Что такое лирика как род литературы. Род литературы. Роды и жанры литературы. Субъективное в лирике

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Лирика, как литературный род

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Деление поэзии на три основных рода является в теории литературы традиционным. Эпос, лирика и драма представляются основными формами всякого поэтического творчества. При этом под эпосом разумеется поэзия, объективно повествующая о фактах и явлениях; под драмой -- произведения, требующие сценического исполнения, но прежде всего характеризующиеся тем, что каждое действующее лицо, выражая свои убеждения, чувства, стремясь к своим целям, сочетается с другими действующими лицами в некоторое объективное целое.

Лирика -- это поэзия, объектом которой являются личные или коллективные переживания человека в форме непосредственно выражаемых чувств.

Предмет ом изображения в лирике - являются впечатления, переживания, размышления автора об огромном, разнообразном, таинственном мире. Чувства передаются поэтом не как нечто застывшее - они развиваются, изменяются, переходят одно в другое. В лирике сюжет практически отсутствует или слабо выражен, но есть конфликт и композиция, а художественные детали служат для раскрытия внутреннего мира лирического героя, его мыслей, чувств, желаний. Поэтому изображенный мир в лирике обладает большой степенью условности.

Главный объект художественного познания в лирике - это характер самого "носителя речи", прежде всего его внутренний мир, его эмоции. В отличие от эпического произведения, при чтении которого возможно сопоставить разные точки зрения на происходящее, в лирике мы верим автору, принимая его ощущения, чувства как единственно возможные в описываемой им ситуации.

Герой стихотворного поэтического произведения называется лирическим. Лирический герой не просто связан тесными узами с автором, с его мироотношением, духовно-биографическим опытом, душевным настроем, манерой речевого поведения, но оказывается (едва ли не в большинстве случаев) от него неотличимым. Лирика в основном ее "массиве" автопсихологична.

Внутренний мир лирического героя создается особыми художественными средствами: стихотворной организацией речи, размером стиха и построением отдельных предложений, музыкальным ритмом, расширением лексического значения слов за счет необычного языкового окружения, новых связей. Лирический герой выражает не только личные переживания поэта, но и, как всякий образ, содержит в себе обобщение.

Сюжета, как он понимается в эпосе (развитие событий) в лирике, по сути, нет. Иногда говорят о лирическом сюжете, имея в виду развитие чувств героя стихотворения. Очень часто внешние явления, побудившие поэта взяться за перо, бывают незначительными, но они вызывают в нем множество чувств, мыслей, ассоциаций, которые и становятся предметом изображения. Так в стихотворении И.А.Бунина "Отчего ты печально, вечернее небо..." герой находится на берегу моря и наблюдает, как "закат угасает". Вечернее небо и море - безмолвные собеседники героя. Он думает о мире как едином целом, о быстротечности времени, хрупкости человеческой жизни:

Отчего ты печально, вечернее небо?

Оттого ли, что жаль мне земли,

Что туманно синеет безбрежное море,

И скрывается солнце вдали?

Отчего ты прекрасно, вечернее небо?

Оттого ль, что далеко земля,

Что с прощальною грустью закат угасает

На косых парусах корабля

И шумят тихим шумом вечерние волны

И баюкают песней своей

Одинокое сердце и грустные думы

В беспредельном просторе морей?

В лирике описывается состояние человека и окружающий его мир через призму души лирического героя.

1. Особенности лирики

Непосредственность и прямота самовыражения - одно из важнейших свойств лирики. "Он (лирический поэт), - писал Гегель, - может внутри себя самого искать побуждения к творчеству и содержания, останавливаясь на внутренних ситуациях, состояний, переживаниях и страстях своего сердца и духа. Здесь сам человек в его субъективной внутренней жизни становится художественным произведением, тогда как эпическому поэту служат содержанием отличный от него герой, его подвиги и случающиеся с ним происшествия". Подобные мысли высказывались и впоследствии. Лирик, утверждал немецкий поэт И. Бехер, это человек, выражающий самого себя. Он сам - "герой" своей лирики.

