Ботаника: низшие растения. Ботаника. конспект лекций Лекции по ботанике 1 курс

М.: 2002 - Т.1 - 862с., Т.2- 544с., Т.3 - 544с.

Представлены подробные современные данные о строении и жизнедеятельности клеток и тканей, описаны все клеточные компоненты. Рассмотрены основные функции клеток: обмен веществ, включая дыхание, синтетические процессы, клеточное деление (митоз, мейоз). Дано сравнительное описание эукариотической (животной и растительной) и прокариотической клетки, а также вирусов. Подробно рассмотрен фотосинтез. Особое внимание уделено классической и современной генетике. Описано строение тканей. Значительная часть книги посвящена функциональной анатомии человека.

В учебнике представлены подробные и последние данные о строении, жизнедеятельности и систематике растений, грибов, лишайников и слизевиков. Особое внимание уделено растительным тканям и органам, структурным особенностям организмов в сравнительном аспекте, а также размножению. С учётом последних достижений изложен процесс фотосинтеза.

Представлены подробные современные данные о строении и жизнедеятельности животных. Рассмотрены наиболее распространенные группы беспозвоночных и позвоночных животных на всех иерархических уровнях - от ультраструктурного до макроскопического. Особое внимание уделено сравнително-анатомическим аспектам различных систематических групп животных. Значительная часть книги посвящена млекопитающим.
Книга предназначена для учащихся школ с углубленным изучением биологии, абитуриентов и студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям и специальностям в области медицины, биологии, экологии, ветеринарии, а также для школьных учителей, аспирантов и преподавателей вузов.

Том 1. Анатомия

Формат: pdf

Размер: 23 ,3 Мб

Скачать: drive.google

Формат: djvu

Размер: 12 ,6 Мб

Скачать: yandex.disk

Том 2. Ботаника

Формат: pdf

Размер: 24,7 Мб

Скачать: drive.google

Формат: djvu

Размер: 11,6 Мб

Скачать: yandex.disk

Том 3. Зоология

Формат: pdf

Размер: 24,5 Мб

Скачать: drive.google

Формат: djvu

Размер: 9,6 Мб

Скачать: yandex.disk

ТОМ 1.
Клетка
Вирусы
Ткани
Органы, системы и аппараты органов
Особенности развития, роста и строения человека
Работоспособность, работа, утомление и отдых
Внутренние органы
Дыхательная система
Мочеполовой аппарат
Опорно-двигательный аппарат
Сердечно-сосудистая система
Органы кроветворения и иммунной системы
Неспецифическая сопротивляемость организма
Нервная система
Органы чувств
Эндокринный аппарат
Генетика

ТОМ 2.
Растения
Ткани растений
Органы растений, их строение и функции
Фотосинтез
Классификация растений
Грибы
Лишайники
Слизевики или Миксомицеты.

ТОМ 3.
ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ (MONOCYTOZOA), ИЛИ ПРОСТЕЙШИЕ (PROTOZOA)
Тип Саркомастигофоры (Sarcomastigophora)
Тип Споровики (Sporozoa)
Тип Книдоспоридии (Cnidosporidia)
Тип Микроспоридии (Mircrosporidia)
Тип Инфузории (Infuzoria), или Ресничные (Ciliophora)
ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ (METAZOA)
Теории происхождения многоклеточных организмов
Тип Кишечнополостные (Coelenterata)
Тип Плоские черви (Plathelminthes)
Тип Круглые черви (Nemathelmentes)
Тип Кольчатые черви (Annedelia)
Тип Членистоногие (Arthropoda)
Тип Моллюски (Mollusca)
Тип Хордовые (Chordata)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЯТИГОРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНСТВА

ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ» Кафедра ботаники

М.А. Галкин, Л.В. Балабан, Ф.К. Серебряная

Ботаника

Лекционный курс

Учебное пособие для самостоятельной работы студентов 1-2 курсов (2,3 семестры)

по дисциплине «Ботаника» (С2.Б9) (очная и заочная форма обучения)

Издание второе, дополненное, иллюстрированное

Пятигорск 2011

УДК 581.4"8(076.5)

ББК 28.56я73 Л 16

Рецензент: Коновалов Д.А., д. фарм. н., профессор кафедры фармакогнозии ПятГФА

Л16 Ботаника: Лекционный курс. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов 1-2 курсов (2,3 семестры) по дисциплине «Ботаника» (С2.Б9) (очная и заочная форма обучения)/ М.А. Галкин, Л.В. Балабан, Ф.К. Серебряная.- Пятигорск: Пятигорская ГФА, 2011.- 300 с.

