Роль сказки в психическом развитии ребенка. Сущность и значение сказки в развитии ребёнка. Чему учат сказки

Ш. Бюлер специально изучала роль сказки в развитии ребенка. По ее мнению, герои сказок просты и типичны, они лишены всякой индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их характеристика исчерпывается двумятремя качествами, понятными детскому восприятию. Но эти характеристики доводятся до абсолютной степени: небывалая доброта, храбрость, находчивость. При этом герои сказок делают все то, что делают обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся и т. п. Все это способствует лучшему пониманию сказки ребенком.

Но в каком же смысле восприятие сказки может быть деятельностью? Восприятие маленького ребенка отличается от восприятия взрослого человека тем, что это развернутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах. А. В. Запорожцем, Д. М. ДубовисАрановской и др. было выделено специфическое действие для этой деятельности. Это содействие, когда ребенок становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия. Б. М. Теплов, рассматривая природу художественного восприятия ребенка, указывал, что сопереживание, мысленное содействие герою произведения составляет "живую душу художественного восприятия". Сопереживание сходно с ролью, которую берет на себя ребенок в игре Д. Б Эльконин подчеркивал, что классическая сказка максимально соответствует действенному характеру восприятия ребенком художественного произведения, в ней намечается трасса тех действий, которые должен осуществить ребенок и ребенок идет по этой трассе. Там, где этой трассы нет, ребенок перестает понимать ее, как например, в некоторых сказках Г X. Андерсена, где есть лирические отступления. Т. А. Репина подробно прослеживала путь интериоризации содействия: у маленьких детей понимание имеется тогда, когда они могут опираться на изображение, а не только на словесное описание. Поэтому первые детские книжки должны быть книжками с картинками, и картинки являются основной опорой при прослеживании действия. Позднее такое прослеживание становится менее необходимым Теперь основные действия должны быть отражены в словесной форме, но в том виде и в той последовательности" в которой они реально происходят В старшем дошкольном возрасте возможно обобщенное описание событий

Какое влияние сказка оказывает на развитие ребенка7 Выдающийся психоаналитик, детский психолог и психиатр Бруно Бетельхейм написал замечательную книгу "Польза и значение волшебной сказки", где обобщил свой опыт использования сказки для психотерапевтического воздействия на ребенка. Его книга объясняет, почему сказки оказывают такое большое и положительное влияние на развитие ребенка Б Бетельхейм работал с детьми, имеющими глубокие нарушения в поведении и общении Он считал, что причина этих нарушений - потеря смысла жизни. Чтобы обрести этот смысл, ребенок должен выйти за узкие границы сосредоточенности на самом себе и поверить в то, что он сделает значительный вклад в окружающий мир, если не - сейчас, то, по крайней мере, в будущем. Чувство удовлетворенности тем, что ребенок делает, очень важно для него. Чтобы обрести это чувство, нужна помощь взрослого Нет ничего более важного для ребенка, чем тот импульс, который дают ему родители, знакомя его с культурным наследием всего человечества. Пока ребенок еще маленький, это культурное наследие, по мнению Б Бетельхейма, может быть представлено в литературе.

Б Бетельхейм стремился найти ответ на вопрос, каким должно быть литературное произведение, способное помочь ребенку найти смысл в его жизни. Он приходит к выводу, что такое произведение должно завладеть вниманием ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции Словом, это произведение должно задевать все стороны личности ребенка. В добавление к перечисленному, такое произведение должно способствовать повышению уверенности ребенка в себе и в своем будущем По мнению Б Бетельхейма, всем этим требованиям удовлетворяет только народная сказка. Почему же именно она?

Сказка - произведение искусства Как подчеркивает Б. Бетельхейм, значение сказки различно для каждого человека и даже для одного и того же человека в разные моменты его жизни. И как почти каждый вид искусства, сказка становится своего рода психотерапией, потому что каждый человек (каждый ребенок) открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем.

С другой стороны, культурное наследие человечества находит свое отражение в сказке, и через сказку оно сообщается ребенку Особенно важна именно народная сказка, потому что она передается из уст в уста, из поколения в поколение Она претерпевает изменения, вносимые очень многими людьми. Но это не просто изменения Они вносятся рассказчиком, исходя из реакций слушающего Это изменения, которые человек считает для себя наиболее важными Над народной сказкой, по словам Б Бетельхейма, "трудяюя" миллионы людей, отбрасывая неважные детали, прибавляя важные Это делает сказку действительно сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания Именно поэтому в сказках отражены осознаваемые и неосознаваемые проблемы человека на протяжении всей его жизни, d также показан процесс разрешения этих проблем

Язык сказки доступен ребенку Сказка проста и в то же время загадочна "В некотором царстве, в некотором государстве. . . " или "В те далекие времена, когда животные умели разговаривать. . . ", и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем

Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какимито логическими рассуждениями Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую.

Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненш важную информацию.

Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В не все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. По мнению Б. Бетельхейма,. это происходит не потому, что ребенок хороший по своей природе, а потому, что положение этого героя среди других - более привлекательно. Таким образом, считает Б. Бетельхейм, сказка прививает добро, а не только поддерживает его в ребенке.

Сказка очень близка ребенку эмоционально, по мироощущению, так как ребенок ближе к миру животных, чем к миру взрослых.

Если сравнить сказку с другими литературными произведениями, то станут еще более ярко видны ее несомненные преимущества. Так, например, сравнивая сказку с мифом, Б. Бетельхейм указывает, что миф, несмотря на то, что он также сгусток человеческого опыта и говорит с нами на языке образов, - пессимистичен, не утешителен, не способствует восстановлению чувства справедливости. Так, миф об Эдипе завершается гибелью двух главных героев. А миф о Ниобее кончается смертью семерых ни в чем не повинных ее детей. Это также не способствует удовлетворению чувства справедливости так необходимого ребенку.

Если сравнить сказку с басней, то последняя тоже менее подходит ребенку. Она несет мораль скорее для взрослого. Так, например, сравнивая басню. "Стрекоза и муравей" и сказку "Три поросенка", Б. Бетельхейм подчеркивает несомненное преимущество сказки перед басней. В басне Стрекоза страдает потому, что она наслаждалась жизнью, когда можно было это делать. Отсюда следует, что ребенок должен усвоить, что этого делать нельзя, а почему, ему понять еще трудно. В сказке же ясна причина, по которой не следует руководствоваться принципом удовольствия, это - Волк. Кроме того. Муравей басни, с которым ребенок должен отождествлять себя, - существо недоброе, не умеющее сострадать. Неужели такая мораль должна усваиваться ребенком? - спрашивает Б. Бетельхейм.

Если сравнить сказку с фантазией, то в пользу сказки можно сказать, что она имеет последовательную структуру с определенным сюжетом, который развивается в направлении благополучного конца. По сравнению с фантазией сказка имеет еще одно преимущество - в ней все желания, даже самые неблаговидные (так называемые Эдиповы желания), могут быть выявлены, и о них можно говорить, обсуждать с родителями. Фантазии же ребенок открыто высказывать боится.

Б. Бетельхейм сравнивает сказку с рассказом из реальной жизни и приходит к парадоксальному выводу: реалистический рассказ, особенно если в нем есть причинно - следственные объяснения, психологически неправдоподобен для ребенка, потому что он их не понимает. Б. Бетельхейм писал: "Рассказы, действия которых происходят в современном мире, дезориентируют ребенка относительно реальности и вымышленности. Эти рассказы не могут быть созвучны внутреннему миру ребенка, они углубляют пропасть между внутренним и внешним его опытом. Они также эмоционально отделяют ребенка от родителей". По мнению Б. Бетельхейма, реалистические рассказы информируют ребенка, но не обогащают его так, как это делают сказки.

Кроме того, внутренняя интеллектуальная жизнь возможна только тогда, когда ее содержание прошло через сопереживание другому лицу или персонажу. Всякая сказка - это рассказ об отношениях между людьми, сказка вводит в круг таких отношений, которых ребенок в реальной жизни может не замечать. Действительно, то, чем мы поглощены, мы не замечаем. Надо выйти из ситуации, чтобы посмотреть на нее со стороны.

Л.Ф.Обухова. Детская (возрастная) психология. М., 1996.

