Монастырь наланда индия. Наланда — Энциклопедия буддизма. Образовательная программа университета Наланда

Руины древнего монастыря Наланда ― историческая , находящаяся в штате Бихар недалеко от Раджгира и входящая в . Здесь располагался наиболее известный из древних индийских университетов. Наланда была процветающим городом во времена Будды. Он посещал его во время своих миссионерских странствий. В Наланде Будда останавливался вместе со своими учениками в манговой роще Амбаваны. У нас есть обширные сведения об университете Наланды благодаря трудам Сюань Цзаня и Фа Сяня, оставивших заметки о своих путешествиях и о пребывании в университете.

Первый монастырь в Наланде построил царь Кумара Гупта (415-455 н.э.). Эта была семинария для обучения буддийских монахов. Она находилась неподалёку от города и по этой причине была выбрана монахами как идеальный центр для буддийского обучения. В результате разрастания и расширения этой семинарии возник университет Наланды. Царь Буддха Гупта (455-467 н.э.), царь Джатагатха Гупта (467-500 н.э.), царь Баладитья (500-525 н.э.) и Виджра (525) поспособствовали расширению университета в плане дополнительных сооружений. Царь Баладитья возвел святилище в 300 футов высотой. Его сын Виджра построил пятый монастырь. Царь Харша Силадитья построил шестой монастырь и окружил университет девятью высокими стенами.

В десятом веке, когда в университет пришел Сюань Цзань, здесь проживало 10.000 студентов. Все они прибыли сюда из различных частей Индии и других стран. Это был ведущий индийский университет. Его ректором считался самый выдающийся буддийский учёный в Индии и во время проживания Сюань Цзаня таковым был Силабхадра Маха Тхера. В то время здесь находилось 10.000 учеников, 1510 учителей и 1500 рабочих. Ученики прибывали из Тибета, Китая, Японии, Кореи, Суматры, Явы, Шри-Ланки.

К обучению в университете допускались прошедшие устный экзамен. Его принимал в вестибюле профессор, которого звали Двара Пандита. Необходимо было хорошо знать санскрит, поскольку обучение проводилось именно на нём. Все китайские монахи, желавшие получить высшее образование в Индии, вначале отправлялись на Яву, чтобы отточить навык во владении санскритом. Сюань Цзань писал, что только 20% иностранных студентов проходили сложные экзамены. Среди индийцев процент был повыше ― 30%. Таким образом, стандартные требования были высокими. На сдачу экзаменов не влияли ни касты, ни мировоззрение, ни национальность ― в полном согласии с буддийским подходом. В университете не было студентов на заочном обучении.

Университет обеспечивался за счёт доходов семи деревень по указу царя. Изучение буддизма Махаяны было обязательным. Также ученик мог выбрать изучение доктрин других 18 буддийских школ Хинаяны, равно как и светские предметы: науку, медицину, астрологию, изобразительное искусство, литературу, коммерцию, управление и так далее. Также преподавались шесть систем индуистской философии. На самом высоком здании находилась обсерватория. Частью университетского курса обучения были лекции, дебаты, обсуждения. Сюань Цзань писал, что каждый день давалось 100 лекций. В Университете царила образцовая дисциплина.

Крупную роль сыграла Наланда в пропаганде буддизма и распространении индийской культуры за рубежом, особенно в Китае и Тибете. Без преувеличений можно сказать, что в период расцвета (VII- Х вв.) Наланда была одним из крупнейших азиатских центров образования и науки. Из Средней Азии, Тибета, Китая, Кореи, Японии, Индокитая, Индонезии, Цейлона в Индию съезжались ученые-буддисты, желавшие завершить свое образование под руководством прославленных учителей. Так у И Цзина мы узнаем, что за сорок лет между поездкой Сюань Цзана и его собственной, в Индии побывало 56 ученых из стран Восточной Азии и большинство их обучалось в Наланде.

