которым производится классификация слов, их распределение по частям речи, должны выбираться таким образом, чтобы полученный способ группировки слов по классам наиболее эффективно обслуживал синтез и анализ речи. Классификация слов - это грамматика словаря; определяя принадлежность слова к тому или иному классу, мы не решаем самостоятельную логическую задачу, а получаем в итоге информацию в словаре о том, как грамматически используется данное слово, какими грамматическими свойствами оно обладает. Признаки, по которым осуществляется классификация, «обратимы»: они служат для отнесения слова к той или иной части речи, а знание того, к какой части речи принадлежит слово, дает нам информацию о его грамматических признаках.

§ 76. Требование к любой классификации - не допускать пересечения классов. Иначе говоря, каждое слово в рамках /73//74/ данной классификации должно относиться к одному-единственному классу, ни одно слово не может принадлежать одновременно двум или нескольким классам. Если какие-либо слова последовательно характеризуются сочетанием признаков, по которым выделяются два самостоятельных класса, то из этого не следует, что они одновременно принадлежат обоим этим классам: скорее, они образуют третий, самостоятельный класс. Сказанное выше не отрицает возможности одновременного использования разных классификаций. В конечном итоге нас интересуют все грамматически существенные признаки слова, которые должны быть указаны в словаре, чтобы словарь содержал основную информацию об употреблении этого слова. Использование таких признаков может реализоваться в разных классификациях, в том числе и перекрещивающихся. Например, для слова пальто важно указать, что оно не имеет падежных окончаний; в то же время отнесение некоторого слова к классу наречий означает, в частности, что оно не склоняется, т. е. тоже не обладает падежными окончаниями. Следовательно, по данному признаку слова типа пальто объединяются с наречиями. Тем не менее по общему набору признаков, который определяет уже другую классификацию, класс существительных и класс наречий не пересекаются.

§ 77. Классификация слов есть классификация лексем, а не словоформ. Поэтому, формулируя признаки, выступающие в качестве основания классификации, нужно четко оговаривать, действительны они для любой формы данного слова или же только для каких-то определенных форм. Так, обычно во флективных языках типа русского глаголы выделяются как слова, которые спрягаются, а существительные - как слова, которые склоняются. Однако причастие - тоже глагол (глагольная словоформа), хотя причастие склоняется, а спряжение причастия представлено лишь дефектной парадигмой времени. Следовательно, указывая основание классификации, необходимо уточнить, что полная парадигма спряжения как признак отнесения к данному классу характерна только для финитных форм глагола.

§ 78. Основанием классификации, как указывалось выше, могут выступать любые существенные грамматические признаки - морфологические, синтаксические и иные. Пример использования синтаксических признаков как основы классификации по частям речи дает китайский и аналогичные ему языки. В китайском языке выделяют имя и предикатив, которые разграничиваются по следующему признаку: предикатив может выступать сказуемым без связки, а имя - не может. В свою очередь, общий класс предикатива делится на класс глагола и класс прилагательного: глагол, выступая в качестве определения к /74//75/ имени, всегда должен принимать форму на ‑ды, а прилагательное - лишь в некоторых особых случаях.

§ 79. На этом же примере можно видеть наличие еще одной проблемы, которую можно назвать «проблемой соотношения класса и подкласса». Под частями речи обычно понимаются наиболее крупные классы слов, выделяемые по грамматическим признакам. Соответственно чтó для китайского языка следует считать частями речи: предикатив или же глагол и прилагательное? В первом случае глагол и прилагательное будут не самостоятельными частями речи, а подклассами предикатива, наподобие, например, подклассов переходных и непереходных глаголов, выделенных в составе класса глагола как части речи. Во втором случае предикатив будет либо вспомогательным классом, выделяемым в процессе классификации, но не фигурирующим в окончательном перечне классов, либо надклассом, группой частей речи.

По-видимому, решение этого вопроса зависит от характера используемых признаков: если два класса одновременно выделяются по некоторому признаку (как это и имеет место и китайском языке), то тем самым определяется их «равноправность», и или оба они должны считаться частями речи, или оба - подгруппами (надгруппами) частей речи. Если же по данному признаку выделяется только один класс, а все остальные слова составляют «остаток», то, разумеется, нет никаких оснований считать этот «остаток» самостоятельной частью речи.

В китайском языке предикатив явно не составляет «остатка» по отношению к имени: имя и предикатив выделяются одновременно по одному признаку. Поскольку за именем при этом закрепляется статус части речи, то и предикатив должен быть признан наравне с именем частью речи. Глагол и прилагательное в этом случае окажутся подклассами предикатива, а не самостоятельными частями речи.

