Лицензия на автомобильные грузоперевозки. Все нюансы для получения лицензии для пассажирских перевозок Как получить лицензию на международные грузоперевозки

Организация собственного дела, связанного с предоставлением услуг по перевозке грузов, требует обязательного оформления соответствующего пакета документов. Одним из которых является лицензия на международные грузоперевозки. Это разрешительный документ для перевозки грузов в страны Зарубежья. Наличие документа для владельцев транспортных компаний, занимающихся грузоперевозками, является основополагающим. Лучше заняться его оформлением сразу же при регистрации собственного бизнеса. Для получения лицензии нужно подать в государственные инстанции заявление и документы, дождаться их обработки. При положительном вердикте выдается разрешение, или лицензия для перевозки грузов на дальние расстояния. Сбор документов требует времени и если заниматься этим некогда, то оформление лицензии можно поручить частной фирме, которая за вознаграждение быстро оформит всю необходимую документацию.

Лицензия на международные грузоперевозки может оформляться самим перевозчиком или при помощи частных фирм

Какие нужны документы для получения лицензии

Для получения разрешения на грузоперевозки нужно предоставить нотариально заверенные ксерокопии:

  • паспортов на имеющиеся транспортные средства;
  • справки о техосмотре;
  • договора аренды при наличии арендованного транспорта;
  • страхового свидетельства;
  • свидетельства о регистрации предприятия, заверенного нотариусом;
  • учредительных документов;
  • кодов предпринимательской деятельности;
  • реквизитов предприятия: адреса фактического местонахождения, телефоны, Ф.И.О. водителей, осуществляющих перевозки;
  • сертификата договора на хранение транспорта в разрешенном документально месте при наличии собственной автостоянки;
  • состава специалистов, данные приказа об их назначении на должность водителя, сведения о профпригодности, наличие дипломов БДД;
  • данных медосмотра на каждого водителя.

Медосмотр водителей необходим для получения лицензии

Кем выдаются разрешительные документы

Допуск – разрешение на осуществление международных перевозок и грузов, выдается Транспортным органом, находящимся в подчинении у Росминтранса. Выдается лицензия специального образца после проверки и оформления документации в установленном порядке. Наличие водительских прав, квалификации и образования у каждого штатного водителя – обязательное условие при подаче заявки. Рассмотрение предоставленных документов занимает 1-1,5 месяца, истинность поданной документации тщательно проверяется компетентными органами.

Перечень документов объемен, сбор занимает немало времени, поэтому многие компании обращаются в специализированные фирмы, которые за вознаграждение подготовят документы для подачи в Транспортную компанию. К документам нужно приложить заполненное заявление, оплатить госпошлину. Общая сумма расходов с учетом нотариальных расходов составит в 6000-6500 рублей. Стоимость лицензии будет стоить 50000-65000 рублей. Отдельно нужно заплатить за лицензионные сборы, подачу документов, также при получении лицензию на руки.

Лицензирование перевозок компаниям выдается на 1 год, организациям, уже ранее получавшим данное разрешение – на 5 лет. Допуск к перевозкам выдается на каждое транспортное средство в виде удостоверения. Каждый водитель должен бережно хранить документ, держать постоянно в кабине своей машины. По истечении указанного срока можно подать новую заявку на переоформление и продление лицензии, но не ранее, чем за 3-6 месяцев до окончания срока годности действующей заявки. Более 2-х раз лицензию продлевать нельзя.

Лицензия выдается Ространснадзором по истечении 30 календарных дней после подачи заявки в двух экземплярах: в виде удостоверения и карты доступа, подтвержденные печатями и подписями. Вся выданная фирме документация подлинная, государственного значения, не подлежит продаже, обмену и передачи посторонним лицам, подотчетна, поэтому все бланки оригинальны.

Осуществление деятельности по международным перевозкам без оформленной лицензии незаконно, на предпринимателей налагаются штрафы, могут возникнуть проблемы при оформлении допуска в дальнейшем. Рекомендуется индивидуальным предпринимателям подготовить и подать на рассмотрение в транспортную инспекцию соответствующие бумаги сразу же после регистрации своей предпринимательской деятельности. Лицензия – документ государственного образца, поэтому все требования и предписания, обозначенные в ней, должны неукоснительно соблюдаться.

Выдача документов производится Транспортным органом

Кому могут отказать в выдаче лицензии

Заявка на получение лицензии перевозок может быть отклонена по причине:

  • недостоверной, ложной информации в представленных документах;
  • неисполнения предписаний, обозначенных правом;
  • нахождения предприятия на грани ликвидации;
  • потери водителями квалификацию, лишения их водительских прав;
  • поступивших сведений от других госслужб о неисполнении тех, или иных требований.

В случае отказа Лицензионный комитет должен уведомить письменно об этом заявителя, указать причину отрицательного вердикта. Если необходимый документ для перевозки международных грузов вы получили, то предприниматели обязаны соблюдать все условия, прописанные в нем, бережно относиться к документу, не передавать его третьим лицам. В противном случае лицензия может быть отозвана, работа предпринимателя приостановлена, а все участники привлечены к уголовной ответственности.

При наличии 8-местного автомобиля для международных перевозок по усмотрению Ространснадзора получить лицензию можно сразу на 5 лет, испытательного срока нет. Однако автотранспортное предприятие не должно иметь нареканий, ранних негативных отзывов от своих клиентов, но должно иметь безупречную репутацию, большой стаж работы в сфере перевозок грузов на дальние расстояния. Новички получить разрешение могут только сроком на 1 год, но в дальнейшем подать заявку на продление.

Лицензирование грузов – важный аспект для осуществления деятельности по оказанию транспортных услуг. Начинающим перевозчикам разобраться в правовых аспектах данного бизнеса трудно, торговые экономические отношения между странами постоянно меняются. Доставить груз в другую страну проблемно. Подготовка и оформление всех сопутствующих и сопроводительных документов, получение разрешения для беспроблемного въезда в другую страну отнимает много времени.

