Смоленское православное кладбище. Смоленское кладбище. Васильевский остров Васильевский остров смоленское кладбище

10 августа (28 июля по старому стилю) совершается празднество в честь . В Санкт-Петербурге существует посвященная этой иконе церковь, которая располагается на . И храм, и кладбище много значили и значат для православных петербуржцев хотя бы потому, что здесь почивают мощи покровительницы Санкт-Петербурга блаженной Ксении. К этому празднику предлагаются воспоминания заслуженного врача, ветерана труда Галины Георгиевны Руденковой, посвященные судьбам Смоленского храма и кладбища в 40–50 годы XX века.

1945 год мы встретили далеко от Ленинграда, за Уралом, в эвакуации, и до поры до времени не могли выехать в родной город, чтобы со своими земляками встретить замечательный день радости и ликования – День Победы. Военный завод-дублер неохотно отпускал своих работников. Мы смогли вернуться в Ленинград только к осени 1945 года.

Немногочисленные храмы города были переполнены молящимися и вынужденными прихожанами. Люди после работы ежедневно шли на вечернее богослужение, где в благостной обстановке и в тепле коротали время, чтобы не докучать родственникам, приютившим их на время разрешения жилищной проблемы. Многие прожили в коридорах больших многокомнатных квартир до трех или даже пяти лет. Значительно позднее некоторых из них в храме я больше не видела.

Зимой 1945–1946 года утром в воскресенье мы спешили на Смоленское кладбище к стене часовни . Часовня была закрыта. К 10 часам утра приходил высокого роста, плотного сложения священник. Сверху на теплую меховую доху был одет подрясник, фелонь и епитрахиль. Рядом стояла средних лет женщина, чернявая, полная, ее он называл Дуня. Помощница священника в темном одеянии бодро собирала записки с небольшим, можно сказать – скудным, подаянием. Священник с добрым светлым лицом, полными губами и необыкновенно доброжелательными глазами сначала служил молебен, старательно прочитывая все имена. Часто поднимал глаза к небу и, видно, крепко молился о каждом из нас.

Иногда наше необычное богослужение под открытым небом сопровождалось снегопадом. На черной старинной скуфье священника вырастал маленький сугроб, эта вторая белая скуфья очень забавляла нас, детей, которые с матерями стояли на молебне и пытались осознать всё происходившее.

Затем служилась панихида. Помощница батюшки Евдокия пела громко, твердо, мы же робко подпевали батюшке и ей. Отец Василий (с какой-то богословской фамилией – то ли Введенский, то ли Преображенский) как-то особенно прочитывал имена усопших, упирая на слово «воин»: «воина Иоанна, воина Петра…» Женщины горько плакали. Иногда голос священника начинал дрожать, а по его крупному лицу текли слезы. Когда же пели «Со святыми упокой», никто не сдерживал слез, рыданий и причитаний, всех объединяло общее горе.

Дети целовали эти импровизированные иконочки. Где только батюшка доставал их в смутное время вражды против Церкви?

Служба, если так можно назвать молебен и панихиду, заканчивалась целованием креста. Батюшка, как мог, утешал молящихся, иногда детям раздавал немудрящие подарки – конфеты, маленькие фотографии икон. Дети целовали эти импровизированные иконочки. Где только он их доставал в это смутное время вражды против Церкви? Правда, в годы войны и человеческих страданий богоборчество приутихло, многие повернулись к Богу, многие были очевидцами чудес и спасения обратившихся ко Господу, тех, кто попадал в самые трагические ситуации.

Через некоторое время открыли часовню Ксении Блаженной, точной даты я не упомню, но помню, что когда ее открыли, создалось впечатление, что она никогда не закрывалась. На стенах висели старинные иконы, пол был покрыт изразцовой плиткой, а у окна на полу стояла низенькая, из нежно-белого мрамора гробница, очень гармоничной формы, с золоченым крестом на передней стенке. Дверей было две: в одну входили, в другую выходили после молебствия. После окончания панихиды и целования креста люди выходили, и на их место заходили следующие, заполняя внутреннее пространство часовни, и всё повторялось сначала: молебен, панихида и т.д. Очередь в часовню доходила до самого храма Смоленской иконы Божией Матери. Никто не лез вперед. Все с каким-то особенным благостным настроением стояли в этой очереди, рассказывали о своих бедах и невзгодах, делились радостями, знакомились и даже создавали семьи. Блаженная матерь Ксения – удивительная споручница семьи и детских судеб. Сколько чудес было около этих святых стен! Сколько радости приносила матушка Ксения измученным войной людям, особенно детям!

Малышке очень хотелось резиновый мячик. До того ли было матери, которая не знала, что выкупать по карточкам – валенки или галоши.

Одной маленькой девочке очень хотелось иметь резиновый мячик. До того ли было матери, которая не знала, что выкупать по карточкам – валенки или галоши. До игрушек дело не доходило. Как-то мать собирает девочку на службу в часовню, советует помолиться Ксении Блаженной и рассказать ей о своей мечте. Возвратившись домой, девочка с горечью жалуется маме, что никакого мячика она не получила. В это время раздается звонок в квартиру: на пороге стояла крестная девочки с резиновым мячом в шелковой сетке. Она пришла поздравить крестницу с Днем ангела и напомнить матери об этом семейном празднике.

Как-то однажды в воскресенье мы шли из часовни по главной дорожке и увидели, что боковые двери храма открыты и из них выносят старые доски, ржавое кровельное железо. Жители ближних домов рассказывали, что с соседнего храма очень красивой архитектуры снарядом снесло купол, и жители решили сохранить хотя бы кровлю и перенести железо в Смоленский храм, где крыша не пострадала от обстрелов. За последующие годы железо проржавело и ни на что не годилось.

Отмыли стены храма, пол покрыли досками, которые старательно натирали мастикой. Щеток не хватало, и я натирала пол своим валенком.

Люди с радостью и одушевлением очищали храм от мусора, железа и щебенки. Моя мама в черном бархатном пальто с белым песцом быстро включилась в работу. Какое-то необыкновенное светлое чувство наполняло нас, мы не обращали внимания на порванные в работе перчатки, на плечи брали тяжелые доски, и вскоре храм был очищен от мусора. Однако вид храма внутри был более чем печальный. Когда-то красивые фрески были закопченными, огромная панорама «Исцеление дочери Иаира» была покрыта толстым слоем копоти и грязи, и с трудом просматривалась величественная фигура Христа. Как могли, мы отмыли стены, каменные плиты пола покрыли досками, которые мы старательно натирали мастикой. Щеток на всех не хватало, и я натирала пол своим валенком.

Настоятелем стал отец Василий, прибыли еще два священника, обоих звали Михаилами. Старый отец Михаил с клиновидной бородкой и поврежденным глазом служил размеренно, на проповедях много не говорил. Жил он на Петроградской стороне, кажется, на Бармалеевой улице. Соседи о нем знали больше, чем он сам знал о себе. Икон в маленькой прокуренной комнате не было. Как-то он разоткровенничался и из-под шкафа достал большую запыленную фотографию выпуска духовной семинарии, где он был виден в ряду других семинаристов-выпускников. Был он какой-то не свой, чужой. Исповеди проходили общим чином, беседы с прихожанами с глазу на глаз не одобрялись. Но однажды, положив епитрахиль на голову мамы, он тихонько спросил: «Тамара Васильевна, а где вы работаете?» Мама вынуждена была нарушить принятый в церковной жизни закон послушания и ответила: «Отец Михаил, это к исповеди не относится». Мама занимала высокую должность на военном заводе. Как только ее хранил Господь!

