Написание не с краткими причастиями. Правописание частицы не с причастиями. Не с причастиями пишется вместе

Применяя данное правило, рассуждайте так: (не) просохшая после дождя земля . При полном причастии просохшая есть зависимые слова: не просохшая (после чего?) после дождя . Значит, не здесь следует писать раздельно: не просохшая после дождя земля .

153. Проанализируйте текст и назовите элементы разговорного стиля. Спишите, заменяя выделенные глаголы прошедшего времени краткими страдательными причастиями прошедшего времени. Обозначьте условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями.

Ты говоришь, Петя, что наша сп..ртивная площа..ка буд..т через день-два готова. Я с тобой (не) согласен. До полной г..товности ещё д..леко. В сектор для прыжков не пр..везли песок. Беговую дорожку не выровняли и не <.i>разметили. Щиты к столбам на баскетбольной площадке не пр..крепили . Строительный мусор не убрали . При самой энергичной работе мы со всеми этими (не)доделками едва справ..мся за неделю.

выровненный

154. Спишите, устно указывая условия слитного или раздельного написания не с причастиями.

1. (Не)прекр..щающийся весь день шум ливня. (Не)прекр..щающийся шум ливня. 2. (Не)про..снившийся небосклон. (Не)про..снившийся после бури небосклон. 3. (Не)скоше(н, нн)ая трава. (Не)скоше(н, нн)ая на лугу трава. 4. Ещё (не)вспаха(н, нн)ое поле. (Не)вспаха(н, нн)ое поле. 5. (Не)сдела(н, нн)ая (во)время работа пр..учает к бе..делью.

прекратитъ

155. Спишите, расставляя пропущенные запятые и вставляя на месте пропусков зависимые от причастий слова. Обозначьте причастные обороты.

  1. Н..чего не стоят (не)подкреплё..ые _ _ _ слова.
  2. Ученик (не)ув..жающий _ _ _ сам не заслуживает уважения.
  3. (Не)пр..ученному _ _ _ ребёнку будет очень трудно в жизн...
  4. Пустой тратой врем..ни надо считать выступление (не)содержащее _ _ _ .
  5. Ученик (не)выполнивший _ _ _ не сможет как следует понять об..снение нового материала.
  6. А на каком основан.. ты (не)помогавший _ _ _ претендуешь на помощь товарищей?

претензия
претендовать

156. Спишите. Обозначьте вид и время причастий. В каком предложении вы написали не с причастием слитно, хотя в предложении есть противопоставление? Подчеркните грамматические основы предложений.

  1. Учащимся нужны (не)вызубренные, а осозн..нные правила.
  2. (Не)обдуманный, а опр..метчивый поступок часто пр..водит к печальн..м последствиям.
  3. Вд..леке слыш..тся гром, (не)раскатывающийся, а глухо р..кочущий.
  4. В пала..ке мы увидели (не)разброс..нные, а аккуратно слож..нные рюкзаки.
  5. Дорога шла между полей (не)созревшей, но уже пр..нявшей восковую окраску пшениц...
  6. (Не)сморщ..нные, мелкие листочки, а уже сочные, большие листья покрывали деревья.

157. Прочитайте, передавая голосом состояние страха, которое ощущали жители дома от грозы. Озаглавьте текст. Какого он стиля? Какова его основная мысль? Разделите текст на абзацы. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте приставку не- . Подчеркните причастия как члены предложения. Какие из синонимов к выделенному слову были бы уместны в тексте?

(Не)забываемое впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером. Светлая з..ря ещё (не)закрытая чёрной приближающейся тучей оз..ряла розовым светом нашу спальню. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь (не)прекращавш..йся в течение целого часа. Сквозь (не)занавеш..нные окна постоянно видна была молния. (Не)смолкавшие ни на м..нуту раскаты грома сковали нас и держали в состоян.. (не)прекращавшегося страха. Казалось, что какая(то) сила сн..сет наш домик стоящий на высоком берегу реки.

(С. Аксаков)

страшный
устрашающий
ужасающий
ужасный
чудовищный
жуткий
грозный
зловещий
грозный

158. Назовите виды орфограмм, связанных с правописанием не . Сопоставьте примеры и определите, какие из них включены в ту или иную группу слов ошибочно. Спишите, исправляя эти недостатки.

