2 ударная елизаров василий яковлевич чичагов. Адмирал василий яковлевич чичагов. Смотреть что такое "Чичагов, Василий Яковлевич" в других словарях

Родился будущий адмирал 28 февраля 1726 года в небогатой семье под Костромой. Получил домашнее воспитание и образование. Потом окончил Навигацкую школу в Москве. Морскую службу начал гардемарином, прошел все младшие офицерские чины на Балтийском флоте, отличился в Семилетней войне, выполняя ответственные поручения. Затем он служил в Архангельске. В 1765-1766 годах моряк руководил секретной экспедицией, которая на трех небольших судах дважды пыталась пройти через Северный Ледовитый океан к Алеутским островам между Гренландией и Шпицбергеном. Русские моряки достигли 80 градусов 26 минут северной широты, побив рекорд Г. Гудзона. Сплошные льды не позволили продвинуться далее. Разумеется, плавания в те годы и не могли привести к успеху. Чичагову можно поставить в заслугу уже то, что он без потерь вернул свои суда с экипажами от кромки вековых льдов к родным берегам. Более того, капитан бригадирского ранга доказал, что такая задача невыполнима для деревянных парусников.

Став главным командиром Архангельского порта, Чичагов боролся со злоупотреблениями среди чиновников и моряков. После начала русско-турецкой войны 1768-1774 годов он старался увеличить возможности верфей, предложив закладывать сразу по 6 кораблей вместо 4. Построенные архангельцами корабли шли на Балтику. В 1770 году туда же вызвали произведенного в контр-адмиралы Чичагова. Он обучал экипажи для кораблей Балтийского флота, в 1772 году одну из подготовленных эскадр провел без потерь на Средиземное море. Вернувшись, стал главным командиром сначала Ревельского, затем Кронштадтского порта. Благодаря его стараниям и последняя ушедшая на Средиземное море эскадра благополучно достигла цели.

Боевое крещение в качестве флагмана контр-адмирал Чичагов получил на Черном море. Весной 1774 года эскадра Азовской флотилии под его флагом крейсировала у входа в Керченский пролив. 9 июня с русской эскадры из 3 фрегатов и 2 «новоизобретенных» плоскодонных кораблей увидели турецкий флот. Чичагов пошел на сближение и обнаружил, что к охраняемому им проливу направляются 5 линейных кораблей, 9 фрегатов, 26 галер и шебек, несколько меньших судов под командованием адмирала. Заметив русскую эскадру, турки двинули на нее отряд из 7 фрегатов, 6 шебек и 4 галер. Остальные пытались прорваться в Керченский пролив. Контр-адмирал не поддался обману, повел отряд наперерез и преградил противнику путь, открыв огонь. Турки после перестрелки в сумерки отстали. Русские корабли развернулись в проливе. Вернувшаяся турецкая превосходящая по силам эскадра заняла позицию у входа, пыталась атаковать, но ее нападения были отражены.

Адмирал Чичагов, между войнами командовавший эскадрами на Средиземном и Балтийском морях, в начале русско-шведской войны 1788-1790 годов временно оказался не у дел. Весной 1789 года Екатерина II вверила ему командование Балтийским флотом, силы которого стояли в Ревеле, Кронштадте и Копенгагене. Адмирал столкнулся с неприспособленностью Ревеля как базы. На прибывшей из Кронштадта эскадре было много новобранцев. Василий Яковлевич, несмотря на нетерпеливые указы из столицы, задерживал выход в море, стараясь обучить экипажи для похода и боя. Только 2 июля его флот выступил и 6 июля вел сражение со шведским у острова Эланда. Следуя своей тактике, Чичагов не атаковал неприятеля, а вел перестрелку и ожидал подхода копенгагенской эскадры, чтобы зажать противника с двух сторон превосходящими силами. Но шведы укрылись в Карлскроне (Карлскруне). Господство на море перешло к русским. Чичагов увел флот к своим берегам и, сберегая корабли, ограничивался блокадой, разведкой, охраной судоходства и поддержкой гребного флота, действовавшего в шхерах. Это была вполне разумная стратегия, хотя императрица и рассчитывала на более эффектные победы. Но пассивность сухопутных сил в Финляндии не позволила воспользоваться успехом на море, и весной 1790 года Густав III вновь перешел в наступление. Он хотел разбить русские эскадры по очереди, высадить десант у Ораниенбаума и диктовать требования русскому двору.

Уже 6 марта два шведских фрегата совершили набег на Балтийский порт (Палдиски), высадили десант, уничтожили запасы, заклепали пушки недостроенной крепости и ушли ранее, чем прибыли подкрепления из Ревеля. Это предупреждение Чичагов воспринял весьма серьезно, ибо Ревельский порт не имел иной защиты, кроме боевых кораблей. Пользуясь бездействием главных сил вражеского флота, адмирал принял меры для отражения возможного нападения. Посты на маяках, высланные в море отряды предупредили о приближении противника, и когда 1 мая шведский флот появился у Ревеля, Чичагов был готов к встрече с ним.

Недостаток людей исключал сражение в открытом море, тем более против вдвое превосходящих сил противника. Адмирал решил принять бой на якоре, превратив корабли в деревянные бастионы. Он построил эскадру в три линии. Первую составили 10 кораблей и фрегат, за ее разрывами встали 2 бомбардирских корабля и 4 фрегата, третью линию составили 7 катеров; кроме того, из ворот гавани могли действовать канонерские лодки, а в ее глубине оставались 2 брандера и вспомогательные суда. Правый фланг линии опирался на отмели, левый - на орудия Ревельской крепости. Обойти с фланга и взять в два огня русские корабли, стоявшие на небольших расстояниях, шведы не могли, и им пришлось напасть с фронта.

Шведское командование решило атаковать русскую эскадру, не вставая на якорь. Предстояло линию из 21 корабля и 6 линейных фрегатов ввести на рейд в направлении русского левого фланга, поворачивать на восток и проходить вдоль всего фронта, обстреливая его на ходу. Но качка привела к тому, что большинство шведских снарядов не достигало цели, а русские моряки стреляли как на учениях. В итоге боя несколько шведских кораблей получили значительные повреждения, один сел на камни и был сожжен шведами, а второй сдался. Потери ревельской эскадры составили только 9 убитых и 27 раненых. Увидев безуспешность атаки, герцог Карл приказал отвести еще не бывшие в бою корабли. Его флот крейсировал у Наргена, не решаясь повторить нападение, пока не последовал приказ короля идти для прикрытия гребного флота у Выборга.

Русского флота значительная. Период службы этого адмирала и исследователя пришелся на XVIII век – бурный и знаменательный. Это время было богато на события и личности, которые эти события творили.

Адмирал Василий Яковлевич Чичагов


Подобно громадам линейных кораблей на Высочайшем смотре, возвышаются герои отечественной истории – сомкнуты их ряды, малы разделяющие интервалы. Василий Чичагов занимает почетное и притом не совсем приметное место в этом славном и плотном строю. Не каждый увидит его вымпел за лесом мачт, не каждый вспомнит его имя, звание и заслуги. Тем не менее этот человек, чья карьера развивалась вовсе не на береговой должности какого-нибудь повелителя чернильниц или провиантских магазинов, заслуживает памяти.

Родился Василий Яковлевич Чичагов в не отличающейся особым достатком дворянской семье недалеко от Костромы 28 февраля (или 11 марта по новому стилю) 1726 года. Древность этой фамилии и обстоятельства жалования ей дворянского звания определить не представляется возможным, поскольку вся соответствующая документация сгорела в 1812-м в пламени московского пожара. Известно лишь, что некто Артемий Чичагов состоял на государственной службе и скончался в 1673 году, оставив трех сыновей. Василий Чичагов приходился этому своему предку праправнуком.