Как-то после всенощной накануне большого праздника народ толпой вышел из храма, шли по берегу реки Смоленки на трамвай № 11. Мама с восторгом сказала: «Какое счастье, столько народу пришло в храм!» На это незадачливый батюшка отец Михаил («старый», как мы называли его между собой) заметил, что во время войны много мужчин погибло на полях сражений, вот женщины и приходят в церковь посмотреть на священников. Моя мама не растерялась и ответила, что на мужчин смотреть лучше на пляже, а в храме в лице священника мы видим образ Христа.

Другой отец Михаил был совсем иного склада, по выражению писателя В.Н. Лялина, священник «высокой пробы». Он был молод, красив, вьющиеся каштановые волосы обрамляли благородное лицо. Во время проповеди, отрываясь от листа бумаги (копия находилась в епархии и у уполномоченного, для слежки), он горячо говорил о действии Святого Духа в современном мире, о благодати Господней, о молитве за ныне живущих и погибших в тяжкие годы войны. В это время его глаза светились каким-то янтарным светом. В своей поэме Владимир Солоухин пишет, что Свет Небесный

Костром горит, огнем манит в ненастье,
В словах сквозит и светится из глаз.

Отец Михаил был удивительно талантливым проповедником и через кордоны запретов старался донести до нас Христову Истину в том свете, который оставили нам апостолы. Его старший сын Ника сослужил с ним в алтаре, на нем был старенький дореволюционный стихарь, в котором он выглядел истинным служителем Церкви. Несмотря на малый возраст (ему было лет 8), он был очень серьезен, собран, делал всё четко и правильно. Во время Пасхальной седмицы было видно, как он сосредоточенно стоял недалеко от Престола, углубленный взгляд свидетельствовал об искренней молитве, какая только могла быть в его детском чистом сердце.

Братик Ники был значительно младше его. В легкой сусликовой шубке он смело, раздвигая локотками плотно стоящих прихожан, продвигался к солее. Пожилая женщина, охая и причитая, двигалась за ним: «Ах ты, батюшки, подожди же, куда ты?! Вот я тебе!» Достигнув цели своего путешествия по храму, он хозяйственно окидывал взглядом прихожан и, немного постояв, так же исчезал в обратном направлении. Семья отца Михаила жила на Малом проспекте Васильевского острова, занимала две маленькие комнаты. Малыш любил кататься на большой старинной двери с латунной ручкой, открывая и закрывая ее. Нянюшка постоянно ворчала на него, а он говорил: «Не ругайся, стану митрополитом – буду за тебя молиться».

После Литургии матушка отца Михаила шла с детьми в по основной дорожке кладбища. Раиса Владимировна тяжело носила третьего ребенка, часто уставала, садилась на скамеечку около больших белых мраморных крестов могил Обер-Боярских, а Ника стоял в очереди в часовню со своим другом Валентином. Большеголовый, небольшого роста, он отличался от своего приятеля. Я была старше их года на три и смотрела на них несколько свысока, понимая, однако, духовную высоту этих мальчиков. Они много говорили о самых радостных вещах, речь Ники удивляла своей размеренностью, логичностью, не по возрасту глубокой и ладной.

Однажды мы узнали, что на отца Михаила (младшего) пришел непомерный налог – хоть в долговую яму залезай, за несколько лет не расплатиться! Несколько надежных прихожан тайно организовали сбор денег, в списках значились только имена жертвователей. Нужная сумма была собрана, и так выкупили мы своего батюшку!

Иногда из глубокой памяти всплывают эпизоды из истории Смоленского прихода, которые свидетельствуют о глубокой вере нашего народа – многострадального, но милостивого и понимающего беду и скорбь ближнего.

Как-то раз отец Михаил (младший) обратился к приходу со скорбными словами. Его шестилетняя доченька болела тяжелым гриппом, затем корью с тяжелыми осложнениями. Врачи констатировали полную потерю зрения.

Решили отслужить молебен всем приходом. Все встали на колени перед Смоленской иконой. Искренне молились об исцелении малышки.

Решили отслужить молебен всем приходом. Все встали на колени перед Смоленской иконой Божией Матери. Искренне молились об исцелении малышки, многие просили со слезами, особенно когда пели «Царице моя преблагая». На очередных службах прихожане участливо спрашивали: «Как там наша маленькая Леночка?» «Получше», – отвечал батюшка. Ребенок обрел зрение, но какой-то дефект остался и напоминал нам об этом событии. Может быть, со временем и это прошло.

Священникам сослужил диакон Николай Кузьмич Обер-Боярский. Рассказывали, что он служил до революции в Гатчине, где пел императорский хор и молился государь Николай II. Говорили об этом тайком, ибо такая биография могла повредить всей его семье. Я очень любила его жену Наталию Ивановну. Она заведовала библиотекой Академии художеств с незапамятных времен. Она часто рассказывала, как во время всех войн хранила все рисунки, все фолианты о живописи и даже авторефераты сотрудников академии. Во время блокады Ленинграда она не сожгла ни одной брошюры, замерзая в обледеневшей библиотеке. Я жадно слушала ее рассказы. Я преклонялась пред этой полной, доброжелательной женщиной. Что сталось с Кирой Николаевной – дочерью Наталии Ивановны и диакона Николая? Где Наташа, их внучка? Очень бы хотелось узнать, но я сама сейчас стара и не имею возможности выехать в архивы и воздать должное людям, сберегавшим наше российское достояние.

Со временем отца Михаила (младшего) перевели, кажется, в Преображенский собор, у нас не было моды переходить за священником в другой приход без веской на то причины.

Отца Василия сменил жесткого нрава настоятель, нетерпимо относившийся к человеческим слабостям. Правда, при нем была проведена большая реставрация стен и росписи. Мы увидели изображения евангельских событий во всей их красоте.

Вечерние богослужения в храме Смоленской иконы Божией Матери начинались в 18:30, так как многие работали до 18:00, заводы заканчивали работу по гудку в 17:00.

Хор в храме был скромный. Регент, отставной солдат небольшого роста с поврежденной ногой, управлял хором, держа правую руку около усов, а левой регулировал такт пения. Я выросла в музыкальной семье, еще до войны меня брали на концерты в Капеллу, где пели мои двоюродные братья в хоре мальчиков. Очень хотелось, чтобы наш хор пел лучше.

Долгое время единственным псаломщиком в храме был инженер Владимир Павлович, до войны он работал с моей мамой на одном заводе. На фронте ему оторвало половину лица, но сохранились голосовые данные. На лице он постоянно носил большую черную повязку. Читал он четко, размеренно; поражал приятный тембр его голоса. Когда я готовлюсь к Причастию и читаю предпричастные молитвы, у меня до сих пор звучит его молитвенный голос. Отца его расстреляли задолго до войны, и мать осталась с одиннадцатью детьми: всем она дала образование, а внуки ее пополнили плеяду ученых и работников искусств. Некоторые до сих пор работают в Эрмитаже.