Иллюстрированный лекционный курс по ботанике составлен в

соответствии с ФГОС ВПО 3 поколения, программой по ботанике для

фармацевтических вузов, включает пять разделов - морфологию, анатомию,

систематику, географию, физиологию растений. В основу курса легли лекции,

читаемые для студентов 1-2 курсов преподавателями кафедры ботаники

ПятГФА (зав. кафедрой проф. Галкин М.А.). Лекционный курс предназначен

для подготовки к лабораторным занятиям по ботанике очного и заочного

отделения, для самостоятельной внеаудиторной работы студентов ПятГФА, а

также для дистанционного обучения студентов заочного отделения.

УДК 581.4"8(076.5)

ББК 28.56я73 Л 16

Допущено к внутривузовскому изданию Председатель ЦМС, В.В. Гацан профессор Протокол № 15 от « 5 » марта 2011 г.

©ГОУ ВПО Пятигорская государственная фармацевтическая академия, 2011

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы замечается несомненное усиление интереса к дистанционному обучению и самообразованию. Цель, которую поставили перед собой авторы, это повышение эффективности и качества обучения, а

также интенсификация учебно-воспитательного процесса. Составляя курс лекций, авторы старались не только охватить всю теоретическую базу ботаники, но и качественно проиллюстрировать работу для достаточной визуализации знаний студента.

Цель изучения ботаники в фармацевтическом ВУЗе определена ФГОС ВПО по специальности 060301 – Фармация. Цель дисциплины - сформировать у студента представление о растительном организме как компоненте живой системы, его вариабельности, видовом многообразии и роли в биогеоценозе.

Задачами дисциплины являются:

Приобретение теоретических знаний в области ботаники;

Формирование умения использовать современные технологии в области ботаники;

Приобретение компетенций, необходимых в профессиональной деятельности провизора;

Закрепление теоретических знаний по общей биологии.

Для изучения курса ботаники необходимы знания, полученные при изучении дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла С1,

таких как биоэтика (С1.Б.2) и латинский язык (С1.Б.9), а также дисциплин математического и естественнонаучного цикла С2, таких как биология(С2.Б.8),

микробиология(С2.Б.12).

Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины

(модуля) необходимо как предшествующее:

Освоение морфологии, анатомии растений необходимо для изучения лекарственных растений в курсе фармакогнозии (С3.Б.8).

Кроме того, знание систематики, географии растений и экологии растений необходимо для прохождения как полевой практики по ботанике

(С5.У), так и учебной практики по фармакогнозии (С5.У), производственной практики по фармакогнозии: "Заготовка и приека лекарственного сырья" (С5.П).

Знание цитологии, гистологии растений, а также гистохимии растений необходимо при изучении лекарственных препаратов растительного происхождения в курсе токсикологической химии (С3.Б.10), фармакологии

(С3.Б.1), клинической фармакологии (С3.Б.2), фармакогнозии(С3.Б.8),

фармацевтической химии(С3.Б.9) и фармацевтической технологии(С3.Б.6).

Специалист в своей профессиональной деятельности должен уметь применять знания по морфологии и систематике растений. Завершив изучение курса ботаники, студент должен владеть умением выполнять макроскопический и микроскопический анализ растений. Для этого необходимы знания морфологии и анатомии растений, владение ботанической терминологией.

Изучение основ физиологии растений поможет понять суть процессов, которые приводят к образованию биологически активных веществ, используемых в медицинской практике. Изучение систематики позволит научиться ориентироваться в многообразии растений, выделять из него лекарственные растения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

Основные биологические закономерности развития растительного мира и элементы морфологии растений

Основы систематики прокариот, грибов, низших и высших растений.