  1. (Не)навис(?)ный, (не)уклюжий, (не)нас(?)ный, (не)навид..щий, (не)годующий, (не)брежность, (не)лепость, (не)правильный.
  2. (Не)верное предположение, (не)умелая попы..ка, (не)высокое мнение, (не)замеч..нная оплошность, (не)ра..говорчивый сосед.
  3. План (не)продуман. Ошибка (не)исправл..на. Пример (не)приведён. Обещание (не)выполн..но. Ра..сказ (не)оконч..н.
  4. Ветер ворвался через (не)закрытое окно. На столе стоял (не)тронутый завтр..к. Телефон до сих пор (не)отремонтиров..н.

159. Вспомните виды орфограмм, связанных со слитным и раздельным написанием не со словами разных частей речи. Запишите по три примера, обозначая условия выбора слитного или раздельного написания.

Н.А. ЗАЙЦЕВА,
Смоленская обл.

Правописание не с причастиями

2 часа

7-й класс

ХОД УРОКА

I. Проверка теории при выполнении практических заданий.

У доски три ученика: одному предлагается восстановить в опорном конспекте пропущенные компоненты и составить рассказ о слитном и раздельном написании не с причастиями. Второй выполняет задание, демонстрируя знание слитного или раздельного написания причастий. Третий делает синтаксический разбор предложений.

Класс в это время пишет словарный диктант.

Задание 1. Восстановите пропущенные компоненты опорного конспекта.

Не с причастиями

Задание 2. Решите, как писать, – слитно или раздельно. Раскройте скобки.

(Не)выученный урок, (не)открытая книга, (не)расцветший, а увядший росток, урок (не)окончен, (не)завершенное вовремя дело, (не)скошенная на поле трава.

Задание 3. Сделайте синтаксический разбор этих предложений. Раскройте скобки. Расставьте знаки препинания, графически их объясните.

1. На дворе шумел дождь (не)успокаивающийся вторые сутки.
2. (Не)успевшие облететь листья дрожали на ветру.
3. Редкие поля (не)убраны и оставлены до весны.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Ненаряженная елка, неподготовленная доска, не уважающий других, неразношенные сапоги, не сшитый, а связанный костюм, недостижимая цель, негодующий учитель, не рассказанная на ночь сказка, еще не подогретый обед, ничем не отмеченный день, не нуждающиеся в совете, нескошенная трава, напиток не допит, правило не выучено.

II. Проверка и оценка работ у доски.

Выполненные работы оценивает и проверяет класс.

III. Работа в парах и группах.

Класс делится на пары. На две пары дается по одной (одинаковой) карточке. Одинаковые пары объединяются в группы для взаимопроверки работ.

Учитель занимается с теми учениками, чьи знания требуют коррекции, затем эта группа получает индивидуальные задания.

Материал для учителя

А. Словарный диктант . Каждый ученик из группы объясняет написание одного словосочетания.

Непримятая трава, трава не примята, не примятая машинами трава, не поставленная на место книга, не забытая, а созданная вновь песня, невыученное стихотворение, лошадь не запряжена, неприкрытая форточка.

Б. Пунктуационный диктант . Задание ученику: объясните знаки препинания. (Проводится аналогично заданию А.)

1. Начался мелкий неуспокаивающийся дождь. 2. Из поезда мы видели голые скалы, леса с еще не распустившимися почками. 3. Первым делом он насобирал дров, перекладину соорудил, котелки с водой повесил над еще не зажженным костром. 4. Степным ветрам не писаны законы.

КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРАХ (ГРУППАХ)

(для сильных учащихся)

К-1. не с причастиями писалось раздельно.

1. В эту осень не было золотых деньков, не сияли березовые перелески под негреющим солнцем, не полыхали багрянцем осины, не заметало тележные колеи шуршащей листвой. (В.Тендряков) 2. И причитает во всю ширь полей, во всю глубь неба, до водянистых звезд, несмазанное колесо. 3. Торжественно гремели из-за пыльного кустарника невидимые цикады. 4. Быстро, но осторожно, чтобы никому не попасться на глаза, они перебегали дорожки, ныряли в чащу кустарника, пролезали через колючие ограды, ползли вверх, спускались вниз, ничего не оставляя на своем пути незамеченным.

