Республиканская заочная олимпиада школьников я познаю мир. Заочная олимпиада по биологии и экологии. Приспособленность к среде обитания

Предлагаем Вашему вниманию комплекс итоговых олимпиад для дошкольников, которые в ближайшем будущем станут первоклассниками. Все задания предназначены для оценки базы знаний ребенка и готовности к обучению в школе. Выполнение заданий развивающих олимпиад позволит ребенку расширить свой кругозор, повысить свой интерес к обучению, развить усидчивость и целеустремленность.

Приглашаем Вас принять участие в развивающей олимпиаде по математике. Задания олимпиады соответствуют требованиям подготовки дошкольника к школе по направлению "Мир человека: профессии, трнаспорт, посуда, мебель, приготовление пищи и т.д.".

Дипломы об участии в олимпиаде доступны для скачивания сразу после приема Вашей заявки.

Порядок проведения олимпиады:

Задания для олимпиады «Я ПОЗНАЮ МИР» Вы можете здесь.

Правила участия:

  1. Необходимо (зарегистрироваться может педагог или родитель участника).
  2. Ознакомиться с Положением об олимпиаде.
  3. Скачать бланк с заданием к олимпиаде. (Задания будут доступны для скачивания только в сроки проведения олимпиады)
  4. Распечатать квитанцию и оплатить организационный взнос за участие любым удобным для Вас . Организационный взнос за участие составляет 90 рублей для каждого участника. Организационные взносы за группу участников оплачиваются Куратором одной квитанцией на общую сумму.
  5. ВАЖНО! В заявке необходимо прикреплять копию квитанции НЕЗАВИСИМО ОТ СПОСОБА ОПЛАТЫ. Если Вы оплачиваете участие электронными деньгами (Киви, Яндекс-Деньги и т.д.), НАЛИЧИЕ КВИТАНЦИИ ОБЯЗАТЕЛЬНО. В разделе нашего сайта Вы можете узнать, где и как можно найти копию квитанции при оплате электронными деньгами.
  6. Перейти по ссылке, указанной в Положении выбранного Вами мероприятия, для загрузки ответов к олимпиаде.
  7. Внимательно заполнить все графы конкурсной заявки. Будьте внимательны при заполнении формы для загрузки конкурсной работы. Данные, которые Вы введете, будут использованы при оформлении документов.

Для дошкольников помощь в выполнении заданий, заполнении бланка и отправке формы с ответами оказывают родители или педагоги-кураторы.

После успешной отправки Вам должно прийти уведомление о процессе рассмотрения работы модератором на электронный адрес, указанный в заявке. Работы рассматриваются модераторами в течение трех рабочих дней.

После одобрения Вам должно прийти уведомление о публикации Вашей работы. Если данной уведомление не поступило в течение более трех суток, Вам необходимо повторить загрузку работы.

Конкурсные работы не публикуются на сайте и не будут доступны для публичного просмотра.

Прием работ к участию проводится только посредством самостоятельного заполнения электронной заявки на нашем сайте www.сайт. Материалы, присланные на нашу электронную почту, приниматься не будут.

Требования к оформлению работ:

Объем файла с ответами не должен превышать 10 Мб. Бланки ответов могут быть заполнены вручную или в текстовом формате WORD. При заполнении бланка с ответами вручную в форме заявки загружается фотография или скан бланка.

Заявки на участия оформляются на каждого участника отдельно на каждую из олимпиад.

Поощрение победителей:

Участники, набравшие:

100-90 баллов, являются Победителями олимпиаде и занимают 1 место;

90-80 баллов, являются Призёрами олимпиаде и занимают 2 место;

80-70 баллов, являются Призёрами олимпиады и занимают 3 место;

70-60 баллов, являются Лауреатами олимпиады;

остальные являются Участниками.

Жюри определяет Победителей олимпиаде, занявших I, II, III места, Лауреатов и Участников олимпиады.

Победители награждаются Дипломами Победителя всероссийской итоговой олимпиады.

Лауреаты награждаются Дипломами Лауреата всероссийской итоговой олимпиады.

Участники награждаются Сертификатами Участника всероссийской итоговой олимпиады.

Педагоги, подготовившие Победителя или Лауреата, награждаются Дипломами педагога. Если Ваш участник не займет призового места, Вы получаете Сертификат педагога, подготовившего участника всероссийской итоговой олимпиады.

Порядок оформления благодарственных писем:

1. Для педагогов, которые подготовили 10 и более участников оформляются благодарственные письма*. Заявку на получение благодарственного письма необходимо прислать на электронный адрес . В заявке необходимо указать ФИО участников, которые приняли участие в олимпиадах; ФИО куратора, для которого необходимо оформить благодарственное письмо, должность (если необходимо), наименование ОУ (если название отличается от указанного в заявках на участие). Благодарственные письма оформляются в течение 3 рабочих дней с момента получения заявки. Благодарственные письма будут отправлены в электронном виде.

