Художник Горохов Иван Лаврентьевич. Стрельцов иван лаврентьевич Горохов иван лаврентьевич

Русский художник.

Семья. Образовани е

Иван Лаврентьевич Горохов родился в 1863 году в Московской губернии. С ранних лет Иван увлекался рисованием. Он любил гулять по лесам и полям и старался, как мог, изобразить животных, птиц, растения, природные сценки. Отец Ивана был крестьянином в услужении у помещика, поэтому ничего не мог сделать для развития способностей своего сына. Однако молва об одаренном крестьянском мальчике быстро распространилась и добралась до местного помещика Владимира фон Мекка. Заинтересовавшись, он приобрел несколько рисунков Ивана и показал пианисту Николаю Рубинштейну, в то время находившемуся у него в гостях. Рубинштейн, хорошо разбиравшийся в искусстве, подтвердил, что у мальчика талант, который при должном обучении может позволить ему стать настоящим художником. Фон Мекк и Рубинштейн пообещали Ивану финансовую поддержку при поступлении и обучении в . Так в 1874 году Иван Горохов стал вольнослушателем, а в 1880 - учеником школы.

В школе Иван много общался с художниками реалистами - , . Безусловно, это повлияло на его профессиональное становление. Горохов окончил училище в 1886 году с Большой и двумя малыми серебряными медалями и званием классного художника. В качестве дипломной работы он представил картину «Выздоравливающая».

Карьера

Однако в Москве Горохов не смог задержаться надолго. Заказов не было, жить было не на что. Не было у него и богатых покровителей, а сам он был из крестьянской семьи и не обладал нужным положением в обществе и финансовой базой. Поэтому Иван вернулся в родную деревню. Там он мог посвятить себя работе, но снова возникли множественные трудности. За необходимыми материалами приходилось ездить в Москву. Участие в выставках (а именно перевозка картин) также обходилась недешево. Несмотря на то, что картины его продавались, первые годы художник и его семья сильно нуждались.

Упорство Ивана Горохова постепенно приносило плоды, и с 1893 года он стал постоянным участником . Его картина «Крестьянские дети» имела успех на одной из выставок передвижников. Ее отметили в газете как выдающуюся работу, а издатель журнала «Нива» предложил 50 рублей и бесплатную высылку журнала в течение года за право воспроизведения этой картины (само полотно было куплено с выставки).

Вообще картины Ивана Лаврентьевича Горохова в основном представляли собой жанровые сцены крестьянской жизни. Например, «3абытые крестцы», «Запил», «В избе», «Дети в школе», «Швея», «В кузнице», «Ледовозы», «Гибель родного гнезда», «Сорванцы. Набедокурили», «Гнездышко». Всего Горохов написал около 600 произведений. Некоторые работы Ивана Лаврентьевича представляют собой еще и историческую ценность в том смысле, что на них изображены виды старого города Можайска, его улицы, которых сейчас уже не существует.

С 1905 по 1930 год Горохов был преподавателем в Можайском художественном училище.

После Октябрьской революции Горохов писал портреты , картины на тему и т.д. Однако многие работы не сохранились - были уничтожены фашистами в годы оккупации Можайска.

Иван Лаврентьевич Горохов скончался в 1934 году в Можайске.

(1965-06-08 ) (55 лет) Место смерти Принадлежность

СССР 22x20px СССР

Род войск Годы службы Звание

: неверное или отсутствующее изображение

Часть Командовал

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Должность

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сражения/войны Награды и премии
Орден Ленина - 1945 Орден Красного Знамени Орден Красного Знамени Орден Александра Невского
Орден Отечественной войны I степени Орден Красной Звезды Медаль «За боевые заслуги» 40px
Связи

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

В отставке

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Иван Лаврентьевич Сире́нко (25 марта 1910 года - 8 июня 1965 года) - заместитель командира 34-го гвардейского бомбардировочного авиационного Тихвинского Краснознамённого ордена Кутузова полка 276-й бомбардировочной авиационной дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта , подполковник, Герой Советского Союза ().

Биография

Иван Лаврентьевич Сиренко родился в деревне Парафеевка ныне Белебеевского района Башкирии в крестьянской семье. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1932 года.