Еще больше иностранцев приезжало в Индию в последующие столетия. Получив здесь всестороннее образование, собрав сотни ценнейших рукописей, они возвращались на родину, где основывали буддийские общины, обучали соотечественников санскриту и переводили на свои языки произведения индийской литературы. Так индийская культура просачивалась в самые отдаленные страны Азии.

Университет занимал площадь в 30 акров. Здесь было три больших библиотеки: Ратна Сагара, Ратна Ниди, Ратна Ранджана, одна из которых была девятиэтажной. Наланда известна величайшими буддийскими мыслителями, среди которых можно выделить Нагарджуну, Арьядэву, Дхармапалу, Силабхадру, Сантаракшиту, Камаласелу, Бхавивеку, Дигнагу, Дхармакирти. Их работы представлены четырнадцатью тибетскими и китайскими переводами. Оригиналы, однако, канули в лету, когда мусульманские захватчики под предводительством Бхактиара Кхилджи сожгли университет и обезглавили монахов в 1037 году. До этого момента Наланда процветала тысячу лет, была кладезем мудрости и обучения, единственным в своём роде во всём мире.

Бхактиар Кхилджи вторгся в Магадху и напал на Наланду прямо в тот момент, когда монахи собирались обедать. Это подтверждено археологическими свидетельствами, которые показали, что монахи оставляли еду в большой спешке. Этот же факт подтверждает и то, что в зернохранилищах остался обуглившийся рис. Благословенная многовековая жизнь Наланды однажды была резко оборвана. Так осталась лишь память о Наланде и история ее, изложенная европейцам впоследствии, сначала Гамильтоном, а затем Алексанром Каннингемом.

Руины и раскопки Наланды охраняются индийским правительством. В 1958 году президент Индии Раджендра Прасад торжественно открыл Нава Наланда Вихараю рядом с местом, где располагался древний университет.

Сейчас почти все развалины приведены в порядок, а территория самого комплекса заботливо ухожена и местами похожа на огромный цветник, с чистыми дорожками, скамеечками, клумбами.

К сожалению, мы можем увидеть только развалины монастыря. Но и они поражают своими масштабами. По словам археологов, большая часть зданий пока остаётся скрытой под землёй. Но так как даже то, что уже открыто для взора, занимает площадь в полторы сотни тысяч квадратных метров, то не остаётся сомнений в том, что университет был внушительных размеров.

На месте сегодняшних руин когда-то располагались несколько храмов, семь монастырей, многочисленные здания для занятий (по некоторым подсчётам их было несколько сотен), большие аудитории, общежития. Помимо этого, конечно же, тут стояли и другие постройки – это был целый город, ограниченный стенами, и в нём было всё, что необходимо для нормальной жизни (а проживало в Наланде примерно десять тысяч человек) и прекрасного обучения.

Даже развалины монастырей позволяют увидеть многое ― лекционные залы, студенческие комнаты, помещения для приготовления пищи, можно даже видеть, как устроена была система вентиляции и канализации. Широкий фундамент, сохранившиеся основания стен позволяют представить себе величину зданий.

В центре комплекса возвышалось большое учебное заведение с примыкающими к нему восемью отдельно стоящими просторными залами. Сказочно красивые павильончики увенчивали великолепные, ярко раскрашенные многоэтажные здания. Среди них выделялась обсерватория, касавшаяся, по словам Сюань Цзана, своим башенным верхом облаков.

Многочисленные помещения для священнослужителя и наставников, сгруппированные вокруг внутренних двориков, отличались богатством убранства: расписные карнизы, резная балюстрада, красные столбы, покрытые резьбой и живописью, на крышах блестела и переливалась тысячами оттенков яркая цветная черепица.


Отдельные здания были выше 60 м, и в одном из них - пятиэтажном- стояла медная статуя высотой 24 м. Крыши были покрыты, возможно, позолоченной медью или цветной черепицей. Во внутреннем убранстве применялись драгоценные камни и самоцветы. Деревянные колонны и балки ярко раскрашивались (часто в красный цвет). Самое высокое здание в Наланде, достигавшее высоты около 90 м, являлось одним из крупнейших сооружений своей эпохи.