К-2. Спишите, расставьте пропущенные знаки и вставьте буквы. Раскройте скобки.

(Не)осмысленные понятия легко забываются Правила хорошо помниш_ если они (не)вызубрены а осмыслены. Учить правила не нужно. Надо только понять (не)понятное осознать (не)осознанное. И главное ра_таться с (н_)чем (не)оправданной уверенностью что все произойдет само собой. (Не)ослабевающий интерес к миру ваш союзник в учебе. Этот путь (не)закрыт любому.

Сформулируйте и запишите основную мысль текста. Согласны ли вы с ней? Выразите свое мнение.

К-3. Перестройте предложения так, чтобы не с причастиями писалось слитно.

1. Короткие осенние дни замелькали передо мной, как никогда не виданные станции, сверкающие огнями на пути скорого поезда. 2. Дорога в Каменку пролегала через старый, подгнивший мост, мимо покрытых еще не скошенной травой заливных лугов и мимо мелких протоков, заросших высоким густым камышом. (А.Гайдар) 3. На пути стоял хутор, отрадно целый, обойденный войной. И врезался в память один дом, ничем, ровно ничем не отличающийся от других.

К-4. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Раскройте скобки.

(Не)которые предпр_ятия сл_вают (не)очищенные химические отходы в чистые вод_емы. Рыба (не)живущая в грязной воде погиба_т. Но даже выживая, она ни копченой ни жареной (не)пр_годна для еды. (Не)понимающие или (не)желающие понять и решать проблемы д_ректора заводов только пож_мают плечами. А в это время (не)выдерживающая загр_знения природа гибн_т. В наше время уже нельзя пить (не)кипяченую воду. (Не)загрязняйте вод_емы!

1. Сформулируйте и запишите основную мысль текста.

2. Определите тип речи и стиль текста. Докажите свое мнение.

К-5. Запишите предложения в нужном порядке, чтобы получился текст. Объясните написание не с причастиями. Расставьте знаки препинания, графически обозначьте причастные обороты. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

Архитектор строивший станц_ю выбрал для ее отделки этот суровый, скромный и благ_родный мета(л,лл) некогда шедший на брелоки и на разменную монету. (Не)ржавеющей сталью отделана она. Эта сталь (не)боится ржавчины. Под площадью находится чудесный дворец, самая красивая из станц_й московского метрополитена - «Маяковская». Строгий и (не)гнущийся прочный и верный мета(л,лл) сродни стиху Маяковского. (Л.Кассиль)

КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТАЮЩИХ С УЧИТЕЛЕМ

К-1. Слитно или раздельно? Графически объясните написание.

1. Для знающего мир светел, для (не)знающего - темен. 2. (Не)жданный успех голову кружит. 3. (Не)знающий меры будет горевать в богатстве. 4. (Не)скошенный луг пестрел цветами. 5. Письмо так и осталось (не)отправленным. 6. Ошибка в работе осталась (не)замеченной. 7. Под окном стоял еще (не)облетевший клен. 8. Я отвел от него (не)доумевающий взгляд. 9. День зачета был еще (не)назначен. 10. Он принял совсем (не)обдуманное решение.

К-2. Спишите, выбирая правильное написание. Укажите причастные обороты, расставьте пропущенные знаки препинания.

1. В саду стоял (не)проницаемый мрак. 2. (Не)тронутый снег густо покрывающий веранду был похож на ватную подстилку для рождественской елки. 3. Теперь в (не)освещенной комнате было очень тихо. 4. В легкой синеве неба еще (не)потеплевшего после ночи розовело одно тонкое облачко.

К-3. Слитно или раздельно?

(Не)ослабевающие, а крепнущие связи. Результат (не)выверен. (Не)избалованный родителями ребенок. (Не)подготовленное выступление. (Не)потускневшая от времени фотография. Задание (не)выполнено. (Не)оконченная рукопись. (Не)законченный портрет. (Не)скрываемая симпатия.

Для того чтобы понять правописание причастий с частицей не, нужно вспомнить, Мы знаем, что это такая которая обозначает признак в действии и обладает свойствами и глагола, и прилагательного.