Окончил семь классов неполной средней школы. Работал в Госстройконторе в Оренбурге , затем кузнецом-молотобойщиком на Оренбургском паровозовагоноремонтном заводе.

Участвовал в оборонительных операциях под Вильнюсом и Ржевом, в обороне Москвы , Ленинграда , освобождении Прибалтики, в разгроме врага на его территории. Имел ранение обеих ног и правой руки.

После окончания Великой Отечественной войны отважный лётчик продолжал службу в Военно-воздушных силах СССР. С 1953 года подполковник И. Л. Сиренко - в запасе. Жил в Киеве .

Скончался 8 июня 1965 года. Похоронен в Киеве на Дарницком кладбище .

Подвиг

И. Л. Сиренко как опытный командир и воздушный боец водил группы бомбардировщиков на самые различные цели. Уничтожал живую силу и боевую технику на поле боя, на железнодорожных станциях, аэродромах, в морских портах.

12 марта 1944 года эскадрилья пикирующих бомбардировщиков Пе-2, где ведущим был И. Л. Сиренко, нанесла бомбовый удар по колонне танков и бронетранспортёров, двигавшейся по шоссе Вильнюс - Кёнигсберг. Цель была накрыта разрывами бомб. При выходе из пике на самолёт ведущего И. Л. Сиренко набросилась четвёрка «мессершмиттов». В неравном бою самолёт был подбит, а И. Л. Сиренко получил ранение обеих ног и правой руки.

После длительного лечения И. Л. Сиренко вернулся в родной полк и продолжал громить захватчиков в Восточной Пруссии. Здесь он совершил более 30 боевых вылетов во главе полка. На третий день штурма Кёнигсберга майор И. Л. Сиренко повёл девятку Пе-2 на аэродром противника в Девау, где базировалось большое количество самолётов. При подходе к цели группу встретил ураганный зенитный огонь. Умело маневрируя, И. Л. Сиренко увёл группу из-под огня. Выйдя на морское побережье, он развернул девятку и на большой скорости со снижением устремился на цель. В результате сожжено пятнадцать самолётов и взорван склад с горючим.

К маю 1945 года заместитель командира 34-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка гвардии майор И. Л. Сиренко совершил 153 боевых вылета на бомбардировку укреплений, скоплений войск противника .

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество гвардии майору Ивану Лаврентьевичу Сиренко присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6359) .

Награды

Память

На территории Вольского высшего военного училища тыла (военный институт) напротив здания управления ВУЗа Герою установлен памятник и мемориальная доска.

В городе Белебее (Республика Башкортостан), на территории мемориального комплекса "Защитникам Отечества" расположены мемориальная доска и бюст с изображением Сиренко И.Л.

Напишите отзыв о статье "Сиренко, Иван Лаврентьевич"

Примечания

  1. 15px . Сайт «Герои Страны ».
  2. в электронном банке документов «Подвиг Народа » (архивные материалы ЦАМО , ф. 33 , оп. 686046/793756 , д. 158/44 , л. 3/85-88 ).
  3. в электронном банке документов «Подвиг Народа » (архивные материалы ЦАМО , ф. 33 , оп. 690155 , д. 752 , л. 3, 81, 82 ).
  4. в электронном банке документов «Подвиг Народа » (архивные материалы ЦАМО , ф. 33 , оп. 690155 , д. 3866 , л. 4, 113, 114 ).
  5. в электронном банке документов «Подвиг Народа » (архивные материалы ЦАМО , ф. 33 , оп. 686196 , д. 3246 , л. 5, 201, 202 ).

Литература

  • Несокрушимые. - Уфа, 1985.
  • Славные сыны Башкирии. - Уфа, 1979, кн. 4.
  • Башкирская энциклопедия. Гл. ред. М. А. Ильгамов; т. 5. П-С. - Башкирская энциклопедия, 2009. - 576 с. - ISBN 978-5-88185-072-2.

Ссылки

  • .
  • .