В те далекие времена взрослели быстро, и вскоре на повестку дня был поставлен вопрос о дальнейшем жизненном пути юного отпрыска. До неторопливой и умиротворяющей помещичьей жизни барина образца XIX столетия было далековато – служба для дворян в XVIII веке была делом обязательным. Как и у подавляющего большинства представителей своего сословия, перед Василием Чичаговым было два пути: быть записанным в гвардию либо поступить в какое-нибудь столичное учебное заведение.


Пребывание в столице было признано слишком обременительным для небогатой семьи, и мальчика отправили учиться в расположенную в Москве Навигацкую школу. Созданная Петром I, школа к описываемому периоду утратила монополию на подготовку кадров для военно-морского флота, так как в Санкт-Петербурге вовсю функционировала Морская академия. Тем не менее Навигацкая школа была удобным местом для пристраивания детей небогатых мелкопоместных дворян. Самые прилежные ученики, не утратившие стремления к образованию, имели шанс продолжить обучение в Морской академии.

Василий Чичагов показал себя прилежным и, главное, способным учеником, за что и был отправлен в столицу для продолжения учебы. Свою морскую карьеру юноша начал весной 1742 года, в разгар русско-шведской войны. 10 апреля (21 по новому стилю) Василий Чичагов был распределен на флот гардемарином. Гардемарины в ту пору расписывались по кораблям – после завершения навигации молодые люди возвращались в Кронштадт для теоретических занятий. В 1744 году Чичагов числился в береговой команде. В марте 1745 года за прилежную службу произведен в мичманы. В ноябре 1751 года стал корабельным секретарем, а в марте 1754 года – получил чин лейтенанта.

Начало одного из крупнейших конфликтов середины XVIII века – Семилетней войны – Василий Чичагов встретил, уже проходя службу на фрегате «Архангел Михаил». Весной 1757 года фрегат не только осуществлял крейсирование у берегов Пруссии, но и использовался в качестве посыльного корабля для связи с Данией и Швецией. Решался важный вопрос о вступлении Стокгольма в войну против Пруссии и Англии, и необходимо было четко знать позицию Копенгагена, в чьих руках находились проливы, ведущие на Балтику, – рассматривалась угроза прохода через них британского флота.


Коцебу Александр Евстафьевич. «Взятие крепости Кольберг», 1852 г.

В марте 1758 г. Чичагов получил очередное звание – капитан-лейтенанта. В 1761 году он принял активное участие в операции русско-шведского флота во время третьей осады крепости Кольберг, заслужив похвалу вице-адмирала Андрея Ивановича Полянского. В апреле 1762 года Чичагов стал капитаном 2-го ранга. В этом же году командовал линейным кораблем «Святая Екатерина» во время его проводки из Санкт-Петербурга в Кронштадт.

После недолгого правления Петра III, ознаменовавшегося мирным договором с недавним врагом – Пруссией и заключением союзнического соглашения с королем Фридрихом II, на престол при активной помощи гвардейских штыков взошла Екатерина II. Многие офицеры связывали свои карьерные надежды и мечты со столь внезапно начавшимся новым царствованием, однако Чичагову не повезло. По наветам недоброжелателей, которых всегда и везде приводят в неистовство натуры способные и деятельные, он попал в опалу. Вместо мостика линейного корабля Чичагову была поручена миссия по обследованию находящихся в Казани складов с древесиной.

С возложенным на него поручением капитан 2-го ранга справился с присущей ему ответственностью, и сгустившиеся было над его головой тучи стали постепенно рассеиваться. В конце апреля 1764 г. Чичагов получил звание капитана 1-го ранга, а в начале мая Адмиралтейств-коллегия назначила его командиром линейного корабля «Ревель».

Однако 1 июня того же года в карьере Чичагова произошел неожиданный и не последний в его жизни поворот. Новоиспеченный капитан 1-го ранга был направлен в качестве помощника к временно исполняющему обязанности главного командира Архангельского порта капитан-командору П. А. Чаплину. Прежнее лицо, занимавшее эту должность, контр-адмирал А. М. Давыдов незадолго до этого скончался. В ближайшем будущем это назначение обусловило участие Чичагова в одном масштабном предприятии, подробности которого не подлежали излишней огласке.

Замысел Ломоносова


Михаил Васильевич Ломоносов. Прижизненное изображение, 1757 г. (Э. Фессар и К. А. Вортман. Бумага, гравюра резцом)

В 1763 году выдающийся русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов закончил свой трактат «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию». Этот труд в силу важности для государства Ломоносов считал секретным и предназначенным для первых лиц империи. Вскоре ученому удалось получить аудиенцию у Екатерины II. На ней Ломоносов, кроме таких приятных и запоминающихся нюансов, как преподнесение в дар Её Величеству мозаичного портрета и только что напечатанного труда «Металлургия», ознакомил государыню с «Кратким описанием разных путешествий». Обладая незаурядным умом, Екатерина быстро оценила суть идеи, предлагаемой Ломоносовым: отыскать путь через полярные воды в Тихий океан с последующей организацией торговли с восточными странами. Вскоре после означенной высочайшей аудиенции Ломоносову был пожалован чин статского советника с внушительным по тем временам окладом в 1875 рублей в год. Надо думать, что чин и оклад были дарованы Михаилу Васильевичу не только за выполненный с душой мозаичный портрет императрицы.

Ознакомление Екатерины с трудом русского ученого в итоге стало одним из главных импульсов, запустивших процесс, приведший к организации секретной полярной экспедиции. Она должна была на практике доказать возможность морского сообщения с Тихим океаном. Следует отметить, что сама концепция достижения Индии и Китая путем следования через северные, приполярные воды была не нова. Зародилась она в самый рассвет эпохи Великих географических открытий наравне с предположением о существовании Северо-Западного прохода. Путь на восток через Арктику в середине XVI века пыталась нащупать английская экспедиция под руководством . Позже эту же задачу ставил перед собой голландец Виллем Баренц.

Однако суровая Арктика надежно охраняла свои владения от непрошеных гостей, а многих из них упокоевала в своих владениях навсегда. В 1603 году Генри Гудзон смог достичь координаты 80°23" у западного побережья острова Шпицберген, но, столкнувшись с непроходимыми льдами, был вынужден повернуть обратно. Этот рекорд продвижения на север сохранялся непобитым почти полтора столетия, а вопрос о возможности плавания на Восток через северные воды, поставленный еще во времена Джованни Кабото, оставался открытым.

С давних пор этот суровый регион был известен русским поморам – они неоднократно совершали походы к острову Шпицберген, который именовали Грумантом, ходили к берегам столь негостеприимно встретившей Баренца Новой Земли. И вполне возможно, в несколько приемов добрались и до берегов Аляски задолго до экспедиции Беринга и Чирикова. Ломоносов, сам вышедший из поморов, знал особенности севера не только по книгам. На основании своего научного опыта и переработанного опыта поморов русский ученый предположил, что вокруг полюса нет никакой земли, а в летние месяцы там образуется большая акватория свободной ото льдов воды, используя которую можно было совершить беспрепятственный переход через полюс в Тихий океан.

Соблазн осуществлять торговлю с богатыми странами Востока, минуя очень долгий и трудный маршрут через Атлантику и Индийский или Тихий океан, был слишком велик. К тому же, в Петербурге уже были осведомлены об изобилующих пушным и морским зверем Алеутских островах и других пока что ничейных территориях восточного побережья Северной Америки, куда можно было направить вектор торговой и территориальной экспансии.

