Роль сказки психическом развитии ребенка. Роль сказки в психическом развитии ребенка. Чему учат сказки

Дошкольное детство – большой отрезок в жизни ребёнка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи расширяются до пределов улицы, города. Ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей. Расширение круга общения требует от ребёнка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребёнка. Сказка - произведение искусства. Как подчеркивает Б. Бетель­хейм, значение сказки различно для каждого человека и даже для одного и того же человека в разные моменты его жизни. И как почти каждый вид искусства, сказка становится своего рода психотерапией, потому что каждый человек (каждый ребенок) открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Сказка очень близка ребенку эмоционально по мироощущению, так как ребенок ближе к миру животных, чем к миру взрослых.

Таким образом сказка является не только средством опосреданного развития всех психических процессов, но и выступает как механизм коммуникативных и социальных навыков (неким поведенческим эталоном) взаимодействия с окружающей средой. Как показали исследования Д. Б. Эльконина, в этом возрасте происходит усвоение эталонов фонем родного языка. Эталоны - это достижение человеческой культуры, это «сетка», через которую мы смотрим на мир. Благодаря усвоению эталонов, процесс восприятия действительности начинает приобретать опосредованный характер. Использование эталонов делает возможным переход от субъективной оценки воспринятого к его объективной характеристике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль сказки в психическом развитии дошкольника.

Шувалова Екатерина Владимировна

к.псих.н., воспитатель ГБДОУ41

Фрунзенского района г. Санкт-Петербург

Дошкольное детство – большой отрезок в жизни ребёнка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи расширяются до пределов улицы, города. Ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей. Расширение круга общения требует от ребёнка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребёнка.

Развитие речи идёт в нескольких направлениях: совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Помимо игры, в дошкольном возрасте важной деятельностью становится также восприятие сказки. К. Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.

Ш. Бюлер специально изучала роль сказки в развитии ребенка. По ее мнению, герои сказок просты и типичны, они лишены всякой индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их характеристика исчерпывается двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию. Но эти характеристики доводятся до абсолютной степени: небывалая доброта, храбрость, находчивость. При этом герои сказок делают все то, что делают обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся и т.п. Все это способствует лучшему пониманию сказки ребенком.

Но в каком же смысле восприятие сказки может быть деятельностью? Восприятие маленького ребенка отличается от восприятия взрослого человека тем, что это развернутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах. А. В. Запорожцем, Д. М. Дубовис-Арановской и др. было выделено специфическое действие для этой деятельности. Это - содействие, когда ребенок становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия. Б. М. Теплов, рассматривая природу художественного восприятия ребенка, указывал, что сопереживание, мысленное содействие герою произведения составляет «живую душу художественного восприятия». Сопереживание сходно с ролью, которую берет на себя ребенок в игре. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что классическая сказка максимально соответствует действенному характеру восприятия ребенком художественного произведения, в ней намечается трасса тех действий, которые должен осуществить ребенок, и ребенок идет по этой трассе. Там, где этой трассы нет, ребенок перестает понимать ее, как, например, в некоторых сказках Г.-X. Андерсена, где есть лирические отступления. Т. А. Репина подробно прослеживала путь интериоризации содействия: у маленьких детей понимание имеется тогда, когда они могут опираться на изображение, а не только на словесное описание. Поэтому первые детские книжки должны быть книжками с картинками, и картинки являются основной опорой при прослеживании действия. Позднее такое прослеживание становится менее необходимым. Теперь основные действия должны быть отражены в словесной форме, но в том виде и в той последовательности, в которой они реально происходят. В старшем дошкольном возрасте возможно обобщенное описание событий.