Четверг в храме был особенным днем. Вечером после вечерни всем миром пели Акафист Божией Матери. Возможно, четверг был определен потому, что в среду многие ездили в Никольский собор на акафист святителю Николаю. Никольский собор никогда не закрывался, и богослужения в нем шли даже в блокаду. Икосы пели все вместе, все 13 «Радуйся». Акафисты тайно на работе печатала на машинке прихожанка Таисия, некоторые экземпляры были подписаны ее рукой, красивым каллиграфическим почерком.

Памятники. Красота церковная и варварство безбожное

Кладбище – место особое, место печали, молитвы и памяти. Постыдно стать иванами, не помнящими родства. Не все, но многие из нас – питерцы, петербуржцы, а значит, родные нам те, кто покоится в этой святой земле Смоленского кладбища, которое является оазисом среди большого города. Это место памяти, насчитывающее не одно столетие. Основано оно в середине XVIII века и названо так в честь жителей Смоленска, трудившихся на строительстве Санкт-Петербурга и ложившихся в его землю. Благодаря им была построена церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери в 1794 году архитектором Львовым, и сама блаженная Ксения тайно принимала участие в строительстве храма. Смоленское кладбище – мемориал, хранивший высокую культуру захоронения, надгробных памятников и скульптуры. Здесь было захоронено много знаменитых и достойных людей: художники Крамской, Н. Ге, писательница Лидия Чарская… По преданию, здесь была похоронена няня А.С. Пушкина Арина Родионовна. В день Смоленской иконы Божией Материя, 10 августа 1921 года, после отпевания в церкви Воскресения Христова здесь был похоронен великий русский поэт Александр Блок (в 1944 году его череп был перенесен на Литераторские мостки).

В крест когда-то были вмонтированы эмалевые иконы – чья-то алчная рука выломала их себе на потребу…

Надгробные памятники не только сохраняли память об усопших, но и несли в себе глубокий духовный поучительный смысл. Направо от входа высится величественная гранитная скала с небольшим железным крестом на вершине, в отверстия которого когда-то были, вероятно, вмонтированы эмалевые иконы – чья-то алчная рука выломала их себе на потребу. Склон монумента представлял путь, состоящий внизу из семи ступеней, – вероятно, это земной путь семилетнего младенца, по ним очень легко подняться вверх; дальше дорога была широкая, пологая: наверное, это был путь отрочества; затем гладкая дорога устремлялась круто вверх, по бокам вертикальные полосы обрыва; еще выше – путь становился крутым, скользким, и к самому кресту проходила узкая, почти вертикальная тропинка. Непросто земному путнику добраться до креста, до Царствия Небесного.

На кладбище было много склепов с изящной наземной постройкой в виде часовен. Красивый чугунный каркас окружен искусно выполненной металлической сеткой. Сверху это надмогильное сооружение было покрыто металлической кровлей. Надгробные памятники поражали своей красотой и изяществом. Перед алтарной стеной храма на одной из могил стоял огромный гранитный гроб на каменных лапах дикого зверя. Гроб сверху был покрыт множеством необыкновенно красивых в натуральную величину роз. Тонкие лепестки были сделаны из гладкого фарфора – сочетание великого искусства, трудолюбия и профессионализма. Через некоторое время я вновь навестила этот памятник и с ужасом увидела остатки разбитых цветов – жестокость и варварство, граничащее с безумием.

За часовней Ксении Блаженной, в сторону Малого проспекта, до сих пор стоит величественный монумент в память о погибших моряках. В центре полуовальной гранитной стены – поясной образ Спасителя работы В.М. Васнецова. Однажды, прикладываясь после богослужения к этой мозаичной иконе, мы в отчаянии увидели разбитый лик Христа – последствие невежества, злобы и атеизма. Неоднократные попытки реставрации не увенчались успехом: выражение лика Спасителя восстановить не удалось. Однако похожий образ в округлой нише, созданный тем же автором, сохранился на западной стене часовни Ксении Блаженной: вначале он был закрашен краской, а затем был закрыт округлым железным листом, и это спасло его от власти стихий и людской дерзости.

Рассказывали, что ночью сюда привезли 40 священников и зарыли их живыми. До самого утра слышны были их крики и стоны.

Недалеко от монумента погибшим морякам стоит скромная могила блаженной Ирины Гатчинской; кто она была, мы не знали, но благоговейно подходили к кресту, целовали его. Ближе к храму Смоленской иконы Божией Матери стояла часовня; чугунная основа строения надежно держала железную кровлю над могилой, а затейливая железная сетка была натянута на ее стены. Это могила блаженной Анны. На пути к блаженной Ксении люди заходили на эту могилу, молились, а вокруг часовенки всегда была протоптана тропинка и зимой, и летом. Ближе к основной дорожке было очень необычное захоронение: большой холм квадратной формы, позже на этой могиле появился деревянный крест, может быть, взамен подгнившего. Жители Гавани рассказывали, что в годы богоборчества ночью сюда привезли 40 священников и зарыли их живыми. До самого утра слышны были их крики и стоны. Одна пожилая женщина видела, как на следующее утро земля еще шевелилась над несчастными. Свечей на холм в 1940-е годы не ставили, чтобы не вызывать на себя гонений властей.

Неоднократно над Смоленским кладбищем возникала серьезная угроза его ликвидации, как и многих петербургских мест захоронения. В конце 1940-х годов, кажется в 1949 году, вышло постановление о сносе могил и превращении территории кладбища в парк с аттракционами и увеселительными заведениями. Моя мама, преодолев страх, написала письма в горком партии и лично товарищу Сталину, четко аргументируя, что ликвидация такого мемориала памяти, культуры и искусства русских мастеров отрицательно скажется на нравственной ситуации в городе и стране, а игры и пляски на костях усопших – надругательство над памятью погибших во время , захороненных в братских могилах кладбища, – подорвут авторитет руководителей города и страны. Возможно, в отмене постановления сыграло роль то обстоятельство, что родители А.Н. Косыгина захоронены на Смоленском кладбище.

Могилы южной части кладбища оказались затоплены по самые верхушки крестов.

Вторая волна разрушения обрушилась на кладбище во время перестройки. В период, когда закрывались фабрики и заводы и промышленность охватывал паралич, руководителям завода им. Котлякова понадобилось расширение заводских площадей, скорее всего для коммерческих целей. Стали частично уничтожаться, а частично переноситься могилы с восточной стороны кладбища. Но тут пришла другая беда: в результате неграмотного проведения работ была нарушена очень мудрая и сложная система мелиорации кладбища, проведенная еще сотни лет тому назад. Кладбище стало тонуть в подземных водах, ранее отходивших в реку Смоленку. Могилы южной части кладбища, что около Малого проспекта, были затоплены по самые верхушки крестов и ершистых звеньев звезд у советских могил. Не зная, что делать, организаторы этого преступления оставили свою затею с расширением территории завода, который, кстати, к тому времени практически не работал. Эта жуткая картина была гениально отражена в одной из передач «600 секунд» талантливым, но впоследствии заблудившимся и предавшим Православие журналистом – Александром Невзоровым.

Другая беда перестроечного и постперестроечного времени – безоглядная продажа мест на кладбище и уничтожение старых могил под предлогом того, что за ними не ухаживают. Часто род человека пресекается не по его вине, и разве справедливо выбрасывать из могилы и ругаться над памятью человека, который, может быть, украшал наш город и защищал его?

И наконец, постоянный бич Смоленского кладбища – кража старинных надгробий. Со временем старинные памятники стали расхищаться, вывозились мраморные скульптуры ангелов, исчезали гранитные массивные плиты, мраморные аналои с искусной вязью письма с изображением бахромы и каменных кистей.