2. Для образовательных учреждений, чьи воспитанники приняли участие в олимпиадах (более 15 участников), оформляются благодарственные письма*. Заявку на получение благодарственного письма необходимо прислать на электронный адрес . В заявке необходимо указать ФИО участников, которые приняли участие в олимпиадах; название ОУ, для которого необходимо оформить благодарственное письмо, если необходимо, указать ФИО руководителя ОУ. Благодарственные письма оформляются в течение 3 рабочих дней с момента получения заявки. Благодарственные письма будут отправлены в электронном виде.

ФИО участника

Город (село), район

Образовательное

учреждение

Ф. И.О. учителя

Шифр

№ задания

Сумма

1. Приспособленность к среде обитания:

а) присуща живым организмам с момента их появления на свет;

б) возникает путем длительных тренировок организма;

в) является результатом длительного естественного отбора;

г) является результатом искусственного отбора;

2. Организмы, способные жить в различных условиях среды, называют:

а) стенобионтами;

б) олигобионтами;

в) комменсалами;

г) эврибионтами;

3. При чрезмерном увеличении численности (плотности) популяции:

а) животные быстрее и эффективнее размножаются;

б) улучшаются условия жизни для всех особей, и возрастает их защита от хищников;

в) особи перестают размножаться, сокращается продолжительность их жизни, растет агрессивность , возникает стресс;

г) уменьшается конкуренция между самцами за самку;

4. С периодическими изменениями в окружающей среде не связано следующее явление:

а) фотосинтетическая активность растений;

б) зимняя спячка животных;

в) осенний листопад;

5. Копрофагия встречается:

а) у зайцев;

б) у бегемотов;

в) у слонов;

г) у тигров;

а) ускорение роста тела жертвы;

в) усиление питания жертвы;

г) сокращение питания жертвы;

7. Ограничивающие факторы среды определяют:

а) местоположение вида в экосистеме;

б) ареал вида;

в) экологическую нишу вида;

г) частоту мутаций;

8. Почва как среда обитания включает все группы животных, но основную часть ее биомассы формируют:

а) крупные хищники (консунменты 1-го порядка)

б) сапрофаги (сапротрофы);

в) продуценты (автотрофы);

г) гетеротрофы - консунменты 2-го порядка

9. Выделение жизненных форм в зависимости от типов среды обитания и способов передвижения характерно для следующих групп животных:

б) зверей;

г) членистоногих.

10. Вода стала вторичной средой обитания:

а) для ряда рыб;

б) для некоторых земноводных;

в) для некоторых млекопитающих;

г) для иглокожих.

11. Экосистема является:

а) участком биогеоценоза;

б) промежуточным звеном между биоценозом и биосферой ;

в) функциональной частью биоты;

г) структурной единицей биосферы.

1 2. Наиболее чувствительные к воздействию антропогенного фактора экосистемы расположены:

а) на суше в умеренном поясе;

13. Аккумуляторами различных стоков, «природными санитарами» и «очистными сооружениями природы» по праву можно считать экосистемы:

Экология

ФИО участника

Город (село), район

Образовательное

учреждение

Ф. И.О. учителя

Шифр

№ задания

Сумма

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

1. Гетеротрофами не являются:

б) редуценты – сапротрофы и железобактерии;

в) консументы 2-го порядка;

г) продуценты

2. Соотношение продуктивности и биомассы показывает:

а) скорость выедания пищевых ресурсов;

б) скорость прироста органического вещества;

в) скорость расходования биомассы в единицу времени;

г) скорость обмена веществ

3. К числу самых неустойчивых экосистем можно отнести:

а) наскальные экосистемы;

б) луга и степи;

в) таежные леса;

г) широколиственные леса

4. Видами – эдификаторами (определяют строение и состав фитоценозов) в южных степях являются:

а) тимофеевка луговая и костер безостый;

б) ковыль и типчак;

в) лисохвост луговой и полынь горькая;

г) ежа сборная и овсяница луговая.

5. Наиболее чувствительные к воздействию антропогенного фактора экосистемы расположены:

а) на суше в умеренном поясе;

б) на суше в тропиках и субтропиках;

в) на суше в северных широтах;

г) в морских акваториях

6. Экосистему (или сообщество), возникающую на месте пожарища, называют:

а) рудеральной экосистемой (сообществом);

б) сегетальным сообществом (сформировано сорными растениями);

в) пирогенной экосистемой (сообществом);

г) пионерной (начальной) экосистемой (сообществом)

7. Выхлопы автомобилей являются источником свинца, пагубно влияющего на состояние:

а)центральной нервной системы, вегетативной нервной системы;

б) почек и всей выделительной системы;

в) в первую очередь дыхательной системы;

г) сердечно-сосудистой системы

8. Постоянное употребление минерализированной воды приводит к изменениям в работе различных систем органов, в частности, вызывает:

а) повышение гидрофильности тканей, снижение диуреза, нарушение вводно-солевого обмена;

б) повышение диуреза и быстрое выведение воды из организма;

в) уменьшение давления крови;

9. Электромагнитные поля влияют в первую очередь:

а) на нервную и иммунную системы;

б) на выделительную и мочеполовую системы;

в) на опорно-двигательную систему;

г) на органы чувств и пищеварительную систему.