Не с причастиями пишется вместе:

Когда данная образуется от слова, не употребляющегося без частицы не .

Например: ненавидимый. Ненавидимый всеми, он старался не попадаться на глаза;

В случае, когда частица не помогает образовать полному причастию новое понятие, становясь приставкой. Это легко проверить, заменив такое слово синонимом или выражением близким по значению. Например: непройденный материал (новый материал);

В случае, когда причастие имеет при себе зависимое наречие, в значении меры и степени: совершенно непройденный материал.

Не с причастиями пишем раздельно:

С полными причастиями, если имеется противопоставление при помощи союза а. Например: Дом остался не достроенный, а просто сложенный из подручных материалов;

Если при полных причастиях имеются зависимые слова, кроме наречий в значении меры и степени. Например: На горе так и стоял не достроенный им дом;

Если в предложении уже есть отрицание. Например: Нет, этот дом не достроенный;

С краткими причастиями не пишется всегда раздельно: Этот дом не достроен;

Порядок рассуждений при написании не с причастиями

Прежде чем решить, как пишется отрицательнаячастица не с причастиями, определите в какой форме, краткой или полной, находится эта часть речи. Если в краткой, то пишем раздельно.

При наличии полного причастия, вспоминаем, можно ли употребить его без не. Если нет, то нужно писать слитно.

Если же без данной частицы причастие употребляется, то смотрим, нет ли противопоставлений с союзом а. Наличие противопоставления говорит, что не с причастиями пишем раздельно.

Если же его нет, то ищем подчеркнутое отрицание. Когда отрицание имеется, не пишется отдельно.

Если отрицание отсутствует, то ищем зависимые слова при данной части речи. Таких слов нет - значит пишем частицу слитно. Если же зависимые слова есть, то смотрим, какие именно. Наречие меры и степени позволяет писать частицу не с причастиями слитно. При наличии другой части речи, пишем раздельно.

Как различить причастие и отглагольное прилагательное

Для того чтобы правильно писать частицу не, необходимо научиться определять, какая

Часть речи перед нами: причастие или прилагательное.

Главным является то, что причастия, как правило, обозначают признак, который возникает при действии самого предмета или благодаря действию над ним. Это временный признак. Например: летящий самолет , это самолет, который летит в данную минуту.

А прилагательное - это постоянный признак предмета: летучий газ. То есть газ, который обладает определенными химическими признаками.

Причастие сочетается с такими же словами, что и глагол, от которого оно образованно: спущенный на воду, спустить на воду . А прилагательное может выступать в сочетании с существительными, с которыми глагол не образует словосочетаний. Например: привлекательная внешность , но нельзя сказать: привлекать внешность.

Итак, мы рассмотрели основные шаги для правильного написания не с причастиями и научились отличать его от отглагольного прилагательного.

1. Пишется слитно не с полными причастиями, при которых нет пояснительных слов, например: невычитанная рукопись, незамеченные опечатки, непроверенные цитаты, непрекращающиеся боли.

2. Пишется раздельно не с причастиями, имеющими при себе пояснительные слова, например: не возвращенная автору рукопись, не замеченные корректором опечатки, не сданные в срок гранки, не изданные при жизни писателя варианты отдельных глав романа.

Примечание 1. Данное правило распространяется и на те случаи, когда причастие с пояснительными словами образует часть составного сказуемого, например: Многие письма писателя остались не опубликованными при его жизни; Бездарность сойдет со сцены не замеченной в искусстве. Ср. в другой синтаксической конструкции: Трудно представить себе его не участвующим активно в общественной жизни.

Этому также подчиняются причастия, употребляемые в роли существительных, например: В числе не явившихся на заседание были Петров и Сергеев. Но при субстантивации причастия (переходе в разряд существительных) используется слитное написание, например: число неуспевающих по русскому языку.

Примечание 2. При наличии в качестве пояснительных слов наречий меры и степени не с причастиями пишется слитно, например: совершенно невычитанная рукопись, совсем непроверенные цифры. Но если помимо таких наречий при причастии имеются еще другие пояснительные слова, то предпочтение отдается более общему правилу и не пишется отдельно, например: совершенно не подготовленная к набору рукопись, совсем не решенная до сих пор проблема.

