ПВО — системы противовоздушной обороны России. Авиация россии Преодоление пво противника

  • Богаткин О.Г. Авиационная метеорология (Документ)
  • Шпоры по военке 3 курс V семестр (Документ)
  • Гладстоун Б. Тактика парусных гонок (Документ)
  • Лобач П. Тактика и эндшпиль. Найди лучшее решение (Документ)
  • Выпуск ВВС №6716. Технология удаления лакокрасочных покрытий при ремонте авиатехники на АРЗ ВВС (Документ)
  • Шталь В.А. Справочник метеоролога ВВС РККА (Документ)
  • Аркадьев В.А. Тактика в фехтовании (Документ)
  • Реферат - Тактика опроса граждан (Реферат)
  • Презентация - Диагностические критерии, дифференциальная диагностика, тактика ведения и лечения больных с острым коронарным синдромом (Реферат)
  • Реферат - Правила гри у волейбол (Реферат)
  • wchair.lectures.airkind.doc

    14.Тактические приёмы преодоления ПВО.
    По опыту локальных войн и военных конфликтов авиация широко использовала следующие тактические приёмы:

    Обход зон поражения средств ПВО;

    Полёт на высотах и скоростях, обеспечивающих меньшее время нахождения в радиолокационном поле обнаружения и зонах поражения (обстрела);

    Выполнение сложных видов манёвров в зонах обнаружения, автосопровождения и поражения ЗРК и истребительной авиации, что потребовало увеличить дистанции и интервалы между самолётами;

    Полёт в наивыгоднейших боевых порядках;

    Нанесение ударов с различных направлений.

    Накопленный опыт б/действий в Афганистане и других локальных конфликтах (Северный Кавказ) позволил избежать поражения от зенитной артиллерии и ЗРК малой дальности простейшими способами: уход на высоты за пределы зон поражения (4-5 тыс. м.), уход за предельно малые высоты и полёт с выполнением противозенитных манёвров с одновременным применением средств РЭБ.

    Применение тактических приёмов авиацией в б/действиях во Вьетнаме и на Ближнем Востоке привело к увеличению расхода зенитных ракет на одну б/потерю с одной до пятнадцати, а ракет «воздух-воздух» - с одной до шести.

    Боевые возможности самолётов ФБА и ША.

    Самолёт-бомбардировщик Су-24МК.

    На вооружении ФБА находится самолёт Су-24МК. Он предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях днём и ночью в широком диапазоне высот с прицельным поражением наземных и надводных целей в режиме ручного и автоматического управления. Самолёт оснащён аппаратурой, позволяющей производить полёт с огибанием рельефа местности на высоте 200 м. со скоростью 1300 км/час. Возможность такого полёта значительно повышает живучесть самолёта в бою.

    Самолёт имеет систему дозаправки топливом в воздухе. Конструкция шасси позволяет использовать самолёт не только с бетонных ВПП, но и с грунтовых аэродромов. Для уменьшения пробега самолёт оснащён тормозным парашютом. Су-24МК имеет современное радиоэлектронное оборудование с средства РЭБ.

    Бортовое радиоэлектронное оборудование включает: прицельно-навигационную систему, бортовое вычислительное устройство, систему радиосвязи и навигации, аппаратуру государственного опознавания. Прицельно-навигационная система совместно с радионавигационным оборудованием позволяет решать следующие задачи: выход самолёта в указанный район, обнаружение целей и поражение их авиационными бомбами с горизонтального полёта и с кабрирования, выдача целеуказания ракетам, обнаружение радиолокационных станций и пуск по ним ракет, предупреждение о столкновении с наземными препятствиями, автоматическое или полуавтоматическое управление при заходе на посадку.

    На самолёте имеется 8 точек подвески вооружения. С самолёта могут применятся управляемые ракеты «воздух-земля», а также неуправляемые ракеты. Для поражения воздушных целей подвешиваются ракеты «воздух-воздух».

    Самолёт имеет встроенную пушку калибра 30 мм. ГШ-30-6 или 23 мм., способную поражать наземные цели. Для поражения наземных целей с самолёта могут применятся бомбы свободного падения, корректируемые авиабомбы, кассетные бомбы, баки с зажигательной смесью и ядерные бомбы.

    Самолёт-штурмовик Су-25.

    На вооружении частей ША находится самолёт Су-25. Боевая живучесть обеспечивается мощным бронированием кабины и жизненных узлов систем. Он имеет бронированную кабину, специальное стекло толщиной 65мм, выдерживающее попадание пуль и осколков снарядов. Самолёт оснащён уникальным комплексом вооружения и прицельным комплексом И-251, обеспечивающем автоматическое распознавание и сопровождение малоразмерных целей, выдачу целеуказания и автоматическое наведение управляемых ракет на цель, а также управление пуском неуправляемых ракет и стрельбой из пушки.

    Для действий в ночное время на самолёт подвешивается контейнер с ИК телевизионной системой «Меркурий». Дальность обнаружения и захвата днём составляет 10-15 км., ночью несколько меньше.

    Вооружение самолёта включает управляемые ракеты, противорадиолокационные ракеты. самолёт оборудован уникальным противотанковым комплексом «Вихрь», включающем 16 сверхзвуковых управляемых ракет с дальнего пуска 10 км.

    В состав средств РЭБ входит комплекс радиоэлектронной разведки, опознавания и подавления. На самолёте блоки с 192 ИК ловушками и дипольными отражателями, а также генератор ИК помех, размещённый в хвостовой части.