К слову говоря, Михаил Васильевич давно уже работал над своей концепцией: еще в 1755 году из-под его пера вышел подробный труд о возможности плавания в Ост-Индию, пользуясь «Сибирским океаном». У некоторых чинов Адмиралтейства подобные идеи вызывали некоторый, и небезосновательный, скепсис, однако внимание, с которым молодая императрица отнеслась к докладу ученого, воодушевило тех, кто был настроен более оптимистически. К числу последних относился не кто иной, как член Адмиралтейств-коллегии, генерал поручик, граф Иван Григорьевич Чернышёв, который и стал впоследствии при полном одобрении сверху главным локомотивом продвижения проекта будущей экспедиции.

Под руководством Чернышёва и выдающегося русского ученого и картографа вице-адмирала Алексея Ивановича Нагаева был составлен план экспедиции. Подготовку плана весьма облегчали подробные и объемные рекомендации самого Ломоносова. Он предлагал отправить в плавание небольшие прочные суда с укрепленной обшивкой и снабженные провиантом на длительное время. Личный состав предполагалось комплектовать из опытных, знающих офицеров и нижних чинов, не понаслышке знакомых с севером и желательно имеющих опыт плавания в северных водах. Ученый подчеркивал необходимость включения в предстоящую экспедицию поморов, которые могли оказать неоценимую помощь своим опытом и знаниями.

Сама экспедиция должна была состоять из двух отрядов. Первый отряд должен был выйти из Архангельска и, двигаясь на север, пройти между Шпицбергеном и Гренландией и достичь приполярных широт, где, по расчетам Ломоносова, должны находиться свободные ото льдов воды. Далее предполагалось беспрепятственно достигнуть Берингова пролива. Навстречу архангельскому отряду планировалось выслать аналогичный из Охотска. Он должен был двигаться на север вдоль дальневосточных берегов, одновременно исследуя и закрепляя за Россией новые территории. Предполагаемая встреча должна была осуществиться в районе Берингова пролива. Были разработаны специальные опознавательные сигналы.

Полярный исследователь

Предприятие начало набирать обороты. Уже 4 мая 1764 года Екатерина II направила Адмиралтейств-коллегии указание начать подбор личного состава, а 17 мая командир Архангельского порта получил приказ подготовить подходящие суда. На острове Шпицберген планировалось оборудовать промежуточную базу – там необходимо было заготовить провиант в нужном количестве и построить жилища для возможной зимовки. Энтузиазм властей был так настойчив и нетерпелив, что, погорячившись, они хотели отправить экспедицию уже в текущем, 1764 году.

Однако, как это часто бывает, когда желание значительно опережает возможности, обстоятельства сложились иначе. Имеющиеся в наличии суда не годились для длительного плавания во льдах, провиант в нужном количестве заготовлен не был, тем более не был перевезен на Шпицберген. Экспедиционные корабли было решено строить в Архангельске по специальному проекту, провизию заготовить в достаточном количестве, избегая нередкого в подобных случаях воровства при отсутствии качества.

За постройкой и снаряжением кораблей экспедиции должен был наблюдать капитан Архангельского порта капитан-командор Петр Авраамович Чаплин, имевший ценный опыт подготовки и участия в 1-й Камчатской экспедиции 1727–1729 гг. Судостроительными работами руководил специально нанятый и направленный в Архангельск английский корабельный мастер Джеймс Лэм.

В качестве начальника экспедиции и командира флагманского корабля 25 июня 1764 года Адмиралтейств-коллегия утвердила капитана 1-го ранга Василия Яковлевича Чичагова. Двумя меньшими кораблями должны были командовать капитан-лейтенанты Василий Бабаев и Никифор Панов. В помощь им были назначены три лейтенанта: П. Поярков, П. Борноволоков и Ф. Озеров. Специальным указом императрицы личный состав экспедиции во время ее проведения получал двойное жалование. 1 июля 1764 года Василий Яковлевич Чичагов стал капитаном бригадирского ранга, а капитан-лейтенант Никифор Панов стал капитаном 2-го ранга.

В начале июля командный состав вместе с частью экипажей отбыл в Архангельск. Там уже полным ходом шло строительство трех кораблей, которые, не мудрствуя лукаво, назвали в честь их командиров. Флагманский «Чичагов» имел 16 пушек и 74 человека команды. Экипажи 10-пушечных «Бабаева» и «Панова» насчитывали 48 человек. Борта кораблей были укреплены дополнительной обшивкой, запас провизии был рассчитан на полгода.


Поморский коч. Художник Константин Черепанов

Пока перечисленные корабли спешно дооснащались, из Архангельска вышла флотилия под командованием лейтенанта Михаила Немтинова, состоящая из транспорта «Слон» и пяти нанятых поморских судов. Они везли на Шпицберген провиант, разобранные избы, баню, лес и другие материалы. В начале августа эта флотилия достигла бухты Клокбай, или Колокольного залива, где и осуществила плановую выгрузку. Оставив на берегу группу обеспечения из 17 человек для обустройства зимовья, флотилия вернулась в Архангельск.

1 сентября 1764 года корабли экспедиции под командованием капитана 1-го ранга Василия Яковлевича Чичагова покинули Архангельск и встали на зимовку в Корабельной гавани на Кольском полуострове, переименованной Чичаговым в Екатерининскую. Общее количество участников плавания составило 178 человек, включая почти 30 человек опытных поморов-промышленников.

Зимовка в этом издавна известном и удобном месте прошла успешно, и 9 мая следующего, 1765 года экспедиция покинула Екатерининскую гавань и взяла курс на север. Ее встретила неблагоприятная погода с холодным ветром. 16 мая за кормой остался остров Медвежий, за которым корабли увидели первые плавучие льды. По мере продвижения к Шпицбергену количество льда увеличивалось, нередкими были и туманы.

По пути им встретился одиночный промысловый корабль из Гамбурга. Его капитан, который оказался голландцем, посетил «Чичагов» и имел продолжительную беседу с начальником экспедиции и его офицерами. Капитан пожаловался, что ледовая обстановка в этом году очень тяжелая, поэтому его промысел оставляет желать лучшего. Корабль его, несмотря на хорошо укрепленную обшивку, пострадал ото льда и теперь возвращается для ремонта.

16 июня Чичагов и его подчиненные, наконец, достигли бухты Клокбай, где их уже с нетерпением ждали оставленные в прошлом году моряки. Выяснилось, что все они были налицо, хотя зимой страдали от болезней. Встав на якоря, начали погрузку провианта и приведение в порядок кораблей. 26 июня в бухту нагнало много льда, который стал ударяться о борта. По приказу Чичагова экипажи вырубили в стоячем льду каналы-доки вокруг своих кораблей для защиты от стихии.

3 июля, когда появились большие площади свободной ото льда воды, корабли покинули бухту Клокбай и, согласно полученной инструкции, двинулись на запад, постепенно отклоняясь к северу. Вначале Чичагов и его люди видели вокруг себя лишь свободную воду, но 9 июля вокруг кораблей вновь в избытке показался лед. По мере продвижения его становилось всё больше, и не было никаких признаков свободного ото льда приполярного моря. Обстановка ухудшалась, корабли отчаянно маневрировали среди льдов, часто меняя курс.