Отрывок, характеризующий Сиренко, Иван Лаврентьевич

Несмотря на то, что наш двор был очень большим, и в нём всегда было полно всякой домашней «живности», коня мы не могли держать по той простой причине, что его не так-то просто было купить. Арабский жеребец стоил для нас (по тогдашним меркам) очень дорого, потому что мой папа в то время работал в газете намного меньше часов, чем обычно (так как, по общему согласию семьи, был занят писанием пьес для русского драматического театра), и поэтому, большими финансами мы в тот момент не располагали. И хотя это было уже подходящее время для меня по-настоящему учиться конской езде, единственная возможность это делать была проситься иногда выезжать на прогулку с Пургой, которая почему-то меня тоже очень любила и всегда с удовольствием выезжала со мной кататься.
Но в последнее время Пурга была очень грустной и не выходила со своего двора. И, к моему большому сожалению, уже больше трёх месяцев как мне не разрешалось выезжать с ней на прогулки. Чуть более трёх месяцев назад её хозяин скоропостижно скончался, а так как они всегда жили с Пургой «душа в душу», то его жене видимо было тяжело какое-то время видеть Пургу с кем-либо другим. Так она бедненькая и проводила в своём (правда очень большом) загоне целые дни, безмерно тоскуя о своём, вдруг куда-то неожиданно исчезнувшем, любимом хозяине.
Вот к этому-то чудесному другу и повели меня в утро моего десятого дня рождения... Моё сердце от волнения буквально выскакивало из груди!.. Я просто не в состоянии была поверить, что сейчас вот-вот может осуществиться моя самая большая детская мечта!.. Помню с тех пор, как впервые без посторонней помощи сумела залезть на Пургу, я без конца упрашивала маму и папу купить мне лошадку, но они всегда говорили, что сейчас плохое для этого время и, что они «обязательно это сделают, надо только немного подождать».
Пурга встретила меня, как всегда, очень дружелюбно, но за эти три месяца она как бы чем-то изменилась. Была очень грустной, с замедленными движениями, и не высказывала слишком большого стремления выйти наружу. Я спросила хозяйку, почему она такая «другая»? Соседка сказала, что бедная Пурга, видимо, тоскует по хозяину и ей очень её жаль.
– Попробуй, – сказала она, – если сумеешь её «оживить» – она твоя!
Я просто не могла поверить тому, что услышала, и мысленно поклялась ни за что на свете не упустить этот шанс! Осторожно подойдя к Пурге, я ласково погладила её влажный, бархатистый нос, и начала тихонечко с ней разговаривать. Я говорила ей, какая она хорошая и как я её люблю, как прекрасно нам будет вместе и как сильно я буду о ней заботиться… Конечно же, я была всего лишь ребёнком и искренне верила, что всё, что я говорю, Пурга поймёт. Но даже сейчас, спустя столько лет, я всё ещё думаю, что каким-то образом эта удивительная лошадь меня и в правду понимала... Как бы там ни было, Пурга ласково ткнулась мне в шею своими тёплыми губами, давая понять, что она готова «пойти со мной погулять»... Я кое-как на неё взобралась, от волнения никак не попадая ногой в петлю, изо всех сил постаралась успокоить своё рвущееся наружу сердце, и мы медленно двинулись со двора, поворачивая нашей знакомой тропинкой в лес, где она, так же, как и я, очень любила бывать. От неожиданного «сюрприза» меня всю трясло, и я никак не могла поверить тому, что всё это по-настоящему происходило! Мне очень хотелось себя сильно ущипнуть, и в то же время я боялась, что вдруг, прямо сейчас, проснусь от этого чудесного сна, и всё окажется всего лишь красивой праздничной сказкой... Но время шло и ничего не менялось. Пурга – моя любимая подруга – была здесь со мной, и только чуть-чуть не хватало, чтобы она стала по-настоящему моей!..
День моего рождения в том году выпал на воскресение, а так как погода была просто великолепной, многие соседи в то утро прогуливались по улице, останавливаясь поделиться друг с другом последними новостями или просто подышать «свежепахнувшим» зимним воздухом. Я чуточку волновалась, зная, что сейчас же стану объектом всеобщего обозрения, но, несмотря на волнение, очень хотела выглядеть уверенной и гордой на моей любимой красавице Пурге... Собрав свои «растрёпанные» эмоции в кулак, чтобы не подвести чудесную подружку, я тихонечко тронула её бок ногой, и мы выехали за ворота... Мама, папа, бабушка и соседка стояли на дворе и махали нам вдогонку, как будто для них, так же, как для меня, это тоже было каким-то невероятно важным событием... Это было по-доброму смешно и забавно и как-то сразу помогло мне расслабиться, и мы уже спокойно и уверенно поехали дальше. Соседская ребятня тоже высыпала во двор и махала руками, выкрикивая приветствия. Вообще, получился настоящий «праздничный кавардак», который развеселил даже прогуливающихся на той же улице соседей...
Скоро показался лес, и мы, повернув на уже хорошо знакомую нам тропинку, скрылись из виду... И вот тут-то я дала волю своим, вопящим от радости, эмоциям!.. Я пищала, как несказанно обрадованный щенок, тысячу раз целовала Пургу в шелковистый нос (количество чего она никак не могла понять...), громко пела какие-то несуразные песни, вообще – ликовала, как только позволяла мне моя счастливая детская душа...
– Ну, пожалуйста, моя хорошая, покажи им, что ты опять счастливая... Ну, пожалуйста! И мы снова будем вместе много-много кататься! Сколько захочешь, обещаю тебе!.. Только пусть они все увидят, что ты в порядке... – упрашивала я Пургу.
Я чувствовала себя с ней чудесно, и очень надеялась, что она тоже почувствует хоть частичку того, что чувствовала я. Погода была совершенно изумительной. Воздух буквально «трещал», настолько был чистым и холодным. Белый лесной покров блистал и искрился миллионами маленьких звёздочек, как будто чья-то большая рука щедро рассыпала по нему сказочные бриллианты. Пурга резво бежала по вытоптанной лыжниками тропинке, и казалась совершенно довольной, к моей огромной радости, начиная очень быстро оживать. Я буквально «летала» в душе от счастья, уже предвкушая тот радостный момент, когда мне скажут, что она наконец-то по-настоящему моя...
Через какие-то полчаса мы повернули назад, чтобы не заставлять волноваться всю мою семью, которая и без этого, волновалась обо мне постоянно. Соседка всё ещё была на дворе, видимо желая собственными глазами убедиться, что с нами обоими всё в порядке. Тут же, естественно, на двор выбежали бабушка и мама, и уже последним появился папа, неся в руках какой то толстый цветной шнурок, который сразу же передал соседке. Я легко соскочила наземь и, подбежав к папе, с колотящимся от волнения сердечком, уткнулась ему в грудь, желая и боясь услышать такие важные для меня слова...