Основные положения учения о клетке и растительных тканях, диагностические признаки растений, используемые при определении сырья.

Основные физиологические процессы, происходящие в растительном организме.

Основы экологии растений, фитоценологии, географии растений.

Проявления фундаментальных свойств живого на основных эволюционнообусловленных уровнях организации.

Самостоятельно работать с ботанической литературой.

Работать с микроскопом и бинокуляром.

Готовить временные микропрепараты.

Проводить анатомо-морфологическое описание и определение растения; самостоятельно работать с определителем.

Проводить геоботаническое описание фитоценозов, необходимое для учета запасов лекарственных растений.

Проводить гербаризацию растений.

Ботаническим понятийным аппаратом.

Техникой микроскопирования и гистохимического анализа микропрепаратов растительных объектов.

навыками работы с биологическими и поляризационными микроскопами.

Навыками постановки предварительного диагноза систематического положения растения.

Навыками сбора растений и их гербаризации.

Методами описания фитоценозов и растительности.

Методами исследования растений с целью диагностики лекарственных растений и их примесей.

Использование данных курса лекций в дистанционном обучении студентов по курсу ботаники позволяет:

 Обучаемому постоянно контролировать текущий уровень своих знаний и целенаправленно работать над его повышением; регулярно по компьютерной сети связи консультироваться с преподавателем по интересующим его вопросам; целенаправленно работать над изучением дисциплины;

интенсифицировать процесс самостоятельной работы над изучением дисциплины.

 Преподавателю своевременно консультировать студента; своевременно

корректировать процесс обучения, изменяя алгоритм заданий с учетом индивидуальных особенностей и текущего уровня знаний студента;

целенаправленно формировать планы индивидуальных занятий с обучаемым при личном контакте.

Материалы курса лекций по ботанике составлены, исходя из современных представлений о морфологии, систематики и анатомии в мировой ботанике.

В данное издание включены следующие разделы:

История изучения флоры Кавказа,

Роль ботаники в жизни Пятигорской государственной фармацевтической академии.

При подготовке текстовых фрагментов работы были использованы как оригинальные материалы ведущих российских ботаников (А. Л. Тахтаджян, Т.

И. Серебрякова, В. Х. Тутаюк, Г. П. Яковлев, М.А. Галкин, А.Е Васильев, А. Г.

Еленевский), так и источники литературы зарубежных специалистов (А. Дж.

Имс, Л. Г. Мак Даниэльс, К. Эзау, П. Рейвн, Р. Эверт, Р. Хайн, Д. Уэбб).

Перевод англоязычных публикаций осуществлен непосредственно авторами работы. Фотографии и анатомические схемы, представленные в виде иллюстраций, являются либо материалами ведущих мировых ботаников, либо собственными фотографиями авторов (235 фотографий).

Б О Т А Н И К А

ПРЕДМЕТ И РАЗДЕЛЫ БОТАНИКИ

Ботаника - это раздел биологии, занимающийся изучением растений, их формы, строения, развития, жизнедеятельности, распространения и пр.

синтезированными растениями-хозяевами в результате фотосинтеза.

В настоящее время ботаника представляет совокупность целого ряда взаимосвязанных разделов.

Морфология растений - изучает внешнее строение растений, исследует закономерности и обусловленность внешней формы растений.

Анатомия растений - исследует особенности закономерностей внутреннего строения растений.

Цитология растений - изучает строение клеток растений.

Гистохимия растений - с помощью микрохимических реакций выявляет и исследует вещества, находящиеся в растительной клетке.

Эмбриология растений - раздел ботаники, исследующий закономерности зарождения организма в первые этапы его развития.

Физиология растений - изучает жизнедеятельность растений: обмен веществ, рост, развитие и т.п.

Биохимия растений - исследует процессы химических превращений как химических соединений, входящих в состав самого организма, так и веществ,

поступающих в него из окружающей среды.

Экология растений - изучает взаимоотношения растений и среды.

