Высокая месса. «Ite, missa est». Католическая месса Высокая месса вокально драматический жанр

Месса

(франц. messe, от позднелат. missa, от лат. mitto - посылаю, отпускаю; итал. messa, нем. Messe, англ. mass) - как муз. жанр - циклич. вокальное или вокально-инструментальное произв. на текст определённых разделов одноим. главного богослужения католич. церкви (в правосл. церкви ему соответствуют обедня, литургия). M. как богослужение совершается на лат. языке. Символич. смысл М. связан с обрядом "превращения хлеба и вина в тело и кровь Иисуса". Нек-рые разделы М. читаются или речитируются (молитвы), др. поются (священные песнопения, исполняемые соло и хором). Последние в свою очередь распадаются на 2 типа, составляя соответственно missa ordinarium (обычную мессу) и missa proprium (особую мессу). Missa proprium - песнопения, посвященные определённым воскресным и праздничным дням. Состав этих песнопений зависит от того, в какой день совершается богослужение; при каждом очередном богослужении он обновляется. Missa ordinarium - это постоянно присутствующие в М. песнопения. Их всего пять (названия определяются начальными словами текста):
1) Kyrie eleison (Господи, помилуй),
2) Gloria (Gloria in excelsis Deo - Слава в вышних богу),
3) Credo (Credo in unum Deum - Верую во единого бога),
4) Sanctus (Sanctus dominus Deus Sabaoth - Свят господь бог Саваоф) и Benedictus (Benedictus qui venit in nomine Domini - Благословен грядущий во имя бога),
5) Agnus Dei (Agnus Dei, qui tollis peccata mundi - Агнец божий, взявший на себя грехи мира).
В нек-рых частях М. иногда выделяются более или менее самостоятельные разделы. Так, в Credo месс 19 в. нередко обособляются разделы "Et incarnatus" ("И воплотился в человека, рождён от святого духа и девы Марии"), "Crucifixus" ("И был распят и погребён"), "Et resurrexit" ("И воскрес"). Последняя часть М. "Agnus Dei" кончается словами "Dona nobis pacem" ("Даруй нам мир"). В старой М. (до 15 в.) была принята и 6-я часть: "Ite, missa est" ("Идите, служба окончена").
Песнопения missa proprium - это
1) Introitus (Antiphone ad introitum) - антифон, исполняющийся в то время, когда священник идёт к алтарю (introitus - букв. вступление, вход),
2) Graduate (Responsorium graduale, см. Градуал),
3) Alleluja (см. Аллилуйя), временами вместо этого песнопения вводится Tractus (см. Трактус) или секвенция,
4) Offertorium (Antiphone ad Offertorium, см. Офферторий),
5) Communiо (Antiphonа ad communionem) - песнопение, исполняющееся во время причастия (communio - букв. соучастие, общность). Они имеют более древнее происхождение и восходят к псалмам.
Части missa ordinarium сложились позднее; по-видимому, ранее всего возникло Sanctus, затем Kyrie, Gloria, Agnus Dei, Credo.
Пение в M. было двух типов: псалмодическоо (в характере речитативного произношения текстов) и гимническое, отличавшееся мелодически-распевным характером. Общей муз. основой М. в ср. века служил григорианский хорал (см. Григорианское пение). В гимнич. разделы, однако, проникали и нар.-песенные интонации. Отношение церкви к этому было двойственным: с одной стороны, нар. музыка изгонялась как нечто суетное, отвлекавшее верующих от молитвы, с другой - она использовалась как средство привлечения паствы. Песенное начало более всего сказывалось в missa ordinarium, т.к. первоначально (до 9 в.) в её исполнении принимала участие община верующих. В Kyrie применялись мелодии троп, Gloria и Credo вначале были псалмодическими, со временем стали мелизматически-изукрашенными.
М. как циклич. муз. произв. включает в себя только 5 частей missa ordinarium, к-рые разрабатывались разл. композиторами в виде единых циклов.
Первоначально М. была одноголосной; в 14 в. появляются ранние многоголосные обработки сначала отд. частей, затем и всего цикла missa ordinarium. Первая дошедшая до нас месса, созданная одним автором, это четырёхголосная М. (1364) Г. де Машо. В ранних полифонич. М. обычно использовалась литургич. мелодия, служившая саntus firmus и чаще всего помещавшаяся в осн. голосе произведения - теноре (см. Тенор (1), отсюда назв. теноровая месса), но также и в дисканте, где она мелизматически разукрашивалась, и в др. голосах. Отд. части создавались с соблюдением единого ритма и единого текста во всех голосах (с применением литургич. мелодии или без неё). Нередко единый cantus firmus связывал все части М. С сер. 15 в. всё большее значение в М. приобретает имитация, так что интонации cantus firmus"а начинают пронизывать все голоса. В качестве cantus firmus со временем стали применять и светские мелодии, вплоть до постановления Тридентского собора (с 1550), запретившего подобную практику. Позднее возникает свободная полифонич. М. Порой в М. переносилась целиком музыка светских вок. произв., приспосабливавшаяся к канонич. тексту частей М. (т.н. пародийные мессы). Создавались и неполные мессы, состоявшие только из двух частей - Kyrie и Gloria, и получившие название коротких месс (лат. missa brevis), в отличие от к-рых полные стали именоваться торжественными М. Короткие М. в особенности характерны для протестантской церкви, к-рая не приняла "полной" католич. М. В эпоху Возрождения М. являлась наиболее крупным и монументальным жанром муз. иск-ва. Виднейшие композиторы разл. нац. школ - английской (Данстейбл), нидерландской (Г. Дюфаи, И. Окегем, Я. Обрехт, Жоскен Депре, О. Лассо), римской (Палестрина), венецианской (А. Вилларт, Дж. Габриели), испанской (Т. Л. де Виктория) - создавали в огромном количестве М. для хора a cappella, где средствами полифонии "строгого стиля" с использованием приёмов имитации выражали глубочайший мир человеческих переживаний - скорбно- лирических, экспрессивно-драматических, ликующе-восторженных, возвышенно-созер- цательных. Т.о., музыка месс по содержанию оказалась шире их канонического литургич. текста.
