Внеурочка по туризму рабочая программа. Рабочая программа и КТП кружка внеурочной деятельности «Спортивный туризм. по спортивно-оздоровительному направлению


1. Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Спортивный туризм» разработана на основе программы внеурочной деятельности. «Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность / П. В. Степанов, С. В. Сизяев, Т. Н. Сафронов. - М.: Просвещение, 2011г. (Работаем по новым стандартам)» для учащихся 1-4 классов
Целью внеурочной деятельности являются развитие познавательной, двигательной и коммуникативной активности обучающихся, укрепление их физического и психоэмоционального здоровья. При этом предполагается решение следующих задач:
освоение основных социальных норм, необходимых для безопасной жизнедеятельности в социальной среде и окружающей природе;
изучение основ туристско-краеведческого мастерства;
развитие природных задатков и навыков детей, способствующих их личностному самовыражению в туризме и краеведении;
мотивация к укреплению здоровья детей на занятиях туризмом и краеведением как в помещениях образовательного учреждения, так и в природных условиях; освоение технологии здорового образа жизни; усвоение норм сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья;
развитие познавательной и творческой активности обучающихся;
вовлечение обучающихся в творческую, поисково-исследовательскую и краеведческую деятельность: проведение наблюдений, опытов и др.;
воспитание и развитие коммуникативных и личностных качеств обучающихся в процессе формирования коллектива единомышленников - туристской походной группы;
развитие рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия со стороны, соотносить результат своей деятельности и деятельности товарищей с поставленной целью.
Кружок «Спортивный туризм» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 135ч для детей 7-11 лет.
Ценностные ориентиры содержания программы
Туристско-краеведческая деятельность позволяет решать как возрастные задачи, которые встают перед учеником младшего школьного и подросткового возраста, так и собственно педагогические задачи, связанные с воспитанием учащихся. Эта особенность туристско-краеведческой деятельности и положена в основу данной образовательной программы.
Самодеятельный пешеходный туризм - трудоёмкий, но очень интересный и полезный способ организации досуга учащихся. Такой туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность за общее дело; учит бережному отношению к родной природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности учащихся.
Сроки реализации программы.
1 класс 1 час в неделю - 33 часа, 2 класс 1 час в неделю - 34 часа, 3 класс 1 час в неделю - 34 часа, 4 класс 1 час в неделю - 34 часа. Всего135 часов.
Формы организации внеурочной деятельности.
наблюдения за явлениями природы и социальной средой в ближнем окружении обучающегося (родной край: школа, микрорайон, город). В процессе овладения этой практико-ориентированной деятельностью обеспечиваются целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях, осознание места и роли в нём человека;
двигательная деятельность общеразвивающей направленности в процессе занятий туризмом. В процессе этой деятельности укрепляется здоровье, совершенствуются физические и морально-волевые качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. Обеспечивается ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
-способы организации безопасной жизнедеятельности человека в природной и социальной среде, представленные в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих физическое и психоэмоциональное здоровье младшего школьника, а также сохранение окружающего мира;
-изучение природного и культурно-исторического наследия России. Изучение данного курса обеспечивает духовно-нравственное развитие
обучающихся, формирование гражданственности, воспитание нравственных чувств и трудолюбия, развитие творческих способностей и формирование основ социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Методологической основой содержания должны являться единство образовательного пространства и времени последовательной смены состояний развития личности обучающегося, а также его самовыражение, самоопределение и самореализация в активных формах деятельности. Важным при этом является относительно свободный выбор содержания, форм и методов деятельности (самодеятельности) на основе личностно ориентированного, развивающего образования и принципов деятельностного развития.
При организации внеурочной деятельности, являющейся продолжением образовательного процесса формального (начального) образования, следует чётко определять её отличительную психолого-педагогическую позицию: основной организационной формой должна стать сюжетно-ролевая игра. Ведь игра - интересный и захватывающий процесс, в котором каждому участнику, младшему школьнику, приходится реагировать на то, как складываются игровые ситуации. В процессе игры во внеурочной деятельности (на туристской прогулке, в походе или на экскурсии) выявляются индивидуальные особенности поведения ребёнка в различных сюжетно-ролевых ситуациях, раскрываются личностные качества, вырабатываются и постигаются определённые морально-нравственные ценности и культурные традиции.
