Занятия жителей древних шумерских государств. Шумеры. Каменная фигурка храмового служителя

«По мнению большинства современных ученых, именно шумерская цивилизация – древнейшая культура человечества. Данное открытие было сделано лишь в середине 19 века. Основная доля в изучении древней цивилизации принадлежит не археологам, антропологам и этнографам, а лингвистам, которые и открыли научному миру старейшую культуру Междуречья, наследие которых и переняли Вавилонская и Ассирийская империи. За многие века «черноголовые» шумеры практически канули в небытие. Они не описаны даже в записях Древнего царства Египта. В Библии сообщается о городе Ур. Однако ничего не упомянуто об этом таинственном и уникальном народе.»

Многие загадки старейшей цивилизации Месопотамии еще не разгаданы и подлежат изучению, но расшифрованные образцы клинописи и последовавшие за ними археологические раскопки доказывают, что народ, проживавший на территории между реками Тигр и Ефрат , для своей эпохи обладали довольно развитой культурой. Их знания и научные открытия стали культурным наследием для следующих хозяев данной территории.

Некоторые ученые утверждают, что шумеры поселились на территории Месопотамии (точнее, на юге) в конце IV тыс. до н.э. Остальные археолог и этнографы датируют первое появление данного народа на юге Междуречья в начале III тыс. до н.э. Известно, что к их приходу на Двуречье, здесь уже проживали немногочисленные племена убейдской культуры . Считается даже, что шумеры заселили Междуречье после Всемирного потопа , который приблизительно датируется 2900 г. до н.э. (начало III тыс. до н.э). Однако есть версия, что «черноголовые» (самоназвание шумеров) могли поселиться в Южной Месопотамии и до наводнения. Поселившись в устье рек, шумеры основали свой первое город, названный Эридой (ныне археологический городок Абу-Шахрейн на юге Ирака) и где по легенде началось зарождение великой цивилизации. Известно, что проживавшее на юге местное население было семитского происхождения. «Черноголовые » не имели с автохтонными жителями, ни антропологического, ни языкового сходства. Это были абсолютно чуждые друг другу народы. К началу III тыс. до н.э. шумеры, покоряя всю долину Месопотамии , основали свои первые города: Урук, Ур, Лагаш, Ларса, Умма, Киш, Мари, Шуруппак, Ниппур . В своем развитии данная цивилизация прошла несколько исторических периодов. Первый этап развития цивилизации получил название урукского периода. Первый город шумеров Урук, построенный предположительно еще до потопа, в XXVIII -XXVII вв. до н.э., в период правления Энмеркары, Лугальбанды и Гильгамеша подчинили почти весь юг Междуречья под своей властью. В середине III тыс. до н.э., на территории Южного Двуречья поселяются племена аккадцев – представителей восточной ветви семитов. Недалеко от Киша, они сооружают город Аккад. Пришельцы начинают перенимать у развитых городов-государств их культуру, не забывая при этом и воевать со своими соседями. По мере расширения борьбы между шумерскими правителями за гегемонию, возрастала роль Аккада, как нового центра объединения всего Междуречья. В 2316 г. до н.э. , Саргон Древний (2316- 2261 гг. до н.э.), воспользовавшись захватом правителя Урука Лугальзаагеси Киша, основал во Верхней Месопотамии свое царство. В период его правления все Междуречье оказалось объединено под властью одного царя. К 2200 г. до н.э. Аккадское царство ослабевает и оказывается бессильно перед нашествием кочевников с севера – гутиев (кутиев). Завоеватели сохраняют внутреннюю независимость шумерских городов-государств. Начинается эпоха междуцарствия. Главенство переходит III династии Ура. С 2112 по 2003 г. до. н.э. длится период расцвета шумерской цивилизации. В 2003 г до н.э. Элам , расположенный на юго-западе современного Ирана и давний соперник месопотамских городов, вторгся на территорию Междуречья и взял в плен последнего правителя Ура. После этого начинается эпоха анархии. Амореи получили полный контроль над Двуречьем. В XIX в. до н. э эламиты основывают на территории Междуречья новые города. На месте древнего Кадингирра были заложены основы Вавилона , центра будущего одноименного царства, основателем которого являлся аморейский вождь Сумуабум. Своего наибольшего могущества Вавилонское царство достигло при царе Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.). При этом правителе границы государства были значительно расширены. Основными противниками в борьбе за гегемонию являлись Ларса и Элам. В 1787 г. до н.э. были захвачены Иссин и Урук. В 1764 г. до н.э. армия Вавилонского царства победила союзные силы Эшнунны , Малгиума и Элама. В 1763 г. до н.э. Ларса была завоевана войсками Хаммурапи, а в 1761 г. до н.э. вавилонского царя признали правители Малгиума и Мари. Завоевания Вавилона завершились присоединением в 1757 - 1756 гг. до н.э. ассирийских городов Ашшура и Ниневии , а также царства Эшнунна. Вся Южная Месопотамия и часть Северной Месопотамии оказалась под властью Вавилонского царства. В дальнейшем в Вавилоне сменилось несколько династий, государство пережило несколько кризисов и захват Ассирией. Еще в период вторжения эламитов, семитов по происхождению, нарушился этнический баланс. Шумерский язык в письменных документах вытесняется аккадским языком, употребляясь лишь в религиозных обрядах и как язык науки. Шумеры становятся культовым народом, оставившими после себя лишь богатый багаж знаний для следующих цивилизаций.