На рубеже 17 в., с развитием проф. светской музыки М. уступила ведущее положение опере. Однако она продолжала существовать наряду с оперой. Величайший оперный драматург 17 в. К. Монтеверди писал и мессы. На М. стали оказывать влияние оперный и концертный стили - последний в связи с развитием разл. жанров инстр. музыки (соната, концерт, сюита). Всё большее значение в М. приобретает сольное начало (сольные вок. партии), многохорность, помимо певческих голосов привлекается инстр. сопровождение (орк., орган). Наряду с полифонич. частями появляются и выдержанные в гомофонно-гармонич. складе (в особенности сольные арии). Такого рода М., несмотря на литургич. текст, больше соответствует обстановке конц. зала, чем церкви. Многие композиторы 18 в. в разл. странах обращались к жанру М. Возникали новые разновидности жанра, напр. коронационная М. Особый вид представляет заупокойная, траурная М. - реквием.
Одним из величайших созданий в жанре торжественной М. является месса h-moll И. С. Баха (1733) - произв. глубокого философско-этич. содержания и непревзойдённого полифонич. мастерства. Кроме того, Баху принадлежат 4 коротких мессы, 4 отдельных части Sanctus и обработка мессы Палестрины. В творчестве композиторов венской классич. школы Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена жанр М. играл заметную роль. Как монументальные произведения, насыщенные глубоким содержанием, выделяются месса c-moll (1782, K.-V. 427) Моцарта и "Missa solemnis" D-dur (1823) Бетховена (помимо др. произведений этих же композиторов в жанре М., как, напр., "Коронационной мессы", K.-V. 317, Моцарта, ранней C-dur"-ной мессы Бетховена). Грандиозная "Missa solemnis" (Торжественная M.) Бетховена близка по замыслу его же 9-й симфонии (оба произведения создавались почти одновременно). Л. Керубини создал 11 М. Эпоха романтизма также породила целый ряд М. - разл. характера и направления. Романтич. мессы Ф. Шуберта, из к-рых наиболее значительны две последние - As-dui и Es-dur, - наряду с использованием традиций венской классич. школы отражают влияние его же вок. лирики. Так М. все больше и больше выходит из литургич. богослужебных рамок. Ф. Лист в двух своих мессах - "Гранской" (1855) и "Венгерской коронационной" (1867), развивая традиции раннего романтизма, одновременно использовал характерные особенности нар. венг. музыки. В мессах А. Брукнера традиции старой классики (Палестрина, Бах) сочетаются с романтич. красочностью гармонии и оркестра. Славянские композиторы также приняли участие в создании М. Один из ярких примеров - "Глаголическая месса" Яначека (1926). В числе др. композиторов 20 в., писавших М., - И. Ф. Стравинский (Месса для смешанного хора и дух. инструментов, 1948), Ф. Пуленк (месса G - 1937) и др.
Песнопения missa proprium, связанные с разл. воскресными и праздничными днями церк. года, не образуют единого цикла. Поэтому они в меньшей мере привлекали композиторов, особенно в последние века. Высшее достижение в этом жанре - "Choralis Constantinus" X. Изака (с 1508).
Литература : Преображенский А. В., Реформа богослужебного пения в католической церкви, "РМГ", 1897, No 10-11; Иванов-Борецкий М. В., Очерк истории мессы, M., 1910, Фишман H. Л., "Торжественная месса" Бетховена, в изд. Л. Бетховен Торжественная месса, M., 1970; Schnerich A., Der Messentypus von Haydn bis Schubert, W., 1892, под назв. Messe und Requiem seit Haydn und Mozart, W.-Lpz., 1909; Wagner R., Geschichte der Messe, Bd 1, Lpz., 1913 (Kleine Handbьcher der Musikgeschichte nach Gattungen, Bd 11); Hildesheim, 1963, Sander H. A, Italienische Messenkompositionen des 17. Jahrhunderts?, Breslau, 1934, Schild E., Geschichte der protestantischen Messenkompositionen des 17. und 18 Jahrhunderts, GieЯen, 1934 (Diss.),Piovesan A., La messa nella musica dalle origini al nostro tempo, Torino, 1949; Fortescue A., The mass?, N. Y., 1950; Lipphardt W., Die Geschichte der mehrstimmigen Proprium missae, Hdlb, 1950; Fellerer К. G., Die Messe Ihre musikalische Gestalt vom Mittelalter bis zur Gegenwart, Dortmund, 1951; Schrade L., A. 14-th century parody mass, "Acta Musieologica", 1955, (v. 27), его же, The cycle of the ordinarium missae, в кн.: In memoriam J. Handschin, Stras., 1962; Jungmann J. A., Missarum sollemnia, Bd 1-2, W. - Freiburg im Briesgau - Basel, 1962; Sparks E., Cantus firmus in the mass and motet, 1420-1520, Berk. - Los Angeles, 1963 E, Fisсher K. v., Neue Quellen zum einstimmigen Ordinariumszyklus des 14. und 15. Jahrhunderts aus Italien, в кн. Liber Amicorum Festschrift Ch. Van der Borren, Antw., 1964; Hoppin R., Reflections on the origin of the cyclic mass, там же, Gцsset Rh., Techniques of unification in early cyclic masses and mass pairs, "JAMS", 1966, (v.) 19. Б. В. Левик.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Месса" в других словарях:

    Современная энциклопедия

    Месса - (позднелатинское missa, немецкое Messe), центральное богослужение католической и лютеранской церквей (аналогично православной литургии). Текст мессы обычно поется (месса solemnis высокая, торжественная месса), в некоторых случаях читается (месса… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (позднелат. missa итал. messa, нем. Messe), главное богослужение католической церкви (аналогично православной литургии). текст мессы обычно поется (месса solemnis высокая, торжественная месса), в некоторых случаях читается (месса bassa низкая… … Большой Энциклопедический словарь

    - (лат. missa отпущение). 1) римско католическая литургия. 2) музыкальные сочинения, исполняемые, во время литургии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МЕССА 1) римско катол. литургия, разделяющаяся так… … Словарь иностранных слов русского языка

    месса - ы, ж. messe f. <лат. missa. 1. Католическая обедня. Да! Вчерась слушал я целую мессу в католической церкви. ПРП 18 352. Эти поэтические кануны праздников. Рождество, messe de minuit, в домах радостное Réveillon . Ю. Безродная Золотое дно. //… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    См. священнодействие... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. месса богослужение, священнодействие, литургия, ярмарка, реквием, обряд … Словарь синонимов

Содержание статьи

МЕССА, центральное богослужение Римско-католической церкви, католическая литургия, в ходе которой совершается таинство евхаристии, когда, согласно католическому вероучению, хлеб и вино, используемые в богослужении, пресуществляются в Тело и Кровь Иисуса Христа. Месса повторяет действия Христа на Тайной вечере, когда он «взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета...» (Мф 26:26-28), а после еды: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк 22:19). Этими словами он установил евхаристию как таинство церкви. См. также ЛИТУРГИЯ .

Теологический смысл мессы.

Согласно католическому вероучению, в ходе мессы хлеб и вино претворяются в истинное Тело и Кровь Христа. Внешний вид и вкус хлеба и вина после пресуществления сохраняются.

Каждое совершение мессы возобновляет крестную казнь Христа на Голгофе. На кресте Христос добровольно предал себя Богу. В мессе Тело, Кровь, Душа, и Божественная природа, тáинственно присутствующие в хлебе и вине, снова предаются Богу Христом, которого представляет священное лицо – священник. Цели мессы те же, что и события на Голгофе, – принести Богу поклонение, покаяние, благодарение и просительную молитву.

СОВЕРШЕНИЕ МЕССЫ

В мессе может участвовать каждый член присутствующей общины, но только епископ или священник обладают властью предстоять за литургией и совершать таинство евхаристии. Лицу, совершающему мессу, могут помогать аколуфы (мальчики-алтарники). Участвует в мессе чтец-мирянин, который читает некоторые богослужебные тексты и руководит действиями общины во время богослужения.

Исторически сложилось, что тексты мессы читаются на латыни, традиционном языке церкви. Согласно решениям II Ватиканского собора (1962–1965) церкви во всем мире используют с тех пор местные языки для многих разделов мессы. Члены общины могут пользоваться Миссалом , в котором содержатся богослужебные тексты мессы и указания для ее совершения. Для совершения мессы требуются алтарь (в который вложены мощи), накрытый тремя покровами, две свечи из чистого пчелиного воска, распятие. В евхаристии используются хлеб в виде облаток, гóстий (лат. hostia – жертва), маленьких лепешек из пресного (не дрожжевого) пшеничного теста и виноградное вино, в которое добавляют несколько капель воды.

В раннехристианской церкви литургии служили дома или у могил мучеников в катакомбах. В наши дни мессу как правило совершают в церкви, хотя при необходимости епископ может благословить совершение мессы под открытым небом или в другом помещении. Обычно мессу служат утром, но дневные и вечерние мессы также допустимы. Продолжительность богослужения около 40 минут.

В Римско-католической церкви все верующие, достигшие сознательного возраста и не имеющие канонических препятствий для этого, должны участвовать в мессе по воскресеньям и определенным дням (например, 25 октября на Рождество, в 40-й день после Пасхи – на Вознесение, 15 августа – на Успение Девы Марии, 1 ноября – в праздник Всех Святых и др.).

Хотя месса служится для всех, прошения отдельных верующих могут быть упомянуты во время службы. В этих случаях церковь дозволяет священнику принять денежное приношение. Священник получает деньги как плату за свои труды, а не как плату за мессу. В один день священник не имеет право получать более одного приношения. Приходской священник обязан также минимум в 88 определенных дней совершать missa pro populo («мессу для народа») без приношений.