Некоторые тезисы из работы по теме Роль волшебной сказки в психическом развитии ребенка
ВВЕДЕНИЕ

На данный момент, проблема развития и укрепления психического здоровья ребенка весьма актуальна. Это очевидно в связи с ростом нервно-психических заболеваний среди детей, поэтому требуются профилактические и психокоррекционные работы для детского возраста.
Появляется множество новых методов, психокоррекционных программ, которые направлены на работу с проблематикой. В наше время психологи разрабатывают технологии, имеющие большие возможности для эффективности психологического воздействия.
Обогащая практическую психологию новыми средствами для работы с детьми, часто используют сказки и, так называемую, сказкотерапию.
Привлекательность такого метода работы психолога заключается в универсальности способа правильной психологической работы с детьми. В процессе этой работы, открываются те знания, которые и являются на данный момент психотерапевтическими. Это своеобразный процесс смыслового поиска, способ самовыражения через сказку.
Внимательно изучив данную тему, у психолога появится возможность помочь ребенку, справится с приобретенной тревожностью, агрессией, неумением сосредоточиться и обрести смысл жизни.
В данной работе рассмотрены основные виды сказок и подробное рассмотрение волшебных сказок.
Анализируя данную тематику и изучая различные источники психологической литературы, следует отметить, что литературы на данную тематику существует много, однако одной, точной трактовки по поводу идельного влияния сказки на ребенка не существует. Именно поэтому, анализ такой тематики данной курсовой работы является актуальным и представляет собой научный и практический интерес.
Цель: Проанализировать отношение разных авторов к теме влияния сказок на психическое развитие ребенка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. Учебное пособие. Издание 2-е. Издательство Михайлова В.А. Санкт-Петербург, 1998.
2. Бретт Д. «Жила-была девочка, похожая на тебя…» Психотерапевтические истории для детей. М., 1996.
3. «Введение в психологию сказки» Игорь Вачков/
4. Веккер Л.М. Психические процессы. – Т.1. – Ленинград, 1974.
5. Выготский Л. С. Психология. – М.; Из-во: Интор,2000
6. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 512 с.
7. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. – М.: Педагогика, 2008.
8. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. – 2-е издание, перераб. и доп. – М., 2008.
9. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник. – СПб.: Питер, 2000. – 592 с.
10. Пропп В.Я. Русская сказка. М.: Просвещение, 2000. – 231 с.
11. Психология игры и сказки. Хрестоматия. М.,2008 (она есть в нашей библиотеке).
12. Психология сказки и сказкотерапия. Специальный выпуск Журнал практического психолога № 10-11, 1999
13. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой [Текст] / Л.Б. Фесюкова - Харьков, 1996 год. - 126с.
14. Филиппов, Ю.В. Сказка как ирреальная структура и игра как реальное действие в реальном воспитательном процессе / Ю.В. Филиппов, И.Н. Кольцова // Мир психологии. – 2003. - № 3. – С. 160 – 173.
15. Франц фон М.-Л. Психология сказки. СПб.; 1998
16. Э.Берн «Люди, которые играют в игры» часть вторая «Родительское программирование» - Судьба человека.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Содержание
    • Введение
    • Глава 1. Обзор литературы по проблеме развития ребенка дошкольного возраста посредством сказки
    • 1.1 Сказка как фольклорный жанр, виды сказок и педагогический потенциал народной сказки
    • 1.2 Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством народной сказки
    • 1.3 Контрольное диагностирование
    • Заключение
    • Список литературы
    • Приложения

Введение

Актуальность . Педагогический опыт многих поколений предоставляет богатейший арсенал народной воспитательной мудрости, который содержится в сказках, играх, обрядах, загадках, пословицах и т.д. Каждый народ хотел видеть своих потомков такими, чтобы ими можно было гордиться: честными, добрыми, смелыми, трудолюбивыми и т.п.

Наиболее обобщенно педагогическую роль сказок представил в своих трудах В.А. Сухомлинский. Он эффективно использовал их в воспитательном процессе. Великие педагоги-демократы прошлого, в том числе Ушинский, включали сказки в свои учебные книги, хрестоматии.

Объект исследования - педагогический потенциал сказки.

Предмет исследования - методика использования сказки в воспитательном процессе в условиях ДОУ в целях эмоционального развития дошкольников.

Цель данной работы - выявить роль сказки в психическом развитии ребенка-дошкольника.

В соответствии с поставленной целью формулируем ряд задач :

1. Провести обзор литературы по проблеме развития ребенка дошкольного возраста посредством сказки.

2. Раскрыть педагогический потенциал народной сказки.

3. Выявить особенности восприятия сказки дошкольниками, влияние сказки на мотивационный компонент психики ребенка, влияние сказки на формирование эмоциональных переживаний, на развитие воображения, эстетических чувств детей.

4. Показать влияние сказок на социокультурное развитие ребенка-дошкольника.

5. Провести экспериментальную работу по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников средствами народной сказки.

6. Подобрать методики изучения эмоциональной сферы старших дошкольников и апробировать их на практике - выявить уровень развития эмоциональной сферы старших дошкольников.

7. Разработать и апробировать мероприятия по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников посредством народной сказки.

8. Проверить эффективность использования сказки при развитии эмоциональной сферы старших дошкольников.

Глава 1. Обзор литературы по проблеме развития ребенка

дошкольного возраста посредством сказки

1.1 Сказка как фольклорный жанр , виды сказок и педагогический

потенциал народной сказки

сказка педагогический дошкольник

"Генетически литература связана с мифологией через фольклор" - отмечал в своей работе "Классические формы мифа"Е.М. Мелетинский. На хронологическом отрезке от древнейших времен до наших дней фольклор занимает промежуточное положение, является связующим звеном.

Произведения древнерусской словесности, но главным образом фольклор, стали основным объектом исследования ученых, составивших мифологическую школу в русском литературоведении.

В первой трети нашего века научная литература о сказке была не слишком богата, больше всего издавалось текстов, довольно много работ по частным вопросам и сравнительно мало трудов общего характера.

Ясно, что прежде чем осветить вопрос, откуда сказка происходит, надо ответить на вопрос, что она собой представляет. Правильная классификация - одна из первых ступеней научного описания. От правильности классификации зависит и правильность дальнейшего изучения. Разные виды сказки различаются не только внешними признаками, характером сюжетов, героев, идеологией и т.д., они могут оказаться различными и по своему происхождению и истории и требовать различных приёмов изучения. Поэтому правильная классификация имеет первостепенное научное значение. Между тем мы вынуждены признать, что в нашей науке до сих пор нет общепринятой классификации сказок. Это происходит потому, что не найден тот решающий признак, который мог бы быть положен в основу деления.

Разные виды сказки различаются не только внешними признаками, характером сюжетов, героев, идеологией и т.д., они могут оказаться различными и по своему происхождению и истории и требовать различных приёмов изучения. Поэтому правильная классификация имеет первостепенное научное значение. Между тем мы вынуждены признать, что в нашей науке до сих пор нет общепринятой классификации сказок. Это происходит потому, что не найден тот решающий признак, который мог бы быть положен в основу деления.

Самое обычное деление сказок - это разделение на сказки с чудесным содержанием, сказки бытовые, сказки о животных . (Предложено В.Ф. Миллером). Эта классификация по существу совпадает с классификацией мифологической школы (мифические, о животных, бытовые ). Возникает вопрос: а разве сказки о животных не держат элемента чудесного, и наоборот?

Дальнейшие попытки по существу не вносят улучшения. Так, например, в своей известной работе “Психология народов” Вундт предлагает следующее деление:

1) Мифологические сказки - басни

2) Чисто волшебные сказки

3) Биологические сказки и басни

4) Чистые басни о животных

5) Сказки “о происхождении”

6) Шутливые сказки и басни

7) Моральные басни

Эта классификация много богаче прежних, но и она вызывает возражения. Басня есть категория формальная. Что под этим подразумевал Вундт - неясно. Термин “шутливая” сказка вообще недопустим, так как та же сказка может трактоваться героически, и комически и т.д.

В 1924 г. появилась книга о сказке одесского профессора Р.М. Волкова. Волков с первых же страниц своего труда определяет, что фантастическая сказка знает 15 сюжетов 1 Пропп В.Я. Собр. Тр. Морфология сказки. Русская сказка. - М., 2000. - с. 49. :

1) О невинно гонимых

2) О герое-дурне

3) О трех братьях

4) О змееборцах

5) О добывании невест

6) О мудрой деве

7) О заклятых и зачарованных

8) Об обладателе талисмана

9) Об обладателе чудесных предметов

10) О неверной жене и т.д.

Как установлены эти 15 сюжетов - не оговорено. Если же всмотреться в принцип деления, то получится следующее: первый разряд установлен по завязке, второй - по характеру героя, третий - по количеству герой, четвёртый - по одному из моментов хода действия и т.д. Таким образом, принцип деления вообще отсутствует, получается действительно хаос. Данная классификация не является научной в точном смысле слова, она не более чем условный указатель, ценность которого весьма сомнительна.