10. Печально известная болезнь Минамата (сопровождается потерей зрения и слуха), обнаруженная в Японии, была вызвана:

а) повышенным содержанием кобальта в пище;

б) повышенным содержанием ртути в пище;

в) нехваткой микроэлементов в пище;

г) избыток магния, натрия и меди в пище

11. К растениям, которые синтезируют особые вещества – фитонциды, стимулирующие усвоение аскорбиновой кислоты и усиливающие восстановительные процессы в тканях относят:

б) мяту перечную;

в) хвойные породы;

г) лиственные породы

12. Современные эколого-демографические проблемы возникли по причине:

а) увеличения оседлости населения в мире;

б) миграции населения в города и развитые страны;

в) миграции населения в сельские местности;

г) увеличения числа мелких населенных пунктов

Заполните пропуски в тексте

13. Развитие экосистемы идет от ______________________________________________

к _________________________________ состоянию

14. Устойчивые стадии развития биоценозов по-другому называют ____________________________________ стадиями.

15. Организмы, живущие в почве, носят название ________________________________

16. Биомасса каждого последующего звена пищевой цепи прогрессивно уменьшается – так гласит ___________________________________________________________________

17. Повышенная чувствительность организма к воздействию ряда факторов окружающей среды, называемых _____________________________________, проявляется в форме _________________________________________________________________________ .

18. Болезнь, приводящая к тучности при малой подвижности, особенно часто возникает в условиях города и носит название ____________________________________________ .

Найдите соответствия и выпишите правильные ответы (а, б, в,…)

19. Экосистемы:

1) более автономные; 2) менее автономные;

Примеры : а) лес; б) речка; в) луг; г) степь; д) озеро; е) участок на крутом склоне горы.

Ответы : 1) ___________________________ 2) ____________________________ .

20. Избирательное накопление радиоактивных веществ органами и тканями:

1) щитовидной железой;

2) костной тканью;

3) селезенкой и печенью

4) легкими

Примеры веществ: а) радон; б) йод; в) полоний; г) радий

Ответы:

21. Лекарственные растения, используемые в фитотерапии:

1) наперстянка;

2) первоцвет лекарственный;

3) бессмертник песчаный;

4) чистотел большой

Применение : а) удаление бородавок, желчегонное средство; б) отхаркивающее средство при простудных и легочных заболеваниях (содержит много витамина С); в) лечение сердечно-сосудистой системы; г) лечение заболеваний печени и почек

1) ________________________ ; 2) __________________________;

3) _________________________; 4) __________________________


Образовательный проект «Я познаю мир»

XVI Республиканская заочная олимпиада школьников по биологии, экологии, химии и географии

60 лет

РДЭБЦ


2006

10 класс

Шифр


№ задания

1

2

3

4

5

6

7

Сумма

баллы

макс.


6

6

7

7

10

4

10

50

Задание №1. Рассчитайте количество теплоты, которое выделится при разложении дихромата аммония, если в результате реакции образовалось 5.6 г азота. Теплоты образования (NH4)2Cr2O7, Cr2O3 и H2O равны 1808, 1141, и 286 кДж/моль соответственно.


^ Задание №2. Установите возможную структурную формулу и название алкана, если известно, что в нем число связей между атомами углерода в три раза меньше, чем число связей между атомами углерода и водорода, а его хлорирование приводит только к одному моно хлорпроизводному. Составьте уравнение реакции хлорирования алкана. Назовите продукт реакции

Ответ: ___________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
^ Задание №3. После пропускания 8.96 л (н.у.) смеси этана и ацетилена в избыток аммиачного раствора оксида серебра было получено 72 г осадка. Рассчитайте массовые доли газов в исходной смеси.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
^ Задание №4. Смесь карбида и нитрида кальция растворили в воде, при этом выделился газ в 9.4 раза тяжелее водорода. Определите массовую долю карбида в исходной смеси.

Ответ ___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №5. Газовую смесь массой 24.0 г и объемом 14.76 л (27ºС, 1 атм), состоящую из этана и неизвестного газа, объемная доля которого составляет 25%, пропустили через водный раствор перманганата калия. Определите массу выпавшего осадка

Ответ ___________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание№6. В трех пробирках без этикеток находятся водные растворы азотной кислоты, нитрата аммония и нитрата серебра. Как с помощью одного реактива различить эти растворы? Напишите уравнения реакций и укажите их признаки

Ответ ___________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание№7. Фосфор, полученный из 46.5 г фосфата кальция, сожгли в избытке кислорода и к полученному продукту сгорания добавили 295.5 мл 8%-ного раствора гидроксида натрия с плотностью 1.1 г/мл. Определите состав полученного раствора в массовых долях

Ответ ___________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________