Виды мессы.

Одно из различий во всех мессах связано с тем, поются ли они или читаются. На «высокой» мессе молитвы распеваются, на «низкой» – читаются, хотя служба может включать и пение гимнов. Мессы также различаются по сану совершающего литургию, это папская месса, понтификальная (служится епископом) месса. Торжественная месса совершается священником, которому прислуживают диаконы и субдиаконы; та же месса с пением называется торжественной высокой мессой.

Мессы по особым случаям называются обетными (missa votiva). Обетная месса по случаю венчания называется брачной, а месса совершаемая в день похорон – реквиемом.

Порядок совершения мессы.

Воскресная приходская месса является типичным примером низкой мессы. Богослужение состоит из двух основных частей: литургии слова и литургии евхаристической (евхаристии).

Литургия слова.

Во время входа священника-предстоятеля в сопровождении алтарников и чтеца община поет гимн входа (интроит). Священник садится, а община под руководством чтеца читает вслух краткую подборку псалмов. Предстоятель произносит приветственное слово и останавливается на теме данной мессы. За исповеданием грехов священником и общиной следует разделы Кирие элейсон (Господи, помилуй) и Глория (Слава в вышних Богу). Глория опускается в период Адвента и Великого поста, а также в мессе за умерших (реквиеме). После Глории священник приветствует общину словами «Господь с вами», община отвечает: «И со духом твоим», Этот краткий диалог повторяется несколько раз в ходе мессы, в нем провозглашается присутствие Бога и общее участие священника-предстоятеля и общины в совершении мессы. После молитвы дня чтец читает отрывок из того или иного новозаветного послания. Община речитирует короткий отрывок из псалмов (этот раздел мессы называется градуал, аллилуйя или трактус). Предстоятель читает отрывок из евангелий и произносит проповедь. Община удостоверяет свою веру в кредо («Верую»), а заканчивается первая часть мессы молитвой прошений.

Евхаристия

состоит из дароприношения (оффертория), канона и причащения (коммуниона). Предстоятель демонстрирует общине и приносит Богу Св. Дары – хлеб в виде облаток и вино, при этом он читает про себя молитву о Дарах. В каноне мессы совершается обряд освящения Даров. Канон начинается молитвами Префация (приготовления) и Санктус (Свят, свят, свят, Господь Саваоф). После кратких молитв за церковь на земле и на небе следует благословение Даров. Священник берет большую облатку и, склонившись над ней, произносит слова, сказанные Иисусом Христом на Тайной вечере. Это и есть освящение Даров. В этот момент происходит пресуществление хлеба в Тело Христа. Затем предстоятель, подняв чашу, освящает вино. Алтарник звонит в колокольчик, чтобы подчеркнуть важность происшедшего в алтаре.

Во время причащения священник и община становятся причастниками Тела и Крови Христа. Перед причастием община читает молитву Господню («Отче наш»), за ней следует молитва «Агнус деи» («Агнец Божий»). Далее священник причащается освященным хлебом и вином и наделяет освященными облатками членов общины, желающих принять участие в таинстве. После заключительных молитв предстоятель распускает общину (по латыни Ite, missa est – «Идите, (собрание) отпущено», отсюда и название «месса») и дает заключительное благословение.

Ординарий и проприй.

Месса состоит из молитв ординария (обязательных разделов, которые читаются в каждой мессе) и проприя (разделов, которые меняются в течение года в зависимости от воскресных дней и праздников. В ординарий входят Кирие, Глория, Кредо и несколько молитв из оффертория и канона. Проприй включает Интроит, Градуал, чтение новозаветных посланий, Коллект, проповедь и гимн Оффертория, евхаристическая молитва священника, молитвы за причастием и после него.

II Ватиканский собор

Евхаристические обряды в других церквах.

МУЗЫКА

Музыка – важнейший элемент мессы. Поскольку в проприи музыке отведено не много внимания, основные усилия композиторов на протяжении веков сосредоточились на пяти текстах ординария: Кирие, Глория, Кредо, Санктус и Агнус деи. Среди великих композиторов 15–17 вв., писавших мессы – Гийом Дюфаи, Жоскен де Пре, Джованни Палестрина и Томас Луис де Виктория. В 18 в., во времена Баха, Моцарта и Гайдна, на музыку мессы сильное влияние оказывала опера, в структуру музыкальных номеров вводились развернутые сольные части, добавлялись новые разделы. Подобные монументальные мессы и реквиемы есть у Бетховена, Шуберта, Берлиоза, Дворжака, Верди и Форе (19 в.), у Пуленка, Кодаи и Стравинского (20 в.). Не все из этих месс были приняты церковью для использования в богослужении; григорианский хорал оставался доминирующим, но II Ватиканский собор в конституции «О богослужении» подчеркнул, что «церковь одобряет и принимает в богослужении все формы подлинного искусства, если они обладают должными качествами». Музыка должна придавать богослужению более возвышенный характер, поддерживать его и не отвлекать от центральных его моментов.

Профессиональная музыка эпохи Возрождения была преимущественно хо­ровой, её жанры делились на духовные (месса и мотет) и светские (мадригал и полифоническая песня). В соборах звучали мессы, во дворцах и палаццо, в ари­стократических салонах и домах зажиточных горожан - светская музыка. Но все хоровые жанры эпохи Возрождения стилистически достаточно однородны: стилевое единство определяется господством сквозного полифонического (имитационного) развития и использованием техники сложного контрапункта.