Лучшей из имеющихся попыток мы должны признать систему А.Н. Афанасьева. Афанасьев шел эмпирическим путем и выделил основные разряды:

Сказки о животных.

Сказки о людях:

а) волшебные

в) новеллистические (включая анекдоты).

Не выделил Афанасьев разряда, который был установлен лишь в последние годы, - сказки кумулятивные, или цепевидные, типа «Колобок». Таким образом, получается всего четыре крупных разряда:

1. Сказки о животных - главное действующее лицо у сказок животные.

2. Волшебные - фантастические сказки, в которых есть волшебство.

3. Новеллистические - реалистические или бытовые. Отображают крестьянский дореформенный быт, без признаков волшебства. Сверхъестественное есть, но оно втянуто в будничную жизнь и всегда окрашено комически (Сказка о попе и работнике его Балде).

4. Кумулятивные - в них нет никаких интересных «событий» сюжетного порядка. Характеризуется многократными всё нарастающими повторами одних и тех же действий, пока созданная цепь не обрывается либо не расплетается в обратном убывающем порядке (Репка).

Более дробная систематизация была предложена финским ученым Антти Аарне. Он взял несколько больших европейских сборников и установил имеющиеся в них сюжеты. Повторяющиеся сюжеты Аарне назвал типами сказок. Он составил каталог типов и опубликовал его в 1910 г. под названием « Указатель сказочных типов». Каждый тип дан в кратком, схематичном пересказе. Каждый тип сказки получил название и номер. Номер типа представляет собой шифр, т.е. условный знак, обозначающий сказку, независимо от того, на каком языке она записана. Аарне оказал мировой науке неоценимую услугу. Достаточно взглянуть в каталог, составленный по системе Аарне, и сейчас же можно установить, есть ли данная сказка в архиве, или её нет, и если есть, в какой именно папке, в каком собрании и на какой странице её можно найти.

Таковы достоинства указателя Аарне. Но наряду с этими достоинствами существует и ряд недостатков. Аарне нигде не определил, что понимается под типом. (Русская наука этим термином не пользуется.) С одной стороны Аарне подразумевал ряд сказок, объединенных общностью характера действующего лица. С другой стороны, под типом понимаются иногда мелкие дробные мотивы.

Другой недостаток этого указателя состоит в невыдержанности классификации и в неприменимости её к материалу. Так, волшебные сказки делятся на разряды:

1) Чудесный противник

2) Чудесный супруг (супруга)

3) Чудесная задача

4) Чудесный помощник

5) Чудесный предмет

6) Чудесная сила или умение

7) Прочие чудесные мотивы

Внешне всё выглядит очень стройно и логично. На самом деле эта классификация составлена по не исключающим друг друга признакам. Например, чудесная задача обычно решается при помощи чудесного помощника.

По отношению к этой классификации могут быть почти дословно повторены возражения на классификацию Волкова. Правда, Аарне и не стремится к созданию собственной научной классификации: его указатель важен, как практический справочник и как таковой он имеет огромное значение. Но указатель Аарне опасен другим: близость сюжетов между собой и невозможность вполне объективного отграничения приводит к тому, что при отнесении текста к тому или другому типу часто не знаешь, какой номер выбрать.

Работы В.Я. Проппа имеют колоссальное значение для изучения волшебной сказки. Отталкиваясь от опыта своих предшественников, В.Я. Пропп вывел постоянную неделимую морфологическую единицу сказки - функцию действующих лиц.

Для сравнения В.Я. Пропп выделяет составные части волшебных сказок по особым приемам и затем сравнивает сказки по их составным частям. В результате получится морфология, т.е. описание сказки по составным частям и отношению частей друг к другу. Сказка нередко приписывает одинаковые действия различным персонажам. Это даёт нам возможность изучать сказку по функциям действующих лиц. Исследование показывает, что повторяемость функций поразительна . Самый способ осуществления функций может меняться: он представляет величину переменную. Функции действующих лиц представляют собой те составные части, которыми могут быть заменены мотивы. Функций чрезвычайно мало, а персонажей чрезвычайно много. Этим объясняется двоякое качество волшебной сказки: с одной стороны, ее поразительное многообразие, с другой - ее не менее поразительное однообразие.

Итак, функции действующих лиц представляют собой основные части сказки. Для выделения функций их следует определить.

I. Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц.

II. Число функций, известных волшебной сказке - ограничено.

III. Последовательность функций всегда одинакова

IV. Все волшебные сказки однотипны по своему строению.

Сказка знает следующие круги действия 2 Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - М., 2000. :

1. Круг действий антагониста (вредителя) охватывает: вредительство (А), бой или иные формы борьбы с героем (Б), преследование (Пр.)

2. Круг действий дарителя (снабдителя) охватывает: подготовку передачи волшебного средства (Б), снабжение героя волшебным средством (Z).

3. Круг действий помощника охватывает: пространственное перемещение героя (R), ликвидацию беды или недостачи (Л), спасение от преследование (Сп), разрешение трудных задач (Р), трансфигурацию героя (Т)

4. Круг действий царевны и ее отца охватывает задавание трудных задач (З), клеймение (К), обличение (О), узнавание (У), наказание второго вредителя (Н), свадьбу (С)

5. Круг действий отравителя охватывает только отсылку (соединительный момент)

6. Круг действий герой охватывает отправку в поиски (С), реакцию на требования дарителя (Г), свадьбу (С)

7. Круг действий ложного героя охватывает также отправку в поиски (П), реакцию на требования дарителя (Г) - всегда отрицательную (Гneg) и обманутые притязания (Ф).

Таким образом, сказка знает семь действующих лиц . По этим же персонажам распределяются и функции подготовительной части, но по этим функциям определять персонажи нельзя. Кроме того, есть и специальные персонажи для связок, а также специальные предатели.

Распределение означенных кругов по отдельным сказочным персонажам:

1) Круг действий в точности соответствует персонажу

2) Один персонаж охватывает несколько кругов действий

3) Один круг действия распределяется по нескольким персонажам

Живые существа, предметы и качества, с точки зрения морфологии, построенной на функциях действующих лиц, должны рассматриваться как равнозначные величины.

В концептуальных работах Проппа, во-первых, была разрешена неразрешимая до того проблема правильной классификации сказки, а, во-вторых, был развеян миф о безграничном мире волшебной сказки, так как, пользуясь методом Проппа, можно записать любую сказку, независимо от её размера, в виде простой формулы.

Кроме того, было доказано, что изучение сказки - наука не менее сложная, чем, например, биология. Изучение волшебной сказки требует, возможно, даже больших усилий от исследователя, чем любая другая наука. Слишком мало еще написано работ в этой области, по сравнению с другими науками.

Оказывается, в сказке не все возможно с точки зрения ребенка . И если нарушается реалистичность, правдоподобность сказочного повествования, это вызывает с его стороны неудовольствие.

Ребенок, воспитанный на народной сказке, чувствует меру, которую не должно переходить воображение в искусстве, и вместе с тем у него начинают складываться реалистические критерии эстетических оценок . В сказке, в особенности в сказке волшебной, многое дозволено. Действующие лица могут попадать в самые необычайные обстоятельства. Животные и даже неодушевленные предметы в ней говорят и действуют, как люди, совершают всевозможные проделки. Но все эти воображаемые обстоятельства нужны лишь для того, чтобы предметы обнаружили свои истинные, реальные свойства.

Если типичные свойства предметов и характер производимых с ними действий нарушается, ребенок заявляет, что данная сказка неправильная, что так не бывает. Здесь открывается та сторона эстетического восприятия, которая имеет очень важное значение для развития познания ребенком окружающей действительности, поскольку художественное произведение не только знакомит его с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и позволяет ему выделить существенное, характерное в предмете.

Реалистический подход к сказочной фантастике вырабатывается у ребенка только на определенной ступени развития и лишь в результате воспитания. Только в среднем дошкольном возрасте ребенок начинает уверенно судить о достоинствах сказки, исходя из правдоподобности изображенных в ней событий. Старшие дети настолько укрепляются в реалистической позиции, что начинают любить всякие «перевертыши». Смеясь над ними, ребенок обнаруживает и углубляет свое правильное понимание окружающей действительности.

Таким образом, восприятие сказки способствует познанию ребенком объективной действительности .

