Эпиграмма как жанр в литературе: особенности, своеобразие, виды. Жанр эпиграммы в творчестве и Что такое эпиграмма в литературе кратко

Ценители литературы знают, что в мире поэзии существует много разновидностей стихотворений, способных удовлетворить запрос самого искушенного читателя. Одним из видов поэтического искусства являются короткие, емкие, бьющие точно в цель стихи - эпиграммы.

Возникновение эпиграммы. Значение и определение

Постигая все разнообразие стихотворений, нелишне обратить внимание на небольшие оригинальные стишки и узнать подробнее, что такое эпиграмма. Ее предком и одной из разновидностей принято считать эпитафию. Если рассматривать определение буквально, то в переводе с греческого данное понятие означает «надпись». В Греции было принято набивать различные пометки на подножиях статуй, над входом в храмы и на предметах, которые должны были быть преподнесены богам в качестве жертвоприношения.

Эпиграмма как жанр поэзии представляет собой разновидность сатирической миниатюры, основанный на осмеивании какого-то персонажа или же какого-то социального явления. Стихи всегда наполнены иронией, шуткой, их отличает краткость. Ее возникновение относят к 7-6-му веку до н. э. А в 17-19-м веках Вольтер, Лафонтен, Руссо уже вовсю применяют этот вид поэзии в своем творчестве. В нашей литературе этот жанр появляется в 18-м веке и встречается в сочинениях Богдановича, Ломоносова, Кантемира и других. Особенно уважал этот жанр русский поэт Александр Сумароков, который очень четко дает понять, что такое эпиграмма, сформулировав главные принципы, гласящие, что применение грубостей, бранных слов, злословия просто недопустимы. Эти краткие, тонкие стихи должны помогать в тех случаях, когда все иные формы воспитания, влияния не сработали.

Талантливый человек талантлив во всем...

Признанными гениями эпиграммы в дальнейшем ее развитии становятся, конечно же, Пушкин, Вяземский, Баратынский, Дмитриев.

В советский период Владимир Маяковский, Самуил Маршак, Демьян Бедный, другие поэты также применяют этот жанр короткого стихотворения в своем творчестве. Например, очень интересны короткие, остроумные эпиграммы Маршака, который, кстати, написал целую книгу под названием «Лирические эпиграммы».

Современная эпиграмма

Что такое эпиграмма, в чем ее особенность - данными вопросами задавались и продолжают задаваться и в наше время. Эти небольшие произведения, пожалуй, один из самых живучих стихотворных жанров. Сегодня эпопеи, оды, элегии непопулярны, а вот эпиграммы все так же существуют, они востребованы, интересны читателю и уместны практически во всех проявлениях нашей жизни.

Мастера эпиграммы в наши дни

Некоторые наши современники особенно удачно использовали данный жанр, например известный поэт, пародист, ведущий телевизионной передачи, некогда очень популярной, «Вокруг смеха» Александр Иванов. Его эпиграммы отличались своей мягкостью, добротой. Сатирики Григорий Горин, Аркадий Арканов тоже охотно включали саркастичные стихи в свое творчество.

Но, конечно же, лидером, мастером эпиграммного жанра с большой буквы в наши дни является всеми нами любимый актер Валентин Иосифович Гафт. Безусловно, в первую очередь мы ценим этого человека за сыгранные роли в кинематографе, театральных постановках, но и его талант в написании этих коротких стишков также признан многими. Этот разносторонне одаренный человек хорошо понимает, что такое эпиграмма, его произведения уже стали просто народным фольклором.

Особенности творчества Гафта

Когда Гафта спросили о том, помнит ли он свое первое произведение в жанре короткого саркастичного стиха, он ответил, что помнит. Первая его эпиграмма родилась абсолютно случайно: в театре на Малой Бронной режиссер Андрей Гончаров, который, кстати, был заядлым грибником, ставил пьесу Г. Боровика. После спектакля, на банкете, Валентин Иосифович вызвался выступить со своим поздравлением режиссеру. Прозвучавшая со сцены эпиграмма Гафта имела большой успех, и актер, собственно, занялся сочинительством надолго.

Однажды Валентин Гафт совместно с одним товарищем решили выпустить тематическую книгу. Когда он впервые открыл ее, то был просто поражен - в сборнике были опубликованы такие эпиграммы Валентина Гафта, которых он никогда и не сочинял. Обидные, некорректные, унизительные стихи, в числе которых было стихотворение про актрису Ирину Муравьеву, например. Актер был очень расстроен. Валентин Иосифович всегда отмечал, что эпиграмма - это признание в короткой форме, очень точное попадание в главное в человеке.

Вообще, эпиграммы Гафта - это очень колкие, но точно отражающие действительность, стихи. И в основном нацеленные на его же коллег, близких знакомых, друзей. Валентин Иосифович посвятил свои произведения Михаилу Козакову, Михаилу Ульянову, Ие Саввиной, Наталье Гундаревой, Ирине Мирошниченко, Олегу Ефремову, Людмиле Гурченко и многим другим известным и талантливым людям. Многие из них, конечно же, обижались, не понимали, отношения между автором и адресатом портились, ухудшались.

Лия Ахеджакова вспоминает о своей обиде на адресованную ей эпиграмму, о том, как она в течение двух лет не общалась с Гафтом, до конца не осознав сути посвящения. На самом же деле в оригинале кардинально все меняют заключительные строки послания великого актера великой актрисе и раскрывают полный хвалебный замысел поэта.

Валентин Иосифович всегда подчеркивает в своих интервью, что обидеть, задеть, принести чувство неловкости никогда не является его задачей при сочинении эпиграмм. Чтобы в этом убедиться, нужно просто перечитать эти поистине уникальные, меткие, узнаваемые стихи Гафта, в которых отражена и подмечена самая суть человека. Сейчас Валентин Иосифович, несмотря на проблемы со здоровьем, продолжает творить. Его часто можно увидеть в числе приглашенных гостей на различных передачах и ток-шоу. Всегда у него припасена парочка свежих эпиграмм "от Гафта", как всегда очень точных, острых и злободневных.

Заключение

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что эпиграмма - это удивительный, редкий жанр, появившийся во времена античности и дошедший до нашего времени. Удовольствие, хорошее настроение, новые впечатления после прочтения этих замечательных стихов обязательно гарантированы всем!

И. Алферовой
Не будет у тебя успеха,
Ведь ты, красавица, не Пьеха.
В постели делай свой успех -
На сцене это делать - грех!
И средь интимнейших утех
Ирина лучше б.... й всех.
Кончай хождение по мукам,
Сыграй с искусством ты разлуку.

Л. Ахеджаковой
Всегда играет одинаково
Актриса Лия Ахеджакова
Великолепно! В самом деле
Всегда играет на пределе.

Н. Белохвостиковой
Вы в "Тегеране-43"
Одна блистали, Натали.
Что там разведчики, шпионы,
Премьеры, президенты и вожди.
Парили Вы! - хоть без короны
И без таланта, Натали.

Т. Беляевой
Какой пассаж! Какая прелесть!
Перед комиссией разделась!
Актрисой стали Вы теперь,
Мой ласковый, рациональный зверь!