С вывезенных надгробий стирали старые надписи. Ставили эти памятники своим сановным сородичам, а иногда и самим себе, заранее.

Мне вспоминается рассказ замечательного церковного писателя (к сожалению, уже покойного) Валерия Лялина о том, как в ленинградской больнице помирал один грузин. Его приятели по промыслу называли его Лялик. Он занимался перевозом в Грузию памятников с петербургских кладбищ, в основном со Смоленского как самого богатого и сохранившегося до наших дней. Промысел был очень выгодным. Богатые грузины охотно у него скупали этот бесценный товар, стирали старые надписи и ставили эти памятники своим сановным сородичам, а иногда и самим себе, заранее, чтобы потом домочадцы при его захоронении не обмишурились. Дело шло лихо, никто не мешал и не вмешивался в этот зарождавшийся бизнес. С памятников стирались старые надписи, наносились новые, их помещали над могилой в особое строение, где круглые сутки горел свет и играла музыка.

Находясь в больнице, Лялик много шутил, заигрывал с молоденькими медсестрами, но дела его были плохи. Почки и печень не выдержали его разгульной жизни, и, несмотря на все старания врачей, он умер. Его перевезли в Грузию и там со всеми почестями похоронили на знатном кладбище у родного села. После этого начались страшные события в селении: падеж скота уничтожил все стада, град побил урожаи и наступил голод, молодые женщины умирали в родах, мужчины погибали в дорожно-транспортных происшествиях, болели неизвестными до того болезнями и умирали. Селяне поняли, в чем причина их бедствий, выкопали из могилы знаменитого поставщика памятников и похоронили далеко от своего села.

История весьма поучительная. Воистину Бог поругаем не бывает, и осквернители могил получают свое возмездие если не в сем веке, то в будущем, а временами и здесь, и там. И мы уже сейчас расплачиваемся за безумное молчание всея земли, за оскверненные гробницы, за утраченные произведения нашей культуры, за попрание памяти наших праотцев и соотечественников. И дай Бог, чтобы мы не платили за это ТАМ.

Смоленское — одно из старинных кладбищ Петербурга. Оно начало свою «работу» еще в середине 17 века и со временем разрослось в большое кладбище, площадью более 50 га. Раньше хоронили всех, не смотря на сословия. Теперь же здесь нашли последний приют известные люди кино, искусства, науки.

Не так давно тут появились могилы режиссера А. Балабанова, актрисы А. Самохиной, певца Э. Хиля. На отдельных площадках хоронят сотрудников Академий, Горного института, артистов Мариинского, Александринского театров. Здесь можно встретить как традиционные захоронения, так и колумбарии — места, рассчитанные под урны с прахом.

Также на территории кладбища находится часовня памяти Ксении Блаженной — место постоянного паломничества страждущих. А у самого входа на кладбище — Смоленский храм. Местными достопримечательностями можно считать установленную мемориальную доску с именем Арины Родионовны — няни А. Пушкина (хотя точное местоположение ее могилы неизвестно, но, говорят, она похоронена именно на Смоленском кладбище) и так называемую «Блоковскую дорожку».

Здесь в 1921 году была первая могила поэта А. Блока. Затем, в 1944 ее перенесли на Волковское кладбище, но остался памятный камень, к которому до сих пор поклонники творчества поэта носят цветы. Любопытство вызывает необычный монумент, открытый еще в дореволюционные годы. Он посвящен чинам русской полиции и находится под опекой сотрудников ГИБДД.

Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Камская, д. 26.

Часы работы с 9 утра и до 7 вечера в летнее время, и с 9 утра до 5 вечера — в зимнее.


Смоленское кладбище на карте (схема проезда)

Способы проезда до Смоленского кладбища

Кладбище находится у реки Смоленки, что на Васильевском острове. Добраться до него совсем несложно.

От метро «Василеостровская»

Ближе всех располагается станция метро «Василеостровская». С нее и начнем.

Пешком

Решились пройтись пешком? Отлично!

  1. Вышли из метро, свернули налево от выхода и попали на 8-ю линию.
  2. Далее вдоль линии до пересечения с улицей Камской (нумерация домов будет увеличиваться, а вы выйдете на набережную реки Смоленки).
  3. Тут вы вновь сворачиваете налево и по Камской улице идете до ворот Смоленского кладбища.

В зависимости от вашей скорости, дорога от метро до кладбища займет от 20 до 45 минут.

На маршрутке

Если нет времени, или вы устали, то до места можно доехать на маршрутке.

Напротив выхода из метро есть остановка. Дожидаетесь маршрутного такси под номером К-249, садитесь и доезжаете до Смоленского кладбища, до его центрального входа. Вся поездка занимает не более 15 минут.

От метро «Приморская»

Пешком

  1. Выйдя из метро, нужно повернуть налево и обойти высотку, в которой располагается станция «Приморская». Это улица Одоевского. Она тянется вдоль реки Смоленки. Идти нужно так, чтоб за спиной у вас находилась Наличная улица и Наличный мост.
  2. По пути вам попадется небольшой мостик, через который нужно будет перейти на другой берег. Здесь проходит улица Беринга.
  3. Прямо, приблизительно через 200 метров появится кладбище. Оно очень похоже на парк и пройти мимо него у вас точно не получится.

На общественном транспорте

Добравшись до конечной станции «Приморская» и выйдя из метро, вы можете выбрать маршрутку с номером К186 или автобус, под номером 42. Время, затраченное на поездку, составит не более 5 минут. Вы выйдете к северо-западному входу на кладбище.

Территорию, занимаемую кладбищем, окружают 17-ая линия Васильевского острова, Малый проспект, улица Беринга и река Смоленка. Здесь находятся строения, ставшие народным достоянием. Такие как: Смоленский, Троицкий и Воскресенский храмы, Шатровая железная, Деревянная, Привратная часовни, часовня для усопших с заразными болезнями, часовни-усыпальницы Ксении Петербуржской и Анны Ложкиной (юродивой).

Службы кладбища предлагают воспользоваться их услугами: купить цветы, венки, украшения для могил. В бюро проката можно взять нужный инвентарь для обустройства могилы. Во всех церквях, на территории кладбища можно оставлять записки для поминовения усопших.

Смоленское кладбище - пожалуй, старейшее в Петербурге: оно появилось почти одновременно с городом. Заодно это одно из самых мистических мест северной столицы - с ним связано множество тайн, легенд и мифов.

Как добраться от метро: от станции Василеостровская по Среднему проспекту пройти до 16-й линии. Свернуть на ней направо и пройти до пересечения с ул.Камской. По ней дойти до Смоленского кладбища. Время в пути - около получаса.

Наземный транспорт: перед выходом из станции метро Василеостровская расположена автобусная остановка. Сесть на маршрутку К-249 и ехать до ул. Камской. Время в пути: 15 минут.








Смоленское кладбище - пожалуй, старейшее в Петербурге: оно появилось почти одновременно с городом. Заодно это одно из самых мистических мест северной столицы - с ним связано множество тайн, легенд и мифов.

История кладбища начинается почти одновременно с историей самого города. В 1710-х годах здесь находился острог военной канцелярии; умерших узников хоронили поблизости, не снимая цепей. Правда, официального «признания» кладбище удостоилось только в 1738 году. На сегодняшний день кладбище занимает около 50 га и состоит из трех самостоятельных кладбищ - лютеранского, армянского и православного.