География растений - выявляет закономерности распределения растений в пространстве.

Геоботаника - изучает растительный покров Земли.

Систематика растений - занимается классификацией растений и их

эволюционным развитием.

В качестве прикладных ботанических дисциплин выступают

фармакогнозия - изучающая лекарственно растения, фитопатология -

изучающая заболевание растений, агробиология - изучающая культурные растений.

История ботаники

Ботаника - одна из старейших естественных наук. Первоначальное познание растений было связано с использованием их в хозяйстве и быту человека для питания, одежды, врачевания. Отцом ботаники справедливо называют Теофраста (371-286 гг. до н.э.). Теофраст стал основателем ботаники как самостоятельной науки. Наряду с описанием применения растений в хозяйстве и медицине он рассматривал вопросы теоретического характера:

строение и физиологические отправления растения, географическое распространение, влияние почвенных и климатических условий; пытался систематизировать растения. Роль реформатора ботаники сыграл великий шведский ученый К. Линней (1707-1778), который создал свою знаменитую половую систему растений (1735). Рубежом, от которого начался новый период в развитии ботаники, стал гениальный труд Ч. Дарвина

«Происхождение видов» (1859). С этого момента в ботанике наступает господство эволюционных учений.

Выдающийся вклад в развитие ботаники внесли отечественные ученые.

Величайшим творцом растительных форм был И.В.Мичурин. Среди первых фитоценологов называем И.К.Пачосского, С.И.Коржинского, А.Я.Гордячина,

Г.Ф.Морозова, В.К.Сукачева. Классические труды по выяснению механизма фотосинтеза принадлежат К.А.Тимирязеву. Яркими буквами в историю ботаники вписано имя Н.И.Вавилова, сформулировавшего закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Коллективом отечественных ботаников создан уникальный труд «Флора СССР».

История изучения флоры Кавказа

Флора Кавказа волновала умы естествоиспытателей испокон веков.

Многие ученые разных стран Европы старались попасть в этот интересный край и описать растения, произрастающие здесь. Самые первые упоминания о растительности Кавказа и о видовом составе можно встретить у Турнефора. Ж.

П. де (1656-1708) - французский ботаник, одним из первых провѐл чѐткое различение между категориями рода и вида, что проложило дорогу реформам систематики, предпринятым в 1730-1750-х годах Карлом Линнеем.

В его честь Карл Линней дал одному из родов семейства Бурачниковые

(Boraginaceae) имя Турнефортия (Tournefortia ).

(1795-1855)- русский систематик-ботаник, был директором Императорского ботанического сада в Петербурге. Наиболее важные сочинения его: "Verzeichnis der Pflanzen, welche wahrend der 1829-1830 unternommenen Reise im Kaukasus" (Санкт-Петербург, 1831), в котором впервые описал растительность северного склона г. Эльбрус. Им описано большое количество новых видов и собран ценнейший гербарный материал, который хранится в Гербарии Ботанического Института им.В.Л.Комарова в г. Санкт-Петербурге.

Ф. К. Маршал фон Биберштейн (1768-1826) - немецкий ботаник, автор конспекта о тавро-кавказской флоре «Flora Taurico-Caucasica». Род растений Биберштейния (Biebersteinia ) Steph. семейства гераниевые (Geraniaceae ) назван в честь Биберштейна немецким ботаником Ф.Штефани, кроме того сущствует значительное количество видов, носящих имя ученого: колокольчик Биберштейна (Campanula biebersteiniana C.A.Mey.), пион Биберштейна

(Paeonia biebersteiniana Rupr.) .

Х. Х. Стевен (1781-1863) - русский ботаник и энтомолог, в 1812

организовал Никитский ботанический сад в Крыму. Основные труды посвящены флоре Крыма и Кавказа, систематике семенных растений и насекомых. В его честь названо большое количество видов, в том числе Papaver stevenianum Mikheev.

А.Л. (1806-1893) - швейцарский ботаник и биогеограф.

Создатель первого кодекса ботанической номенклатуры «Prodromus Systematis Naturalis Regni Vegetabilis» Prodr. (DC.) , описал большое количество новых видов различных семейств, например Corydalis caucasica DC.

