Анафора, эпифора и другие стилистические фигуры. Что такое анафора? Значение анафоры

Анафора может располагаться в начале полустиший ("Город пышный, город бедный"), строк ("Она не страшилась возмездия, Она не боялась утрат"), строф, проводиться через все стихотворение в тех или иных комбинациях (Лермонтов, "Когда волнуется"; Фет, "Это утро, радость эта" и т. д.). Особенно ярко анафоры построения выступают на примере амебейной композиции* . Анафорой называют также стихотворение, все слова которого начинаются одним и тем же звуком, например:

* Амебейная композиция – широко распространенный (особенно в народной поэзии) прием композиционного параллелизма, заключающийся в том, что стихотворение, в котором применена амебейная композиция, имеет двучленный характер: распадается на два, параллельно развивающиеся ряда, причем периоды, входящие в эти ряды, также обычно парны, например:
"А мы просо сеяли, сеяли,
Ой, дид ладо, сеяли, сеяли.
А мы просо вытопчем, вытопчем,
Ой, дид ладо, вытопчем, вытопчем".

Параллельная связь предложений в тексте может быть особо подчеркнута, усилена одинаковым началом их (анафора).

Фрагмент из поэмы И.Исаева "Суд памяти":

Анафора это единоначатие; стилистический приём, который заключается в преднамеренном повторе звуков, морфем, слов или синтаксических конструкций в начале двух или больше смежных речевых отрезков (слов, фраз, предложений, строк, строф). Анафора в стилистике относится к фигурам прибавления.

Происхождение

Анафора – древний литературный приём, истоки которого лежат в библейских псалмах. Ранние религиозные тексты содержат изобилие звуковых, лексических, синтаксических повторов, которые подчёркивают отдельные слова, фразы и предложения («Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное…»; Библия).

Писатели Елизаветинской эпохи и периода романтизма воплотили стилистический приём анафоры в прозе и в поэзии («Безумный мир! Безумные короли! Безумен их союз!»; Шекспир, «Король Иоанн»).

Поскольку анафора использует избыточность слов для создания драматического эффекта, этот приём не распространен в академических и публицистических текстах. Таким образом, анафора не характерна для формальных стилей письма и главным образом используется для создания ритма и акцента в поэтической манере.

Виды анафоры

В зависимости от повторяющихся элементов в речевых отрезках, различают следующие виды анафоры:

  • звуковая (фоническая) анафора – повтор звуков в словах, расположенных в начале смежных речевых отрезков. Звуковая анафора свойственна аллитерационному стиху;
  • морфемная анафора – повтор морфем, т. е. частей слов, в начале соседних отрезков речи;
  • лексическая (словесная) анафора – повтор слов в начале параллельных речевых отрезков. Это наиболее распространённый вид анафоры;
  • синтаксическая анафора – повтор синтаксических структур в начале смежных речевых отрезков;
  • строфическая анафора – повтор речевых элементов в начале параллельных строф стиха;
  • ритмическая анафора – повтор ритмических единиц (стоп) в соседних стихотворных строках.

Анафора в поэзии

Анафора в поэзии размещается в начале полустиший, стихотворных строк, строф или же на протяжении всего произведения («Когда волнуется желтеющая нива…» М. Ю. Лермонтова, «Это утро, радость эта…» А. А. Фета), составляя принцип его композиции.

Термин «анафора» используется также для обозначения стихотворения, в котором все слова начинаются с одного и того же звука.

Стилистический приём анафоры применяли знаменитые русские писатели А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, А. А. Блок, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, С. А. Есенин, Б. Л. Пастернак, К. Д. Бальмонт и др.

Примеры анафоры:

Город пышный, город бедный…
(А. С. Пушкин)

Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
(С. А. Есенин)

Анафора в риторике

Ораторы, в том числе политические деятели, используют анафору как риторический приём в своих выступлениях, чтобы подчеркнуть идеи, которые они хотят передать, и вызвать эмоции у аудитории. В устной речи анафора, как правило, реализуется в повторе одного слова или целой фразы.

Анафору применял политик и оратор Уинстон Черчилль. Его утверждающая речь «Мы будем сражаться на пляжах» (1940 г.), произнесённая во время Второй мировой войны, полна анафорических примеров. У. Черчилль неоднократно повторил слово «мы», ссылаясь на множественную форму, которую он применил ко всей нации, вызывая патриотические настроения среди народа.

Функции анафоры

Анафора как стилистический приём в литературе выполняет следующие функции:

  • усиление образности и выразительности художественной речи;
  • смысловое и логическое выделение значимых идей путём акцентирования внимания на повторяющихся элементах речи;
  • установление связи между отрезками речи на основе параллелизма;
  • выражение контраста между параллельными речевыми рядами посредством антитез;
  • добавление ритма в текст, что усиливает его интонационную и смысловую структуру, делает его более лёгким для чтения и запоминания;
  • поддержание мелодического воздействия поэтической речи звуковым, лексическим или синтаксическим повтором;
  • композиционное построение в лирическом сюжете.

Анафора как риторический приём используется для привлечения внимания аудитории, для вызова эмоций у слушателей, с целью убеждать, мотивировать и побуждать их.

Анафора и эпифора

Анафора и эпифора (эпистрофа) – близкие понятия в том отношении, что оба представляют собой стилистические приёмы, основанные на повторе элементов речи. Однако в анафоре повторяющиеся единицы размещаются в начале смежных отрывков текста, в эпифоре – в конце. Если эти две фигуры используются одновременно, они образуют симплоку – соединение анафоры и эпифоры.

Анафора также вступает в сочетание с другими видами повтора: многосоюзием (полисиндетоном); градацией – фигурой, состоящей в перечислении элементов речи с нарастающей интонацией, например: «Не жалею, не зову, не плачу…» (С. А. Есенин).

В современном искусстве анафора проявляется в разных контекстах, включая песни, кинофильмы, телевидение, политические речи, поэзию и прозу.

Слово анафора произошло от греческого anaphora, что в переводе означает вынесение, повторение.

Термин «анафора» переводится с греческого языка буквально как «вынесение вперед», «восхождение».

Анафора – одна из стилистических фигур речи, характеризующаяся единым началом, повтором определенных слов или звуков в начале строфы, стиха или полустишия.

«Опять с вековой тоскою
Пригнулись к земле ковыли,
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали…
(А. Блок)

Анафора как любой стилистический повтор делает стихотворение более острым и выразительным, служит своеобразным лейтмотивом текста и является своеобразным голосом поэта, помогает понять его душевное, эмоциональное состояние. Также этот троп нужен для смыслового подчеркивания мыслей, которые кажутся наиболее значимыми, для объединения в единое целое конструкций, отличающихся синтаксическим строением.

Это не только стихотворный приём, анафора встречается и в прозе – в повторениях частей сложных предложений, фраз, абзацев. Например:

«Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота слагается из тени и света». (Л. Толстой)

Примеры анафоры из литературы.

В языке существует несколько видов анафоры:

  • Звуковая – повторение одинаковых сочетаний звуков:

    «Грозой снесенные мосты,
    Гроба с размытого кладбища».
    (А. Пушкин)

  • Морфемная, когда повторяются отдельные морфемы:

    «И вспрыснуты они святой водой;
    И все священники в собранье:
    Чтоб день и ночь душе на упокой
    Свершать во храме поминанье».
    (В. Жуковский)

  • Лексическая – в ней происходит повтор отдельных лексем:

    «Эти бедные селенья,
    Эта скудная природа –
    Край родной долготерпенья,
    Край ты русского народа».
    (Ф. Тютчев)

  • Синтаксическая представляет собой повтор одинаковых по строению конструкций:

    «Быть может, вся Природа – мозаика цветов?
    Быть может, вся Природа – различность голосов?»
    (К. Бальмонт)

  • Строфическая встречается в начале каждой стихотворной строфы:

    «Люблю тебя, Петра творенье,
    Люблю твой строгий, стройный вид…»
    (А. Пушкин)

В литературе встречается также строфико-синтактический вид анафоры, совмещающий признаки двух последних.

Подобные примеры можно встретить в творчестве и других поэтов, в фольклорных произведениях.

Что такое анафора можно узнать из языковедческих и литературных справочников и в Интернете.

Язык любой культуры, в том числе и русской, содержит множество приспособлений для обогащения речи. К одному из таких способов относятся так называемые фигуры речи. Поскольку объем данных о каждой из них выходит далеко за рамки планируемого объема статьи, рассмотрим для начала одну стилистическую фигуру, ярко представленную в выразительной речи, например, в стихах. Речь идет о так называемой анафоре.

Что такое анафора

Это стилистическая фигура, которая с греческого переводится буквально как «восхождение». Суть ее в том, что сродные или схожие звуки, слова или их сочетания повторяются в начале каждого параллельного ряда. А если чуть проще, то в качестве примера можно взять стихотворение, тогда параллельными рядами будут просто его строки, которые, если разговор об анафоре, будут начинаться как-либо единообразно.

В связи с тем фактом, что при образовании данной стилистической структуры могут использоваться звуки, слова и целые словосочетания, выделяют довольного много разновидностей такого явления, как анафора.

Примеры

Итак, звуковая анафора для начала. Рассмотрим такой вот простой стишок:

Гротеск не внятен... Боже мой...
Гробницы в круг, в бетон одеты...

Очевидно, что сочетание звуков «гро» образует анафору. Затем наблюдаем морфемное образование, когда идет повтор части слова, имеющей собственное лексическое предназначение. Например, вот такой небольшой отрывок:

Длинношерстая тигрица,
Длиннокрылая синица.

И все в таком духе. Как видим, «длинно», являясь лишь частью слова, тем не менее образует вполне осмысленную лексическую единицу. И так можно выделять еще множество разновидностей анафоры, смысл, думается, читателем уже усвоен. Ответив на вопрос, что такое анафора, движемся вперед в стилистическом образовании нашего любимого «великого и могучего».

Эпифора

Раз уж мы начали разбирать такое интересное явление, как ритмические элементы в языке, то в контексте можно обратиться к антиподу представленной ранее структуры. Созвучное слову «анафора» - эпифора. Ее мы и обсудим в нашем лингвистическом исследовании греческого языка.

С последнего это образование переводится как «принесение». При этом означает оно все то же самое, только относительно к концу строки в ритмическом повторении. Например, опять же, в стихотворении. Возьмем небольшой этюд в исполнении Марины Цветаевой, чтобы не вгонять читателя в скуку:

Мы вам дарили прекрасных, как ночь, сыновей,
Нищих, как ночь, сыновей.

Эпифора, как ритмическая структура, гораздо более востребована в прозаическом изложении, нежели анафора. Вспомним известное ницшеанское «так проповедовало безумие». Подобных примеров можно найти множество в прозаических произведениях классиков и не только. Продолжая разговор о стилистических фигурах, можно рассмотреть в контексте еще пару интересных их видов. И начнем с одной, довольно трудноуловимой в обычном языке, с которой, тем не менее, связана и анафора.

Инверсия

Стоит подчеркнуть, что данная стилистическая фигура относится скорее к области риторики, поскольку сам прием, который, кстати, переводится с латыни как «переворачивание», относится больше к языку и его особенностям. Так называемые аналитические языки, вроде английского, где слова в предложении располагаются в соответствии с установившимися нормами, не склонны использовать инверсию. А вот русский и некоторые другие - совсем другое дело. Здесь нет такого определенного распорядка, поэтому перемешивание слов в предложении приводит к занимательным явлениям, которые и называются, по сути, инверсиями. Таким образом, определение этого термина - это нарушение порядка слов в предложении с целью создания выразительности языка. Характерно как для поэзии, так и для прозы.

Когда мы обсуждали, что такое анафора, мы склонялись к ритмике языка, и это объединяет рассматриваемые понятия. Однако место последней большей частью в поэзии. А вот инверсии позволяют делать действительно поразительные эффекты, в том числе и в рамках использования прозы. И наконец, еще одну стилистическую фигуру речи можно рассмотреть в контексте. Она вбирает в себя невероятное количество явлений любого языка, позволяя получать самые изысканные смысловые и образные конструкции при помощи живого языка.

Метафора

Анафора, являясь ярким примером фигуры, может быть противопоставлена метафоре как представителю так называемых троп. То есть на сцену выходит переносное значение слов и выражений. Это как раз тот механизм, благодаря которому любой язык начинает играть всеми своими яркими гранями, представляя собой великолепное средство для выражения абсолютно любой фантазии. Анафора, примеры которой мы вкратце рассмотрели, по сути, является средством создания ритмики в языке. Метафора же позволяет развивать язык, делать его ярче, богаче, глубже и так далее. Нет пределов для языка, активно использующего метафору как средство саморазвития.

Вообще об этом инструменте можно отдельно сказать очень много. Напомним лишь основное определение. Метафора - это использование слов или словосочетаний в переносном смысле. По сути, это постоянная игра ассоциаций, которая позволяет создать всю затейливую структуру любого языка. Без метафоры язык повествования сух и скучен, а поэзию без этого инструмента представить просто невозможно. Поэтому его важность подчеркивают все исследователи, отводя метафоре центральное место в слаженном хоре троп.

Заключение

Таким образом, нам удалось рассмотреть несколько важнейших стилистических фигур языка, разобраться на примерах, что такое анафора, как она связана с другими представителями фигур, и даже ухватить основной смысл важнейшего представителя троп.

Основным выводом по окончании этого небольшого путешествия в мир лингвистики является тот факт, что любому культурному человеку следует знать не только то, из чего состоит его родной язык, но и как этим богатством можно воспользоваться. Поэтому, расширяя собственное образование, следует думать, как его можно применить. Тогда язык, а с ним и жизнь, будут намного интереснее, богаче, глубже и значимее. Желаем читателю быть не только грамотным, но и преуспевающим благодаря получаемым знаниям.

В переводе с греческого "анафора" обозначает единоначатие. Давайте попробуем понять, что такое анафора в литературе. Анафора - это повторение речевых явлений, таких как слова, звуки, строфы или обороты, расположенные в начальных частях речевого потока. Эта стилистическая фигура широко применяется в поэтической речи. Кроме того, существует много видов анафоры, среди которых различают следующие:

  • звуковая - основана на повторении одних и тех же звуков в начале;
  • морфемная - повторение частей слова или морфем;
  • лексическая - повторение одних и тех же слов;
  • синтаксическая - повторение синтаксических конструкций;
  • строфическая - повторение строф стихотворения и схемы их построения;
  • строфико-синтаксическая - объединение строфической и синтаксической анафор;
  • ритмическая анафора - основана на повторении ритма, используется редко.

Теперь рассмотрим примеры анафоры, которая встречается наиболее часто и которую изучают в школе на уроках литературы.

Примеры анафоры

В учебниках различается множество видов анафоры. Чтобы выяснить роль анафоры, достаточно будет рассмотреть лексическую анафору как самую часто встречающуюся и выразительную. В ее основе всегда лежит эмоциональность и взволнованность.

Афанасий Афанасьевич Фет часто использовал в своих стихотворениях анафору. Рассмотрим отрывки из некоторых его стихотворений в качестве наглядных примеров. После этого вам станет еще более понятно, что такое анафора. Итак:

Этот синий свод,

Этот крик и вереница,

Эти стаи, эти птицы,

Это говор вод,

В этом примере хорошо видны многочисленные повторения: это, этот, эти. Это и является анафорой стихотворения, здесь она указывает на возрождающуюся весеннюю природу. Рассмотрим еще один отрывок из стихотворения Фета в качестве примера анафоры:

Только в мире и есть, что тенистый

Дремлющих кленов шатер.

Только в мире и есть, что лучистый

Детски задумчивый взор.

При рассмотрении данного примера стихотворения также очень хорошо видна лексическая анафора. Приведенные примеры являются стихотворениями Фета потому, что он – поэт анафоры. Что такое анафора в творчестве Фета? Она является выразительным средством для стихотворной речи. Именно этот поэт гениально использует анафору, добиваясь мелодичного строя в своих стихотворениях.