Легенда о сорока священниках

Это одна из самых страшных легенд Смоленского кладбища - причем самое страшное в ней то, что многие ученые рассматривают ее как реально происшедшие события. Рассказывают, что в двадцатые годы XX века священников из всех церквей Ленинградской епархии арестовали, привезли на Смоленское кладбище, построили на самом краю огромной братской могилы и предложили выбор: либо отречься от веры, либо заживо лечь в могилу. Решение было единодушным, и еще трое суток из могилы доносились стоны, а земля на месте братской могилы даже шевелилась. Потом, якобы по рассказам свидетелей, на могилу упал Божественый луч, и шум сразу затих. На этом участке кладбища до сих пор оставляют зажженные свечи, записки, ленты, бумажные цветы.

Блоковская дорожка

Совсем рядом с братской могилой священников - Блоковская дорожка, где 10 августа 1921 года был похоронен Александр Блок. Очевидцы вспоминают, что это были самые странные похороны в истории Петербурга: открытый гроб с телом поэта целых шесть километров медленно несли по городу - молча, без оркестра, почти беззвучно. Странное шествие длилось несколько часов.

Могила Блока давно уже перенесена на «Литературные мостки» Волковского кладбища, но место, где она была раньше, не забыто. Кто-то посадил здесь клен, кто-то поставил памятный камень с надписью «Здесь похоронен Александр Блок», кто-то оставляет здесь цветы в день памяти поэта.

Могила Арины Родионовны

О том, что на Смоленском кладбище похоронена няня Пушкина Арина Родионовна, слышали многое. Проблема только в том, что исследователи до сих пор не знают, где находится ее могила. Первоначально мемориальную доску в память об Арине Родионовне установили вообще на Большеохтинском кладбище, с загадочным текстом «На этом кладбище, по преданию, похоронена няня поэта А.С. Пушкина Арина Родионовна, скончавшаяся в 1828 году. Могила утрачена». Но позже предание было опровергнуто исследователями-пушкинистами, и теперь официально считается, что Арина Родионовна похоронена на Смоленском - у входа на кладбище даже висит соответствующая мемориальная табличка. Но сама могила по-прежнему утрачена.

Легенда о Ксении Блаженной

На Смоленском кладбище находится самая, пожалуй, знаменитая часовня Петербурга - часовня Ксении Блаженной, покровительницы Санкт-Петербурга. Согласно легенде, 26-летняя Ксения после смерти горячо любимого мужа раздала все свое имущество, надела шинель покойного и приняла на себя подвиг ложного безумия - юродства. Она скиталась по улицам Петербурга в холод и зной, говоря прохожим странные и на первый взгляд безумные вещи, за которыми, как выяснялось потом, зачастую скрывался глубокий смысл - Ксения несомненно обладала даром пророчества.

Почти сразу после ее смерти на могилу юродивой стали приходить люди, а вскоре появилась и часовня, которая работала даже в годы Советской власти (правда, с перерывами). До сих пор живет легенда, что если обойти часовню Ксении Блаженной трижды, думая о своем заветном желании, Святая Ксения услышит просьбу и исполнит ее. Особенно это касается всяческих личных просьб - именно поэтому часовня Ксении Блаженной собирает вокруг себя всех несчастных влюбленных Петербурга.

Впрочем, есть еще одна легенда, согласно которой святая Ксения и при жизни была связана со Смоленским кладбищем. Когда на кладбище строили новую каменную церковь, и когда стены поднялись уже высоко, каменщики, прежде чем продолжать кладку, подготавливали запас кирпичей на лесах. Так вот, согласно легенде, Ксения захотела помочь каменщикам: по ночам она носила в подоле кирпичи и складывала их на лесах. Каменщики так недоумевали, что решили выследить загадочного благодетеля - так и выяснилось, что помогает им не кто иной, как блаженная Ксения.

Тарас Шевченко: еще одна могила, которой нет

В 1861 году на Смоленском кладбище состоялись похороны знаменитого украинского поэта и художника Тараса Шевченко. Он умер в стенах Императорской Академии художеств на Васильевском острове в Петербурге. Похороны прошли при огромном количестве народа, который толпился на набережных и линиях на всем протяжении траурной процессии. Среди провожающих поэта в последний путь были Достоевский, Некрасов и многие другие известные в те времена литераторы. Пошел густой снег, и одна из женщин крикнула: «Се діти послали з України свої сльози по батькові!».

Самое интересное, что среди всех живописных работ Шевченко (а их более 1200!) только одна посвящена Петербургу. И называется она «Уголок Смоленского кладбища». И этот уголок, изображенный на рисунке, удивительно напоминает его будущую могилу - тоже на краю кладбища, в уголке. А ведь набросок был сделан за двадцать лет до смерти художника. Что это - случайность, ирония судьбы или дар предвидения?

Через два месяца после похорон друзья и почитатели Шевченко выполнили его просьбу: цинковый гроб с прахом поэта, покрытый по казацкому обычаю красной китайкой, торжественно привезли со Смоленского кладбища по Невскому проспекту на Николаевский вокзал, откуда поезд с гробом отправился на Украину. Именно там, как и завещал поэт, он и был похоронен - на днепровской круче, на горе, на просторе. А на Смоленском кладбище был установлен гранитный валун, напоминающий о временном «пристанище» поэта. Валун специально привезли из Карелии, а украинско-петербургский скульптор Л.Я. Колибаба высек на нем памятный текст.

Не только легенды

Впрочем, Смоленское кладбище примечательно не только легендами и мифами. На нем похоронено огромное количество выдающихся петербуржцев. Это ученые Н.Н. Бекетов, П.А. Висковатов, А.П. Заблоцкий-Десятовский и др., художники Ф.И. Иордан, В.Е. Маковский, Г.И. Угрюмов, В.К. Шебуев, С.С. Щукин, писатели Ф.К. Сологуб, А.Н. Чеботаревская, Л.А. Чарская, Н.Ф. Эмин, конструктор первого в истории самолёта А.Ф. Можайский, легендарный путешественник П.П. Семёнов-Тян-Шанский, строитель первых броненосцев А.А. Попов, командир подводной лодки "Пантера" А.Н. Бахтин, известный мореплаватель Б.А. Вилькицкий, младший брат и племянники Достоевского и другие.

Помимо могил «знаменитостей», есть здесь и просто интересные монументы. Например, единственный памятник чинам русской полиции, сохранившийся с доревлюционных времен - на могиле чинов Санкт-Петербургской столичной полиции околоточного надзирателя Алексея Тяпкина и городового Антипа Самсонова. Оба полицейских погибли при сходных обстоятельствах: рискуя собственной жизнью, они остановили несущихся во весь опор лошадей, предотвратив гибель прохожих. Героев похоронили рядом, и теперь за захоронением ухаживают сотрудники василеостровского подразделения ГИБДД - по личному распоряжению начальника ГУВД города и области.

Лютеранское кладбище

Рядом с православным Смоленским кладбищем находится лютеранское (или Немецкое, как его называли раньше) - старейшее в северной столице кладбище для инородцев. Оно было открыто еще в 1747 году по распоряжению Синода. Выбор именно Васильевского острова был обусловлен тем, что здесь традиционно селились многие иностранцы - ученые, военные, ремесленники. За годы существования здесь было похоронено около 30 тысяч человек.