ДОРОШЕНКО Иван Лаврентьевич — Председатель Таловского сельсовета, 1938 год.

Родители -крестьяне.

Образование — 4 класса начальной школы в д.Сураново. В 1936 году закончил краевую совпартшколу в г.Томске.

С мая 1921 года по февраль 1931 года — работал в своем сельском хозяйстве.

В 1927 году умер отец и как следует из записи в автобиографии (дословно) «В 1927 году отец мой умер и я воспитывал его детей пять человек» (не братьев или сестер, а «его детей» ).

С февраля 1931 года по май 1931 года — колхозник колхоза «Красная заря» д.Сураново Тайгинского р-на.

С мая 1931 года по январь 1932 года — продавец магазина сельпо в д.Сураново Тайгинского р-на.

С марта 1932 года по декабрь 1932 года- служил в РККА в переменном составе.

С декабря 1932 года по август 1933 года — председатель сельпо в д.Сураново Тайгинского р-на.

С августа 1933 года по декабрь 1933 года — колхозник «Красная Заря»

С декабря 1933 по январь 1936 года — председатель колхоза «Путь Калинина» дер.Светлая Тайгинского р-на. (участие в раскулачивании крестьян выявляется )

С ноября 1936 года по декабрь 1937 года — инструктор Тайгинского райисполкома.