Р.Э . Траутфеттер (1809–1889) - директор (1866-1875 г.г.)

Императорского ботанического сада. Ф.И. Рупрехт (1814-1870) - помощник директора Императорского ботанического сада (1851-1855). Рупрехт был командирован на Кавказ со специальной целью изучения дагестанской флоры.

Основным трудом является Flora Caucasi (1867).

Г.И. (1831-1903) - русский географ и натуралист, член-

корреспондент Петербургской Академии наук. Во время экспедиций по Кавказу он собрал богатый коллекционный материал. Опубликованные при жизни Радде тома «Museum caucasicum» представляли собой обширные,

прекрасно иллюстрированные издания. Они были посвящены зоологии,

ботанике, геологии и археологии Кавказа. В его честь названа береза Радде

(Betula raddeana Trautv.) –эндемик Кавказа, кора ствола этого вида березы имеет розоватый цвет, а ветви тѐмно-буроватые.

В.И. -член-корр. Академии наук СССР, директор Одесского ботанического сада. Описал 40 новых видов растений Кавказа, например,

Курс "Ботаника" для студентов агрофака - бакалавриат читается в первом и во втором семестре. Недельная нагрузка - 1 час лекций в неделю и 1 час лабораторных занятий. В конце второго семестра - экзамен.

На занятия понадобится альбом для рисования. Рисунки все мы будем делать простым карандашом, никаких цветных карандашей, фломастров и пр. не допускается. На лекции, соответсвенно, нужна будет тетрадь, потолще, потому что материала очень много.

На лабораторных занятиях мы будем писать контрольные работы. Вопросы для подготовки будут выложены здесь предварительно. За контрольную ставится оценка. По окончании семестра по результатам контрольных студент может быть освобожден от сдачи экзамена, если оценки выше тройки, или не допущен до сдачи экзамена, если оценки ниже тройки!

Лекции читает к.б.н., доцент Крутова Елена Константиновна
Лекция №1. Ботаника как наука. Основные разделы ботаники. Объекты, изучаемые ботаникой.
1. Ботаника как наука. Определение ботаники. Значение.
2. Основные разделы ботаники:

* Цитология растений

* Гистология растений
* Морфология растений
* Анатомия растений
* Систематика растений
* Физиология растений
* Эмбриология растений
* Фитоценология
* Экология растений
* География растений
* Палеоботаника
3. Объекты ботаники. Система живого Тахтаджяна (1973). Место растений среди живых организмов. Космическая роль растений - превращают энергию солнечного света в энергию химических связей, т.е. в органические вещества. Благодаря фотосинтезу люди имеют газ, нефть и уголь, а поэтому бензин и т.п.. Растения осуществляют первичный синтез углеводов. Это означает, что они синтезируют глюкозу из неорганических веществ - углекислого газа и воды. Растения находятся в основании всех экологических пирамид. Короче говоря, вся энергия, которую мы имеем - солнечная, но мы можем ею пользоваться благодаря растениям.
4. Отличие растений от животных и грибов.
* Тип питания (автотрофный/гетеротрофный/миксотрофный)
* Отличие на клеточном уровне
* Пластиды
* Вакуоли с клеточным соком
* Особенности строения клеточной стенки
* Клеточный центр
* Понятие протопласта (Келликер, 1862)
* Паренхимная и прозенхимная формы клеток (Линк, 1807)
* Основные органеллы растительной клетки
* Способ поглощения веществ
* Особенности роста
* Площадь поверхности тела
* Основное запасное питательное вещество
* В какой форме поглощают азот
* Мейоз в жизненном цикле

Лекция №2. Строение растительной клетки.