Формально Смоленское лютеранское кладбище не является лютеранским: здесь хоронили и католиков, и англикан, и реформаторов; но раз уж среди петербуржцев иноверцев преобладали немцы-лютеране, за кладбищем закрепилось такое название.

Эта часть Смоленского кладбища изобилует изысканными надгробиями XVIII-XIX вв, многие из которых являются редчайшими памятниками архитектуры и культуры. Жаль, что сегодня лютеранское кладбище находится в крайне плачевном состоянии - надгробья сломаны, все заросло травой и кустарниками, склепы и вовсе стали местом сборов «готической» и не только молодежи.

Одно из самых знаменитых таких надгробий - над могилой Юлии Штиглиц. Огромный ангел, украшающий ее, виден издали. Гербовая дворянка, дочь адмирала, художница-любитель, жена российского посла в Италии, она умерла трагически и нелепо - упала во время танца и сломала позвоночник. Безутешный супруг установил на могиле ангела, лицо которого неотличимо от лица усопшей.

На Смоленском кладбище в лютеранской его части похоронено множество известных людей. Например, старший брат Альфреда Нобеля - людвиг Эммануилович Нобель, основатель российского нефтепромышленного комплекса, оружейник, владелец «Машинного и литейного завода». Или Леонид Петрович Капица, отец нобелевского лауреата, генерал-майор инженерного корпуса. Или Хосе де Рибас - один из основателей Одессы, герой Измаила, принявший в России имя Осипа Михайловича Дерибаса (да-да, самая известная одесская улица названа в честь него). Или Яков Иванович Эссен-Стенбок-Фермер - основатель «Пассажа» (о чем извещает соответствующая табличка на воротах кладбища). Или Гаэтано Чинизелли - знаменитый антрепренер, по заказу и на деньги которого был построен знаменитый Цирк на Фонтанке. И многие, многие, многие другие.

Пару раз лютеранское кладбище засветилось и в кино. Именно на нем жил бездомный немец Гофман из фильма Алексея Балабанова «Брат», и именно здесь снимались некоторые эпизоды фильма Олега Тепцова «Господин оформитель».

Смоленское кладбище сегодня

Вскоре после революции кладбище закрыли для погребений из-за отсутствия мест. Более того, гектар от его территории с особым цинизмом отдали одному из заводов для строительства… яслей. Остальную территорию кладбища было решено превратить в «сад общего пользования» (что, кстати, уже случилось с многими другими некрополями - и захоронение на них виднейших деятелей науки, культуры и искусств никого не смущало). Чтобы спасти хотя бы их надгробия, их переносили в Некрополь мастеров искусств в Александро-Невской лавре.

Сейчас православная часть кладбища восстановлена - отреставрированы надгробия, часовня, аллеи. Здесь даже в особых случаях производятся захоронения. Что до лютеранской части, то она находится в плачевном состоянии, а периодически поговаривают и о сносе этой части. Но пока сюда можно прийти - и своими глазами, в естественной среде, увидеть памятники, чудом сохранившиеся с конца XVIII века.

Смоленское православное кладбище в Санкт-Петербурге – объект культурного наследия России. Кладбище на Васильевском острове было официально открыто в 1756 году по решению Сената, хотя упоминания о производимых здесь захоронениях встречаются с 1738 года.

Кладбище было названо в честь храма Смоленской иконы Богоматери, расположенного на территории погоста. Церковь была возведена из камня в 1790 году архитектором А. Ивановым. Здание дошло до нашего времени, и считается основной архитектурной доминантой комплекса.

В 18-ом веке на Смоленском православном кладбище стали хоронить не только простолюдинов, но и известных личностей – ученых, писателей, поэтов. Были выделены специальные территории, на которых хоронили только представителей Академии наук, Горного университета, Александрийского театра и т.д.

В царской России Смоленское кладбище являлось одним из крупнейших: уже в начале 20 века количество похороненных здесь достигло 0,8 миллиона.

При кладбище работали богадельня, воспитательный дом, школа, сиротский приют для детей солдат русско-японской войны.

В 30-е годы 20-го века было принято решение о закрытии Смоленского православного кладбища. Могилы известных людей стали переносить на другие погосты, и многие захоронения были утрачены. Работы по ликвидации погоста были остановлены с началом Великой Отечественной войны.

Историки считают, что на Смоленском кладбище находится могила Арины Родионовны Яковлевой – няни Пушкина, прославленной им в стихах. Точное местоположение захоронения неизвестно, но у ворот погоста закреплена доска, оповещающая посетителей об этом факте.

В западной части Смоленского православного кладбища находится Блоковская дорожка – небольшая липовая аллея, которая раньше вела к могиле поэта. В 1944 году останки Блока были перезахоронены на Волковском кладбище, где были созданы специальные Литературные мостки – пантеон памяти великих русских писателей.

На Смоленском кладбище похоронена и знаменитая православная юродивая – Ксения Блаженная (Петербургская). В 26 лет блестящая аристократка Ксения Петрова была потрясена кончиной своего мужа, не успевшего перед смертью исповедоваться. Женщина отказалась от всего своего имущества, раздала деньги бедным, передала недвижимость сиротским домам. Ксения ходила по улицам столицы, призывала людей быть добрыми друг к другу. Странница умерла в возрасте 70 лет и была похоронена на Смоленском кладбище. К ее могиле ежегодно приходили сотни тысяч паломников. В 1902 году над местом захоронения Ксении Блаженной была построена часовня, а в 1988 году РПЦ причислила юродивую к лику святых.

Вокруг каждого погоста постепенно складываются свои легенды и мифы. Легенда Смоленского кладбища (кстати, многие историки считают ее фактом) по-настоящему леденит кровь. Это история о сорока заживо похороненных православных батюшках. Якобы после Октябрьской революции на Васильевский остров были свезены все священники Петербурга. Святым отцам предложили отказаться от веры или заживо лечь в огромную могилу. Ни один из священников не отрекся от Христа. По словам жителей города, на протяжении трех дней из-под земли доносились стоны.

На Смоленском кладбище нашли вечный покой ученые Семенов-Тян-Шанский, В. Буняковский, художники В. Маковской, Н. Дубовский, оперный певец О. Петров, адмиралы А. Можайский и С. Нахимов.

Смоленское кладбище появилось почти одновременно с Санкт-Петербургом. И так же быстро оно росло. Расположенное на Васильевском острове, -считается одним из самых больших и старейших кладбищ Санкт-Петербурга.
Первые захоронения начались здесь еще в 1710 г. Питер же был основан 1703 г. Поэтому Смоленское кладбище Санкт-Петербурга можно назвать почти ровесником города на Неве.
У Смоленского некрополя непростая история. Изначально на этом месте примерно с 1710 года хоронили умерших узников острога, что находился не далеко от военной канцелярии Петербурга, с которых часто даже не снимали цепей. Говорят что в особо лунные ночи с кладбища слышны звоны цепей в которых как будто ходит кто то, а иногда эти звуки сопровождаются тяжелыми стонами и плачем.
И только в 1738 году эти захоронения получили статус кладбища. В начале 20 ст. здесь заживо похоронили 40 священников, здесь стоит часовня Ксении Блаженной, здесь нашли свое пристанище адепты Мальтийского ордена, здесь бродят неупокоенные души, здесь происходят загадочные события.