Но для перевозки восьми и более человек, также доставки продукции в другие страны, международное разрешение получить нужно обязательно, поэтому при нежелании заниматься лицензированием своего транспорта самостоятельно, можно воспользоваться услугами фирм, которые помогут с оформлением документации в короткие сроки.

Мастерская «Тахоцентр.РФ» осуществляет подготовку транспортных компаний к международному допуску - получению удостоверения допуска (лицензии) и карт МАП. Удостоверение допуска к международным перевозкам могут получить юридические лица, индивидуальные предприниматели, находящиеся в любых городах РФ , которые осуществляют коммерческие и некоммерческие международные перевозки грузов и пассажиров. Допуск к международным перевозкам выдаётся органом Ространснадзора!

Наименование услуг Цена за ед. (без НДС), руб.
Подготовка карты МАП и удостоверение допуска (лицензия) от 3 000 до 15 000
Обновление карты МАП в связи с сменой ТС или собственника 5 000
Консультация по подготовке ТС для выезда за границу бесплатно
Услуги по определению рыночной стоимости транспортного средства до 5 000
Услуги по определению рыночной стоимости недвижимости от 5 000
Курс по проф. переподготовке ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения 15 000
Курс по проф. переподготовке контролера технического состояния автотранспортных средств 20 000
Два курса по проф. переподготовке 25 000


Требования к перевозчикам

  • Наличие транспортных средств на праве собственности или ином основании,
  • Наличие исправных тахографов ЕСТР,
  • Соответствие транспортных средств международным техническим стандартам,
  • Наличие на балансе предприятия имущества стоимостью не менее 300 000 рублей за первое ТС и не менее 170 000 рублей на каждое последующее ТС.

При увеличении автопарка перевозчик обязан получить карты допуска на каждое новое транспортное средств, даже если транспортное средство приобретается в аренду. В случае, если транспортное по договору лизинга переходит от банка в собственность перевозчика, если меняется адрес регистрации, то действующая карта МАП аннулируется, возвращается в УГАДН и оформляется новая. В случае приостановки действия удостоверения допуска (лицензии) или его аннулирования, удостоверение и карты МАП возвращаются в УГАДН.

Комплект документов для подготовки удостоверения допуска и карт МАП.

  • Реквизиты.
  • Копии ИНН и ОГРН.
  • Копии СТС и ПТС.
  • Копия ОСАГО (если получатель допуска ООО, ОАО, то страховка должна быть без ограничений). Страхователь и Собственник должны быть либо одни лицом, либо Арендодатель-Эксплуататор, не должно быть 3-х лиц.
  • Копия Договора аренды ТС (лизинга), в котором прописано разрешение на выезд заграницу. Срок действия карт МАП ограничен сроком действия договора аренды ТС!
  • Если Упрощенная Система Налогообложения, то требуется оценка имущества (ТС, полуприцепа, недвижимости) на сумму превышающую 300 000 руб. за первое ТС и 170 000 руб. за каждое последующее ТС.
  • Если Общая Система Налогообложения, то требуется бухгалтерский баланс за прошедший отчётный период, где оборот превысит 300 000 руб. за первое ТС и 170 000 руб. за каждое последующее ТС.
  • Фирменный бланк организации, если есть.
  • ФИО, телефон, email, паспортные данные, должность ответственного за подачу/забор документов в УГАДН.

Выдача карт(ы) МАП и удостоверения допуска (лицензии) в подразделениях УГАДН по всей России

Несмотря на широкий ассортимент транспорта, который может использоваться для импорта и экспорта различных грузов, наиболее востребованными являются грузовики. Для беспрепятственной деятельности перевозчик обязан иметь транспортную международную лицензию на грузоперевозку.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Здесь подразумевается разрешение к осуществлению автомобильной перевозки с пересечением государственной границы РФ. Помимо этого, разрешение производит допуск физических лиц, вне зависимости от его право-организационной формы.

Кому нужно оформлять

Процесс лицензирования международной перевозки относится к основным аспектам осуществления данной сферы предпринимательской деятельности. Необходимость оформления лицензии относится ко всем транспортным компаниям и физическим лицам, планирующим заняться данной сферой деятельности.

Каждый из претендентов должен соответствовать следующим критериям:

  1. Иметь в собственности или аренде транспортное средство, допущенное к участию в дорожном движении и находящееся в соответствующем техническом состоянии.
  2. Предприятие должно находиться в стабильном финансовом состоянии, что подтверждается следующим:
    • наличие недвижимого имущества стоимостью не меньше 300 000 руб. при осуществлении перевозок с использованием одного транспортного средства;
    • наличие суммы, не меньше 170 000 руб. на лицевом счёте из расчёта на каждый последующий автомобиль.
  3. Иметь в собственности или аренде помещение, необходимое для технического обслуживания автомобиля, либо заключённый договор с авторемонтной станцией.
  4. Утвердить ответственных за исполнением безопасного движения.
  5. Иметь в штате предприятия специалистов, имеющих право управлять представленным автомобилем.
  6. Оформить всю необходимую документацию, включая страховку на водителя и транспортное средство, действующие за пределами границ РФ.

Следует учитывать, что нет необходимости оформления лицензии лишь в нескольких случаях:

  1. Перевозится личный груз, который предназначен не для предпринимательской деятельности.
  2. Масса товаров не более 500 кг.

Условия получения

Исходя из перечисленных требований, касающихся и Азии соблюдение условий перевозки международных грузов регулируется .

Согласно представленному документу лицо, запрашивающее разрешение на допуск к осуществлению данной услуги должно соответствовать требованиям п. 1 – 21 вышеупомянутого Постановления. Любое несоблюдение данных условий может послужить причиной возбуждения в отношении правонарушителя административного правонарушения по .