Примечание 3. Если причастие употребляется в значении прилагательного, то и при наличии пояснительных слов не пишется слитно, например: Это всеобщее одушевление, блеск, шум - все это, доселе невиданное и неслыханное мною, так поразило меня, что я в первые дни совсем растерялся (Достоевский). Ср.: неподходящие для южных культур условия (т.е. малопригодные, в значении прилагательного) - написания, не подходящие под правило (причастный оборот); по независящим от редакции обстоятельствам (фразеологический оборот с именем прилагательным) - рефлексы, не зависящие от воли человека (причастный оборот); веками нетронутая земля (в значении прилагательного; ср.: нетронутая еда, нетронутая натура - в переносном значении) - рябина, не тронутая осенними заморозками (причастный оборот). Такое же разграничение проводится и для кратких форм, ср.: ложь политиканов так бесстыдна, порою так неприкрыта (т.е. явна, очевидна, в значении прилагательного) - дверь не прикрыта (причастие, см. ниже, п. 1); ученик неподготовлен (прилагательное) - доклад не подготовлен (причастие).

3. Пишется раздельно не с краткими причастиями, например: рукопись не отредактирована, цитаты не проверены, работа не выполнена.

4. Пишется раздельно не с причастиями, при которых имеется или предполагается противопоставление, например: не законченный, а только начатый рассказ.

Ошибки в правописании не с причастиями объясняются не незнанием правил, а неумением отличать причастия от прилагательных. Наиболее важные грамматические сведения о причастии даны в § 20-- 23. Усвоение их - основное условие приобретения устойчивых навыков правописания не с причастиями и прилагательными.

Не с краткими причастиями

С краткими причастиями, так же как и с другими глагольными формами (неопределенной формой, личными формами, формами повелительного наклонения, деепричастием), частица не пишется раздельно: статья не написана; роман не прочитан; план не выполнен; письмо не доставлено; не сказано ни слова; стол не накрыт; Все дома приплюснуты, давно не штукатурены, крыши не крашены, ставни затворены (Ч.); Путь не проторен, не измерен, но он всегда ведёт к весне (Алиг.); Однако концерт всё же был не окончен, или, вернее, не начат (Баж.).

Примечания: 1. С краткими формами причастий не пишется слитно, если краткая форма образована от глагола с приставкой недо-: план недовыполнен; роман недооценён критикой; Чего недодано тебе [Сибири], так это песни, здесь рождённой (Тв.); Она умна, но ум её недовоспитан (Ч.); В этом случае нефть бывает неё о насыщена (газ.). Но: Много дел не доделано в прежние годы (Пр.) - причастие образовано от глагола доделать ("закончить, довести до конца").

2. Следует различать краткие формы^причастий и краткие формы прилагатель-ных, возникших на базе причастий; ср.: Вино не выдержано нужный срок.- Девочка невыдержанна, капризна; Группа для изучения иностранного языка так и не обра-зована.-Девушка была хотя и необразованна, но сообразительна; Его представления о счастье не ограничены узким миром семьи. - Неограниченно и беспредельно счастье, которое человек черпает из полноты своих растущих душевных сил (А. Т.). Краткие формы причастий с частицей не и краткие формы прилагательных с приставкой не- можно различать, во-первых, по значению (прилагательное всегда имеет другое значение), во-вторых, путем постановки грамматических вопросов (прилагательное отвечает на вопросы «каков?», «какова?», «каковы?», к причастию же эти вопросы поставить нельзя). Кроме того, страдательные причастия прошедшего времени управляют творительным падежом деятеля, прилагательные же не сочетаются с формой творительного падежа.

3. Слова типа неуязвим, неувядаем, непоколебим являются прилагательными (не причастиями!; подробно см, ниже).

Не с полными причастиями

С полными формами причастий не может писаться и слитно, и раздельно.