Однако эстетическое восприятие не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности, хотя бы очень важных и существенных. Оно требует, чтобы воспринимающий как-то вошел внутрь воображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях героев, пережил их радости и печали. Такого рода активность расширяет сферу духовной жизни человека, имеет важное значение для его умственного и нравственного развития.

Что же привлекает ребенка в сказке? Происходит важное изменение в мотивационной сфере при переходе от преддошкольного возраста к дошкольному.

Малыши в своих играх-манипуляциях увлечены главным образом процессуальной стороной. Они воспроизводят в своих играх те или иные действия взрослого: показывают, как укачивают детей, как подметают пол, как тащат повозку, причем могут бесконечно, с неослабевающим интересом повторять все это.

Однако уже на пороге дошкольного возраста ребенка перестает удовлетворять простое воспроизведение предметных действий.

Н.М. Скляренко, наблюдавшая за играми детей 3 лет, только что перешедших в детский сад из яслей, установила, что в тех случаях, когда ребенок сам не может справиться с возникшими у него трудностями, нужно помочь ему найти новые мотивы игры, которые придали бы смысл его отдельным действиям.

Неинтересно бесконечно укачивать куклу, но если затеять игру в ясли, где много детей, папы и мамы которых заняты на работе, то это приобретает совершенно новый смысл. Скучно возить тележку взад и вперед без толку, но если на ней везут из магазина молоко для детей в яслях, то получается интересная игра. Игра тем и замечательна, что техника реализации отдельных действий может быть несовершенной, «невсамделишной», мнимой, но мотивы ее настоящие, глубокие и требуют серьезного к себе отношения со стороны воспитателя.

В дошкольном возрасте происходит усложнение деятельности : то, на что направлена деятельность, и то, ради чего она производится, оказывается уже не тождественным, как это было в раннем возрасте. Решающее значение приобретает для ребенка общественная значимость тех или других человеческих поступков, их внутренний смысл.

Новые мотивы деятельности, формирующиеся в общем ходе развития ребенка, в результате его воспитания, впервые делают возможным настоящее понимание художественного произведения, проникновение в его идейное содержание. В свою очередь, восприятие художественного произведения оказывает влияние на дальнейшее развитие этих мотивов .

В некоторых случаях такое своеобразное отношение ребенка к искусству приводит к суждениям и действиям, неожиданным с точки зрения взрослого. Дети требуют, например, переделки рассказа, если конец его кажется им несправедливым, изменяют текст при пересказе, портят иллюстрации, замарывая или выцарапывая изображения отрицательных действующих лиц.

Маленького ребенка очень увлекает красочность описаний или занятность внешних положений, в которые попадают действующие лица, но уже очень рано его начинает занимать также внутренняя, смысловая сторона повествования. Постепенно ему открывается идейное содержание художественного произведения.

Для того чтобы ребенок осознал что-либо, необходимо, чтобы он был активен, необходимо, чтобы он начал действовать в отношении познаваемого предмета. Игра и слушание сказки создают благоприятные условия для возникновения и развития этой еще неокрепшей новой формы психической деятельности у ребенка.

Здесь создаются как бы переходные формы от реального фактического действования с предметом к размышлению о нем. Когда ребенок начинает овладевать этой новой формой деятельности, перед его познанием открываются новые возможности.

Он может осмыслить и пережить ряд событий, в которых не принимал непосредственного участия, но за которыми следил по художественному повествованию. Некоторые положения, которые не доходят до ребенка, будучи преподнесены в сухой, рассудочной форме, понимаются им и глубоко его трогают, когда они облекаются в художественную форму.

Если у младших детей нет еще достаточного осознания мотивов, своего отношения к персонажу, и они просто заявляют, что тот хороший, а тот плохой, то старшие дети уже аргументируют свои оценки, указывая на более общее, общественное значение того или иного поступка.

Здесь имеет место совершенно сознательная оценка не только внешних поступков, но и внутренних качеств человека - оценка, исходящая из высоких, социально-значимых мотивов.

Таким образом, под влиянием художественного повествования, у ребенка возникают не только новые представления о тех или иных явлениях действительности, но он по-новому начинает относиться к ним, по-новому их оценивать.

Исследования сказок погружают нас в древний символизм мифов, преданий, легенд, сказов, былин и саг; позволяют узнавать психологический смысл метафор, чувствовать архитипическую природу проблемных и творческих человеческих проявлений, исследовать происхождение многих "крылатых" выражений, видеть, какие ассоциативные цепи рождают в бессознательном различные мифы и сказы, и многое другое.

Наиболее эффективным путём использования сказки в целях развития воображения детей является её драматизация. В играх-драматизациях по сюжетам народных сказок ребенок выступает то объектом, то субъектом общения, впитывая из их содержания мудрость предков.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. Сюжет произведений для детей должен по возможности стремиться к простоте, фабула к сложности. Сказки наиболее полно отвечают этому требованию. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к сказке внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказах учитываются психические особенности детей, прежде всего, неустойчивость, подвижность их внимания и безграничные возможности фантазирования, то есть развития воображения.

Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации .

Так, черта трудолюбия в результате гиперболизации достигает предельной яркости и выпуклости изображения (за одну ночь построить дворец, мост от дома героя к дворцу царя, за одну же ночь посеять лен, вырастить, обработать, напрясть, наткать, нашить и одеть народ, посеять пшеницу, вырастить, убрать, обмолотить, намолоть, испечь и накормить людей и т. п.). То же самое следует сказать и о таких чертах, как физическая сила, мужество, смелость и т. п. Развитие воображения детей происходит в ходе развития ряда мысленных фантастических, гиперболизированных образов.

"В некотором царстве, в некотором государстве"... Нам как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе ребёнку захочется принять происходящее.

Определенное место действия психологически отдаляет ребенка от событий, происходящих в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был. Детям легче в воображении перенести себя за тридевять земель.

Главный герой в сказке - собирательный образ. Имена главных героев повторяются из сказки в сказку: Иванушка, Аленушка, Марья. Отсутствие жесткой персонификации помогает ребенку идентифицировать себя с главным героем. Это свойство сказок не ставит детской фантазии, воображению никаких рамок и преград.

Работа со сказкой в целях развития воображения детей имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатока сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

Хорошо, если при подготовке инсценировки сказок дети сами подберут ее музыкальное сопровождение, сошьют себе костюмы, распределят роли. При таком подходе даже небольшие по объему сказки дают огромный воспитательный резонанс. Такое «примеривание» на себя ролей сказочных героев, сопереживание им, делают еще более близкими и понятными проблемы персонажей даже давно и хорошо известной «Репки».

В этой крошечной сказке все имеет смысл. Об этом можно порассуждать с детьми, при этом активизируя их воображение. Например, почему дед посадил репку? Не морковь, не свеклу, не редьку. Последнюю куда труднее было бы вытащить. Репка вся наружу, за землю держится только хвостиком. Здесь важно первичное действие - посев единственного малюсенького, едва видимого глазу семени, имеющего форму круглую, шарообразную, репка сама почти точно воспроизводит шар, увеличиваясь в размерах в тысячи раз. Это очень похоже на притчу Христа о горчичном семени: оно самое малое из всех семян, но когда вырастает, то становится самым большим из всех садовых растений. Бесконечно малое и бесконечно большое. В сказке раскрываются ресурсы, резервы бесконечного, вселенского развития . Да и мышь из той же категории взаимоотношений: бесконечно малое имеет в мире свой смысл, свое значение, бесконечно большое складывается из бесконечно малого, без последнего нет первого.

Итак, в «Репке» обнаруживает себя целая философская концепция, мудрая и высокопоэтическая, а также огромные ресурсы слова, словесных средств и методов.

Волшебная сказка как живой организм - в ней все дышит, в любой момент может ожить и заговорить, даже камень. Эта особенность сказки очень важна для развития воображения ребенка. Читая или слушая сказку, ребенок "вживляется" в повествование .

Он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими одушевленными персонажами. При этом развивается способность ребенка децентрироват ь ся , вставать на место другого, а также активизируется фантазия и интуиция . Ведь именно эта способность человека почувствовать нечто, что отличается от него самого, позволяет ему ощутить многогранность Мира и свое Единство с ним.

Всем известно, что только в сказке невозможное возможно. Здесь нет ментальных ограничений, существующих в обыденной жизни. Здесь можно не бояться мечтать, строить образы будущего, Желаемого . В сказке не работает привычная проблемная формула "Это у меня не получится", ибо все неудачи временны и случаются от того, что не все возможности еще исследованы, не все еще познано. И не случайно психологический прием "Что бы вы сделали, если бы у вас была Волшебная палочка?" так эффективен даже с самыми сложными детьми.