В соответствии с данным законодательным актом в отношении правонарушителя могут быть инкриминированы меры наказания в соответствии со следующими пунктами вышеуказанной статьи:

  1. П.1 – деятельность, связанная с международными перевозками грузов, при незаполненных или заполненных неверно разрешениями или без наличий учётного талона, выданного государственным органом контроля за осуществлением данной деятельности. Выявленные нарушений, в данной сфере наказываются штрафом в отношении водителей: от 100 000 до 150 000 руб.
  2. П2. – осуществление международной перевозки из России в пределах третьих государств или из них в РФ с наличием незаполненного разрешения или заполненного неверно наказывается штрафом в размере от 150 000 до 200 000 руб. Мера наказания применяется в отношении водителя, управляющего данным транспортным средством.
  3. П.3 – международные грузоперевозки при наличии уведомления, выданного уполномоченным лицом транспортного контроля из с писка стран, участников Таможенного союза, без наличия записи должностного лица, либо органа исполнительной власти конкретного субъекта РФ. За это правонарушение, водитель несёт наказание в виде штрафа в размере от 25 000 до 30 000 руб.

Как видно из приведённых сведений, основная ответственность за нарушение в осуществлении международных перевозок грузов лежит на водителе транспортного средства, что характеризует меру наказания для ИП или предприятия с иной сферой учреждения, как вспомогательную или условную.

Как получить лицензию на международные перевозки

Процесс получения допуска к международным перевозкам может осуществляться в отношении юридических лиц или предпринимателей, как это упоминалось ранее. Порядок действий и основные нюансы прописаны в тексте Постановления Правительства № 730 от 16.10.2001.

Как упоминалось ранее, заявитель подаёт вышеупомянутый перечень документов в государственную структуру, занимающуюся данной деятельностью. Та, в свою очередь проводит проверку информации, полученной из заявления и приложенной к нему документации.

В результате положительного решения, удостоверение, дающее право заниматься международными коммерческими и некоммерческими перевозками, выдаётся на следующий срок, указанный в п. 8 Постановления Правительства № 730:

  1. На 12 месяцев если предприятие или индивидуальный предприниматель обращается за ним впервые.
  2. На 60 месяцев, если перевозчик подаёт заявление о продлении используемого ранее допуска (если не указывается меньший срок).

Куда обращаться

Российское законодательство подразумевает обращение за получением лицензии в государственный орган, находящийся под юрисдикцией Росминтранса и называющийся Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

Выдаётся она после предоставления установленного в каждом отдельно взятом субъекте РФ, перечня документов, представленных чуть ниже. Порядок обработки и выдачи уведомления с принятым решением происходит в течение 30 суток с момента подачи заявления.

Данный порядок закреплён в п.5 Постановления Правительства № 730 от 16.10.2001г.
Следует отметить, что перечень бумаг, требующихся для оформления достаточно объёмен.

Поэтому для физических лиц и предпринимателей есть вариант обратиться к услугам специализированных компаний, которые за определённую плату соберут всю документацию, оплатят госпошлину и подадут от лица заявителя в транспортный орган.

Список необходимых документов

Здесь следует заметить, что в зависимости от субъекта РФ, документация может несколько отличаться. Поэтому планируя обратиться за получением лицензии, рекомендуется предварительно уточнить конкретный список в местном органе транспортного надзора.

  1. Нотариально заверенная копия устава предприятия.
  2. Учредительный договор.
  3. Банковские реквизиты.
  4. Контактная информация:
    • наименование;
    • телефон;
    • факс;
    • электронная почта;
    • юридический и фактический адреса.
  5. ФИО главного бухгалтера и руководителя предприятия с контактными данными.
  6. Выписки ЕГРЮЛ.
  7. Документы на все транспортные средства, которые будут задействованы в данной деятельности:
    • свидетельство о регистрации;
    • подтверждение прохождения международного технического осмотра;
    • бумага, подтверждающая наличие и работоспособность тахографа ЕСТР.
  8. Своеобразный полис ОСАГО международного образца, который называется «Зелёная карта».
  9. Отчёт о доходности предприятия по форме, соответствующей используемой системе налогообложения. Например, если применяется упрощённая система (УСН), то предоставляется бухгалтерский баланс за последний отчётный период.
  10. Договор на техническое обслуживание авто или документы, подтверждающие наличие собственного или арендованного помещения, где можно заниматься данными работами.
  11. Бумага, характеризующая заключение договора с медицинским учреждением с целью прохождения предрейсового осмотра водителя. В данной ситуации предусматривается возможность использования собственного медработника, имеющего соответствующие документы.
  12. Удостоверение Безопасности Дорожного Движения водителя (БДД), выданное Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

  13. Свидетельство о том, что предприятие или индивидуальный предприниматель является членом Ассоциации Международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), для

  14. Доверенность, на предоставление интересов предприятия, представленная в 2 экземплярах.
  15. Сколько стоит

    Упоминавшееся ранее Постановление Правительства № 730, называет Положение о выдаче международного разрешения, как метод обеспечения методами нетарифного регулирования.

    Оно направлено на следующие цели:

    1. Единый государственный контроль за международными перевозками в ранге единой внешнеторговой политики.
    2. Защиту экономических интересов РФ.
    3. Успешной и безболезненной интеграции российских перевозчиков в международные экономические отношения рынка транспортных услуг.

    Это позволяет объяснить п. 12. Постановления Правительства № 730, содержащий в себе сведения о том, что карточка разрешения на осуществление данной деятельности выдаётся на безвозмездной основе. Аналогичная ситуация касается и процесса подачи и рассмотрения документации.

    Цена для ИП, а так же юридических лиц вне зависимости от их организационно-правовой формы в российском законодательстве не предусмотрена.

    На рынке посреднических услуг известно много компаний, занимающихся оформлением данной лицензии.

    Они представляют интересы заявителя в соответствующих органах. В данной ситуации цена определяется в зависимости каждого отдельно взятого случая и варьируется в диапазоне от 5 000 до 30 000 руб .

    Из совокупности их действий можно выделить следующие:

    1. Подготовку необходимого пакета документации и квалификационные курсы по получению удостоверения.
    2. Консультации, касающиеся необходимости её получения.
    3. Подача бумаг, заявления и получение результата.