1. Частица не с причастием пишется слитно:

1) если причастие образовано от глагола, который без не не употребляется: ненавидящий, ненавидевший (ненавидеть); недомогающий (недомогать); недоумевающий (недоумевать);

2) если причастие образовано от глагола с приставкой недо-: Осень досылала земле своё нежаркое, недоданное за лето солнце (Поч.); Нужно ли говорить, как я обрадовался возможности... заново открыть для себя поэта, недооценённого в своё время (Рыл.); Спи, недопонятая мною, спи!.. Спи, недолюбленная, спи... (Луг.);

3) если при причастии нет пояснительных слов; при отсутствии пояснительных слов не с причастием образуют единое смысловое целое, поэтому создается возможность для синонимической замены (синоним нередко есть в самом предложении): Вронский тоже поднялся и в н а-гнутом, невыпрямленном состоянии исподлобья глядел на него (Л. Т.); Много зародившихся в детстве желаний он [И. Ильф] нёс сквозь жизнь свежими, непотухшими (Ол.); Нержавеющей, бессмертной сталью облик твой запечатлят простой (Берг.). Ср. также:

Невыспавшиеся девицы стояли рядом, взапуски позёвывая... (Ч.) - причастие можно заменить синонимом сонные

Такую богатую пищу воображению даёте Вы несколькими незначащими штрихами... (Бл.) - причастие можно заменить синонимами простыми, обычными

Первые десять часов прошли в непрекращавшейся борьбе со сплошным хаосом волн (газ.) - причастие можно заменить синонимами постоянной, беспрестанной

Сгнило в стогах сено, сложенное непросохшим; Непросохшую одежду спешно пялит на себя (Тв.) - причастия можно заменить синонимами сырую, влажную

Примечания: 1. Сочетание ««е-|-одиночное прич.» не легко заменить синонимом: в языке создается много индивидуальных образований, для которых отнюдь не просто найти синонимический вариант. Поэтому запомните: отсутствие пояснительных слов при причастии в большинстве случаев требует слитного написания не с данным причастием (создается новое слово).

Глядит на гребни штормовые давно не спавший командир (Ойсл.) - есть пояснительное слово, заменить причастие с не синонимом нельзя

В это время Дюрок увидел меня и, покинув беседу, подошёл с ничего не значащим видом (Грин) - есть пояснительное слово, заменить причастие с не синонимом нельзя

Не прекращавшийся в течение суток дождь смыл все переправы - есть поясни-тельные слова, заменить причастие с не синонимом нельзя

С трудом натянул на себя не просохшую за ночь одежду- есть пояснительные слова, заменить причастие с не синонимом нельзя

2. При отсутствии пояснительных слов раздельное написание не с причастиями возможно в двух случаях: 1) при противопоставлении: Всей душой я вдруг почувствовал в ней не просто девочку, а трагическую героиню какого-то подлинного, а не выдуманного... будущего романа (Кат.); 2) при логически подчеркнутом отрицании: Не спешащего Ефремова я не видел (Св.).

4) если в качестве пояснительных слов при причастии выступают количественные наречия почти, отчасти, весьма, довольно, гораздо, вполне, полностью, очень, абсолютно, слишком, крайне, совершенно, в высшей степени и др.: почти ^отредактированная рукопись; совершенно неосвоенная область; в высшей степени неоправданное заявление; крайне необоснованное решение; Есть связи между людьми совершен-н о нгвысказываетые (Бл.); Ты будешь плыть через громадные, абсолютно неисследованные пространства (газ.); Затем прокурор... осмотрел колючую проволоку, оставшуюся почти нетронутой (Нил.). Но если в предложении кроме наречий степени есть другие пояснительные слова, то не с причастием пишется раздельно: Его белое, совершенно не тронутое загаром тело мертвенно просвечивает через пласты воды (Гриб.) - здесь наречие совершенно усиливает отрицание; замена словосочетания не тронутое синонимом (или синонимическим оборотом) «разрушает» предложение.

Примечание. Если при причастии имеется наречие совсем или его синоним вовсе (разг.), то не с причастием может писаться и слитно, и раздельно. Слитное написание возможно в том случае, если совсем, вовсе имеют значение "совершенно, абсолютно" и усиливают то новое значение, которое приобрело причастие в сочетании с не: И сейчас же... [Маяковский] вышел вслед за Норой Полонской на тёмную, совсем неосвещенную лестницу (Кат.) - "на темную, совершенно (абсолютно) неосвещенную лестницу", наречие совсем можно заменить словом вовсе; И вот, совсем неподготовленную, вы ввели меня в свой круг (Остр.)-"совершенно (абсолютно) неподготовленную"; ...Иные блюда оттого остыли, а другие принимались вовсе нетронутыми (Г.) - "совсем (совершенно, абсолютно) нетронутыми".