    Боевые возможности разведывательной авиации. Предназначение и задачи РА.

    Разведывательная авиация имея на вооружении пилотируемые и беспилотные самолёты-разведчики, предназначена для добывания сведений о войсках противника, местности и погоде в интересах частей и соединений ВВС и других родов ВС. В отдельных случаях самолёты-разведчики могут уничтожать вскрытые ими особо важные объекты противника.

    Основными задачами РА являются:

    Установление мест расположения средств массового поражения и средств их доставки;

    Вскрытие мест расположения войск, оборонительных рубежей и объектов обороны противника;

    Определение характера перевозок противника по железным, шоссейным и другим дорогам и путям сообщения;

    Выявление группировки авиации противника, вскрытие подготовки воздушных и морских десантов, установление местонахождения авианосных средств флота, подводных лодок, пунктов управления и радиотехнического обеспечения б/действий противника;

    Вскрытие системы ПВО противника;

    Уточнение мест расположения объектов перед ударами;

    Разведка радиационной обстановки и погоды;

    Определение результатов ударов ракет и авиации.

    Для выполнения этих задач самолёт-разведчик имеет не борту разведывательную аппаратуру, а также оборудование для обработки результатов наблюдения, документирования и передачи донесений на наземный КП.

    Для успешного преодоления ПВО противника осуществляют обеспечивающие мероприятия, а экипажи применяют различные тактические приемы. В интересах боевых действий осуществляется разведка сил и средств ПВО, огневое подавление опасных средств ЗРК и радиолокационных средств обнаружения, радиоэлектронное подавление РЛС обнаружения и наведения, прикрытие истребителями боевых порядков ударной авиации. По опыту локальных войн и военных конфликтов авиация широко использовала следующие тактические приемы:

      обход зон поражения средств ПВО;

      полет на высотах и скоростях, обеспечивающих меньшее время нахождения в радиолокационном поле обнаружения и зонах поражения (обстрела);

      выполнение сложных видов маневров в зонах обнаружения, автосопровождения и поражения ЗРК и истребительной авиации, что потребовало увеличить дистанции и интервалы между самолетами;

      полет в наивыгоднейших боевых порядках;

      нанесение ударов с разных направлений.

    9. Предназначение, боевые задачи, задачи подразделений (частей) тяжелых бомбардировщиков. Боевые возможности тяжелых бомбардировщиков

    Тяжелые бомбардировщики, как средства дальней авиации (ДА), организационно включены в авиационные соединения и части, объединенные в воздушную армию ВГК стратегического назначения.

    Основными задачами частей тяжелых бомбардировщиков в современной войне являются:

      поражение наиболее важных объектов в глубоком тылу противника и океанских ТВД;

      нарушение управления войсками;

      нарушение сухопутных и морских коммуникаций;

      ведение воздушной разведки.

    Исходя из предназначения и решаемых задач объектами действия этих частей могут являться:

      базы и комплексы оперативно-стратегических ракет;

      важные энергетические и военно-промышленные объекты;

      авиационные и военно-морские базы; боевая техника и войска в районах сосредоточения.

    На выполнение боевых задач тяжелыми бомбардировщиками оказывает значительное влияние ряд условий. Одно из них - большая удаленность объектов удара. Это требует полета на больших высотах над сушей и морем. При этом усложняются вопросы самолетовождения, что требует использования сложных радиотехнических систем. Сложнее решаются вопросы обеспечения боевых действий и особенно радиоэлектронной борьбы в условиях самостоятельного преодоления глубоко эшелонированной ПВО противника. Преодоление ПВО потребует полета и на малых высотах, что приведет к повышенному расходу топлива и уменьшению тактического радиуса действия. Это, в свою очередь, вызывает необходимость дозаправки топливом в полете.

    В ходе боевых действий боевые возможности частей и под­разделений тяжелых бомбардировщиков оцениваются величиной нанесенного ущерба объектам противника. Этот ущерб в значи­тельной степени будет определяться боевыми показателями каж­дого самолета. К таким показателям для самолетов следует отне­сти: скорость полета, потолок, тактический радиус действия (дальность полета), вооружение, РЭО и специальное оборудова­ние.

    Самолеты имеют высокие летно-тактические характеристи­ки. Они обладают большой тяговооруженностью, повышенными несущими свойствами, имеют современную аэродинамику. Само­леты представляют собой многоцелевые авиационные комплексы, оснащенные системами дозаправки топливом в воздухе (кроме Ту-22МЗ). Применение на самолетах современных прицельно-навигационных комплексов и разнообразных средств поражения обеспечивает эффективное поражение разнообразных объектов на суше и море в любых погодных условиях днем и ночью.

    Самолеты имеют сложное радиоэлектронное оборудование, в том числе средства РЭБ (станции активных радиопомех, сред­ства пассивных инфракрасных помех). С помощью ЭВМ эти средства объединяются в бортовые комплексы РЭБ, навигации и прицеливания.

    Рассмотрим боевые возможности самолетов Ту-160, Ту-95МСиТу-22МЗ.