В лирическом творчестве "объект" и "субъект" художественного изображения близки друг другу и в большинстве случаев как бы сливаются: тем и другим является внутренний мир автора. Познание жизни здесь выступает, прежде всего, как самопознание. В этом одна из причин особого обаяния лирики. Читатель вступает с поэтом в тесный душевный контакт, который невозможен при восприятии эпических или драматических произведений.

Самовыражение в лирике заметно отличается от выражения человеком своих мыслей в повседневности. Лирический поэт воплощает в стихах далеко не все пережитое. В сферу его творчества попадают наиболее значительные эмоции. Лирика не просто воспроизводит чувства поэта, но в значительной мере их активизирует, облагораживает, создает заново. Лирическое переживание поэтому обретает особую интенсивность и насыщенность. Эмоции, запечатленные в лирике, обладают необычной емкостью. Они оказываются близкими и созвучными безгранично широкому кругу людей.

Многие лирические произведения представляют собой прямое излияние души: поэт размышляет о собственных чувствах, как бы погружая читателя в свой внутренний мир. Это - лирика чувства ("На холмах Грузии лежит ночная мгла..." А.С.Пушкина, "Вчера еще в глаза глядел..." М. Цветаевой, "Не жалею, не зову, не плачу..." С.Есенина). Лирические высказывания могут быть рассуждениями на общие проблемы. Это - лирика мысли, обсуждающая какие-то проблемы бытия - социальные, политические, философские, нравственные, эстетические, художественные. Особенно большое значение она обрела в девятнадцатом веке. "Лирический поэт нашего времени, - писал Белинский, - более... спрашивает и исследует, нежели безотчетно восклицает... Мысль - вот предмет его вдохновения"

Существуют также описательные и повествовательные формы лирического творчества. Описательная лирика воссоздает окружающие людей вещи, природу черты внешности человека, его внутренний облик. Повествовательные стихотворения - это, как правило, лаконичные рассказы о каких-то фактах, событиях.

В некоторых стихотворениях прямое излияние души, рассуждение, описание и повествование составляют нерасторжимое единство. Особенно это характерно для поэзии двадцатого века, начиная с Блока.

Речь лирического произведения экспрессивна. Это проявляется и в подборе слов, и в синтаксических конструкциях, и в иносказаниях и в фонетико-ритмическом построении текста. На первый план в лирике выдвигаются "семантико-фонетические эффекты" в их неразрывной связи с ритмикой, как правило, напряженно-динамичной. При этом лирическое произведение в подавляющем большинстве случаев имеет стихотворную форму, тогда как эпос и драма обращаются преимущественно к прозе. Лирика в прозе встречается нечасто.

Речевая экспрессия в лирическом роде поэзии нередко доводится как бы до максимального предела. Такого количества смелых и неожиданных иносказаний, такого гибкого и насыщенного соединения интонаций и ритмов, таких проникновенных и впечатляющих звуковых повторов и подобий, к которым охотно прибегают поэты-лирики, не знают ни "обычная" речь, ни высказывания героев в эпосе и драме, ни повествовательная проза, ни даже стихотворный эпос.

Важнейший элемент композиции лирического произведения - его концовка - то есть разряжение нараставшего эмоционального напряжения, вывод из размышления, обобщение частного случая.

В понятие стиховой композиции входит много компонентов. Это стихотворный размер, длина стиха, наличие или отсутствие стихотворного переноса, строфика, рифма, способы рифмовки. Это интонационно-ритмическая организация речи, специфический стиховой синтаксис (повторы, рефрены, анафоры и др.), звуковая инструментовка стиха.

Строгая интонационно - ритмическая упорядоченность лирических произведений свидетельствует об их родстве с музыкой. Первоначально лирика и музыка были неразрывно связаны: лирические произведения пелись, словесный текст сопровождался мелодией.