Дальнейшими народами данного региона первым была позаимствована религия. В Шумере имелся большой пантеон божеств, свои обычаи и обряды. Изначально верховным божеством считался Ан – небесный бог. Затем его место занял его сын Энлиль – бог ветра. Супругой главного бога была Нинлиль, которая произвела на свет бога-покровителя Луны – Нанну. Пантеон божеств дополняли Нинурта –бог войны, Нергал – владыка загробного мира, Намтар – божество судьбы, Энки – хозяин мирового океана и символ мудрости, Инанна – покровительница земледелия, Уту – бог солнца и другие божества. Основным духовным центром шумеров являлся город Ниппур. Чрезвычайно высокой была вера в духов, как злых, так и добрых, воплощений болезней и невзгод. Цари считались земными олицетворениями богов. Не менее значимую роль в шумерских городах – государствах играли жрецы. Они являлись не только исполнителями воли божеств и царей, но и участвовали в обрядах жертвоприношения. Из их среды выходили врачи, астрономы и оракулы. Каста жрецов обладала наследственным статусом. Верховный жрец города избирался путем своеобразного конкурса. В раннем Вавилонском царстве главным богом считался Мардук . Другим верховным богом был Шамаш - бог солнца. Возникает культ поклонения умершим царям.

Основную роль в зарождении и развитии цивилизации играла письменность, без которой невозможно было производить расчеты и отмечать памятные моменты в истории народа. Шумеры, как этнос существенно отличались от автохтонного населения Месопотамии. Северная часть Междуречья была заселена семитами. Язык местного населения назвали в честь переселившейся на Двуречье восточной ветви семитов аккадским. Шумеры же, из-за сложности определения их антропологического типа и полного отсутствия родства их языка с другими языковыми группами вызывают много вопросов. Однако создание клинописной письменности относят именно к шумерам. Их письмо состояло из сотен знаков-пиктограмм, которые аккуратно наносились на глину, являвшимся единственным материалом для письма. Орудием для написания служила тростниковая палочка, кончик которого имел трехгранную заточку(форму клина). Затем они обжигались, что придавало им прочность. Причем каждый знак мог обозначать одновременно несколько слов. Древние письменные образцы являлись своеобразной формой ребусов. По мере совершенствования пиктограммы , как дублировались, так и записывались на некотором расстоянии друг от друга. Аккадцы , вытеснившие с исторической арены шумеров, из-за различия в языках не могли полностью перенять письменность своих территориальных соседей. Однако большинство элементов послужили основой для аккадской письменности. Большая часть исторического материала о шумерах, аккадцах и их исторических преемников в лице вавилонян и ассирийцев была получена после сенсационного обнаружения в 1849 году британским археологом О. Лэярдом останков знаменитой библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала . Здесь было имелось свыше 30 тысяч глиняных книг с клинописной письменностью. На них, как фольклорные произведения разных исторических эпох, так и научные расчеты жрецов. Наиболее знаменитым открытием стал аккадский «Эпос о Гильгамеше», который сообщает о периоде правления царя Урука , разъясняет суть человеческой жизни и смысл бессмертия. Еще одним произведением, найденным в знаменитой библиотеке, является древневавилонская «Поэма об Атрахисе », сообщающая о знаменитом наводнении и сотворении людского рода. Сохранилось множество табличек с астрологическими записями. Большая часть глиняных книг являлись переписанными копиями древних шумерских, аккадских и древневавилонских сказаний . Пожар не уничтожил древние произведения. Однако некоторые глиняные таблички были разбиты. Ключом для расшифровки клинописной письменности послужила Бехистунская надпись, обнаруженная в 1835 году английским офицером Генри Роулинсоном на территории Ирана , вблизи Хамадана. Надпись была высечена на скале в честь военных побед персидского царя Дария I и относятся примерно к 516 г. до н.э. Данный исторический памятник состоит из рельефного изображения сцены с царем, а под ним длинная надпись и ее копии на других древних языках. За 14 лет дешифровки было определено, что это одна и та же запись на 3 языках. Первая группа знаков на древнеперсидском языке, вторая на эламском языке, а третья – вавилонском языке, содержавшем элементы древневавилонского языка , позаимствованного у аккадцев. Таким образом, становится ясно, что шумеры создали свою уникальную письменность для будущих цивилизаций, а сами исчезли с исторической сцены.