23 июля 1765 года экспедиция Василия Яковлевича Чичагова достигла координаты 80 градусов 26 минут северной широты, тем самым улучшив остававшийся неизменным почти полтора века результат Генри Гудзона. Однако впереди у русских кораблей были только сплошные ледовые поля.

29 июля Чичагов собрал офицерский совет, на котором было принято решение возвращаться в Архангельск ввиду невозможности продвижения вперед. 20 августа 1765 года три экспедиционных корабля вернулись в Архангельск. Первая попытка пробиться к Тихому океану через северные воды не увенчалась успехом, однако Василий Яковлевич Чичагов был полон решимости повторить свою попытку в следующем 1765 году.

Продолжение следует…

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Чичагов, Василий Яковлевич

Адмирал, известен своим участием в Шведской войне 1789-1790 гг. Родом из дворян Костромской губернии, Ч. родился 28-го февраля 1726 г. и среднее образование получил в Морском училище (школа навигацких наук), учрежденном Петром Великим в Москве, по окончании курса в котором уехал в Англию с целью пополнить свои знания. 10-го апреля 1742 года он был зачислен во флотскую службу гардемарином, а в 1744 г. получил назначение состоять при Ревельской береговой команде, через год был произведен в мичманы, и в 1751 г. был назначен корабельным секретарем. Через три года он получил чин лейтенанта, а в 1757 г. совершил свое первое плаванье на фрегате "Св. Михаил", отправленном "по секретной комиссии" в Зунд. Из Ревеля в Кронштадт он вернулся уже в качестве командира названного судна. В 1758 г. он получил чин капитан-лейтенанта, через 4 года - капитана 2-го ранга, в том же 1762 г. он состоял при проведении из С.-Петербурга в Кронштадт корабля "Святая Екатерина". В 1763 г. мы застаем его в Казани, куда он был командирован для освидетельствования заготовленного на пристани леса, а в следующем году он, уже в чине капитана 1-го ранга, командует кораблем "Ревель".

1764-1765 гг. выдвинули Ч. из среды его сверстников. По инициативе Ломоносова, указом 14-го мая 1764 г. была снаряжена "даже от сената секретная" экспедиция в Ледовитый океан, имевшая целью исследовать путь через Полярное море к Камчатке. Летом и осенью были сделаны приготовления, а в 1765 г. Ч., назначенный начальником экспедиции, состоявшей из трех судов, вышел в море из Колы, куда он прибыл в сентябре 1764 г. Плавание было неудачное. Экспедиция сразу была задержана льдами и принуждена была зайти в Клокбайкский залив на острове Шпицбергене и некоторое время оставаться там. Выйдя в начале июля в море, Ч. взял курс на запад, но сплошные льды, встреченные экспедицией, заставили его повернуть на север. 23-го июля он достиг 80°26" с. ш., но дальше не пошел, так как приближение осени и плавающие льды начинали внушать опасение за благополучный исход экспедиции. Посоветовавшись с капитанами судов, Ч. повернул к Архангельску, куда и прибыл 20-го августа. В С.-Петербурге остались недовольны результатом экспедиции и обвиняли начальника ее в том, что он повернул к северу, тогда как, по точному смыслу полученной им инструкции, он должен был держаться направления на запад, к берегам Гренландии. "Всего же главнее кажется то, что мореплаватели, кажется, рано вздумали о возвратном пути, не дожидаясь того, чтобы настоящая нужда или опасность их к этому принудила". В следующем году Ч., командуя теми же тремя судами, снова вышел в море с прежнею целью - отыскать морской путь через Северный Ледовитый Океан в Камчатку. На этот раз экспедиция тоже не имела успеха. Достигнув 80°30" с. ш., Ч. вернулся обратно, так как не было никакой возможности пробиваться через встречавшиеся льды. Несмотря на неудачу, он, за двукратное плаванье в Северный океан, был награжден половинным жалованьем в пенсион.

В 1767 г. Ч. сухим путем вернулся из Архангельска в С.-Петербург и был немедленно назначен командиром петербургской корабельной команды. В 1768 г. он занял должность главного начальника Архангельского порта, в которой и оставался до 1770 г., когда, получив чин контр-адмирала, был вызван в С.-Петербург. В том же году он, командуя эскадрой, плавал до острова Готланда и, по возвращении, был назначен главным начальником Ревельского порта, но в 1771 г. снова ушел в Балтийское море, имея флаг на корабле "Граф Орлов" и командуя эскадрой, а в 1772 г., начальствуя тремя кораблями, плавал в Средиземном море. В октябре он вернулся сухим путем в С.-Петербург, был награжден орденом св. Анны и вступил в отправление своих обязанностей, как начальник Ревельского порта. В следующем году он был назначен главным начальником Кронштадтского порта и, командуя кронштадтской эскадрой, крейсировал до острова Готланда, имея флаг на корабле "Св. Андрей". В том же 1773 г. Ч. был командирован в Донскую экспедицию и, под командой адмирала Сенявина, защищал Керченский пролив от турецкого флота, причем не допустил его войти в Азовское море. Награжденный орденом св. Георгия 4-ой степени, Ч. 10-го июня 1775 г., в день празднования Кучук-Кайнарджийского мира, был произведен в вице-адмиралы и назначен членом Адмиралтейств-коллегии. В 1771 г. он был уволен в годовой отпуск, а в 1776 г. командовал практической эскадрой у Красной Горки: в 1782 г. он получил чин адмирала и орден св. Александра Невского; в том же году он плавал во главе эскадры в Средиземном море; в 1788 г. снова отправлял обязанности главного начальника Ревельского порта. Назначенный командиром Балтийского флота и командуя эскадрой из 20-ти кораблей, Ч. 15-го июля 1789 г. встретился у острова Эланда со шведской флотилией, считавшей в своем составе до 22-х судов, и, после семичасового боя, принудил шведов отступить к Карлскроне, а сам отошел к Финскому заливу. 6-го августа того же года Екатерина II, недовольная действиями Балтийского флота, писала Совету: "Из полученных реляций адмирала Ч. видно, что шведы атаковали его, а не он их, что он с ними имел перестрелку, что в оной потерял капитана бригадного ранга и несколько сот прочих воинов без всякой пользы Империи, что, наконец, возвратился к здешним водам, будто ради прикрытия залива Финского. Я требую, чтобы поведение адмирала Ч. в Совете сличено было с данною ему инструкцией..." Совет, по рассмотрении образа действий Ч., нашел, что "сей адмирал удовлетворил совершенно данным ему предписаниям, опричь единого пункта - возвращения своего к Финскому заливу, в чем ему надобности не было". Этим дело и кончилось, а 2-го мая 1790 г. произошло известное ревельское сражение. Шведский флот, состоявший из 26-ти линейных кораблей и разных других судов, напал на русскую эскадру, стоявшую под командой Ч. на Ревельском рейде; в эскадре этой было всего 10 кораблей. После упорного сражения, длившегося 2½ часа, шведы были разбиты, причем русскими был взят в плен 64-пушечный корабль "Принц Карл" и 300 людей; другой такой же корабль был сожжен. Рассказывают, между прочим, что когда Екатерина II отправляла Ч. в Ревель, поручая ему команду над эскадрой, то, взвесив силы русских и шведов, выразила беспокойство об исходе долженствующего произойти сражения. На это Ч. хладнокровно ответил: "Ну да что же?.. Не проглотят!.." Ответ этот так понравился Государыне, что она поручила Державину сочинить надпись к бюсту адмирала, в которую бы непременно входило его выражение. Державин и секретарь Императрицы составили несколько более или менее удачных четверостиший. Не довольствуясь этим, Екатерина II сама сочинила следующую надпись:

"С тройною силою шли шведы на него,

Узнав, он рек: Бог защитник мой!