Месса (позднелатинское - missa, итал. - messa, нем. - messe), центральное бо­гослужение католической церкви (аналогично православной литургии) и - од­новременно - многочастное (циклическое) произведение культовой музыки для хора (иногда с солистами) a cappella (в более поздние эпохи - с оркестром). Месса исполнялась во время богослужения и сама представляла как бы «храм в

звуках». Величественна и грандиозна её многочастная конструкция, в качестве фундамента выступает cantus firmus - напев григорианского хорала. В XVI веке композиторы стали заменять григорианский хорал мелодиями популярных светских песен.

Канонический текст обычной мессы (Missa ordinarium) включает пять час­тей:

Kyrie eleison (Господи, помилуй) - слово мольбы о прощении;

Gloria (Слава в вышних Богу) - слово радости и ликования, божественного восторга;

Credo (Верую) - символизирует убежденность и твердость веры;

Sanctus, Benedictus (Свят, Благословен) - торжество света и благодати;

Angus Dei (Агнец Божий) - выражение молитвенной кротости и смирения.

Такую пятичастную мессу называют полной или торжественной (Missa sol-emnis). Существуют также другие типы мессы: краткая месса (Missa brevis) включает только две первые части Kyrie и Gloria, особая месса (Missa proprium) посвящалась определенным воскресным и праздничным дням, реквием (Req­uiem) - заупокойная месса и другие.

Как самостоятельный музыкальный жанр месса сложилась к XIV веку. Му­зыкальная основа средневековой мессы-одноголосный григорианский хорал, с XIV века-хоровое полифоническое многоголосие a cappella, в котором григо­рианский хорал использовался как cantus firmus («твердый напев»). Месса была ведущим жанром культовой музыки в эпоху Средневековья и Возрождения. До XIV века - это жанр анонимный. Первая авторская месса принадлежит Гийому деМашо(1364).

В музыке католических месс композиторы создавали контрастные настрое­ния: молитвенно-сосредоточенные, смиренные или восторженно-ликующие, но всегда рожденные возвышенным религиозным строем чувств. Поэтому музыка месс передает гармоничное и умиротворенное состояние, воплощает идеальное, возвышенное настроение глубокой сосредоточенности, отрешенности от всего обыденного, земного.

В эпоху барокко - с XVII века - и классицизма (XVIII в.) мессы пишутся для хора с сопровождением оркестра (или органа), в склад музыки мес сы проника­ет гомофония. В мессы включаются наряду с хоровыми сольные и оркестровые номера - таковы «Высокая месса» си минор И.С. Баха, мессы и реквием В.А. Моцарта, «Торжественная месса» Л. ван Бетховена.

Писал ли Бах си-минорную мессу как преподношение королю и курфюрсту? Подобно «Страстям», жанр мессы был в течение веков канонизированной формой духовной музыки. Замысел мог возникнуть у Иоганна Себастьяна и независимо от прошения о королевском покровитель­стве. Воспользовавшись в 1733 году возможностью представить королю прошение о придворном звании, композитор приложил к письму ноты «Kyrie» и «Gloria». Видно, он торопился с их перепиской: в рукописи раз­личимы четыре почерка.

Двухчастная месса на традиционный греческий текст, «короткая месса», была принята и в католической, и в протестантской церкви, так что Бах представил королю вполне законченное произведение.

Позже придворный композитор пришлет королю еще четыре малые мессы (233, 234, 235, 236), сочинив их в 1737 -1738 годах. И напишет остальные части своей си-минорной мессы, которая войдет в историю музыки под названием «Высокой».

Для всех месс Иоганн Себастьян заимствовал много музыки из других своих духовных и даже светских кан­тат. Красивы малые мессы, но они не могут быть сравни­мы в совершенстве с h-mollной, Высокой мессой (232). Полностью ее Бах никогда не исполнял. Лишь первые части мессы звучали в лейпцигских храмах. Целиком же это величественное творение было исполнено лишь спустя более века после его сочинения. Си-минорная месса так и не вошла в церковный обиход, в полном своем виде она исполнялась и исполняется ныне только как концертное произведение. Уровень современного исполнения мессы столь высок, что кажется воистину немыслимым, чтобы она могла быть поставлена во времена Баха в храме даже такого музыкального города, как Дрезден. Но и «Страсти по Матфею» могут быть сочтены неисполнимыми в усло­виях Лейпцига баховских лет. И в наше время «Страсти» по плечу только выдающимся артистическим силам. Одна­ко они прозвучали в Томаскирхе. Только раз, но прозву­чали. Допустимо, что силами церковных и оперных певцов и музыкантов Дрездена могла быть исполнена и месса, «Kyrie» и «Gloria», если бы двор короля и курфюрста с пониманием и вниманием отнесся к сочинению лейп-цигского композитора. Не сохранено, однако, ни одного


свидетельства о том, что Баха угнетало это обстоятельст­во, что он предпринимал попытки исполнить свою вели­чественную Мессу. Снова проявил себя «феномен Баха»: сам акт создания музыки захватывал его. Бах слышал ее, для него она не оставалась молчащей.