    Самолет Ту-160

    Самолет Ту-160 является многорежимным стратегическим ракетоносцем-бомбардировщиком и предназначен для поражения наземных и морских целей с малых и средних высот на дозвуко­вых скоростях и с больших высот на сверхзвуковых скоростях с применением стратегических крылатых ракет, управляемых ракет малой дальности и авиационных бомб. Самолет выполнен по ин­тегральной схеме, с плавным сопряжением крыла и фюзеляжа. Крыло изменяемой геометрии обеспечивает полет по различным профилям, сохраняя высокие характеристики как на сверхзвуко­вой, так и на дозвуковой скорости. Силовая установка состоит из четырех ТРДДФ НК-32 (4 х 25000 кгс), размещенных в двух гон­долах под неподвижными частями крыла и имеющих регулируе­мые воздухозаборники.

    Конструктивно самолет Ту-160 близок американскому стра­тегическому бомбардировщику В-1В, но имеет большую взлет­ную массу, боевую нагрузку и более высокие летно-технические характеристики. Умень­шение эффективно-отражающей поверхности (ЭОП) самолета Ту-160 достигается интеграль­ной компоновкой, низким рас­положением кабины экипажа, цельноповоротным вертикаль­ным оперением (устранена щель между килем и рулем направле­ния, увеличивающая ЭОП). В таблице 3.3.1 приведены неко­торые ЛТХ самолета Ту-160.

    Самолет оснащен системой дозаправки в воздухе типа "шланг-конус" (в нерабочем по­ложении штанга убирается в носовую часть фюзеляжа перед кабиной летчиков). Экипаж состоит из четырех человек и размещается в катапультных креслах (ко­мандир, помощник командира, штурман, штурман-оператор).

    Основу успешного боевого применения самолета составля­ют ударно-навигационный комплекс и ракетно-бомбовое воору­жение.

    Ударно-навигационный комплекс включает астронавигаци­онную систему, инерциальную навигационную систему, при­цельно-навигационный комплекс, оптоэлектронный бомбардиро­вочный прицел и радиолокационную станцию. Общее число циф­ровых процессоров имеющихся на борту превышает 100. Рабочее место штурмана оснащено восемью ЦВМ.

    Вооружение самолета, состоящее из авиационных крылатых ракет большой, средней и малой дальности, авиационных бомб и мин размещается в фюзеляже в двух отсеках вооружения. Общая нагрузка вооружения составляет 22500 кг.

    ТТХ Ту-160

    Длина самолета, м

    Высота, м

    Размах крыла, м

    Угол стреловидности, градусы

    Максимальная скорость, км/ч

    Максимальная скороподъемность, м/с

    Практический потолок, м

    Практическая дальность, км

    Длина разбега, м

    Длина пробега, м

    Максимальная перегрузка

    Ракетный вариант вооружения может включать:

      две барабанные пусковые установки, каждая из которых мо­жет нести шесть управляемых крылатых ракет, с дальностью пуска до 3000 км (ракеты типа Х-55);

      две барабанные пусковые установки для управляемых ракет малой дальности (ракеты типа Х-15).

    Бомбовый вариант может включать термоядерные и обыч­ные бомбы (калибр 250, 500, 1500, 3000), корректируемые авиа­бомбы, мины и другое вооружение.

    Боевой потенциал самолета соизмерим с потенциалом двух самолетов Ту-95МС или двух авиаэскадрилий Ту-22МЗ и прирав­нивается к ракетному залпу подводной атомной лодки с балли­стическими ракетами.

    Таблица 3.3.2

    ТТХ ракетного вооружения Ту-160

    Назначение

    Система наведения

    Дальность пуска, км

    Поражение наземных целей

    Противокора­бельная

    Поражение наземных целей

    Поражение наземных целей

    И + корректировка по рельефу

    Примечания:

    И - инерциальная система наведения

    АРЛС - активная радиолокационная система наведения

    Самолет Ту-22МЗ

    Самолет занимает среднее положение между стратегиче­ским и фронтовым ракетоносцем-бомбардировщиком. Он пред-

    назначен для поражения наземных морских целей сверхзвуковы­ми ракетами и авиационными бомбами днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях.

    Самолет имеет хорошие взлетно-посадочные и разгоночные характеристики и способен выполнять полет и вести боевые дей­ствия в широком диапазоне высот и скоростей. Экипаж состоит из четырех человек: командир, помощник командира, два штур­мана - оператор и навигатор.

    Самолет оборудован катапультными креслами.

    ТТХ Ту-22МЗ

    Длина самолета, м

    Высота, м

    Размах крыла, м

    Угол стреловидности, градусы

    Максимальная взлетная масса, кг

    Максимальная скорость, км/ч

    Практический потолок, м

    Тактический радиус действия, км

    Длина разбега, м

    Длина пробега, м

    Самолет Ту-22МЗ - эффективный многоцелевой авиацион­ный комплекс. В зависимости от боевых задач используется как ракетоносец, бомбардировщик и со смешанной подвеской бомб и ракет.

    Боекомплект размещается в отсеке внутри фюзеляжа и на четырех бомбовых держателях под крылом самолета.

    Максимальная ракетно-бомбовая нагрузка - 24000 кг.

    Под крылом подвешиваются бомбы калибром до 500 кг, а в отсеке - до 3000 кг.

    В ракетном варианте на самолет подвешивают три управ­ляемые крылатые ракеты, а в смешанном варианте - ракеты под крылом, а бомбы в отсеке или наоборот. В кормовой части самолета установлена 23-мм двуствольная авиационная пушка, управ­ляемая штурманом-оператором.

    Самолет имеет бортовую РЛС с большой дальностью обна­ружения, оптический бомбоприцел, средства РЭБ.