    Срок предоставления права

    Срок, на который выдаётся лицензия на международные грузоперевозки может отличаться в зависимости от официального статуса транспортной компании или индивидуального предприятия.

    Ситуация заключается в следующем:

    1. При первично обращении за получением лицензии – срок не может превышать 12 месяцев с даты подачи заявления.
    2. Если предприятие уже имело опыт работы в данной сфере международных услуг, срок может достигать 60 месяцев или 5 лет.

    При этом следует учитывать, что первичное удостоверение дающее право на осуществление международных перевозок грузов не подлежит продлению.

    Совершенно иная ситуация касается карточек, выданных на 5 лет. Их повторная активация возможна по заявлению владельца, но не более 2 раз.

    Причины отказа

    Или иных грузов может происходить только при наличии у перевозчика лицензии на осуществление данной деятельности.

    Следует учитывать, что заявка на её получение может быть отклонена ввиду следующих обстоятельств:

    1. Предоставлении недостоверных, ошибочных, либо ложных сведений в поданных документах.
    2. Неисполнения обязательств, обозначенных законодательством.
    3. Нахождения организации или индивидуального предпринимателя на грани банкротства или ликвидации по другой причине.
    4. Лишения заявленных водителей права управления транспортным средством или снижение их квалификации.
    5. Обнаружении информации от других государственных структур об отказе исполнять обязательства или наличии задолженностей.

    Отказ в предоставлении лицензии уведомляется в письменном порядке с указанием причины отрицательного решения. Повторное обращение допускается только при условии изменения недочётов и их «выведения» к желаемому результату.

    При этом предприниматель либо иной представитель транспортного предприятия, получившего отказ не имеет права распространяться о полученном решении третьим лицам.

    Для вывоза товаров или любой другой продукции из России, а также ввоза на её территорию, как правило, используется авиа, железнодорожный транспорт, морское сообщение. Но самым используемым видом транспортировки является автомобиль. Как получить лицензию на международные перевозки, расскажем в этой статье.

    Кому выдаётся лицензия

    Указанная лицензия выступает в роли документа, который позволяет осуществлять перевозку за пределами территории РФ (например, из России в РБ), другими словами она именуется как допуск к осуществлению .

    Лицензия — документ, позволяющий осуществлять перевозку за пределами территории РФ.

    Виды деятельности, для которых обязательно получение этого разрешения, при планировании выезда за пределы РФ:

    1. Провоз грузов (независимо от количества тонн).
    2. Провоз пассажиров (более чем на 8 человек).

    Основным документом, содержащим в себе главные положения о порядке выдачи этого разрешения и списке необходимых для этого бумаг и сведений, является Постановление Правительства РФ от 16.10.2001 № 730 «Об утверждении Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок».

    1. Предприятия, организации, независимо от формы собственности.
    2. ИП (индивидуальные предприниматели).

    При этом некоммерческие перевозки – это услуги по доставке товаров для собственных производственных нужд или провоз собственных сотрудников к месту работы.

    Лицензия (допуск) выдаётся сроком на 1 год при первичном обращении за оформлением такого документа. Указанный срок нельзя продлить. Если же заявитель обращается повторно, то срок действия может быть продлён до 5 лет (если в самом повторном обращении не прописан меньший срок). Этот период времени разрешается продлевать, но не более 2 раз.

    Стоимость (цена) получения лицензии на законодательном уровне не определена. То есть получение, оформление, продление осуществляется бесплатно.

    Получение лицензии

    Для того, чтобы получить требуемый документ, требуется собрать пакет бумаг и предоставить его на рассмотрение в ведомство, осуществляющее транспортный контроль и надзор, каковым является специальный орган Ространснадзора.

    Основными условиями, которые следует соблюсти, являются:

    1. Транспортные средства. Транспорт должен принадлежать на праве собственности или других правах, например, лизинг.
    2. Ответственные лица (специалисты). На предприятии обязательно должны быть такие лица, осуществляющие контроль за проведение международных перевозок. Уровень их квалификации должен соответствовать принятым международным стандартам.
    3. Стабильное экономическое состояние. Иными словами, обязательно наличие собственного имущества, оценивающегося не менее в 300 000 рублей (при единственном автомобиле, осуществляющем международные перевозки) и не менее 170 000 рублей на каждую последующую единицу транспорта.
    4. Страхование автогражданской ответственности собственников автомобилей.

    Отказ или решение о выдаче разрешения принимается по истечении 30 дней с момента предъявления заявления, при этом орган, его принявший, обязан известить соискателя в течение 3 дней.

    При принятии положительного решения по вопросу, заявителю выдаётся удостоверение допуска. Помимо этого, на каждый автомобиль оформляется отдельная карточка. При расширении автопарка возможно оформление карточки на вновь приобретённую единицу. Для этого, необходимо в учреждение, выдавшее удостоверение, предоставить сокращённый пакет бумаг, по требованиям, указанным в п. 10 Постановления.

    Необходимый перечень документов для получения лицензии

    Для того, чтобы получить доступ, необходимо обратиться к п.7 Постановления, содержащего в себе исчерпывающий список:

    1. Заявление, c прописанными в нём данными относительно:
    • наименования, адреса регистрации, ИНН, ОГРН – применимо для соискателей в виде предприятий, организаций. Помимо этого, необходимо будет приложить копии бумаг, подтверждающих указанные сведения.
    • Ф. И. О., паспортных данных, данных об адресе проживания, ИНН, ОРГИП – положение применимо для соискателей в форме ИП. Для подтверждения информации, также нужно будет предоставить копии документов, на основании которых заполнялось заявление.
    • автомобиля, с фиксацией: его марки, типа, модели, номерного знака, сведений о наличии прицепов, полуприцепов, дате производства.
    • сведений об ответственных специалистах, с указанием Ф. И. О. и занимаемой должности.
    • срока, на который запрашивается оформление допуска.
    1. К заявлению следует приложить копии следующих бумаг:
    • содержащих сведения относительно права собственности на автомобиль или иное законное право владения, распоряжения транспортным средством (например, договор аренды или лизинга);
    • подтверждающих квалификацию ответственных лиц;
    • полиса ОСАГО собственника авто.