Первая часть Высокой мессы носит название «Kyrie» («Господи»). Два хора, разделяемые дуэтом для двух сопрано, грандиозные и по протяженности звучания, и по составу исполнителей. Они написаны всего на четыре слова: «Kyrie eleison» («Господи, помилуй») и «Christe eleison» («Христос, помилуй»). Всего два слова на хор. Но сколь многообразно музыкальное воплощение этих слов в голосах хора, ведущих фугу! Здесь лирика, моль­ба, драматичность, трагизм. Это ощущение усиливается тем, что Бах часто передавал роль человеческого голоса инструментом. В ведении мелодии инструментальные пар­тии в этих случаях не уступают вокальным. Названия но­меров Мессы и в следующих частях служат лишь знака­ми, настраивающими на соответствующий «ключ воспри­ятия».



Начальные возгласы оркестра и хора вводят в область сосредоточенных душевных состояний, исключающих ра­достные чувства. Далее оркестровое вступление со вздоха­ми, с тревогой в интонациях инструментов готовит слу­шателя к скорбному содержанию произведения. Вслед за оркестровой прелюдией развертывается мелодия колоссаль­ной хоровой фуги. Она захватывает своим все нарастаю­щим движением. Скорбь в порывистом, непрерывающемся действии. И в скорби сложны и противоречивы чувства человеческие. Снова соло оркестра; затем тихие мужские голоса придают скорби очень душевно емкий колорит, да­вая как бы предвестия грядущих переживаний. До фина­ла фуга сохраняет характер непреодолимого движения.

Дуэт двух сопрано (или сопрано и альта) с оркестро­выми «вставками» высветляет глубокие тени скорби пер­вого хора надеждой; в инструментальной концовке дуэта тени будто вовсе исчезают на какие-то миги. Тем самым увеличивается контраст звучания снова вступающего в роль хора. Опять хоровая фуга. Строгое полифоническое ведение голосов, по оно совсем другого характера в срав­нении с первым хором Мессы. Здесь движение не вовне, в мир, а «движение темы» в глубину сосредоточенной че­ловеческой души. Голоса оркестра неотделимы от голосов хора, чем усилена цельность скорбных размышлений.


Следующая, вторая, обширная часть Мессы - «Gloria» («Слава») - содержит восемь разнообразных но­меров: четыре хора, ария для альта (меццо-сопрано или контральто), дуэт сопрано и тенора, арии альта и баса. Это как бы законченный концерт из восьми номеров, paз-вивающих жизнеутверждающую тему восхваления. Такова драматургия мессы: скорбность в «Kyrie» и пафос лико­вания в «Gloria».

Беспредельную радость бытия возглашает хор «Gloria». Хвала возносится ввысь, как бы заполняет все простран­ство небес, затем мощное звучание хора и оркестра сме­няется мудро-умиротворенной, успокаивающей лириче­ской музыкой; хвала небу дополняется хвалой желанного мира на земле («и на земли мир»).

Завершается эта часть Мессы могучим хором «Cum sancto spiritu» («Co святым духом»), он предваряется артистической арией баса, сопровождаемой солирующей валторной и двумя фаготами.

Неистов темп хора и оркестра. Где-то в середине зву­кового потока послышатся возгласы мужских групп хо­ра, затем выделяется партия женских голосов. И снова слияние в единый мощный поток ликования.

Это ликование человека, отпрянувшего от скорби, удив-ленного величием мира; трубы славы сменяют голоса скорби.

Третья часть - «Credo» («Верую») - вершина Мес­сы. И может быть, философская вершина всей музыки Баха. Это завершенная трагедия, законченная по форме своей внутри самой монументальной Мессы.

В фуге начального хора - тема символа веры. Наде-ленная аскетизмом музыка католического григорианского хорала. Тема неторопливо и весомо проводится тенорами, потом басами и группами женских голосов; она разви­вается по закону фуги. Бах-драматург смягчает аскетиче­скую строгость григорианского хорала следующей хоровой фугой, которую он насытил радостной мелодией, близкой народной. Дуэт сопрано и альта, сопровождаемый скрип­ками, виолончелью, гобоями и органом, душевнейшая ли­рическая песнь будто вовсе уводит слушателя из сферы тревог.

Но эти фрагменты лишь предваряют кульминацию тра­гедии - три следующих хора «Credo». Музыка их близка музыке «Страстей».

В «Et incarnatus» («И воплотившийся») хор своим


«монологом» рисует образ безмерно страдающего челове­ка. В партиях оркестровых инструментов - ниспадающие вздохи; они сопровождают голоса хора. За страданиями души ощущается неотвратимость трагедии.

Эту трагедию - смерть Христа - символизирует сле­дующий хоровой эпизод - «Crucifixus» («Распятый»), самый близкий по духу музыке «Страстей». Высшего на­пряжения достигают мотивы горя и в голосах хора, и в оркестре: басы оркестра больше десяти раз повторяют один и тот же четырехтактный оборот мелодии. По словам историка музыки Т. Ливановой, здесь выступает «трагиче­ская, по вместе с тем сдержанная, скованная скорбь, да­же какое-то оцепенение скорби, но лишенное мрачности». «Лишенное мрачности»! Снова объявляет себя фило­софская позиция Баха-композитора. Он не допускает уво­да человека в бездну мрака. В музыке его всегда парит надежда на радостный исход, даже в самые тяжкие мину­ты этой же музыкой выражаемого страдания.