С декабря 1937 года по март 1938 года — председатель с/с в д.Ботьево Тайгинского р-на (участие в репрессиях по Ботьевскому с/с выявляется )

С марта 1938 года по апрель 1939 года — председатель с/с в с.Таловка Тайгинского р-на. Участвовал в репрессиях, писал и подписывал ложные справки-характеристики на крестьян в Тайгинский РО НКВД (как минимум два три подтвержденных факта ), участвовал в арестах и обысках (как минимум два три подтвержденных факта) .

С июня 1938 года член ВКП (б) (Тайгинский РК ВКП (б). Рекомендации в партию дали:

РУСАКОВ М.А — зам. председателя Тайгинского райисполкома

Примечание. В протоколе допроса ЗУНДАН А.Д , оперуполномоченный Тайгинского РО НКВД УСТЮЖАНЦЕВ , что ЗУНДАН вел вредительскую работу в колхозе направленную на его развал, конечно же опираясь на справку-характеристику из Таловского с/с.

3-й ЭПИЗОД.

7 июля 1938 года участвовал в обыске у ЗУНДАН А.Д в качестве понятого. Как правило таких «понятых» тайгинские чекисты всегда возили с собой и вся операция планировалась заранее. Понятыми в основном были члены партии, районные и сельские активисты, редко когда случайные жители этого же населенного пункта или другие арестованные. (из опыта моего расследования. прим.автора )

Примечание: характеристика написана секретарем Таловского с/с. КАРПОВЫМ П.У.

5-й ЭПИЗОД.

19 июля 1938 года участвовал в аресте и обыске БАДУН К.А.

СПРАВКА

БАДУН Константин Алексеевич был расстрелян 23 октября 1938 года в ТОМСКОЙ ТЮРЬМЕ.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:













23 января 1863 - 06 октября 1934

русский художник-живописец, член Товарищества передвижных художественных выставок

Биография

Родился в деревне Бели в семье бывшего крепостного крестьянина. С ранних лет Ваню Горохова захватила страсть к рисованию. Подолгу бродил он по полям и лесам, вслушивался в щебетание птиц, любовался яркими красками леса. И этот сказочный мир, открывавшийся его детскому взору, полный цветов и красок, он старался, как мог изобразить на бумаге. Ваня мечтал серьёзно учиться живописи, однако его отец - крестьянин, работающий у местного помещика и, естественно, поддержать увлечение сына живописью не мог. Слух о одаренном крестьянском мальчике, быстро распространился по округе. Узнал о нём и местный помещик Владимир Карлович фон Мекк (сын Карла Фёдоровича фон Мекка , предводитель дворянства Можайского уезда). Владимир Карлович приобрел несколько рисунков юного художника и показал их гостившему у него великому пианисту Николаю Григорьевичу Рубинштейну . Рубинштейн, будучи человеком, хорошо разбирающимся в изобразительных искусствах, признал, что у мальчика несомненный талант, и что при должном обучении из него может получиться выдающийся живописец. Рубинштейн и фон Мекк предложили Ване поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, пообещав помощь в устройстве и финансовую поддержку на все время обучения.

В 1874 году Иван Лаврентьевич Горохов становится вольнослушателем МУЖВЗ, а с 1880 года - учеником. Учителями живописи у него были И. М. Прянишников и В. Е. Маковский . Общение с К. А. Коровиным , В. А. Серовым , И. И. Левитаном и другими художниками, помогло ему постичь глубину реалистического воплощения жизни. В 1886 году И. Л. Горохов окончил училище с отличными результатами: ему присудили Большую серебряную медаль и две малых серебряных (большую золотую медаль присуждали тогда лишь в Петербургской академии художеств) и звание классного художника. Дипломной работой художника стала картина «Выздоравливающая», исполнения в лучших традициях позднего передвижничества. «Я взял самый простой жанровый сюжет, - напишет впоследствии Горохов в своих мемуарах, - около кровати с выздоравливающей девицей сидит на кресле другая девушка и читает ей книжку. Обстановка мещанская, с кошкой, вязаными салфеточками и прочим».