Весь учебный городок был обнесен стеной с угловыми башнями и несколькими воротами. Башни были приспособлены для астрономических наблюдений. На воротах каждый пришелец мог прочесть имена прославленных учителей Наланды и, таким образом, с самого начала проникался уважением к этому храму науки.

Лучше всего до нашего времени сохранилась ступа Шарипутры, с наружными лестницами, лепными изображениями Будды на стенах, со множеством маленьких ступ рядом. Очевидно, и другие храмы были столь же богато украшены скульптурами и барельефами.

Наланда, подобно Риму, строилась не сразу. Понадобилось несколько столетий, чтобы она приобрела известность и распространила свое цивилизованное влияние не только на всю страну, но и на такие отдаленные земли, как Япония, Ява, Корея, Китай или Тибет.

Легенда гласит, что манговая роща Паварика в Бихаре была освящена самим Гаутамой Буддой. А позже царь Ашока построил здесь Вихару (монастырь) и тысячи ученых получили возможность заниматься наукой в бесчисленных залах и храмах.

Считается, что по названию этих монастырей вся область, а потом и индийский штат стали именоваться Бихар. Теперь же, благодаря богатому наследию, университет Наланды превратился в международный центр образования и культуры. Добуддийское наследие состояло из древних знаний Вед и Пуран, буддийское - из сводов Питаки, Дхаммапады, Абхидхаммы с комментариями таких древних мыслителей как Нагарджуна и Васибунду, которые свели воедино и придали огранку разрозненным знаниям.

Наланда всегда была университетом с общежитиями, тем, что сейчас принято называть кампусом. Сейчас, в пору вступительных экзаменов, особенно интересным воспринимается следующее. В "штате" университета Наланды издревле находились "Привратники или Хранители ворот" - ученые очень высокого ранга, хорошо знающие свой предмет и отобранные из числа лучших по стране с тем, чтобы экзаменовать абитуриентов сразу же по приезде. "Входной" экзамен был очень жестким. Лишь семь или восемь ученых из каждой десятки могли пройти его успешно. Потому недостаточно сведущие в науках приходили к воротам Наланды снова и снова - до тех пор, пока уровень их подготовки не устраивал Привратников. И только собственные заслуги, но не богатство или чины могли быть при этом критерием. Имеются записи о том, что даже ученым из семей правителей было отказано, хотя расходы Наланды покрывались именно царскими грантами (правда, обеспеченными налогами, взимаемыми с сельских жителей; имеется свидетельство, что такие сборы с нескольких деревень были пожалованы Наланде на содержание ее общежитий и управление храмами и монастырями). Многие китайские ученые прошли обучение в Наланде, оставив мемуары, по которым можно воспроизвести стиль академической жизни университета.

Например, согласно И-Сингу, минимальный возраст для абитуриента равнялся годам. А те, кто уже прошел обучение в каком-либо другом университете, принимались сюда с тем, чтобы получить еще более высокие знания. Так, китайский паломник Хиуен Тсанг, прибывший в Наланду во времена "доброго короля Харша" свидетельствует, что "ученые мужи из разных городов, стремящихся быть признанными в дискуссиях, приходили сюда во множестве, чтобы развеять свои сомнения". Привратники Наланды фактически были хранителями сокровищницы знаний Индии. При этом приветствовался любой желающий принять участие в открытой дискуссии по любому вопросу, касающемуся философии, религии, юриспруденции или просто каких-либо жизненных ситуаций.

Учиться в величайшем центре знаний было весьма престижно. К тому же людей из самых отдаленных земель привлекал сюда многопредметный подход к обучению. Правда, теология была обязательным предметом, но и другие дисциплины, включая медицину, преподавались с неменьшим усердием. Грамматика и фонетика, этимология, история и йога - все было включено в расписание. Преподавалась даже… стрельба из лука.