Само название Смоленское кладбище предположительно связано с тем, что здесь, в топкой и заболоченной местности, недалеко от взморья селились переведенцы из Смоленских земель, пришедшие на строительство Петербурга. По второй версии название кладбища, как и реки Смоленки (бывшей Черной речки), закрепилось после сооружения храма во имя Смоленской иконы Божьей Матери. Но это уже не важно. Сомневаюсь что где ни будь найдется такое древнее и все еще работающее кладбище которое почти ровесник своего города.
В настоящее время его территория занимает около 50 гектаров. А вот загадка кроется в том что вместе с ростом территории, росли и множились городские легенды и мифы о обитающих на кладбище призраках.

И так наша прогулка по Смоленскому кладбищу СПБ.
Согласитесь, что все старинные кладбища любого города окутаны множеством мистических историй о неспокойных призраках, разгуливающих по кладбищенским аллеям и пугающих случайных прохожих.

Но если речь идёт о городе с богатым историческим прошлым - Санкт-Петербурге, то и кладбищенские истории в таком случае отличаются особым разнообразием, которые хранят множество тайн и легенд.

Т юремное кладбище
Как я уже говорила изначально, это было место захоронения исключительно умерших тюремных узников, которых так и хоронили закованными в цепи. Люди которые живут Детской улице, а это напротив Смоленского кладбища, все как один рассказывают странные истории, что когда на небе восходит особо полная луна, в холодное время года, когда Питер окутывает туман. С кладбища слышны звоны цепей и стоны. Как будто кто то ходит и гремит цепями. А еще бываю видны небольшие, мелькающие огоньки, как пламя небольших свечей.
Один из жителей соседней с кладбищем улицы говорил, что в юные годы поспорили с пацанами что проведут ночь на кладбище именно в ночь полной красной луны. Все что там происходило оставило тяжелый след в их памяти и психики. Один из парней очень долго не мог говорит, а другой через полгода повесился на ветке старого клена, что стоял рядом с тем склепом где они отсиживались той ночью.
Они видели казнь, они видели как люди в белых рваных одеждах шли по дороге гремя цепями на казнь, а их лица были изуродованы болью и ужасом. Все это было мгновение, но поразило навсегда.


Легенда о 40 священниках-мучениках

Одна из наиболее известных жутких историй Смоленского кладбища связана с 40 священниками, многие историки считают, что за этим преданием скрываются вполне реальные события, которые происходили на территории Санкт-Петербурга в двадцатые годы прошлого столетия, когда к власти пришли большевики.
Дорвавшиеся до власти атеисты первым делом постарались избавиться от тех, чьё мировоззрение не имело ничего общего с советской пропагандой. На территорию Смоленского кладбища были свезены священники со всего Питера и всей Ленинградской области. Построив их всех на краю братской могилы, далее Святым отцам предложили жестокий выбор: быть погребенными заживо или же получить жизнь взамен на отказ от веры. Ни один из священников не отрёкся
Поговаривали, что еще в течение трех суток из-под земли слышались приглушенные стоны. Потом, по рассказам свидетелей, сверху на могилу упал Божественный луч, и все стихло. Несмотря на то, что с тех пор прошел почти век, эта братская могила 40 мучеников, отдавших жизнь, но не отрёкшихся от веры, до сих пор служит местом паломничества. В этом уголке Смоленского кладбища Санкт-Петербурга постоянно находятся цветы и зажжённые свечи, принесённые посетителями.

Часовня Ксении Блаженной
Существует легенда и о Ксении Блаженной, покровительнице Санкт-Петербурга.
Согласно этой легенде, юную девушку постигло огромное несчастье. Она рано утратила любимого мужа, без которого не мыслила своей жизни. Раздав всё имущество бедным, надев на себя шинель покойного супруга, Ксения стала юродивой. Девушка бродила по улицам города в любую погоду и бормотала прохожим странные вещи, казавшиеся безумными словами сумасшедшей женщины. Но позже выяснялось, что они имели глубокий смысл, и сказанное женщиной сбывалось, все ее слова оказывались пророческими.
Многие скажут раздала все имущество, одела китель и стала юродивой... А нет, Ксюшенька ради спасения и любви к ближним взяла на себя подвиг казаться безумною. За свои труды, молитвы, поощрения, странничества и претерпевание со смирением насмешек от людей, блаженная получила от Бога дар прозорливости и чудотворения.
Блаженная Ксения родилась между 1719 и 1730 годами и свой спасительный подвиг несла в Петербурге. Мужем Ксении был певчий придворного хора Андрей Феодорович Петров. О детстве и юности блаженной ничего не известно, память народная сохранила лишь то, что связано с началом подвига юродства Ксении - внезапная смерть мужа, умершего без христианского покаяния.
Потрясенная этим страшным событием, 26-летняя вдова решила начать труднейший христианский подвиг - казаться безумною, дабы, принеся в жертву Богу самое ценное, что есть у человека - разум, умолить Создателя о помиловании внезапно скончавшегося супруга. Ксения отказалась от всех благ мира, отреклась от звания и богатства, и более того - от себя самой. Она оставила свое имя и, приняв имя супруга, прошла под его именем весь свой крестный путь, принеся на алтарь Божий дары всеспасительной любви к ближнему.


Похоронена Ксения была на Смоленском кладбище . Где в свое время помогала строить церковь во имя иконы Смоленской Божией Матери.
Здесь была построена небольшая часовня. А в 1902 году над могилой блаженной Ксении построили новую часовню с мраморным иконостасом и надгробием. Она всегда была открыта для совершения панихид, и нигде не служилось столько панихид, как на могиле блаженной Ксении.
В настоящее время часовня отреставрирована и вновь открыта для доступа и молитвы
Не к кому люди так не идут как к часовне Ксюшеньки. Даже спустя около двух веков после ее смерти, люди приходили к могиле Ксении со своими прошениями. Несут записочки с просьбами, оставляя их в стенах часовни, некоторые особо ушлые отламываю штукатурку с часовни и тут же съедают надеясь на спасения (но как говорят «По вере каждого, да будет вам»).
Так же считается, что если трижды обойти вокруг часовни Ксении Блаженной, думая о своем желании и прося Ксюшеньку о помощи, то оно обязательно сбудется.

Призраки Смоленского кладбища
Как и у всякого старинного кладбища, есть у этого некрополя Санкт-Петербурга и свои призраки, истории о которых переходят из века в век.
Расскажу несколько.
Мальтийские рыцари
189* год из дневника Николая Вербина.
Он описал в своем дневнике произошедший с ним случай. Осенний день выдался пасмурный, и даже в полдень казалось, что вокруг сгустились сумерки.
Погрузившись в свои мысли, я не сразу заметил, как ко мне навстречу по узкой дорожке неспешным шагом направляется высокий статный человек.
Когда прохожий подошёл ближе, я рассмотрел его одежду - он был облачен в мантию с белым крестом, характерным для рыцарей Мальтийского ордена.
Горделивая осанка и походка прохожего указывали, что предо мною знатный человек. К сожалению, не удалось разглядеть черты его лица. Не зная причины, я склонил перед незнакомцем голову в знак почтения.
Когда я очнулся, прохожего рядом не было. Но после него остался какой-то леденящий до ужаса холод и ощущение, что он не один, а большой толпе людей.
«Мальтийский рыцарь» - промелькнула мысль. Вспомнилось, что наш покойный государь Павел I носил титул Мальтийского ордена. Многие знатные кавалеры ордена нашли свое последнее пристанище в Петербурге. Если верить легендам, мальтийцы приблизились к магическим тайнам. Возможно, "бедный Павел" познал неизведанное.

