Психология журналистики олешко в ф pdf. Психология журналистики. Введение в теорию психологии журналистики

Что отличает успешного журналиста от середнячка, не интересующего аудиторию, увлеченную интернет-технологиями? Можно ли поверить исследовательской «алгеброй» гармонию индивидуального журналистского творчества? Что в большей степени определяет успех в информационную эпоху: талант, психологические знания, креативная среда, опыт работы, амбиции?.. На эти и другие вопросы с привлечением результатов социально-психологических исследований, а также мнений экспертов отвечает автор учебника - доктор философских наук, профессор, журналист-практик В. Ф. Олешко.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. Олешко В. Ф. Психология журналистики. Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2006. - 240 с.

    ПРЕДИСЛОВИЕ.....................................................................................................6

    ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ПСИХОЛОГИИ ЖУРНАЛИСТИКИ......................8

    1.1. Психология журналистики в системе современной массово-коммуникационной деятельности....................................................8

    1.2. Массовая коммуникация — нервная система

    целостного общественного организма.............................................................9

    1.3. Проблема, предмет, метод................................................................................11

    1.4. Цель, задачи, принципы и функции

    психологии журналистики..............................................................................14

    1.5. Коммуникация как личностная проблема......................................................19

    ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ И СМЕЖНЫЕ НАУКИ......................22

    2.1. Личность и личностные «пространства»........................................................22

    2.2. Социожурналистика и социокоммуникативистика.......................................24

    2.3. Информационные триады: сущность, виды, значение..................................26

    2.4. Психологические исследования в журналистике...........................................28

    2.5. Теории массовой коммуникации....................................................................28

    ПСИХОЛОГИЯ МАССОВО-КОММУНИКАЦИОННОГО

    ТВОРЧЕСТВА: ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ................32

    3.1. Историко-философские традиции рассмотрения творчества.......................32

    3.2. Мотивы, цели, функции, результаты творчества...........................................34

    3.3. Можно ли творчество программировать?.......................................................36

    3.4. Аксиология творчества....................................................................................39

    3.5. Творчество как усиление себя.........................................................................42

    3.6. Есть вариант!...................................................................................................43

    ЧЕЛОВЕК КАК СОЗДАТЕЛЬ ПРОДУКЦИИ СМИ......................................46

    4.1. Специфика журналистского мышления.........................................................46

    4.2. Характеристики творческих способностей журналиста................................50

    4.3. Журналистское произведение: от замысла — к реализации..........................52

    4.4. Можно ли стимулировать вдохновенье?.........................................................57

    4.5. «Культивирование» информационного поля.................................................60

    4.6. Творческое письмо журналиста как технология.............................................66

    4.7. Патопсихология медиатворчества..................................................................68

    ЛИЧНОСТЬ КАК ПОТРЕБИТЕЛЬ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ............71

    5.1. Аудитория как социально-коммуникативная общность................................71

    5.2. Типология аудитории СМИ............................................................................72

    5.3. Эмоциональная доминанта восприятия.........................................................74

    5.4. Харизматическая модель коммуникатора......................................................76

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...................................................79

    6.1. Определения понятия «ментальность»...........................................................79

    6.2. Аналитичность как традиция?.......................................................................80

    6.3. Аспекты деиндивидуализации личности.........................................................81

    6.4. Тенденции толерантности...............................................................................83

    6.5. Его величество тендер.....................................................................................84

    6.6. Синергетика пола...........................................................................................90

    ЕСТЬ ЛИ ФИЛОСОФИЯ У НОВОСТЕЙ?.....................................................94

    7.1. Новости — лицо средства массовой информации.........................................94

    7.2. Сущность понятия «философия новостей»....................................................96

    7.3. Законы внутренней этики..............................................................................99

    7.4. Психолого-этические проблемы информационной деятельности..............101

    7.5. Технологии продвижения СМИ и «промоушн-войны»...............................103

    СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

    КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДИАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.......................107

    8.1. Диалог как реальное бытие культуры............................................................107

    8.2. Реализация социально-технологического подхода.......................................109

    8.3. «Вас слушает читательский редактор»...........................................................112

    8.4. Мобильные возможности СМ И....................................................................113

    8.5. Основные жанры Интернет-журналистики..................................................114

    8.6. Журналистика в стиле on-line........................................................................116

    ИГРОРЕАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ

    ЖУРНАЛИСТСКОЙ ПРАКТИКЕ.................................................................127

    9.1. Игра: сущность, основные формы.................................................................127

    9.2. Моделирование ситуаций игрореализации...................................................128

    9.3. Хэппенинг и другие эффективные технологии.............................................131

    9.4. Информационный дискурс игрореализации................................................133

    9.5. Эксперименты в современной журналистике...............................................139

    9.6. Типология игр в СМИ....................................................................................142

    СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММУНИКАТОРОВ....................................................146

    10.1. Специфика полемики в масс-медиа............................................................146

    10.2. Психологические задачи полемики в СМИ.................................................149

    10.3. Принципы ведения полемики.....................................................................152

    10.4. Коммуникаторы: безличные и индивидуальные.........................................154

    10.5. Масс-медиа как орудие манипуляции.........................................................158

    10.6. «Я сам обманываться рад...».........................................................................161

    ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СМИ:

    ТЕКСТ, СМЫСЛ, ЭМОЦИИ.........................................................................164

    11.1. Шрифт как выразительное средство............................................................164

    11.2. Смысл и эмоции: взаимовлияние, противоречия.......................................168

    11.3. Форма журналистского материала...............................................................170

    11.4. СМИ как зеркало для героя..........................................................................173

    11.5. Жанровая палитра современных масс-медиа..............................................179

    НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.......................................185

    12.1. Парадигма взаимодействия творческой личности и общества...................185

    12.2. Конвергентность СМИ и Интернета как тенденция..................................188

    12.3. Медиалогика XXI века..................................................................................189

    ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ...................................................................................191

    УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА

    «ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ»..........................................................195

    ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ........................................................................214

    ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ.................................227

    ГЛОССАРИЙ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ..................................232

    Библиотека профессионального журналиста
    В.Ф. ОЛЕШКО

    ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

    Учебное пособие

    Допущено региональной секцией Урала и Сибири научно-методического совета по журналистике УМО университетов РФ в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «Журналистика»

    Издательство Михайлова В. А.

    Санкт-Петербург

    2006
    УДК 159.9

    ББК 88.4

    053
    Олешко В. Ф.

    Психология журналистики. Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2006. - 240 с.
    Рецензенты:

    доктор филологических наук, профессор, декан факультета филологии и жур­налистики Саратовского государственного университета В. В. Прозоров;

    доктор политических наук, профессор, зам. председателя диссертационного совета Санкт-Петербургского госуниверситета по специальности «Политическая психология» Г. С. Мельник.
    Олешко Владимир Федорович, 1955 г.р., доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой периодической печати Уральского государственного универ­ситета им. А.М. Горького. В практической журналистике с 1972 года. Лауреат премий Союза журналистов России за лучшие журналистские публикации 1995 и 2004 гг.

    Автор шести монографий, издававшихся в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Москве. Сфера научных интересов - психология творчества, технологии масс-медиа, моделирование массово-коммуникационных процессов. Как и предыдущие книги, учебное пособие адресовано прежде всего студентам факультетов журнали­стики и других творческих специальностей, журналистам-практикам, а также всем тем, кто хочет достичь успеха, используя как результаты современных научных исследований, так и свой интеллект.

    ISBN 5-8016-0288-7

    © Олешко В. Ф.