Не проглотят они нас!

Отразив, пленил и победу получил".

За ревельское сражение Ч. был награжден орденом св. Андрея Первозванного и пожалованием 1388 душ крестьян в потомственное владение.

По соединении ревельской эскадры с кронштадтской, Ч. блокировал шведский флот в Выборгской губе и, при попытке последнего прорваться, нанес ему решительное поражение, за что получил орден св. Георгия 1-го класса, шпагу с алмазами, серебряный сервиз и 2417 душ крестьян в потомственное владение. Кроме того, Екатерина II пожаловала ему дворянский герб при собственноручном рескрипте.

С воцарением Павла Петровича, Ч. в 1797 г., по прошению, был уволен от службы и последние годы жил в С.-Петербурге, где и умер 4-го апреля 1809 г. Погребен Ч. в Александро-Невской лавре.

В заключение для характеристики Ч., как человека, приведем отзыв о нем Екатерины II, взятый из письма Императрицы к Гримму от 14-го сентября 1790 г.: "Я не могу видеть Ч., чтобы не вспомнить слова князя де Линя о фельдмаршале Лаудоне, когда о нем кто-то спросил, по чему его можно узнать: “пойдите, - сказал он, - вы найдете его за дверью, сконфуженного своим достоинством и своими талантами”. Вот точное изображение моего адмирала".

О Ч. подробнее см.: "Общий морской список", СПб., 1885 г., т. II; "Портретная галерея русских деятелей", СПб., изд. Мюнстера, 1865 г., статья Хмырова; - А. С. Шишков, "Военные действия российского флота против шведского в 1788, 89 и 90 гг.", изд. 1826 г.; "Кронштадтский Вестник", 1876 г., № 82; "Русские экспедиции для описания северных берегов Сибири" и т. д.; "Война России со Швецией 1789-90 г.", соч. Брикнера, в "Журнале Мин. Народного Просвещения", 1869 г., №№ 2, 3, 4, 6; "Морской Сборник", 1857 г., №№ 9, 1859 г., № 10, 1871 г., № 8; "Проект Ломоносова и экспедиция Чичагова", изд. Гидрограф. департамента, 1854 г.; "Чтения в Имп. Обществе истории и древностей России", 1862 г., № 1; И. Чистович, "Историческая записка о совете в царствование имп. Екатерины II ", СПб., 1870 г.; Леонид Чичагов, "Архив адмирала П. В. Чичагова", выпуск І, СПб., 1885 г.; "Сборник Русс. Исторического Общ.", т. XXIII, стр. 495; "Русская Старина", 1873, № 8; "Исторический Вестник", 1899, т. LXXVI, стр. 782, т. LXXIII, стр. 436; - "Энциклопедический словарь" Ефрона, т. LXXVI.; "Энциклопедия военных и морских наук", т. VIII; "Словарь" Старчевского, т. XII; "CПб. Вестник", 1805, ч. VI, стр. 119; "Сын Отечества", 1849, № 5, "Рус. Ист.", стр. 16-18; "Чтения в Общ. Истории и Древн. Рос.", 1862, т. І, 174-177.

Б. Савинков.

{Половцов}

Чичагов, Василий Яковлевич

(1726-1809) - адмирал. По окончании обучения в Англии, Ч. поступил в морскую службу в 1742 г.; назначенный в 1764 г. помощником главного командира Архангельского порта, он дважды (1765 и 1766) ездил с тремя кораблями из Колы в "секретную экспедицию" для отыскания "морского прохода Северным океаном в Камчатку", но из-за льдов мог достичь только 80°21" северной широты. Впоследствии был главным командиром портов Архангельского, Ревельского и Кронштадтского. После смерти адмирала Грейга, Екатерина II поручила Ч. главное начальство над флотом в войне со шведами (1789-1790), и он одержал три блестящие победы над более сильным неприятельским флотом - близ острова Эланда, на Ревельском рейде и близ Выборга, - взял в плен множество кораблей, фрегатов и других судов, более 5000 солдат и до 200 офицеров, с контр-адмиралом во главе. Это принудило Густава III к скорейшему заключению мира.

В. P-в.

{Брокгауз}

Чичагов, Василий Яковлевич

{Половцов}

Чичагов, Василий Яковлевич

(28 февр. 1726 - 9 окт. 1809) - рус. полярный мореплаватель, адмирал. В 1764 был назначен начальником экспедиции с секретным заданием пройти через Сев. Ледовитый ок. к берегам Сев. Америки, затем на 3. и через Берингов прол. к Камчатке. В 1765 достиг 80°26" с. ш. к сев.-зап. от Шпицбергена и, встретив тяжелые льды, вернулся в Архангельск; неудачной была и вторая попытка в 1766, во время к-рой он достиг 80°30" с. ш. Во время русско-швед. войны 1788-90 командовал рус. флотом и отличился в Эландском сражении (1789) и Ревельском бою (1790).


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Чичагов, Василий Яковлевич" в других словарях:

    Василий Яковлевич Чичагов Василий Яковлевич Чичагов (28 февраля (11 марта) 1726 4 (16) апреля 1809, Санкт Петербург) российский мореплаватель, адмирал (с 1782). Учился в школе навигацких наук. Совершенствовался в Англии. На флоте с 1742. 26… … Википедия

    Чичагов (Василий Яковлевич, 1726 1801) адмирал. По окончании обучении в Англии, Чичагов поступил в морскую службу в 1742 г.; назначенный в 1764 г. помощником главного командира Архангельского порта, он дважды (1765 и 1766) ездил с тремя кораблями … Биографический словарь

    - (1726 1809) российский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1782). В 1764 66 начальник экспедиции для отыскания морского пути из Архангельска через Сев. Ледовитый океан к берегам Сев. Америки и Камчатке. В русско шведскую войну 1788 90… … Большой Энциклопедический словарь

    Русский мореплаватель, адмирал (1782). Учился в школе навигацких наук, продолжил образование в Англии. На флоте с 1742. В 1764 назначен начальником экспедиции для отыскания морского пути из… … Большая советская энциклопедия

    Чичагов, Василий Яковлевич - ЧИЧАГОВ Василий Яковлевич (1726 1809), российский военачальник и мореплаватель, адмирал (1782). В 1764 66 начальник экспедиции для отыскания морского пути из Архангельска через Северный Ледовитый океан к берегам Северной Америки и Камчатке. В… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Чичагов. Василий Яковлевич Чичагов … Википедия

    - (1726 1809), флотоводец и мореплаватель, адмирал (1782). В 1764 66 начальник российской экспедиции для отыскания морского пути из Архангельска через Северный Ледовитый океан к берегам Северной Америки и Камчатке. В русско шведскую войну 1788 90… … Энциклопедический словарь

Носил с 1782 года.Проводил в жизнь хитрую тактику: принимал атаку противника на выигрышной позиции, чтобы одерживать победы с малой потерей. При Екатерине II был назначен командующим флота во время войны со шведами.Умер 4 июня 1809 года, был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.


Биография

Ранние годы

Родился адмирал 28 февраля 1726 года в бедной семье под Костромой. Воспитание и образование было домашнее. После поступил и окончил Навигацкую школу в Москве. Дополнительное образование юный Чичагов получил в Великобритании. Обучение завершил в 1742 году, после чего начал свою службу в российском флоте.