Ю. Богатыреву
Богатырь ты, Юра, с виду
И актер душой.
Мы на сцену вместе выйдем
Ты махнешь рукой.
Сколько горьких слез украдкой
По тебе прольют,
Об актерской жизни сладкой
Песенку споют.
Ты играй, моя голубка,
В матушке - Москве,
Если выгонят - завклубом
Будешь на селе.

М. Боярскому
Зачем ты, Миша, так орешь,
Давно ограбленный еврей?
Ты Д"Артаньяна не тревожь,
Он дворянин, а ты - плебей.

Л. Броневому
От славы одуревший
Теперь на все горазд,
Он сам себе завидует
И сам себя продаст.

Э. Быстрицкой
Тебя мы помним по кино,
Нет, не напрасно ты артисткой стала.
Триумф твой прошумел казалось бы давно,
Но вновь таланта искра заблистала.

Е. Васильевой
Когда поддашь - и будет маловато,
Ты не сестру играй, а брата.

Г. Волчек
В ней - толковой совместилось емко
Любовь к искусству и комиссионкам.

З. Высоковскому
А для таких, как ты - пути открыты,
Растет, растет толпа антисемитов.

В. Высоцкому
Ты так велик и так правдив -
Какие мне найти слова?
Мечте своей не изменив
Твоя склонилась голова.
Не может быть двух разных мнений: -
Ты просто наш Советский гений!

Н. Гундаревой
Она играет на пределе,
Все сексуальности в кино.
А весь успех - в роскошном теле
Доступном всем давным давно.

Л. Гурченко
Ей повезло, все знать все мочь,
Хоть водку глушит из стакана.
А карнавальная та ночь
Звездой мигает нам с экрана.
Но всех пока одно тревожит:
Без мата Гурченко не может.

О. Далю
Уходит Даль куда-то в даль,
Не затерятся б вдали,
Не маловажная деталь:
Вы все же Даль, а не Дали!

Т. Дорониной
Клубника в сметане - Доронина Таня.
Другого ты в ней не ищи.
Ляжет в постель иль на
сцене как встанет,
Как будто "Шанели" накапали в щи.

А. Джигарханян
Гораздо меньше на земле армян,
Чем фильмов, где сыграл Джигарханян.

О. Ефремову
Олег! Не век - полвека прожито!
Ты посмотри на рожу-то!

М. Казакову
Неполноценность Мишу гложет,
Он хочет то, чего не может,
И только после грамм двухсот
Он полноценный идиот.
Все знают Мишу Казакова,
Всегда отца, всегда вдовца.
Начала много в нем мужского,
Но нет мужского в нем конца.

А. Каневскому
Хоть Леня дорог самому Эфросу
Размер таланта уступает носу.
Но если Ленин нос рассматривать
отдельно,
Поймем мы, что артист
талантлив беспредельно.

И. Кваша
Артист великий, многогранный
Чего-то взгляд у Вас стеклянный
Быть может это фото-брак?
Но почему хорош пиджак?

С. Коркошко
Мордашка мила у Светланы Коркошко
Таланта немножко у той же Коркошко.

К. Лаврову
Твоя фамилия - Лавров.
Я лавры дать тебе готов,
За то, что ты живешь на сцене
И на экране как актер.
Продолжу старый разговор:
Нельзя опять остановиться,
С триумфом ждет тебя столица.

В. Лановому
Не может ведь ни "бе" ни "ме",
Хотя читаешь Мериме.
Зато в кино на "Офицеры"
Народ валит, как на премьеру.
А что твориться, боже мой!
В кино играет Лановой -
Он голубой герой-любовник
То лейтенант, майор, полковник,
Минут десяток поиграл
И вот он полный генерал.

Е. Леонову
Иду по школьному двору
И слышу за спиной:
Леоновское - "Пасть порву"!
Гляжу - кричит другой.
Давным давно, с тех самых пор
Вошли слова твои в фольклор.

А. Мягкову
Не будь "иронии" в судьбе,
Мы б и не узнали о тебе.

А. Миронову, М. Державину, А. Ширвиндту
А зря, собаку не считали,
Вам всем бы брать с нее пример.
Вы, чудаки, не замечали,
Что рядом умный фокстерьер.
Нет, братцы, вы не англичане,
Скажу об этом прямо вам.
Джером, как это ни печально,
Лишь фокстерьеру по зубам.

И. Мирошниченко

В конском черепе у дамы
Слышится змеи шипение,
А на "кинопанораме"
Это приняли за пение.
Играешь ты на сцене МХАТа
И постоянно спишь с женатым
И дочь - не ясно от кого?!
Имей же мужа своего!
Сними с чела снобизм и негу
Не продавай себя Олегу!

Михалковым
Россия! Чуешь этот странный зуд?!
Три Михалкова по тебе ползут!

И. Муравьевой
В искусстве для тебя теперь
раскрыты двери
И зря твердит молва:
"Москва слезам не верит".
Сыграла Ира очень натурально.
Еще чуть-чуть и будет гениально.

Ю. Никулину
Он - странный. Будешь странным тоже,
Коль странность у тебя на роже.
Но иногда бывает так:
И очень странный и дурак.

Р. Нифонтовой
Сейчас на сцене ты наводишь скуку,
А вспомни, было ведь когда-то
Твое "хождение по мукам"
Как ты сыграла! - и без блата.

М. Ножкину
На шпагах драться из-за дамы?! -
Зачем такая карусель?
А ты на даму - эпиграмму,
Коль не легла к тебе в постель.

С. Пенькиной
Зачем на сцену ты попала?
Уж лучше б Ножкина ласкала.
Теперь тебе осталось впору
Любить любого режиссера.

Е. Прокловой
Девчонкою запомнилась в кино,
Пришла к тебе известность очень рано.
Хоть женщиною стала ты давно,
Нас постоянно радуешь с экрана.

И. Саввиной
Все это правда, а не враки,
И вовсе не шизофрения:
В Крыму гуляли две собаки -
Поменьше - шпиц, побольше - Ия.

И. Смоктуновскому
Нет, он совсем не полоумный,
С театра в театр неся свой крест.
Всегда выигрывает в сумме
От этой перемены мест.

О. Табакову
Чеканна поступь. Речь тверда
У Лелика, у Табакова.
Горит, горит его звезда
На пиджаке у Михалкова.

"Трем мушкетерам"
Пока-пока-покакали
На старого Дюма.
Нигде еще не видели
Подобного дерьма.

Н. Ургант
Любить тебя должны за то:
За "Белорусский твой вокзал"
За песню лучшую в кино!
Я потрясен! Я все сказал!

Н. Фатеевой
Уверен! Вы запели зря.
Вам мало разговорной речи.
О Вас и так у говорят...
Вам нечего сказать и нечем.

И. Чуриковой
Вы доказали, и давно,
Что может некрасивая артистка
Блистать и в театре, и в кино,
И далеко, и очень близко.

ЭпигрАмма - это небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

Буквально с греческого это слово означает надпись, это - стихотворная или прозаическая краткая надпись, объяснявшая значение памятника, здания или предмета, посвященного богам. Греки издавна очень любили выбивать или выцарапывать надписи на вещах, приносимых в жертву богам. В древнем мире вещи (щиты, вазы, треножники, орудия труда и т. п.) часто говорят от первого лица: "Меня пожертвовали, меня посвятили". Или «Я - сеть старого рыбака...", "Я - кувшин...", "Я - олимпийский венок..." - множество предметов в храме таким образом обращается к посетителю с помощью эпиграммы. Очень скоро эпиграммы начали писать в стихах.