Где похоронены рыцари ордена? Нам не узнать. Смоленское кладбище пострадало после наводнения 1824 года. Надгробия и кресты были смыты, могилы занесло землей, и даже родственники не могли отыскать захоронений предков. Церковные книги с записями имен погребенных также оказались утеряны после наводнения.


Вторая встреча с рыцарями и девочка с куклой.
Прогуливавшийся в осенний день по аллеям старинного кладбища студент повстречал сразу нескольких странных призрачных фигур. Сначала парень заприметил мужчину, одетого в плащ, какой носили рыцари Мальтийского ордена, они шли навстречу ему и когда поравнялись с ним, прошли как будто сквозь него. После, также было ощущение присутствия целой толпы людей и нечем не обоснованной паники.

А затем обернувшись он встретил маленькую девочку, в руках которой была фарфоровая кукла. Молодой человек очень удивился, что ребёнок в одиночку гуляет в таком странном месте, но когда он последовал за малышкой, то был удивлён ещё больше, поскольку фигура девочки внезапно растворилась в воздухе. Вместо этого парень заприметил могилу с памятником в виде скорбящего ангела, возле которого лежала фарфоровая кукла

Женщина без лица
В конце сентября 1963 года трое подростков отправились на кладбище собирать с разрушенных надгробий серу, чтобы потом смотреть, как она горит. Когда пошел дождь, они решили укрыться от него, взобравшись на дерево. А, взобравшись на высоту около трех метров, увидели идущую с двумя большими сумками женщину. На ней был надет нетипичный для этого времени дождевик с закрывавшим лицо капюшоном.
Женщина подошла к находившейся метрах в восьми от дерева могильной раковине и поставила сумки на землю. Стояла полная тишина. В это время один из подростков случайно уронил спичечный коробок, в котором была собранная им сера. Падая, коробок громко ударился о дерево. Женщина подняла голову и посмотрела на сидящих на дереве подростков. И их охватил дикий ужас. Лица у «женщины» не было. В овале капюшона зияла пустота. Мгновенно призрак растворился в воздухе. Дрожащие от пережитого ужаса подростки быстро спустились на землю, но ни бежать, ни идти не могли - ноги их как будто одеревенели.

Постепенно ребята пришли в себя, и один из них высказал предположение, что им все померещилось. С опаской подойдя к месту, где совсем недавно стояла «женщина», друзья увидели, что на дорожке нет никаких следов, хотя, сидя на дереве, они хорошо видели на ней отпечатки от резиновых сапог, которые оставило растворившееся в воздухе существо. Поставленных на землю призраком сумок тоже не было. И они без оглядки бросились бежать.
По прошествии нескольких лет, одного из друзей во время праздника "Алые паруса" сбросили с моста на проплывавшую по Неве баржу, и он разбился. Другой надолго "прописался" в местах заключения. С третьим часто происходили события, когда он чудом избегал смерти. И тогда он невольно вспоминал призрак женщины, который повстречался ему и его друзьям много лет назад на Смоленском кладбище.


Блоковская дорожка
Совсем рядом с братской могилой священников - Блоковская дорожка, где 10 августа 1921 года был похоронен Александр Блок. Очевидцы вспоминают, что это были самые странные похороны в истории Петербурга: открытый гроб с телом поэта целых шесть километров медленно несли по городу - молча, без оркестра, почти беззвучно. Странное шествие длилось несколько часов.

Могила Блока давно уже перенесена на «Литературные мостки» Волковского кладбища, но место, где она была раньше, не забыто. Кто-то посадил здесь клен, кто-то поставил памятный камень с надписью «Здесь похоронен Александр Блок», кто-то оставляет здесь цветы в день памяти поэта.

Могила Арины Родионовны
О том, что на Смоленском кладбище похоронена няня Пушкина Арина Родионовна, слышали многое. Проблема только в том, что исследователи до сих пор не знают, где находится ее могила. Первоначально мемориальную доску в память об Арине Родионовне установили вообще на Большеохтинском кладбище, с загадочным текстом «На этом кладбище, по преданию, похоронена няня поэта А.С. Пушкина Арина Родионовна, скончавшаяся в 1828 году. Могила утрачена». Но позже предание было опровергнуто исследователями-пушкинистами, и теперь официально считается, что Арина Родионовна похоронена на Смоленском - у входа на кладбище даже висит соответствующая мемориальная табличка. Но сама могила по-прежнему утрачена


Тарас Шевченко: еще одна могила, которой нет
В 1861 году на Смоленском кладбище состоялись похороны знаменитого украинского поэта и художника Тараса Шевченко. Он умер в стенах Императорской Академии художеств на Васильевском острове в Петербурге. Похороны прошли при огромном количестве народа, который толпился на набережных и линиях на всем протяжении траурной процессии. Среди провожающих поэта в последний путь были Достоевский, Некрасов и многие другие известные в те времена литераторы. Пошел густой снег, и одна из женщин крикнула: «Се діти послали з України свої сльози по батькові!».

Самое интересное, что среди всех живописных работ Шевченко (а их более 1200!) только одна посвящена Петербургу. И называется она «Уголок Смоленского кладбища». И этот уголок, изображенный на рисунке, удивительно напоминает его будущую могилу - тоже на краю кладбища, в уголке. А ведь набросок был сделан за двадцать лет до смерти художника. Что это - случайность, ирония судьбы или дар предвидения?

Через два месяца после похорон друзья и почитатели Шевченко выполнили его просьбу: Подняв прах и в цинковом гробу перевезен на Украина.


Старинное Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге хранит немало таких загадочных и необъяснимых историй.
У самого входа висит памятная доска: «Здесь похоронена няня Пушкина»
В глубине кладбища тихо, а на главных аллеях очень оживленно. Летом здесь встречаются не только задумчивые юноши или девушки, ищущие первую могилу Блока под Бекетовским кленом, но и разного рода субкультуры которые снуют по кладбищу в надежде поймать призраки.
На старых плитах Смоленского некрополя выбиты якоря — символы спасения, их часто изображают на могилах погибших моряков. Впечатляет надгробие вице-адмирала Копытова: огромный каменный Андреевский флаг.
Кресты кое-где вросли в стволы двухсотлетних деревьев. Из листвы выглядывают облупленные ангелы. Мирно спать здешним покойникам всегда было непросто; кроме вечно снующих экстремалов, достаточно вспомнить о наводнение 1824 года которое полностью разрушило кладбище.
Многие захоронения со временем затерялись, как могила пушкинской няни или мальтийских рыцарей, втайне перенесенных сюда с Каменного острова, другие были вскрыты и отправлены в организованные мемориальные некрополи. У Смоленской церкви камень обозначает место первого погребения Тараса Шевченко. Да, да даже Шевченко говорят был здесь погребен сразу после смерти.

Легенды и рассказы очевидцев событий, которые не может объяснить фундаментальная наука, не возникают на пустом месте. Если вы, полный скептик и не верите в существование потусторонних сил и призраков, у вас всегда есть возможность проверить это экспериментальным путем, бродя ночами по тропинкам Смоленского кладбища, особенно в ночи полной луны.