Вышеупомянутый Хиеун Тсанг добирался в Индию через пустыню Гоби и Гималаи. Он оставался в университете в течение 17 лет: вначале в качестве студента, затем - профессора при руководителе Шилабхадре. В Наланде он был встречен у ворот тысячью светильников, поскольку слух о его эрудиции и репутации достиг университета раньше, чем он сам. Здесь он занимался, чтобы получить степень магистра юриспруденции, а затем стал вице-директором всего огромного университета. Абитуриент очень быстро превратился в студента, которому поручались глубокие исследования, требующие длительных и опасных путешествий.

Согласно описаниям Тсанга, распорядок дня в Наланде был насыщен различными ритуалами. Утро начиналось с призыва к омовению. Кажется, принятие ванны было обязательным для каждого. Более того, утреннее омовение предписывалось совершать каждому в специально отведенный для него час. Затем следовало осыпание священного изображения Будды лепестками цветов - в сопровождении декламации и пения гимнов. После скудного завтрака все собирались в залах для дискуссий и учебных занятий. После обеда проходил другой ритуал - священники собирались в главной келье монастыря и пели молитвы во славу Будды. А на сотнях кафедр для молебствий студенты должны были ежедневно проводить хотя бы по нескольку минут. Вечерами наступало время прогулок. Ночь предназначалась для отдыха.

Знание санскрита было обязательным. Оно включало не только совершенное владение грамматикой этого праязыка, но и правильное произношение. Очень большое значение в университете придавалось дискуссиям, которые могли длиться до суток. Ученые всегда приветствовали их, поскольку были преданы любимым наукам, а в дискуссиях шло активное обогащение интеллектов и то, что в наши дни называется "брейнштормингом".

На Тсанга большое впечатление произвела дисциплина Наланды. За 700 лет существования университета (ко времени его поступления) не было зафиксировано ни одного случая забастовки или каких-либо волнений за исключением ученых споров. Правда, в тех из последних, которые касались важных принципов, сражения шли "не на жизнь, а на смерть". Обязательных письменных работ не существовало, хотя обычным было переписывание рукописных текстов. Хиуен Тсанг и И-Синг привезли с собой в Китай из Наланды огромный груз таких книг.

Плата за пищу, одежду и проживание со студентов не взималась. Не существовало никаких наказаний. Точнее. Каждый провинившийся, как правило, сразу осознавал свой проступок и наказывал себя сам. А между учителем и учеником отношения были подобными отношениям между отцом и сыном. Самой большой радостью и высшей наградой для учителя становилось, если ученик затмевал своего наставника. Студенты и профессора носили одинаковые желтые робы "закутанные вокруг талии и спины и подхваченные на поясе; исподняя одежда, обернутая вокруг поясницы, спускалась ниже колен". Пища была очень простой - из продуктов, доставляемых двумя сотнями домовладельцев из разных сел.

Но и спорту находилось место в стенах университета. Студентам разрешалась борьба, боксирование, разные игры (но не игра в кости, несмотря на то, что такое развлечение было очень популярно в индийском обществе того времени).

К несчастью, благословенная многовековая жизнь Наланды однажды была резко оборвана. Завоеватели разрушили Город Знаний за несколько часов. Легенда гласит, что несколько монахов кинулись под ноги врагам, пытаясь спасти хотя бы Ратнаводхи - всемирно известную библиотеку. Однако сами были брошены в огонь вместе с книгами. Оставшиеся в живых сбежали. Так осталась лишь память о Наланде и история ее, изложенная европецам впоследствии сначала Гамильтоном, а затем Алексанром Каннингемом.

Настал двадцатый век. В 1915 году были организованы первые раскопки в пределах древнего университета. Продолжались они около двадцати лет. И вот теперь, снова, ученые съезжаются в город Нав, расположенный неподалеку от древней Наланды - чтобы восстановить славу этого величайшего центра знаний.

Наланда Махавихара (Nalanda)

Нала́нда - буддийский университет и монастырский комплекс, существовавший в V-XII веках на севере Индии, один из крупнейших образовательных центров своего времени, в котором работали, преподавали и обучались многие выдающиеся буддийские философы из разных стран, и куда съезжались многочисленные паломники. В настоящее время руины Наланды - исторический памятник в индийской провинции Бихар, в 90 км к юго-востоку от Патны, древней столицы Индии.