Одной из разновидностей эпиграммы были эпитафии - надгробные надписи. Их писали гекзаметром или элегическим дистихом. Известна эпитафия трагика Эсхила, сочиненная для себя самого:

«Евфорионова сына, Эсхила Афинского кости
Кроет собою земля Гелы, богатой зерном;
Мужество помнят его Марафонская роща и племя
Длинноволосых мидян, в битве узнавших его».

Позже стали появляться эпиграммы на разные темы. Например, эпиграмма, приписываемая Платону, прославляла поэтессу Сапфо:

«Девять считается Муз. Но их больше: ведь Музою стала
И лесбиянка Сафо. С нею их десять теперь».

Эта эпиграмма уже не надпись на приносимой в жертву вещи или на могиле, она может быть представлена только как надпись на полях книги, как мнение, высказанное в кругу друзей при обсуждении творчества поэтессы или как уважительная и лаконичная мысль в произведении по вопросам поэзии. Так эпиграмма понемногу становится собственностью литературы. Когда писатели эллинистического времени обратили внимание на сочинения малой формы, оказалось, что эпиграмма подходит для выражения принципиальных установок или чувств, самых разнообразных минутных настроений автора. С этого времени она становится литературным жанром - ЭПИГРАММА.

Авторы литературных эпиграмм сохраняли большинство ее традиционных черт, иногда они оставляли согражданам несколько строф по случаю окончания какого-либо жизненного этапа, например, Феокрит написал буколическую эпиграмму на такую тему:

«С белою кожею Дафнис, который на славной свирели
Песни пастушьи играл, Пану приносит дары:
Ствол тростника просверленный, копье заостренное, посох,
Шкуру оленью, суму, - яблоки в ней он носил».

У римлян эпиграммами назывались краткие стихотворения, которые имели характер язвительной насмешки. В русской поэзии писали уже сатирические эпиграммы, а также оригинальные переложения древних:эпиграммы А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова, Н.М. Карамзина и его последователей - В.А. Жуковского. Постепенно эпиграмма приобретала салонный характер и сближалась с разновидностями альбомных стихов.

В 19 веке эпиграммы выступали не только средством обличения пороков и человеческих слабостей, но орудием литературной и общественно-политической борьбы. Среди выдающихся эпиграмматистов того времени - А.С. Пушкин, С.А. Соболевский, Е.А. Баратынский, П.А. Вяземский.

А.С. Пушкину, например, принадлежат как сатирические эпиграммы (на А.А. Аракчеева, Ф.В. Булгарина, А.Н. Голицына), так и эпиграммы, продолжающие древнегреческую традицию («Движение», «Любопытный»).

А.С. Пушкин На М.С. Воронцова:

«Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.

А.С. Пушкин. На Дондукова-Корсакова:

«В Академии наук
Заседает князь Дундук.
Говорят, не подобает
Дундуку такая честь;
Почему ж он заседает?
Потому что есть чем сесть»

К середине 19 века эпиграмма традиционного типа отступает на второй план, а сатирическая злободневная эпиграмма переживает подъём (В.С. Курочкин, Д.Д. Минаев, М.Л. Михайлов, Н.А. Некрасов). Эпиграммы писались многими другими выдающимися (Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.Н. Апухтин), единичные эпиграммы написаны некоторыми прозаиками (Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков).

В советской поэзии к эпиграмме обращались В.В. Маяковский, Демьян Бедный, А.Г. Архангельский, С.Я. Маршак и многие другие поэты.

Итак, обобщим сказанное: эпиграмма - это:
1) жанр античной лирики; короткое стихотворение, написанное элегическим дистихом. В них присутствует парадоксальная по сути и афористичная финальная сентенция, которую позднее назовут пуантом. Характерный образец этого жанра в русской литературе – эпиграмма В.Л. Пушкина:

«Змея ужалила Маркела.
- Он умер? – Нет,
змея, напротив, околела!».

2) В 19–20 вв., эпиграмма - это короткое сатирическое стихотворение, откликающееся каламбуром на злободневную тему. Для эпиграмм этого вида пуант становится обязательным. Напомню, ПУАНТ (фр. - остриё) - многозначное слово, заключительная фраза или часть фразы, шутки или загадки.

Известны два типа эпиграмм: простой и сложный. ПРОСТЫЕ ЭПИГРАММЫ содержат только тезис, СЛОЖНЫЕ состоят вступления и заключения. Простые излагают факт или происшествие, а сложные содержат остроумное и меткое заключение.
Остроумные эпиграммы – это те, в которых имеется краткое, но сильное и выразительное заключение - острое, возбуждающее мысль и неожиданное, как удар.

Правило об остроумном заключении в эпиграмме (и не только в ней) было сформулировано немецким теоретиком литературы Мартином Опицем: «…остроумие… особенно проявляется в заключении, которое должно быть каждый раз иным, нежели мы ожидаем: в этом, прежде всего, и состоит остроумие».

В немецкой литературе под эпиграммой понималось краткое стихотворение, в котором остроумным заключением разрешалось некоторое ожидание, возбужденное в начале стихотворения. Главною особенностью эпиграммы стал ее характер быстрой, остроумной, язвительной насмешки. С этим характером эпиграмма перешла и в русскую литературу.

Русская эпиграмма чаще была обращена не к политической сфере, а являлась орудием борьбы в литературном мире. В качестве примера - несколько эпиграмм на тему поэзии моего любимого писателя - С.Я. Маршака:

Немало книжек выпущено мной,
Но все они умчались, точно птицы.
И я остался автором одной
Последней, недописанной страницы.
<1964>
За несколько шагов до водопада
Еще не знал катящийся поток,
С каких высот ему сорваться надо...
И ты готовься совершить прыжок.
<1962>
Нужна ли рифма, например?
Ведь нет же рифмы у Гомера.
А для чего стихам размер?
Пожалуй, можно без размера.
Стихам не нужно запятых.
Им ни к чему тире и точки.
Не упразднить ли самый стих?
Но как считать мы будем строчки?
<1964>
Человек ходил на четырех,
Но его понятливые внуки
Отказались от передних ног,
Постепенно превратив их в руки.
Ни один из нас бы не взлетел,
Покидая землю, в поднебесье,
Если б отказаться не хотел
От запасов лишних равновесья.
<1962>
Власть безграничная природы
Нам потому не тяжела,
Что чувство видимой свободы
Она живущему дала.
<1964>
Как вежлив ты в покое и в тепле.
Но будешь ли таким во время давки
На поврежденном бурей корабле
Или в толпе у керосинной лавки?
<1964>
Без музыки не может жить Парнас.
Но музыка в твоем стихотворенье
Так вылезла наружу, напоказ,
Как сахар прошлогоднего варенья.
<1964>
«О чем твои стихи?» - Не знаю, брат.
Ты их прочти, коли придет охота.
Стихи живые сами говорят,
И не о чем-то говорят, а что-то».
<1964>

А теперь давайте разберемся с практическим и очень важным для нас вопросом: как написать эпиграмму самому и каким должно быть это маленькое стихотворение, чтобы его можно было бы назвать эпиграммой? Ответ на это дает А.С. Пушкин в своем романе «Евгений Онегин»:

«Приятно дерзкой эпиграммой
Взбесить оплошного врага;
Приятно зреть, как он упрямо
Склонив бодливые рога,
Невольно в зеркало глядится
И узнавать себя стыдится»

Пушкин, кстати, был не только гениальным писателем, но и непревзойденным эпиграмматистом. Он сумел превратить данную малую стихотворную форму в элегантное оружие словесной дуэли и сделал эпиграмму одним из любимейших жанров русской поэзии.