Основным занятием населения городов-государств Шумера являлось земледелие. Имелась довольно развитая ирригационная система. Аграрный документ шумерской литературы «Земледельческий альманах» содержал советы по улучшению плодородия почвы и разведения сельскохозяйственных культур. В шумерских городах не менее развитым было и разведение крупного и мелкого рогатого скота. Шумеры также изготовляли различные металлические изделия из бронзы. Они были знакомы с гончарным кругом и колесом. Первая печь для обжига кирпичей также относится к изобретениям этого народа. Ими изобретена первая государственная печать. Шумеры являлись прекрасными врачами, астрологами и математиками. В библиотеке Ашшурбанипала обнаружены глиняные таблички, содержавшими медицинские базовые знания о гигиене теле, дезинфекции ран и о простых операциях. Астрономические расчеты в основном проводились в Ниппуре . Изучались движения Солнца, Луны и планет. Ими основан собственный календарь, где в году имелось 354 дня. Цикл состоял из 12 лунных месяцев, а для приближения к солнечному году прибавляли дополнительно еще 11 дней. Шумеры были знакомы и с планетами Млечного Пути. Уже тогда у них, центром системы является Солнце, вокруг которого расположены планеты. Математические знания шумеров основывались на шестидесятеричной системе исчисления и ближе к современной геометрии, чем к классической геометрии.

Не менее развитой была и архитектура шумерских городов-государств. Шумеры не имели понятия о каменных постройках. Поэтому, основным материалом для постройки служил сырцовый кирпич. Из-за того, что большая часть населенных шумерами территорий составляли болота, архитектурные сооружения строились на искусственных платформах. При постройке использовались арки и своды. Археологические раскопки на территории современного Ирака выявили много памятников шумерской цивилизации . Наибольший интерес представляют 2 храма (Белый и Красный), найденных на территории древнего города Урук и построенных в честь богинь Ану и Инанна . Еще один памятник шумерской эпохи – храм богини Нинхурсаг на территории города Ур. Вход в храм охраняют две скульптуры льва, сделанных из дерева. Самой знаменитой формой архитектурных построек были зиккураты – небольшие ступенчатые башни прямоугольной формы с небольшой платформенной надстройкой сверху, считавшимся жилищем божеств. Скульптурное дело также являлось развитым делом в городах Шумера. В 1877 году в местности Телло обнаружена миниатюрная статуэтка жреца Лагаша . Аналогичные фигурки правителей и жрецов были найдены по всему археологическому комплексу в Ираке.

Шумерская цивилизация являлась родоначальницей всех культур Месопотамии. Она поделилась своим культурным наследием с наследниками в лице Вавилона и Ассирии , при этом оставшись загадочной и легендарной для последующих поколений. Несмотря на расшифровку некоторых записей, до сих пор остаются неизвестными антропологический тип, язык и историческая прародина шумеров.