Университет был основан в первой трети V века. Расцвет Наланды пришёлся на период правления Гуптской династии, сменившие Гуптов правители Пала продолжали оказывать покровительство этому заведению.

О Наланде писал известный китайский буддийский учёный и путешественник VI века Сюаньцзан. Там преподавала тысяча профессоров, училось десять тысяч студентов, университету принадлежали девятиэтажные строения, 6 храмов и 7 монастырей, в библиотеке хранилось 9 миллионов книг. Согласно Сюаньцзану, в университете существовало раннее подобие вступительных экзаменов: прибывшим для участия в дискуссиях привратники задавали сложные вопросы, так что не сумевшие дать ответ отказывались от идеи войти.

В 1193 году университет был разрушен в результате вторжения тюркской захватнической армии во главе с мусульманским фанатиком Бахтияром Халджи, насаждавшим ислам силой оружия. Тысячи монахов были сожжены живьём или обезглавлены, богатейшая библиотека Наланды была сожжена. Это событие нанесло большой удар по буддизму в Индии, который после этого пришёл в упадок. Многие буддийские монахи, спасаясь от преследований, бежали в Непал и Тибет.

В 1351 году в Тибете открылся учебный центр под тем же именем.

В IX-XII веках благодаря деятельности учителей из Наланды сформировалась тибетская буддийская традиция. Благодаря усилиям философов Наланды доктрины Мадхьямаки и Йогачары были сформулированы в той форме, в которой они были позже переданы в Тибет.

В университете Наланды располагались мастерские по переписке книг , а также мастерские по производству буддийской живописи и бронзовой скульптуры. По всей вероятности в Наланде были выработаны ваджраянские каноны изображения буддийских божеств, которые в дальнейшем вместе с бежавшими от исламских иконоборцев монахами были перенесены в искусство Непала и Тибета.

На месте университета остались частично сохранившиеся руины. Поблизости располагается современный центр тхеравады. Раскопанная археологическая зона занимает площадь около 150,000 м², но ещё значительная часть раскопок не произведена. В расположенном поблизости музее хранятся манускрипты, обнаруженные при раскопках.

С 2006 года силами буддистов Индии и других стран было запланировано возрождение университета Наланды под именем Nalanda International University.

Школы Понятия Хронология Критика буддизма Проект | Портал

В университете Наланды располагались мастерские по переписке книг, а также мастерские по производству буддийской живописи и бронзовой скульптуры. По всей вероятности в Наланде были выработаны ваджраянские каноны изображения буддийских божеств, которые в дальнейшем вместе с бежавшими от исламских иконоборцев монахами были перенесены в искусство Непала и Тибета.

На месте университета остались частично сохранившиеся руины. Поблизости располагается современный центр тхеравады . Раскопанная археологическая зона занимает площадь около 150,000 кв. м, но ещё значительная часть раскопок не произведена. В расположенном поблизости музее хранятся манускрипты , обнаруженные при раскопках.

С 2006 года силами буддистов Индии и других стран было запланировано возрождение университета Наланды под именем (англ.) .

1 сентября 2014 года прошли первые занятия в современном Международном Университете Наланды в близлежащем городе Раджгир с участием 15 студентов.

Дань памяти

Монастырь упоминается как источник традиций ныне действующих монастырей.

Некоторые современные буддийские организации названы в честь Наланды, например, Монастырь Наланда во Франции .