    Самолет Ту-95МС

    Самолет предназначен для поражения стационарных назем­ных объектов и морских целей, расположенных на боевых удале­ниях с применением управляемых авиационных крылатых ракет и авиационных бомб.

    Самолет оснащен четырьмя авиационными турбовинтовыми двигателями и стреловидным крылом.

    Самолет может иметь на вооружении 6 управляемых крыла­тых ракет РКВ-15Б с дальностью 2500 км, размещенных на внутрифюзеляжной барабанной пусковой установке, а также ядерные и обычные свободнопадающие бомбы.

    Масса нагрузки в бомбовом отсеке -12000 кг.

    Оборонительное вооружение включает две пушки ГШ-23, установленные в хвосте самолета.

    ТТХ Ту-95МС

    Длина самолета, м

    Высота, м

    Размах крыла, м

    Угол стреловидности, градусы

    Максимальная взлетная масса, кг

    Максимальная скорость, км/ч

    Практический потолок, м

    С полным комплектом вооружения

    Максимальная дальность, км

    Противовоздушная оборона является комплексом шагов и б/действий войск по борьбе против средств воздушной атаки неприятеля с целью отвращения (уменьшения) утрат среди народонаселения, урона объектам и войсковым группировкам от ударов с воздуха. Для отражения (срыва) нападений (ударов) воздушного неприятеля формируются системы ПВО.

    Полный комплекс ПВО охватывает системы:

    • Разведки воздушного неприятеля, оповестительных действий о нем войск;
    • Истребительной авиации заслона;
    • Зенитного ракетно-артиллерийского заслона;
    • Организации РЭБ;
    • Маскирования;
    • Управленческий и пр.

    ПВО бывает:

    • Зональной — для защиты отдельных районов, в пределах которых размещены объекты прикрытия;
    • Зонально-объектовой – для совмещения зональных ПВО с прямым заслоном особо-важных объектов;
    • Объектовой — для обороны отдельных особо-важных объектов.

    Мировой опыт войн превратил противовоздушную оборону в одну из важнейших составных в общевойсковом бою. В августе 1958-го года сформировались войска противовоздушной обороны сухопутных войск , а позднее из них организовалась войсковая противовоздушная оборона ВС РФ .

    До конца пятидесятых годов ПВО СВ были оснащены зенитными арткомплексами той поры, а также специально разработанными перевозимыми зенитными ракетными комплексами. Наряду с этим, чтобы надежно прикрывать войска в боевых действиях подвижной формы, потребовалось наличие высокомобильных и высокоэффективных ЗРК, из-за возрастания б/возможностей средств воздушной атаки.

    Вместе с борьбой с тактической авиацией войсками ПВО сухопутных войск поражались также боевые вертолеты, беспилотные и дистанционно-пилотируемые летательные аппараты, крылатые ракеты, а также стратегическая авиация неприятеля.

    В середине семидесятых годов закончилась организация первой генерации зенитно-ракетных вооружений войск ПВО. Войска получили новейшие ракеты ПВО и знаменитые: «Круги», «Кубы», «Осы-АК», «Стрелы-1 и 2», «Шилки», новые РЛС и много прочей новейшей на ту пору техники. Сформированными зенитно-ракетными комплексами легко поражались почти все аэродинамические цели, поэтому они принимали участие в локальных войнах и вооруженных конфликтах.

    К тому времени уже стремительно развивались и совершенствовались новейшие средства воздушных атак. Это были тактические, оперативно-тактические, стратегические баллистические ракеты и высокоточное оружие. К сожалению, системы вооружений первой генерации войск ПВО не обеспечивали решения заданий по прикрытию войсковых групп от атак этим оружием.

    Появилась надобность в разработке и применении системных подходов к аргументации классификации и свойств вооружений второй генерации. Потребовалось создавать системы вооружений, сбалансированных по классификациям и видам поражаемых объектов и перечня ЗРК, объединенных в единую систему управления, снабженных РЛС-разведкой, связью и техоборудованием. И такие системы вооружений создали. В восьмидесятых годах войска ПВО в полной мере были обеспечены С-З00В, «Торами», «Буками-М1», «Стрелами-10М2», «Тунгусками», «Иглами» и новейшими РЛС.

    В зенитных ракетных и зенитных ракетно-артиллерийских подразделениях, частях и соединениях произошли перемены. Они стали неотъемлемыми составными частями в общевойсковых формированиях от батальонов до фронтовых объединений и стали единой системой ПВО в военных округах. Это повысило результативность боевых применений в группировках войск ПВО военных округов и обеспечило эшелонированную на высотах и дальностях мощь огневого воздействия по противнику с высокой плотностью огня из зенитных орудий.

    В конце девяностых годов для усовершенствования командования, в войсках ПВО СВ, соединениях, войсковых частях и подразделениях ПВО Береговой охраны ВМФ, воинских частях и подразделениях ПВО ВДВ , в соединениях и воинских частях ПВО резерва Верховного Главнокомандующего произошли перемены. Их объединили в войсковую противовоздушную оборону ВС РФ.

    Задания войсковых ПВО

    Соединениями и частями войсковых ПВО решаются порученные им задания по взаимодействию с силами и средствами ВС и ВМС.

    На войсковые ПВО возлагаются следующие задачи:

    В мирное время:

    • Мероприятия по поддержанию сил ПВО военных округах, соединениях, частях и подразделениях ПВО Береговой охраны ВМС, частях и подразделениях ПВО ВДВ в боеготовности к опережающим развертываниям и отражениям вместе с силами и средствами ПВО видов ВС РФ атак средствами воздушных нападений;
    • Несения б/дежурства в пределах зоны действия военных округов и в общих систем ПВО государства;
    • Последовательность наращивания боевых составов в соединениях и частях ПВО, которые выполняют задания на боевом дежурстве, когда введены высшие степени б/готовности.