    © Издательство Михайлова В. А.
    СОДЕРЖАНИЕ
    ПРЕДИСЛОВИЕ.....................................................................................................6
    ТЕМА 1

    ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ПСИХОЛОГИИ ЖУРНАЛИСТИКИ......................8

    1.1. Психология журналистики в системе современной массово-коммуникационной деятельности....................................................8

    1.2. Массовая коммуникация - нервная система

    целостного общественного организма.............................................................9

    1.3. Проблема, предмет, метод................................................................................11

    1.4. Цель, задачи, принципы и функции

    психологии журналистики..............................................................................14

    1.5. Коммуникация как личностная проблема......................................................19
    ТЕМА 2

    ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ И СМЕЖНЫЕ НАУКИ......................22

    2.1. Личность и личностные «пространства»........................................................22

    2.2. Социожурналистика и социокоммуникативистика.......................................24

    2.3. Информационные триады: сущность, виды, значение..................................26

    2.4. Психологические исследования в журналистике...........................................28

    2.5. Теории массовой коммуникации....................................................................28
    ТЕМА 3

    ПСИХОЛОГИЯ МАССОВО-КОММУНИКАЦИОННОГО

    ТВОРЧЕСТВА: ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ................32

    3.1. Историко-философские традиции рассмотрения творчества.......................32

    3.2. Мотивы, цели, функции, результаты творчества...........................................34

    3.3. Можно ли творчество программировать?.......................................................36

    3.4. Аксиология творчества....................................................................................39

    3.5. Творчество как усиление себя.........................................................................42

    3.6. Есть вариант!...................................................................................................43
    ТЕМА 4

    ЧЕЛОВЕК КАК СОЗДАТЕЛЬ ПРОДУКЦИИ СМИ......................................46

    4.1. Специфика журналистского мышления.........................................................46

    4.2. Характеристики творческих способностей журналиста................................50

    4.3. Журналистское произведение: от замысла - к реализации..........................52

    4.4. Можно ли стимулировать вдохновенье?.........................................................57

    4.5. «Культивирование» информационного поля.................................................60

    4.6. Творческое письмо журналиста как технология.............................................66

    4.7. Патопсихология медиатворчества..................................................................68
    ТЕМА 5

    ЛИЧНОСТЬ КАК ПОТРЕБИТЕЛЬ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ............71

    5.1. Аудитория как социально-коммуникативная общность................................71

    5.2. Типология аудитории СМИ............................................................................72

    5.3. Эмоциональная доминанта восприятия.........................................................74

    5.4. Харизматическая модель коммуникатора......................................................76


    ТЕМА 6

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...................................................79

    6.1. Определения понятия «ментальность»...........................................................79

    6.2. Аналитичность как традиция?.......................................................................80

    6.3. Аспекты деиндивидуализации личности.........................................................81

    6.4. Тенденции толерантности...............................................................................83

    6.5. Его величество тендер.....................................................................................84

    6.6. Синергетика пола...........................................................................................90


    ТЕМА 7

    ЕСТЬ ЛИ ФИЛОСОФИЯ У НОВОСТЕЙ?.....................................................94

    7.1. Новости - лицо средства массовой информации.........................................94

    7.2. Сущность понятия «философия новостей»....................................................96

    7.3. Законы внутренней этики..............................................................................99

    7.4. Психолого-этические проблемы информационной деятельности..............101

    7.5. Технологии продвижения СМИ и «промоушн-войны»...............................103
    ТЕМА 8

    СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

    КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДИАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.......................107

    8.1. Диалог как реальное бытие культуры............................................................107

    8.2. Реализация социально-технологического подхода.......................................109

    8.3. «Вас слушает читательский редактор»...........................................................112

    8.4. Мобильные возможности СМ И....................................................................113

    8.5. Основные жанры Интернет-журналистики..................................................114

    8.6. Журналистика в стиле on-line........................................................................116


    ТЕМА 9

    ИГРОРЕАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ

    ЖУРНАЛИСТСКОЙ ПРАКТИКЕ.................................................................127

    9.1. Игра: сущность, основные формы.................................................................127

    9.2. Моделирование ситуаций игрореализации...................................................128

    9.3. Хэппенинг и другие эффективные технологии.............................................131

    9.4. Информационный дискурс игрореализации................................................133

    9.5. Эксперименты в современной журналистике...............................................139

    9.6. Типология игр в СМИ....................................................................................142
    ТЕМА 10

    СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММУНИКАТОРОВ....................................................146

    10.1. Специфика полемики в масс-медиа............................................................146

    10.2. Психологические задачи полемики в СМИ.................................................149

    10.3. Принципы ведения полемики.....................................................................152

    10.4. Коммуникаторы: безличные и индивидуальные.........................................154

    10.5. Масс-медиа как орудие манипуляции.........................................................158

    10.6. «Я сам обманываться рад...».........................................................................161


    ТЕМА 11

    ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СМИ:

    ТЕКСТ, СМЫСЛ, ЭМОЦИИ.........................................................................164

    11.1. Шрифт как выразительное средство............................................................164

    11.2. Смысл и эмоции: взаимовлияние, противоречия.......................................168

    11.3. Форма журналистского материала...............................................................170

    11.4. СМИ как зеркало для героя..........................................................................173

    11.5. Жанровая палитра современных масс-медиа..............................................179


    ТЕМА 12

    НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.......................................185

    12.1. Парадигма взаимодействия творческой личности и общества...................185

    12.2. Конвергентность СМИ и Интернета как тенденция..................................188

    12.3. Медиалогика XXI века..................................................................................189
    ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ...................................................................................191

    УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА

    «ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ»..........................................................195

    ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ........................................................................214

    ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ.................................227

    ГЛОССАРИЙ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ..................................232


    ПРЕДИСЛОВИЕ

    Во-первых, способствовать изучению нормативного курса «Психология жур­налистики», в плане организации учебного процесса - от его начала до сдачи экзамена;

    Во-вторых, предложить необходимый минимум теоретического материала по общей и специальной психологии;

    В-третьих, быть методологическим и методическим основанием для более глу­бокого самостоятельного постижения психологической культуры творческой деятельности в сфере массовой коммуникации и обусловленной ей актуальной проблематики современной журналистики;

    В-четвертых, восполнить зачастую существующий недостаток непосред­ственного учебно-методического и личностного общения студентов (особен­но заочной формы обучения) с преподавателем;

    В-пятых, дать возможность самостоятельно, но в системе освоить психоло­гические основы медиадеятельности тем из журналистов-практиков, у кого такая необходимость возникнет.

    XXI век - не только век информационный, но и век системных междисципли­нарных связей. Так, к примеру, для современных массовых коммуникаций харак­терно сращение методов журналистики и психологии. Специалисты отмечают, что на телевидении и радио, в газетах и журналах нередко применяются психологичес­кие методики организации материала. В свою очередь, новейшая практическая пси­хология, используя журналистские методы, расширяет воздействие до уровня мас­совой коммуникации.

    Социальный диалог, влияние и взаимовлияние коммуникаторов и аудитории, оперирование информацией и формирование новой системы ценностей - все это и многое другое возможно осуществить в обществе в значительной степени с помощью средств массовой информации. Преподавание курса «Психология журналистики» призвано удовлетворить возникшую потребность в освоении специальной ветви прак­тической психологии массовых коммуникаций (медиапсихологии) при подготовке обучающихся к работе в СМИ.

    Следовательно, целью курса является знакомство студентов с основными со­циально-психологическими проблемами, связанными со всеми структурными ком­понентами массовых коммуникаций (коммуникатор - каналы и средства массо­вой информации - содержание - аудитория и реципиенты), а также овладение знаниями и методами психологии межличностного общения и творческого массо­вого взаимодействия. Автором рассматривается также процесс эволюции мышле­ния и стилей, методов творческой деятельности журналиста в связи с развитием технологий массовой коммуникации. Все это в конечном итоге призвано способ-

    6
    ствовать адаптации студентов к постоянно меняющимся внешним условиям ре­альной коммуникационной практики.