Написание эпиграмм является прекрасной тренировкой творческих способностей. В несколько рифмованных строк автор должен суметь уместить очень многое, ведь эта САТИРИЧЕСКАЯ МИНИАТЮРА является ЗАКОНЧЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ С ЗАВЯЗКОЙ, КУЛЬМИНАЦИЕЙ И ОШЕЛОМЛЯЮЩЕЙ РАЗВЯЗКОЙ. Именно в этом жанре особенно важно придерживаться требования: главное не о ком, а как. Не случайно многие авторы считают эпиграмму квинтэссенцией поэзии.

По-настоящему талантливые эпиграммы объединяют в себе несколько характерных черт. Они:
- злободневны;
- обладают меткостью и законченностью суждения;
- предельно конкретны и не касаются так называемых «вечных» вопросов.

Начало эпиграммы должно быть просто и ясно, главная ее цель – возбудить любопытство читателя.

По форме хорошие эпиграммы максимально сжаты и отличаются внезапным поворотом сюжета. Структура их строится следующим образом: первые два стиха развивают тему в одном направлении, следующие – поворачивают сюжет в обратную сторону. Причем таких поворотов может быть сразу несколько. И, наконец, последняя строка раскрывает смысл эпиграммы.

Вершиной мастерства считается, когда истинный смысл открывается читателю не в строке, а в последнем слове (в сонетах этот прием называют «замком сонета»)

В качестве словесной отделки в эпиграммах применятся:

Перифраз (троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких, иносказательное выражение, напр. например, «ночное светило» = «луна» или «Люблю тебя, Петра творенье!» = «Люблю тебя, Санкт-Петербург!»);

Каламбур (литературный приём с использованием в одном контексте разных значений одного слова или разных слов или словосочетаний, сходных по звучанию. Эффект каламбура, обычно комический (юмористический), заключается в контрасте между смыслом одинаково звучащих слов)

Сравнение (троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку),

Реминисценция (образы литературы в литературе, цитата, точная или неточная; «закавыченная» или остающаяся неявной, подтекстовой);

Другие средства.

При создании эпиграммы на известного человека стоит обращать внимание на следующие моменты:

1. Важно определить наиболее яркие особенности, качества и черты характера, свойственные человеку, на которого пишется эпиграмма. Эти особенности должны быть заметны не только вам, но и всем окружающим. Эпиграмма сродни рисованному шаржу – недостатки преувеличены, но объект при этом легко узнаваем.

2. Эпиграмма может быть написана не только на человека, но и на какое-то событие в его жизни, например, получение несоответствующей умениям должности или очередному провалу на экзаменах.

3. Три главные составляющие, на которых держится хорошая эпиграмма – злободневность, краткость, рифма.

4. Прежде, чем писать эпиграмму, полезно решить, какие художественные приемы вы будете использовать. Сатирический диапазон велик – от изящной шутки и меткой насмешки до гротескной сатиры.

Таким образом, эпиграммы бывают самыми разными: и грустными, и веселыми, и серьезными, и смешными. Разнообразна и их форма, но более всего распространены два типа:
- или в начале стихотворения поэт высказывает основной тезис, а остальные строчки его иллюстрируют, расширяют и т. п.,
- или первые строчки - это как бы экспозиция, а последняя строчка или двустишие раскрывают суть.

Эти короткие стихотворения всегда привлекали поэтов потому, что мысль в них должна была излагаться ясно, но сжато: прекрасная возможность продемонстрировать свое владение поэтической техникой.

В заключение, в качестве примера современных эпиграмм на известных людей нашего времени, приведу эпиграммы Валентина Гафта:

Александру Абдулову

Ходит Саша гусаком
Из Ленкома да в Ленком,
Презирая все интриги.
Все, кто писал кипятком,
Нынче чешут языком,
А иные пишут книги.

Ольге Аросевой

Как обаятельно чудачество,
Когда таланта очень много.
На сцене верит в обстоятельства,
А в жизни верит только в Бога.

Лии Ахеджаковой

Нет, совсем не одинаково
Всё играет Ахеджакова,
Но доходит не до всякого
То, что всё неодинаково.

Наталье Белохвостиковой

Вы в "Тегеране-43"
Одна блистали, Натали.
Что там разведчики, шпионы,
Премьеры, президенты и вожди.
Парили Вы! – хоть без короны
И без таланта, Натали.

Михаилу Боярскому

Зачем ты, Миша, так орешь,
Словно ограбленный еврей?
Ты Д"Артаньяна не тревожь,
Он дворянин, а ты – плебей.

Леониду Броневому

От славы одуревший
Теперь на все горазд,
Он сам себе завидует
И сам себя продаст.

Леониду Быкову (киноартисту и кинорежиссеру)

Он знал, что будет так
И до конца был крепок,
Спасая правду от липучей лжи,
Он стал снимать кино,
Снимая жизни слепок
Прикосновением души.

Ролану Быкову

Ему бы в сборную по баскетболу,
Какой-то чёрт сидит в нём, бес,
Всего-то два вершка от полу,
А звёзды достаёт с небес.
_________________________________

Эпиграммы на известных людей Самуила Маршака:

Вильяму Шекспиру

Старик Шекспир не сразу стал Шекспиром,
Не сразу он из ряда вышел вон.
Века прошли, пока он целым миром
Был в звание Шекспира возведен.
<1962>

Эпитафия самомусебе

Жил на свете Маршак Самуил.
Он курил, и курил, и курил.
Всё курил и курил он табак.
Так и умер писатель Маршак.
<1957(?)>

К.И. Чуковскому

Вижу: Чуковского мне не догнать.
Пусть небеса нас рассудят!
Было Чуковскому семьдесят пять,
Скоро мне столько же будет.

Глядь, от меня ускакал он опять,
Снова готов к юбилею...
Если мне стукнет тысяча пять,
Тысяча десять - Корнею!
<Между 1959 и 1962>

ЭПИГРАММА. Слово «эпиграмма» по-гречески означает «надпись». Так древние греки называли стихотворные надписи, которые высекались на надгробных памятниках (в этом случае эпиграмма являлась эпитафией), на постаментах скульптуры, на чашах, на любом предмете, приносимом в дар богам. Как и многие другие жанры античной поэзии, эпиграмма восходит к устному народному творчеству, а конкретно – к кратким стихотворениям нравоучительного характера – сентенциям. Как сложившийся жанр древнегреческой письменной поэзии, эпиграмма начинает существовать с 7–6 в.в. до н.э. Обычная форма тогдашней эпиграммы элегический дистих – двустишье, в котором первый стих – гекзаметр (шесть стоп), а второй – пентаметр (пять стоп).