    В военное время:

    • Мероприятия по комплексному, эшелонированному в глубину прикрытию от атак средствами воздушных нападений противником на группировки войск, военные округи (фронтам) и войсковые объекты по всей глубине их оперативных построений, при этом взаимодействуя с силами и средствами ПВО и иными видами и родам войск ВС;
    • Мероприятия по непосредственному прикрытию, в которые входят общевойсковые объединения и соединения, а также соединения, части и подразделения Береговой охраны ВМС, соединения и части ВДВ, ракетные войска и артиллерия в виде группировок, авиационные аэродромы, командные пункты, важнейшие тыловые объекты в районах сосредоточений, при выдвижениях, занятиях указанных зон и при операциях (б/действиях).

    Направления совершенствования и развития войсковых ПВО

    Войска ПВО СВ на сегодняшний день — это основная и самая многочисленная составляющая войсковых ПВО ВС РФ. Они объединены стройной иерархической структурой с включением фронтовых, армейских (корпусных) комплексов войск ПВО, а также частями ПВО, мотострелковыми (танковыми) дивизиями, мотострелковыми бригадами , подразделениями ПВО мотострелковыми и танковыми полками, батальонами.

    Войска ПВО в военных округах располагают соединениями, частями и подразделениями ПВО, которые имеют в своем распоряжении различные по предназначениям и потенциалам зенитно-ракетные системы/комплексы.

    Они соединены разведывательно-информационными комплексами и комплексами управления. Это дает в определенных обстоятельствах формировать эффективные многофункциональные системы ПВО. До сих пор вооружения российских войсковых ПВО являляются одними из лучших на планете.

    К важнейшим направлениям в совершенствовании и развитии войсковых ПВО в общей сложности относят:

    • Оптимизацию организационно-штатных строений в органах управления, соединениях и частях ПВО, соответственно возложенным задачам;
    • Модернизацию в зенитно-ракетных системах и комплексах, разведсредствах для того, чтобы продлить сроки эксплуатирования и их интегрирования единой системой ВКО в государстве и в ВС с наделением их функциями нестратегических противоракетных средств в театрах военных действий;
    • Вырабатывание и ведение единой техполитики по сокращению типов вооружений, в/техники, их унифицирование и недопущение дублирования в разработках;
    • Обеспечение перспективных систем вооружений ПВО новейшими средствами автоматизирования управлением, связью, активными, пассивными и другими нетрадиционными видами разведдеятельности, многофункциональными зенитно-ракетными системами и комплексами ЗРК новой генерации с использованием критериев «эффективности — стоимости — реализуемости»;
    • Ведение комплекса коллективной б/подготовки войсковых ПВО с иными войсками, учитывая предстоящие боевые задачи и особенности районов дислоцирования, при сосредоточениях главных усилий в подготовке соединениями, частями и подразделениями ПВО высокой б/готовности;
    • Формирование, обеспечение и подготовку резервов для гибкого реагирования на изменения обстоятельств, усиление группировок войск ПВО, восполнение потерь личного состава, вооружений и военной техники;
    • Усовершенствование подготовки офицерского состава в структуре системы военного обучения, увеличение уровня их фундаментальных (базовых) знаний и практической подготовки и последовательности в переходе к непрерывному военному образованию.

    Планируется, что в скором времени системой ВКО будет занято одно из главенствующих направлений в стратегической обороне государства и в Вооруженных Силах, станет одной из составных частей, а в дальнейшем – она станет чуть ли основным сдерживающим фактором в развязывании войн.

    Системы ПВО являются одними из основополагающих в системе ВКО. На сегодняшний день части войсковых ПВО в состоянии результативно разрешать задания противовоздушных и, до некоторой степени, нестратегических противоракетных оборонительных мероприятий в группировках войск по оперативно-стратегическим направлениям. Как показывает практика, на тактических учениях с применением боевой стрельбы все имеющиеся средства войсковых ПВО России в состоянии поражать крылатые ракеты.

    ПВО в системе ВКО государства и в его Вооруженных Силах имеют тенденцию расти пропорционально возрастанию к угрозам воздушных нападений. При разрешении заданий ВКО потребуется согласованное общее использование разновидовых войск ПВО и ракетно-космической обороны по оперативно-стратегическим направлениям как наиболее действенное, чем отдельное. Это произойдет вследствие возможности при едином замысле и под единоначалием совмещать силу вместе с преимуществами разновидовых вооружений и взаимной компенсаций их недостатков и слабых сторон.

    Усовершенствование систем ПВО невыполнимо без дальнейшего модернизирования существующих вооружений, перевооружения войск ПВО в военных округах самыми современными ЗРС и ЗРК, при поставках новейших систем автоматизированного управления и связи.