    Для того, чтобы получить нужный документ, требуется собрать пакет бумаг и предоставить его на рассмотрение в курирующее ведомство.

    Лицензия на международные грузоперевозки на законодательном уровне именуется как допуск российского перевозчика к осуществлению международных перевозок. Для того, чтобы получить указанное разрешение, необходимо с требуемым пакетом бумаг обратиться в орган Ространснадзора.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Международное лицензирование

    Введение

    Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современных условиях торговля изобретениями, ноу-хау, промышленными образцами, моделями и товарными знаками на внешнем рынке имеет огромное значение для экономического развития любого государства.

    Международное лицензирование является основной формой научно-технического обмена между странами.

    Развитию экспорта технологии на основе лицензионных соглашений способствует и строительство за рубежом комплексных предприятий. Одной из причин быстрого развития лицензионной торговли является существенное повышение ее доходности. Расширилась практика продажи лицензий на побочные технологические процессы и на отдельные изобретения при сохранении монополии на технологию изготовления готового продукта. В результате бурного роста международной торговли лицензиями и патентами и нелицензионными "ноу-хау" сформировался специфический рынок со своими особенностями и закономерностями.

    Международная торговля лицензиями и "ноу-хау" стала важной составной частью современной мировой торговли, фактором ускорения международного товарооборота.

    Объект исследования - Международная торговля лицензиями.

    Цель контрольной работы рассмотреть международное лицензирование и его специфику в России.

    Задачи исследования:

    1. Рассмотреть характеристику международных лицензий.

    2. Рассмотреть международное лицензирование в России.

    3. Рассмотреть развитие франчайзинга в России.

    Характ еристика международных лицензий

    "Лицензия" - разрешение на право, либо право на выполнение некоторых действий различных сферах. Применительно к технологическому обмену он означает разрешение использовать на определенных условиях предметы лицензии, которыми являются: запатентованные изобретения; промышленные образцы; товарные знаки, ноу-хау, т.е. имеющие ценность конфиденциальные сведения, которые не пользуются правовой охраной. экспорт франчайзинг лицензия

    Лицензирование - это контрактная форма деловых взаимоотношений между лицензиаром, который разрешает использовать принадлежащий ему патент, торговую марку, авторское право или какую-либо другую форму интеллектуальной собственности за компенсацию, и лицензиатом.

    Несмотря на то, что лицензионные соглашения, как правило, имеют свои специфические особенности в каждом конкретном случае, существует устоявшаяся и широко применяемая в международной торговле классификация видов лицензий.

    1. Простая лицензия.

    При продаже простой лицензии лицензиар предоставляет разрешение лицензиату использовать в течение определенного срока права на объект лицензии, внося на счет лицензиара оговоренные платежи. При этом продавец простой лицензии оставляет за собой право использовать непосредственно объект лицензии самостоятельно и продавать схожие лицензии третьим лицам. Продажа подобного вида лицензий характерна в сфере массового производства. В таком случае, продукция, выпускаемая по лицензии под одной торговой маркой на разных предприятиях, нередко находящихся в одном регионе, пользуется таким спросом, что не возникает столкновения интересов между лицензиатами.

    2. Исключительная лицензия.

    Продажа исключительных лицензий является наиболее распространенной формой лицензирования в международной торговле. При продаже исключительной лицензии лицензиар предоставляет лицензиату исключительное право использовать объект лицензии в течение сроков и в рамках территории, оговоренных в договоре.

    Популярность этого вида лицензии основана на том, что лицензиат не рискует столкнуться с другим лицензиатом, оперирующем в том или ином регионе, что избавляет его от нежелательной конкуренции. Лицензиар, в свою очередь, не теряет возможности продавать лицензии и использовать интеллектуальную собственность в других регионах.

    Территория, на которой действует исключительная лицензия, может сильно различаться, в зависимости от условий соглашения. Это может быть город, штат, страна и даже континент.

    3. Полная лицензия

    При продаже полной лицензии лицензиар полностью лишается прав на самостоятельное использование объекта лицензии и на продажу лицензии третьим лицам на срок, предусмотренный в соглашении. Продажа такого вида лицензий практикуется небольшими фирмами.

    Не смотря на многочисленные преимущества международного лицензирования, оно вне сомнения связано с определенным риском, как для лицензиара, так и для лицензиата. Основной риск для продавца лицензии заключается в том, что партнер, с которым было заключено соглашение, может не выполнить свои обязанности или будет выполнять их плохо. В связи с этим, фирма, которая продает лицензию, проводит ряд исследований. Потенциальные рынки тщательно изучаются с точки зрения их объемов, оцениваются преимущества и недостатки лицензирования в данных условиях, составляется реестр действующих фирм, оценивается их доля на рынках и т. д. Компания не сможет заключить выгодное лицензионное соглашение без соответствующих исследований, проведенных надежной организацией или непосредственно сотрудниками фирмы. Во многих случаях, лицензиар предварительно проводит консультации с юристами, специализирующимися в области интеллектуальной собственности и другими фирмами или лицами, знатоками в этой области. Многие и многие факторы учитываются при выборе лицензиата.

    Если раньше непосредственно продажа лицензии являлась основной целью разработчика продукта или технологии, где роли были четко разграничены: лицензиар занимается разработкой идеи или прототипа продукции, а лицензиат организовывает коммерческое производство и продвижение товара, то сейчас подход к этой проблеме изменился. "В современном мире фирмы рассматривают лицензионное соглашение не как завершение транзакции, а как начало новых отношений". Такой подход позволяет фирмам использовать лицензиата в качестве дополнительного ресурса. Лицензиар все чаще стремиться позиционировать себя как члена команды лицензиата, поэтому выбор партнера очень важен.