Волшебная сказка с ее стройной композицией приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета. Чем ближе конец, тем острее и напряженнее становятся взаимоотношения персонажей. Очень часто, подведя героя к моменту почти полного достижения цели, сказка допускает резкий поворот события к исходному положению - и вновь он начинает борьбу за торжество справедливости. Такой прием помогает ребенку понять, что для достижения цели необходимо упорство, верность долгу и стремление победить во что бы то ни стало.

В волшебной сказке характеры персонажей, действующие лица от начала и до конца бывают наделены определенными добродетелями или пороками.

Герои сказок всегда остаются верны своим характерам, что бы с ними ни случилось.

Для ребенка такая особенность сказок очень важна: это та необходимая простота человеческих отношений, которая должна быть освоена прежде, чем он научится понимать сложность дел и поступков людей.

Волшебным сказкам свойственна такая композиционная особенность: троекратное повторение какого-либо эпизода с последующим усилением эффекта. С тремя змеями бьется Иван-царевич, и каждый новый его противник сильнее предыдущего: трехглавого сменяет шестиглавый, а шестиглавого - девятиглавый или двенадцатиглавый; три трудных задачи задает Морской царь Ивану-царевичу - и каждая новая все труднее и труднее; трижды разгоняет своего верного коня герой с намерением доскочить до верхнего окошка, в котором сидит царевна, и только на третий раз добивается своего.

Прием троекратного повторения имеет особенный смысл в каждом конкретном случае. В сказке о Сивке-бурке трижды повторяющееся скаканье на коне мимо терема царевны свидетельствует о необыкновенной трудности в достижении цели. В другой сказке троекратное повторение эпизода имеет уже иной смысл. Трижды ходили дочери подсматривать за Хаврошечкой, и только в третий раз по оплошности она не сохранила тайны. Третий раз оказался роковым. Так, этот последний, третий эпизод оказывается то счастливым, то несчастливым. Таким образом, сказка раскрывает детский потенциал воображения. Обретая опыт решения проблем "сказочными" способами, ребенок переносит его на реальные ситуации.

Благодаря своей образности сказки легко запоминаются и после окончания психологического воздействия продолжают "жить" в повседневной жизни человека, помогая ему разбираться в ситуациях, принимать решения.

В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом - все это "закодировано" в образах сказки.

Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Читая сказку, ребёнок бессознательно выносит наиболее важный для себя. Со временем дети меняются и ту же самую сказку понимают совсем иначе. При изменяющихся условиях ребята по-другому интерпретируют содержание историй, обогащая свой прежний опыт новым восприятием. По мнению Н. Пезешкяна, так "работает" механизм хранения в сказочных историях личного опыта.

Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь человеку в разные периоды жизни решать актуальные проблемы. На примере сказки "Колобок" 3-5-летний ребенок может проследить последствия необдуманных, слишком скорых детских решений (ведь в этом возрасте начинается кризис "я сам", ребенок старается обходиться без помощи родителей, идти по улице без руки взрослого, самостоятельно принимать пищу и пр.).

Когда ребенок начинает осознавать себя и исследовать устройство окружающего Мира, у него возникает множество вопросов ко взрослым. Многие детские вопросы ставят родителей в тупик. Не так-то просто объяснить ребенку, почему все происходит так, как происходит, и что такое "хорошо, а что такое плохо".

Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок складывает, как мозаику, собственную картину Мира . На ее основании, он будет воспринимать различные ситуации и действовать определенным образом.

Часто дети просят своих родителей и воспитателей читать им одну и ту же сказку. Вероятно, эта сказка наиболее соответствует мировосприятию ребенка в данный момент и помогает ему понять важные для себя вещи, "прожить" различные модели поведения .

Б. Беттельхейм отмечает, что взрослый язык, логика непонятны ребенку (так как у него наглядно-действенное мышление преобладает над абстрактно-логическим ). Поэтому ответы на свои маленькие проблемы и вопросы ему легче найти в сказочных ситуациях и образах.

Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.

Сегодня все больше внимания уделяется развитию творческих способностей, «креативности» ребенка и взрослого. Эрих Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребенка, взрослого удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».

Процесс познания Мира и собственных возможностей подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключений. А сказочная история, передающая жизненный опыт многих поколений, наполненная удивительными образами, тайной и волшебством, - часто бывает самой короткой дорожкой, по которой можно подойти к внутреннему миру ребенка , помочь ему понять «законы» окружающей действительности.

Форма метафоры , в которой созданы сказки, истории, притчи, анекдоты, наиболее доступна для восприятия ребенка.

Замечено, что стоит только обычный предмет назвать «волшебным », как он приобретает для детского восприятия другое значение. Бессознательно все дети начинаем относиться к нему, если не с восторгом, то с уважением.

Многие педагоги рассказывали, что стоит только ручку или карандаш назвать «волшебными», рассказать о них маленькую сказочную историю, как у ребенка появляется интерес в глазах и желание воспользоваться этим предметом. Часто для того, чтобы ребенок выпил лекарство, врачи и родители называют его «волшебным» и «выздоровительным».

По-видимому, само слово «волшебный», «магический» обладает особой, положительно мотивирующей семантикой. «Веди обычную жизнь необычным способом» - советует древняя мудрость. Наделяя обычные предметы сказочными и волшебными свойствами, активизируя свое воображение, дети действительно начинают совершать обычные действия необычным способом. А это значит, они начинают ТВОРИТЬ, становятся самыми настоящими Волшебниками!

В сказках нет прямых нравоучений, как, например, в баснях. «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок». Всем известно, что когда на человека кто-то психологически «давит», диктуя: «Делай именно так, а не иначе», оценивает действия, в душе (особенно детской или подростковой) рождается протест и желание сделать все наоборот.

В связи с этим хочется привести одно интересное наблюдение, которое, в свою очередь, приводит Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой:

«Быть может, Вы замечали, что многие дети любят сказку «Три поросенка». Особенно привлекательным для них является Старший Поросенок, который может и веселиться, и построить вовремя дом, и друзей приютить, и свою жизнь отстоять. Он очень гибко соотносит принцип удовольствия с принципом реальности, являясь примером социально адаптированною, творческого существа. Аналогом образа Старшего Поросенка в жанре басни часто называют Муравья (из басни И.Крылова «Стрекоза и Муравей»). Муравей очень хорошо знает урок «делу - время, потехе - час». Однако дети больше любят легкомысленную Стрекозу, сочувствуют, когда Муравей выносит ей самый настоящий приговор: «Ты все пела - это дело, так пойди же, попляши!»

Вероятно, ситуация в басне «Стрекоза и Муравей» во многом напоминает детям о собственных проказах и родительских выговорах за них. В некоторых детях исход басни может укрепить уверенность в том, что приходить со своими проблемами к родителям бесполезно, потому что вместо понимания можно получить укор: "Я же тебе говорил!.."

Другое дело сказка. Бессознательно идентифицируя себя со Старшим Поросенком, ребенок может научиться прогнозировать будущие проблемы и вовремя их решать, гибко совмещая удовольствия и необходимые дела. В сказке никто не учит ребенка "жить правильно". События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, закономерности, существующие в этом мире».

Метафора недирективна, она лишь мягко намекает и направляет. Эта особенность метафоры позволяет создавать вокруг ребёнка ауру психологической защищенности.

Можно сказать с уверенностью - воздействие с помощью метафоры является глубинным и удивительно стойким, ибо затрагивает не только поведенческие пласты психики, но и ее ЦЕННОСТНУЮ СТРУКТУРУ.

Во многих сказках наблюдается четкое разделение добра и зла. Читателям ясно, кто мешает жить и каким способом его можно победить. Кроме того, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А тот, кто проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.

Есть сказки, в которых, как в жизни, зло выступает под маской добра, а добрый персонаж имеет непривлекательную личину. Но в любом случае - справедливость и добро обязательно восторжествуют.

Это дает ребенку чувство психологической защищенности . Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо . Оказывается, что испытания, выпавшие на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми.

1. 2 Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством

народной сказки

Теперь давайте разыграем, кто и кого из героев будет лепить. На полу по кругу разложены бумажные квадратики, где схематично изображены сказочные герои. Дети встают в круг и идут под музыку друг за другом; когда музыка заканчивается, они останавливаются и берут бумажные квадратики, где изображен сказочный герой, которого они будут лепить.

В процессе лепки, в случае необходимости, педагог подсказывает детям, обращает внимание на иллюстрации художников к сказке "Царевна-лягушка". В конце занятия дети расставляют вылепленные фигурки.