Позже эпиграммой стали именовать любое лирическое стихотворение, написанное элегическим дистихом. Первым классиком жанра стал лирик Симонид Кеосский (5 в. до н.э.). Ему приписывалось множество эпиграмм на темы Греко-персидских войн, в том числе и надгробная надпись над павшими спартанцами:

Путник, пойди, возвести нашим гражданам в Лакедемоне,

Что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли.

Первая антология греческой эпиграммы, составленная в 1 в. до н.э. и дополненная уже в новое время, включает около 4000 эпиграмм, распределенных по темам, – любовные, надгробные, застольные, сатирические и пр. Среди авторов – Платон, Сапфо, Эзоп, Эсхил, Менандр, Феокрит, Алкей, Мелеагр, Диоген Лаэртский и многие другие поэты.

В латинскую литературу жанр эпиграммы переходит во 2–1 вв. до н.э.. Первый ее мастер – Катулл. Вот одна из его эпиграмм:

Милая мне говорит: лишь твоею хочу быть женою,

Даже Юпитер жалеть стал бы напрасно меня.

Так говорит. Но что женщина в страсти любовнику шепчет,

В воздухе и на воде быстротекущей пиши.

Исключительно жанру эпиграммы посвятил себя древнеримский поэт Марциал, у которого впервые становится ведущей сатирическая тема. «Высоким» жанрам, эпосу и трагедии эпиграмма противостоит у него как изображение жизни.

Ты читай, о чем жизнь может сказать: «вот мое».

Ни кентавров ты здесь, ни горгон не отыщешь, ни гарпий,

А человеком одним пахнет страница моя.

Этот лозунг сближает эпиграмму с комедией и сатирой, то есть насмешливыми жанрами. Эпиграмме нужны «соль» и «желчь». В отличие от «высокого» стиля, здесь допускается любая непристойность. Многие эпиграммы Марциала посвящены литературным темам: полемике с ученой поэзией, насмешкам над бездарностями и плагиаторами.

Традиции античной эпиграммы продолжают развиваться в латинской литературе средних веков (главным образом – надписи на гробницах, зданиях и предметах церковного обихода) и у пишущих на латыни поэтов Возрождения.

В европейской литературе Нового времени термин эпиграмма закрепляется за малой формой сатирического жанра (традиция Марциала). Отличительный признак эпиграммы – конкретность повода («стихи на случай»). Основной композиционный прием – противоположность начальных строк и заключительной краткой «остроты» («пуанта») также восходит к Марциалу. Эпиграмма такого рода сложилась во французской литературе 16 в. и приобрела устойчивую форму как «малый жанр» классицизма в 17– нач. 19 вв. (Расин, Лафонтен, Вольтер, Руссо и др.) и из Франции распространилась в другие европейские литературы (Лессинг, Бернс и др.).

Вот пример сатирической эпиграммы Р.Бернса с неожиданной концовкой:

Нет, у него не лживый взгляд,

Его глаза не лгут.

Они правдиво говорят,

Что их владелец – плут.

С ослаблением позиций классицизма эпиграмма утрачивает свое положение в литературе – романтизм почти не обращается к эпиграмме.

В русской поэзии эпиграмма появляется у поэтов-классицистов 18 в. (Кантемир, Ломоносов, Капнист, Богданович, Херасков и др.) Особенно любил этот жанр Сумароков. Им же сформулированы и основные принципы эпиграммы:

Рассмотрим свойства мы и силу эпиграмм:

Они тогда живут красой своей богаты,

Когда сочинены остры и узловаты;

Быть должны коротки, и сила их вся в том,

Чтоб нечто вымолвить с издевкою о ком.

Наивысшего расцвета русская эпиграмма достигает в первую треть 19 в. в творчестве И.Дмитриева, В.Л.Пушкина, Вяземского, Баратынского, а также молодого А.С.Пушкина. В это время эпиграмма зачастую представляет собой отклик на конкретные события литературной или политической жизни, на того или иного литератора или общественно-политического деятеля. Такие эпиграммы обычно не доходили до печатного станка, а распространялись изустно и в рукописях. Такова, например, известная эпиграмма А.С.Пушкина на графа М.С.Воронцова:

Полу-милорд, полу-купец,

полу-мудрец, полу-невежда,

Полу-подлец, но есть надежда,

Что будет полным наконец.

Многие крупные литераторы 19 в. (Некрасов, Тургенев, Фет, Тютчев, Майков и др.) в той или иной степени отдавали дань жанру эпиграммы. Так, широкую известность получила эпиграмма Некрасова Автору «Анны Карениной» :

Толстой, ты доказал с терпеньем и талантом,

Что женщине не следует «гулять»

Ни с камер-юнкером, ни с флигель- адъютантом,

Когда она жена и мать.

Больше всего эпиграмм (если они не распространялись устно) печаталось в юмористических журналах. Здесь мастерами жанра были Д.Минаев и В.Курочкин, которые часто использовали эпиграмму как средство в литературной полемике и политической деятельности. Такова эпиграмма Д.Минаева Пушкину, после его вторичной смерти :

Гоним карающим Зевесом,

Двойную смерть он испытал;

Явился Писарев Дантесом // И вновь поэта расстрелял.

Не чуждались эпиграммы и деятели Серебряного века (Брюсов, Бальмонт, Иванов, Сологуб).

В 1920-е получила распространение бесцензурная устная эпиграмма, имеющая автора, но функционировавшая как фольклорный текст, зачастую фривольного содержания. Например, эпиграмма А.Луначарского на Демьяна Бедного (распространялась без имени автора, с различными вариациями):

Демьян, ты хочешь стать советским Беранже.

Ты Бэ, ты Жэ,

Но ты не Беранже.

«Не презирали» эпиграмму и официальные советские поэты (Д.Бедный, А.Безыменский, С.Васильев и др.) Писал эпиграммы и Маяковский, иногда с элементами центона (перефраз известных фраз, выражений, строк):

Подмяв моих комедий глыбы,

Сидит Главрепертком Гандурин.

– А вы ноктюрн сыграть могли бы // на этой треснувшей бандуре?

Множество эпиграмм у поэтов-сатириков и пародистов, в частности у А.Архангельского:

Все изменяется под нашим зодиаком,

Но Пастернак остался Пастернаком.

Маршак написал книгу Лирические эпиграммы в духе античных эпиграмм, сатирические миниатюры чередуются в ней с краткими сентенциями. Например:

Дорого вовремя время.

Времени много и мало.

Долгое время – не время,

Если оно миновало.

Современные поэты также не забывают об эпиграмме, которая распространяется как типографски, так и изустно. Вот получившая распространение в литературных кругах неопубликованная эпиграмма В.Лапина на поэта Вс.Некрасова:

Сева Некрасов.

Образование пять классов.

Плюс институт.

Таким образом эпиграмма – один из немногих жанров, зародившихся в глубокой древности и доживших до наших дней.

Людмила Поликовская

Юрий ЛОПУСОВ,
(г. Москва)

Эпиграммы

1. СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ЭПИГРАММА

Поэту Семёну Кирсанову,
появившемуся в ЦДЛ с юной пассией

Седой сатир! Огнем обвит,
Ты будешь ей, целуя ногу,
Читать теорию любви.
Поэты с практикой помогут.