    В последнее время, лицензиар старается предоставить условия лицензиату, при которых он сможет внести определенные улучшения в продукт. Наряду с этим, продавец лицензии впоследствии направляет усилия на разработку таких идеи и продуктов, которые будут соответствовать требованиям клиентов лицензиата. То есть, современные фирмы стремятся сделать лицензиата зависимым от их услуг, не ущемляя ни в коем случае его прав. Лицензиар, работающий в сегодняшних условиях, пытается вместе с продажей лицензии осуществить поддержку лицензиата, так как осознает то, что заключение лицензионного соглашения не конец, а начало совместной деятельности.

    Международное лицензирование в России

    Важнейшими показателями, характеризующими научные ресурсы отдельных стран и групп стран, являются: доля расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в ВВП; расходы на НИОКР на душу населения; доля бюджетных ассигнований на НИОКР в общих расходах государственного бюджета; численность специалистов, занятых в науке и научном обслуживании (в том числе и относительно численности населения данной страны); количество международных премий (прежде всего Нобелевских) за выдающиеся научные достижения; доля наукоемкой продукции в ВВП и промышленной продукции; доля данной страны на мировом рынке высоких технологий. Однако по многим показателям Россия отстает от мировых лидеров.

    В России инвестиции увеличились с 9 (2006 г.) до 20 млрд. долларов (2014 г.). Однако развивающиеся страны показывают еще большие цифры. Например, валовые внутренние издержки Китая на НИОКР (в 2009-2014 гг.) в реальном выражении ежегодно росли примерно на 19% и достигли 86,8 млрд. долларов (2014 г.). Еще большего добилась Индия - 23,7 млрд. долларов (2012).

    Многие страны - члены ОЭСР (куда входит 30 экономически развитых держав мира) увеличили государственные расходы на НИОКР. Этому не помешало даже происходившее в некоторых из них общее сокращение финансирования из национального бюджета. Тем самым эти страны выразили политическую поддержку поощрению инвестиций в научные исследования и инновации. К тому же многие члены ОЭСР (как и некоторые не входящие туда государства) в последние годы приняли национальные программы, нацеленные на развитие и продвижение своей науки и передовых технологий.

    В России же доля расходов на НИОКР в 2014-м составила 1,08% в сравнении с 1,28% тремя годами ранее. И по-прежнему подпитывает сектор в основном госказна (примерно 70%). С человеческими ресурсами обстоит гораздо лучше. Сфера науки и технологий в России по абсолютному количеству занятых в ней занимает четвертое место в мире (после США, Китая и Японии). И даже если взглянуть на это в относительном разрезе - на 1000 человек населения, показатель окажется выше, чем во многих развитых странах. А по доле граждан с высшим образованием в возрасте от 25 до 64 лет России до сих пор нет равных в мире (55% населения).

    По-прежнему хорошо выглядит и соотношение диссертаций, защищаемых по техническим направлениям, с общим числом новоиспеченных обладателей ученых степеней. Но вот практические результаты смотрятся скромнее. Например, за 10 лет (с 2004 по 2014) мировая доля публикаций научных статей специалистов из России упала с 3,3 до 2%. Национальный вклад в глобальное число триадических семейств патентов (т.е. зарегистрированных для защиты одного и того же изобретения сразу в США, Японии и ЕС) составил 0,1%.

    Общий объем продаж наукоемкой продукции на международном рынке в 2014 г. составил 2,3 трлн. долл. Из этого объема на долю США приходится 39 %, Японии - 30, Германии - 16, России - менее 1 %. Низкая доля нашей страны во многом объясняется преобладанием в недалеком прошлом военных НИОКР и слабым развитием коммерческой деятельности в научной сфере.

    Россия находится на одном уровне с европейскими странами по уровню ввоза новых технологий, машин и оборудования. По способности потреблять мы вровень с Западом, а вот по способности производить - по-прежнему далеко позади.

    Собственные производительные силы практически не развиваются - на НИОКР в России идет лишь 10% всего объема инвестиций, тогда как в Германии - более 50%, в Финляндии - около 70%, во Франции - более 90% всех инвестиций на инновации. Обратная же ситуация с инвестициями организационно-маркетингового характера - их доля в среднем в 2,5-3 раза выше чем в Европе.

    В перспективе ОЭСР пророчит России обострение проблем. Рекомендации же, конечно, носят общий характер: перераспределить обязанности внутри инновационной системы, чтобы она больше соответствовала современной - динамичной и открытой - рыночной экономике; стимулировать инвестиции частного бизнеса; улучшать инфраструктуру для коммерциализации разработок; усилить интеграцию науки и учреждений высшего образования и т. п.

    А для начала не помешало бы наладить более четкую статистику. Сегодня показатели, основанные на исследованиях инноваций, являют собой лишь усредненные величины, которые пригодны для обобщенных сопоставлений, но не для ориентиров при выработке политики. Между тем такая усредненность не позволяет оценить и использовать многообразие инновационных схем в конкретных отраслях и на предприятиях. Поэтому надо вводить более сложные показатели, основанные на микроданных.

    К примеру, в России для оценки инновационной активности отраслей промышленности употребляется такой показатель, как доля предприятий (в общем их количестве в данной отрасли), осуществлявших на протяжении последних трех лет инновационную деятельность. Однако этот индикатор, широко используемый в статистических и аналитических исследованиях, не позволяет судить о масштабах инновационной деятельности на предприятиях отрасли, так как рассчитывается без учета объемов производства и инновационной активности предприятий.

    Одной из основных причин утраты Россией позиций на мировом и внутреннем рынках наукоемкой продукции и связанного с этим обвального снижения инвестиций в науку явилось отсутствие государственной политики в сфере интеллектуальной собственности и инновационной деятельности в области высоких технологий.

    Российская Федерация по-прежнему сохраняет уникальный научно-технический и образовательный потенциал, однако эффективность его практического использования явно низка, так как формирование национальной инновационной системы в условиях рыночной экономики находится в начальной стадии развития.

    Проводимая государством политика в этой сфере фрагментарна и не системна, целостная нормативно-правовая база инновационной деятельности не сформирована, роль государства в этих процессах не определена, эффективные механизмы взаимодействия государства с предпринимательским сектором не созданы.