Педагог: Дети, после того, как сказочные фигурки высохнут, мы их распишем. (В свободное время дети покрывают вылепленные фигурки белой гуашью).

Материал к занятию:

Книги со сказкой "Царевна-лягушка", иллюстрированные разными художниками: И.Я. Билибиным, В.И. Бельтюковым, В.М. Васнецовым, В. Жеребцовым, О. Перовой, Б. В. Зворыкиным, Н. Устиновым. Нарисованная пейзажная панорама к сказке. Глина, вода в розетках, салфетки, стеки, подставки.

Рисование. Герои сказки "Царевна-лягушка"

Программное содержание :

Развивать творчество и воображение. Учить задумывать содержание своей работы по мотиву русской народной сказки. Формировать эмоционально-эстетическое отношение к окружающему. Совершенствовать приемы работы с красками, способы получения новых цветов и оттенков. Учить передавать в рисунке сказочных героев в движении.

Методика проведения занятия :

Педагог: Сегодня продолжается наша работа над созданием сказочной панорамы "Царевна-лягушка". Вы уже лепили сказочных героев, сегодня я предлагаю нарисовать этих героев. Вспомните, кто из героев сказки нам встречался? Предлагаю вам снова разыграть, кто и кого из них будет рисовать.

Дети встают в круг и под музыку идут друг за другом; когда музыка заканчивается, они останавливаются и берут лежащие на полу листочки, где схематично нарисованы сказочные персонажи.

После игры дети приступают к изображению сказочных героев. Сказать детям, что тот, кто не может сразу нарисовать краской, пусть наметит карандашом контур. В процессе работы педагог обращает внимание на иллюстрации художников к сказке "Царевна-лягушка", рассматривает вместе с детьми особенности изображения того или иного сказочного героя.

В конце занятия дети раскладывают свои рисунки и любуются ими. В свободное от занятий время, когда они высыхают, воспитатель предлагает детям вырезать их по контуру, оставляя место снизу для того, чтобы они стояли. Затем дети вносят свои поделки в общую композицию.

Материал к занятию:

Книги со сказкой "Царевна-лягушка", иллюстрированные разными художниками: И.Я. Билибиным, В.И. Бельтюковым, В.М. Васнецовым, В. Жеребцовым, О. Перовой, Б.В. Зворыкиным, Н. Ушаковым. Нарисованная пейзажная панорама к сказке. Баночки с водой, гуашь, простые карандаши, кисти №4, салфетки, палитра, альбомные листы бумаги.

Аппликация. Коллективное оформление сказочной панорамы "Царевна-лягушка"

Программное содержание :

Формировать эмоционально-эстетический вкус, развивать творчество и воображение. Учить задумывать содержание своей работы по мотивам русских народных сказок. Учить отражать свои впечатления, полученные во время чтения и рассматривания иллюстраций к сказкам.

Методика проведения занятия :

Педагог предлагает детям рассмотреть сказочную панораму "Царевна-лягушка" и подумать, как с помощью аппликативных работ можно украсить композицию. Педагог обсуждает с детьми, что они будут делать в общей панораме, советует и помогает по мере необходимости. Одни дети будут украшать лес, другие - полянку, а третьи - сказочные дворцы.

В процессе работы педагог напоминает приемы вырезывания из бумаги, следит, чтобы дети выполняли технику безопасности, работая ножницами. Тем детям, которые справятся со своей работой, педагог советует подумать, что еще можно украсить, предлагает дополнительно использовать при этом карандаши, краски, фломастеры, мелки.

В конце занятия педагог вместе с детьми рассматривает созданную сказочную композицию. Предложить детям ответить на вопрос: "Что тебе здесь нравится больше и почему?" Обратить внимание на интересные творческие находки разных детей. Поощрить детей, которые проявили наибольшее творчество в работе, придумали особенно интересное.

Материал к занятию :

Цветная бумага, клейстер, салфетки, кисточки, ножницы, карандаши, фломастеры, краски, мелки, баночки с водой. Сказочная панорама, сделанная детьми.

Конструирование по типу "оригами" фигуры человека. Коллективное оформление панно по сказке "Царевна-лягушка"

Программное содержание :

Продолжать углублять знания о народном творчестве. Развивать логическое мышление, память, воображение, творчество. Формировать представления о добре и зле. Развивать стремление детей украшать созданные ими сказочные фигуры людей. Учить самостоятельно располагать поделки в общей композиции.

Методика проведения занятия :

Педагог: Сегодня мы продолжим работу над сказочной панорамой. Вы уже рисовали, лепили, создавали изображения из бумаги, а сегодня я предлагаю вам выполнить фигуру человека, конструируя ее из бумаги по типу "оригами".

Затем вместе с педагогом дети решают, кого из сказочных героев можно сделать для панорамы "Царевна-лягушка", Педагог показывает образец.

После того, как дети выполнят из бумаги фигуру человека, предложить им краски, карандаши и цветную бумагу для украшения сделанных поделок. В конце занятия дети рассматривают сказочных героев и дополняют ими сказочную панораму. Все вместе любуются результатами своей деятельности.

Материал к занятию :

Книги со сказкой "Царевна-лягушка", иллюстрированные разными художниками: И.Я. Билибиным, В.И. Бельтюковым, В.М. Васнецовым, В. Жеребцовым, О. Перовой, Б.В. Зворыкиным, Н. Ушаковым. Белая и цветная бумага, краски, карандаши, баночки с водой, салфетки, кисточки, ножницы.

Сценарий театрализованного представления по сказке "Царевна-лягушка" (пир)

В основу сценария положен фольклорный материал, что приобщает детей к традициям собственного народа. Он хорошо известен детям. На занятиях по развитию речи дети знакомились со сказкой.

"Царевна-лягушка", в процессе которых педагог пытался вызвать эмоциональный отклик и сформировать интерес к образам этой сказки, обращая внимание на то, как в произведении описывается тот или иной персонаж сказки, что говорится о нем. Причем воспитатель выяснят у детей и то, как ту или иную сцену, переданную словами, можно изобразить с помощью красок в рисунке. Внимание детей обращалось на то, какими словами народ создает художественный образ того или иного героя, ту или иную картину сказки. Дети создавали образы героев сказки в рисунке, лепке, аппликации. Знания, умения и навыки, полученные на занятиях изобразительной деятельностью, пригодились в подготовке костюмов и декораций к спектаклю.

Подготовка к представлению вызвала у детей большой интерес, чувство ответственности за роль, которую каждый из них должен был сыграть.

Звучит спокойная народная музыка. Дети в костюмах скоморохов помогают гостям занять свои места.

Мальчик в роли сказочника: Сказку "Царевна-лягушка многие из вас хорошо знают и любят. Но мы хотим напомнить вам, что было на царском пиру. Смотрите и слушайте.

Царь с сыновьями, с невестками, с гостями сели за столы дубовые, за скатерти браные - пировать. (Дети в русских национальных костюмах под тихо звучащую русскую народную песню "При детинушке" садятся за столы, покрытые скатертями, а на них стоит хохломская посуда. Дети изображают, как гости пируют: едят, пьют, веселятся).

Вдруг услышали стук да гром, весь дворец затрясся. (Двое детей с помощью бубна и деревянных ложек изображают стук и гром).

Гости напугались, повскакали с мест. (Дети в роли гостей, сыновей и невесток изображают испуг, закрыв головы руками и наклонив их к столу.) Иван-царевич говорит:

Не бойтесь, честные гости: это моя лягушонка в коробчонке приехала. (Ребенок в роли Ивана-царевича встает из-за стола и громко произносит вышесказанные слова.)

Мальчик в роли сказочника: Подлетела к царскому крыльцу золоченая карета о шести белых лошадях, и выходит оттуда Василиса Премудрая: на лазоревом платье - частые звезды, на голове - месяц ясный, такая красавица - ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать.

(Под музыку русской народной песни "Лебедушка " в русском национальном костюме выходит девочка в роли Василисы Премудрой. Пока тихо звучит музыки и ребенок в роли сказочника произносит слова сказки, она трижды обходит по кругу сидящих за столами детей.)

Берет она под руки Ивана-царевича и ведет за столы дубовые, за скатерти бранные. (Когда девочка в роли Василисы Премудрой начинает в третий раз обходить столы, к ней подходит мальчик в роли Ивана-царевича, берет под руку, вместе с ней обходит столы, а затем они вместе садятся за стол.)

Стали гости есть, пить, веселиться. (Дети изображают пир, веселье.)