1. Клеточная стенка

Первичная

Вторичная

2. Строение пор клеточной стенки

3. Рост клеточной стенки

4. Основные органоиды растительной клетки

Мембранные

Митохондрии

Пластиды

ЭПР

АГ

Лизосомы

Немембранные

5. Строение пластид и их функция

6. Вакуоль, состав клеточного сока

7. Включения

Лекция №3. Растительные ткани(гистология)

1. Что такое ткань? Особенности растительных тканей. Сложные и простые ткани. Живые и мертвые.
2. Классификация растительных тканей
* Образовательные ткани
Строение клеток и тотипотентность
Функции и понятие дифференцировки клеток
Классификация по происхождению
Первичные

Вторичные

Классификация по местоположению
Верхушечные или апикальные

Боковые или латеральные

Вставочные или интеркалярные

Раневые меристемы. Каллус.
* Покровные ткани
Первичные покровные ткани
Эпидерма

Эпиблема

Вторичные покровные ткани

Перидерма или пробка

Корка

* Основные ткани или паренхимы
Ассимиляционная паренхима или хлоренхима
Запасающая паренхима
Поглощающая паренхима
Водоносная паренхима
Воздухоносная паренхима
* Механические ткани
Склеренхима
Лубяные волокна

Древесинные волокна

Склереиды

Колленхима
Пластинчатая

Уголковая

* Проводящие ткани
Флоэма
Ксилема
Проводящие пучки
* Выделительные ткани
Внутренней секреции
Внешней секреции

Лекция №4. Вегетативные органы растений, корень.

1) Вегетативные и генеративные органы.

1.1. Вегетативные – корень, стебель, лист

1.2. Генеративные – цветок, плод, соцветие и др.

2) Черты, присущие органам растений – полярность, симметрия, тропизм, особенности роста.

3) Корень. Признаки корня. Функции корня.

4) Классификация корней по форме

5) Классификация по отношению к субстрату

6) Классификация по происхождению – главный, боковые, придаточные

7) Корневая система

8) Классификация корневых систем по происхождению и по форме

9) Зоны кончика корня – корневой чехлик, зона деления, зона растяжения (зона роста), зоны всасывания, зона проведения.

10) Строение корня в зоне деления – конус нарастания корня (дерматоген, плерома, периблема).

11) Строение корня в зоне всасывания (первичное строение корня)

11.1. Эпиблема и механизм поглощения корнем воды и минеральных веществ

11.2. Первичная кора – экзодерма (утолщенные стенки, защитная функция), мезодерма (поглощающая паренхима), эндодерма (мертвая в один ряд, пояски Каспари, пропускные клетки).

11.3. Центральный цилиндр – перицикл (первичная боковая меристема), радиальный проводящий пучок (диархный, тетрархный и т.д.)

12) Переход ко вторичному строению корня

12.1. Где начинает закладываться камбий

12.2. Сплошное кольцо камбия, камбий неоднородный по происхождению (из клеток тонкостенной паренхимы и из перицикла)

12.3. Камбий делится неравномерно (паренхимного происхождения – проводящие ткани, перициклического – паренхиму сердцевинных, или радиальных, лучей)

12.4. Образование феллогена и слущивание первичной коры

Лекция №5. Метаморфозы корня.

1. Понятие метаморфоз
2. Метаморфозы корня

2.1. Запасающие корни – корнеплоды и корнеклубни в чем отличие одних от других

2.2. Микориза

2.3. Клубеньки

2.4. Контрактильные корни

2.5. Досковидные корни

2.6. Столбовидные

2.7. Ходульные и дыхательные

Лекция №6. Стебель.

1 Стебель как ось побега

2.Признаки стебля и функции. Побег.

3.Морфологическое строение побега – узел, междоузлие, пазуха, метамера

4.Классификации побегов – по направлению роста, по длине междоузлий, по расположению побегов в пространстве

5.Морфологическая классификация жизненных форм растений по И.Г. Серебрякову (древесные, полудревесные, травы, лианы)

6.Почка- зачаточный побег. Строение и классификация почек по составу, местоположению на стебле, по наличию защитных чешуй, со состоянию.

7.Листорасположение

8.Нарастание и ветвление

9 Анатомия стебля

Конус нарастания – туника и корпус, расположение меристем в стебле

Прокамбий и камбий

Первичное строение стебля - пучковое, сплошное

10.Стебель кукурузы и ржи – пучковое первичное строение стебля

11.Вторичное строение стебля двудольных - сплошное(непучковое), пучковое, переходное

12.Стебель льна, кирказона, подсолнечника, древесный стебель липы.