Прозаику Константину Федину

Почему наш Федин беден?
Потому что русский Федин.
Кабы был висячий шнобель,
Ему дал бы денег Нобель.

Поэту Сергею Наровчатову

Поэтом был, вино лакая.
Стал трезв - ни строчки для веков.
Да, Муза русская такая -
Не любит трезвых мужиков.

Поэту Ярославу Смелякову

Погожим днём и при луне
Искал он истину в вине.
Но не нашёл – и в вечность канул,
Склонясь над выпитым стаканом.

Прозаику Альберту Беляеву,
зав. сектором литературы
Отдела культуры ЦК КПСС

Я к предтече: «Марк Аврелий,
Наш Беляев – не еврей ли?».

«Это новая порода, –
древний вымолвил софист. –
Вид без племени, без рода,
Тип духовного урода –
Интернационалист».

Кинорежиссеру Никите Михалкову,
сыгравшему в кинофильме
«Сибирский цирюльник» роль царя

Он в фильме – царь. Красив, усат.
Скажу без лести:
Весьма похож… когда б не взгляд
Прожжённой бестии.

Критику Владимиру Бушину

Безжалостен, но не бездушен,
Яд пропитал его язык.
Кто будет Бушиным укушен,
Тому – хана, писец, кердык.

Поэту Андрею Дементьеву,
бывшему сотруднику отдела
пропаганды ЦК ВЛКСМ,
уехавшему в годы перестройки
в Израиль

Он громче всех хвалил Советы,
Он комсомольский был вожак.
Да, есть продажные поэты,
Но чтобы так, но чтобы так!...

Прозаику Олегу Попцову,
председателю Гостелерадио
в годы перестройки

«Когда находишься близко к власти,
появляется ощущение, что ты становишься
её голосом, телом… Возникает эффект
наложения…».
(Из телевыступления О. Попцова
20 ноября 1999 года)

Тебе известны к власти тропы,
Но зря себя ты возомнил.
Ты был не телом власти – ж….,
Которой Ельцин Русь давил.

Поэту Владимиру Савельеву,
опубликовавшему в «Комсомольской правде»
список писателей, поддержавших ГКЧП

Фаддей Булгарин, либерал,
Чей след растоптан,
Поэтов штучно продавал,
Савельев – оптом.

Российской интеллигенции,
продавшейся Западу

Как омерзителен весь ваш плебейский хлев
С порнухой, сексом, баксами и лестью.
Так саранча российский жрёт посев –
Без родины, без памяти, без чести.

Прозаику Андрею Дубовому

Ты в прозе кряжист, крепок, груб:
Ведь Дубовой – от слова «дуб».
Но век земной недолог наш,
И ты, состарясь, дуба дашь,
И в келье малогабаритной,
Дубовой, не для сибарита,
Ты ляжешь к дубу головой
Под надпись: «Гений Дубовой».

Прозаику Николаю Дорошенко

Да, имя батьки Дорошенко
Давно в истории звенит.
А вот прозаик Дорошенко
Не знаменит, но именит.

Поэту Николаю Коняеву

За Русь святую день и ночь радея,
Он ищет смысл в истории седой
И грудь свою от пули иудея
Прикрыл густою сивой бородой.

Поэту Анатолию Парпаре,
главному редактору
«Исторической газеты»

Он молод был, служил порокам,
А нынче сух и мрачен он,
И на лице его широком
Пыль исторических времен.

Поэту Роберту Винонену,
уехавшему в годы перестройки
в Финляндию

Поэт, томим мечтой пьянящей,
Добрёл до финских хладных скал.
Не ясно, что он там искал –
Ведь наша водка много слаще.

Поэту Станиславу Золотцеву

Он, как никто, владел искусством
(что должно медиков смущать) –
Литературные дискуссии
В большие склоки превращать.

Писателю-арабисту Олегу Бавыкину

За свой Восток пойдет на плаху,
Он днём и ночью на посту.
Он ночью молится Аллаху,
А днём кладёт поклон Христу.

Поэту Евгению Антошкину

В критике важен тон.
Я ошибусь, но немножко:
В прозе – Чехов Антон,
В лирике – Женя Антошкин.

Поэту Александру Аронову

Тебя Россия научила
Стихи писать и водку пить,
И два высоких этих чина
Нельзя за шекели купить.

У могилы Иосифа Бродского

Под камнем сим, Россией изувечен,
Поэт Иосиф Бродский возлежит.
И если Вечный Жид и вправду вечен,
То стих его забвенья избежит.

Поэту Андрею Вознесенскому

«Мои ягодицы –
высочайшей кондиции…»
А.Вознесенский

Я выделяюсь в общей массе,
И пусть со лба лысею я,
Мой зад намного первоклассней,
Чем Бори Моисеева.

Поэту Льву Котюкову

«Вертит задницей, как бес,
Головой – как глобусом.
Всем без мыла в … влез
С эпиграммой Лопусов».
Лев Котюков

«…Он по когтям узнал меня в минуту,
Я по ушам узнал его как раз».
А.С.Пушкин

Дано лишь избранным искусство эпиграмм,
Бессмертна магия аттического слова.
Меня, как Пушкина, узнают по когтям,
По пошлости узнают Котюкова.

Поэту Евгению Евтушенко

Он ради славы вылезет из кожи,
Чтоб в центре быть – перешагнёт табу.
Коль свадьба где – он женихом быть должен,
Коль похороны – должен быть в гробу.

Поэту Андрею Вознесенскому

Кентавры – мы. Нам глотку сушит
Полынь полей и вербы звон…
Россия вылепила душу,
А образ жизни – Вашингтон.

Поэту Роберту Рождественскому

Он философии глубокой не касался,
Слегка под Маяковского косил.
При слове «Б-б-б-бог» ужасно заикался,
А слово «партия» легко произносил.

Поэтессе Белле Ахмадулиной

«Дыша духами и туманами,
она садится у окна…».
А.Блок

Её поэзия – как скрипочка
Или молитва перед сном.
Она прошла сквозь жизнь на цыпочках,
Дыша духами и …вином.

Поэтессе-либералке Римме Казаковой
Ах, Казакова не из рода казаков.
Зачем политика взяла реванш у нежности?
Любила раньше без разбора мужиков,
Теперь по принципу партийной принадлежности.

На поэтический сборник
Лидии Григорьевой «Любовный голод»
Всем ясно: дева голодна…
Понять её совсем не сложно.
Но если нет у бочки дна,
Её наполнить невозможно.

Поэтессе Ольге Кореневой,
обожающей мини-юбки
Стихам не нужно политеса,
Как новой эре – скрип телег.
Чем выше юбка поэтессы,
Тем ярче виден интеллект.

На поэтический сборник
Лидии Тепловой «Крик в ночи»

Она кричала первый раз,
Когда прощалась с заблужденьем,
Второй – когда в ночи Пегас
Вступил с ней в плотное сближенье.

Поэтессе Р. К-ой

Фригидных не бывает поэтесс.
Речь не веду о молодых да милых.
Я тут на бабушку поэзии залез,
Так до сих пор очухаться не в силах.