Какое влияние сказка оказывает на развитие ребенка? Выдающийся психоаналитик, детский психолог и психиатр Бруно Бетельхейм написал замечательную книгу «Польза и значение волшебной сказки», где обобщил свой опыт использования сказки для психотерапевтического воздействия на ребенка. Его книга объясняет, почему сказки оказывают такое большое и положительное влияние на развитие ребенка. Б. Бетельхейм работал с детьми, имеющими глубокие нарушения в поведении и общении. Он считал, что причина этих нарушений - потеря смысла жизни. Чтобы обрести этот смысл, ребенок должен выйти за узкие границы сосредоточенности на самом себе и поверить в то, что он сделает значительный вклад в окружающий мир, если не сейчас, то, по крайней мере, в будущем. Чувство удовлетворенности тем, что ребенок делает, очень важно для него. Чтобы обрести это чувство, нужна помощь взрослого. Нет ничего более важного для ребенка, чем тот импульс, который дают ему родители, знакомя его с культурным наследием всего человечества. Пока ребенок еще маленький, это культурное наследие, по мнению Б. Бетельхейма, может быть представлено в литературе.

Сказка - произведение искусства. Как подчеркивает Б. Бетельхейм, значение сказки различно для каждого человека и даже для одного и того же человека в разные моменты его жизни. И как почти каждый вид искусства, сказка становится своего рода психотерапией, потому что каждый человек (каждый ребенок) открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем.

С другой стороны, культурное наследие человечества находит свое отражение в сказке, и через сказку оно сообщается ребенку. Особенно важна именно народная сказка, потому что она передается из уст в уста, из поколения в поколение. Она претерпевает изменения, вносимые очень многими людьми. Но это не просто изменения. Они вносятся рассказчиком, исходя из реакций слушающего. Это изменения, которые человек считает для себя наиболее важными. Над народной сказкой, по словам Б. Бетельхейма, «трудятся» миллионы людей, отбрасывая неважные детали, прибавляя важные. Это делает сказку действительно сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания. Именно поэтому в сказках отражены осознаваемые и неосознаваемые проблемы человека на протяжении всей его жизни, а также показан процесс разрешения этих проблем.

Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. «В некотором царстве, в некотором государстве...» или «В те далекие времена, когда животные умели разговаривать...», и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.

Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию.

Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. По мнению Б. Бетельхейма, это происходит не потому, что ребенок хороший по своей природе, а потому, что положение этого героя среди других - более привлекательно. Таким образом, считает Б. Бетельхейм, сказка прививает добро, а не только поддерживает его в ребенке.

Сказка очень близка ребенку эмоционально по мироощущению, так как ребенок ближе к миру животных, чем к миру взрослых.

Таким образом сказка является не только средством опосреданного развития всех психических процессов, но и выступает как механизм коммуникативных и социальных навыков (неким поведенческим эталоном) взаимодействия с окружающей средой. Как показали исследования Д. Б. Эльконина, в этом возрасте происходит усвоение эталонов фонем родного языка. Эталоны - это достижение человеческой культуры, это «сетка», через которую мы смотрим на мир. Благодаря усвоению эталонов, процесс восприятия действительности начинает приобретать опосредованный характер. Использование эталонов делает возможным переход от субъективной оценки воспринятого к его объективной характеристике.


Ш. Бюлер специально изучала роль сказки в развитии ребенка. По ее мнению, герои сказок просты и типичны, они лишены всякой индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их характеристика исчерпывается двумятремя качествами, понятными детскому восприятию. Но эти характеристики доводятся до абсолютной степени: небывалая доброта, храбрость, находчивость. При этом герои сказок делают все то, что делают обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся и т. п. Все это способствует лучшему пониманию сказки ребенком.

Но в каком же смысле восприятие сказки может быть деятельностью? Восприятие маленького ребенка отличается от восприятия взрослого человека тем, что это развернутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах. А. В. Запорожцем, Д. М. ДубовисАрановской и др. было выделено специфическое действие для этой деятельности. Это содействие, когда ребенок становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия. Б. М. Теплов, рассматривая природу художественного восприятия ребенка, указывал, что сопереживание, мысленное содействие герою произведения составляет "живую душу художественного восприятия". Сопереживание сходно с ролью, которую берет на себя ребенок в игре Д. Б Эльконин подчеркивал, что классическая сказка максимально соответствует действенному характеру восприятия ребенком художественного произведения, в ней намечается трасса тех действий, которые должен осуществить ребенок и ребенок идет по этой трассе. Там, где этой трассы нет, ребенок перестает понимать ее, как например, в некоторых сказках Г X. Андерсена, где есть лирические отступления. Т. А. Репина подробно прослеживала путь интериоризации содействия: у маленьких детей понимание имеется тогда, когда они могут опираться на изображение, а не только на словесное описание. Поэтому первые детские книжки должны быть книжками с картинками, и картинки являются основной опорой при прослеживании действия. Позднее такое прослеживание становится менее необходимым Теперь основные действия должны быть отражены в словесной форме, но в том виде и в той последовательности" в которой они реально происходят В старшем дошкольном возрасте возможно обобщенное описание событий