Выходили из берегов и затопляли все вокруг, пропитывая сухую землю и оставляя плодородный ил. Шумеры рыли оросительные каналы и возводили плотины, чтобы создавать запасы воды и подавать ее на поля.

Ремёсла шумеров

Вскоре земледельцы стали выращивать больше зерна, чем потребляли сами. Отпала нужда всем заниматься земледелием, и некоторые в свободное время стали обучаться таким сложным ремеслам, как гончарное дело и ткачество.

Сначала шумеры жили в домах, построенных из тростника. Позже они научились изготавливать сырцовые кирпичи из глины, в которую добавляли для прочности рубленую солому.

Металлообработка

Шумеры были искусными мастерами по металлу и делали прекрасные изделия из золота, серебра и меди.

Резьба по камню

Шумерские скульпторы вырезали из камня небольшие фигурки молящихся людей . Люди верили: если они поставят такую статуэтку в храм, то фигурка будет молиться за них.

Гончарный круг

Для гончарного дела у шумеров было в избытке глины. Сначала месили глину ногами, затем придавали форму горшкам на гончарном круге, а потом их обжигали в специальных печах. До 3500 г. до н. э., когда был изобретен гончарный круг, горшки лепили вручную.

Торговля шумеров

В Шумере не было ни металлов, ни камня, ни твердых пород деревьев, поэтому все это приходилось ввозить из других стран. В свою очередь шумеры продавали зерно и шерсть, а также керамические сосуды и изделия из металла, изготовленные в их мастерских.

Шумерские торговцы по каналам и рекам добирались до Персидского залива и даже еще дальше. Они вели торговлю с купцами, приплывавшими и с запада, с побережья Средиземного моря, и с востока, из долины Инда.

Изобретение письменности

Земледельцам приходилось отдавать часть своего урожая в храм, а служителям храма необходимо было знать, внес ли земледелец свою часть. Вероятно, письменность развилась из необходимости записывать подобного рода сведения. Материал с сайта

  • Сперва делали примитивный рисунок предметов, которые требовалось внести в список. Такие рисунки называются пиктограммами.
  • Рисунки один под другим выводились на куске сырой глины.
  • Позже изменили способ письма на глине и стали писать горизонтально. Это позволило не размазывать уже начертанные пиктограммы.
  • Из-за формы среза тростникового пера на смену пиктограммам постепенно пришли клинообразные знаки. Этот вид письма называют клинописью.

Изобретение колеса

После изобретения гончарного круга люди поняли, что колеса можно приставить к повозкам и колесницам, а последние использовать для поездок и перевозки грузов. Осел, впряженный в повозку, за один раз мог перевезти в три раза больше поклажи, чем на спине

Картинки (фото, рисунки)

  • Изготовление сырцовых кирпичей
  • Земледельцы, занятые расчисткой канала
  • Земледельцы, доставляющие зерно в храм
  • Золотой кинжал и ножны
  • Купцы ведут торг на многолюдном шумерском рынке
  • Каменная фигурка храмового служителя
  • Гончары за работой
  • Колесо с шумерской колесницы
  • Предмет и пиктограмма
  • Приплюснутый кусок глины и тростниковое перо
  • Горизонтальный способ письма


Жизнь и занятия жителей шумерского города!

  • Шумеры - древний народ, некогда населявший территорию долины рек Тигра и Евфрата на юге современного государства Ирак (Южная Месопотамия или Южное Двуречье). На юге граница их обитания доходила до берегов Персидского залива, на севере - до широты современного Багдада.



  • Шумерская астрономия и математика были точнейшими на всем Ближнем Востоке. Мы до сих пор делим год на четыре сезона, двенадцать месяцев и двенадцать знаков зодиака, измеряем углы, минуты и секунды в шестидесятках - так, как это впервые стали делать шумеры.


  • Шумеры - "черноголовые". Этот народ, появившийся на юге Месопотамии в середине III-го тысячелетия до нашей эры неизвестно откуда, сейчас называют "прародителем современной цивилизации" , а ведь до середины 19-го века никто о нём даже не подозревал. Время стерло Шумер из истории и, если бы не лингвисты, возможно мы бы никогда не узнали о Шумере.