§ 80. Проблема выделения подклассов слов очень важна, поскольку, чем более дробные подклассы мы в состоянии выделить, тем богаче грамматическая информация о каждом слове. Эффективное разбиение на подклассы достигается прежде всего изучением дистрибуции слов. Почти каждое знаменательное слово может выступать в качестве ядра, т. е. главного слова, которому подчиняются другие слова, составляющие его окружение. Например, в словосочетании очень хорошо ядром является слово хорошо, а очень составляет его окружение, в словосочетании читать книгу ядро - слово читать, а его окружение книгу. Особенно важную роль играет так называемое оптимальное окружение, т. е. такое минимальное окружение, которое должно иметь данное ядро вне контекста. /75//76/

В один подкласс объединяются слова, которые, выступая в качестве ядра, имеют однотипное - количественно и качественно - оптимальное окружение. Например, в классе глаголов один подкласс составляют все глаголы, имеющие оптимальное окружение из одного имени - существительного или местоимения (стонать, дышать, кипеть и т. д.), другой подкласс образуют глаголы с окружением из двух имен - в именительном и винительном падежах (бить, ласкать и т. д.), третий подкласс составляют глаголы с окружением из двух имен - в именительном падеже и винительном с предлогом в (вцепляться, влюбляться, вгрызаться и т. д.; этот подкласс выделяется одновременно по словообразовательному признаку - наличию приставки в‑) и т. д.

Подклассы могут выделяться также по признаку вхождения слова в данный тип окружения. Например, слова кружок, полк, школа, общество и т. п. не являются одушевленными именами (ср. Я люблю свой полк при Я люблю своего брата), однако, подобно одушевленным именам, они могут употребляться в дательном падеже в окружении глаголов типа подарить (Писатель подарил школе свои книги), в именительном падеже при глаголах типа восхищаться, презирать (Школа восхищается вами) и т. п. Тем самым они составляют особый подкласс имен существительных.

Признаки подкласса очень часто не имеют внешнего выражения в самóм слове, их можно выяснить только посредством тщательного изучения текстовых реализаций слов. Соответственно, зная подкласс (подклассы), к которому (которым) принадлежит слово, мы знаем закономерности его сочетаемости, а отсюда и правила употребления.

§ 81. Особую сложность составляет вопрос о характеристике плана содержания классифицирующих категорий вообще и частей речи в частно­сти: каким образом можно описать значение категории женского рода или категории существительного? Можно лишь сказать, что это абстрактные грамматические значения, реальность которых вытекает из реальности самих группировок слов: поскольку в языке все в конечном счете предназначено для выражения смысла, существенные грамматические явления, даже такие формальные, как классифицирующие категории, в той или иной мере семантизируются. Семантическая характеристика классов слов зависит от денотативной отнесенности типичных представителей этих классов, однако никоим образом не определяется этой отнесенностью полностью. Так, бег, краснота с точки зрения денотативной отнесенности представляют собой обозначения процесса (действия) и качества (признака, свойства) соответственно, в то же время с грамматической точки зрения оба эти слова передают значения предметности. /76//77/

ЛИТЕРАТУРА

Блумфилд Л. Язык. М., 1968.

Зализняк А. А. Русское именное словоизменение. М., 1967.

Кубрякова Е. С. Основы морфологического анализа. М., 1974.

Холодович А. А. Опыт теории подклассов слов. - «Вопросы языкознания». 1960, № 1.

Щерба Л. В. О частях речи в русском языке. - Л. В. Щерба. Избранные работы по русскому языку. М., 1951.

Яхонтов С. Е. Понятие частей речи в общем и китайском языкознании. - Вопросы теории частей речи. Л., 1968.

Яхонтов С. Е. Методы выделения грамматических единиц. - Языковые универсалии и лингвистическая типология. М., 1969.

Тема урока : Основные способы формообразования в русском языке. Практические упражнения в определении способа формообразования.

Ход урока.

    Актуализация знаний:

Каждый порядочный учитель, я думаю, должен отличать словообразование от формообразования . Упражняйся в определении форм слова, и ты станешь грамотнее . – а) знаки препинания; б) найти сложные слова и определить способ словообразования; в) затранскрибировать должен .

Ребята, а какой смысл заложен в этом предложении? (Каждый порядочный учитель должен стать грамотным). А помогут нам в этом уроки русского языка.

Тема урока:

а) назовите тему урока (тема – слайд 1 )

б) определите задачи урока (потом - слайд 2 )

в) выполните задания: (по рядам) слайд 3 : Я снова здесь, в семье родной, мой край, задумчивый и нежный! Кудрявый сумрак за горой рукою машет белоснежной .

Выписать все 1-й ряд - сущ-ные//2-й ряд – прилагательные, определите их падеж, рядом запишите форму именительного падежа единственного числа (такая форма называется НАЧАЛЬНОЙ ФОРМОЙ);

В какой еще форме, кроме начальной, могут стоять слова различных частей речи? (На прошлом уроке мы с вами нечаянно наткнулись на одно открытие. Напомните, какое именно? Сегодня, надеюсь, вы можете ответить на вопрос: Может ли одна и та же морфема, например суффикс, играть в одном слове роль словообразовательную, а в другом – формообразующую?

    Ответить на этот вопрос поможет учебник - Самост.работа с § 17 (Гольцовой)

– формы рода, падежа, лица и числа; сравнительная и превосходная форма прилагательных, формы глагола: причастие и деепричастие, формы прошедшего и будущего времени, повелительного и сослагательного наклонения.

    Наблюдение нового материала по слайду 4 (сравните прочитанное в учебнике с темой на слайде; что нового? Непонятного?

    Определение способов формообразования (по слайду 5 работа парами – можно пользоваться учебником – показать ловушку , если не увидят – СТОЛОВОЙ - словообразование)

    Кол-ная (устная) работа с упр. 83.

    Работа по образованию форм слова – слайд 6

    Рефлексия.

В каких же формах могут стоять разные части речи? (ответ – слайд 7 )

Какие морфемы могут играть и словообразовательную, и формообразующую роль в слове?(префиксы и суффиксы )

А какие морфемы являются только формообразующими? (формообразующие суффиксы и флексии)

ДОП: Что вы можете сказать о словах РОДНОЙ, ОТЕЧЕСТВО, РОДИНА на слайде? (однокоренные, синонимы)

Составьте устно предложение с данными словами (можно взять и слова узнал, сердца )

    Д/З соч-размышл «Почему человеку, желающему быть грамотным, так важно видеть морфемы в словах?»

О некоторых способах формообразования было рассказано в § 89. Теперь подробнее укажем основные способы формообразования в русском языке:

1) при помощи мены окончаний (флексий), например: иду. идёшь, идут; стол (нулевое окончание), стола, столу. ... столы, столов и т. д.; добрая, доброе, добрый, добрые;

2) при помощи формообразующих суффиксов, например: писать – писал; умный – умнее;

3) при помощи формообразующих приставок, например: делать – с делать, писать – на писать;

4) как дополнительное средство при, формообразовании используются чередования звуков (обычно вместе с другими способами формообразования), например: мог у – мож ешь; друг – друз ья;

5) изменением места ударения, например: окнá óкна, стенá – стéну, подрéзать – подрезáть, нас пать – насыпáть;

6) меной формообразующих суффиксов, например: реши ть – реша ть, лиши ть – лиша ть, броси ть – броса ть.

В некоторых случаях в формы слова превратились когда-то разные слова, например: я – меня; человек – люди; хорошо – лучше;плохо – хуже.

Кроме описанных способов образования форм слова (такие формы называются простыми), имеются формы сложные (аналитические), образующиеся добавлением служебных слов к словам самостоятельным, например: дом – в доме (предложный падеж), пошёл – пошёл бы (сослагательное наклонение), читать – буду читать (будущее сложное).

Упражнение 107 . Укажите, какими способами образованы формы слов. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1) Веду, ведёшь, ведут; 2) бегу, бе...ишь, бегут; 3) красивый, красивая, красивое, красив...е; 4) добрый, добрая, добрее; 5) играть, играл, играл бы; 6) петь, пел, пел бы; 7) пеку, пе…ёшь, пе...ут;

8) глохнуть, оглохнуть; 9) дряхлеть, одряхлеть; 10) решить, решать; 11) pa. ..казать, pa... казывать; 12) перерéзать, перерезáть; 13) брать, взять; 14) читать, читал, буду читать, читал бы; 15) интересный, интереснее, самый интересный; 16) простой, простая, проще, самый простой.

РУССКАЯ ОРФОГРАФИЯ

О р ф о г р а ф и я – это совокупность правил, устанавливающих: 1) написание значащих частей слова (корней, приставок, суффиксов и окончаний); 2) слитные, раздельные и дефисные написания слов и их частей; 3) способы переноса; 4) употребление прописных букв.