Какое влияние сказка оказывает на развитие ребенка7 Выдающийся психоаналитик, детский психолог и психиатр Бруно Бетельхейм написал замечательную книгу "Польза и значение волшебной сказки", где обобщил свой опыт использования сказки для психотерапевтического воздействия на ребенка. Его книга объясняет, почему сказки оказывают такое большое и положительное влияние на развитие ребенка Б Бетельхейм работал с детьми, имеющими глубокие нарушения в поведении и общении Он считал, что причина этих нарушений - потеря смысла жизни. Чтобы обрести этот смысл, ребенок должен выйти за узкие границы сосредоточенности на самом себе и поверить в то, что он сделает значительный вклад в окружающий мир, если не - сейчас, то, по крайней мере, в будущем. Чувство удовлетворенности тем, что ребенок делает, очень важно для него. Чтобы обрести это чувство, нужна помощь взрослого Нет ничего более важного для ребенка, чем тот импульс, который дают ему родители, знакомя его с культурным наследием всего человечества. Пока ребенок еще маленький, это культурное наследие, по мнению Б Бетельхейма, может быть представлено в литературе.

Б Бетельхейм стремился найти ответ на вопрос, каким должно быть литературное произведение, способное помочь ребенку найти смысл в его жизни. Он приходит к выводу, что такое произведение должно завладеть вниманием ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции Словом, это произведение должно задевать все стороны личности ребенка. В добавление к перечисленному, такое произведение должно способствовать повышению уверенности ребенка в себе и в своем будущем По мнению Б Бетельхейма, всем этим требованиям удовлетворяет только народная сказка. Почему же именно она?

Сказка - произведение искусства Как подчеркивает Б. Бетельхейм, значение сказки различно для каждого человека и даже для одного и того же человека в разные моменты его жизни. И как почти каждый вид искусства, сказка становится своего рода психотерапией, потому что каждый человек (каждый ребенок) открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем.

С другой стороны, культурное наследие человечества находит свое отражение в сказке, и через сказку оно сообщается ребенку Особенно важна именно народная сказка, потому что она передается из уст в уста, из поколения в поколение Она претерпевает изменения, вносимые очень многими людьми. Но это не просто изменения Они вносятся рассказчиком, исходя из реакций слушающего Это изменения, которые человек считает для себя наиболее важными Над народной сказкой, по словам Б Бетельхейма, "трудяюя" миллионы людей, отбрасывая неважные детали, прибавляя важные Это делает сказку действительно сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания Именно поэтому в сказках отражены осознаваемые и неосознаваемые проблемы человека на протяжении всей его жизни, d также показан процесс разрешения этих проблем

Язык сказки доступен ребенку Сказка проста и в то же время загадочна "В некотором царстве, в некотором государстве. . . " или "В те далекие времена, когда животные умели разговаривать. . . ", и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем

Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какимито логическими рассуждениями Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую.

Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненш важную информацию.

Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В не все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. По мнению Б. Бетельхейма,. это происходит не потому, что ребенок хороший по своей природе, а потому, что положение этого героя среди других - более привлекательно. Таким образом, считает Б. Бетельхейм, сказка прививает добро, а не только поддерживает его в ребенке.

Сказка очень близка ребенку эмоционально, по мироощущению, так как ребенок ближе к миру животных, чем к миру взрослых.

Если сравнить сказку с другими литературными произведениями, то станут еще более ярко видны ее несомненные преимущества. Так, например, сравнивая сказку с мифом, Б. Бетельхейм указывает, что миф, несмотря на то, что он также сгусток человеческого опыта и говорит с нами на языке образов, - пессимистичен, не утешителен, не способствует восстановлению чувства справедливости. Так, миф об Эдипе завершается гибелью двух главных героев. А миф о Ниобее кончается смертью семерых ни в чем не повинных ее детей. Это также не способствует удовлетворению чувства справедливости так необходимого ребенку.