Василиса Премудрая испила из стакана да последки себе за левый рукав вылила. Закусила лебедем да косточки за правый рукав бросила. (Девочка в роли Василисы жестами изображает это.)

Попили-поели, пришел черед плясать. Василиса Премудрая подхватила Ивана-царевича и пошла плясать. Уж она плясала-плясала, кружилась-кружилась всем на диво. (Девочка в роли Василисы и мальчик в роли Ивана-царевича выходят из-за стола. К ним присоединяются гости, которые встают кругом, в его центре - Василиса Премудрая и Иван-царевич. Под музыку русской народной песни "Светит месяц," они пляшут. Дети в роли гостей присоединяются к их пляске.)

Махнула левым рукавом - сделалось озеро, махнула правым - поплыли по озеру белые лебеди. Царь и гости диву дались. (Дети в роли гостей и царя изображают удивление.)

А старшие невестки пошли плясать, махнули левым рукавом - гостей забрызгали, махнули правым - кость царю в глаз попала! Царь рассердился и прогнал обеих невесток. (Ребенок в роли царя изображает гнев.)

Тем и кончился пир. (Этими словами ребенок в роли сказочника завершает театральное представление.)

1.3 Контрольное диагностирование

На финальном этапе экспериментальной работы принимали участие дети экспериментальной группы, с которыми была проведена специальная работа со сказками, подробно описанная выше, а также дети, которые не занимались по данной методике (контрольная группа).

Оценивание уровня развития эмоциональной сферы происходило по той же методике и на основании тех же критериев, которые были зафиксированы при описании констатирующего эксперимента.

1. Определение эмоции радост и. Данные по первой эмоции , полученные по результатам контрольного эксперимента приводятся в таблицах. (см. Приложение 2 )

Для выявления улучшений приводим средние данные по первичной и вторичной диагностике:

Таблица 1. - Сравнение средних баллов на начало и конец

экспериментальной работы по двум группам (эмоция радости)

Итак, если при первичной диагностике дети обеих групп продемонстрировали преобладание неправильных определений или не совсем точных определений данной эмоции (средний показатель - 6.4 для каждой группы), то при вторичной диагностике ситуация изменилась.

У детей контрольной группы по-прежнему высок уровень неправильных эмоциональных реакций (средний показатель - 6.0), тогда как у детей экспериментальной группы количество правильных реакций заметно уменьшилось (3.1).

2. Определение эмоции страха. Данные по второй диагностической методике, полученные по результатам контрольного эксперимента приводятся в таблицах. (см. Приложение 2) Для выявления улучшений по данной методике приводим средние данные по первичной и вторичной диагностике:

Таблица 2. - Сравнение средних баллов на начало и конец

экспериментальной работы по двум группам (эмоция страха)

При первичной диагностике дети обеих групп продемонстрировали преобладание неадекватных эмоциональных реакций на предлагаемые стимулы (средний показатель - 6.0 и 6.1), то при вторичной диагностике ситуация изменилась.

У детей контрольной группы по-прежнему высок уровень неадекватных эмоциональных реакций (средний показатель - 5.8), тогда как у детей экспериментальной группы количество неадекватных эмоциональных реакций заметно уменьшилось (3.1), следовательно, увеличилось количество адекватных эмоциональных реакций, на стимулы-раздражители.

3. Определение эмоции удивления . Данные по третьей эмоции , полученные по результатам контрольного эксперимента приводятся в таблицах. (см. Приложение 2)

Для выявления улучшений по данной эмоции приводим средние данные по первичной и вторичной диагностике:

Таблица 3. - Сравнение средних баллов на начало и конец

экспериментальной работы по двум группам (эмоция удивления)

Итак, если при первичной диагностике дети обеих групп продемонстрировали преобладание неадекватных эмоциональных реакций на стимулы-раздражители (средний показатель - 6.6 и 6.4), то при вторичной диагностике ситуация изменилась.

У детей контрольной группы по-прежнему высок уровень неадекватных эмоциональных реакций (средний показатель - 6.1), тогда как у детей экспериментальной группы количество неадекватных эмоциональных реакций заметно уменьшилось (3.6), следовательно, увеличилось количество адекватных эмоциональных реакций на стимулы-раздражители, передаваемые изображениями и словесным описанием.

Таблица 4. - Итоговая таблица критериев развития эмоциональной

Подобные документы

    Определение сказки, ее разновидности и типы, роль в воспитании ребенка. Национальные сказки, их значение для всеобщего развития ребенка. Сказки, включенные в образовательную программу, по которой работает автор. Использование сказок в работе с детьми.

    реферат , добавлен 21.09.2011

    Миф как прародитель волшебной сказки. Понятие волшебной сказки. Центральные образы волшебных сказок. Роль и влияние волшебной сказки на развитие ребенка младшего школьного возраста. Изучение композиции и сюжета волшебной сказки: разработки уроков.

    дипломная работа , добавлен 13.11.2014

    Нравственно-этические достоинства сказки в воспитание дошкольников. Воспитательная ценность русских народных сказок, их дидактизм, образность и забавность. Эмоциональное погружение детей в сказку. Использование сказки в воспитательной работе с детьми.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2015

    Психолого-педагогически основы развития связной речи дошкольников, проблема в трудах педагогов. Русские народные сказки как средство развития связной речи детей. Экспериментальное изучение влияния русских народных сказок на развитие связной речи.

    аттестационная работа , добавлен 09.01.2011

    Опыт использования сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми раннего возраста. Проблема развития и воспитания детей в доме ребенка. Удовлетворение естественных психологических потребностей ребенка с помощью сказки. Основные функции сказки.

    реферат , добавлен 28.02.2015

    Понятие и особенности литературной сказки. Влияние сказки на формировании личности и логическое мышление ребенка. Понятие дошкольного возраста по В. Мухиной. Основные цели сказки П. Соболева. Сказка как средство развития детской игры, метод сказкотерапии.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2012

    Методика работы со сказкой в начальной школе. Филологическое толкование сказок. Исследование воспитательного влияния русской народной сказки в контексте созданной системы уроков, направленных на духовно-нравственное воспитание младших школьников.

    дипломная работа , добавлен 08.06.2014

    Исследование особенностей волшебных и социально-бытовых сказок коренных народов Севера. Изучение сказок о животных и их воспитательного значения в практической педагогической деятельности. Нравственно-эстетическое воспитание детей посредством сказки.

    реферат , добавлен 23.01.2015

    Проблема нравственного воспитания дошкольников. Особенности восприятия детьми произведений художественной литературы. Воспитательная роль сказок. Формирование дружеских взаимоотношений у детей младшего дошкольного возраста посредством данного жанра.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2014

    Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой. Характеристика основных видов сказок и особенности творческого рассказывания. Способы создания творческих образов. Комплекс игр и упражнений по развитию воображения у дошкольников.

Многих родителей, выбирающих очередную Книгу сказок для своего малыша, интересуют следующие вопросы:

1. Каким образом подбирать для чтения именно те сказки, которые соответствовали бы уровню развития ребенка?

2. Почему, чем младше ребенок, тем больше ему интересны сказки о животных?

3. Когда ребенок становится способным воспринимать волшебные сказки?

4. Может ли волшебная сказка испугать малыша и нанести вред его психическому развитию?

5. В какой мере сказка может помочь в решении психологических проблем ребенка?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо представить себе хотя бы простейшую схему развития мышления ребенка.

До двух лет ребенок проходит первую стадию интеллектуального развития, названную сенсо-моторной. Это стадия, на которой ребенок овладевает своими сенсорными и моторными действиями, познавая окружающий мир через органы чувств, движения собственного тела и манипуляции с предметами. На него воздействует только то, что он непосредственно ощущает, видит, слышит.

Для годовалого младенца самое важное - доползти, долезть, дойти до намеченной цели, схватить, попробовать на вкус, ощупать, постучать об пол, разобрать, сломать и так далее. Таким образом, в этом возрасте ребенок может "помыслить" только о том, что находится или недавно находилось в зоне его непосредственного восприятия.

Первый год жизни ребенка - это период, когда наибольшее значение для развития его мышления имеет обращенный к нему материнский фольклор: колыбельные песни, в которых звучит мотив желанности ребенка, его включенности в окружающий мир, и пестушки, потешки, стихи, призывающие к играм с различными предметами, к движению, развитию и осознанию им собственного тела, его положения в пространстве.

Между годом и двумя у ребенка развивается способность удерживать в памяти собственные бытовые действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Ребенок может "помыслить" о том, что он ощущал, видел, делал и запомнил.