Первый раздел орфографии – написание значащих частей слова – основывается на морфологическом принципе: значащие части слова (корни, приставки, суффиксы и окончания), выделяемые в результате морфемного анализа, пишутся единообразно, независимо от произношения. Вот примеры:

а) вóды, водá, водянóй (кореньвод- пишется одинаково во всех словах, хотя произносится по-разному);

б) соснóвый, берёзовый (суффикс-ов - пишется одинаково, несмотря на разницу в произношении);

в) пóжил, поéхал, почитáл (приставкапо- пишется одинаково, хотя произносится по-разному);

г) столóм, дóмом, гóродом; к стенé, к деревнé, к рóще (окончание -ом и окончание во всех словах пишется одинаково, несмотря на разницу в произношении).

Морфологические написания бывают пяти видов:

1) морфологические написания, определяемые произношением данного звука в сильной позиции и являющиеся опорными для проверки написания в других случаях, например: вó ды, низ ок, дубó вый, по езд, с резать, столó м, в землé ;

2) морфологические написания, не расходящиеся с произношением, но не являющиеся опорными, поэтому требующие проверки, например: са д а д), чут кий (чут ок), с писать (с резать), привéтли вый (сонл вый), у бáни (у земл );

3) морфологические написания, расходящиеся с произношением, но проверяемые опорными случаями, например: во дá (вó ды), низкий (низок), ос но вый (дубó вый), дóмо м (столó м), к бáне (к землé );

4) морфологические написания, не расходящиеся с произношением, но не проверяемые опорными случаями, например: ка б на, ка кáо, ка лóрия, га лáнтный, ба йдáрка, ба гáж, ма жóрный, на т ра;

5) морфологические написания, расходящиеся с произношением и не проверяемые опорными случаями, например: во лд рь, со бáка, бо тáника, ве нтил тор, го ндóла, до минó, же тóн, кре матóрий, жи рáфа, ци л ндр, ши мпанзé.

В сравнительно редких случаях в русской орфографии имеются отступления от морфологического принципа. Причины этих отступлений следующие:

а) уступка произношению, т. е. введение написаний в той или иной мере фонетических; например, различное написание одной и той же приставки, а именно приставок, оканчивающихся на -з:без- – бес-, воз- – вос-, из- – ис- и т. п. (без дарный –бес предельный , во зделать – во скликнуть, из резать – ис портить); различное написание основ в этимологически родственных словах: сват ать – свад ьба, нос – нозд ри, лез у – лес тница и под.;

б) некоторые особенности русской графики; в частности, своеобразие в употреблении букво, ё, е после шипящих и ц (конём , но ключом ; столóм – домóм , но кольцóм – пальцем );

в) сохранение следов старинных чередований звуков, например: прико сновение – каса тельная;

г) смешение русских и старославянских написаний, например: ра стение, отра сль (старославянские написания), но ро сток, ро сла (русские написания);

д) стремление средствами орфографии дифференцировать значения слов-омонимов, например: поджо г (существительное) – поджё г (глагол прошедшего времени) – так называемые дифференцирующие написания.

Второй раздел орфографии – слитные, раздельные и дефисные написания – связан с лексикой. Принципом этого раздела орфографии является раздельное написание слов как самостоятельных, так и служебных. Например: Я не намёл в столе нужной мне бумаги. В этом предложении восемь слов, и все они пишутся раздельно. В процессе развития языка служебные слова (предлоги и частицы) могут сливаться с самостоятельными, образуя новые слова, например: наречия втёмную, сначала, по-моему; союзы тоже, чтобы и т. п. Процесс слияния происходит постепенно, поэтому имеется много переходных образований, написание которых вызывает затруднения, например: на ходу. влёт, без устали и т. п.

В основе третьего раздела орфографических правил – переноса слов – лежат факты фонетические и морфологические.

Слова в русском языке переносятся по слогам. Это фонетическое правило ограничивается запрещением переносить слоги, состоящие из одной буквы, и запрещением в некоторых случаях разрывать значащие части слова (раз-бить, а не ра-збить).

В основе четвёртого раздела орфографии – употребления прописных букв – лежит: 1) выделение начала каждого отдельного самостоятельного предложения, 2) выделение имён собственных, например: Лето я провёл на Волге, близ города Казани, 3) выделение инициальных аббревиатур типа МГУ, ГЭС, ООН (см. § 116), все буквы которых пишутся как прописные.

Изображение слова или каких-либо его частей на письме с целью обратить внимание на способ их написания называется орфограммой. Например, орфограммой является слово собака и часть его соб-, содержащая непроверяемый безударный гласный [о].

Упражнение 108 . Разбейте приведённые ниже слова на значащие части и определите, к какому виду морфологических написаний относится написание каждой выделенной вами части (укажите в скобках пункт, под каким подобный вид написаний указан в § 103).

Образец. Ватрушк-а – корень (4), окончание (2).

Ворона, покупать, комар, нора, корова, ложка, разгул, избрал, искал, сынок, борода, окна.