Выдающиеся учёные Наланды

  • Бодхидхарма - основатель буддистского направления Чань (яп. Дзэн), крупнейший проповедник буддизма в Китае.
  • Васубандху - автор трактата Абхидхармакоша и основатель школы Йогачара .
  • Нагарджуна - основатель крупнейшей буддистской школы Махаяны и учения Мадхъямики .
  • Наропа - основатель тибетской буддистской традиции Кагью

См. также

Напишите отзыв о статье "Наланда"

Примечания

Ссылки

  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Наланда

«Французы в Витебске, через четыре перехода они могут быть у Смоленска; может, они уже там».
– Тишка! – Тихон вскочил. – Нет, не надо, не надо! – прокричал он.
Он спрятал письмо под подсвечник и закрыл глаза. И ему представился Дунай, светлый полдень, камыши, русский лагерь, и он входит, он, молодой генерал, без одной морщины на лице, бодрый, веселый, румяный, в расписной шатер Потемкина, и жгучее чувство зависти к любимцу, столь же сильное, как и тогда, волнует его. И он вспоминает все те слова, которые сказаны были тогда при первом Свидании с Потемкиным. И ему представляется с желтизною в жирном лице невысокая, толстая женщина – матушка императрица, ее улыбки, слова, когда она в первый раз, обласкав, приняла его, и вспоминается ее же лицо на катафалке и то столкновение с Зубовым, которое было тогда при ее гробе за право подходить к ее руке.
«Ах, скорее, скорее вернуться к тому времени, и чтобы теперешнее все кончилось поскорее, поскорее, чтобы оставили они меня в покое!»

Лысые Горы, именье князя Николая Андреича Болконского, находились в шестидесяти верстах от Смоленска, позади его, и в трех верстах от Московской дороги.
В тот же вечер, как князь отдавал приказания Алпатычу, Десаль, потребовав у княжны Марьи свидания, сообщил ей, что так как князь не совсем здоров и не принимает никаких мер для своей безопасности, а по письму князя Андрея видно, что пребывание в Лысых Горах небезопасно, то он почтительно советует ей самой написать с Алпатычем письмо к начальнику губернии в Смоленск с просьбой уведомить ее о положении дел и о мере опасности, которой подвергаются Лысые Горы. Десаль написал для княжны Марьи письмо к губернатору, которое она подписала, и письмо это было отдано Алпатычу с приказанием подать его губернатору и, в случае опасности, возвратиться как можно скорее.
Получив все приказания, Алпатыч, провожаемый домашними, в белой пуховой шляпе (княжеский подарок), с палкой, так же как князь, вышел садиться в кожаную кибиточку, заложенную тройкой сытых саврасых.
Колокольчик был подвязан, и бубенчики заложены бумажками. Князь никому не позволял в Лысых Горах ездить с колокольчиком. Но Алпатыч любил колокольчики и бубенчики в дальней дороге. Придворные Алпатыча, земский, конторщик, кухарка – черная, белая, две старухи, мальчик казачок, кучера и разные дворовые провожали его.
Дочь укладывала за спину и под него ситцевые пуховые подушки. Свояченица старушка тайком сунула узелок. Один из кучеров подсадил его под руку.
– Ну, ну, бабьи сборы! Бабы, бабы! – пыхтя, проговорил скороговоркой Алпатыч точно так, как говорил князь, и сел в кибиточку. Отдав последние приказания о работах земскому и в этом уж не подражая князю, Алпатыч снял с лысой головы шляпу и перекрестился троекратно.
– Вы, ежели что… вы вернитесь, Яков Алпатыч; ради Христа, нас пожалей, – прокричала ему жена, намекавшая на слухи о войне и неприятеле.
– Бабы, бабы, бабьи сборы, – проговорил Алпатыч про себя и поехал, оглядывая вокруг себя поля, где с пожелтевшей рожью, где с густым, еще зеленым овсом, где еще черные, которые только начинали двоить. Алпатыч ехал, любуясь на редкостный урожай ярового в нынешнем году, приглядываясь к полоскам ржаных пелей, на которых кое где начинали зажинать, и делал свои хозяйственные соображения о посеве и уборке и о том, не забыто ли какое княжеское приказание.
Два раза покормив дорогой, к вечеру 4 го августа Алпатыч приехал в город.
По дороге Алпатыч встречал и обгонял обозы и войска. Подъезжая к Смоленску, он слышал дальние выстрелы, но звуки эти не поразили его. Сильнее всего поразило его то, что, приближаясь к Смоленску, он видел прекрасное поле овса, которое какие то солдаты косили, очевидно, на корм и по которому стояли лагерем; это обстоятельство поразило Алпатыча, но он скоро забыл его, думая о своем деле.
Все интересы жизни Алпатыча уже более тридцати лет были ограничены одной волей князя, и он никогда не выходил из этого круга. Все, что не касалось до исполнения приказаний князя, не только не интересовало его, но не существовало для Алпатыча.
Алпатыч, приехав вечером 4 го августа в Смоленск, остановился за Днепром, в Гаченском предместье, на постоялом дворе, у дворника Ферапонтова, у которого он уже тридцать лет имел привычку останавливаться. Ферапонтов двенадцать лет тому назад, с легкой руки Алпатыча, купив рощу у князя, начал торговать и теперь имел дом, постоялый двор и мучную лавку в губернии. Ферапонтов был толстый, черный, красный сорокалетний мужик, с толстыми губами, с толстой шишкой носом, такими же шишками над черными, нахмуренными бровями и толстым брюхом.