Если наречия совсем, вовсе подчеркивают, что явление не относится к числу тех, которые называются причастием без не, частица с причастием пишется р а з д е л ь-н о: совсем не выдуманная история, вовсе не выдуманная история.

2. Частица не с причастием пишется раздельно, если при причастии есть пояснительные слова (не количественные наречия): На столе напёрсток, не довязанный старушкою чулок (Ч.); Всё это - стихи, нигде не напечатанные и написанные залпом на этих днях (Бл.); Если не считать этой, открыто не высказанной неудовлетворенности, во всём остальном они неплохо ладили с Коровиным (Е. М.); Его перу принадлежит не издававшаяся почти тридцать лет книга (Шт.); На экране ничто не проходит незаметным: ни одно психологически не оправданное переживание, выражение лица, ни один неоправданный жест (А. Лев.; неоправданный пишется слитно, потому что нет пояснительных слов; ни один относится к существительному жест).

Примечания: 1. Следует отличать причастия с пояснительными словами и частицей не от прилагательных с приставкой не, которые возникли на базе соответ-ствующих причастий; ср.: не организованные в нужное время строительные студен-ческие бригады - неорганизованный в работе человек ("разболтанный, несобранный, недисциплинированный"); не выдержанные в карантине дети - невыдержанные в спорах товарищи ("не умеющие владеть собой, вспыльчивые, горячие"); не подготовленное к началу учебного года здание школы - неподготовленный по физике ученик ("плохо знающий физику, отстающий по физике"); инженер, не успевающий закончить к сроку проект - ученик, неуспевающий по русскому языку ("отстающий по русскому языку"). Как можно заметить, прилагательные с не- имеют «свое» значение и даже при наличии пояснительных слов легко заменяются синонимами (что невозможно сделать, если при причастии есть пояснительные слова). Страдательные причастия и похожие на них прилагательные различаются и грамматически. Страдательные причастия управляют дополнением в форме творительного падежа: не организованные (кем?) студенческие строительные отряды; не подготовленное (кем?) здание школы. При прилагательных творительный падеж невозможен - нельзя сказать: «неорганизованный (кем?) в работе человек»; «неподготовленный (кем?) ученик» (в значении "отстающий, плохо знающий").

Частица не с прилагательными (типа неорганизованный, невыдержанный, непод-готовленный, неуспевающий) пишется слитно или раздельно по правилам написания не с прилагательными (см. далее). Здесь только отметим, что из всех пояснительных слов, которые возможны при них, на необходимость писать раздельно указывают по-яснительные слова, начинающиеся с ни (отрицательные местоимения и местоименные наречия), а также далеко, отнюдь и совсем, вовсе ("отнюдь"): нисколько (отнюдь) не выдержанный человек, ни в каком отношении (совсем) не подготовленный ученик.

2. Правило о раздельном написании не с причастиями при наличии пояснитель-ных слов не распространяется на причастия, которые перешли в прилагательные и которые при сложении с частицей не получили новое значение: невиданный ("необычный, поразительный, исключительный"), невидимый ("скрытый от взора, недоступный взору"), незабываемый ("памятный"), необитаемый ("пустынный, не имеющий населения"), неслыханный ("поразительный, небывалый") и др. В отличие от страдательных причастий эти образования не управляют существительными или местоимениями в форме творительного падежа [нельзя сказать: «обитаемый людьми остров», «забываемое нами (мной) событие», «виданное нами чудо»].

Слитное или раздельное написание не с подобными словами регламентируется правилами написания не с прилагательными. Практически же не с подобными словами пишется раздельно только в одном случае - если в качестве пояснительных слов выступают слова с ни (отрицательные местоимения и наречия, а также повторяющийся союз ни...ни): Чудесное, никогда не виданное зрелище очаровывает.меня (Купр.). При других пояснительных словах не с бывшими причастиями пишется слитно: И сама я невидима вражьему глазу (Алиг.); Звёзды, невидимые прежде, засверкали в поле телескопа неведомыми мирами; Примерно в тот же час... внизу, у берега, невидимого с позиций Воропаева, начинал покряхтывать пулемёт (П. П.).