Третий эпизод кульминационных хоров - «Et resurre-xit» («И воскрес») - начальными же фразами радости вырывает нас из глубин скорби. Победный хор могучей силы, сравнимый с хором «Gloria»; провозглашает победу над силами зла и оркестр. Хору ли, оркестру ли отдать предпочтение в этом эпизоде?..

Ария баса, сопровождаемая двумя гобоями, ясно-чи­стыми цветами «звуковых красок» рисует «благословен­ную природу». «Свежей, как роса», назвал эту арию Швейцер. За арией следует грандиозный хоровой эпизод «Confiteor» («Исповедую»).

Могучее движение голосов фуги в отличие от других хоровых номеров Мессы в «Confiteor» прерывается спо­койно проводимыми интермедиями иной фактуры, что де­лает ощутимее многоплановую структуру содержательней-шего хора. Нет нарастающего напряжения: трагедия по­зади; здесь господствует «объективная лирика» Баха. И заключают этот хор фанфары, которые потоками светя как бы окончательно заслоняют пережитые страдания.

Остальные три части Мессы содержат лишь пять номеров. Триумфально-праздничный хор «Sanctus» («Свят») - мажорная вершина Мессы. Предельно яркое выражение радости хором и оркестром - в полную силу звучат духовые и дробь литавр. Хор «Osanna» заключает развитие темы прославления.

С высот одухотворенного восторга перед неохватным


миром прекрасного Бах, не отходя от канонического тек­ста, возвращает нас в глубь человеческого сердца. Бах и поэт жизни земли. Он вводит в мессу арию тенора в со­провождении скрипки и органа; после этой лирической вставки сурово гремит хор, повторяющий с оркестром «Осанну».

Автограф из Высокой мессы, партия баса из «Gloria».

И последняя часть. Самая глубокая ария Мессы: «Agnus Dei» («Агнец божий»). Ария альта со скрипками и с поддерживающими их басовыми инструментами по по­этичности своей может быть сравнима со знаменитой ари­ей альта из «Страстей по Матфею». В ней слышатся от­звуки трагедии, но захватывает нас власть духовной красоты. Именно эта ария чаще всего исполняется в концертах как самостоятельное лирическое произведе­ние. Заключительный хор «Dona nobis pacem» («Дай нам мир») - повторение одной из хоровых фуг второй части Мессы («Gratias»), но с другими словами. Таким образом, и два номера заключительной части произведе­ния снова выделяют его драматическую основу: мотивы жалобы, мольбы, жертвенности звучат в арии альта, и победные громкозвучные мотивы света, радости - в фи­нальном хоре.

Слушая Мессу Баха, мы держим в руках программу с указанием частей ее, а то и с кратким пояснением всех номеров произведения. Музыковеды помогают проследить чередование драматических и лирических эпизодов, смену разных музыкальных структур. Но и с такой помощью не хватает усилий с первого знакомства с Мессой охватить ее величие слухом, чувством и умом. Перед величием этой музыки никнут попытки истолкования ее. И сказанное о Мессе в нашей книге лишь дань традиции. У глубо­чайших произведений искусства сотни значений. Мы слу­шаем величайшую из месс еще и еще раз. Звучит гро-


мада хоров и проникновенная лирика арий. Улавливает­ся уже знакомое, угаданное собственным сердцем и мыслью. Но за этим угаданным и за всем рассказанным в пояснениях к музыке встает новое, неведомое, не переводимое на знаки понятий, влекущее своей нена-званностью.

«Ite, missa est». Католическая месса

Основным событием католической литургии является месса. Название происходит от латинского слова missa , что значит «отпуск», завершение службы. В конце мессы священник говорит: «Ite, missa est » – «Идите, месса окончена». Месса является главным богослужением Католической церкви. В основном она соответствует Божественной литургии Православной церкви.

Во время мессы читаются молитвы, звучат песнопения в сопровождении органа, однако ныне в мессу включаются элементы национальной и инструментальной музыки. Главное в мессе – обряд причащения, во время которого, по учению Церкви, происходит пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Месса совершается перед алтарем. Вначале служится так называемая литургия слова, первая часть мессы. Она является аналогом древней литургии оглашенных, то есть членов общины, не принявших еще крещения. В Ранней церкви, как и ныне, во время литургии слова читали Священное Писание и произносили проповедь, чтобы оглашенные получали знание основ христианской веры. Перед литургией слова совершается обряд покаяния. По воскресным и праздничным дням поется «Глория» или произносятся два славословия, большое – «Слава в небесах Богу, а на земле – мир всем людям доброй воли» и малое – «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», читается и поется Символ веры. Вторая часть мессы – литургия верных, которая состоит из евхаристического канона, причащения и заключительных обрядов. Евхаристический канон заключается в принесении на алтарь Святых Даров (хлеба и вина) и молитве в воспоминание о спасительных страданиях, смерти и воскресении Христа.