    Ежегодно в России регистрируют около 23 тыс. патентов, однако более 90% отечественных изобретений, ноу-хау остаются без патентов. Многие незапатентованные идеи берут на вооружение зарубежные производители и создают на их основе современные технологии, которые потом продают в Россию, т.е. происходит экспорт "сырых знаний".

    Эту негативную тенденцию можно преодолеть, переняв опыт Китая, который стал третьей в мире страной после США и Японии в сфере инновационных технологий.

    Для преодоления негативных тенденций в развитии инноваций нужна инвентаризация интеллектуальной собственности, изменение законодательства в пользу авторов научных и технических разработок.

    Развитие франчайзинга в России

    История франчайзинга в России связана именно с сектором розничной продажи нефтепродуктов, и в конце 90-х годов основная информация о развитии франчайзинга поступала именно от нефтяных компаний. Именно в этот период времени многие рассматривали франчайзинг как интеграцию крупного и малого бизнеса, что конечно имеет место быть в некоторых секторах экономики (например, продажа нефтепродуктов, осуществление пассажирских перевозок, продажа электроэнергии) и в определенной экономической ситуации, но само по себе не является приоритетом франчайзинга.

    В секторе "нового" предпринимательства в описываемый период времени также появлялись концепции, имеющие ряд общих признаков с франчайзингом, но экономически выстраиваемых на лизинговых отношениях, например, "Дока-пицца". Ряд зарубежных концепций, появившиеся на российском рынке испытывали серьезные затруднения, связанные с правовыми, экономическими и психологическими факторами и к настоящему времени устояли на рынке только две компании "Сабвей" и "Баскин Роббинс" (общественное питание).

    Преимущества совместного развития стимулируют возрастание интереса в России к развитию бизнеса с использованием концепций франчайзинга.

    Количество организаций, заявивших о своем развитии в формате франчайзинга возросло с 85 в 2007 г. до 1350 в 2014 г., что само по себе характеризует востребованность этого формата в России. В России, впрочем, как и в других странах мира нет официальной статистики по франчайзингу. О развитии этого сектора можно судить только по той информации, которая представлена участниками рынка в СМИ и среде Интернет. Наибольшее количество франшиз в 2014 г. наблюдалось в секторе розничной торговли - 53%, далее следует сфера услуг, на которую приходится 24%, 12% в общественном питании и 8% в прочих сферах деятельности.

    Для России характерны общемировые тенденции развития франчайзинга. Это связано с общими преимуществами франчайзинга и обусловленной необходимостью к объединению возможностей и ресурсов в условиях глобализации.

    При этом в каждом государстве также существует своя специфика, что связано с социально-экономическими, культурно-психолгическими, правовыми и другими факторами. Например, потребности населения в определенных товарах и услугах и тенденции развития той или иной отрасли, в общем, влияет на общую структуру франчайзинга. В качестве примера можно привести структуру франшизных рынков России, Европы и США. Понятно, что в региональном разрезе на территории России структура будет отличаться от общероссийской, аналогично в Европе на территориях различных государств и в США на территории различных штатов.

    Таблица 1 - Структура рынка франшиз, 2014 г. (% занимаемой доли рынка)

    Таким образом, сектор торговли продуктами питания не занимает ведущего места в структуре франчайзингового рынка. Это связано в основном со спецификой самого продукта, необходимостью установления жестких стандартов логистики и обмена данных, определенными трудностями исполнения стандартов на местах и осуществлением контрольной функции особенно в крупноформатном и широко ассортиментом секторе. Наиболее приемлемым для торгового франчайзинга является сектор специализированной торговли с ограниченным ассортиментом товаров (например, по продаже чая, кофе, выпечки, сыров, замороженных продуктов и др.). Этот вывод подтверждается не только зарубежной практикой, но и реальным перераспределением в 2014 г. франшиз внутри продуктового сектора в России в пользу специализированной торговли.

    В торговле непродовольственными товарами достаточно сложно идентифицировать организации, которые используют классические модели франчайзинга. В связи с отсутствием в России легального термина под франчайзинговм понимают три основных вида отношений: коммерческую концессию, лицензионные соглашения и дилерские соглашения с дополнительными условиями. Отсутствие четких критериев франчайзинга приводит к недостоверности публикуемой правообладателями информации относительно концепции развития, и как следствие, к завышенным результатам оценочных данных относительно текущего состояния рынка франшиз в секторе непродовольственной торговли.

    При всех положительных тенденциях, в настоящее время участники франшизных отношений, присутствующие на российском рынке серьезно рискуют. Административные барьеры, изменение рыночной ситуации, отсутствие единого понимания франчайзинга, достаточно большой уровень недоверия, недобросовестность партнеров, ложные обещания, слабая защита прав на объекты интеллектуальной собственности и незаконное их использование прав, пренебрежение со стороны партнеров интересами системы, финансовые риски и другие коммерческие риски, а также в ряде случаев неумение управлять ростом сети сдерживают развитие. По вполне понятным причинам это не добавляет стабильности и экономического роста на территории их присутствия. Например, несоответствие системы франчайзера характеру рынка приводит к неоправданным потребительским ожиданиям и последующему недоверию к другим игрокам рынка. В некоторых случаях достаточно велика вероятность ограничения конкуренции в некоторых секторах экономики, при этом доминирующее положение на рынке является "скрытым", поскольку все участники сети являются независимыми юридическими лицами. В таком варианте серьезно повышается риск при выходе на рынок новых организаций, не являющихся участниками сети. В случае жесткой привязки франчайзи к поставщикам франчайзера вероятно ограничение возможностей местных производителей.

    Много проблем сохраняется и в отношениях "франчайзер-франчайзи", которые большей частью являются следствием неподготовленности сторон (или одной из сторон) к отношениям в форме франчайзинга и неисполнением условий договоров. В настоящее время также нельзя отрицать, что договорные конструкции франчайзинга в ряде случаев используются для выхода на региональные рынки и впоследствии предприятия франчайзи поглощаются франчайзером, но это более относится к издержкам правового регулирования и этики делового поведения, чем к признакам франчайзинга.