2. История возникновения лирики

Лирика - один из древнейших литературных жанров, возникший в Древней Греции много веков назад. Термин происходит от греческого слова "лирикос", что значит "исполняемый на лире" или "поющий под лиру". Греки называли этим словом вовсе не стихи, а песни, которые пели под лиру.

Появление произведений лирического жанра относят к VII-VI вв. до н.э. и обуславливают, прежде всего, значительными переменами, произошедшими в жизни большинства греческих общин. В связи с идеологической борьбой обострились противоречия между коллективом и личностью. Именно они привели к появлению такого жанра, который предоставлял возможность самовыражению личности. Такую возможность древнегреческим авторам дала лирика.

Греческую лирику принято делить на три жанра: элегию, ямб и мелику (песенную лирику). Не все эти жанры исполнялись под звуки лиры: для элегии и ямбов музыкальное сопровождение было не обязательно; иногда ямбы сопровождались звуками флейты, а мелические произведения могли исполняться под звуки, как лиры, так и флейты.

В основе лирики лежит преимущественно культовая и обрядовая фольклорная песня. За каждым видом лирики, как и за всяким жанром греческой поэзии, был закреплен определенный стихотворный размер; только мелические поэты могли пользоваться различными размерами даже внутри одного стиха.

Элегия - это, как правило, стихотворение наставительного содержания, не имевшее в Греции обязательного скорбного характера. Элегия может содержать в себе просто размышление на самые разнообразные темы: военные, политические и любовные элегии. Как и все другие виды лирики Древней Греции, элегии большинства поэтов того времени сохранились в незначительных фрагментах. Более или менее связанные отрывки дошли до нас от таких поэтов, как Тиртей (военная элегия), Мимнерм (любовная элегия), Солон (политическая элегия). Любовь в творчестве большинства древнегреческих лириков изображается как чувство легковесное, не предполагающее ни глубокой привязанности к своему объекту, ни уважения к нему, в нем преобладает чувственность.

Второй лирический жанр , ямбы, коренным образом отличается от элегии, носившей преимущественно наставительный характер, содержащей патриотический призыв или иного рода размышление автора. Ямбы - это такие стихи, в которых автор кого-то дразнит, обвиняет, бранит. Ямбография - один из древнейших видов древнегреческой поэзии, связанный с культом богини плодородия Деметры. Для праздников плодородия был характерен разгул, перебранка, сквернословие, пение насмешливых, обличительных песен.

Главной особенностью третьего лирического жанра , мелики, является ее связь с музыкальным сопровождением, которая просматривалась ярче, чем в элегии и ямбах. Но постепенно мелика утратила органическую связь с музыкой и стала чисто литературным жанром. Ее главное отличие от ямбов и элегии, где чередовались стихи или двустишия одного размера, заключается в том, что мелические стихотворения были построены в основном на чередовании строф сложных и разнообразных по размерам. Мелическую поэзию в Древней Греции принято делить на сольную (монодическую) и хоровую. Хоровая мелика имела особенно тесную связь с культом. Она служила какому-либо коллективу, общине, городу в торжественных случаях, поэтому отличалась пышным приподнятым стилем. К хоровой лирике относятся гимны богам, энкомии (гимны в честь определенного лица), эпиникии - песни, прославляющие победителей спортивных состязаний. Своего расцвета достигла хоровая лирика в Спарте, где вся жизнь человека была посвящена выполнению патриотического долга. Гордой суровой морали спартанцев служил поэт Пиндар (VI-V вв. до н.э.).

Лирика, появившаяся много тысячелетий назад, пережила века, прошла все эпохи и продолжает жить и развиваться. Несомненно, форма ее неоднократно менялась и будет меняться. Но, о чем бы ни писали поэты, содержание оставалось и останется неизменным. В этом роде литературы всегда будет хорошо слышен голос автора, передающего в своих произведениях чувства и мысли.