Начало карьеры

Свою службу начал гардемарином, прошел все малые офицерские чины на Балтийском флоте, отличился в Семилетней войне, выполняя важные поручения. Затем он служил в Архангельске. В 1765-1766 годах В. Я. Чичагову руководил специальной экспедицией, которая дважды пыталась пройти через Северный Ледовитый океан к Алеутским островам между Гренландией и Шпицбергеном. Русские моряки достигли 80 градусов 26 минут северной широты, побив рекорд Г. Гудзона. Сплошные льды не позволили продвинуться далее. Разумеется, плавания в те годы не могли привести к успеху. Чичагову можно поставить в заслугу уже то, что он без потерь вернул свои суда с экипажами от холодных ледников к родным берегам. Более того, капитан бригадирского ранга доказал, что такая задача невыполнима для кораблей того времени.

Став главнокомандующий Архангельского порта, Чичагов боролся с плохими привычками среди моряков и чиновников. После начала русско-турецкой войны 1768-1774 годов он стремился увеличить характеристики верфей, предложив закладывать вместо 4 сразу по 6 кораблей. Построенные архангельцами флот шёл прямиком на Балтику. В 1770 году туда же вызвали произведенного в контр-адмиралы Чичагова. Он обучал экипажи для кораблей Балтийского флота, в 1772 году одну из подготовленных эскадр смог провести без потерь на Средиземное море. Вернувшись, стал главнокомандующий сначала Ревельского, затем Кронштадтского порта. Благодаря его стараниям и последняя ушедшая на Средиземное море эскадра благополучно достигла цели.

Керченский пролив

Первые бои в качестве флагмана контр-адмирал Чичагов получил на Черном море. Весной 1774 года эскадра Азовской флотилии под его флагом находилась у входа в Керченский пролив. 9 июня с русской эскадры из 3 фрегатов и 2 «новоизобретенных» плоскодонных кораблей обнаружили турецкий флот. Чичагов принял решение пойти на сближение и обнаружил, что к охраняемому им проливу направляются 5 линейных кораблей, 9 фрегатов, 26 галер и шебек, несколько меньших судов под командованием адмирала. Заметив русскую эскадру, турки двинули на нее отряд из 7 фрегатов, 6 шебек и 4 галер. Остальные двинулись к пролив. Контр-адмирал раскусил их план, повел отряд наперерез и преградил противнику путь, открыв огонь. Турки после перестрелки отстали. Русские корабли развернулись в проливе. Турецкий флот превосходящий по силам занял позицию у входа и пытался атаковать, но нападения были отражены.

После смерти адмирала С. К. Грейга, Екатерина II назначила Чичагова командующим флотом во время войны со шведами. В этой должности он одержал победы над превосходящими силами противника в Эландском (1789 год), Ревельском (1790 год) и Выборгском сражениях, взяв при этом в плен множество кораблей, фрегатов и других судов, более 5000 солдат и до 200 офицеров, в том числе шведского контр-адмирала. Эти победы принудили шведского короля Густава III к скорому заключению мира.

Последние годы

В последующие годы В. Я. Чичагову не довелось командовать в сражениях, потому что на Балтике у русского флота соперников не осталось. Одно движение эскадр, выводимых адмиралом в море, было настолько внушительным, что никто не решался противодействовать им.

Надгробие В. Я. Чичагова

При Павле I Василий Яковлевич выступил против самодурства самодержавного генерал-адмирала, вышел в отставку и прожил в имении под арестом. Император запретил В. Я. Чичагову приезжать в столицу. Умер адмирал 4 апреля 1809 года.Из десяти его сыновей большинство служило на флоте, а Павел Васильевич Чичагов стал морским министром, немало сделавшим для флота той эпохи.

Память

В честь Василия Чичагова названы:

  • Гора Чичагов (55°43′ с. ш. 160°12′ з. д.), на п-ове Аляска;
  • Гора Чичагов (367 м), на острове Западный Шпицберген, архипелага Шпицберген;
  • Залив Чичагова (55°39′ с. ш. 160°15′ з. д.), в Тихом океане, на южном побережье п-ова Аляска;
  • Залив Чичагова, в Тихом океане, остров Науку-Хив в Южной Полинезии, Маркизский архипелаг;
  • Мыс Чичагов (58°22′ с. ш. 157°32′ з. д.), на северо-западном берегу п-ова Аляска;
  • Мыс Чичагов (Сата), на западом берегу острова Кюсю, Япония;
  • Мыс Чичагов, на острове Науку-Хив, Маркизский архипелаг;
  • Мыс Чичагов, на острове Западный Шпицберген;
  • Остров Чичагов (57°52′ с. ш. 135°47′ з. д.), в Тихом океане, Александровский архипелаг, Аляска;
  • О-ва Чичагова (81°32′ с. ш. 56°48′ в. д.), в архипелаге Новая Земля;
  • Пролив Чичагова (56°21′ с. ш. 132°29′ з. д.), между островами Этолина на юге и Воронковского на севере в Александровском архипелаге, Аляска.

Награды

  • 26 ноября 1773 года за проведение 18 кампаний награждён орденом Святого Георгия IV класса.
  • За победу в Ревельском сражении награждён орденом Андрея Первозванного.
  • 26 июля 1790 года за победу в Выборгском сражении награждён орденом Святого Георгия I класса.