Лекция № 7. Лист.

1. Определение и признаки листа

2.Функции листа.

3. Части листа - листовая пластинка, черешок, прилистники, влагалище, язычок, ушки, раструб.

4. Классификация листьев.

Простые и сложные

По форме листовой пластинки

По форме края листовой пластинки

По форме основания листвой пластинки

5. Формации листьев

6. Гетерофиллия

7. Жилкование листьев

8. Анатомическое строение дорзо-вентрального листа

9. Анатомия изолатерального листа

10. Анатомические особенности хвои сосны

Лекция №8. Метаморфозы листа и побега.

1. Что такое метаморфозы и видоизменения органов растения

2. Аналогичные и гомологичные органы

3. Метаморфозы листа

Мясистые листья (алоэ, очитки, агавы)

Усики (горошек заборный, чина безлистная, ломонос джунгарский)

Колючки (кактус, робиния, молочаи, акация-флейта)

Филлодии (акации Австралии)

Ловчие аппараты (росянка, ловчий кувшинчик, пузырчатка)

4. Метаморфозы побега

Мясистые стебли(кактус)

Усики (арбуз, виноград, пассифлора)

Колючки (терн, слива, груша, боярышник)

Кладодии и филлокладии (мюленбекия, зигокактус, иглица)

Корневище

Длиннокорневищные(пырей, свинорой, мать-и-мачеха)

Короткокорневищные растения (ирис, купена, бадан)

Столон

Клубень

Надземные клубни (кольраби,орхидеи)

Корневищные клубни (колоказия=таро)

Клубни на столонах (картофель, паслен клубненосный, топинамбур, чистец японский)

Луковица

Имбрикатная(лилия)

Туникатная (лук, гиацинт)

Полутуникатная (пролеска)

Клубнелуковица (гладиолус)

Кочан (капуста белокочанная)

Лекция №9. Размножение растений.

1. Что такое размножение

2. Виды размножения

3.Вегетативное размножение растений

Естественное

Искуственное (черенкование, прививка,отводки, клональное микроразмножение)

4. Собственно бесполое размножение

Что такое спора

Место мейоза в жизненном цикле растений

Спорофит

Спорангии

Спорогенез

Равноспоровость

Разноспоровость

5. Половое размножение

Суть полового процесса

Гаметы, оплодотворение, зигота

Типы полового процесса

Изогамия,

Гетерогамия

Оогамия

Хологамия

Конъюгация

Половые органы растений

6. Чередование поколений и смена ядерных фаз

Лекция №10. Систематика растений.

1. История систематики

2. Таксоны

3. Номенклатура

4. Филогенетические ситемы

5. Надцарство Прокариоты

Общая характеристика

6. Царство Дробянки

Отд. Архебактерии

Отд. Эубактерии

Отд. Цианобактерии

7. Особенности представителей отдела Цианобактерии

8. Распространение и значение цианобактерий

9. Надцарство Эукариоты

Общая характеристика

10. Царство Растения

Общая характеристика

11. Подцарство Низшие растения

Отличие низших от высших

Курс ориентирован на бакалавров и магистров, специализирующихся по биологическим дисциплинам, а также на учителей биологии средних школ. Он будет полезен и интересен школьникам, углублённо занимающихся биологией, специалистам по промышленному культивированию водорослей и грибов, всем тем, кто любит собирать и выращивать грибы.

Курс состоит из двух блоков лекций: альгология и микология . Он начнётся с вводной лекции о положении «низших растений» в современной многоцарственной системе органического мира. В курсе учтены все последние достижения в систематике, он даёт полное представление о роли этих организмов в природе.

  • Лекции первого блока читает Белякова Галина Алексеевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры микологии и альгологии. В курсе альгологии речь идёт о водорослях, их биологии, экологии, рассмотрены новейшие подходы к систематике этой группы.
  • Второй блок лекций по микологии читает Кураков Александр Васильевич, доктор биологических наук, заведующий кафедрой микологии и альгологии. В курсе микологии рассмотрены грибы, лишайники и миксомицеты. Курс построен с учетом всех современных знаний в систематике, объекты рассмотрены согласно классификации, которая существует на сегодняшний день.