    Основным направлением в развитии российских средств ПВО на сегодняшний день является:

    • Продолжать опытно-конструкторские работы, чтобы создавать высокоэффективные образцы вооружений, которые будут иметь качественные показатели, которые бы не смогли быть превзойденными зарубежными аналогами на протяжении 10-15 лет;
    • Создать перспективную многофункциональную систему вооружений войсковых ПВО. Это даст толчок, чтобы создать гибкую организационно-штатную структуру для исполнения конкретных б/задач. Такую систему нужно интегрировать с основными вооружениями сухопутных войск, и действовать комплексно с другими видами войск в ходе решения задач ПВО;
    • Внедрять комплексы автоматизированного управления с роботизированием и искусственным интеллектом, чтобы отражать дальнейшие наращивания потенциалов противников и увеличивать результативность б/применений войсками ПВО;
    • Обеспечить образцы вооружений ПВО электронно-оптическими приборами, телевизионными системами, тепловизорами, чтобы обеспечить боеспособность ЗРС и ЗРК в условияз интенсивных помех, что позволит максимально снизить зависимость ПВО-комплексов от погоды;
    • Широко применять пассивную локацию и средства РЭБ;
    • Переориентировать концепцию перспективности вырабатывания вооружений и в/техники ПВО, провести коренную модернизацию имеющихся вооружений и в/техники, чтобы дать существенный рост результативности боевого использования с малыми затратами.

    День ПВО

    День ПВО – это памятный день в ВС РФ. Его отмечают каждый год, каждого второго воскресенья в апреле, в соответствии с Указом российского Президента от 31 мая 2006 года.

    В первый раз этот праздник был определен Президиумом Верховного Совета СССР в Указе от 20 февраля 1975 года. Его установили за те выдающиеся заслуги, которые проявили войска ПВО советского государства в годы Второй Мировой войны, а также за то, что ними выполнялись особо-важные задачи в мирные часы. Первоначально его отмечали 11 апреля, но в октябре 1980 года День ПВО перенесли, чтобы праздновать его каждого второго воскресенья в апреле.

    История установления даты праздника связана с тем, что, собственно, в апрельские дни были приняты самые важные постановления Правительства по организации ПВО государства, которые стали основами при построении систем ПВО, определили организационную структуру входящих в нее войск, их становление и дальнейшее развитие.

    В завершение стоит подметить, что по мере возрастания угроз воздушных нападений роль и значение войсковых ПВО станут лишь повышаться, что уже подтверждено временем.

    Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

    Эскадрилья истребителей-бомбардировщиков снижается до предельно малой высоты и направляется к цели, огибая редкие холмы. Экипажи соблюдают режим радиомолчания - самолёты приближаются к невидимому куполу войсковой ПВО противника, и любая оплошность может лишить ударную группу эффекта внезапности. Но долго играть в прятки невозможно: ещё минута - и в кабинах бомбардировщиков начинают пронзительно верещать бортовые станции предупреждения об облучении РЛС. Эскадрилью засекают радары, а значит, счёт пошёл на секунды. Кто первым пустит ракету - самолёт или зенитный комплекс, - тот и победил.

    В вооруженном конфликте XXI века завоевание превосходства в воздухе - ключевой фактор успеха. Но даже самая современная и многочисленная авиагруппа может наткнуться на высокий забор эффективной эшелонированной системы противовоздушной обороны. Впрочем, в любой ограде есть лазейки. О том, на какие ухищрения пускаются экипажи самолётов тактической авиации, чтобы пробить брешь в системе ПВО противника, - в материале РИА Новости .

    Полёт змейкой

    В противостоянии с ПВО авиация находится в заведомо проигрышном положении. Чтобы поразить зенитно-ракетный комплекс, бомбардировщику или штурмовику нужно его обнаружить в складках местности и сблизиться с ним на дальность пуска ракеты. А самолёт в небе прекрасно виден современным РЛС. И если в Сирии экипажи тактической авиации ВКС России ещё могут позволить себе летать на высотах в четыре-пять тысяч метров, то на противника, располагающего развитой ПВО, с открытым забралом уже не пойдёшь. Придётся хитрить.

    "Не существует универсальной тактики прорыва ПВО на все случаи жизни, - рассказывает заслуженный военный лётчик России генерал-майор Владимир Попов, бывший пилот фронтового бомбардировщика Су-24. - Нужно учитывать количество и состав средств противовоздушной обороны, брать в расчёт особенности театра военных действий".

    Разберем действия самолётов, атакующих позиционный район противника с мощной системой ПВО. Радары с разной дальностью действия видят цель неодинаково. Самые "дальнобойные" легко засекают объект высоко в небе на большом расстоянии, но не всегда могут вовремя разглядеть низколетящий самолёт. Этим и пользуется ударная авиагруппа.

    "Чем ниже мы летим, тем дольше остаёмся незамеченными, - поясняет Владимир Попов. - В идеале нужно держаться на высотах от 50 до 300 метров. Рельеф местности - наш естественный союзник. Помехи от земли, зданий, леса, гор, низких облаков затрудняют работу РЛС. Чтобы ещё больше озадачить противника, авиация использует средства радиоэлектронного противодействия, осложняющие выделение цели на общем фоне. Важно отметить, что группа движется на скоростях более тысячи километров в час и не по прямой - активно маневрирует с креном в 15, 30, 45 градусов. Фактически идёт змейкой. Засекает бомбардировщик одна РЛС, берёт его на автосопровождение, а он через секунду "прыгает" в соседнюю зону, которую контролирует другой радар. И тому приходится всё начинать заново. Это сильно увеличивает время реакции системы ПВО и повышает шансы на успех ударной группы".