После окончания училища перед Иваном Лаврентьевичем встал выбор - продолжать обучение в Санкт-петербургской Императорской Академии художеств или сразу заняться живописью и преподаванием. Горохов решил посоветоваться об этом с К. Е. Маковским . «Я спросил его, между прочим, - напишет впоследствии Горохов, - стоит ли мне завершить свое образование в Академии художеств. На это он решительно возразил, что мне нет никакого смысла туда ехать, что я вполне сформировавшийся художник и поездка в Академию была бы для меня пустой тратой времени».

Мечты Горохова стать художником-профессионалом в Москве не осуществились. Крестьянский сын, не имевший значительной поддержки со стороны влиятельных лиц, не получал заказов. Скоро жить в Москве стало невозможно и он уезжает в родную деревню. Возвратившись из Москвы на родину, живописец целиком отдает себя творческой работе.

Но и в деревне жить и работать было нелегко. Не было настоящей мастерской. За красками и холстом приходилось ездить в Москву, дорого обходилась перевозка картин на выставки, к тому же надо было содержать семью. Первые годы самостоятельной творческой жизни художник постоянно находился в нужде. Как впоследствии напишет биограф Горохова (Н. Мусиенко): «Ивану Лаврентьевичу в смысле известности повезло гораздо меньше, чем многим его собратьям по искусству. Свои работы он, как правило, прямо с выставки или художественных аукционов продавал в частные коллекции, и теперь о судьбе большинства из них нет никаких сведений». Невзирая на лишения и бедность, художник упорно ведёт большую творческую работу, регулярно участвуя во многих столичных и провинциальных выставках. Начиная с 1893 года И. Горохов становится экспонентом «Товарищества передвижных выставок».


Автопортрет. 1933
Иван Лаврентьевич Горохов (23 января 1863, деревня Бели, Можайский уезд, Московская губерния, Российская империя - 6 октября 1934, Можайск, Московская область, СССР) - русский художник-живописец, член Товарищества передвижных художественных выставок.



Автопортрет. 1884
Родился в деревне Бели в семье бывшего крепостного крестьянина. С ранних лет Ваню Горохова захватила страсть к рисованию. Ваня мечтал серьёзно учиться живописи, однако его отец - крестьянин, работающий у местного помещика и, естественно, поддержать увлечение сына живописью не мог. Слух о одарённом крестьянском мальчике, быстро распространился по округе. Узнал о нём и местный помещик Владимир Карлович фон Мекк (сын Карла Фёдоровича фон Мекка, предводитель дворянства Можайского уезда). Владимир Карлович приобрёл несколько рисунков юного художника и показал их гостившему у него великому пианисту Николаю Григорьевичу Рубинштейну. Рубинштейн, будучи человеком, хорошо разбирающимся в изобразительных искусствах, признал, что у мальчика несомненный талант, и что при должном обучении из него может получиться выдающийся живописец. Рубинштейн и фон Мекк предложили Ване поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, пообещав помощь в устройстве и финансовую поддержку на всё время обучения. В 1874 году Иван Лаврентьевич Горохов становится вольнослушателем МУЖВЗ, а с 1880 года - учеником. Учителями живописи у него были И. М. Прянишников и В. Е. Маковский. Общение с К. А. Коровиным, В. А. Серовым, И. И. Левитаном и другими художниками, помогло ему постичь глубину реалистического воплощения жизни. В 1886 году И. Л. Горохов окончил училище с отличными результатами: ему присудили Большую серебряную медаль и две малых серебряных (большую золотую медаль присуждали тогда лишь в Петербургской академии художеств) и звание классного художника. Дипломной работой художника стала картина «Выздоравливающая», исполнения в лучших традициях позднего передвижничества.


Автопортрет.
После окончания училища перед Иваном Лаврентьевичем встал выбор - продолжать обучение в Санкт-петербургской Императорской Академии художеств или сразу заняться живописью и преподаванием. Горохов решил посоветоваться об этом с К. Е. Маковским. «Я спросил его, между прочим, - напишет впоследствии Горохов, - стоит ли мне завершить своё образование в Академии художеств. На это он решительно возразил, что мне нет никакого смысла туда ехать, что я вполне сформировавшийся художник и поездка в Академию была бы для меня пустой тратой времени». Мечты Горохова стать художником-профессионалом в Москве не осуществились. Крестьянский сын, не имевший значительной поддержки со стороны влиятельных лиц, не получал заказов. Скоро жить в Москве стало невозможно и он уезжает в родную деревню. Возвратившись из Москвы на родину, живописец целиком отдает себя творческой работе.