При этом для педагога открывается возможность воздействовать на результаты внеурочной деятельности младших школьников одновременно по нескольким направлениям:
организация социального действия через изменение структуры самодеятельности обучающихся;
включение новых видов деятельности (например, оформление результатов игры в специальные созданные обучающимися продукты собственной деятельности: поделки, презентации, фотографии, стенгазеты, видеоролики, коллекции, инсценировки и т. п.);порождение новых очагов культуры в виде сообществ единомышленников, увлечённых одной идеей (целью): юных путешественников, исследователей, краеведов; создание клуба туристов и т. п.;
приобретение социального опыта через реализацию социально-профессиональных ролей в системе должностно-ролевого туристско-краеведческого самоуправления.
Реализация содержания предлагаемой программы рассчитана на год занятий. Содержание программы предполагает проведение занятий как на базе стационарной классной комнаты, так и на базе спортивного зала, школьного двора, парка или лесного массива.
Проектирование факультатива необходимо основывать на следующих принципах: природосообразности, культуросообразности, учёта возрастных особенностей детей, коллективности, патриотической направленности, диалогичности, саморазвития и самоопределения личности.
Программа внеурочной туристско-краеведческой деятельности учащихся (общий объём - 408 ч) ориентирована на детей двух возрастных категорий: младших школьников и подростков. В соответствии с этим в программе выделены два модуля.
1-й модуль - «Начала туризма и краеведения» (объём - 204 ч). Рассчитан на 2 года, исходя из 3 ч в неделю. Модуль ориентирован на учащихся 1-4 классов и нацелен на обучение детей первоначальным туристским навыкам, общефизическое развитие младших школьников и воспитание у них самостоятельности.
2. Тематический план программы:
№ Наименование разделов, тем Всего часов Количество часов Хар-ка деят. учащихся
1кл 2кл 3кл 4кл Аудиторные Внеаудиторные Аудиторные Внеаудиторные Аудиторные Внеаудиторные Аудиторные Внеаудиторные 1 Модуль «Начала туризма и краеведения» (для учащихся 1-4 классов) приобретение младшим школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни): приобретение знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены, о технике безопасности при занятии физическими упражнениями и туризмом, способах и средствах передвижения на местности пешком и на лыжах, способах ориентирования на местности и об элементарных правилах выживания в природе, о принятых в общественормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, российских традициях памяти героев отечественных войн, русских народных играх, о правилах конструктивной групповой деятельности на туристской прогулке и экскурсии, об основах организации коллективной деятельности в туризме и краеведении, о способах организации досуга, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
1.1 Вводное занятие 2 2 - - - - - - - 1.2 Поход-знакомство 4 1 - 1 2 - - - - 1.3 Безопасность юного туриста 2 1 - 1 - - - - - 1.4 Быт юного туриста 4 - - - - 1 - 1 2 1.5 Кухня юного туриста 6 1 - 1 - 1 1 - 2 1.6 Песни юного туриста 4 1 - 1 - 1 - 1 - 1.7 Легенды и были родного края 9 1 2 - 2 1 1 1 1 1.8 Ориентирование на местности 15 1 3 1 3 1 3 1 2 1.9 Топография 5 - - - 2 1 1 1 - 1.10 Туристские узлы и их назначение 6 1 - - 1 1 1 1 1 1.11 Преодоление препятствий 20 1 2 1 4 1 5 1 5 1.12 Туристские игры 8 1 3 1 3 - - - - 1.13 Туристская стенгазета 2 - - - - 1 - 1 - 1.14 Природоохранные акции 9 1 2 - 2 - 2 - 2 1.15 Походы выходного дня 19 1 5 - 4 1 3 1 4 1.16 Многодневные походы 20 1 3 1 3 1 5 1 5 Итого 135 13 20 8 26 11 23 10 24 Содержание деятельности
Модуль 1. Начала туризма и краеведения (204 ч)