Лидеру феминисток Марии Арбатовой

Я феминисток уважаю –
Самодостаточный народ.
Она сама себя… блюдёт,
С собою спит, сама рожает.

Прозаику Татьяне Толстой,
заявившей по телевидению,
что она не встает при исполнении гимна
не только России, но даже Америки

У ней почтенья к разным гимнам нету,
Она лишь гимн еврейский признаёт.
А я встаю на гимны всей планеты.
И только на Толстую не встаёт.

Волгоградскому поэту
Василию Мокееву,
появившемуся в ЦДЛ
в красных кожаных штанах,
повергших в сексуальный шок
всех поэтесс столицы

Он явлен в красных кожаных штанах,
Чтоб знали все – и область, и столица,
Что сей писатель вовсе не монах
И в тех штанах большой вопрос таится.

Классику Леониду Леонову
и критику Борису Леонову

Природа гениев рожает,
Потом ей свойственно лениться.
Она на детях отдыхает,
Но чаще – на однофамильцах.

Баснописцу Сергею Михалкову

Ослов, котов, лисиц, волков
Охаял в баснях Михалков.
Все недостатки человека
Списал сей автор на зверьё.
Вот если бы нутро своё,
Как бы покаясь перед веком,
В отдельной басне вывел он –
Героем стал Хамелеон.

Поэтессе Ларисе Васильевой,
автору книги «Кремлёвские жёны»

Как удалось понять ей всей душою
Кремлёвских жён, их быт и политес?
Самой при этом быть простой женою
Сотрудника ЦК КПСС.

Барду Владимиру Высоцкому

Уходит слава – бардов всех удел.
Всё реже голос твой звучит в эфире.
Когда бы ты чуть тише петь умел
И не гремел на тыщу децибел,
Ты мог бы многое услышать в этом мире.

Бывшему служителю церкви,
а ныне - поэту и прозаику
Николаю Переяслову

Вчера монах, а нынче он
Оставил церковь, служит Музам.
Не знаю, рад ли Аполлон,
Но с Бога хлопец снял обузу.

Прозаику Ярославу Шипову,
ныне – священнику Знаменской церкви

Не стар, но мудр. В речах его
Нет славословия пустого.
Он нынче в церкви для того,
Чтоб замолить грехи Толстого.

Поэту Феликсу Чуеву,
боготворившему И.Сталина

В своей любви к вождю неистов,
Поэт оставил путь тернистый,
В загробный мир спустился он.
И, не найдя там сталинистов,
Ни демократов, ни фашистов.
А только лишь одних нудистов,
Был очень сильно огорчён.

На поэтический сборник
Ирины Колесниковой
«Песня мартовской кошки»

Я понял всё: вы – мартовская кошка,
А я для вас – не пойманная дичь.
Услышу чьё-то «мяу» за окошком –
Не разбираясь, брошу вниз кирпич.

Поэтессе Татьяне Кушнарёвой

Нет, не в стихах твой шарм и сила,
А в бюсте, что под стать Мадонне.
Хочу, чтоб ты, как щит, носила
Бюстгалтер из моих ладоней.

Поэту Льву Котюкову

Поэзия, пардон за грубость, хлев,
Где бык ревёт, картавят куры, стонут мыши.
Лев Котюков пока ещё не лев,
Но рык его на ниве слова слышен.

Прозаику и бизнесмену
Петру Алёшкину
«У Петра Алёшкина
есть вкус и слух…»
В. Астафьев

Талант его не преуменьшен,
Есть вкус и слух – нет мнений,
Есть тонкий вкус на падших женщин
И на шуршанье баксов слух.

Поэту Глебу Кузьмину

«На лобке твоём, пахучем и тенистом,
Мне недостаёт волос.
Здесь взращу я сад,
пленительный, ветвистый,
Чтобы он сиренью произрос…».
Г. Кузьмин

Курчавый и пахучий клок
Воспел Кузьмин в печальной песне.
Но почему, скажи, лобок?
Ведь есть места поинтересней!

Критику Сергею Небольсину

Среди берёзок русских и осин,
Где нынче неустроенность и драка,
Искусством речи блещет Небольсин
И отнимает лавры у Плевако.

Поэту Андрею Облогу

О, как жесток поэт А.Блок!
Он, как судья, в наш мир явился.
Его стихи прочёл Облог,
Сравнил свои – и застрелился!

Поэту Анатолию Поперечному

Самой фамилией помечен,
Он поперёк дороги лёг.
Всегда и всюду поперечен,
А с музой – вдоль, не поперёк.

Он море крови в книгах пролил,
Законы жанра в том вини.
Сам эту кровь смущенный Пронин
Видал… в критические дни.

Прозаику Александру Проханову

Средь олигархов-тараканов,
Средь либералов-упырей
Монбланом высится Проханов,
Монблан – гора, а не еврей.

Публицисту и мемуаристу
Станиславу Куняеву

Когда все позабудут нас,
Найдут слова на плитах старых:
«Под камнем сим - Куняев Стас,
Себя воспевший в мемуарах».

Молодому поэту В.С.,
вступившему в брак с женщиной,
вдвое старше себя

«Будь в форме свеж, - учил Державин, -
На форме зиждятся стихи».
А ты младое содержанье
Вливаешь в старые мехи.

Культурологу Игорю Янину

Не в моде нынче культуролог.
В культуре нашей всё темней,
И культуролог – как проктолог
В печальной горнице своей.

На книгу Сергея Семанова «Андропов»

Андропов – важная особа,
Семанов – тоже из особ.
Но если б первый встал из гроба,
Второй, не медля, лёг бы в гроб.

Поэту Николаю Сербовеликову,
не соблюдающему поэтический размер

Он равнодушен к ямбу и сонету,
Поскольку и не знал таких химер.
Как славно знать, что есть еще поэты,
Кто ценит лишь в одних деньгах размер.

Прозаику Юрию Сергееву,
автору романа «Княжий остров»

Он был крестьянин, сеял просо,
За что винить его нельзя.
Но вот, воздвигнув «Княжий остров»,
Он из крестьян шагнул в князья.

Прозаику Владимиру Сорокину,
заявившему в интервью, что «современной
литературе не хватает говна».

Стремились многие давно
В словесность привнести говно.
И всё ж сорокинская куча –
Сказать отрадно – много круче.

Прозаику Владимиру Сорокину,
чья повесть «Сердца четырёх»
не имеет аналога в русской литературе
по степени пошлости и безнравственности

Ты в бороде похож на шкипера,
По волнам мата прёшь, трубя.
Как проститутки нет без триппера,
Так нет Парнаса без тебя.

Критику Юрию Суровцеву,
работающему над книгой
«Конец русской идеи»

Всю жизнь закапывал он русскую идею.
Корпел, как раб, смывая пот с лица.
Уж силы нет, уж волосы редеют,
А ей, проклятой, нет и нет конца.

Прозаику Даниилу Гранину

Я весь – за гранью зла и брани.
Вот мой стакан – в нём восемь граней,
В нём зайчик солнечный живёт.
Гляжу на вас, надменный Гранин,
Вы – как авгур, в вас сотни граней,
Где суть – сам чёрт не разберёт.