  • Но начну я, наверное, с 1778-м года, когда датчанин Карстен Нибур, возглавлявший экспедицию в Месопотамию 1761-м года, опубликовал копии клинописной царской надписи из Персеполя. Он первый предположил, что 3 колонки в надписи - это три разных вида клинописи, содержащих один и тот же текст.




    В 1798-м году ещё один датчанин, Фридрих Христиан Мюнтер высказал гипотезу что письмена 1-го класса - это алфавитная староперсидская письменность (42 знака), 2-го класса - слоговое письмо, 3-го - идеографические знаки. Но первым удалось прочесть текст не датчанину а немцу, преподавателю латыни в Геттингене, Гротенфенду. Внимание его привлекла группа из семи клинописных знаков. Гротенфенд предположил что это слово Царь, а остальные знаки были подобраны исходя из исторических и лингвистических аналогий. В конце концов Гротенфенд сделал следующий перевод: Ксеркс, царь великий, царь царей Дария, царя, сын, Ахеменид


  • За основание в Шумерской системе берется не 10, а 60, но затем это основание странным образом заменяется числом 10, затем, 6, а затем снова на 10 и т.д. И таким образом, позиционные числа выстраиваются в следующий ряд: 1, 10, 60, 600, 3600, 36 000, 216 000, 2 160 000, 12 960 000.



    Шумерско - Аккадская цивилизация была колыбелью современной письменности. Шумерскую письменность заимствуют финикийцы, у финикийцев греки, а на греческом, во многом базируется латынь, ставшая базой для большинства современных языков. Шумеры открыли медь и металлургию на ее основе. Первые основы государственности и реформаторства. Храмовую архитектуру, там появился особый тип храма - зиккурат, это храм в виде ступенчатой пирамиды.



Шумерская цивилизация возникла резко, внезапно, достигла невероятного развития и столетия оставалась центром Мира. Эта загадочная и неизвестная цивилизация вызывает ожесточенные споры в научных кругах, а их удивительная мифология и космогония будоражат фантазию и рождают самые удивительные гипотезы.

Во второй половине 4-го тыс. до н.э. в Южной Месопотамии появились шумеры - народ, который в более поздних письменных документах называет себя "черноголовыми" (шумер. "сангнгига", аккад. "цальмат-каккади"). Это был народ этнически, лингвистически и культурно чуждый семитским племенам, заселившим Северную Месопотамию приблизительно в тоже время или несколько позднее. Шумерский язык, с его причудливой грамматикой не родственен ни одному из сохранившихся до наших дней языков. Относятся к средиземноморской расе. Попытки отыскать их первоначальную родину до сих пор оканчивались неудачей. По всей видимости, страна, откуда пришли шумеры, находилась где-то в Азии, скорее в горной местности, но расположенной таким образом, что её жители смогли овладеть искусством мореплавания. Свидетельством того, что шумеры пришли с гор является их способ постройки храмов, которые возводились на искусственных насыпях или на сложенных из кирпича или глиняных блоков холмах-террасах. Едва ли подобный обычай мог возникнуть у обитателей равнин. Его вместе с верованиями должны были принести со своей прародины жители гор, воздававшие почести богам на горных вершинах. И ещё одно доказательство - в шумерском языке слова "страна" и "гора" пишутся одинаково. Многое говорит и за то, что шумеры пришли в Месопотамию морским путём. Во-первых, они, прежде всего, появились в устьях рек. Во-вторых, в их древнейших верованиях главную роль играл бог Энки, чей "дом" - Абзу - находился на дне океана. И, наконец, едва поселившись в Двуречьи, шумеры сразу же занялись организацией ирригационного хозяйства, мореплаванием и судоходством по рекам и каналам. Первые шумеры, появившиеся в Месопотамии составляли небольшую группу людей. Думать о возможности массовой миграции морским путём в то время не приходится. В эпосе шумеров упоминается их родина, которую они считали прародиной всего человечества - остров Дильмун.