Автопортрет. 1921 января 8 дня.
Но и в деревне жить и работать было нелегко. Не было настоящей мастерской. За красками и холстом приходилось ездить в Москву, дорого обходилась перевозка картин на выставки, к тому же надо было содержать семью. Первые годы самостоятельной творческой жизни художник постоянно находился в нужде. Как впоследствии напишет биограф Горохова (Н. Мусиенко): «Ивану Лаврентьевичу в смысле известности повезло гораздо меньше, чем многим его собратьям по искусству. Свои работы он, как правило, прямо с выставки или художественных аукционов продавал в частные коллекции, и теперь о судьбе большинства из них нет никаких сведений». Невзирая на лишения и бедность, художник упорно ведёт большую творческую работу, регулярно участвуя во многих столичных и провинциальных выставках. Начиная с 1893 года И. Горохов становится экспонентом «Товарищества передвижных выставок».


И.Л. Горохов со своими детьми. 1909 год.
Постепенно приходит долгожданное признание. На XXI выставке ТПХВ Горохов показывает картину «Крестьянские дети». «Мою картину, - вспомнит потом не без гордости Иван Лаврентьевич, - не только приняли, но и вскоре купили с выставки, и газетная критика отметила её как талантливую и выдающуюся по технике вещь. А издатель журнала „Нива“ А. Ф. Маркс письменно предложил мне 50 рублей и бесплатную высылку в течение года журнала со всеми приложениями за право её воспроизведения». В 1897 году случилось большое несчастье: пожар уничтожил почти всю деревню Бели, в том числе избу Гороховых. Удалось спасти только ничтожную часть имущества и готовившиеся для очередных выставок картины. Художник со своей многочисленной семьей перебирается в Можайск, где покупает в рассрочку дом. Кисти художника принадлежат мастерские картины с видами старого Можайска. Некоторые улицы, здания города, ныне не сохранившиеся, мы можем увидеть только у Горохова. Кроме художественной деятельности И. Л. Горохов занимался преподаванием - с 1905 по 1930 год вел художественный класс в Можайском реальном училище.


Горохов И. Л. учитель рисования и черчения. 1-й выпуск в первой средней школе (бывшее реальное училище) 1919г.
После Октябрьской революции Горохов осваивает жанр социалистического реализма - пишет портреты В.И. Ленина, А. В. Луначарского, картины на тему гражданской войны и строительства нового общества. Большая часть этих полотен не сохранилась - их уничтожили немецко-фашистские захватчики, оккупировавшие Можайск и район в 1941-1942 годах, лишь благодаря стараниям членов семьи художника удалось эвакуировать около двух десятков картин, и они находятся сейчас в доме потомков Ивана Лаврентьевича на улице Герцена в Можайске. Скончался Иван Лаврентьевич Горохов 6 октября 1934 года в Можайске. Похоронен там же.


Эскиз к картине «Мальчишки».


Ярмарка в Можайске. 1916


Дети за чтением. 1900


Дети за чтением книги. 1924


Гибель родного гнезда.


Грибы. Натюрморт. 1912


Русалка. 1912


Догорает.


Базарный день в Можайске. 1913


Забытые крестцы. 1912


Лунная дорожка. 1924


Грибы. Натюрморт. 1912


У постели выздоравливающей. 1882


В избе.


Купите ягоды. 1890


Яблочный базар в Можайске. 1913


У постели больного мужа. 1903


У окна. 1904


Детская головка. Этюд. 1911


Мужчина с рыжей бородой. Этюд. 1889


Пишущий мальчик. 1900


Мыльные пузыри.


По миру.


Девочка с котятами.


Сбивание масла. 1900-е.


У самовара.


Портрет девочки. 1892


Букет сирени. 1900-е.


Купание под Козьей горкой на Москве-реке. 1911


Крестьянская девочка у печи. 1907


Сорванцы. Набедокурили. 1912