3. Правило о раздельном написании не с причастиями при наличии пояснительных слов не распространяется и на широко употребляющиеся в языке прилагательные на -мый (осложненные, как правило, частицей не), которые внешне похожи на страдательные причастия в форме настоящего времени: невообразимый шум, непоправимая ошибка, непреодолимое препятствие, нескончаемый разговор, нестерпимый жар, невосполнимые потери, неоценимая услуга, неуловимая разница, неукротимая ненависть, непоколебимая уверенность, независимый человек. Прилагательные на -мый образуются непосредственно от глаголов и никогда в функции причастий не выступают. Поэтому они не сочетаются с формой творительного падежа (нельзя поставить вопросы «кем?», «чем?»). Многие подобные прилагательные без не не употребляются: невообразимый, неизгладимый, неистощимый, неотвратимый, нерушимый, несгибаемый, несгораемый, нескончаемый, нестерпимый и др.75. Другие, хотя и в редких случаях, употребляются и без не: Для меня мыслима и приемлема будущая Россия как великая демократия (Бл.); Всё различимо, близко, будто уже найдено (Бл.).

Прилагательные на -мый (и в полной, и в краткой форме) пишутся раздельно с не, если в предложении есть пояснительные слова, начинающиеся с ни: ни с чем не сравнимое видение гор (Бл.); Не слышима никем проносится звезда (Инб.); Тебе приметы дороги, что никому не зримы (Тв.). Но: Как будто издали ему грозит ничем неотвратимая опасность (Алиг.) - прилагательное без не не употребляется. При других пояснительных словах, так же как и при отсутствии пояснительных слов, прилагательные на -мый пишутся с не с л и т н о: Вода, как и другие жидкости, практически несжимаема; Жизненный путь Щепкиной-Куперник неотделим от театра; Различные жиры... имеют в своём составе незаменимые для организма вещества.

Ниже даются комментарии к слитным и раздельным написаниям частицы не с глагольными формами:

1. Возможности для классической оперной формы не исчерпаны и неисчерпаемы (газ.) - краткая форма причастия исчерпаны (управляет творительным падежом) пишется с не раздельно; краткая форма прилагательного на -мый (не управляет творительным падежом) с не пишется всегда слитно, кроме тех случаев, когда пояснительными словами являются слова, начинающиеся с ни, или далеко, отнюдь, а также совсем, вовсе в значении "отнюдь".

2. В её прекрасных чертах было что-то недоконченное, невыс-казавшееся; им недоставало одной искры, одного удара резцом... (Герц.) - одиночные причастия недоконченное, невысказавшееся можно заменить синонимами; недоставало - форма прошедшего времени от глагола недоставать.

3. На давно не подметавшихся улицах ветер шелестел опадавшей листвой - причастие с пояснительным словом (не количественным наречием).

4. Человеческая память обладает пока ещё необъяснимым свойством навсегда запечатлевать всякие пустяки (Кат.) - прилагательное (не управляет творительным падежом) можно заменить синонимами странный, необычный.

5. Знакомый мир возникал на холстах, но было в нём что-то своё, не передаваемое скупыми человеческими словами (Пауст.) - причастие с пояснительными словами.

6. Лёд и льдистый грунт практически непроницаемы (газ.) - форма прилагательного на -мый (не управляет творительным падежом), пояснительное слово практически не учитывается.

7. А ведь замыслов, которые зародились у Тургенева в Спасском, но которые остались не доведёнными до конца или совсем неосуществлёнными, было множество (газ.) - причастие от глагола довести с пояснительными словами; неосуществлёнными - причастие в функции прилагательного, наречие степени совсем имеет значение "совершенно".

8. Сверху нас поливал ни н а минуту не прекращавшийся холодный, осенний дождь (Ис.) - причастие с пояснительными словами. v 9. Алькина кровать стояла всё ещё нетронутой - одиночное причастие; всё ещё является частицей, усиливающей значение слова нетронутой.