Обосновавшись в устьях рек, шумеры овладели городом Эреду. Это был их первый город. Позднее они стали считать его колыбелью своей государственности. По прошествии ряда лет, шумеры двинулись вглубь Месопотамской равнины, возводя или завоёвывая новые города. Для наиболее отдалённых времён шумерская традиция является настолько легендарной, что не имеет почти никакого исторического значения. Уже из данных Бероса было известно, что вавилонские жрецы делили историю своей страны на два периода: "до потопа" и "после потопа". Берос в своём историческом труде отмечает 10 царей правивших "до потопа" и приводит фантастические цифры их правления. Те же данные приводит и шумерский текст 21-го века до н.э., так называемый "Царский список". Кроме Эреду, в качестве "до потопных" центров шумеров "Царский список" называет Бад-Тибиру, Ларак (впоследствии малозначимые поселения), а также Сиппар на севере и Шуруппак в центре. Этот пришлый народ подчинил себе страну, не вытеснив - этого шумеры просто не могли - местного населения, а напротив они восприняли многие достижения местной культуры. Тождество материальной культуры, религиозных верований, общественно-политической организации различных шумерских городов государств отнюдь не доказывает их политической общности. Напротив, скорее можно предположить, что с самого начала экспансии шумеров в глубь Месопотамии возникло соперничество между отдельными городами, как вновь основанными, так и завоёванными.

I Этап раннединастического периода (ок.2750-2615 до н. э).

В начале 3-го тыс. до н.э. в Двуречье существовало около полутора десятков городов-государств. Окрестные, мелкие селения подчинялись центру, во главе которого стоял правитель, являвшийся иногда одновременно и военачальником и верховным жрецом. Эти мелкие государства принято в настоящее время именовать греческим термином "номы". Известны следующие номы, существовавшие к началу Раннединастического периода:

Древнее Междуречье

  • 1. Эшнунна. Расположен был ном Эшнунна в долине реки Диялы.
  • 2. Сиппар. Расположен выше раздвоения Евфрата на собственно Евфрат и Ирнину.
  • 3. Безымянный ном на канале Ирнина, позднее имевший центр в городе Куту. Первоначальными центрами нома были города расположенные под современными городищами Джедет-Наср и Телль-Укайр. Города эти прекратили своё существование к началу 3-го тыс. до н.э.
  • 4. Киш. Расположен на Евфрате, выше его соединения с Ирниной.
  • 5. Кеш. Расположен на Евфрате, ниже его соединения с Ирниной.
  • 6. Ниппур. Расположен ном на Евфрате, ниже отделения от него Интурунгаля.
  • 7. Шуруппак. Расположен на Евфрате, ниже Ниппура. Шуруппак, по-видимому, всегда зависел от соседних номов.
  • 8. Урук. Расположен на Евфрате, ниже Шуруппака.
  • 9. Ур. Расположен в устье Евфрата.
  • 10. Адаб. Расположен на верхнем отрезке Интурунгаля.
  • 11. Умма. Расположен на Интурунгале, в месте отделения от него канала И-нина-гена.
  • 12. Ларак. Расположен на русле канала, между собственно Тигром и каналом И-нина-гена.
  • 13. Лагаш. Ном Лагаш включал в себя целый ряд городов и поселений, расположенных на канале И-нина-гена и примыкающих к нему каналах.
  • 14. Акшак. Местоположение этого нома не совсем ясно. Обычно его отождествляют с позднейшим Описом и помещают на Тигре, против впадения в него реки Диялы.

Из городов шумеро-восточносемитской культуры, находившихся вне Нижней Месопотамии важно отметить Мари на Среднем Евфрате, Ашшур на Среднем Тигре и Дер, расположенный к востоку от Тигра, по дороге в Элам.

Культовым центром шумеро-восточносемитских городов был Ниппур. Возможно, что первоначально именно ном Ниппур назывался Шумером. В Ниппуре находился Экур - храм общешумерского бога Энлиля. Энлиль почитался, как верховный бог ещё в течение тысячелетий всеми шумерами и восточными семитами (аккадцами), хотя Ниппур никогда не представлял собой политического центра ни в историческое, ни, судя по шумерским мифам и легендам, в доисторическое время.

Южная часть Месопотамии (Двуречье - в узком смысле этого слова) образовалась постепенно в результате заполнения Персидского залива наносами Тигра и Евфрата. Морские воды все больше отступали на юг, уступая место болотистой равнине.

Во времена палеолита страна представляла собой сплошное болото, над которым носились тучи комаров и москитов. Жизнь для человека была здесь невозможной. Не случайно до сих пор археологи не обнаружили в этих местах ни одного палеолитического орудия".