1.1. Вводное занятие (2 ч). Что такое туризм и каково его значение в физическом и духовном развитии ученика. Анонс будущих занятий, форм и направлений деятельности. Нормы поведения в туристском коллективе и правила личной безопасности. Шуточные конкурсы начальных туристских навыков: укладка рюкзака «вслепую», бег в спальных мешках, переправа через «болото» по «кочкам» и т. п. Туристские песни под гитару.Поход-знакомство (8 ч) Подготовка к ознакомительному походу: техника безопасности, правила гигиены, групповое и личное снаряжение, цели и маршрут ознакомительного похода. Выбор ответственных за сбор и подготовку группового снаряжения, продуктов, медицинской аптечки, за проверку личного снаряжения туристов и состояние рюкзаков, разбивку бивака, разведение костра и заготовку дров, приготовление обеда, соблюдение чистоты на местах привалов и стоянок, за фотоотчёт о походе ит. п.; предварительная работа с ними. Сборы и проверка готовности к первому походу. Пеший однодневный поход группы по заранее намеченному маршруту и обучение школьников в естественных условиях похода элементарным туристским навыкам: правильному движению по дорогам и пересечённой местности, установке палаток, заготовке дров, разведению костра, приготовлению пищи на костре, уходу за собственной одеждой и обувью и т. п. Анализ в группе состоявшегося ознакомительного похода: самочувствия туристов, полученных ими впечатлений, проведённой ими работы и т. п. Фотоотчёт о состоявшемся походе «Наше первое приключение».
Безопасность юного туриста (2 ч). Правила поведения в лесу, у водоёмов, на болоте, в горах; правила передвижения по дорогам; правила обращения с огнём; правила обращения с опасными инструментами и спецснаряжением; правила общения с местными жителями; правила гигиены туриста.
Быт юного туриста (2 ч). Туристское снаряжение: групповое и личное. Распределение группового снаряжения в походе между мальчиками и девочками. Туристская одежда и обувь. Рюкзак. Укладка рюкзаков разного типа. Палатка, установка палаток разного типа. Походный лагерь. Место для костра. Топливо, правила хранения. Трудовая этика туриста. Тимуровская работа на маршруте. Отношение к памятникам истории и культуры. Отношение к природе.
Кухня юного туриста (6 ч). Продукты в походе. Калорийность. Походное меню. Упаковка и транспортировка продуктов. Сублимированные продукты. Сушка овощей, фруктов, хлеба в домашних условиях. Туристская посуда. Уход за котлами и канами. Приготовление пиши на костре. Выход группы на пикники с целью отработки навыков приготовления пиши.
Песни юного туриста (20 ч). Бардовская песня, туристская песня. Песни Ю. Визбора, В. Высоцкого, В. Ланцберга, О. Митяева, В. Егорова о человеке, судьбе, профессии. Проводится как открытое занятие, которое могут посетить родители школьников. Прослушивание песен в исполнении педагога под гитару, прослушивание песни в авторском исполнении (в записи). Автор песни. История песни. Обсуждение песни: что понравилось, о чём песня и т. п. Разучивание и исполнение полюбившейся песни.
Легенды и были родного края (14 ч). Интересные страницы истории родного края: родной край в древности, в Средневековье, в Новое время, в годы Великой Отечественной войны и т. п. Местные легенды и мифы. Герои и яркие личности родного края. Экскурсия в краеведческий музей: подготовительная беседа (куда идём, зачем идём, как себя ведём, что смотрим, что обсуждаем после экскурсии), посещение музея и беседа с экскурсоводом, возвращение и итоговая беседа о проведённой экскурсии (что запомнилось, что понравилось, что не понравилось, где и как можно организовать следующую экскурсию). Экскурсии или походы выходного дня к местам интересных исторических событий.
Ориентирование на местности (20 ч). Что нужно делать, если заблудился в лесу, и что нужно знать, чтобы не заблудиться. Север, юг, запад, восток. Компас и его назначение. Нахождение сторон света без компаса. Ориентиры на местности. Карты. Масштаб. Легенда карты. Чтение карт. Обращение с компасом и картой. Азимут. Азимутальный ход. Спортивное ориентирование: обучение и тренировки.
Топография (6 ч). Топографическая карта. Топографические знаки. Топографические игры. Топографический кроссворд. Топографический диктант.
