Общая характеристика экономики испании. Экономика Испании: промышленность, сельское хозяйство, торговля Место испании в общемировых экономических показателях

Экономика Испании на сегодня является одной из самых развитых в Европе. Экономический подъем этой страны стал возможен благодаря сразу нескольким факторам. В Испании предпочтение отдается высококвалифицированному персоналу, стоимость неквалифицированной рабочей силы – низкая, есть хорошие запасы природных ресурсов. Также правительство позволило приватизировать предприятия, что дало мощный толчок для обновления оборудования, внедрения новейших технологий.

Испанская промышленность

Экономика и промышленность Испании преимущественно развивается в нескольких основных направлениях:

  • легкая промышленность;
  • химическая;
  • горнодобывающая;
  • пищевая.

Химические предприятия в Испании, одни из самых развитых в Западной Европе. Огромное количество инвестиций, поддержка государства, а также научно-технические разработки позволили создать благоприятную обстановку для развития этой отрасли. Доходы от производства разнообразных удобрений, красок, красителей, лаковых покрытий, а также других химических продуктов, ценящихся во всем цивилизованном мире, значительно пополняет бюджет страны.

Легкая промышленность в Испании до 1997 года была в застое, но сегодня в стране выпускается ткань, пряжа, а также готовая одежда и обувь не только для внутреннего пользования, но и для экспорта. Показатели по объему производства обуви в Испании очень высокие – страна занимает в Европе 3-е место. Более 50% всего оборота приходится на кожаные изделия. В Испании работает четыре крупные фабрики, которые в основном располагаются в Валенсии.

Горнодобывающая промышленность

Очень хорошие показатели у горнодобывающей промышленности. В пределах Королевства добываются и перерабатываются следующие ископаемые:

  • железная руда;
  • цинк;
  • свинец;
  • олово;
  • медь;
  • ртутные руды;
  • сера;
  • слюда;
  • битуминозные сланцы.

Ртуть в Испании добывается в месторождениях Альмадена. Железная руда разрабатывается в Леоне, Овьедо, Бискайе, Луго, Гранаде. Цинк и свинец – в Севилье, Овьедо, Хаене, Мурсии. В Понтеведре ведется добыча вольфрамовой руды. Испания занимает лидирующие позиции по добыче металлосодержащего сырья не только в ЕС, но и в мире.

Пищевая промышленность

Пищевая промышленность Испании развивается в нескольких направлениях:

  • выращивание и переработка олив;
  • виноделие;
  • заготовка и переработка рыбы;
  • изготовление масла;
  • выращивание фруктов и овощей.

Рыба вылавливается и перерабатывается в консервы в Галисии, а также в северных регионах страны, в портовых городах. Виноград выращивается в Арагоне, Андалузии, Каталоне, Ла-Манче. Испанское вино известно во всем мире своим качеством, ароматом и вкусовыми качествами. Страна занимает в Европе 3-е место по изготовлению вина, после Италии, а также Франции.

В Испании также есть табачные, бумажные, сахарные, мукомольные, деревообрабатывающие предприятия.

Слаборазвитые отрасли промышленности Испании

Металлообрабатывающая и машиностроительная промышленность Испании развита очень слабо. Все дело в том, что в стране немного предприятий, работающих в этих сферах. Это связано с отсутствием конкуренции, высокой зависимостью от иностранных предприятий, дорогой электроэнергией.

Энергетика Испании развита очень слабо. В стране практически нет своей нефти, а гидроэнергия из-за очень низкого потенциала рек, не может удовлетворить полностью спрос жителей страны. Атомные станции в Испании с 1983 года не строятся, такое решение принято с целью защиты экологии. Пока не найдутся альтернативные источники энергии, Испания будет энергетически зависимой от других стран.

В Испании слабо развита металлургия, но на сегодняшний день в этой отрасли происходят изменения. Возле источников сырья перерабатываются черные и цветные металлы. Главным центром всей металлургии страны является страна Басков. По сравнению с 1963 годом, в 1992 было выплавлено стали на 400% больше. Цветные металлы перерабатываются в Кордове, Ла-Корунье, Уэльве, Авиласе, Астурии и других городах, возле которых находятся источники сырья.

Промышленность Испании развивается с каждым годом, но в некоторых областях необходимы изменения. Виноделие, химическая, горнодобывающая, пищевая, текстильная промышленности на сегодня являются самыми развитыми. Металлургия, автомобильная и энергетическая промышленности нуждаются в модернизации и вложении капитала.

В этой статье мне бы хотелось дать краткие сведения о промышленности Испании, уровне ее экономического развития, а также описать некоторые наиболее развитые отрасли промышленности в цифрах. Данные взяты из официальных источников, и, в свое время, были саккумулированы мной в маркетинговом отчете о рынке Испании.

В настоящее время экономика Испании находится в стадии рецессии, начиная с 2008 года, последствия кризиса – высокий уровень безработицы, около 20% населения, стагнация производства и дефицит госбюджета. ВВП Испании (Валовый внутренний продукт) в 2012 году (прогноз) составит 1058 млрд. евро. Численность населения Испании по итогам 2011 года составила 46,125 млн. человек. Трудовая занятость населения Испании составила 18,105 млн. человек. Если рассмотреть структуру ВВП Испании, то можно выделить основную долю, около 65% на сектор услуг, при этом доля промышленности составляет 32%, а сельское хозяйство-всего 3%.

Основными торговыми партнерами Испании являются Франция и Германия, за которыми следуют страны Латинской и Северной Америки. На мировом рынке Испания занимает 16 место по экспорту продукции и 13 место по импорту.

Текущее состояние торгово-экономических отношений между Россией и Испанией

Торгово-экономические отношения между Россией и Испанией с каждым годом становятся все лучше и лучше, двусторонний товарооборот имеет положительную тенденцию.

Около 80 % всего экспорта России в Испанию приходится на топливно-энергетические товары, экспорт черных металлов более 10%, экспорт машин и оборудования, в т.ч. аппаратура различного назначения и транспортные средства- менее 1%.

Среди товаров, ввозимых на территорию РФ из Испании, преобладают транспортные средства - более 25 %, продовольственные товары около 17%, машины и оборудование более 11%, котлы и котельное оборудование около 11%, изделия из пластмассы – 3,5 %, керамические изделия – 2,7 %, мебель – 1,2 %.

Испания – 19-й по объему товарооборота торговый партнер России (по данным за 2012 год). Среди российского экспорта преобладают сырьевые товары (топливо минеральное, нефть и нефтепродукты). Среди импортных товаров преобладают транспортные средства, продовольственные товары, машины и оборудование, котлы и котельное оборудование.

Автомобильная промышленность Испании

Годовой объем производства автомобильной отрасли превышает 39,8 млрд. евро, что составляет 5,7 % от ВВП страны. В среднем, производство автотранспорта в Испании в месяц составляет:

190 тыс. легковых автомобилей,

3 тыс внедорожников,

30тыс. легковых авто для грузоперевозок,

10 тыс. автофургонов,

около 1 тысячи тяжелых грузовиков,

4 тыс. легких грузовиков и машин промышленного назначения,

500 колесных тягачей и тракторов,

около 100 автобусов.

По объему выпуска автомобилей в мире Испания занимает 8 место, 3 место в Европе, по объему выпуска коммерческого автотранспорта 1 место в Европе.

Также в Испании функционируют автомобильные полигоны и лаборатории, дизайн-центры и специализированные институты. В можно посетить международный автосалон, который проводится 1 раз в 2 года.

Станкостроение Испании

По производству станков Испания занимает третье место в Евросоюзе, и девятое место в мире, она является одним из крупнейших мировых экспортеров в отрасли станкостроения. Испания поставляет станки более, чем в 120 стран мира, основные потребители-Германия, Мексика, Франция, Китай и Италия.

Большинство предприятий отрасли станкостроения Испании расположены в , там расположено около 60% компаний, на которые приходится более 80% экспорта и 75% общего объема производства станков. На втором месте по производству станков-Каталония, в которой находится около 20% предприятий.

Черная и цветная металлургия

Отрасль черной металлургии стала развиваться в Испании в конце 19 века. Почти все металлургические заводы размещены в северной части страны, где удачно сочетаются месторождения угля и железной руды, а также имеется удобное сообщение по морю.

Центр цветной металлургии расположен в Северной промышенной зоне-Авилес, развившийся на базе свинцо­вых и цинковых руд Кантабрии. Наличие удобного порта и обеспеченность электроэнергией дало толчок развитию алюминиевой промышленности.

Горнодобывающая и угольная промышленность

Испания занимает второе место в мире после Японии по добыче пиритов, которые добываются в основном в провинциях Уэльва и Севилья, а также первое место по добыче ртути, около 1/3 мировой добычи.

Испания также имеет богатые месторождения меди, железной руды, олова и пирита с высоким содержанием меди, свинца и цинка и является одной из основных производителей свинца и меди в Евросоюзе.

Нациальная энергетика Испании и черная металлургия в свое время была сформирована угольной промышленностью. Рядом с угольными шахтами в Астурии были построены крупные ТЭС и ТЭЦ. На базе местных каменных углей и привозной руды из провин­ций Бискайа, Леон, Луго была создана Астурийская черная металлур­гия.

Энергетика

Отрасль энергетики весьма зависима от импорта. Собственная обеспеченность Испании нефтью составляет всего 5-7%.

Структура ТЭК:

65% — нефть и газ

35% — ГЭС, альтернативные виды, АЭС.

Самым популярным и быстроразвивающимся направлением возобновляемой энергетики в мире стала ветроэнергетика . Темпы роста рынка ветрогенераторов в мире за последние несколько лет составляют 25-30%. Доля ветряной электроэнергии в Испании составляет 9%. Согласно прогнозу EER (Emerging Energy Research), Испания останется наиболее быстро растущим рынком до 2015 г. В среднем в Испании будет ежегодно строиться 2200 МВт новых ветряных электростанций.

Другие отрасли Испании

Испания занимает первое место в Европе по выпуску цемента .

Строительная отрасль Испании в последние годы динамично развивалась: в ВВП страны доля строительства достигла почти 11 % (10,9 % в 2006 г.), а темпы роста объемов строительных работ являлись максимальными среди других отраслей экономики.

Понравилось? Поделитесь ссылкой с друзьями!

Об Испании многие знают только то, что в ней живут настоящие мужчины, вступающие в бой с быками на корриде, поющие серенады прекрасным дамам, которые виртуозно владеют кастаньетами и зажигательно танцуют фламенко. Что по объему промышленного производства страна занимает 10- место в мире, а в западной Европе 5-е место знает мало кто. Так же как и о том, что королевство Испания занимает почетное 1-е место по добыче руд металлов среди стран ЕС. Между тем доля страны в мировом товарообороте все увеличивается благодаря постоянно растущему качеству испанских товаров и как следствие, их конкурентоспособности.

По объему экспорта рыбных консервов и рыбы Испания входит в десятку лидеров, по производству вин занимает 3-е место в Европе. Королевство производит практически больше всех коры пробкового дерева (2-е место), кроме того, среди поставщиков оливкового масла занимает лидирующие позиции.

Испания ведет торговлю и с Россией, в товарообороте нашей страны продукция Королевства занимает 22 место. В Россию преимущественно поставляются продукты питания, которые в общем объеме экспортных товаров составляют 40%. Около 9,3 млрд долларов – товарооборот России с Испанией в 2009 году.

О том, что и каким способом ввозится в Россию, а также в какие сроки возможно осуществление доставки мы расскажем ниже.

Что производят в Испании.

Барселона, Мадрид и Валенсия – здесь располагается большая часть пищевых производств. В Андалузии и Каталонии – провинциях, где традиционно выращиваются оливы, находятся маслобойные заводы. Вино делают в Ла-Манче, Каталонии, Андалузии, Арагоне. В портовых городах преимущественно располагаются производства, изготавливающие рыбные консервы.

В Месете и Альмадене находятся месторождения ртути, по добыче которой Испания занимает в мире второе место. Кроме того, Королевство лидирует в Европе по производству свинца и меди. Ближе к морским портам и рудным месторождениям находятся металлургические заводы. В Валенсии, Астурии, Каталонии, Андалусии, Галисии расположены предприятия цветной металлургии, а город Бильбао называют центром черной металлургии.

В стране развито машиностроение (преимущественно автомобилестроение и судостроение), которое представлено заводами компаний Фиат, Фольксваген, Крайслер, Ситроен, Опель, Рено, расположенными в Вальядолиде, Мадриде, Барселоне и Виго. В стране небольших размеров суда выпускают около 30 компаний, порт Кадис по праву считается главным судостроительным пунктом. Испания - один из лидеров в области судостроения.

В приморских городах сосредоточены предприятия химической промышленности – в Бискайе, Астурии, Мадриде, Валенсии. Химической промышленности принадлежит второе место – сразу за машиностроением, занимающим первое место в стране. Бумагу и картон выпускает 121 компания, целлюлозу – 15 предприятий.

Торговля между Россией и Испанией.

Что мы покупаем в Испании? Больше всего нам привозят продукты питания, машины, узкоспециализированное оборудование, строительные товары. Мы часто носим испанскую одежду и обувь, а также кожгалантерею, пользуемся товарами химической отрасли, товарами для дома. Из Испании поставляется и мебель.

В частности, из Испании привозят следующие продукты: овощи, фрукты, мясо и мясные полуфабрикаты, молочные и безалкогольные продукты и конечно, вина. Немало продается у нас и рыбной продукции и морепродуктов родом из солнечной Испании, а также хлебобулочных изделий, масел и жиров

В России всегда есть Испанские цитрусовые, оливки, сыры, консервы. Объемы поставляемых бутилированных вин не намного меньше молдавских (после Молдовы на 5-м месте), а небутилированных испанских вин к нам поставляется еще больше – после Молдовы 2-е место.

Транспорт и транспортные системы.

В ВВП страны транспортные расходы лидируют. По их удельному весу Германия и Испания разделяют 1-е место в ЕС.

Автомобильных дорог в стране больше всего, их протяженность 663,8 тыс.км., практически все с твердым покрытием. Притом, что основная часть дорог платная, грузоперевозки внутри страны осуществляются преимущественно (79%) автомобильным транспортом.

Более 90% внешних перевозок осуществляется морским транспортом. Морем перевозится 70% экспорта и 80% импорта страны. Популярности такого вида транспорта способствует большая протяженность береговой линии, главными перевалочными пунктами страны стали морские порты. Объем внутренних перевозок, осуществляемых морским транспортом меньше – около 30%. Из 28 портов, существующих в Испании, наиболее загружен порт Барселона, который занимает 1-е место по контейнерообороту среди портов Средиземноморья, а также Валенсия, Альхесирас. Ежегодно грузооборот Испании растет, увеличивая нагрузку на порты.

Некоторая часть грузов внутри страны перевозится по железной дороге. Однако поскольку по гористой местности проходит большая часть железнодорожных путей, процесс перевозки становится довольно затруднительным. Востребованность железнодорожного транспорта снижается именно из-за необходимости преодолевать крутые подъемы и мосты, множество туннелей. До недавнего времени компания RENFE-Operadora была монополистом в области железнодорожных перевозок, однако предполагается, что в текущем году в рядах перевозчиков появятся новые игроки.

В стране есть и железнодорожные магистрали, по которым передвигаются высокоскоростные поезда, постоянно ведется строительство новых веток для их передвижения. Предполагается, что именно такие магистрали охватят Пиренейский полуостров полностью к 2015 году, протяженность высокоскоростных дорог достигнет 7 000 километров.

Для перевозок пассажиров в Испании больше всего используется воздушный транспорт. Есть государственные (Авиако и Иберия) и частные авиакомпании, всего в стране 42 действующих аэропорта. Наибольший пассажиропоток приходится на аэропорты Пальмы-де-Майорки, и конечно Мадрида и Барселоны.

О способах перевозок и скорости доставки.

Итак, в Россию из Испании грузы доставляются по морю, по воздуху, по земле – на автомобилях или железнодорожном транспорте. Морской и автомобильный транспорт наиболее популярны для международных перевозок. Груз находится в пути примерно две недели (10-14) дней. Прибалтийские перевозчики предоставляют авто фуру вместительностью 92 кубометра за 4600 евро, при этом доставка обычно занимает на пару дней больше (12-14 дней), чем перевозчиков белорусских, предлагающих такую же фуру нанять за 4400 евро.

Передвижение по Испании грузового транспорта имеет свои особенности. К примеру, в городе грузовой транспорт должен передвигаться со скоростью не более 50 км/час, за городом - не более 70 км/час. Максимальная скорость не более 90 км/час разрешается только при передвижении по четырехполосным и скоростным автомагистралям. Однако если осуществляется транспортировка опасного груза, который, кстати, в праздничные и предпраздничные дни перевозить вообще запрещается, то допустимая скорость должна быть снижена дополнительно на 10 км час.

Расположение склада поставщика также оказывает влияние на сроки доставки. Движение больших автомобилей и фур, имеющих массу более 7,5 тонн, в некоторых районах ограничивается по времени. С 24 часов и до 22 часов (почти сутки) в дни государственных праздников и в воскресные дни их движение запрещено. Подобные ограничения существуют и на дорогах, ведущих к Барселоне и Мадриду.

Доставка сборных грузов также имеет свои особенности – она производится через консолидационные склады, расположенные в Италии и Германии, что увеличивает время перевозки. До 4-х дней занимает путь до консолидационных складов. В зависимости от места, где располагается склад консолидации, доставка по такому маршруту в совокупности занимает до 18 дней. К примеру, доставка из Милана (Италия) занимает на пару дней больше, чем из Германского города Химмелькрон. Такие передвижения сборных грузов необходимы по причине практического отсутствия в Испании собственных консолидационных складов, поскольку государство располагается в стороне от основных логистических путей. Около 250 евро составляет стоимость перевозки одного кубометра сборного груза с учетом доставки в консолидационные склады Германии или Италии.

Если сборный груз в Россию доставляется более чем за 14 – 16 дней, то очевидно, что перевозка осуществляется через консолидационные склады, расположенные не в Испании. Некоторые перевозчики, скрывая отсутствие собственных складов в Испании, предоставляют заказчикам перевозок ложную информацию. Её легко проверить, запросив у перевозчика точный адрес склада в стране, а в случае отказа в его предоставлении выводы напрашиваются сами.

Впрочем, при налаженном сервисе компании прямая перевозка грузов из Испании в Россию не важна. Из Испании автомобили с грузами выходят в неделю всего 1 раз, тогда как из Германии или Италии отправляются 2 раза в неделю. Прямая доставка может быть необходима только при перевозке хрупких товаров, целостность или качество которых может пострадать при погрузке и выгрузке. Ситуацию спасет заказ отдельной фуры для перевозки крупной бытовой техники, посуды, а также мебели.

В Россию контейнерные грузы из Испании доставляются морем до Котки и Хамины – финских транзитных портов, откуда в города России их везет автомобильный транспорт. Возможен вариант доставки сначала до Прибалтийских транзитных портов, расположенных в Клайпеде, Риге, Таллине, а затем автомобилем по России. Груз также может быть доставлен из Испании до немецкого порта в Любеке, откуда в Петербург он отправится на пароме полуприцепом.

Грузы отправляются в Россию, как правило, из портов Валенсии и Барселоны. Для Сочи, Туапсе, Новороссийска, иначе говоря, южных регионов России из Испании наиболее выгодны перевозки морем, а вот в Петербург или Мурманск (северные регионы России) доставка по морю обойдется примерно в такую же сумму, что и перевозка на автомобиле.

Перевозка грузов контейнером в Россию так же возможна, насколько выгоден такой вариант доставки определяется в зависимости от расположения пункта прибытия.

Вариант доставки грузов по воздуху самый быстрый – всего 2-3 дня, но и самый дорогой. Стоимость авиаперевозки рассчитывается за каждый кг веса, при этом есть минимальный порог суммы заказа. На 1 место вес груза не должен превышать 150 кг, его габариты также регламентируются – не более 75-100-180 см. Рейсы могут быть не только регулярными, но и чартерными. Чаще всего отправление осуществляется из аэропортов Мадрида и Барселоны до конечного пункта Москва.

Итак: Королевство Испания - государство с прекрасно развитой промышленностью. Основная часть промышленных производств страны расположена в Валенсии, Мадриде, Каталонии, Стране Басков, Андалусии – провинциях страны, в его приморских городах.

Для доставки грузов в Россию наиболее часто используется автомобильный и морской транспорт. В северные регионы стоимость доставки как морским, так и автомобильным транспортом практически равна, а вот времени на автомобильную доставку будет затрачено меньше. В южные регионы доставка морем будет наиболее дешевой. Для доставки срочных хрупких грузов лучше воспользоваться услугами авиаперевозчиков. Если позволяют сроки, то прямая доставка из Испании на автомобиле также подойдет для перевозки товара, не терпящего лишних перемещений при погрузке и выгрузке.

Испания -- индустриально-аграрная страна, которая, однако, по уровню своего хозяйственного развития уступает высокоразвитым в экономическом отношении государствам Европы. Но ускорение темпов роста в последние 25--30лет позволяет говорить об испанском «экономическом чуде»: макроэкономические показатели выросли в 5--6 раз. Сейчас факторами роста испанской экономики являются низкие процентные ставки и растущая занятость.

Структура испанской экономики соответствует развитой индустриальной стране, причем на сектор услуг, наряду с промышленностью, приходится основной вклад во внутренний валовой продукт. Эти два сектора составляют почти 90% ВВП. Доля сельского хозяйства существенно снизилась в результате интенсивного экономического роста и в настоящее время составляет менее 4% от общего объема ВВП.

На долю машиностроения в Испании приходится около 40% рабочих мест и 30% прямых иностранных инвестиций. Испанское автомобилестроение занимает 4-е место в Европе (свыше 3 млн автомобилей в год). Оно находится под контролем иностранного капитала: 40% продукции выпускают французские компании «Citroen» и «Talbo», американские «Ford Motor» и «General Motors». Главная испанская автомобильная фирма «Ceat» -- филиал германского концерна «Volkswagen». Автомобили занимают 1-е место в испанском экспорте.Главной движущей силой промышленного развития является сектор телекоммуникаций и информационных технологий (8% ВВП). По стоимости своей продукции он занимает 1-е место в экономике страны.

Химическая промышленность в Испании выходит сейчас на второе место. Объем синтетических смол, волокон, пластмассы и другой продукции органического синтеза в последнее время значительно увеличился.

Крупнейшие фирмы на испанском рынке -- национальные «Encpetrol», «Rio-Tinto» и «Exilosivos», американские «Texaco», «Chevron» и «Dow-Chemical», германские «BASF» и «Bayer», французские «Michelin» и «Rhone-Poulenc».В Испании развитая обувная и пищевая (3-е место в стране по стоимости продукции) промышленность. Выделяется производство вина (центры производства качественных вин -- Малага и Херес-де-ла-Фронтера), оливкового масла и плодоовощных консервов.

В сельском хозяйстве преобладает «средиземноморский тип хозяйства» -- главную роль играет растениеводство. Испания занимает одно из первых мест в мире по выращиванию оливок, помидоров, косточковых культур, винограда и цитрусовых. Страна является крупным производителем апельсинов (1-е место в Европе), бахчевых культур (в основном дынь). Но собственного зерна не хватает. Импорт пшеницы составляет 45% объемов национального производства. Мясо и молоко в Испании импортируют, так как на долю животноводства приходится всего 40 процентов стоимости сельхозпродукции страны. Относительно неплохо развито птицеводство (ежегодное производство мяса птицы -- около 1 млн т). Испания входит в первую десятку стран мира по вылову и переработке морской рыбы.

Важную роль в экономике страны играют транспорт и связь. Протяженность автомобильных дорог составляет 664 тыс. км, железных дорог -- 14 тыс. км. Испания и Португалия договорились о строительстве 4 веток общей скоростной железной дороги, которая соединит ключевые пункты обеих стран. Морской торговый флот (примерно 500 судов) перевозит 80% импортных и 70% экспортных грузов.Туризм -- важный элемент экономики Испании. Он обеспечивает 1,6 млн. рабочих мест, стимулирует строительство, частично покрывает дефицит внешней торговли. Испания ежегодно принимает 50--63 млн. иностранных туристов, лишь немного отставая от США и Франции.

Экономика Испании классифицируется как смешанная капиталистическая экономика. По объему ВВП Испания занимает 13-ое место в мире, а доход на душу населения примерно соответствует аналогичному показателю в Германии и Франции. Однако, после почти 15 лет экономического роста, темпы роста ВВП Испании начали замедляться в конце 2007 года, а во втором квартале 2008 года экономика страны вошла в период рецессии. В 2009 году ВВП Испании сократился на 3,7%, а в 2010 году - еще на 0,2% в 2010 году. Таким образом, Испания стала последней крупной промышленно-развитой страной, преодолевшей мировой финансовый кризис 2008-2009 годов.

Прекращение экономического роста в Испании повлекло за собой существенное снижение объемов строительства на фоне переизбытка жилья и уменьшения потребительских расходов, в то время как экспорт фактически стал расти. Усилия правительства, направленные на стабилизацию экономического положения в Испании посредством стимулирующих государственных расходов, расширенных пособий по безработице и поручительств по кредитам, не предотвратили резкого повышения уровня безработицы, который вырос с приблизительно 8% в От 2007 году до 20% в 2010 году.

Бюджетный дефицит увеличился с 3,8 % ВВП в 2008 году до 9,2 % ВВП в 2010 году и более чем в три раза превысил предел, установленный для стран Еврозоны. Большой бюджетный дефицит Испании и плохие перспективы экономического роста сделали страну уязвимой в финансовой плане, даже несмотря на усилия правительства по сокращению расходов, приватизацию в ряде отраслей промышленности и повышение конкурентоспособности путем проведения реформы рынка труда.

Высокая зависимость испанских банков от строительного сектора и рынка недвижимости свидетельствует о долгосрочном риске для финансового сектора. Правительство наблюдало за реструктуризацией сектора сберегательных банков в 2010 году и обеспечило участие в капитале различных финансовых учреждений приблизительно на $15 миллиардов. Инвесторы заинтересованы в том, чтобы правительство поддержало наиболее проблемные банки. Банк Испании, однако, стремится повысить доверие к финансовому сектору, оказывая давление на банки, чтобы те раскрыли данные о потерях и объединились в более сильные группы.

История экономики Испании: переход на евро

Введение евро в Испании с одной стороны в конечном счете положительно сказалось на экономике страны, а с другой – усилило те некоторые внутренние проблемы, которые существовали в Испании и ранее. Среди таких внутренних проблем, в первую очередь, следует выделить высокий уровень безработицы и низкий уровень конкурентоспособности испанских товаров на рынке Европейского союза, а также доминирование преимущественно иностранных концернов в промышленности страны.

Несмотря на то, что Испания – относительно развитая европейская страна, адаптация экономики данного государства после перехода на евро затянулась. Основной причиной этому после перехода на евро для Испании стал такой негативный фактор, как охлаждение общехозяйственной конъюнктуры в странах Западной Европы. Его столь сильное влияние было вызвано внутренними проблемами в экономике страны, а также тем, что более половины испанского экспорта (70%) и импорта (65%) приходится на государства Евросоюза, крупнейшими торговыми партнерами Испании являются Франция и Германия.

В связи с этим, продолжавшийся в Испании с середины 1990-х годов экономический подъем с темпами прироста примерно 4% ежегодно в конце 2001 – начале 2002 года пошел на убыль.

Охлаждение экономической конъюнктуры сказалось на занятости: в 2001 г. в Испании было создано только 320 тыс. новых рабочих мест, тогда как в предыдущие два года этот показатель составлял 500 тыс. ежегодно. В 2002 году было создано только примерно 150 тыс. рабочих мест. И это при том, что в Испании один из самых высоких уровней безработицы среди стран ЕС – около 13% в 2001 году и примерно 12% в 2002 году.

Основные показатели экономического развития Испании в 1999-2004 годах представлены в таблице.

Основные показатели экономического развития Испании

показатель

ВВП, % к предыдущему году

Баланс госбюджета, % к ВВП

Инфляция, %

Безработица, %

Ситуацию с безработицей отчасти облегчил и облегчает по настоящее время острый демографический кризис – в Испании наименьший показатель рождаемости в Европе. С другой стороны, снижению уровня безработицы среди местного населения препятствует привлечение дополнительной рабочей силы из-за рубежа. Привлечение дешевой иностранной рабочей силы позволяет повысить конкурентоспособность испанских товаров в мире, в особенности сельскохозяйственной продукции.

Кроме того, наличие потребности экономики Испании в дополнительной дешевой рабочей силе вызывает приток не только легальных мигрантов, но и способствует увеличению нелегальной иммиграции, которая в настоящее время является весьма серьезной проблемой для страны. По имеющимся оценкам, число нелегальных мигрантов достигает в Испании 300 тыс. человек, большинство из которых прибывает в страну из Северной Африки.

Стоит правда отметить, что после вступления в Еврозону уровень безработицы в Испании стал медленно но неуклонно падать. Так, например, если в 1999 году безработными официально были признаны 15,9% экономически активного населения страны, то в 2004 году таких было уже только 10,5%.

Еще одной причиной замедления экономического роста в Испании в 2002 году стало сокращение потребительского спроса, который в предыдущие годы был важным стимулом развития экономики. Сокращение внутреннего спроса произошло несмотря на то, что на рынок в прошлом году, по оценке центрального банка, поступило около 15 млрд. евро «грязных» денег, которые в основном были потрачены на приобретение дорогих автомобилей. Главную роль в снижении потребления сыграл тот факт, что испанцы уже не столь оптимистично смотрели в будущее. В текущем году ожидается дальнейшее уменьшение потребительского спроса.

Более благоприятным до перехода на евро было положение с инфляцией. Так, в 2001 г. темпы роста цен по в пересчете на годовой уровень составили 2,7%, что значительно меньше, чем годом ранее. Правда, это снижение связано в основном с более низкими ценами на энергию, тогда как продовольствие и безалкогольные напитки в декабре подорожали почти на 6%, а услуги гостиниц и ресторанов – на 5%.

В первой половине 2002 года, также как и во многих других государствах Еврозоны, произошло существенное увеличение цен. Рост инфляции в Испании, подобного которому не было прецедентов вот уже 19 лет, был вызван последствиями перехода на евро. К такому выводу пришли эксперты влиятельной Организации потребителей и пользователей, опубликовавших результаты своего исследования. В данном отчете отмечалось, что правительство Испании не приняло обещанных мер против «округления цен» при переходе на евро и само повысило цены на некоторые контролируемые властями основные товары и услуги.

Крупнейшие испанские профсоюзы также винили во всплеске инфляции правительство, но делали упор на его экономической политике в целом, которая, по их мнению, всячески тормозила рост заработной платы и поощряла рост доходов предпринимателей. Как бы там ни было, но в 2002 году в целом темпы инфляции в Испании увеличились примерно на 0,8% и достигли 3,5%. Более чем на 7% подорожали обувь и одежда, на 6% – гостиницы, бары и рестораны, на без малого 5% – основные продукты питания, и особенно заметно - овощи. Такого резкого роста цен Испания не знала с начала 80-х годов, когда в стране происходил экономический кризис. Правительство Испании признало, что переход на евро сыграл свою роль в усилении инфляции.

В 2003-2004гг. стало ясно, что проблема инфляции, появившаяся в результате перехода на евро до конца так и не была решена. Так, в 2003 году средние темпы инфляции составили 2,9%, а в 2004 году – 3,0%. В октябре и ноябре 2004 года годовой уровень инфляции превысил 3,5%, и это при том, что по нормативам ЕС, являвшимся условием для допущения стран в зону евро, инфляция не должна быть больше 2,0%.

Серьезной проблемой как в 2000-х годах продолжал оставаться низкий уровень конкурентоспособности испанской промышленности, который стал еще ощутимее с момента перехода на евро. Главную роль в ней по-прежнему играли иностранные концерны. Например, им принадлежат почти все автомобильные заводы, производящие примерно 6% ВВП страны. Около 80% их продукции шло на экспорт. Лишь в немногих отраслях отечественные компании смогли занять ведущие позиции.

Несмотря на то, что при участии иностранного капитала в Испании было создано много рабочих мест, большое количество зарубежных инвесторов имело и существенные негативные стороны. Так, иностранные концерны проводили НИОКР, как правило, за пределами Испании, они не вкладывали капитал в разработки самих испанских производителей. Расширение Евросоюза на восток еще больше ухудшило ситуацию для отечественных продуцентов. Так же, как некогда Испания, новые члены ЕС привлекали иностранных инвесторов сравнительно дешевой рабочей силой и перспективами освоения новых рынков сбыта.

Промышленность Испании

По классификации Международного экономического форума, анализирующего конкретные позиции стран по 14 секторам производства, Испания находится в верхней пятёрке почти во всех секторах среднего технологического уровня, особо выделяясь как производитель автомобильных запчастей и аксессуаров (десятое место в мире), промышленных станков и оборудования (15 место), аудиовизуальных средств (17 место), продукции органической и неорганической химии (пятнадцатое место), изделий металлообработки (тринадцатое место) и обуви (третье место). Но по конкурентоспособности в области информационно-коммуникационных технологий и выпуска электронных компонентов она находится только в третьей десятке стран.

Среди 100 наиболее известных в мире брендов у Испании нет ни одного, хотя имеются отраслевые лидеры: «Фрейшенет» (шипучие вина), Chupa Chups, Telefonica (телекоммуникации), Repsol (энергия), «Проновиас» (подвенечные платья) и «Льядро» (фарфоровые фигурки), а также входящие в первую тройку Zara, в первую пятёрку - «Соль Мелья» (гостиничный бизнес). Обладание мировым брендом считается важным конкурентным преимуществом и одним из признаков высокого уровня развития экономики. Старейшая отрасль промышленности - горнодобывающая. Испания, богатая полезными ископаемыми, является одним из мировых лидеров по добыче ртути (около 1,5 тысяч тонн в год; главный центр - Альмаден) и пиритов (около 3 миллионов тонн в год; главным образом в районе Уэльвы); в Европе выделяется добычей полиметаллических и урановых руд, серебра. Добывают железные (1,4 миллионов тонн в 1996 году; пров. Бискайя, Сантандер, Луго, Овьедо, Гранада, Мурсия), свинцово-цинковые, вольфрамовые медные, титановые руды, кварц, золото, калийные соли и др. Нефть и газ импортируются. Ежегодная добыча нефти составляет около 30 млн т, и покрывает менее 10 процентов потребностей. Испания занимает девятое место в мире и первое среди стран ЕС по добыче металлосодержащего сырья. По энергоносителям - сороковое место в мире. Среди отраслей машиностроения выделяются судостроение (старые центры расположены на севере страны: Бильбао, Хихон, Сантандер; новые - на северо-западе: Эль-Ферроль, Виго, на востоке: Картахена, Валенсия, Барселона, и на юге: Севилья, Кадис) автомобилестроение (производство автомобилей, в том числе «Сеат» концерна «Фольксваген» 2,2 миллиона в 1996 году; центры: Барселона, Мадрид, Вальядолид, Витория, Памплона, Виго) и электротехническая промышленность. Развито также производство оборудования для химической, легкой, пищевой промышленности и производства стройматериалов.

Из отраслей лёгкой промышленности наибольшее значение имеют текстильная и кожевенно-обувная промышленность (на долю Испании приходится 4 процента мирового экспорта обуви).

В пищевой промышленности выделяются виноделие (по производству виноградных вин Испания в Европе уступает лишь Франции и Италии), производство растительного масла (1,7 миллионов тонн в 1996 году; Испания - мировой лидер по производству оливкового масла (около 0,5 миллионов тонн в год), плодовоовощных и рыбных консервов. Испания входит в первую десятку мировых производителей автомобилей, судов, кузнечно-прессового оборудования и газовых компрессоров, станков, нефтепродуктов и химических товаров. Половина промышленного производства сосредоточено на северо-востоке (Каталония), севере страны (Астурия, Кантабрия, Страна Басков) и в Большом Мадриде.

Топливно-энергетический комплекс Испании

В топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) проблема заключается в том, что Испания не обеспечивает себя энергией самостоятельно и находится в зависимости от иностранных экспортёров. В 2004 году страна импортировала 78,9% потреблённых энергоносителей. В Испании имеются свои запасы нефти, разработка которых началась в 1964 году. На январь 2005 года количество доказанных запасов нефти составило 21,6 миллионов тонн. В 2004 году добыча нефти сократилась до 255 тысяч тонн, хотя в 1990 году она составляла 1,4 миллионов тонн. Данное сокращение является следствием недостатка инвестирования в разведку нефтяных и газовых запасов. Потребление нефти в 2009 году составило 63 673 тыс. т. Практически вся нефть была импортирована из-за рубежа. В стране эксплуатируется 7 нефтяных месторождений (Alga, Ayoluengo, Barracuda, Boqueron, Casablanca, Chipiron, Rodaballo). Самое крупное из них (Casablanca) расположено на средиземноморском шельфе страны. В последнее время испанское правительство уделяет большое внимание альтернативным источникам энергии и гидроэнергетике, входя в пятерку стран-инвесторов в альтернативную энергетику.

Сельское хозяйство Испании

Особое место в структуре экономики занимает сельское хозяйство. В нём занято 2.3% процента трудоспособного населения Испании. Небольшой группе землевладельцев принадлежат большие участки земли на юге страны. Основные показатели: Испания третья в мире по производству вина, четвёртая - цитрусовых, а также обеспечивает? мирового производства оливок и оливкового масла. Испания является также крупным производителем пшеницы (20 процентов посевных площадей), риса (самая высокая урожайность в мире), миндаля, табака и овощей (60 процентов посевной площади). Ей принадлежит самый большой в Европе рыболовный флот. По добыче и обработке морепродуктов и рыбы Испания держится в первой десятке. Успешно развивается животноводство: коз и овец разводят в засушливых районах, а на севере - крупный рогатый скот.

Испания входит в первую десятку стран мира по улову рыбы и морепродуктов (1,1 миллионов тонн в 1996 году) и их переработке, является крупным экспортером свежей рыбы и рыбных консервов. Основная часть промысла ведется у берегов Страны Басков и Галисии. Больше всего вылавливают сардин, хека, макрели, анчоусов и трески. Ежегодно 20-25 % всего улова перерабатывают на консервы.

Внешняя торговля Испании

Главными экономическими партнёрами Испании являются страны ЕС, прежде всего Великобритания, Франция, Германия и Польша. Испанский капитал в свою очередь также действует на Европейском пространстве через ТНК. «Эндеса» владеет мощностями по производству и распределению электроэнергии во всех странах Южной Европы, её присутствие особенно заметно в Италии (7 процентов генерирующих отраслей) и во Франции (15 процентов рынка). «Телефоника» обладает лицензиями на мобильную связь третьего поколения в Германии, Италии, Швейцарии и Австрии. Особенно удачно из-за географического положения идёт освоение португальского рынка: железнодорожные, энергетические и банковские системы обеих пиренейских стран всё более тесно переплетаются и приходят всё в более тесное взаимодействие.

Испанский «BSCH» является третьим по величине в банковских операциях в Португалии, контролируя 10 % кредитного рынка. Испанский капитал присутствует в текстильной и пищевой промышленности, в операциях с недвижимостью, в розничной торговле (крупнейшие сети «Корте Инглес», «Индитекс») и др. Также за рубежом часто ведут производство малые, иногда семейные, фирмы. Это, например, «Фикоса» - производитель автозапчастей, 70 % продукции которой выпускается на предприятиях, разбросанных по четырем континентам; парфюмерная компания «Антонио Пуиг», которая приобрела французскую «Нина Риччи»; кооперативный комплекс «Мондрагон» с дочерними и совместными предприятиями во Франции, Египте и Марроко; «Индо», выпускающая оправы для очков в Китае и др.

Особенно сильна концентрация испанского капитала в странах Латинской Америки. Это обусловлено как историческими, так и культурными причинами. Капитал в Аргентине, Бразилии, Чили, Мексике и Перу сосредоточен в основном в стратегически важных областях - энергетике, телекоммуникациях, банковской системе. В сфере энергетики особенно заметно присутствие испанской «Репсоль», с зарубежными активами около 30 млрд долларов, а также испанских компаний «Эндеса» и «Ибердрола». «Телефоника», с капитализацией 86 млрд долларов, является крупнейшей телекоммуникационной компанией в испано- и португалоязычном мире, число её абонентов приближается к 100 млн. Испанские банки контролируют 45 % средств, аккумулированных в частных пенсионных системах восьми стран Латинской Америки. У двух ведущих банков «SCH» и «BBVA» в Латинской Америке работает намного больше персонала, чем на своей родине.

Транспорт Испании

Барселона-МадридИспанская дорожная сеть в основном централизованная с 6 шоссейными дорогами, соединяющих Мадрид со Страной Басков, Каталонией, Валенсией, Андалусией, Эстремадура и Галиcией. Кроме того, скоростные шоссе проходят вдоль атлантического и средиземноморского побережий.

Первая железная дорога построена в 1848 году. Общая длина рельсового пути в 2004 году составляла 14781 км, из которых 8791 км электрифицировано - широкая колея (1665 мм) 11829 км (электрифицировано на постоянном токе 3 кВ 6950 км), стандартная колея (1435 мм) 998 км (все электрифицированы на переменном токе 25 кВ), узкая колея (1040 мм) 1926 км (электрифицировано 815 км), узкая колея (914 мм) 28 км (все электрифицированы).

Испания в настоящее время имеет 1272 км высокоскоростных железнодорожных линий, связывающих Малага, Севилью, Мадрид, Барселону и Вальядолид. Если амбициозная программа испанских высокоскоростных железнодорожных линий будет выполнена, к 2020 году Испания будет иметь 7000 км (4300 миль) высокоскоростных железнодорожных линий, позволяющих добраться из провинции до Мадрида менее чем за 3 часа и до Барселоны в течение 4 часов.

Аэропорт Мадрида (Barajas) с пассажиропотоком 50,8 млн в 2008 году один из самых загруженных аэропортов в мире. Аэропорт Барселоны (El Prat) обслужил 30 млн пассажиров в 2008 году. Менее загруженные аэропорты находятся в Гран-Канария, Малага, Валенсии, Севильи, Мальорке, Аликанте и Бильбао.

Испания намерена иметь миллион электромобилей к 2014 году, как часть плана правительства по экономии энергии и улучшению экологии.

Долговой кризис Испании в 2010-2011 годах

Испания вскоре может пополнить список проблемных стран Еврозоны. Это произойдет, если страна не сможет достигнуть бюджетных целей в текущем году, что кажется вполне вероятным в свете вялого экономического роста, чрезмерных расходов и роста безработицы. Согласно опросу аналитиков 22 международных банков и исследовательских институтов, проведенного Focus Economics, бюджетный дефицит Испании в 2011 году составит 6,5% ВВП. Министерство финансов страны неоднократно обещала выйти к концу года на 6%.

Еще в 2010 году социалистическое правительство премьер-министра Сапатеро получало самые похвальные отзывы: сокращение бюджетного дефицита с 11% в 2009 году до 9% в 2010 году давало поводы для оптимизма. Кроме того, доверие инвесторов укреплялось реформой трудового законодательства и пенсионного фонда.

Испанские власти обещали уже к 2013 году прийти к дефициту бюджета в 3%, именно такой показатель является верхним пределом для стран ЕС. Но 2011 год привнес свои неприятные коррективы, вместо прогнозированного роста экономики на уровне 1,3%, Испания вероятнее всего закончит год с 0,8%.

Замедление роста экономики, высокая безработица, неприемлемый уровень задолженности в частном секторе и экономическое замедление у главных торговых партнеров Испании ставят под удар выполнение Мадридом взятых обязательств.

В октябре 2010 года агентство Standard and Poor"s сократило долгосрочный кредитный рейтинг Испании на одну ступень, до "AA-" с "AA" с негативным прогнозом. В Европе вновь выросли опасения относительно способности ЕС удержать распространения кризиса суверенного долга.

Аналитики сходятся во мнении, что огромные дыры в бюджете будут только увеличивать уровень долга, а связанное вместе с ними сокращение расходов может и вовсе усугубить кризис. Тем не менее, часть экономистов все же уверены, что испанскому правительству удастся уменьшить дефицит бюджета. Залогом уверенности являются шаги предпринимаемые властями по увеличению доходной части бюджета.

В частности испанским правительством уже приняты решения о введении налога на корпорации и временном восстановлении налога на роскошь, который был отменен в 2008 году. Однако и здесь существует высокая вероятность того, что центральное правительство будет не в силах покрыть перерасход бюджетных средств на других уровнях власти, что имело место в 2010 году, когда региональные власти и органы социальной защиты не достигли поставленных целей.

По мнению большинства аналитиков, дефицит бюджета Испании в 2001 году составит более 6% ВВП, а еще вероятней дефицит будет в районе 8% ВВП.

Тем временем, на фоне экономических проблем на досрочных выборах в Испании убедительную победу одержала Правоцентристская Народная партия. Она получит, по предварительным данным, абсолютное большинство в парламенте - 186 мест из 350. По мнению политологов, на смену социалистам, которые завели Испанию в кризис, пришла крепкая оппозиционная партия, а не популисты или радикалы. Новое правительство, сформированное по результатам выборов, будет искать варианты снижения дефицита уже в 2012 году.