Кандидатам в лауреаты

Что там за очередь в Союзе нашем?
За премией – надеждой простаков.
А кто же лидер в том ряду калашном?
Костров, Куняев, Лева Котюков.

Поэту Вадиму Степанцову,
идейному пропагандисту мата

Средь пошляков и подлецов.
Кто грязью метит наше слово,
Известен миру Степанцов –
Дурная копия Баркова.

Публицисту Марку Дейчу
в связи с публикацией его статей
в газете «Московский комсомолец»,
посвящённых автору текста нового
Гимна России – Сергею Михалкову
и пронизанных ненавистью ко всему русскому

Когда б я так жидовство презирал,
Как ты всё русское – до бешенства, до смрада,
То я давно бы в «Кащенку» попал
Иль захлебнулся от избытка яда.

Алма-атинской поэтессе
Светлане Платоновой

Любовь почувствую по тону я,
Мотив любви я не забыл.
Прости, Платон, что я Платонову
Не платонически любил.

Злой жене

Кореец съел мою собаку.
Его убил я, взяв с поличным.
Ты съела жизнь мою!
Однако,
Ещё жива, что нелогично.

Доброй жене

Мы судим жизнь по горечи утрат.
Друзей тем меньше, чем года длиннее.
Жена моя, как антиквариат –
Чем старше, тем ценнее и ценнее.

Курганскому поэту Ивану Ягану

На фамилию Яган
Рифма просится «наган».
Хорошо, что нет нагана
У писателя Ягана.

Автоэпитафия

Здесь, под пятою пыльных плит
Забытый Лопусов лежит.
Он раньше водку пил живую,
Теперь пьёт воду дождевую.

2. СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭПИГРАММА

Бывшему руководству ЦК КПСС

О, как страшил вас «русский шовинизм»!
Пугала вас славянская дорога.
Вам заменил и русский дух, и Бога
Коварный «интернационализм».
1985 г.

Михаилу Горбачёву,
бывшему президенту СССР,
«отцу перестройки»

Играл с огнём. Не ведал, что погубит
Простой народ и сам в огне сгорит.
Вот так профан сук под собою рубит,
Не ведая того, что он творит.
1990 г.

Александру Яковлеву,
идеологу перестройки

Вчера он яростный безбожник
А ныне в церковь держит путь.
Народ наш обмануть несложно…
Но Бога вам не обмануть.
1989 г.

Эдуарду Шеварнадзе,
министру иностранных дел СССР
в годы правления М. Горбачёва

На предложение канцлера ФРГ Гельмута Коля
выплатить СССР за отказ от Восточной Германии
4 миллиарда марок в качестве компенсации
за неисчислимые жертвы, понесённые русскими
в годы борьбы с фашизмом, Шеварнадзе цинично
ответил: «Между друзьями торг не уместен».

Он за спиной народа хитро, трезво
Вёл грязный торг – Россию продавал.
И Бог от Грузии Абхазию отрезал –
Мы поглядим, кто больше потерял.
1989 г.

Писателю Аркадию Гайдару
и его внуку Егору Гайдару,
«творцу шоковой терапии»,
которая привела Россию к катастрофе


«Аркадий Гайдар (Голиков) в голы гражданской
войны командовал красным полком и отличался
особой жестокостью».
(из биографической справки)

Гайдар Аркадий в годы смуты
Душ русских много погубил.
А внук Америку любил
И, как полпред чужой валюты,
Россию ненавидя люто,
В три дня державу разорил.
1993 г.

Эпитафия впрок
Анатолию Чубайсу

Могила укравшего веру – не злато,
И надпись под сенью куста:
«Здесь проклятый русскими
прах Герострата».
И ваучер – вместо креста.
1993 г.

Лидеру русофобов
Альфреду Коху

Кроха-сын к отцу пришёл
И спросила кроха:
«Что такое – хорошо?
И что такое – плохо?».

Если Коху хорошо,
Значит, русским плохо.
Если русским хорошо,
Значит, Коху плохо.
1995 г.

Андрею Козыреву,
министру иностранных дел России
в годы правления Б.Ельцина

Он ростом мал, но тёртый, видно,
И с ранцем, как Наполеон,
А в нём не жезл – звезда Давида
И бизнес-план: сдать Русь в полон.
1995 г.

Заботнику ельцинской «семьи» -
Пал Палычу Бородину,
сидящему в американской тюрьме.

Сижу за решёткой в темнице сырой,
Вскормлённый «семьёю» орёл молодой.
Козёл отпущения я – Бородин:
Ведь крали все вместе, а сел я один.
1998 г.

Михаилу Касьянову,
премьер-министру России

Люблю его речей елей.
Упитан, сыт, видна порода.
Он кажется ещё полней
На фоне тощего народа.
1998 г.

Лидеру ЛДПР
Владимиру Жириновскому

«Блок Жириновского –
это политический труп»
(из газет)

Блок Жириновского – иль коротко: Бэ Жэ.
И я скажу, скажу, не лицемерю:
Он – б…., он – ж…, но что он труп уже –
Не верю!
1997 г.

Лидеру коммунистов
Геннадию Зющганову

Уже не красный он, а розовый,
Но взгляд прищурен и остёр.
Ещё рывок – и вот он, бронзовый,
И длань в грядущее простёр.
1997 г.

Михаилу Швыдкому,
министру культуры России

Вы так хитры, так осторожны,
Но я скажу, как на духу:
Вас по ушам узнать не сложно
И рыльцу в западном пуху.
1995 г.

Политическому деятелю
Виктору Черномырдину

Он думал, как рассеять тучи
Над Русью, чтоб ушла беда.
Хотел он сделать всё, как лучше,
А получилось … как всегда.
1995 г.

Олигархам Борису Березовскому
и Роману Абрамовичу,
обокравшим Россию

От злых житейских драм рыча,
Спрошу: чьё время нонеча?
Бориса ли Абрамыча
Иль Ромы Абрамовича?
1998 г.

Олигархам России –
Гайдару, Чубайсу, Березовскому,
Гусинскому, Абрамовичу, Смоленскому,
Ходорковскому, Коху, братьям Чёрным,
Ваксельбергу, Мамуту и иже с ними

Господа сатанисты! Как в семнадцатом,
вновь ваше время.
Вы у власти опять, только стал
изощрённей ваш род.
Почему мне Господь не дал счастья
родиться евреем?
Я бы тоже стал грабить
наш безропотный русский народ.
1999 г.

Эпитафия бывшему президенту России
Борису Ельцину

На камне чёрном, точно бархат,
Слова видны под сенью трав:
«Он дал России олигархов,
Народ до нитки обобрав».
1999 г.

Чёрному демону России –
Григорию Распутину
и новому президенту России –
Владимиру Путину

Распутин, Путин – корень оба
Имеют сходный… Я не поп,
Но чту поверье: дважды бомба
Не попадёт в один окоп.
2001 г.

Телеведущему Михаилу Швыдкому

Гнусит Швыдкой – тьмы сатанинской князь.
Продажность власти нынешней венчая,
Он гадит в душу русским, не скупясь,
Царя благословенье получая.
2005 г.

Будущему России

Мошну набив от путинских щедрот,
Гнобят страну ворюги-олигархи.
Не будет мира в нашем государстве,
Покуда власть плюёт на свой народ.
2011 г.