Туристские узлы и их назначение (6 ч). Узлы, их назначение и применение в походе. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, восьмёрка, стремя, прусик, удавка, булинь, ткацкий, академический, схватывающий, грейпвайн и т. п. Отработка навыков завязывания туристских узлов. Конкурс «Узелок завяжется - узелок развяжется».
Преодоление препятствий (20 ч). Виды препятствий. Лесные завалы, овраги, крутые склоны, гари, болота, ручьи и реки, горные перевалы и т. п. Страховка и самостраховка. Страховочные обвязки. Правила преодоления лесных завалов. Переправа по кочкам и гатям. Спуск с крутого склона при помощи альпенштока. Спуск с крутого склона при помощи верёвки. Подъём по крутому склону при помощи верёвки. Переправа по бревну. Переправа по параллельно натянутым верёвкам. Переправа при помощи вертикального маятника. Переправа при помощи горизонтального маятника. Навесная переправа. Переправа рюкзаков. Отработка навыков преодоления препятствий.
Туристские игры (8ч). Совместная подготовка, проведение и анализ проведения спортивно-туристских игр и краеведческих викторин.
Туристская стенгазета (10 ч). Совместная подготовка, изготовление и презентация стенных газет, посвященных совершённым туристами экскурсиям и походам, а также знаковым датам туристского календаря (например, Всемирному дню туризма, Дню Земли и т. п.).
Природоохранные акции (12 ч). Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ природоохранных акций: уборка мусора в близлежащих лесопарках и скверах; расчистка близлежащих родников; развешивание кормушек и скворечников для птиц; огораживание муравейников и т. п.
/. 75. Походы выходного дня (32 ч). Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ похода в осенний лес с целью созерцания красот осенней природы, сбора гербария и зарисовок родной природы. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ лыжного похода в зимний лес с целью изучения следов животных. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ похода в весенний лес с целью наблюдения за тем, как просыпается природа. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ похода вдоль небольшой лесной реки с целью отработки навыков преодоления препятствий.
1.16. Многодневные походы (36 ч). Предварительный сбор школьников, собирающихся в многодневное путешествие, и их родителей: информирование о целях и условиях совершения многодневного похода. Определение состава группы, отправляющейся в поход. Разработка маршрута. Оформление документации, необходимой для совершения многодневного похода. Подготовка к многодневному походу: техника безопасности; правила гигиены; групповое и личное снаряжение; цели и маршрут похода. Изучение карт и краеведческого материала, связанных с маршрутом предстоящего похода. Распределение обязанностей на период подготовки многодневного похода. Определение системы сменных должностей на период совершения похода. Сборы и проверка готовности участников к первому походу. Совершение пешего многодневного похода группы по заранее намеченному маршруту. Итоговый групповой анализ состоявшегося похода. Фотоотчёт о состоявшемся походе.
4.Предполагаемые результаты реализации программы.
Воспитательные результаты внеурочной туристско-краеведческой деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьником знаний о правилах ведения здорового образа жизни; о правилах поведения человека в лесу, у водоёмов, на болоте, в горах; о правилах передвижения по дорогам; о правилах обращения с огнём; о правилах обращения с опасными инструментами; о правилах общения с незнакомыми людьми; об основных нормах гигиены; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры; о рисках и угрозах нарушения этих норм; о действенных способах защиты природы; об истории и культуре родного края; о тендерных нормах поведения мальчиков и девочек; об основах организации коллективной творческой деятельности.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками;
5.Формы контроля.
- викторины;
-праздники;
-соревнования;
-конкурсы;
-выставки;
-проект;
-практические работы;
-игры;
-походы;
-экскурсии;
6.Описание материально-технического обеспечения программы:
№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения. Количество.
1.Библиотечный фонд. 1. Комплект учебников «Физическая культура» для учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений / А.П. Матвеев. - М.: Просвещение, 2011. 2. Комплект учебников «Физическая культура» для учащихся 1-2 и 3-4 классов общеобразовательных учреждений / В.Я. Барышников и А.И. Белоусов под ред. М.Я. Виленского. - М. : Русское слово, 2010. 3 Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. - М. : РМАТ, 4 Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведческой работе, организации отдыха детей и молодёжи / сост. Ю.С. Константинов, С.В. Усков. - М. :ФЦДЮТиК, 5 Андерсен Х.К. «Снежная королева» и другие сказки: }