    Дальнейшее развитие ситуации в секторе франчайзинга в основном будет определяться деловой активностью непосредственных участников рынка, профессиональной позицией специалистов в этой области, позицией некоммерческих организаций и государственных органов власти. Важным фактором в формировании цивилизованной системы является поддержка федеральными и региональными органами власти развивающихся отношений и проведение экспериментов локального уровня. На основе поиска и отработки системы связей новые отношения несомненно докажут свои преимущества.

    Заключение

    На основе всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

    Важным средством проникновения на труднодоступные рынки является продажа лицензий с целью расширения инвестиций и приобретения участий в создаваемых или уже действующих заграничных предприятиях, особенно в тех странах, где из-за политики правительства не представляется возможным создание чисто иностранные компаний. Учитывая это, многие фирмы обязательным условием продажи лицензии ставят участие в капитале предприятия, где будет осуществляться производство товаров по продаваемой лицензии. В финансовом отношении оно оформляется либо путем покупки акций предприятия, либо поставками технологического оборудования для налаживания производства товаров по лицензии, либо путем получения акций в качестве вознаграждения за лицензию.

    Предоставляя лицензию совместной компании, иностранные фирмы вместе с тем стремятся сохранить за собой наиболее важные производственные секреты, противятся организации завершенного технологического процесса, строго определяют стандарты и номенклатуру выпускаемых изделий, чтобы не допустить производственной самостоятельности совместной компании.

    Международное лицензирование выступает также средством преодоления торгово-политических барьеров в иностранных государствах, поскольку продукция, выпускаемая по лицензии в другой стране, обладает на рынке этой страны большей конкурентоспособностью, чем иностранные товары, причем местный производитель, всегда лучше может учесть специфику рынка.

    Важным фактором развития международной торговли лицензиями является коммерческая заинтересованность в осуществлении этих операций со стороны, как лицензиара, так и лицензиата.

    Список используемых источников

    1. Авдокушин, Е.Ф. Международные экономические отношения: учебник / Е.Ф. Авдокушин. - М.: Юристъ, 2014. - 452с.

    2. Буглай, В.Б. Международные экономические отношения: учебник / В.Б. Буглай. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 360с.

    3. Жуков, Е.Ф. Международные экономические отношения: учебное пособие / Е.Ф. Жуков. - М.: Юнити-Дана, 2014. - 490с.

    4. Кирчеев, А.П. Международная экономика: учебник / А.П. Кирчеев. - М.: Инфра-М, 2012. - 365с.

    5. Киселева, Е.А. Мировая экономика: учебник / Е.А. Киселева. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 291с.

    6. Миклашевская, Н.А., Холопов, А.В. Международная экономика: учебник / Н.А. Миклашевская, А.В. Холопов. - М.: Дело и сервис, 2012. - 385с.

    7. Семенов, К.А. Международные экономические отношения: учебное пособие / К.А. Семенов. - М.: Инфра-М, 2015.- 345с.

    8. Спиридонов, И.А. Мировая экономика: учебник / И.А. Спиридонов. - М.: Юнити-Дана, 2014.- 289с.

    9. Стровский, Л.Е. Международные экономические отношения: учебник /Л.Е. Стровский. - М.: Инфра-М, 2015. - 284с.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Сущность лицензирования. Порядок получения лицензии на осуществление хозяйственной деятельности. Лицензирование при осуществлении экспортно-импортных операций, лицензирование экспорта, импорта специфически важных товаров, работ, услуг.

      реферат , добавлен 27.10.2002

      Формы и методы обмена технологией. Основные понятия лицензионной деятельности. Защита интеллектуальной собственности. Особенности лицензионной деятельности корпорации Microsoft. Типы пакетов и лицензий. Уровни лицензирования.

      курсовая работа , добавлен 12.08.2002

      Механизм формирования внешнеторговой политики и выявление направлений развития внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь. Развитие экспорта как одна из мер обеспечения экономической безопасности страны. Формы и методы стимулирования экспорта.

      курсовая работа , добавлен 06.04.2015

      Международное право как самостоятельная и особая система права, ее основные черты. Историческое развитие международного права. Проблема утверждения термина "Международное право". Классификация и иерархия норм международного права, вопросы правотворчества.

      курсовая работа , добавлен 12.03.2010

      Характеристика сущности и исторических особенностей развития франчайзинга. Организационно-экономические методы внедрения франчайзинговых систем. Особенности регулирования франчайзинга в развитых странах мира. Перспективы развития франчайзинга в Украине.

      дипломная работа , добавлен 06.07.2010

      История международных инвестиционных соглашений. Соглашение по ТРИМс. Развитие инвестиционных соглашений. Изменение характера прямых иностранных инвестиций. Характер прямых иностранных инвестиций, их польза для решения задач человеческого развития.

      реферат , добавлен 22.03.2012

      Социально-экономическое развитие Индии. Структура валового внутреннего продукта. Обзор основных секторов экономики. Внешняя торговля Индии товарами и услугами. Географическое распределение индийского экспорта. Торгово-экономические отношения Индии и РФ.

      курсовая работа , добавлен 22.06.2013

      Зарубежные методы моделирования взаимодействия предприятий на основе франчайзинга. Конфигурация развитой франчайзинговой системы. Принципы формирования предпринимательских сетей. Система поддержки развития франчайзинга в рамках развития малого бизнеса.

      курсовая работа , добавлен 24.12.2012

      Становление, развитие и особенности современной системы мирохозяйственных отношений. Анализ неравномерности экономического развития стран и открытости экономики. Сущность международного разделения труда и теория сравнительных издержек производства.

      курсовая работа , добавлен 10.09.2010

      Роль и место экономики Ирана в мировой экономике. Характеристика и оценка современного состояния экономики Республики Таджикистана. Влияние внешнего сектора на развитие экономики Согдийской области. Товарная и региональная структура экспорта и импорта.