История жизни
27 ноября 1788 года главным командиром Ревельского порта был назначен адмирал Василий Яковлевич Чичагов, которому было приказано принять под свое командование ревельскую эскадру и приготовить ее к кампании будущего года. В Ревеле зимовали 10 кораблей, 4 фрегата, 2 бомбардирских, по одному госпитальному и транспортному кораблю – всего 23 с командой в 9333 человека.
Прибыв в Ревель, адмирал Чичагов стал готовить эскадру к кампании следующего года. Для снабжения кораблей пресной водой зимой был построен временный водопровод из Бумажного озера (ныне озеро Юлемисте) в гавань.
Василий Яковлевич Чичагов хорошо знал Ревель. В этом старинном городе служил он молодым моряком.
Морскую службу Чичагов начал 10 апреля 1742 гардемарином. Ему было в то время 16 лет. С 1744 года он находился на службе в Ревеле при береговой охране. Там гардемарин Василий Чичагов был произведен в первый офицерский чин – в мичманы и покинул этот город летом 1757 года уже в чине лейтенанта, командуя фрегатом «Св. Михаил».
Через тринадцать лет (в 1770 году) Василий Яковлевич Чичагов вновь в Ревеле. Он уже имеет чин контр-адмирала и командует эскадрой, с которой плавал до Готланда. Вскоре Василий Яковлевич Чичагов был назначен Главным командиром Ревельского порта, где и прослужил более года.
Далее, командуя эскадрой, он плавал до Готланда. Затем, командуя эскадрой из трех кораблей, плавал в Средиземное море.
20 декабря 1772 года контр-адмирал Чичагов вновь вступил в должность Главного командира Ревельского порта. Прослужив всего две недели, был переведен в Кронштадт.
В промежутке между службой в Ревеле Василий Яковлевич Чичагов в чине капитана 1-го ранга в 1765 году возглавил секретную экспедицию, снаряженную по проекту М.В.Ломоносова, для нахождения прохода «Сибирским океаном» в Камчатку и «путешествия по северным морям». Для этой экспедиции были построены три специальных корабля с двойной обшивкой корпуса для защиты от льда. Названы были они именами их капитанов: «Чичагов», «Панов» и «Бабаев».
Две экспедиции, совершенные летом 1765 и 1766 годов, не принесли желаемого результата. Условия плавания были очень тяжелыми. Во второй экспедиции корабли, достигнув 80 градусов 30 минут северной широты, остановились перед сплошным ледяным полем, преодолеть которое было невозможно. Экспедиция вернулась в Архангельск. Так закончилась первая попытка найти Северный морской путь из Архангельска на Камчатку. Хотя секретная экспедиция не достигла главной своей цели, за выполнение труднейшего плавания все участники были награждены годовым жалованьем, штурманы сверх этого производством в следующий чин, капитаны кораблей и их помощники – пожизненными пенсионами из половинного оклада жалованья.
Адмиралу Василию Яковлевичу Чичагову в момент назначения его Главным командиром Ревельского порта и командующим Ревельской эскадрой было 63 года.
«Муж, стяжавший от всех почтенье и любовь своими заслугами, добродетелями, а наипаче величайшей скромностью и кротостью нрава» – так охарактеризовал Чичагова в своих записках П.Я.Гамалея.
Шведский король Густав III имел план – взять Санкт -Петербург во что бы то ни стало. С моря и с суши. И сокрушить Россию – лишив ее северной столицы.
Активность шведского короля объяснялась тем, что главные военные силы русских были брошены в пламя очередной русско-турецкой войны.
Адмирал Чичагов был хорошим капитаном и начальником эскадры в мирное время. Он ни разу не участвовал в морском сражении. Неизвестно было, как он на 64-м году жизни будет командовать вверенными ему кораблями в сумятице кровопролитного морского боя.
Несмотря на это, 23 марта 1789 года адмирал Василий Яковлевич Чичагов получил новое назначение и рескрипт, согласно которому он назначался командующим Балтийским флотом с оставлением в прежних должностях и с выплатой 10 тысяч рублей подъемных и по тысяче рублей в месяц за стол. В том же рескрипте было сказано, что в команду адмирала Чичагова назначаются вице-адмиралы Алексей Васильевич Мусин-Пушкин и Тимофей Гаврилович Козлянинов.
Общий план кампании 1789 года был разработан на военном совете в Петербурге, на который был приглашен адмирал Василий Яковлевич Чичагов. Все тактические действия российского флота на море и, в частности, в Финском заливе, внесенные в соответствующую инструкцию, были предложены самим адмиралом. Основная цель состояла в том, чтобы нанести общий центральный удар и полностью разгромить шведский флот. Однако не было сказано ничего о том, где на море должна быть одержана победа и куда должен быть сосредоточен главный удар.
Батальные события на Балтике в русско-шведскую войну 1788–1790 годов развивались бурно.
Весна 1789 года застала российский флот с рассеянными по Балтийскому морю силами. Сам адмирал Чичагов находился в Ревеле с эскадрой, состоящей из 10 кораблей. В Кронштадте были подготовлены к выходу в море также 10 кораблей и в Копенгагене зимовали еще 11 кораблей под началом контр-адмирала Лариона Афанасьевича Повалишина.
Зима 1789 года была очень суровой. Море около Ревеля вскрылось необыкновенно поздно – 30 апреля. Ревельская эскадра вышла из гавани только 2 мая.
Основной задачей на этот момент было скорейшее соединение Ревельской и Кронштадтской эскадр. У Кронштадта море вскрылось только 12 мая. Только благодаря энергичным действиям Главного командира порта адмирала Петра Ивановича Пущина Кронштадтская эскадра в составе 10 кораблей, двух фрегатов и трех малых кораблей с командой 7300 человек под командой контр-адмирала Алексея Григорьевича Спиридова была выведена на рейд. Вскоре был получен приказ о следовании эскадры к Ревелю на соединение с кораблями адмирала Чичагова.
Когда 16 июня прибыли из Кронштадта в Ревель два резервных корабля «Яаннуарий» и «Европа» и два фрегата «Симеон» и «Патрикий», адмирал Чичагов решил приступить к действиям на море.
2 июля эскадра вышла в море и стала не торопясь продвигаться на запад, навстречу шведскому флоту. На следующий день с помощью сигнальных огней с финского берега было передано сообщение шведам о том, что российский флот покинул Ревель. Через две недели в 50 милях от южной оконечности острова Эланд было обнаружено множество военных кораблей. Это был шведский флот во главе с генерал-адмиралом Карлом Зюдерманландским.
Эскадра адмирала Чичагова состояла из 20 кораблей и имела на борту 1600 орудий. Шведский флот располагал 22 кораблями с 1742 орудиями и превосходил по силе русскую эскадру. В три часа ночи 15 июля шведский флот атаковал эскадру адмирала Чичагова. Авангардом в этом сражении командовал контр-адмирал Спиридов, аръергардом – вице-адмирал Мусин-Пушкин. Отважно сражались русские моряки, отражая атаку шведских кораблей. Корабли контр-адмирала Спиридова и вице-адмирала Мусина-Пушкина были сильно атакованы шведскими кораблями, которые имели перевес в артиллерии. Не дрогнули моряки, открыли по противнику шквальный огонь из пушек, заставив отойти шведские корабли на безопасное расстояние. До девяти часов вечера продолжалось сражение. Эскадра адмирала Чичагова удержала за собой место сражения, и шведский флот вынужден был удалиться. Больше всех во время вечерней перестрелки пострадал от шведских выстрелов корабль «Мстислав». На «Мстиславе» был убит его командир, капитан-командор Григорий Иванович Муловский.
Общие потери на русских кораблях: 32 убитых (один капитан-командор, два офицера, два гардемарина и 27 матросов) и 185 раненых. По распоряжению адмирала Чичагова тела убитых на госпитальном судне «Холмогоры» были отправлены в Ревель. В журнале текущих событий Адмиралтейств-коллегии за июль 1789 года отмечено: «Прибыло на Ревельский рейд судно «Холмогоры», на коем привезено тело покойного бригадира флота капитана Муловского для учинения погребения».
Таким образом, в ревельской земле нашли покой первый мореплаватель, которому было дано Высочайшее повеление совершить кругосветное плавание, капитан-командор Муловский, и совершивший это кругосветное путешествие адмирал Адам Крузенштерн.
После ухода шведского флота с поля сражения соединились эскадры вице-адмирала Тимофея Гавриловича Козлянинова с основными силами Балтийского флота. 22 июля адмирал Чичагов повел свой флот к Карлскроне, где под защитой крепостной артиллерии находились шведские корабли.