Это возраст, когда детям очень нравятся бытовые сказки о животных, так как они близки ребенку эмоционально по мироощущению: мир взрослых, с его сложными законами, правилами и ограничениями, пока мало доступен для детского понимания. Ребенок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, с помощью которых он усваивает жизненно важную информацию в условиях безопасности и отсутствия давления со стороны взрослых. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами, что помогает ребенку изобретать новые способы взаимоотношений с окружающим предметным и живым миром.

Между двумя и пятью годами по нарастающей начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Иначе говоря, к двум-трем годам мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Ребенок может "помыслить" об отделенном от его действий образе. Однако именно это достижение интеллектуального развития ребенка может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок.

Родителям необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет им вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его развитие.

Так как фантазия ребенка этого возраста пока не имеет четкого вектора, и ее легко направить как в положительное, так и в отрицательное для развития ребенка русло, важно начать чтение волшебных сказок с произведений, имеющих простой сюжет, когда в результате последовательно развивающихся событий наступает благополучный исход. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его.

Лучше подбирать сказки с открытым сюжетом, куда родители и ребенок могут внести собственные изменения по ходу действия, что поможет ребенку в образной форме высказать свои потребности.

Таким образом, в возрасте от двух до пяти лет главное - чтобы сказка имела смысл для самого ребенка, а не сама по себе, то есть она должна обогатить его жизнь, а не испугать малыша и ограничить его развитие. Кроме того, сказка может помочь найти пути разрешения осознаваемых и не вполне осознанных семейных проблем.

Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых завладевает вниманием ребенка, возбуждает его любознательность, развивает интеллект, и, главное, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции. То есть, это произведение должно задевать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. В этом возрасте ребенок продолжает искать в сказке решение своих насущных проблем. Теперь он может "помыслить" о том, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность.

Однако в фантазиях ребенка могут в гипертрофированной форме отражаться желания и потребности, которые открыто высказывать он боится. Поэтому так важно, чтобы в детско-родительских отношениях всегда присутствовали чуткость, доверие, доброжелательность, искренность и открытость. Читая или придумывая сказки, родители вместе с детьми попадают в волшебное пространство, где им предоставляется возможность проявить эти чувства и стать ближе друг к другу.

Дорогие мамы и папы! Понимать смысл сказочных образов так, как это делают дети, и научиться сочинять сказки не так уж сложно: надо только бесстрашно заглянуть в волшебное зеркало старой бабушки-сказки и увидеть там свое отражение

Кравченко Марина Вячеславовна,
инструктор по физической культуре
ГБДОУ д/с №12 комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга

Разве можно себе представить детство любого малыша без сказок?! Эти простые и короткие истории никогда не выйдут из моды, и причина здесь не только в том, что ребенок охотно верит в чудо и стремится искать в этих сюжетах развлекательный момент, но и в удивительной и разноаспектной воспитательной роли сказки. Как бы ни менялся окружающий нас мир, магия волшебства, простой и емкий язык этих литературных произведений, заложенная в них мудрость - остаются важными составляющими развития и становления личности дошкольников.

В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок».

Сказка - это устно-поэтический рассказ, который в той или иной степени содержит фантастический вымысел. Русская народная сказка - это, прежде всего, произведение искусства; живое, увлекательное, яркое, красочное, стирающее грань между реальностью и игрой, чем чрезвычайно импонирует детям и соответствует их психологическим особенностям.

Художественное восприятие является активным для детей дошкольного возраста процессом, пробуждающим их нравственные качества, и, прежде всего, человечность. Восприятие искусства всегда связано с сопереживанием. У детей старшего дошкольного возраста сопереживание носит непосредственный характер: они представляют себя с полюбившимися героями произведений, проникают во внутренний мир, копируют их характер.

Язык сказки прост и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей. Кроме того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Она «позволяет себе» намекнуть на то, как лучше поступить в той или иной ситуации. Сказки хороши тем, что в них нет длинных и утомительных рассуждений. Разнообразие и напряжённость действия создают у детей постоянный и неослабевающий интерес. Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.

Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста, без которого немыслимо благородство души, чуткость к чужому горю, страданию. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают своё отношению к добру и злу. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей. Сказ с последующим пересказом способствует развитию мышления и обогащению языка ребёнка.

Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.

Читать детишкам сказки надо в правильное» время, когда они спокойны и пребывают в хорошем настроении. Но лучше всего это делать перед сном, ведь вечером, лежа в теплой и уютной постели, вы сможете, еще и обсудить сказку с ребенком. Читать сказку надо не спеша, не отвлекаясь и с удовольствием. Так она принесет малышу больше пользы и положительных эмоций.

Многих родителей, выбирающих очередную Книгу сказок для своего малыша, интересуют следующие вопросы:

  • Каким образом подбирать для чтения именно те сказки, которые соответствовали бы уровню развития ребенка?
  • Почему, чем младше ребенок, тем больше ему интересны сказки о животных?
  • Когда ребенок становится способным воспринимать волшебные сказки?
  • Может ли волшебная сказка испугать малыша и нанести вред его психическому развитию?
  • В какой мере сказка может помочь в решении психологических проблем ребенка?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо представить себе хотя бы простейшую схему развития мышления ребенка.

До двух лет ребенок проходит первую стадию интеллектуального развития, названную сенсо-моторной. Это стадия, на которой ребенок овладевает своими сенсорными и моторными действиями, познавая окружающий мир через органы чувств, движения собственного тела и манипуляции с предметами. На него воздействует только то, что он непосредственно ощущает, видит, слышит.

Первый год жизни ребенка - это период, когда наибольшее значение для развития его мышления имеет обращенный к нему материнский фольклор: колыбельные песни, в которых звучит мотив желанности ребенка, его включенности в окружающий мир, и пестушки, потешки, стихи, призывающие к играм с различными предметами, к движению, развитию и осознанию им собственного тела, его положения в пространстве.

Родителям необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет им вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его развитие.

Так как фантазия ребенка этого возраста пока не имеет четкого вектора, и ее легко направить как в положительное, так и в отрицательное для развития ребенка русло, важно начать чтение волшебных сказок с произведений, имеющих простой сюжет, когда в результате последовательно развивающихся событий наступает благополучный исход. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его.

Лучше подбирать сказки с открытым сюжетом, куда родители и ребенок могут внести собственные изменения по ходу действия, что поможет ребенку в образной форме высказать свои потребности.

Таким образом, в возрасте от двух до пяти лет главное - чтобы сказка имела смысл для самого ребенка, а не сама по себе, то есть она должна обогатить его жизнь, а не испугать малыша и ограничить его развитие. Кроме того, сказка может помочь найти пути разрешения осознаваемых и не вполне осознанных семейных проблем.

Однако в фантазиях ребенка могут в гипертрофированной форме отражаться желания и потребности, которые открыто высказывать он боится. Поэтому так важно, чтобы в детско-родительских отношениях всегда присутствовали чуткость, доверие, доброжелательность, искренность и открытость. Читая или придумывая сказки, родители вместе с детьми попадают в волшебное пространство, где им предоставляется возможность проявить эти чувства и стать ближе друг к другу.

Слушая сказку, ребенок дошкольного возраста подходит к ее оценке со своеобразной реалистической позиции.

Даже там, где взрослый иногда затрудняется определить границы вымысла, ребенок-дошкольник часто высказывает очень определенные оценки, обнаруживая при этом реалистический подход к произведению.

В любом случае, сказка позволяет говорить об эмоциональном, психическом, интеллектуальном развитии ребенка. И именно родитель ответственен на этом этапе за это развитие. Правильно подобранные сказки, правильное чтение в оптимальные периоды времени, обсуждение сказки после прочтения - все это позволит вашему ребенку найти и занять свое место в окружающем мире, стать более уверенным и свободным, а такой ребенок сможет в дальнейшем не только брать какие-то блага от жизни, но и отдавать - творить добро, а значит, станет более счастливым...

Ну и, конечно же, придумывайте сказки сами или вместе с малышом - подобное творчество станет отличным маркером и зрелости мышления и готовности к системному обучению в школе, а кроме того, доставит огромное удовольствие и сочиняющему и слушающим!

Используемая литература:

1. Рыжова Н.А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. М.: - «Линка-пресс», 2002

2. Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника //Ребёнок в детском саду, 2001.-№3.

3. Экологические сказки./ Сост. Фадеева Г.А.- Волгоград: Учитель, 2004.

4. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие./ Под ред. Прохоровой Л.Н. - М.: АРКТИ, 2003.