Если сравнить сказку с басней, то последняя тоже менее подходит ребенку. Она несет мораль скорее для взрослого. Так, например, сравнивая басню. "Стрекоза и муравей" и сказку "Три поросенка", Б. Бетельхейм подчеркивает несомненное преимущество сказки перед басней. В басне Стрекоза страдает потому, что она наслаждалась жизнью, когда можно было это делать. Отсюда следует, что ребенок должен усвоить, что этого делать нельзя, а почему, ему понять еще трудно. В сказке же ясна причина, по которой не следует руководствоваться принципом удовольствия, это - Волк. Кроме того. Муравей басни, с которым ребенок должен отождествлять себя, - существо недоброе, не умеющее сострадать. Неужели такая мораль должна усваиваться ребенком? - спрашивает Б. Бетельхейм.

Если сравнить сказку с фантазией, то в пользу сказки можно сказать, что она имеет последовательную структуру с определенным сюжетом, который развивается в направлении благополучного конца. По сравнению с фантазией сказка имеет еще одно преимущество - в ней все желания, даже самые неблаговидные (так называемые Эдиповы желания), могут быть выявлены, и о них можно говорить, обсуждать с родителями. Фантазии же ребенок открыто высказывать боится.

Б. Бетельхейм сравнивает сказку с рассказом из реальной жизни и приходит к парадоксальному выводу: реалистический рассказ, особенно если в нем есть причинно - следственные объяснения, психологически неправдоподобен для ребенка, потому что он их не понимает. Б. Бетельхейм писал: "Рассказы, действия которых происходят в современном мире, дезориентируют ребенка относительно реальности и вымышленности. Эти рассказы не могут быть созвучны внутреннему миру ребенка, они углубляют пропасть между внутренним и внешним его опытом. Они также эмоционально отделяют ребенка от родителей". По мнению Б. Бетельхейма, реалистические рассказы информируют ребенка, но не обогащают его так, как это делают сказки.

Кроме того, внутренняя интеллектуальная жизнь возможна только тогда, когда ее содержание прошло через сопереживание другому лицу или персонажу. Всякая сказка - это рассказ об отношениях между людьми, сказка вводит в круг таких отношений, которых ребенок в реальной жизни может не замечать. Действительно, то, чем мы поглощены, мы не замечаем. Надо выйти из ситуации, чтобы посмотреть на нее со стороны.

Л.Ф.Обухова. Детская (возрастная) психология. М., 1996.

Трудно переоценить важность сказочных историй для малыша, достаточно вспомнить, как мы сами когда-то в далеком детстве с нетерпением ждали, когда же, наконец-то, мама закончит все дела, сядет рядышком и раскроет заветную книжку с красочными картинками…

Чему учат сказки

Ребенку гораздо проще объяснить некоторые житейские истины с помощью сказок – они им понимаются и запоминаются легче, чем любые умные и скучные взрослые разговоры. Понаблюдайте за своим малышом, когда он слушает сказку, и вы придете к выводу, что они дают ему.

Эмоциональное развитие . Сочувствовать главному герою, грустить над грустными и смеяться над забавными историями, уметь отличать одно от другого, получить первые представления о том, что такое Добро и Зло, испытать всю палитру человеческих эмоций – все это способна дать маленькому человечку добрая, мудрая сказка.

Психическое развитие . Жадный Кощей, смелый Иван-царевич, мудрая Василиса. Сказка как нельзя лучше объясняет все эти понятия и помогает ребенку разобраться в сложных реальных человеческих отношениях.

Интеллектуальное развитие . Каждая сказка – источник новых слов и выражений. Смысл одних понятен малышу, о других он спросит у вас, а для этого ему придется сформулировать вопрос – чем не обучение разговорному языку? Кроме того, пытаясь понять услышанное, ребенок начинает задавать вопросы самому себе и искать на них ответы, то есть развиваться умственно.

Старайтесь читать сказки с выражением, четко выговаривая слова – так малышу будет понятнее смысл сказки. Не злоупотребляйте телевизором и аудиокнигами – они, конечно, способны временно заменить маму, но живое общение малышу важнее.