    Представленный учебно-методический комплекс опирается на признанный и имеющийся в большинстве регионов Российской Федерации набор учебной, пси­хологической и энциклопедической литературы, рекомендуемой Министерством образования РФ, Научно-методическим советом по специальности «Журналисти­ка» Учебно-методического объединения государственных университетов, Урало-Сибирского и Северо-Западного региональных УМО. Лекционный курс «Психо­логии журналистики» написан в соответствии с новыми государственными обра­зовательными стандартами высшей школы и включает в себя все основные его разделы.

    Тематика практических занятий дополняет теоретический курс, предлагая сту­дентам с особой внимательностью проработать четыре ключевых темы: «Человек как создатель продукции СМИ», «Личность как потребитель массовой информа­ции», «Социально-технологический подход как фактор развития диалоговых от­ношений» и «Социально-психологическое моделирование деятельности коммуни­каторов». Проверить качество полученных знаний можно самостоятельно - с по­мощью тестовых заданий.

    Обучающимся следует обратить внимание, что литература для подготовки к семинарским занятиям, как и при освоении учебного материала других тем, зачас­тую повторяется. Это обусловлено тем, что практически весь материал в психоло­гии журналистики «сопрягается», и несколько книг, учебных пособий могут быть полезны при подготовке по разным темам. Поэтому в числе основной литературы указано небольшое количество обязательных базовых учебников и учебных посо­бий (на выбор), а в списке дополнительной литературы - книги, которые не толь­ко могут помочь студенту в учебной работе, но и в целом способствуют формиро­ванию психологической и коммуникативной культуры личности.

    7
    ТЕМА 1

    ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ПСИХОЛОГИИ ЖУРНАЛИСТИКИ
    План темы:

    .

    .

    1.3. Проблема, предмет, метод.

    1.4. Цель, задачи, принципы и функции психологии журналистики.

    1.5. Коммуникация как личностная проблема.
    Сегодня бесспорен тот факт, что без полноценной объективной информации невозможно эффективное управление любым современным социумом, принятие оптимальных решений в любом виде деятельности, что информация является наи­более рентабельным продуктом и товаром.

    Нынешнее общество, в котором Интернет и другие средства массовой комму­никации играют все более заметную роль, принято называть информационным - в противовес вчерашнему индустриальному. Главным продуктом в нем является не сталь и уголь, и не машины и механизмы, а информация.


    1.1. Психология журналистики в системе современной массово-коммуникационной деятельности
    Основная проблема заключается в том, что информационные технологии разви­ваются быстрее, нежели процессы формирования массового «информационного со­знания». А оно, как известно, включает в себя понимание необходимости специаль­но овладевать умением сознательно осуществлять процессы создания, обмена, рас­пространения, потребления информации.

    Не сокращается и разрыв между информацией «для знания» и «для дела» (по­просту говоря, отрыв теории от практики). При этом сохраняется отношение к ин­формации как явлению естественному, очевидному и потому не требующему спе­циального внимания, либо опасному, желательно регулируемому, дозируемому.

    Наивно полагать, что СМИ самостоятельно, вне и, тем более, вопреки обще­ственным настроениям, могут стать единственным или даже решающим средством формирования информационного общества (как и любого иного). Во-первых, сво­бода СМИ невозможна в условиях идеологического, экономического, любого дру­гого управления ими; во-вторых, свобода предполагает возможность отражения всей палитры мнений, различных позиций, оценок, в том числе и состояния СМИ .

    Так, снижение тиражей ряда газет и журналов - есть, по мнению ряда экспер­тов, не только следствие причин экономического характера, но и свидетельство в це­лом падения интереса к периодике, ставшей в условиях рынка не «штучной», а «ус-

    8
    редненной», как правило, развлекательной, бездоказательной, безапелляционной, с крайностями в оценках явлений или событий, с обилием элементарных ошибок.

    Индивидуальное для проявления человеческой творческости трудно найти и на радио и телевидении, которое Владимир Познер однажды остроумно назвал «кон­вейер плюс театр». Отсюда объяснение феномена Интернета как способа самоиден­тификации, объяснение его стремительного «клонирования» в виртуальном про­странстве, а его продуктов - в сознании людей.

    Следовательно, СМИ станут действенным инструментом формирования раз­витого общества будущего, если своим содержанием и формой будут системати­чески способствовать развитию человеческой индивидуальности, причем как при производстве, так и при потреблении массовой информации, если также будут спо­собствовать развитию форм реализации свободы индивидуума и доступа к инфор­мации, обеспечивать полную информированность - в пределах возможного - от­дельных социумов и граждан. Но это проблемы уже не только технологического, нравственно-этического, собственно массово-коммуникационного характера, а и психологического. И все это находится в центре исследований психологии журна­листики как научно-практической дисциплины.

    Милан Кундера в романе «Бессмертие» сформулировал одиннадцатую запо­ведь - право журналиста требовать правдивого ответа, ибо уклонение от истины при освещении социально значимых сторон жизни общества - это всегда симптом его болезни, неполноценного развития. Следовательно, проблемы этического ха­рактера при посредстве масс-медиа тесно связаны с политическими, экономи­ческими, рядом других. Но рассмотреть и проанализировать их в полном объеме возможно лишь с учетом социально-психологической природы большинства из них.


    1.2. Массовая коммуникация - нервная система целостного общественного организма
    Итак, априори делаем вывод: современный мир сложен, многообразен и дина­мичен. Он противоречив, но взаимозависим и во многом целостен. Его динамика и целостность проявляются прежде всего в развитии общественных отношений, уг­лублении общения (коммуникации) и разветвлении информационных связей раз­личных уровней. Надо сказать, что по проблемам информации и коммуникации уже более двух десятков лет ведутся широкие дискуссии представителями как гу­манитарных (философия, социология, политология, социальная психология, линг­вистика, культурология, теория журналистики), так и технических (информатика, кибернетика) и естественных (психология, биология) дисциплин. Еще более акту­ализировал их стремительный прогресс в развитии технологической базы средств коммуникации: прежде всего такого мощного информационного канала, как теле­видение, а в последние годы и различных систем компьютерных сетей.

    В целом же основы теории и психологии коммуникации, относимой к числу меж­дисциплинарных концепций, долгое время разрабатывались на интуитивном уров­не. Однако еще в 1909 году Ч. Кули, автор теории «приобщения» индивидов к «боль­шому сознанию» как совокупности накопленных социально значимых «состояний чувствования» и «отображений (imaginations)», выделял коммуникацию в качестве

    9
    средства актуализации «органически целого мира человеческой мысли» 1 . Позднее Дж. Г. Мид в русле таких же рассуждений рассматривал общество как «результат совокупности процессов взаимодействия индивидов друг с другом» 2 .

    Систематические научные исследования коммуникативных процессов начались в 20-30-х годах XX века в рамках различных теорий журналистики, что было обус­ловлено как бурным развитием средств массовой коммуникации, так и связано с фундаментальным и глобальным характером социальных процессов. В дальней­шем развитии информационно-коммуникативных идей и концепций примерно к концу 40-х годов определилось два подхода - так называемый естественно-техни­ческий (Н. Винер, К. Э. Шеннон, У. Р. Эшби и др.) и научно-гуманитарный (К. Леви-Стросс, А. Ламсдейн, К. Ховланд, Ф. Шеффильд и др.). Причем с конца 60-х годов исследования массово-коммуникационной деятельности в странах Запада разви­вались, как правило, в рамках социологических и психологических традиций с кон­центрацией на управленческих, идеологических и культурных аспектах воздействия СМИ на человека и общество.

    В современной науке можно выделить следующие основные значения понятия «информация» 3:

    Сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передава­емые людьми; уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате по­лучения сообщений (в технике связи);

    Сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве син­таксических, семантических и прагматических характеристик (социальная информация);

    Передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы).

    Специфика высшего типа организации информационных систем, характери­зующих человеческую жизнедеятельность, состоит в появлении социальной систе­мы порождения, хранения и переработки информации - культуры общества. Л.Н. Коган, рассматривая культуру как человекотворческую общественную систему 4 , отмечал, что основная ее функция содержит и ряд подфункций. К их числу относятся:

    передача социального опыта, социальной информации от одного поколения к другому;

    регулирование общественных отношений средствами политической, правовой, нравственной, религиозной, экологической культур, культуры управления и т.д.;

    ____________________________

    1 Цит. по: Терин В. П. Основные направления исследований теории массовой коммуникации //Со­циологические исследования. - 1997. - № 11. - С. 25-31. Очень советуем коллегам также про­честь очень информационно насыщенную книгу данного автора «Массовая коммуникация: иссле­дование опыта Запада». - М., 2000.

    2 Там же.

    3 Философский энциклопедический словарь. - М., 1989. - С. 222.

    4 Коган Л. Я. Теория культуры. - Екатеринбург, 1993. - С. 14; Философский энциклопедический словапь. - М.. 1989. - С.

    10
    осуществление коммуникации, связи между людьми по поводу производ­ства и освоения культурных ценностей;

    Оценка явлений окружающей жизни с позиций той или иной культуры.

    Все эти подфункции культуры, тесно связанные между собой, объясняют мно­жественность определений культуры. Причем некоторые ученые признают глав­ной именно информационную функцию культуры и соответственно определяют культуру как социальную информацию.

    Сейчас как никогда насущна для науки в целом и психологии журналистики в частности проблематика обратной связи с аудиторией средств массовой информа­ции. Она актуализирована повсеместным внедрением спутникового телевизион­ного вещания, все большим переплетением компьютерной и телевизионной техно­логий (характерной, например, для интерактивного телевидения, когда аудитория имеет возможность с помощью сети «Интернет» участвовать в организации и разви­тии массово-коммуникационного действия). Тем самым возникшая новая постановка вопроса об обратной связи заново привлекает внимание и журналистов-практи­ков, хотя бы в плане осмысления понятия «информационное общество», то есть общество ближайшего будущего.

    Следовательно, массовую коммуникацию необходимо рассматривать прежде всего как целостное социальное явление, представляющее сущностную часть чело­веческих взаимоотношений, которое, с одной стороны, отражает факты, события, явления в жизни общества, с другой - само оказывает определяющее влияние на их формирование.

    Не случайно, некоторые исследователи отмечали, что СМИ есть нервная система целостного общественного организма. А философ-авангардист Х.М.Мак-Люин рас­сматривал электронные каналы связи как расширение нервной системы человека.

    Известно, что масс-медиа информируют, просвещают, развлекают. Особняком в современных социально-психологических исследованиях описывается их манипулятивно-управленческая функция: культурные и социально-психологические цен­ности, изменение установок, моделей поведения и восприятия действительности.

    Так, к примеру, формируя мифы и стереотипы, СМИ активно используют меха­низм «публичного восприятия», становясь средством субъективного духовного при­нуждения какой-нибудь группы - ведь все мы жители «глобальной деревни». Яркие примеры этого: выборы, политические пропагандистские или рекламные кампании.

    Но манипулировать общественным мнением можно (как и противостоять это­му - ведь процесс коммуникации не механистический), лишь зная особенности восприятия и переработки информации в памяти человека.


    1.3. Проблема, предмет, метод
    Важная социально-психологическая тенденция: всё более значительная часть населения планеты, как показывают новейшие исследования социологов 5 , оказы-

    _______________________________________________

    5 Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма - ответы на глобализацию. - М., 2001; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М., 2000; Уткин AM . Глобализация: процесс и осмысление. - М: 2001; Иванов В.Н., Назаров М.М. Массовая коммуникация и современные тенденции глобализации // Социологические исследопаиия. - 2003.- № 10; Покровский Н.Е. Россий­ское общество в контексте американизации // Социологические исследования. - 2000. - № 6.
    11
    вается включенной в новую информационную реальность, которая характеризует­ся существенно расширившимся доступом к самым разнообразным знаниям и све­дениям. «У аудитории появилась возможность обращаться к событиям в режиме реального времени, становиться их соучастниками. В целом соединение возмож­ностей компьютера с сетями телекоммуникации «сжимает» время и пространство, уменьшает значение национальных границ, дает индивидам ощущение приобще­ния к некоторой глобальной общности» 6 .

    Мы выделим прежде всего те качественные изменения, которые касаются раз­вития периодической печати в целом и газет в частности. На наш взгляд, они суще­ственны уже по той причине, что свидетельствуют о системных ошибках в прогно­зах функционирования средств массовой коммуникации. Ведь, к примеру, даже совсем недавно - в конце прошлого века - многими экспертами нередко озвучи­вались идеи повсеместной «телевиденизации» России. То есть приоритет безого­ворочно отдавался телевидению как ведущему средству массовой информации. Наряду с ними, принималась как данность прагматическая составляющая радио (удобство сопровождения любого рода деятельности). И изначально на перифе­рию внимания потенциальной аудитории СМИ отправлялись информационные властелины индустриальной и постиндустриальной эпохи - газеты и журналы. Всё это напоминало споры сторонников и противников кинематографа в период его культурологического явления миру: так умрёт ли теперь театр? - задавались ри­торическим вопросом современники. Жизнь показала, что два этих вида искусств могут прекрасно сосуществовать, дополнять друг друга и даже способствовать по­явлению «детёнышей» отнюдь не уродливого вида.

    В данном контексте нам кажется по-настоящему пророческой изначально про­гностическая концепция видного социолога Никласа Лумана, выделившего реаль­ность масс-медиа как особую социальную и культурологическую среду формиро­вания сознания индивидов: «То, что мы знаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живём, мы знаем благодаря масс-медиа», - и подчеркнувшего существен­ную для нашего анализа мысль: «В самих масс-медиа нет манипуляций и нет фаль­сификаций, а есть лишь правила селекции событий» 7 . Под этими правилами он подразумевал в первую очередь фактор субъективности акторов коммуникацион­ной деятельности.

    Развивая эту мысль исследователя, мы сформулируем следующую гипотезу: в период, когда у аудитории средств массовой информации появляется возможность из многих каналов распространения знаний и сведений выбирать те, которые соот­ветствуют их пониманию объективности, на первый план выходят СМИ и отдель­ные коммуникаторы, для творчества которых доминирующим фактором является аналитичность. «Аналитичность»-«неаналитичность» можно различать даже на

    _________________________________

    6 Иванов В.Н., Назаров М.М. Массовая коммуникация и современные тенденции глобализации // Социологические исследования. - 2003. - № 10. - С. 24.

    7 Луман Никлас. Реальность массмедиа. - М., 2005. - С. 8, 184.

    12
    уровне селекции: «информация»-«сообщение». В первом случае это выведение из неопределённости всего того, что можно впоследствии измерить и описать прежде всего в рамках качественно-количественных характеристик. Во втором - мы име­ем в виду реализованную и материализованную субъективность факторов, в неко­торых случаях основывающуюся на сугубо творческих интенциях, но чаще - это открытая идеологическая ангажированность. Причём под идеологией мы подразу­меваем в первую очередь не отражение запрограммированных кем-то «внешним» политических или иных точек зрения, а совокупность «внутренних» мировоззрен­ческих и других жизненно важных для самоидентификации личности факторов.

    Н. Луман замечал по этому поводу: потребители информации рано или поздно понимают, что масс-медиа - экономические субъекты и регулируются прибылью. То есть продают не истину или объективную реальность, а товар. Но противоречие заключается в том, что других способов познать реальность, с которой непосредствен­но познакомиться ты не можешь, у человека, как правило, нет. Следовательно, у лю­бого думающего субъекта появляется необходимость потребления качественного на его взгляд товара. И первым показателем качества информационного товара для боль­шинства является аналитичность - возможность видеть не только некий в принци­пе стремящийся к бесконечности объем фактов, но и их взаимосопряжение, а также выражение субъективной позиции автора. Причём не обязательно конкретного че­ловека, а возможно того, кого мы в теории 8 называем безличным коммуникатором - СМИ в целом, отдельных их владельцев, зачастую неявно влияющих на содержание информационных сообщений, группы авторов - определяющих тематику и доми­нанты газетной полосы, журнального раздела, телевизионной программы и т.д.

    Исследователи Западной Европы, в частности Ж.И. Шерель, уже давно развея­ли мифы, на которых строились многие умозаключения наших отечественных тео­ретиков печати. К примеру, миф о том, что единственно возможный путь в современ­ной журналистике - это первичность факта, а не комментария. Оставим в стороне робкие возражения тех, кто говорил об иной, нежели, к примеру, американская, ментальности или о пролитературных воззрениях россиян. Речь, на наш взгляд, должна идти прежде всего о том, что информирование в современных условиях изначально не может быть главной функцией СМИ. Её успешно взяли на себя Интернет и мо­бильные телекоммуникации, где роль журналистов зачастую сведена к нулю.

    Как не может быть на первых ролях и функция некоей «четвёртой» власти (по­чему не «второй» или «третей», как резонно возражал автору данного учебного пособия в одной из дискуссий в Швеции профессор Клас Тор). Властные устрем­ления - это романтическое наследие времён перестройки, не более. А выражаясь научно: любая «власть» - всегда чужой коммуникативный код, следовательно, все­гда и будет отторгаема обыденным сознанием. Выходит СМИ в этом случае будут выполнять любые функции, кроме своих, изначально им предписываемых или ис­торически сложившихся.

    Какие же ведущие функциональные особенности характеризуют на наш взгляд современные СМИ? Многие исследователи в своих новейших работах, при всём

    ________________________________________

    8 Олешко Владимир. Социожурцалистика: прагматическое моделирование технологий массово-ком­муникационной деятельности. - Екатеринбург, 1996; Журналистика как творчество. - М., 2003.

    их разнопонимании актуальных проблем развития современных массово-комму­никационных систем, сходятся в одном: задача у СМИ очень простая - перегонка информации (термин Н. Лумана) в неинформативные значения. Есть «Я» и есть «Чужой опыт», «Иная реальность», транслируемые масс-медиа. Различение истин­ного и неистинного (субъективно ложного), нужного и ненужного (прагматически не обусловленного), этичного и неэтичного (не соответствующего лично моим пред­ставлениям о должном, возможном, приемлемом) и так далее и тому подобное - позволяет в полной мере представить только средства массовой информации. И здесь, повторим, доминантным для СМИ является фактор их большей или меньшей диа-логичности и аналитичности. В структуре курса «Психология журналистики» мы в первую очередь акцентируем внимание именно на этих факторах результативно­сти масс-медиа.

    Показательно, что многие независимые российские эксперты сходятся во мне­нии, что в данном смысле большие проблемы возникают сегодня у телевизионной журналистики. В частности, генеральный директор «Интерньюс» Манана Аслама-зян в одном из интервью 9 заметила:

    Сейчас на телевидении нет дискуссии. Исчезли полемические программы. Вести разговор на уровне разных точек зрения сейчас негде. Мне гораздо важнее ут­ром включить компьютер и почитать, что пишут на новостных лентах или просто выставлено в Интернете. Кроме того, я снова стала читать газеты. Иначе я ничего не понимаю, что происходит в стране... Среди молодых журналистов много ребят с ам­бициями. Но эти амбиции профессиональные, а не гражданские. Эти ребята делают личную карьеру, и их мало волнует миссия журналиста. Более компромиссным ста­новится взгляд на проблемы. Всё чаще приходится слышать - «я ничего изменить не могу».

    Эти проблемы только ли профессионального роста?

    1.4. Цель, задачи, принципы и функции психологии журналистики
    Вышеописанные тенденции развития психологического знания о закономер­ностях массово-коммуникационной деятельности сопрягаются с доминантой ре­зультативности современных СМИ. Ибо одной из главных целей психологии жур­налистики как научно-практической дисциплины является помощь руководите­лям масс-медиа и журналистам в выборе и принятии эффективных управленческих решений. Системные социально-психологические исследования в данной деловой сфере (сфере общего и творческого менеджмента СМИ) способствуют прежде все­го реализации функций журналистики как социального института, организации диалоговых отношений с аудиторией, а также творческой работе журналистов.

    Известна структурная формула массовой коммуникации Г. Лассуэлла: Кто го­ворит, Что, По какому каналу, Кому, С каким эффектом? С точки зрения двусто-

    ____________________________________________

    9 Асламазян Манана. «Я снова стала читать газеты». Интериыо ГИПП. Интернет-рассылка Сверд­ловского творческого Союза журналистов от 8 сентября 2005 года.

    14
    ронней, или партиципарной 10 связи с публикой (когда есть возможность прямого доступа общественности к производству и распространению информации по кана­лам средств массовой коммуникации):

    «Кто говорит?» - ничто иное, как ответ на вопрос - есть ли среди авторов не только журналисты и политики, но и эксперты в различных областях дея­тельности, а главное представители общественности. Он также прямо связан с понятиями «свобода слова», «доступность участия в массово-коммуника­ционной деятельности» - обмене информацией с властями и сограждана­ми, друг с другом. Объективность при этом понимается не просто как доб­росовестность в изложении фактов, своего их понимания, а как стремление отразить разные точки зрения. Журналистская позиция - не только и не столько по отношению к власти, закону, рыночным отношениям и т.д., а к ожиданиям общества. Профессиональная этика - не только служение ис­тине, добру, справедливости, но и готовность позволить и гражданам быть ответственными за происходящее, а значит участвовать во влиянии на него.

    Вопрос «Что говорит?» - по нашему пониманию предполагает анализ участия аудитории в тематизации - формировании «повестки дня»: меру участия общественности и в освещении, и в обсуждении проблем из различ­ных сфер жизни. О ком говорят СМИ, чей образ жизни, интересы, нужды, требования, оценки для журналистов первостепенны. Репрезентативна ли информация самой общественности, представленная в СМИ. Качественна ли сама информация: присущи ли ей оперативность, своевременность, ак­туальность. То есть могут ли субъекты информационной деятельности не только освещать что-то, но и готовить в различных формах принятие реше­ния, обсуждать этот процесс с аудиторией, дискутировать. Важным явля­ется и такое понятие, как инструментальность информации: пригодность для понимания сути проблем, способность знакомить своих читателей, к примеру, с правилами игры, методами участия и т.д. В данном контексте понятие информационная безопасность - не только теоретическое, посколь­ку внешне демонстрируемый консенсус иногда держится на запасах обще­ственного терпения.

    Ответ на вопрос, «По какому каналу?» - включает в анализ, как нам ка­жется, понятие учета специфики различных форм коммуникативных кон­тактов. Интерактивность есть не только возможность задать в присутствии аудитории тому или иному коммуникатору вопрос и получить от него пуб­личный ответ. И даже не призыв к людям массово голосовать, что стало очень модно сегодня (причём без возможности участвовать кому-то со сто­роны в подведении итогов), а выявление мотивов, выбор из двух-трёх или множества точки зрения, которую разделяешь. Социальное участие - не только неограниченные интерактивные возможности новых информацион-

    _________________________________

    10 См. об этом подробнее в работах и диссертационном исследовании московского исследователя ИД. Фо­мичевой: СМИ как партицинарныс коммуникации. Дисс. в виде науч. докл. па соиск. уч. ст. док. филол. и. - М., 2002.

    15
    ных технологий, множество контактов. Ведь ни что так не делает пассивным как Интернет без ограничения, уход от реальности при посредстве лишь межперсональных контактов. Или можно привести в качестве негативного примера манипулирование внушаемыми группами аудитории в прямых радиоэфирах.

    При этом подчеркнём тот факт, что пресса более, чем другие СМИ, пред­расположена к развитию мыслительной, аналитической деятельности. Но, добавим, лишь с учетом использования всех уровней развития техники: взаимодействие различных каналов СМИ, сбор информации от людей и организаций через Интернет и т.д. Как пример обратного характера мож­но привести бесплатные информационно-рекламные издания, напрочь сломавшие систему газетных предпочтений и приучившие людей к мни­мой бесплатности.

    «Кому говорят?» - здесь мы в рамках нашей концепции привлекаем к ана­лизу понятие «доступность СМИ»: причём выделяем не только экономичес­кие аспекты, но и групповые - возрастной, тендерный, социальный, терри­ториальный, этнический. С определёнными, конечно, оговорками можно включить сюда и ролевое участие журналистов (журналист меняет профес­сию, житейские подробности политиков разного уровня и «звезд», рассказы журналистов о себе как рядовом покупателе, родителе школьника и т.д.

    Важно и то, кому обращена информация от журналистов и внештатных авто­ров (не только ли абстрактным власть предержащим). Как мудро заметил как-то на семинаре в Пермской области один из редакторов, в городе или районе все всё и без нас знают, лишь хотят убедиться - насколько смел редактор или правдивы и объективны журналисты.

    Не менее сущностей в данном контексте и другой вопрос - насколько информа­ция, распространяемая властью, соотносится с высказываниями общественности и вообще с реальностью. Ведь аудитория, наученная горьким опытом, сегодня не­редко откровенно смеётся над программными заявлениями в СМИ кандидатов всех уровней и их «завиральными» идеями.

    Отвечая на вопрос «С каким эффектом?» - необходимо подчеркнуть, что в современной практике масс-медиа сейчас меняется объем и содержание понятий «эффективность», «действенность».

    Во-первых, можно предположить, что сегодня иссяк ресурс давления, передан­ный средствам массовой информации от власти. Новые экономические отношения ограничили или даже свели на нет возможности экономического давления СМИ на власть, вторжения в сферу производственной деятельности или производствен­ных отношений, что раньше было основой действенности.

    Во-вторых, действенность сегодня необходимо понимать не только как резуль­тативность контактов с социальными институтами, выполнение непосредственно организаторских функций. Сам факт обмена мнениями тоже социальная ценность, так как способствует формированию и укреплению социальных общностей.

    16
    В-третьих, и эффективность сегодня следует рассматривать на уровне разви­тия общественного мнения, а также с учетом тенденций в современном массовом сознании.

    Теперь остановимся на факторах системообразующего характера. Существует дискуссионное мнение, что журналистика сегодня - это прежде всего технологии, а не творчество. Раньше, мол, тоже творчество не было первичным, поскольку в советской журналистике во главу угла ставилась идеология. Оставим в стороне истинность-неистинность данного высказывания, но согласимся с данным тезисом в одном: там, где есть жесткая технологичность, там больше времени остается на творчество.

    В по-настоящему технологичном СМИ нет жесткого плана, нет привязки к по­нятиям «количество» (а иногда и «качество») выпускаемого информационного про­дукта. Просто если ты, журналист, один раз пропустил или осветил хуже, чем конку­ренты, некую новость или не отследил, не дал квалифицированного анализа важной тенденции, с тобой, порой после первого же предупреждения, разорвут контракт.

    В данном контексте важнейшим является вопрос - что мы в рамках дисципли­ны психология журналистики понимаем под профессиональной технологичностью?

    Ответ на него также прямо связан с рядом новейших понятий, таких, к приме­ру, как: формат СМИ, модель издания, stile book (книга стилей), стандарты навига­ционных элементов и ряд других. Здесь же необходимо сказать о максимальном применении современных технологий сбора, хранения и использования в непо­средственной профессиональной деятельности всех видов информации.

    Причём концептуальность менеджмента СМИ понимается очень просто: чем более он прозрачен, тем выше культура управления и взаимоотношений 11 .

    Трансформация институтов медиа в организации сферы бизнеса неразрывно связана изменениями качественного состава профессионалов. Что остро актуали­зирует проблему формирования и развития профессиональной культуры журна­листов. На наш взгляд, эффективно заниматься этим можно будет лишь в том слу­чае, если на должную высоту будет поднята и система (именно Система), причем не только университетского обучения будущих журналистов, но и повышения ква­лификации и переподготовки журналистских кадров.

    Ведь не секрет, что наша профессия в последнее время определенным образом девальвирована многочисленными СМИ, создаваемыми под политический заказ или по прихоти хозяина, имеющего на это «лишние» деньги. А информационное пространство многих регионов можно характеризовать как разрываемое противо­речиями не только экономического характера. В связи с чем актуальнейшей явля­ется проблема формирования системы профессиональной культуры журналис­тов, имеющей конкретные составляющие.

    Движущей силой развития профессионального сознания выступает постоянно воспроизводящееся противоречие между консервативным и динамичным начала­ми. Отражением этого процесса является профессиональное самосознание, кото­рое содержит устойчивые представления об определенной профессиональной, по-

    __________________________

    11 См., в частности, об этом: Thompson, J. В . The Media and Modernity. A. Social Theory of the Media // Stanford University Press. – 1995.

    17
    литической, социальной, психологической и нравственной идентичности членов группы (сообщества), о ее свойствах как целого. Именно в профессиональном са­мосознании выкристаллизовывается осознание общности интересов, формируют­ся и функционируют механизмы социально-психологической консолидации груп­пы и поддержания стабильности ее социального положения.

    Мы полагаем, что в одном ряду с профессиональным самосознанием журналистов стоит профессиональное мировоззрение как специфический срез общего мировоззре­ния и элемент профессиональной культуры. Объектом отражения профессионально­го мировоззрения выступает не только общая или специальная, но и социальная кар­тина мира. Именно последняя обеспечивает интеграцию профессиональной группы в процессы производства материальных и духовных основ общественной жизнедея­тельности, формирует ее социальную позицию по отношению к реальности, к пер­спективам развития общества, а в конечном итоге - способствует формированию у нее специфического профессионального самосознания.

    Особое место в профессиональной культуре журналиста принадлежит и про­фессиональному мышлению. Во многом обуславливаемое сегодня технологией и объективной логикой массово-коммуникационной деятельности, профессиональ­ное мышление, в свою очередь, выступает в качестве организующего начала в про­цессе становления и самоопределения журналистики и дальнейшего развития дан­ного вида профессиональной деятельности как истинно творческого.

    Следовательно, в этом качестве профессиональная культура журналиста есть способ формирования и мера реализации социальных и индивидуальных сущностных сил субъектов профессиональной деятельности во благо всего общества, а не отдельных его групп, что, как мы отмечали, сегодня нередко рас­пространено.

    Практически для всех СМИ характерно сегодня расслоение по уровню и каче­ству образования журналистов. Никого в провинции сегодня не удивляет, к при­меру, тот факт, что кто-то из руководителей может вообще не иметь никакого выс­шего образования. Непрофильное образование работников масс-медиа - вообще явление скорее типичное, нежели исключительное. А то, что городские и районные газеты, различных причём регионов (особенно сельские), на две трети, а то и более укомплектованы вчерашними школьниками и пенсионерами - факт непреложный.

    Бесконечная череда трансформаций СМИ привела к тому, что сегодня нередко форма их собственности является не более чем «вывеской для простака». К приме­ру, все знают, что в нашей области масс-медиа жестко делятся на «промэрские» и «прогубернаторские». Попробуй, объясни теперь наивному обывателю, что такое политика, транслируемая так называемыми государственными СМИ. Или возьмем те из них, которые принадлежат конкретным холдингам, корпорациям, предприя­тиям или частным лицам. Чью точку зрения транслируют они широкой аудито­рии, кому достается прибыль прежде всего от рекламы и дивиденды от политичес­кого пиара? А кто готовит для них кадры журналистов? Чаще всего вузы, финан­сируемые из бюджета государства. Сами субъекты массово-информационной деятельности конкретно за специалиста вузу или опосредованно в государствен­ную казну (кроме обобществленных налогов, конечно) что-то заплатили? Вопрос риторический.

    18
    Если в связи с этим говорить о самом актуальном, на наш взгляд, сегодня - культуре в целом и журналистской в частности, то стремится она стать по-настоя­щему профессиональной не тогда, когда происходит момент ее «адаптации» к со­временным технологиям и условиям жизнедеятельности определенной группы людей, но тогда, когда профессиональная культура становится продуктивной.

    Бывший редактор «Известий» Раф Шакиров определил себя в одном из ста­тусных представлений как «информационщик». Мне кажется, этим многое сказа­но. Ведь информационная интерактивность как смысловой «диалог культур» жур­налиста и аудитории находит выражение прежде всего при анализе социально-пси­хологических аспектов конкретной массово-коммуникационной деятельности. Успешно поработав как в периодической печати, так и на телевидении, а также в сфере деятельности по информационному обеспечению масс-медиа, Р. Шакиров, как нам кажется, на практике продемонстрировал, что современному журналисту не следует замыкаться (в узком смысле) в рамках типологического подхода к про­фессии, а также (в широком) - внутри четко очерченного круга собственных соци­ально-демографических или социально-психологических характеристик.

    Таким образом, поскольку диалогичность является необходимым атрибутом, соб­ственно говоря, условием жизнеспособности системы массово-коммуникационного обмена информацией в обществе, необходимо уделять должное внимание данному аспекту при организации учебного процесса. Интерактивность как принцип организа­ции занятий в рамках курсов будущей профессиональной специализации студентов дает возможность сфокусировать внимание как на приемах активизации аудитории, привлечения ее к участию в данном акте, сотворчеству, так и на решении журналиста­ми, рекламистами в новых условиях задач сугубо профессионального уровня.

    Контекст реализации в печатных средствах массовой информации не просто той или иной тематики, а выверенной политики издания по-настоящему актуален и должен быть востребован практикой. Очевидно, что это обстоятельство имеет самые разнообразные следствия, в том числе и политического плана 12 .

    Делая выводы, необходимо отметить следующее. В целом формирование новой реальности, в которой сегодня функционируют газеты России, представляет собой отнюдь не «естественный», идущий сам по себе процесс. Безусловно, что глобализа­ция и технологический прогресс интенсифицирует процессы информационного обме­на, повышает уровень диалогичности СМИ и их аудитории. Вместе с тем, вышеопи­санные противоречия заставляют говорить скорее о глобальном медиа потреблении, чем о глобальном производстве материалов средств массовой информации. Возмож­но, с экономической точки зрения это и выгодно, но никто ещё всерьёз не прогнозиро­вал последствия другого рода. А то, что они будут, сомнения не вызывает.


    1.5. Коммуникация как личностная проблема
    Используя СМИ, чаще всего навязывают пассивному большинству образцы-эта­лоны, создают новую иллюзорную реальность, ложный мир, дающий забвение и воз­можность удовлетворения примитивных желаний. Да, аудитория СМИ это прежде

    ____________________________

    12 Подробнее об этом: The Business of Media. Corporate Media and the Public Interest. The Media Reader: Continuity and Transformation. Sage Publications; Croteau, D. 2001.

    19
    всего совокупность индивидов, обладающих личностными характеристиками. Но кол­лективное восприятие информации привносит в данный процесс принципиально но­вое значение. При этом возрастает роль лидеров мнения, эмоциональных состояний группы и т.д. СМИ также порой способны выявить наши скрытые психические откло­нения.

    Следовательно, задачи курса «Психология журналистики» еще и в том, чтобы попытаться выделить и описать возможности и технологии формирования диалоговых отношений масс-медиа не только в целом с аудиторией , но и с отдельной личностью; а также рассмотреть главную проблему сегодняшне­го времени: как не стать реципиенту заложником средств массовой комму­никации и противостоять манипуляторам.

    Что в данном контексте есть публичная коммуникация, способная соединить людей в коллективном потрясении, осознании, объединить коллективный разум и коллективное бессознательное 13 ? Е.Е. Пронина отмечает, что универсальным ме­ханизмом творческого мышления считается «АГА-переживание» (догадка, откры­тие, прозрение, откровение), то есть момент, когда, как говорят психологи, «бес­сознательное переходит порог сознания» и в понимании человека складывается новый, более адекватный образ реального явления и своего существа.

    Песня, трагедия, поп-шоу, политическая демонстрация, продукция газет, ра­дио, телевидения - по сути явления массовой коммуникации одного порядка. Но средствами массовой информации процесс коммуникации не только многократно усиливается. Он приобретает деятельностный характер, так как переход познава­тельного плана в эмоциональный порождает у аудитории в целом и отдельного че­ловека чувство убежденности (катарсис как расширение границ индивидуально­го сознания до всеобщего). Расширение же со-сознания в новом свете представля­ет индивидуальный опыт, прошлое человека, помогает увидеть отклонения и их пагубные последствия и, как ему кажется, «освещает» будущее, «показывая» жиз­ненные перспективы.

    Из этого же ряда сенсация, которая, потрясая воображение, выключает рацио­нальный опыт и открывает путь для неконтролируемых сознанием эффектов мыш­ления, чувствования и поведения.

    В психологическом плане массовая коммуникация - личностная проблема. Как свидетельствуют современные исследования (Дж. Розен), интеллектуальная жизнь современного человека состоит в основном в кодировании и декодировании массо­вых символов, а его жизненный успех зависит от скорости и адекватности понима­ния медийных образов. СМИ же запускают первую версию символизации, да еще, что очень трудно и ответственно, практически синхронно развитию события.

    Различного рода антиномии (политические, экономические, социальные), иначе говоря «злоба дня», ощущаемые людьми как безотлагательная потребность обра­титься к СМИ - психологический импульс журналистского творчества. Но разумно ли требовать от журналиста правильных ответов, если антиномия в том и состоит, что зачастую решения не имеет? Однако личные интеллектуальные и творческие

    22
    способности, логика профессии, профессиональные возможности и технология массовой коммуникации позволяют журналисту продвинуться в разрешении ан­тиномий так далеко, как ни в каком другом виде творчества (литературном, изоб­разительном, музыкальном, педагогическом, политическом и т.д.).

    Но бывают и перегибы: ощущение журналистом личной влиятельности, инфор­мационного и даже социального могущества. Социальная ориентация теряет адек­ватность. Американский социолог Том Купер такую форму утраты профессиональ­ного самоконтроля, псевдотворческую эйфорию назвал «непреодолимым магне­тизмом свободы слова», который ставит творческую мысль журналиста под импульсивную цензуру личных амбиций, самовосхищения, перемежающегося с депрессивными состояниями, а также под такого же рода цензуру корпоративных установок или откровенного цинизма и продажности.

    В связи с чем, сегодня в массовой коммуникации как никогда актуальна техни­ка психологической безопасности. Причем не только аудитории масс-медиа, но и самих субъектов информационной деятельности. Ведь наш опыт общения со СМИ во многом обуславливает так называемый когнитивный подход к СМИ, когда зна­ния или приобретенная ментальная реальность становятся основой установок и моделей поведения личности или группы. Масс-медиа всё больше превращаются в реальность, с которой люди сравнивают окружающий мир. Они для многих даже нечто большее, чем реальная жизнь.

    Сакраментальный вопрос: а что же делает массовую коммуникацию массовой? Во-первых, аудитория (большая, анонимная, гетерогенная). Во-вторых, то, что субъектами коммуникации чаще всего являются определенные институты и орга­низации (телесети, средства массовой информации, агентства). В-третьих, основ­ная экономическая функция СМИ - привлекать и удерживать максимально воз­можную аудиторию.


    practic psychology -> Юрий Г. Чернов Анализ почерка в работе с кадрами
    practic psychology -> Сам себе - серия илья Шеголев

    В учебном пособии излагается материал курса «Психология журналистики». Рассматриваются вопросы практической психологии массовых коммуникаций, формирования умений и компетенций прикладного характера, а также процессы эволюции мышления и стилей, методов творческой деятельности журналистов в связи с перманентным развитием технологий массовой коммуникации.

    Для бакалавров и магистрантов направления «Журналистика» и всех тех, кто интересуется проблематикой формирования креативной среды личности и медиаобразования.

    Предисловие...... 3 Тема 1. Введение в теорию психологии журналистики...... 11 1. 1. Психология журналистики в системе современной массово-коммуникационной деятельности...... 12 1. 2. Массовая коммуникация - нервная система целостного общественного организма...... 16 1. 3. Предмет психологии журналистики...... 22 1. 4. Цель, задачи, принципы и функции психологии журналистики...... 26 1. 5. Коммуникация как личностная проблема...... 34 Тема 2. Психология журналистики и смежные науки...... 38 2. 1. Личность и личностные «пространства»...... 39 2. 2. Социожурналистика и социокоммуникативистика...... 43 2. 3. Информационные триады: сущность, виды, значение...... 47 2. 4. Психологические исследования в журналистике...... 49 2. 5. Теории массовой коммуникации...... 51 Тема 3. Психология массово-коммуникационного творчества: теория, история, общее и особенное...... 57 3. 1. Историко-философские традиции рассмотрения творчества...... 58 3. 2. Мотивы, цели, функции, результаты творчества...... 62 3. 3. Можно ли творчество программировать...... 65 3. 4. Аксиология творчества...... 70 3. 5. Творчество как усиление себя...... 75 3. 6. Есть вариант!...... 77 Тема 4. Человек как создатель продукции СМИ...... 81 4. 1. Специфика журналистского мышления...... 81 4. 2. Характеристики творческих способностей журналиста...... 88 4. 3. Журналистское произведение: от замысла - к реализации...... 91 4. 4. Можно ли стимулировать вдохновение...... 99 4. 5. «Культивирование» информационного поля...... 104 4. 6. Творческое письмо журналиста как технология...... 112 4. 7. Патопсихология медиатворчества...... 116 Тема 5. Ценностная база личности журналиста и его профессиональной деятельности...... 120 5. 1. Информационная открытость: есть ли пределы...... 120 5. 2. Дискурс профессиональной культуры журналиста...... 123 5. 3. Профессиональная культура как инструмент «большой» культуры...... 130 5. 4. Смыслоценностные компоненты журналистики...... 133 5. 5. Путь к журналистской профессии...... 135 5. 6. Логика профессиональной культуры...... 137 Тема 6. Личность как потребитель массовой информации...... 141 6. 1. Аудитория как социально-коммуникативня общность...... 141 6. 2. Типология аудитории СМИ...... 143 6. 3. Эмоциональная доминанта восприятия...... 148 6. 4. Харизматическая модель коммуникатора...... 152 Тема 7. Психологические факторы эффективности информационной деятельности...... 156 7. 1. Определения понятия «ментальность»...... 156 7. 2. Аналитичность как традиция...... 158 7. 3. Аспекты деиндивидуализации личности...... 160 7. 4. Тенденции толерантности...... 163 7. 5. Его величество гендер...... 165 7. 6. Синергетика пола...... 173 Тема 8. Есть ли философия у новостей...... 180 8. 1. Новости - лицо средства массовой информации...... 181 8. 2. Сущность понятия «философия новостей»...... 184 8. 3. Законы внутренней этики...... 188 8. 4. Психолого-этические проблемы информационной деятельности...... 191 8. 5. Технологии продвижения СМИ и «промоушн-войны»...... 196 Тема 9. Социально-технологический подход как фактор развития диалоговых отношений...... 201 9. 1. Диалог как реальное бытие культуры...... 202 9. 2. Реализация социально-технологического подхода...... 207 9. 3. «Вас слушает читательский редактор»...... 211 9. 4. Мобильные возможности СМИ...... 213 9. 5. Основные жанры интернет-журналистики...... 216 9. 6. Журналистика в стиле онлайн...... 219 9. 7. Прямая связь с аудиторией: базовые функции массмедиа...... 225 Тема 10. Игрореализация в современной журналистской практике...... 236 10. 1. Игра: сущность, основные формы...... 237 10. 2. Моделирование ситуаций игрореализации...... 239 10. 3. Хэппенинг и другие эффективные технологии...... 244 10. 4. Информационный дискурс игрореализации...... 247 10. 5. Эксперименты в современной журналистике...... 256 10. 6. Типология игр в СМИ...... 260 Тема 11. Социально-психологическое моделирование деятельности коммуникаторов...... 266 11. 1. Специфика полемики в массмедиа...... 267 11. 2. Психологические задачи полемики в СМИ...... 271 11. 3. Принципы ведения полемики...... 275 11. 4. Коммуникаторы: «безличные» и индивидуальные...... 278 11. 5. Массмедиа как орудие манипуляции...... 284 11. 6. «Я сам обманываться рад...»...... 290 Тема 12. Психология рекламы...... 294 12. 1. Реклама и манипуляция...... 294 12. 2. Две традиции в психологии рекламы...... 299 12. 3. Манипулятивные приемы и технологии...... 303 12. 4. Прямые и косвенные нарушения в сфере рекламы...... 309 12. 5. Восприятие, моделирование, эпатаж...... 315 Тема 13. Информационно-психологическая культура СМИ: текст, смысл, эмоции...... 322 13. 1. Шрифт как выразительное средство...... 323 13. 2. Смысл и эмоции: взаимовлияние, противоречия...... 329 13. 3. Форма журналистского материала...... 332 13. 4. СМИ как зеркало для героя...... 337 13. 5. Жанровая палитра современных массмедиа...... 347 Тема 14. Новые информационные технологии: социально-психологический аспект...... 354 14. 1. Парадигма взаимодействия творческой личности и общества...... 354 14. 2. Конвергентность СМИ и сетевых изданий как тенденция...... 360 14. 3. Мобильные возможности гражданской журналистики...... 367 14. 4. Медиалогика XXI в...... 375 Вместо заключения...... 387 Список рекомендуемой литературы...... 393 Тематика дискуссий по курсу «Психология журналистики»...... 398 Контрольные вопросы...... 400 Тесты...... 404 Глоссарий...... 427 Приложение. Тексты для социально-психологического анализа...... 442

    Издательство: "Издательство Уральского университета" (2014)