    Ослепить и уничтожить

    Самолёт наиболее уязвим непосредственно перед атакой. На небольшом расстоянии от цели активно маневрировать сложно - её ещё нужно обнаружить, опознать и навести на неё средства поражения. Впрочем, по словам генерал-майора Попова, объект атаки в подобных операциях обычно известен заранее, благодаря усилиям разведки и спутниковому наблюдению. Если же группу начинает облучать "внезапный" радар, о котором информации не было, самолёты выявят его достаточно быстро.

    "Все сигналы, которые направлены против нас, мы видим, - говорит Попов. - Бортовые приборы показывают экипажу, с какого ракурса облучается самолёт, с какой дальности и в каком режиме. Они же предупреждают пилота о том, что по его самолёту дали залп. И тогда первоочередная задача - не атака цели, а выполнение манёвра ухода от ракеты. Сбросил её с хвоста - продолжай выполнять боевое задание. Что касается зенитной пушечной артиллерии, то её современным реактивным самолётам можно не опасаться - она эффективна только против вертолётов и дозвуковых крылатых ракет".

    Главная цель ударной группы - радары. Без них вся система ПВО ослепнет и не сможет оказать сопротивления. РЛС уничтожают управляемыми ракетами, наводящимися по излучаемому ею радиолокационному лучу. Вторая по приоритетности цель - пусковые установки зенитных ракет. Задача-максимум - нейтрализовать или внести дезорганизацию в действия средств ПВО на конкретном участке, чтобы в образовавшуюся брешь успели проскочить другие самолёты, которым предстоит развить дальнейший успех.

    "Когда первый эшелон прорывает ПВО, за ним устремляются штурмовики, зачищающие остатки обороны на этом участке, - объясняет Владимир Попов. - Следом - самолёты, наносящие удары на оперативную глубину боевых порядков противника. Затем в зону прорыва войдёт дальняя стратегическая авиация, чтобы атаковать "длинной рукой" объекты тыла или пункты сосредоточения войск. В это время вертолёты могут обстреливать передний край обороны противника. Кроме того, нейтрализация ПВО позволит применять военно-транспортную авиацию для высадки десанта. Это сложная, многосоставная и очень дорогая операция, которую крайне трудно спланировать. Однако современную войну против сильного противника без этого не выиграть".

    В Воздушно-космических силах России таким операциям учат всех лётчиков тактической авиации. Экипажи в обязательном порядке проходят курсы боевой подготовки, соответствующие типу пилотируемых ими самолётов: фронтовых бомбардировщиков, истребителей, истребителей-бомбардировщиков, штурмовиков. Выполняют полный цикл упражнений на всех высотах - малых, средних и больших - до тех пор, пока не отработают все возможные действия до автоматизма. Прорыв системы противовоздушной обороны - одна из самых сложных и опасных для жизни задач, которая только может выпасть на долю военного лётчика. А его успех или неудача способны решить исход всего вооруженного конфликта.

    РИА Новости, Андрей Коц

    Ноябрь 22nd, 2014

    Как работает система прорыва ПВО противника в израильской армии

    В качестве предисловия. Так уж получилось, что современная война для абсолютного большинства людей, даже когда-то где-то служивших, остается довольно загадочной штукой. Чаще всего она представляется по кинофильмам.

    Но их снимают зачастую точно такие же гражданские, что формирует замкнутый круг. Оно безусловно хорошо, что длительный мир сделал картинку войны чем-то абстрактным. Однако порой неверные представления формируют неверные выводы, на базе которых принимаются ошибочные решения. А вот ошибки в жизни это уже безусловно плохо. По этому, думаю, имеет смысл прочитать эту статью. Ее автор провел грамотный и, самое главное, очень наглядный анализ того, как в действительности решаются боевые задачи. В данном случае — задача взлома сухопутной системы ПВО, не имеющей воздушного прикрытия.



    Израильская «открывашка» систем ПВО

    Идея написания этой статьи возникла на почве нескончаемых споров о эффективности ПВО и обязательности воздушного прикрытия позиций ЗРК. Многие упорно твердят, что полностью эшелонированная система ПВО практически непробиваема, оппоненты им возражают, утверждая, что ПВО - это «ВВС для бедных». Так кто же прав?

    В этой статье мы обсудим сценарий прорыва эшелонированной системы ПВО, не имеющей полноценного воздушного прикрытия, основываясь на технологии и вооружения израильского производства. Я выбрал Израиль по нескольким причинам: это и бесконечные споры о поставках современных ЗРК в регион Ближнего Востока, и реальный боевой опыт подобных операций («Арцав-19″, к примеру).

    Итак, начнем «сражение». На сегодняшний день подобная атака будет спланированной операцией, проводимой одномоментно, с использованием всех возможностей принципа «сетецентрической войны» и полной номенклатуры вооружений. Ради чистоты эксперимента мы предположим наличие «сетецентрической» связи и у противника и не будем использовать в прорыве системы наземного/морского пуска (дроны IAI Harop) и системы зарубежного производства (антирадарных ракет AGM-88 HARM).

    Количество средств будет прямо пропорционально прорываемой сети, поэтому мы опустим численность сторон за скобки. Построение авиакрыла будет стандартным (по эшелонам) - разнопрофильные БПЛА, истребители, самолеты ДРЛО и РЭБ, авиазаправщики. И разумеется, атака будет скоординирована с окном пролета спутников разведки.