3. Характеристика лирических жанров

Жанр - понятие достаточно широкое, в художественном творчестве любой автор мыслит жанровыми категориями. В известном смысле жанр - рама, в которую вмещается жизненный опыт автора. Но рама диктует при этом не только объем текста, но способ его организации.

Согласно античной классификации лирику можно разделить на: сонет, отрывок, сатиру, эпиграмму и эпитафию, дифирамб (симпатия к одному лицу), послание (обращение к лицу в форме письма).

Сонет - одна из поэтических форм эпохи Возрождения. Драматургический жанр, в котором его структура и композиция объединены по смыслу, как борьба противоположностей. Сонет, излюбленный жанр Уильяма Шекспира, имеет каноническую форму стихотворения, состоящую из 14 строк. В свою очередь сонет делится на итальянский и английский. Итальянский сонет состоит из двух катренов (четверостишье, связанное с представлениями о составных частях мира: земля, вода, воздух, огонь) и двух трехстиший. Английский же сонет состоит из трех катренов и одного двустишья. Таким образом, структура и является основным отличием между английским и итальянским сонетом.

Отрывок представляет собой фрагмент произведения или же намеренно незавершенное стихотворение философского содержания.

Сатира, как жанр, представляет собой лиро-эпическое произведение, призванное высмеять какое-либо явление действительности, либо общественные пороки, по сути своей это злая критика общественной жизни.

Эпиграмма - короткое сатирическое произведение. Особенно популярным этот жанр был среди современников Пушкина, когда злая эпиграмма служила оружием мести автору-сопернику, позже эпиграмму возродил Маяковский.

Эпитафия представляет собой надгробную надпись, посвященную усопшему, часто эпитафия пишется в стихотворной форме.

Это деление сохранялось долго, но примерно в середине 19 века и позднее стали появляться лирические жанры большой формы, например, лирическая поэма (Уитмен "Листья травы", Блок "Соловьиный сад"). Они сменили короткую лирическую песню - элегию (Жуковский, Лермонтов, Беранже). Такие жанры роднятся с жанром баллады ("Людмила" и "Светлана" В.Жуковского, "Рыцарь на час" Н.Некрасова). Некоторые лирические жанры вследствие их музыкального оформления называют романсами.

Баллада -- жанр лирической поэзии, к которому относят произведения с повествовательным компонентом. Развилась из народных плясовых песен любовного содержания, распространённых у южно-романских народов, первоначально в Провансе, а затем в Италии. Приблизительно с XII века балладой называлось небольшое лирическое стихотворение, состоявшее из трёх или четырёх строф, чаще же восьми, десяти или двенадцати строф, перемежающихся с припевом (рефреном), и обыкновенно имевшее содержанием любовную жалобу. Первоначально такое произведение пелось для сопровождения танцев.

В Италии между многими другими баллады сочиняли также Петрарка и Данте. Этой формой небольшого эпического стихотворения любили пользоваться провансальские трубадуры. При Карле V баллады вошли в употребление и в северной Франции. При Карле VI сочинением баллад прославились Ален Шартье и герцог Карл Орлеанский

Лиро-эпический жанр литературно-художественного произведения сочетает признаки эпоса и лирики: сюжетное повествование о событиях соединяется в них с эмоционально-медитативными высказываниями повествователя, создающими образ лирического "я". Связь двух начал может выступать как единство темы (революция -- тема эпического повествования в "Хорошо!" В. В. Маяковского), как психологическая мотивировка (лирический комментарий в "За далью -- даль" А. Т. Твардовского), как элемент художественной концепции (лирическая тема в "Евгении Онегине" А. С. Пушкина вносит веяние духовной свободы во внутреннюю атмосферу романа, где герои -- "невольники" чести, страсти, судьбы). Композиционно это соединение часто оформляется в виде лирических отступлений. Расцвет лиро-эпического жанра происходит в литературе сентиментализма и романтизма, когда возрастает интерес к личности рассказчика и ниспровергаются жанрово-родовые каноны. Наиболее характерным для лиро-эпического жанра в 19--20 вв. является жанр поэмы.