знаменитый исторический буддийский монастырский комплекс и университет в Северо-Восточной Индии , возникший в V веке.

Он просуществовал семь столетий, и был уничтожен в XII веке в ходе мусульманского вторжения.

Фактически это был первый университет Южной и Восточной Азии, где обучали не только буддизму и не только буддистов.

В университете Наланды располагались мастерские по копированию книг, буддийской живописи и бронзовой скульптуре.

Возможно, именно в Наланде сложились основные буддийские изобразительные каноны, которые в дальнейшем были принесены в искусство Непала и Тибета индийскими буддийскими монахами, бежавшими в XII века от исламского преследования.

Образовательная программа университета Наланда

Наланда славилась на весь мир не только выдающимися наставниками, но и строгим распорядком, а также высокими требованиями к студентам, которые должны были заучивать базисные тексты наизусть, хорошо знать комментаторскую литературу, участвовать в публичных тематических диспутах.

Программа-минимум предусматривала основательную подготовку по "пяти великим наукам":

Вторжение

В 1193 году унивеситет был разрушен в ходе мусульманского вторжения армии захватчиков во главе с Бахтияром Халджи, насаждавшим ислам огнем и мечом. Тысячи буддийских монахов были сожжены живьем или обезглавлены, богатейшая в мире библиотека Наланды уничтожена в огне. Эти события нанесли сокрушительный удар развитию буддизма в Индии, с этого момента начался его упадок в этой стране. Это привело к тому, что в современной Индии всего 0,5% коренного населения исповедуют буддизм, этот показатель меньше, чем в России.
В XII веке укрываясь от преследования, многие буддийские монахи из Индии бежали в соседние Непал и Тибет .
В 1351 году на территории Тибета был создан монастырь, где обучались буддийской философии, под тем же названием - Наланда.

Современность

С XII века на месте Наланды остались частично сохранившиеся руины - теперь это исторический памятник, которым знаменита индийская провинция Бихар. Руины находятся в 90 км к юго-востоку от г.Патна, когда-то этот город являлся древней столицей Индии.

Поблизости от Наланды теперь расположился современный центр традиции Тхеравада.

Раскопанная археологами зона занимает площадь около 150 тысяч кв.м., но еще значительная часть территории не изучена. В расположенном поблизости музее хранятся манускрипты, которые были обнаружены при раскопках.

Индия, Сингапур и ряд других стран Юго-Восточной Азии обсуждают возрождение международного университета Наланда на протяжении последних 10 лет.

В 2007 году для этих целей был сформирован совет во главе с выдающимся индийским экономистом, лауреатом Нобелевской премии, Амартией Сеном. По его замыслу, возрожденный прославленный вуз должен стать в один ряд с такими известными в истории университетами, как Болонский, Кембриджский или Гарвардский.

Литература :
Андросов, Валерий Павлович . Индо-тибетский буддизм: энциклопедический словарь. М., 2011, С.294-295.