Заселение Месопотамии происходит лишь в период неолита.

Первые обитатели страны занимались рыболовством и охотой. В VI тыс. до н.э. начинается переход к производящим формам хозяйства - мотыжному земледелию и скотоводству. Судя по археологическим данным, земледелие и скотоводство возникли впервые в горных областях к востоку от р. Тигр. В VII тыс. до н.э. здесь складывается древнейшая неолитическая культура, получившая по главному месту раскопок наименование культуры Джармо. Ее характерными памятниками являются изогнутые серпы. Возделывались злаковые, лен (что свидетельствует о зачатках ткачества).

Более развитой является Хассунская культура (VI тыс. до н. э), получившая название от городища Телль-Хассуна, на правом берегу Тигра, близ современного Моссула.

В поисках новых земель и пастбищ земледельческо-скотоводческие племена из предгорий Загросского хребта двинулись на запад и распространились по всей Верхней Месопотамии. Недостаток атмосферных осадков на новых местах заставил их предпринимать первые попытки искусственного орошения. Вместе с мелким рогатым скотом начинает разводиться крупный рогатый скот.

К концу VI тыс. до н.э. земледельческие и скотоводческие племена осваивают Нижнюю Месопотамию. В этой области экономическое развитие пошло более быстрыми шагами в результате перехода к ирригации.

Переход от присваивающих форм хозяйства (охоты и рыболовства) к более высоким нашел свое отражение в мифах древнейших обитателей страны (шумеров). В них подчеркивается, что изобретательницами мотыжного земледелия были женщины. Богиня Ашнан, которая называется "приветливой и щедрой девой", научила людей обрабатывать землю. Напротив, первыми пастухами выступают в мифах не богини, а боги, что отражает решающую роль мужчин в развитии скотоводства. Основными земледельческими культурами в Нижней Месопотамии были злаки (ячмень, двузернянка и др.). Возделывались огородные культуры (чеснок, лук, огурцы). Выращивалась финиковая пальма, ставшая основным фруктовым деревом Двуречья.

Переход от мотыжного земледелия к плужному знаменовал значительный сдвиг в развитии производительных сил. Открывалась возможность освоения более значительной посевной площади. Однако необходимо было отвоевать эту площадь у природы. Приходилось осушать болота, защищать поля от разливов Тигра и Евфрата, создавать запасы воды (на время засухи) в искусственных водохранилищах. Для этого необходимо было прорывать каналы, сооружать плотины, а на высоких, иссушенных солнцем участках копать колодцы. В дальнейшем все более совершенствуются способы поливки полей (ибо дожди в Двуречье идут главным образом зимой).

Благодаря труду многих поколений долина Тигра и Евфрата превратилась в плодородную страну, дающую небывалые урожаи (до сам-50 и более).

Многие сельскохозяйственные орудия (даже серпы и зернотерки) ухитрялись делать из глины. Именно в Двуречье впервые появились глиняные книги (таблетки с выдавленными на них знаками) и даже глиняные конверты.

Высушенный тростник шел на всевозможные изделия, а также служил топливом. Развитие сельского хозяйства и ремесла приводило к быстрому росту населения. Появляются значительные селения, и некоторые из них разрастаются в города, окруженные стенами. Население Двуречья не было однородным в этническом отношении. Процесс заселения страны происходил с двух сторон. С востока к берегам Тигра и Евфрата спускались шумеры, говорившие на языке, который трудно отнести к какому-либо языковому семейству.

По внешнему виду шумеров трудно смешать с другими народами. Приземистые, коренастые фигуры, округлые лица, выдающиеся носы, отсутствие бороды и усов - все это сильно отличает их от соседей.

С запада и северо-запада в Месопотамию проникали семитские племена - аккадцы. Их родиной были, по всем данным, Аравийский полуостров и Северная Африка, прошли они через Палестину и Сирию. По внешности они отличались от шумеров более стройными фигурами и продолговатыми лицами, обрамленными обычно бородами и бакенбардами.

Таким образом, между шумерами и семитами не зафиксировано какой-либо этнической розни. В северной части Месопотамии древнейшими обитателями были хурриты, позднее семитизированные.