Эскадра адмирала Чичагова значительно превосходила по силам шведский флот, имея в наличии 31 линейный корабль, 10 фрегатов и некоторое число мелких кораблей с командой до 23 тысяч человек.
23 июля 1789 года адмирал Чичагов написал императрице Екатерине II о положении шведского флота в порту Карлскроне:
«Для вящего, однако, усугубления страха неприятелю, остался я, крейсируя с флотом перед упомянутым портом, дабы по крайней мере обнаружить перед целым светом трусость всего короля шведского морского ополчения, против победоносного флага Вашего Императорского Величества, и так показать тем могущественное владычество Вашего Величества над всем Балтийским морем».
До самой осени эскадра адмирала Чичагова крейсировала в море, сохраняя господство на водах балтийских. С наступлением зимы корабли разделились на группы и зимовали на рейдах Кронштадта, Ревеля и Балтийского порта (ныне Палдиски).
С 10 линейными кораблями и 5 фрегатами адмирал Чичагов провел зиму 1789/90 г. в Ревеле. Он энергично готовил команду и корабли к кампании 1790 года. В начале весны, 2 мая, шведский флот под командованием генерал-адмирала герцога Карла Зюдерманландского атаковал стоявшую на Ревельском рейде эскадру адмирала Василия Яковлевича Чичагова. Шведы решили разгромить стоявшие на рейде корабли и захватить Ревель. Перевес в силе был явно на их стороне. Шведская эскадра располагала 22 линейными кораблями и 4 фрегатами. Началась ожесточенная перестрелка. Мужественно сражались русские моряки. После двухчасового сражения эскадра герцога Зюдерманландского прекратила бесплодную атаку и отступила, потеряв два линейных корабля. Севший на мель корабль «Раксен Стендер» шведы сожгли сами, чтобы он не попал в плен. Другой корабль «Принц Карл» получил столь тяжелые повреждения в рангоуте и такелаже, что утратил управление и ход. Его команде в 520 человек пришлось спустить флаг и сдаться в плен.
Было ясно, противоборство на водах балтийских должно решиться в большом морском сражении. Командующий Балтийским флотом адмирал Василий Яковлевич Чичагов понимал, что необходимо разгромить эскадру герцога Карла Зюдерманландского. Но прежде чем сделать это, необходимо было объединить все корабли в единую силу, найти противника и навязать ему сражение.
Получив донесение о появлении противника в районе Красной Горки, адмирал Чичагов немедленно направляется с Ревельской эскадрой, чтобы оказать помощь резервной эскадре вице-адмирала Александра Ивановича Круза, сражающегося со шведскими кораблями. Когда шведские сторожевые фрегаты заметили идущую на всех парусах к месту сражения Ревельскую эскадру, они тут же известили своего генерал-адмирала об этом. Понимая грозящую опасность, шведский флот поспешно покинул место сражения и 26 мая укрылся в Выборге под защиту своей береговой артиллерии.
Соединившиеся эскадры под флагом адмирала Чичагова пошли к Выборгу и бросили якоря в семнадцати милях от порта.
Началась блокада шведского флота. Канонерские лодки королевского флота в тот же день решили провести разведку боем и атаковали фрегат «Венус» и катер «Меркурий». Потеряв одну лодку, отряд вернулся в Выборг и сообщил, что в блокаде участвуют 27 линейных кораблей эскадры адмирала Чичагова.
Имея в наличии только 21 линейный корабль шведский генерал-адмирал Карл Зюдерманландский решил не вступать в сражение, а с меньшими потерями покинуть Выборг, миновав основные силы эскадры адмирала Василия Яковлевича Чичагова. Русская эскадра тем временем день за днем осторожно сближалась с неприятельским флотом, исследуя глубины незнакомого фарватера.
Ожидая выхода шведского флота в открытое море, адмирал Чичагов к 9 июня так расположил свои корабли, что по сути дела завершил морскую блокаду Выборга. На левом фланге у шхер встал отряд под командой капитана 2-го ранга Романа Васильевича Кроуна. За ним корабли контр-адмирала Петра Ивановича Ханыкова. Эту цепь замыкали корабли под командой контр-адмирала Иллариона Афанасьевича Повалишина.
В центре позиции были сосредоточены главные силы Балтийского флота во главе с адмиралом Василием Яковлевичем Чичаговым в составе 18 линейных кораблей и 6 фрегатов. Правый фланг прикрывал отряд капитан-командора Прохора Ивановича Лежнева, состоящий из 4 линейных кораблей.
Чтобы сковать активность русского флота, шведский король Густав III постоянно держал его в напряжении атаками своей гребной флотилии.
В ночь на 22 июня шведская гребная флотилия, состоящая из 80 канонерских лодок, напала на корабли капитан-командора Лежнева. Эта атака была задумана с целью отвлечь силы эскадры адмирала Чичагова от места прорыва блокады основными силами шведского флота. Местом прорыва шведский генерал-адмирал герцог Зюдерманландский избрал узкий проход на левом фланге, где в дозоре стояли слабые отряды контр-адмиралов Ханыкова и Повалишина.
Около шести часов утра парусный флот пришел в движение. Шведские линейные корабли один за другим снимались с якоря и осторожно входили в хорошо знакомый им фарватер. Поняв, что королевский флот решил выйти в море, адмирал Чичагов приказал поднять на флагманском корабле общий сигнал «... приготовиться к бою». Он думал, что шведы решили атаковать главные силы русской эскадры и приготовился принять бой «на якоре». Шведский генерал-адмирал решил не вступать в сражение с эскадрой адмирала Чичагова, а прорваться у самого берега крайне опасным для больших кораблей фарватером.
В шесть часов утра шведский королевский флот в кильватерном строю устремился в прорыв между кораблями контр-адмиралов Ханыкова и Повалишина.
Началось Выборгское сражение, в котором основные силы эскадры адмирала Чичагова оказались в роли зрителей. Корабли шведского королевского флота один за другим на всех парусах проскакивали между русскими отрядами. Противники осыпали друг друга залпами в упор. Все место сражения было окутано густыми клубами порохового дыма, сильно затруднявшего ведение прицельного огня по стремительно проходящим мимо шведским кораблям. Только через час адмирал Чичагов понял, что шведский флот, не приняв боя, уходит на запад. Он приказал «сняться с якоря» и идти на помощь контр-адмиралам Ханыкову и Повалишину. Прорыв с боем дорого обошелся шведскому флоту. Четыре корабля, два фрегата и девять мелких судов сбились с курса и напоролись на подводные камни, которые доделали то, что не успели довершить корабельные пушки русской эскадры. Последний корабль кильватерной колонны из-за плохой видимости столкнулся со своим брандером. Пламя, охватившее оба корабля, быстро дошло до крюйткамеры, где хранились значительные запасы пороховых зарядов. Раздался оглушительный взрыв, и корабль вместе с брандером взлетел на воздух.
Уцелевший шведский корабельный флот, выйдя в открытое море, устремился к Свеаборгу. За ним в погоню кинулись русские корабли. С трудом смогли нагнать и атаковать шведский корабль «София Магдалина». После непродолжительной перестрелки экипаж корабля спустил флаг и сдался в плен. Уже под самым Свеаборгом линейному кораблю «Изяслав» и фрегату «Венус» удалось навязать бой шведскому линейному кораблю «Ретвизан» и взять его в плен.
В результате Выборгского морского сражения шведский флот понес значительные потери. Королевский флот потерял 64 вымпела. Русские моряки захватили в плен, сожгли и потопили семь линейных кораблей и три больших фрегата. Во время сражения погибло около пяти тысяч шведов и взято в плен до двух тысяч офицеров и матросов. Потери в эскадре адмирала Чичагова были незначительны. Было убито 117 и ранено 164 человека, и почти все – на кораблях контр-адмиралов Ханыкова и Повалишина.
Заслуги адмирала Василия Яковлевича Чичагова были оценены императрицей Екатериной II весьма высоко. За Ревельское сражение он был награжден орденом Св. Андрея Первозванного и 1388 душами в потомственное владение, за Выборгское – орденом Св.Георгия 1-й степени и 2417 душами крестьян.
При торжественном заключении мира со Швецией в 1790 году адмирал Василий Яковлевич Чичагов был награжден Похвальной грамотой, Золотой шпагой, украшенной алмазами, и серебряным сервизом.
Адмирал Василий Яковлевич Чичагов – единственный во флоте кавалер ордена Св. Георгия 1-й степени.
Василий Яковлевич Чичагов скончался в Петербурге 4 апреля 1809 года на 83-м году от рождения. Он погребен в Александро-Невской лавре.
В последние годы жизни на его долю выпало редкое счастье видеть сына своего, адмирала Павла Васильевича Чичагова, морским министром России.
Марат ГАЙНУЛЛИН