До II Ватиканского собора богослужение могло совершаться только на латинском языке, отсюда и синоним католицизма – латинский обряд. Собор в конституции «О священной литургии» разрешил проводить службы на национальных языках с соблюдением всех канонических требований, причащаться мирянам не только хлебом, но и вином, использовать в мессе национальную музыку, а в обрядах – местные обычаи различных народов. По сравнению с православными католики меньше крестятся, для них характерны другие знаки благоговения и богопочитания. II Ватиканский собор рекомендовал «для содействия активному участию в богослужении» поощрять «возгласы и ответы народа, пение псалмов, антифоны, песнопения и также действия и движения рук и тела» («О священной литургии», № 30), в добавление к присущим для католиков коленопреклонению и воздеванию рук и глаз к небу. Эти внешние проявления богопочитания отличают католиков от православных.

Поскольку православное трехперстное сложение креста выражает догмат троичности лиц в Боге, православные крестятся тремя перстами. В отличие от православных католики осеняют себя крестным знамением пятью перстами, сначала на левое, а затем на правое плечо, поскольку в католицизме пятиперстие совершается во имя пяти язв Христовых.

Из книги Сатанинская библия автора ЛаВей Антон Шандор

Черная месса Ничто не аcсоциируется с сатанизмом сильнее, чем Черная Месса. Заявление о том, что самая богохульная из всех религиозных церемоний является ничем иным, как литературным вымыслом, требует, по крайней мере, объяснений, но ничего не может быть

Из книги Введение в Ветхий Завет. Книга 1 автора Юнгеров Павел Александрович

Из книги Богословская мысль Реформации автора Макграт Алистер

Католическая Реформация Этот термин часто употребляется по отношению к возрождению внутри Римо-Католичества в период после открытия Трентского собора (1545 г.) В более старых научных работах это движение называется «Контр-Реформацией»: как указывает сам термин,

Из книги Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера автора Миссионерский Отдел Московского Патриархата РПЦ

7. Обряды сатанистских сект, черная месса Поклонение сатане, известное как сатанизм, проявляется в различной форме. Черная магия, черная месса, некоторые виды субкультуры наркоманов, кровавые жертвоприношения – все это так или иначе связано с сатанизмом. В качестве

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

10. Католическая христология Со времени Фомы Аквинского до середины двадцатого века христология Римско–католической Церкви принципиально была сосредоточена на онтологическом вопросе: кто такой Иисус? Сотериологический вопрос: кем Иисус является для нас, оставался на

Из книги Сущность Христианства автора Штайнер Рудольф

Из книги Католицизм автора Рашкова Раиса Тимофеевна

Католическая церковь в СССР В СССР, несмотря на отделение западных областей, оставалось еще 1,5 миллиона католиков и две архидиоцезии – Могилевская и Тираспольская.Февральская революция 1917 г., а затем Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23

Из книги Католичество автора Карсавин Лев Платонович

II Католическая церковь, как единая и вселенская. Единство живых и усопших. Приятие в единство плоти. Расширение его на мир и католическая идея. Единство любви, правды (закона) и истины (знания). Единство теоретической и практической Истины „Единственная она, голубица моя,

Из книги Месса автора Люстиже Жан-Мари

Воскресная Месса Первое, о чём я предлагаю поразмышлять, - это воскресная Месса: мне бы хотелось помочь вам лучше её прочувствовать. Я не устаю твердить об этом снова и снова. Боюсь, в наши дни многие люди относятся к религии так же, как к универсамам, супермаркетам или

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

КАТОЛИЧЕСКАЯ БИБЛЕИСТИКА. История К.б. ведет свое начало от *святоотеч. периода. Но поскольку это был период единой, неразделенной Церкви, а к нему восходит и *православная библеистика, мы укажем лишь на этапы К.б. после раскола христ. мира в 1054 г.В средневековый период К.б.

Из книги Кризис воображения автора Мочульский Константин Васильевич

АЛЕКСЕЙ МАСАИНОВ. Лик зверя. Поэма. АЛЕКСАНДР ЛИ. Снежная месса. Стихи 1924–25. Книгоиздательство «Крылатых». Париж. 1924 год. Изд. «Пресса». Рига.Лирико–эпическая поэма Масаинова, бешеная, кровавая, кощунственная, технически далеко не беспомощна.Ее пятистопный ямб,

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

Из книги История христианства Том II. От эпохи Реформации до нашего времени. автора Гонсалес Хусто Л.

Католическая реформация На кресте Господь Неба и земли, И мир зарождается В разгар войны. Св. Тереза В протестантизме нашли выражение не все из разнообразных и весьма мощных реформаторских течений, развивавшихся в Европе. Задолго до протеста Лютера многие призывали к

Из книги Мировые культы и ритуалы. Могущество и сила древних автора Матюхина Юлия Алексеевна

Католическая ортодоксия Есть достаточно света для тех, кто хочет видеть, и есть достаточно тьмы для тех, кто настроен иначе. Достаточно сияния для озарения избранных, и достаточно мрака для их смирения. Достаточно тьмы для ослепления нечестивых, и достаточно света, чтобы

Из книги Цветослов советов автора Кавсокаливит Порфирий

Черная месса Колдовские черные мессы были довольно распространенным занятием в средневековой Европе, они являлись зеркальным отражением официального церковного обряда, только с точки зрения черных сил. Молитвы читались католические, но наоборот, справа налево.За

Из книги автора

Католическая Пасха Пусть они к нам присоединяютсяПриближался богословский симпозиум католиков и православных, который проходил за рубежом. Его целью было обсуждение вопроса о совместном праздновании Пасхи. Накануне один духовный сын отца Порфирия, получая его