Поэма - это произведение в стихах ("Руслан и Людмила" А.С. Пушкина, "Мцыри" М.Ю. Лермонтова, "Василий Теркин" А.Т. Твардовского), которое занимает промежуточное положение между эпосом и лирикой. В лиро-эпической поэме событийный сюжет, нередко разворачивающийся в странствиях, выступает как результат авторского переживания. Поэмой называют также древнюю и средневековую эпопею, безымянную и авторскую. Известно много жанровых разновидностей поэмы: героическая, дидактическая, сатирическая, бурлескная, в том числе ирони-комическая, поэма с романтическим сюжетом, лирико-драматическая. Ведущей ветвью жанра долгое время считалась поэма на всенародно-историческую или всемирно-историческую (религиозную) тему ("Энеида" Вергилия, "Божественная комедия" Данте, "Потерянный рай" Дж. Мильтона и др.). Одновременно весьма влиятельной в истории жанра ветвью была поэма с романическими особенностями сюжета, связанная в той или иной степени с традицией средневекового, преимущественно рыцарского, романа. Постепенно в поэме выдвигается на первый план личностная, нравственно-философская проблематика, усиливаются элементы лирико-драматические, открывается и осваивается фольклорная традиция -- особенности, характерные уже для предромантических поэм ("Фауст" И. В. Гёте, поэмы В. Скотта). Расцвет жанра происходит в эпоху романтизма, когда крупнейшие поэты различных стран обращаются к созданию поэмы. "Вершинные" в эволюции жанра романтической поэма произведения приобретают социально-философский или символико-философский характер ("Медный всадник" А. С. Пушкина, "Демон" М. Ю. Лермонтова, "Германия, зимняя сказка" Г. Гейне). Во 2-й половине XIX в. очевиден спад жанра, что не исключает появления отдельных выдающихся произведений ("Песнь о Гайавате" Г. Лонгфелло). В поэмах Н. А. Некрасова ("Мороз Красный нос", "Кому на Руси жить хорошо") проявляются жанровые тенденции, характерные для развития поэмы в реалистической литературе (синтез нравоописательного и героического начал). В поэме XX в. душевные переживания соотносятся с великими историческими потрясениями, проникаются ими как бы изнутри ("Облако в штанах" В. В. Маяковского, "Двенадцать" А. А. Блока, "Первое свидание" А. Белого).

По отношению к прозаическим произведениям лиро-эпического жанра чаще употребляется термин "лирическая проза", она широко представлена современными автобиографическими произведениями, эссе, очерками, путевыми дневниками (А. Сент-Экзюпери, М. М. Пришвин, К. Г. Паустовский).

Лиро-драматический жанр - жанр смешанной формы, сочетающий в себе особенности изображения действительности, присущие лирике и драме. Например: А.П. Чехов "Вишневый сад".

Заключение

Лирика ближе к природе, чем какой-либо иной род поэзии. В. Гюго полагал, что литература начиналась с лирики и выражала восторг перед мирозданием в гимнах, одах, а ранее всего в псалмах. В защиту приоритета лирики говорят и новейшие открытия древних памятников.

Лирическое начало проявилось не только в поэзии, но и в прозе. Следует обратить внимание на постоянное использование в процитированных текстах слов "поэт", "поэзия" там, где на современный лад следовало бы сказать "автор", "литература". Пушкин восклицал: "А местами, какая поэзия!" - по поводу "Вечеров на хуторе близ Диканьки". А то, что Гоголь назовет поэмою "Мертвые души" - с формальной точки зрения - прозаический роман. Все это, при внимательном рассмотрении, не противоречит теории трех литературных родов. Надо только уметь творчески ее применять. Соотношение эпического, лирического и драматического начал в творчестве конкретного писателя и в художественных исканиях, присущих той или иной эпохе, тому или иному поколению, - интереснейший предмет, исследуя который, можно познать не только историю и перспективы, но, пожалуй, и саму суть словесного искусства.