Системы всех этих групп организмов претерпели в последнее десятилетие очень большие изменения, они продолжаются и в настоящее время. Это обусловлено активным применением современных молекулярно-генетических, цитологических и биохимических методов, вовлечением в исследования все более широкого круга представителей разных таксонов «низших растений». Этот курс даст представление о многообразии организмов, объединяемых понятием низшие растения и их месте среди других организмов. Будут рассмотрены современные подходы к их систематике, даны примеры представителей разных таксонов, их жизненных циклов и экологических стратегий, метаболических возможностей. Освоение материалов курса позволит глубже понять их роль в биосфере, успешнее вести поиск и использовать в биотехнологиях, медицине, сельском хозяйстве и охране окружающей среды.

После каждой видеолекции слушателям необходимо выполнить проверочное тестирование, а после каждого блока - итоговое тестирование. В завершении курса будет проведена квалификационная работа.

Формат

Форма обучения заочная (дистанционная)
Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видеолекций и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов.
Важным элементом изучения дисциплины является написание творческих работ в формате сочинения-рассуждения по заданным темам, которые должны содержать полные развёрнутые ответы, подкреплённые примерами из лекций, знаний, полученных из дополнительно прочитанных обзорных и экспериментальных статей, собственных наблюдений.

Требования

Курс в первую очередь рассчитан на студентов 1 и 2 курсов, обучающихся по биологическим специальностям бакалавриата или специалиста. Лекции будут интересны не только студентам, обучающимся по направлению ботаники, но и изучающим смежные области: цитологию, микробиологию, гидробиологию, экологию, биохимию, биоинженерию, биотехнологию, а также студентам, обучающимся в магистратуре по непрофильным специальностям: сельскохозяйственным наукам, в первую очередь фитопатологам, медицине (медицинским микологам, микробиологам и дерматологам), биофизике. Курс также заинтересует студентов, учащихся в педагогических вузах и желающих связать свою жизнь с преподаванием биологии.

Результаты обучения

В результате освоения курса слушатель получает представление о базовых понятиях в микологии и альгологии, месте водорослей, грибов и родственных им организмов в органическом мире, строении, разнообразии, жизненных циклах и роли в природе. Узнает о современных филогенетических системах этих организмов, насущных проблемах и последних достижениях в этой области знаний и практическом применении этих знаний человеком.

— наука о растениях. Она является комплексной дисциплиной, в состав которой входят разделы, изучающие строение растений (анатомия), процессы их жизнедеятельности (физиология), классификацию (систематика), закономерности распределения растений на земном шаре (география), структуру растительных сообществ (геоботаника), взаимосвязь растений и окружающей среды (экология), ископаемые растения прошлых геологических эпох (палеоботаника).

Растительный мир богат и разнообразен. Он насчитывает более 500 тыс. видов. Разнообразие растительного мира заключается в наличии одноклеточных и многоклеточных форм; одно-, двух- и многолетних растений: трав, кустарников и деревьев. Огромные пространства суши покрыты лесами и лугами. Растения заселяют все водные пространства. Они встречаются в пустынях и высоко в горах.

Значение растений в первую очередь определяется тем, что они способны к фотосинтезу. Зеленые растения снабжают кислородом все живые существа, обитающие на Земле. В процессе фотосинтеза они поглощают углекислый газ и выделяют кислород, создают органические вещества, которые служат пищей человеку и животным, увлажняют воздух. Поглощая из почвы растворы минеральных солей, растения участвуют в круговороте веществ в природе, в процессах почвообразования. Человек использует растения в качестве продуктов питания (злаковые, плодовые, овощные), как источник сырья для промышленности (каучуконосные, сахаристые, эфиромасличные, волокнистые, лекарственные). Велико также эстетическое значение растений в жизни человека.

Объекты изучения школьного курса ботаники по современной систематике относятся к трем различным царствам: