Исповедь проповедь покаяние в лирике некрасова. Своеобразие гражданской лирики Н. А. Некрасова. Ужель сулит потомства строгий взор

Особенность Некрасова как лирического поэта — его гражданственность, народность, глубина и многообразие чувств. В его стихотворениях — и неподдельный лиризм, и грусть, и добродушный юмор, и сарказм, и уныние, и радость жизни («Зеленый шум»), и жалость, и сострадание к тяжелой участи бедняков, и призывы к борьбе, и вера в грядущее торжество правды. И все это может быть объято двумя словами: « благородное сердце ».
Размышляя о народе и о своей судьбе, поэт нередко казнил себя за то, что, по его мнению, сделал слишком мало, что был непоследователен в борьбе. Так появлялись покаянные стихотворения: «Я за то глубоко презираю себя...», «Муза», «Праздник жизни — молодости годы...», «Замолкни, Муза мести и печали», «Стихи мои! Свидетели живые...», «Умру я скоро! Жалкое наследство...» и другие.

Вопрос о лирическом герое поэзии Некрасова сложен и спорен. Одни литературоведы считают, что у Некрасова был единый лирический герой — разночинец. Другие (например, Н.Н. Скатов) доказывают, что такого героя нет, а есть «множественность голосов и сознаний». Как бы там ни было, во всех стихотворениях Некрасова присутствует его личность, слышится его голос, который мы не спутаем ни с каким другим. Его крылатое выражение: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» — известно всем. Оно является измененной и уточненной формулировкой Рылеева: «Я не поэт, а гражданин».

Поэзия Некрасова — это поэзия исповеди, проповеди и покаяния. Причем эти три чувства, три настроения слиты у него неразрывно, и часто нельзя сказать, какое чувство, какое настроение преобладает. Например, в «Поэте и Гражданине» — и исповедь, и покаяние, и проповедь. Но есть произведения, где выражается преимущественно то или иное чувство и настроение. Явно исповедальными стихами являются стихи о любви: «Ты всегда хороша несравненно», «Я не люблю иронии твоей», «О письма женщины, нам милой!..». Среди них — так называемый Панаевский цикл (стихи, посвященные А.Я. Панаевой): «Да, наша жизнь текла мятежно...», «Мы с тобой бестолковые люди», «Давно отвергнутый тобою...», «Прости! Не помни дней паденья...» и другие.

Н.А. Некрасов принадлежит к числу тех поэтов, в творчестве которых народная тема является основной и в чьих произведениях четко сформулирована гражданская позиция.
"Я лиру посвятил народу своему", - писал Некрасов, Он был не единственным, кто так поступил. Например, Тарас Шевченко, вышедший из крепостной среды, также был народным писателем, но Некрасову стать им было намного сложнее: он происходил из дворянского рода, он должен был упорно трудиться, чтобы понять крестьянина, пропитаться народным духом. В этом огромная заслуга поэта, что он научился смотреть на мир глазами простого труженика. Но Некрасов не отрекся от того хорошего, что дало ему дворянское звание. Он образованный человек, он чувствует в себе большой талант и считает своим гражданским долгом приложить все свои силы к делу служения народу.
Таким образом, в Некрасове собраны лучшие черты как народа, так и дворянства. От крестьянина он взял способность видеть вещи такими, как они есть, от высших слоев общества - образование, культуру. Николай Алексеевич стал народным поэтом не вдруг. Его жизнь предопределила главное направление в творчестве поэта.

Мальчиком он играл с крестьянскими детьми, будучи юношей, он делил тяготы своего бедственного материального положения с простым народом. В это время он познакомился с русской душой, увидел ее целостность, органичность, проникся уважением и благодарностью к труженику, полюбил народ. Но в то же время он увидел забитость крестьянина, его неграмотность, униженность, осознал всю тяжесть рабского, крепостного труда.

Служить народу, в котором сосредоточена вся сила России, ее духовное богатство - такую судьбу избрал себе Некрасов. В этом его гражданская позиция.

Рать подымается - Неисчислимая, Сила в пей скажется Несокрушимая! Лучшим свидетельством признания народом творчества Некрасова является то, что некоторые его произведения считаются народными, например, "Тройка", песня из "Коробейников" "Ой полна, полна коробушка..."

В лице Некрасова мы видим величайшего поэта на Руси и честного, принципиального гражданина. Дворянин, он сумел встать на сторону народа и применить свой талант и энергию к делу его освобождения.

Как гражданин он всегда сохранял верность своим идеям, ни разу не отрекся от своего идеала, писал стихи и издавал "Современник", несмотря на гнет царской цензуры и преследования. Некрасов был одним из лучших представителей дворянства, своим трудом приближавший революцию, осуществившую его мечты.

Обращаясь к произведениям последних лет жизни Некрасова, в контексте нашей работы, следует отметить, прежде всего, мощнейшую исповедальную тенденцию. Исповедальность «последних песен» Некрасова с нашей точки зрения гораздо превосходит этот мотив в предшествующем творчестве.
Многочисленные письма родным и товарищам свидетельствуют об огромном желании Некрасова высказаться, «очистить душу, явить перед теми, кому верил, сокровенные мотивы и основания своих слов и поступков в надежде на внимание и сочувствие» (40, стр. 58). Современники, близко знавшие Некрасова в последний период его жизни, оставили массу свидетельств, когда поэт, находясь в прекрасном расположении духа и добром здравии по собственной воле предавался, причём очень охотно, воспоминаниям о прожитых годах. Следует отметить, что Некрасов, как правило, не вспоминал о тех событиях, которые могли «высветить его в лучшем свете», а наоборот. Основными мотивами, чрезвычайно важными для Некрасова в последний период его творчества явились мотивы исповеди и покаяния. Отсюда следует некрасовское определение своих автобиографических записей как «что-то вроде признаний».
Подобный факт можно мотивировать несколькими причинами. В обществе сложилось мягко говоря неоднозначное отношение к Некрасову после опубликования «муравьёвской оды», о чём нами было отмечено в предыдущей главе. Так же у Некрасова развивалась болезнь, которая впоследствии привела поэта к смерти, и Некрасов чувствовал это.
Поэта преследовало желание «напоследок выговорится», оправдать себя перед окружающими, и главное перед самим собой. Засилье реакции после терракта Каракозова, пятидесятилетний юбилей, новая болезнь Некрасова, отношение к нему после «муравьёвской оды» подталкивают поэта к очередной волне стихотворений с мотивами финала, подведением итогов. Всё это оживляет в лирике Некрасова «комплекс мотивов финала» (40, стр. 66). Некрасов в своём творчестве подводит итоги общественной и литературной деятельности, отношений с близкими людьми, обобщает накопленный духовный и творческий опыт:
О, Муза! я у двери гроба!
Пускай я много виноват,
Пусть увеличит во сто крат
Мои вины людская злоба -
(О, Муза! я у двери гроба!.. )
В последние годы жизни Некрасов размышляет о грядущих путях развития страны. «Последние песни» поэта это дневник чувств, размышлений, дневник, наполненный страданиями, ожиданием близкой кончины.
Если продолжить наше размышление о соотношении автора и его лирического героя, то именно в произведениях последнего этапа творчества они находятся наиболее близко. Лирический герой, как и Некрасов размышляет, страдает:
День свечерел. Томим тоскою вялой,
То по лесам, то по лугу брожу.
Уныние в душе моей усталой ,
Уныние - куда ни погляжу.
Вот дождь пошел, и гром готов уж грянуть,
Косцы бегут проворно под шатры,
А я дождем спасаюсь от хандры
(Уныние )
В стихотворениях данного периода, особенно в «Последних песнях» Некрасова терзает чувство вины, перед единомышленниками, перед самим собой. Некрасов отвергает неправый суд «остервенелой толпы». Он пытается найти защиту – защиту у родины, народа, у читателя.
Поэт тяготится своим положением в обществе, отношением к нему со стороны окружающих, об этом он пишет своей сестре А. Буткевич: «… надо быть или более сильным , или более слабым , чем та фигура, которую я собой представляю, а то, право, тяжело иногда ». (1: т. 11, 153).
В основе исповедального характера произведений Некрасова этого периода – стремление к самооправданию, желанию понять себя и других. Поэт пытается анализировать своё окружение: «с кем шёл, кого оставил» (31:17) Некрасов объективно оценивает свою роль в жизни общества и роль других людей в своей жизни. Обращается он как с положительной, так и с отрицательной оценкой:
Вам, мой дар ценившим и любившим,
Вам, ко мне участье заявившим
В черный год, простертый надо мной,-
Посвящаю труд последний мой!
Я примеру русского народа
Верен: «в горе жить -
Некручинну быть» -
И больной работая полгода,
Я с трудом смягчаю свой недуг:
Ты не будешь строг, читатель-друг!
(Вам, мой дар ценившим и любившим… )
Всё чаще в лирике Некрасова звучит мотив смерти – быстрой кончины. С мотивом смерти сочетается мотив покаяния, исповеди в грехах:
Не плачь! завиден жребий наш,
Не наругаются над нами:
Меж мной и честными сердцами
Порваться долго ты не дашь
Живому, кровному союзу!..
(О, Муза! я у двери гроба!.. )
Говоря об исповедальной тенденции последних лет жизни можно сказать что: «Очевидно, было страстное желание выложить всю душу , уже еле державшуюся в изнеможенном теле; страстное последнее в жизни желание раскрыть тайну этой жизни , может быть, даже не нам… …а самому себе». (35:85).
Здоровье Некрасова неумолимо ухудшалось. Салтыков-Щедрин так описывает состояние Некрасова в письме Анненкову: «Сегодня воротился из Крыма Некрасов – совсем мёртвый человек. Ни сна не аппетита – всё пропало, всё одним годом сказалось. Не проходит и десяти минут безмучительнейших болей в кишках – и таким образом идёт дело с апреля месяца. Во всяком случае с жизнью покончено …» (С-Щедрин М. Е.// 38:145)
Некрасов сам полностью осознавал серьёзность своего положения. А. Скабичевский отмечал, что Некрасов ожидал смерти: «Тогда все доктора приговорили меня к смерти, а у меня внутри не переставало жить убеждение, что я останусь жить, а теперь совсем наоборот: доктора всё обнадёживают, а я убеждён, что мне не встать» (31:54).
Более того, Некрасова постоянно мучили боли и он «призывал» смерть, как избавление от мук физических и духовных:
Черный день! как нищий просит хлеба,
Смерти, смерти я прошу у неба,
Я прошу ее у докторов,
У друзей, врагов и цензоров,
Я взываю к русскому народу!
Коли можешь, выручай!
Окуни меня в живую воду
Или мертвой в меру дай,
(Черный день! как нищий просит хлеба… )
Именно в таком состоянии Некрасов создаёт свои «последние песни». Само название одного из сборников данного периода так и называется – «Последние песни». Это название является глубоко осмысленное, выстраданное, в нём выражается трагическое дыхание поэзии Некрасова, критическое состояние его внутреннего мира. По звучанию стихи Некрасова этого периода во многом сходны со стихами времени 1853 –1856 годов – времени первой болезни Некрасова.
Обращаясь к последним произведениям Некрасова можно отметить в них два основных лейтмотива: два состояния лирического героя: прощание с жизнью, самопожертвование и возрождение. Некрасов осознаёт неизбежность смерти поэтому «живёт всем богатством чувств» (31:29). Скорбные мотивы, рассказывающие о страданиях сочетаются с обращениями к возлюбленной, признаниями в своих чувствах:
Пододвинь перо, бумагу, книги!
Милый друг! Легенду я слыхал:

Пали с плеч подвижника вериги,
И подвижник мертвый пал!

Помогай же мне трудиться, Зина!
Труд всегда меня животворил,
Вот еще красивая картина -
Запиши, пока я не забыл!
(Пододвинь перо, бумагу, книги!.. )
Рассматривая последние произведения Некрасова с такой точки зрения можно выделить определённый «лирический дневник» - хронику чувств и переживаний поэта. И скорбное, печальное начало, начало страданий, и смерти отнюдь не довлеет над этим дневником. В контексте этого факта следует отметить, что свой сборник стихов первоначально Некрасов планировал назвать «В чёрные дни», но потом, заменил это название на «Последние песни». Поэт отказался от идеи замкнутости на тяжёлой атмосфере. Отличительной чертой многих из стихотворений этого периода стал особый лиризм – многообразие связей внешнего и внутреннего, лирическое отражение разнородного по своей сути эпического материала. Особый тип лирического осмысления действительности выразился в неразрывном сочетании общего и личного.
В последних произведениях Некрасова часто исповедальные мотивы связываются с мыслями о назначении поэта и поэзии в современном мире:
Где вы - певцы любви, свободы, мира
И доблести?.. Век «крови и меча»!
На трон земли ты посадил банкира,
Провозгласил героем палача...

Толпа гласит: «Певцы не нужны веку
И нет певцов... Замолкло божество...
О, кто ж теперь напомнит человеку
Высокое призвание его?..
(Поэту )
Некрасов сокрушается о положение свободной поэзии в мире. Он отмечает потерю поэзией своей роли как «волшебного факела». Подобное положение вещей он сопоставляет со своим положением – положением человека преданного, человека от которого отреклись:
Любовь и Труд - под грудами развалин!
Куда ни глянь - предательство, вражда,
А ты молчишь - бездействен и печален,
И медленно сгораешь со стыда.
И небу шлешь укор за дар счастливый:

Зачем тебя венчало им оно,
Когда душе мечтательно-пугливой
Решимости бороться не дано?..
(Поэту. Любовь и Труд - под грудами развалин!.. )
Особенно лиричными и исповедальными стихами из последних произведений Некрасова на наш взгляд явились отрывки из поэмы «Мать» и стихотворение «Баюшки-баю». Это подтверждают и некоторые современники Некрасова, например сестра поэта А. А. Буткевич: «В эту поэму и в «Баюшки-баю» он вложил всю свою истерзанную душу » (Буткевич А. Дневниковые записи. // 37:448).
Тема матери давно прослеживается в творчестве Некрасова, ещё со сборника «Мечты и звуки», но здесь эта тема сочетается с трагизмом, тревогой за будущее, а так же темой исповеди. В этой поэме вся исповедальность обращена к образу матери. Именно матери, как высшей истине, исповедуется
Но ты ей дашь урок железной воли...
Благослови, родная: час пробил!
В груди кипят рыдающие звуки,
Пора, пора им вверить мысль мою!
Твою любовь, твои святые муки,
Твою борьбу - подвижница, пою!..
(Отрывки из поэмы «Мать» )
Некрасов исповедуется матери в грехах всей своей жизни, начиная с ухода из дома: «Я отроком покинул отчий дом». Образ матери сочетается в поэме с образом родины, образом памяти. Но в тоже время в поэме звучат ноты безысходности, обречённости:
Душа твоя - она горит алмазом,
Раздробленным на тысячи крупиц
В величье дел, неуловимых глазом.
Я понял их - я пал пред ними ниц.
Я их пою (даруй мне силы, небо!..).
Обречена на скромную борьбу,
Ты не могла голодному дать хлеба,
Ты не могла свободы дать рабу.
(Отрывки из поэмы «Мать» )
Главнейшим направлением в творчестве Некрасова данного периода становится подведение итогов жизни, анализ поступков. Это явление сочетается в исповедальном творчестве с чертой предыдущего этапа: обращение к народным страданиям, сочетание страдания народа с собственными. Поэт соединяет свою биографию с жизнью лирического героя. Вместе с этим Некрасов размышляет о «критериях» определения полноты человеческой жизни. Наличие внутренних противоречий с внешним благополучием он демонстрирует в произведении 1974 года «Горе старого Наума»:
Науму паточный завод
И дворик постоялый
Дают порядочный доход…
(Горе старого Наума)
Сочетается со строками полными мотива одиночества:
Науму с лишнем пятдесят,
А ни детей, ни жёнки…
(Горе старого Наума )
Некрасов говорит об одиночестве, покинутости своего героя. Несмотря на благополучную жизнь, сформированное, прибыльное хозяйство Наум под занавес своей жизни думает о своем одиночестве, бесплодности своего существования. Всё кроется в человеческих чувствах, внутреннем, духовном мире. Полнота жизни определяется не «паточным заводом», «барышом» или «постоялым двориком», а чувствами, переживаниями: любовью, состраданием, которыми была наполнена человеческая жизнь. Человек не может говорить о полноте своей жизни, если он жил по принципу:
Работал в нём житейский ум,
А сердце мирно спало…
Подводя итоги главы можно сказать, что исповедальность является одним из основных мотивов творчества Некрасова. Этот мотив зарождается уже в самых ранних произведениях поэта. Исповедальность в стихах Некрасова является определённой лирической позицией автора. Исповедальные мотивы оказываются тесно переплетены с автобиографическим началом в творчестве. Исповедальность некрасовской лирики не является каким-либо «костным» образованием: она изменяется, усложняется синхронно с развитием творчества Некрасова. В особенности на изменение характера исповедальности влияют душевные потрясения и изменения внутреннего, психологического состояния поэта. Основными «вехами» изменения характера исповедальности в творчестве Некрасова являются: настроение ожидания смерти вследствие болезни горла в начале 1850-х годов, резкое изменение отношений соратников поэта после опубликования им «муравьёвской оды» в 1866 году и последняя болезнь, ожидание смерти с конца 1870-х годов.
В исповедальных произведениях Некрасова большую роль играет проблематика «страдания», которая эволюционирует синхронно с творчеством поэта. В отношении этого следует заметить, что на первых порах творчества в центре внимания находились духовные страдания самого поэта, что в определённой степени связано с концепцией романтического героя. В результате жизненного кризиса 1850-х годов поэт осознаёт, что подобный подход является «тупиковым». Именно в этот период Некрасов обращается к тематике народных страданий. Он осознаёт, что его страдания не единичны, в его творчестве возникают мотивы сострадания, сочувствия. В 1860-х годах в исповедальном творчестве Некрасова в связи с вынужденным сближением с правящими кругами в творчестве поэта появляется проблематика самопожертвования и суда. В 1870-х годах исповедальные мотивы достигают вершинного развития вследствие стремления к подведению итогов, итоговой исповеди поэта, мотивированной его болезнью. В исповедальном творчестве Некрасова 1870-х годов тесно соприкасаются все типы его «исповедальности».

В поэзии Некрасова 60-70-х гᴦ. XIX в. важное место занимает так называемая ʼʼпокаянная лирикаʼʼ. Для этого были веские причины. Так, в 1866 ᴦ., надеясь предотвратить закрытие журнала ʼʼСовре­менникʼʼ, Некрасов решился на отчаянный шаг: он прочел приветственные стихи одному из самых страшных реакционеров того времени - графу Муравьеву, которого прозвали ʼʼвешателœемʼʼ (это был тот самый Муравьев, возле дома которого происходила сцена, описанная в стихотворении ʼʼРазмышления у парад­ного подъездаʼʼ), ʼʼСовременникʼʼ всœе равно спасти не удалось, а Некрасов всю жизнь мучался сознанием допущенной им трагической ошибки.

При этом покаянные мотивы в поэзии Некрасова не бывают сведены только к одному какому-нибудь конкретному случаю. Еще в 1862 ᴦ. он написал по­трясающее по исповедальной искренности стихотворе­ние ʼʼРыцарь на часʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ Достоевский назвал шедевром и при чтении которого плакал Глеб Успен­ский. Именно здесь едва ли не впервые и прозвучали у Некрасова те покаянные настроения, которые были так характерны для русской интеллигенции. Поэт взывает к памяти матери, умоляя ее помочь ему уйти в ʼʼстан погибающих За великое дело любвиʼʼ.

Но наиболее ярко покаянные мотивы выражены в ряде некрасовских произведений, созданных во второй половинœе 60-х гᴦ.: ʼʼЛикует враᴦ...ʼʼ, ʼʼЗачем меня на части рвете...ʼʼ, ʼʼУмру я скоро...ʼʼ. В них со­держится поразительная по внутренней силе лири­ческая исповедь с характерной для нее предельной искренностью, когда поэт подвергает себя беспощад­ному самоанализу, с мучительной откровенностью кается в своих ошибках, но решительно отвергает обвинœения в продажности. Процитируем отрывок из стихотворения ʼʼУмру я скоро...ʼʼ:

За то, что я остался одиноким, Что я ни в ком опоры не имел, Что я, друзей теряя с каждым годом, Встречал врагов всœе больше на пути - За каплю крови, общую с народом, Прости меня, о родина! Прости!..

В цикле ʼʼпокаянной лирикиʼʼ настроения раска­яния, даже стыда, тесно переплетаются с чувством боли при мысли о страданиях народа, изумляющего бесконечным терпением. Доминирующим становится не просто ощущение вины, но и осознание ответ­ственности и долга перед народом и родиной.

Многое соединилось, ʼʼсопряглосьʼʼ в лирике Нек­расова последнего периода: исповедальный пафос по­эта-интеллигента и народное мироощущение, пейзаж­ные зарисовки и психологически точная передача любовного чувства, мучительные размышления над судьбами родной страны и способность глубокого про­никновения во внутренний мир женщины-крестьян­ки (стихотворение так и принято называть: ʼʼЧто думает старуха, когда ей не спитсяʼʼ).

Порою горькие мысли посœещали Некрасова: ʼʼЯ настолько же чуждым народу Умираю, как жить на­чинал...ʼʼ Но вот самые последние стихи, которые, по свидетельству сестры поэта А. А. Буткевич, он напи­сал (не будем предварять их какими-либо вступи­тельными замечаниями, не будем комментировать): Материал с сайта http://iEssay.ru

О, Муза! я у двери гроба! Пускай я много виноват, Пусть увеличит во сто крат Мои вины людская злоба - Не плачь! завиден жребий наш, Не надругаются над нами: Меж мной и честными сердцами Порваться долго ты не дашь Живому, кровному союзу! Не русский - взглянет без любви На эту бледную, в крови, Кнутом иссеченную Музу...

К. И. Чуковский, который был выдающимся иссле­дователœем жизни и творчества Некрасова, вскоре после гражданской войны распространил анкету о своем любимом поэте. Там, среди прочих, был и такой вопрос: ʼʼКакие стихотворения Некрасова вы считаете лучшими?ʼʼ

Анна Ахматова написала: ʼʼВласʼʼ, ʼʼВнимая ужасам войныʼʼ, ʼʼОрина, мать солдатскаяʼʼ. Александр Блок: ʼʼЕду ли ночью по улице темной...ʼʼ, ʼʼУмолкни, Му­за...ʼʼ, ʼʼРыцарь на часʼʼ, ʼʼВнимая ужасам войныʼʼ и многие другие.

Покаянная лирика Н. А. Некрасова - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Покаянная лирика Н. А. Некрасова" 2017, 2018.

Социальные и философские истоки преступления Родиона Раскольникова в

произведении Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание.

Одна из основных тем творчества Ф. М. Достоевского - тема взаимоотношений человека и идеи. В большинстве его романов есть персонажи, одержимые какой-либо идеей, живущие только ею, подчиняющие ей все действия и в результате разрушающие и свою жизнь, и жизнь других людей.

Роман «Преступление и наказание» был задуман автором еще на каторге. Тогда он назывался «Пьяненькие», но постепенно замысел романа изменялся. И новый роман «Преступление и наказание» стал «психологическим отчетом об одном преступлении». Но речь идет не об обычном убийстве, а об идеологическом, выполненном преступником-мыслителем.

Но разве Родион Раскольников, бедный студент, - злодей, убийца? Что привело его к преступлению? Бедственное положение на грани нищеты, болезнь или изобретенная им самим теория об «избранных» и «обыкновенных» людях? Что было раньше?

Умный, гордый, полный сознания собственного достоинства молодой человек, Родион Раскольников, исключен из университета, ибо ему нечем было платить за свое обучение. Живет он в крайней бедности, страдает от голода и лишений, от унижений, которые испытывают и он сам, и его мать и сестра Дуня. Он видит вокруг только грязь, нищету, пороки. Он пытается помочь Мармеладову, но тщетно; хочет помочь Соне, своей сестре Дуне - однако они остаются «униженными и оскорбленными». Раскольников вынужден заложить некоторые свои вещи, чтобы не умереть с голоду.

Раскольников чувствует себя никому не нужным, отверженным среди богатых особняков и нарядной публики. Подавленный нищетой и несправедливостью, он приходит к мысли об убийстве процентщицы Алены Ивановны. Преступление это имеет, так сказать, теоретическое обоснование. Убийство старухи - не просто банальное убийство, а убийство «по совести».

Еще до преступления он пишет и публикует статью, в которой излагает теорию о том, что все люди делятся на «обыкновенных» и «необыкновенных, как Наполеон». Необыкновенные имеют право во благо людей преступить закон. Раскольников долго размышляет о своей собственной роли: «обыкновенный» ли он человек - «тварь дрожащая», или «право имеет». И решил доказать на деле, что он «право имеет совершить преступление по совести», стать властелином мира. Родион Раскольников думал убить старуху-процентщицу, это «никчемное существо», и избавить от нищеты себя и своих близких. Но он забыл главное: никто не давал ему права лишать жизни другого человека. И все же, совершив преступление, Раскольников не смог переступить через себя, через свою совесть. «Я не старушонку убил... я себя убил», - скажет он.

Ф. М. Достоевский опровергает теорию Раскольникова: логическое опровержение представил Порфирий Петрович, а нравственное - «вечная» Соня Мармеладова.

Отношение к Раскольникову у Достоевского сложное, но приговор писателя беспощаден - права на преступление не имеет никто! Показывая бесчеловечность буржуазного общества, Достоевский все-таки не в нем видит причины преступления своего героя. Причина - в самом Раскольникове. И прежде, чем изменять общество, надо измениться самому.

Своеобразие гражданской лирики Н.А.Некрасова.

Особенность Некрасова как лирического поэта-его гражданственность, народность, глубина и многообразие чувств. В его стихотворениях-и неподдельный лиризм, и грусть, и добродушный юмор, и сарказм, и уныние, и радость жизни ("Зеленый шум"), и жалость, и сострадание к тяжелой участи бедняков, и призывы к борьбе, и вера в грядущее торжество правды. И все это может быть объято двумя словами: "благородное сердце". Размышляя о народе и о своей судьбе, поэт нередко казнил себя за то, что, по его мнению, сделал слишком мало, что был непоследователен в борьбе. Так появлялись покаянные стихотворения: "Я за то глубоко презираю себя... ", "Муза", "Праздник жизни - молодости годы... ", "Замолкни, Муза мести и печали", "Стихи мои! Свидетели живые... ", "Умру я скоро! Жалкое наследство... " и другие.

Вопрос о лирическом герое поэзии Некрасова сложен и спорен. Одни литературоведы считают, что у Некрасова был единый лирический герой-разночинец. Другие (например, Н. Н. Скатов) доказывают, что такого героя нет, а есть "множественность голосов и сознаний". Как бы там ни было, во всех стихотворениях Некрасова присутствует его личность, слышится его голос, который мы не спутаем ни с каким другим. Его крылатое выражение: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан" - известно всем. Оно является измененной и уточненной формулировкой Рылеева: "Я не поэт, а гражданин".

Поэзия Некрасова - это поэзия исповеди, проповеди и покаяния. Причем эти три чувства, три настроения слиты у него неразрывно, и часто нельзя сказать, какое чувство, какое настроение преобладает. Например, в "Поэте и Гражданине "-и исповедь, и покаяние, и проповедь. Но есть произведения, где выражается преимущественно то или иное чувство и настроение. Явно исповедальными стихами являются стихи о любви: "Ты всегда хороша несравненно", "Я не люблю иронии твоей", "О письма женщины, нам милой!.. ". Среди них - так называемый Панаевский цикл (стихи, посвященные А. Я. Панаевой): "Да, наша жизнь текла мятежно... ", "Мы с тобой бестолковые люди", "Давно отвергнутый тобою... ", "Прости! Не помни дней паденья... " и другие. Поэт как бы исповедуется в своих страданиях, вызванных несправедливостью, жестокостью, царящими вокруг, выражает свое глубокое сочувствие "униженным и оскорбленным ": "Когда из мрака заблужденья... ", "Еду ли ночью по улице темной... ", "Надрывается сердце от муки". Здесь же-прочувствованные стихи о матери ("Рыцарь на час"), о своем прошлом ("В неведомой жизни, в деревне полудикой... ", "Родина"), о себе как поэте, о своей судьбе ("Вчерашний день, часу в шестом... ", "Что ни год, уменьшаются силы", "Последние песни", "Баюшки-баю", "О Муза! я у двери гроба!.. ").

Поэт создает проникнутые печалью, гневом и любовью к народу картины окружающей действительности: "В дороге", "Тройка", "В деревне", "Несжатая полоса", "Влас", "В полном разгаре страда деревенская... ", "Орина, мать солдатская ", "Крестьянские дети", "Соловьи", цикл "О погоде". В них - и нелегкие раздумья поэта о настоящем и будущем Родины. И в слиянности с этими стихами - произведения, проповедующие любовь "врожденным словом отрицанья": "Размышления у парадного подъезда", "Песня Еремушке", "Памяти Добролюбова", "Железная дорога", "Душно! Без счастья и воли... ". Во всех этих произведениях либо на первом плане, либо как фон присутствует образ Родины, закабаленной, но исполненной тайных могучих сил. Форма диалога помогает Некрасову уточнить значение поэзии в стихотворении "Поэт и гражданин". Мысли автора вложены не только в уста поэта, но главным образом в высказывания гражданина. Слова поэта ждут Родина, народ, грядущая буря. В это время Отечества достойный сын "гражданином быть обязан", ибо "Он, как свои, на теле носит все язвы родины своей... ".

и радость жизни ("Зеленый шум"), и жалость, и сострадание к тяжелой участи бедняков, и призывы к борьбе, и вера в грядущее торжество правды. И все это может быть объято двумя словами: "благородное сердце". Размышляя о народе и о своей судьбе, поэт нередко казнил себя за то, что, по его мнению, сделал слишком мало, что был непоследователен в борьбе. Так появлялись покаянные стихотворения: "Я за то глубоко презираю себя... ", "Муза", "Праздник жизни - молодости годы... ", "Замолкни, Муза мести и печали", "Стихи мои! Свидетели живые... ", "Умру я скоро! Жалкое наследство... " и другие.

Вопрос о лирическом герое поэзии Некрасова сложен и спорен. Одни литературоведы считают, что у Некрасова был единый лирический герой-разночинец. Другие (например, Н. Н. Скатов) доказывают, что такого героя нет, а есть "множественность голосов и сознаний". Как бы там ни было, во всех стихотворениях Некрасова присутствует его личность, слышится его голос, который мы не спутаем ни с каким другим. Его крылатое выражение: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан" - известно всем. Оно является измененной и уточненной формулировкой Рылеева: "Я не поэт, а гражданин".

в "Поэте и Гражданине "-и исповедь, и покаяние, и проповедь. Но есть произведения, где выражается преимущественно то или иное чувство и настроение. Явно исповедальными стихами являются стихи о любви: "Ты всегда хороша несравненно", "Я не люблю иронии твоей", "О письма женщины, нам милой!.. ". Среди них - так называемый Панаевский цикл (стихи, посвященные А. Я. Панаевой): "Да, наша жизнь текла мятежно... ", "Мы с тобой бестолковые люди", "Давно отвергнутый тобою... ", "Прости! Не помни дней паденья... " и другие. Поэт как бы исповедуется в своих страданиях, вызванных несправедливостью, жестокостью, царящими вокруг, выражает свое глубокое сочувствие "униженным и оскорбленным ": "Когда из мрака заблужденья... ", "Еду ли ночью по улице темной... ", "Надрывается сердце от муки". Здесь же-прочувствованные стихи о матери ("Рыцарь на час"), о своем прошлом ("В неведомой жизни, в деревне полудикой... ", "Родина"), о себе как поэте, о своей судьбе ("Вчерашний день, часу в шестом... ", "Что ни год, уменьшаются силы", "Последние песни", "Баюшки-баю", "О Муза! я у двери гроба!.. ").

Поэт создает проникнутые печалью, гневом и любовью к народу картины окружающей действительности: "В дороге", "Тройка", "В деревне", "Несжатая полоса", "Влас", "В полном разгаре страда деревенская... ", "Орина, мать солдатская ", "Крестьянские дети", "Соловьи", цикл "О погоде". В них - и нелегкие раздумья поэта о настоящем и будущем Родины. И в слиянности с этими стихами - произведения, проповедующие любовь "врожденным словом отрицанья": "Размышления у парадного подъезда", "Песня Еремушке", "Памяти Добролюбова", "Железная дорога", "Душно! Без счастья и воли... ". Во всех этих произведениях либо на первом плане, либо как фон присутствует образ Родины, закабаленной, но исполненной тайных могучих сил. Форма диалога помогает Некрасову уточнить значение поэзии в стихотворении "Поэт и гражданин". Мысли автора вложены не только в уста поэта, но главным образом в высказывания гражданина. Слова поэта ждут Родина, народ, грядущая буря. В это время Отечества достойный сын "гражданином быть обязан", ибо "Он, как свои, на теле носит все язвы родины своей... ".

Эти граждане-герои уже есть, и перед участью их одни преклоняют колени, а другие их увенчивают, но не лавровым, а терновым венком. В самом стихотворении нет украшающих эпитетов и метафор там, где они не нужны. Стиль, простой и благородный, поднимается до пафоса, когда речь идет о народе и страдающей Родине, здесь появляются и метафоры, и яркие, красочные сравнения:

Гроза молчит, с волной бездонной

В сиянье спорят небеса,

И ветер, ласковый и сонный,

Едва колеблет паруса,-

Корабль бежит красиво стройно,

Не время в шахматы играть,

гроз, горько иронизирует над либералами, "богатыми словом и бедными делами", мещанами всех видов, и поэт вспоминает свои попытки быть гражданином.

Написанное четырехстопным ямбом с дактилическими окончаниями некоторых строк, стихотворение обладает естественностью разговорной речи. Оно кончается многоточием. Некрасов, показав сближение мнений поэта с мнениями гражданина, не мог по цензурным соображениям сделать ясный для читателя вывод. Однако и в этом виде стихотворение под верглось гонению цензуры. За его перепечатку в сборнике Чернышевский, составлявший его, получил грозное предупреждение от цензурного комитета. Стихотворение "Памяти Добролюбова" - гимн, вылившийся из сердца поэта в день похорон Добролюбова, отдавшего свою короткую жизнь служению Родине. Пятистопный ямб, чередующиеся мужские и женские рифмы придают стройность этому гимну. Последние три строчки не рифмованы. Они выделяются из текста и как бы завершают смысл стихотворения. По форме оно представляет собою пламенный монолог, траурную речь, пронизанную искренней, глубокой скорбью о безвременной смерти поэта-гражданина:

Какой светильник разума угас!

Традиции Некрасова продолжила и развила литература последующих десятилетий. Влияние Некрасова испытали на себе поэты ХХ века - Блок, Андрей Белый, Есенин, Твардовский, Исаковский и другие.

Многие поколения русских людей воспитывались на Некрасове. Не случайно, не дожидаясь печатных изданий, читатели и почитатели его творений создавали рукописные сборники, в которые включали такие произведения, как "Несжатая полоса", "Внимая ужасам войны... ", "Еду ли ночью по улице темной", "Рыцарь на час", "Коробейники" и другие.