И еще: найдите правильное время для сказок, ведь недаром их читают обычно перед сном, когда любые образы наиболее прочно закрепляются в подсознании, становясь в дальнейшем основой формирующегося характера. Хотите узнать об этом подробнее? Приглашаем вас на сайт Супермама — sypermama.com .

Осторожно, сказки!

Вместе с тем, помните, что сказка, при всей своей кажущейся безобидности, – мощное средство воздействия на неокрепшую психику ребенка, и оно далеко не всегда бывает положительным. Психотерапевтам всего мира известны, например, «комплекс Герды», «комплекс Русалочки», «комплекс Оловянного Солдатика» и т.д., что сформировались именно под влиянием сказок.

К сожалению, не существует списка сказок, которые можно, а которые нельзя читать по той простой причине, что все дети разные, и одни и те же истории воспринимают по-разному и делают из них разные выводы. Даже одна и та же сказка, прочтенная одному и тому же ребенку, но с интервалом в полгода, может быть воспринята совсем по-другому.

Как же быть? Но ведь лучше вас никто не знает своего ребенка, и вы примерно представляете себе, как он отнесется к той или иной истории, не так ли?

А поэтому, чтобы не ошибиться с выбором сказок:

При чтении внимательно наблюдайте за реакцией ребенка. Чрезмерное возбуждение, слезы, последующая бессонница – повод задуматься;

Не все так страшно: психика ребенка пластична, и даже самая страшная или печальная сказка со временем забудется при условии, что малыш не услышит ее вновь. Поэтому анализируйте собственные ошибки, исправляйте их вовремя, и пусть сказки доставят удовольствие и вашему ребенку, и вам!

Многих родителей, выбирающих очередную Книгу сказок для своего малыша, интересуют следующие вопросы:

1. Каким образом подбирать для чтения именно те сказки, которые соответствовали бы уровню развития ребенка?

2. Почему, чем младше ребенок, тем больше ему интересны сказки о животных?

3. Когда ребенок становится способным воспринимать волшебные сказки?

4. Может ли волшебная сказка испугать малыша и нанести вред его психическому развитию?

5. В какой мере сказка может помочь в решении психологических проблем ребенка?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо представить себе хотя бы простейшую схему развития мышления ребенка.

До двух лет ребенок проходит первую стадию интеллектуального развития, названную сенсо-моторной. Это стадия, на которой ребенок овладевает своими сенсорными и моторными действиями, познавая окружающий мир через органы чувств, движения собственного тела и манипуляции с предметами. На него воздействует только то, что он непосредственно ощущает, видит, слышит.

Для годовалого младенца самое важное - доползти, долезть, дойти до намеченной цели, схватить, попробовать на вкус, ощупать, постучать об пол, разобрать, сломать и так далее. Таким образом, в этом возрасте ребенок может "помыслить" только о том, что находится или недавно находилось в зоне его непосредственного восприятия.

Первый год жизни ребенка - это период, когда наибольшее значение для развития его мышления имеет обращенный к нему материнский фольклор: колыбельные песни, в которых звучит мотив желанности ребенка, его включенности в окружающий мир, и пестушки, потешки, стихи, призывающие к играм с различными предметами, к движению, развитию и осознанию им собственного тела, его положения в пространстве.

Между годом и двумя у ребенка развивается способность удерживать в памяти собственные бытовые действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Ребенок может "помыслить" о том, что он ощущал, видел, делал и запомнил.

Это возраст, когда детям очень нравятся бытовые сказки о животных, так как они близки ребенку эмоционально по мироощущению: мир взрослых, с его сложными законами, правилами и ограничениями, пока мало доступен для детского понимания. Ребенок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, с помощью которых он усваивает жизненно важную информацию в условиях безопасности и отсутствия давления со стороны взрослых. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами, что помогает ребенку изобретать новые способы взаимоотношений с окружающим предметным и живым миром.

Между двумя и пятью годами по нарастающей начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Иначе говоря, к двум-трем годам мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Ребенок может "помыслить" об отделенном от его действий образе. Однако именно это достижение интеллектуального развития ребенка может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок.

Родителям необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет им вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его развитие.

Так как фантазия ребенка этого возраста пока не имеет четкого вектора, и ее легко направить как в положительное, так и в отрицательное для развития ребенка русло, важно начать чтение волшебных сказок с произведений, имеющих простой сюжет, когда в результате последовательно развивающихся событий наступает благополучный исход. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его.

Лучше подбирать сказки с открытым сюжетом, куда родители и ребенок могут внести собственные изменения по ходу действия, что поможет ребенку в образной форме высказать свои потребности.

Таким образом, в возрасте от двух до пяти лет главное - чтобы сказка имела смысл для самого ребенка, а не сама по себе, то есть она должна обогатить его жизнь, а не испугать малыша и ограничить его развитие. Кроме того, сказка может помочь найти пути разрешения осознаваемых и не вполне осознанных семейных проблем.

Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых завладевает вниманием ребенка, возбуждает его любознательность, развивает интеллект, и, главное, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции. То есть, это произведение должно задевать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. В этом возрасте ребенок продолжает искать в сказке решение своих насущных проблем. Теперь он может "помыслить" о том, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность.

Однако в фантазиях ребенка могут в гипертрофированной форме отражаться желания и потребности, которые открыто высказывать он боится. Поэтому так важно, чтобы в детско-родительских отношениях всегда присутствовали чуткость, доверие, доброжелательность, искренность и открытость. Читая или придумывая сказки, родители вместе с детьми попадают в волшебное пространство, где им предоставляется возможность проявить эти чувства и стать ближе друг к другу.

Дорогие мамы и папы! Понимать смысл сказочных образов так, как это делают дети, и научиться сочинять сказки не так уж сложно: надо только бесстрашно заглянуть в волшебное зеркало старой бабушки-сказки и увидеть там свое отражение

В ходе проведенной психолого-педагогической работы нами были выделены некоторые основные пути работы с ребенком дошкольного возраста по восприятию и переживанию сказки:

а) главное -- следует обращать внимание на подбор художественных произведений, т.к. нравственное и моральное воздействие на ребенка оказывает художественная и ценность произведения;

б) основной упор должен делаться на беседу с детьми после прочтения сказки. Целью беседы является формирование у детей гуманных и этических представлений. В ходе беседы воспитатель должен развивать способность дошкольников мысленно ставить себя на место героя сказки и вместе с ним переживать все радости и горести, тем самым развивая социальное чувство, свойственное детям дошкольного возраста -- сочувствие;

в) после беседы необходимо организовать игру-драматизацию, которая позволит ребенку сыграть роль персонажа сказки и тем самым активно действовать, вмешиваясь в ход событий.

Обзор методов психического развития ребенка в процессе восприятия и переживания сказки показал, что эти методы в большей степени направлены на развитие познавательных способностей ребенка (творческого воображения, наглядно-познавательного мышления, продуктивного восприятия, описательной речи, произвольной памятней внимания) и в меньшей степени -- на развитие нравственных качеств ребенка (нетерпимости ко злу, чуткой восприимчивости к добру и справедливости, умения понимать других, сочувствовать и сопереживать им, способность глубоко и искренне любить), формирование навыков культуры поведения.

Как было показано в предыдущем параграфе, в работе с детьми мы уделяли много внимания развитию умения усвоить нравственный смысл поступков людей, понимать логику человеческих отношений, толковать нравственные символы, заключенные в сказке. Сказки пишутся для взрослых, но рассказываются детям, поэтому воображение, мышление, чувства ребенка надо специально готовить для восприятия и понимания сказки. Развитие познавательного воображения, логического мышления, символической функции помогает ребенку отчасти понять заключенный в сказке символ, без этого восприятие сказки ребенком ограничивается кругом житейских смыслов. Развитие аффективного воображения помогает извлечь из сказки нравственный урок, но не на уровне скучных нотаций, а в той эмоциональной образной форме, которая надолго запечатлеется в душе ребенка и дорастет в тех сложных обстоятельствах нравственного выбора, когда маленькому человеку понадобится вся мудрость его чуткой души.

Значительную роль в работе над сказкой мы уделяли приему превращения детей в разные предметы, животных, других людей: просили ребенка представить себя превратившимся в другое существо, рассказать, как изменились его чувства, мысли, представления при этом. С этой целью предлагали детям пересказать известную сказку от лица ее разных героев, представляя себя на месте этих героев ("обратившись в них"). Этот прием полезно распространить за пределы сказки и попросить ребенка вообразить себя на месте мамы, папы, рассказать, как они прожили этот день.

Мы полагали, что пересказ сказки с акцентом на чувства разных ее героев способствует не только развитию симпатии, но и пониманию логики человеческих отношений. Опыт показал, что после этих занятий дети становятся более точными и объективными в оценке поступков других людей, а, значит, более терпимыми и менее эгоистичными. Реже случайная неловкость со стороны сверстника толкуется как преднамеренное желание причинить зло, что ведет к снижению агрессии.

В работе над сказкой мы развивали присущую ребенку потребность извлекать из любого художественного произведения некий нравственный смысл. На наш взгляд, толкование сказки не должно быть банальным. Оно должно будить чувство и мысль ребенка, ставить перед ним задачу на смысл. Приведем пример такой работы. Он не относится к работе над сказкой народной, но хорошо демонстрирует чуткость ребенка к нравственному смыслу произведения. Здесь этот пример не случаен. К восприятию, переживанию и пониманию нравственных символов, заключенных в народной сказке, мы должны подготовить детей. Такую подготовку сознания и чувств ребенка лучше начинать не на самой народной, а на современной авторской сказке, поскольку современная авторская сказка создается изначально для детей, а народная -- для взрослых. Приведенный ниже пример по толкованию нравственного образа любимых героев современной нравственной сказки демонстрирует ход и особенности детского мышления в этом плане. В старшей группе обсуждались герои любимых сказок. На вопрос о том, каким представляется ему главный герой любой сказки, ребенок ответил однозначно: «Он хороший».

Постепенно, ненавязчивыми вопросами, мы давали детям понять, что «хороший» можно понимать как «смелый», «добрый», «щедрый», «способный к самопожертвованию». При этом «добрый» не всегда проявляет себя как «смелый» и наоборот. Как показал Ж. Пиаже, ребенок самостоятельно не может увидеть противоречия. Противоречие должно быть презентированно ребенку взрослым. Постепенно у детей выстраивается сложный, подчас противоречивый характер героев любимых сказок: Буратино, Винни-Пуха, Карлсона. С образом Карлсона связаны наибольшие трудности. Мы спрашивали детей: «Карлсон -- хороший друг?» Ответ: «Карлсон -- хороший друг». Спрашивали еще раз: «Хороший друг?» -- и напоминали о том, что о характере героя мы судим по его поступкам, затем получаю ответ: «Карлсон -- плохой друг». «А Малыш его любил?» -- «Малыш его любил». «Как же так: Карлсон -- плохой друг, а Малыш его любил?» Этот вопрос сначала ставил детей в тупик, но они скоро находли ответ: «С ним Малышу было интересно». Мы часто проводили эту беседу с разными детьми, но лишь один раз получили иной ответ: «Малыш был одинок, он и на щенка был согласен». Этот пример заставляет детей задуматься о том, за что мы любим друзей и близких, в чем эта любовь проявляется, и это они потом обсуждают между собой.

Работа над извлечением нравственного смысла сказки представляется нам очень важной для духовного и психического развития ребенка. Незаметная, на первый взгляд, она прорастает нравственным чутьем ребенка в минуты морального выбора. В жизни маленького человека не часто встречается повод для обнаружения подлинного уважения к мудрости, но, вместе с тем, неприязни к хитрости, корысти (подчас завуалированных предприимчивостью) -- всех тех качеств, которые так ценит русская народная сказка.

При этом следует помнить, что используя сказку как готовый культурный материал, воспитатель не остается безучастным «техническим» исполнителем, а как партнер вместе с детьми удивляется, восхищается, огорчается, предвосхищает возможные коллизии - сопереживает персонажам в происходящих с ними событиях. Иначе говоря, чтение сказок выступает как одна из форм совместной партнерской деятельности воспитателя с детьми. А это налагает особую ответственность на воспитателя в плане подбора сказок и организации работы над сказкой с тем, чтобы сказка, затронув струны детской души, в наибольшей степени способствовала развитию и образованию ребенка.