    При наличии загоризонтных РЛС подобная атака не будет сюрпризом, но оставляет противнику мало времени на маневры и подготовку. Загоризонтный перехват (в случае наличия подобной возможности у противника) крайне маловероятен. АФАР истребителя (а тем более АВАКСа) способен практически со 100% вероятностью выводить из строя радиолокационные ГСН идущих «в лоб» ракет ЗРК сфокусированным высокоэнергетическим радиолучом, при необходимости используя групповое подавление индивидуальных целей в порядке очереди. Подобная тактика позволяет концентрировать сотни киловатт на приемник отдельно взятой ГСН, практически сжигая ее электронику за секунды.



    Подавление ГСН с применением АФАР

    Для эффективного прорыва прежде всего необходимо вскрыть позиции противника и в первую очередь ЗРК дальнего радиуса действия. Разумеется, противник не включит все свои РЛС наведения и постарается не раскрывать свои позиции, если посчитает угрозу недостаточно серьезной. Поэтому в авангарде воздушной волны пойдут «обманки», например, «ATALD» (Advanced Tactical Air Launched Decoy & Aerial Target) производства компании IMI. Их задача - заставить противника поверить в необходимости задействовать «все, что можно, и что нельзя» для отражения атаки подобных масштабов.

    Это, по сути, автономный дрон, запускаемый с истребителя, его первоочередная задача - создание максимально большего количества правдоподобных ложных целей на радарах противника. Один «ATALD» может имитировать целое авиазвено истребителей или крылатых ракет на несколько РЛС одновременно, настраиваясь на их диапазон и придавая ложным целям реалистичное поведение (маневрирование, уклонение).

    Дрон нечувствителен к средствам РЭБ, поскольку не ведет радиоразведки, его основная задача - «сверкать, как елка в новогоднюю ночь» и привлекать максимум внимания. А малые размеры, радиопоглощающее покрытие и пространственный разброс ложных целей делают его сложной мишенью для перехвата.



    ATALD-Advanced Tactical Air Launched Decoy & Aerial Target

    В то время как имитаторы целей будут «троллить противника» на предмет обнаружения позиций своих РЛС, спутники, АВАКСы и высотные БПЛА радиоразведки будут скрупулезно фиксировать всю поступающую информацию, вычислять координаты целей и мгновенно распределять эту информацию всему авиасоединению.



    Самолет ДРЛО «Nahshon-Eitam» (IAI) с системой EL/W-2085 (Elta)



    Разведывательный спутник, оснащённый радаром с синтезированной апертурой «Polaris» ака Офек-8 (IAI)



    Высотный БПЛА дальней радиоразведки 4X-UMI Heron TP (IAI)

    Вторым эшелоном, немного отставая от имитаторов, на предельно низких высотах следует рой КР «Delilah». Их задача - максимально углубиться на территорию противника к моменту распределения целей, а их дальность пуска - 250 км. IMI «Delilah» мала размерами и не излучает в радиодиапазоне при использовании автономного режима. Обнаружение цели происходит по географическим координатам, используя GPS или инерционную навигацию, а за окончательное прицеливание ответственна электрооптическая/тепловизионная ГСН или ГСН наведения на источник радиоизлучения (противорадарная версия).

    Первыми мишенями КР станут РЭБ источники, РЛС ЗРК дальнего радиуса действия и основные центры связи. Умение объединяться в «стаю», атаковать одновременно с нескольких сторон или «прокладывать просеку» в ЗРК ближнего радиуса гарантируют высокую эффективность поражения основных целей.



    IMI «Delilah»

    Также в качестве оружия поражения особо удаленных целей может использоваться «Popeye Turbo ALCM» . Эта авиационная версия КР «Popeye Turbo SLCM» имеет дальнобойность свыше 350 км.



    Popeye Turbo ALCM (Rafael)

    Как только противник лишается дальнобойных ЗРК и основных станций РЭБ, авиагруппировка сокращает дистанцию, и в ход идут более дешевые средства поражения. РЛС ЗРК среднего радиуса действия будет поражаться с помощью ракет «Popeye Lite» (на дальностях до 150 км), а также корректируемых планирующих авиабомб «Spice-1000″ (на дальностях до 100 км).



    Popeye Lite (Rafael) на пилоне истребителя



    Spice-1000 (Rafael) на пилоне истребителя

    Позиции ЗРК, оставшиеся без РЛС, неточно обозначенные позиции, а также базы их снабжения зачищаются с помощью «MSOV» (Modular Stand Off Vehicle) от IMI. Это по сути большой планирующий дрон, несущий на борту различную номенклатуру вооружения - от кассетной БЧ до управляемых боеприпасов индивидуального наведения. Его задача - достигнуть заданных координат, найти мишень и открыть бомболюк. «MSOV» весит более тонны и обладает дальностью пуска до 100 км. Наведение - GPS/INS.



    MSOV - Modular Stand Off Vehicle

    «Доделывать работу» по ЗРК ближнего радиуса, зачищать пусковые, центры связи и штабы управления будут истребители-бомбардировщики, вооруженные планирующими бомбами «Spice-250″. Каждый самолет может сбросить 16 этих боеприпасов, по 113 кг каждый. РЭБ-прикрытие каждого звена будет осуществляться с помощью «Skyshield Jammer POD» на одном из самолетов. Эта проверенная система действует в радиусе 360 градусов, автоматически реагируя и настраиваясь на источники излучения.



    Spice 250 (Rafael) на фоне макета F-16 с полным боекомплектом



    SKY SHIELD Airborne Support Jammer (Rafael)

    Вот наша «миссия» и подошла к концу. Заранее извиняюсь за «обилие» ТТХ, но это не технический каталог, а умозрительный эксперимент. Всем спасибо за внимание.