Л. Я. Гинзбург в монографии о лирике как роде литературы предприняла попытку охарактеризовать специфику лирического способа мышления. В своем труде исследовательница указала, что лирика является "самым субъективным родом литературы", что "она, как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей". Здесь же Гинзбург отметила: "По самой своей сути лирика - разговор о значительном, высоком, прекрасном (иногда в противоречивом, ироническом преломлении), своего рода экспозиция идеалов и жизненных ценностей человека".

Своеобразие лирики как рода художественной литературы заключается в том, что она представляет собой очень общую, абстрактную содержательность,-- между тем как целостный смысл произведения неповторим и конкретен. Но без постижения этой общей содержательности формы (например, содержания "лирики вообще"; лирического стихотворения определенной эпохи-- а лирика каждой эпохи имеет свою формальную определенность -- вообще; лирики данной группы поэтов вообще; наконец, данного поэта вообще) мы не сможем схватить и конкретное содержание данного, неповторимого произведения. Без знаний родовых, видовых и специфических особенностей лирики нет возможности грамотно изучать лирику в школе. Восприятие произведения, прежде всего, начинается с усвоения типа произведения, его жанра, стиля, размера, и лишь затем открывается путь к постижению конкретного, непостижимого смысла лирического произведения. Незнание особенностей лирики как рода художественной словесности может привести к неправильному подходу и изучению произведения, к неправильной интерпретации смысла, вложенного поэтом в произведение.

Список литературы

лирика элегия ямб мелика

1. Гинзбург Л.Я. "О лирике" М.: "Интрада", 1997 г.;

2. Есин А. Б., Ладыгин М. Б. "Справочник школьника. Литература" М.: Издательский дом "Дрофа", 1997 г.;

3. Поспелов Г. Н., Николаев П. А. и др. " Введение в литературоведение" М.: Высшая школа, 1993 г.;

4. Томашевский Б. В."Теория литературы. Поэтика" М.: Аспект-Пресс,1996 г.;

5. Хализев В.Е. " Теория литературы" М.: Высшая школа, 1999 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Словарные пласты в лирике Бродского. Основные способы изображения Бродским лирического героя. Фрагментарность изображения (синекдоха, метонимия). Пространство и время в интерпретации Бродского. "Лексическая дерзость" как определяющая черта поэтики.

    реферат , добавлен 24.11.2010

    Новаторство и традиции русской поэзии начала ХХ века, основательная трансформация традиционных жанров оды, романса, элегии и развитие нетрадиционных жанров: фрагмент, миниатюра, лирическая новелла. Особенности творчества Есенина, Блока, Маяковского.

    презентация , добавлен 15.09.2014

    Особенности развития жанра элегии - лирического стихотворения, проникнутого грустными настроениями. Художественные принципы поэта-романтика Баратынского Е.А. Особенности поэтики Баратынского на примере анализа элегии "Разуверение". Значение творчества.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2011

    Общее описание различных взглядов на развитие натурфилософии в русской поэзии. Литературный анализ категории "поэтической вселенной" в лирике А.Ю. Шадринова. Особенности построения пространственно-временной модели природного мира в творчестве автора.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2017

    Лирический герой и авторская позиция в литературоведении, особенности их разграничения. Эпос и лирика: сопоставление принципов. Приемы воплощения и способы выражения авторской позиции. Специфика лирического героя и автора в поэзии Пушкина и Некрасова.

    дипломная работа , добавлен 23.09.2012

    Грустные размышления лирического героя над таинственной и удивительно живописной стихией воды в элегии В.А. Жуковского "Море". Изменение и развитие образа моря на протяжении стихотворении. Смысловые части элегии "Море" и обращение к пейзажной лирике.

    сочинение , добавлен 16.06.2010

    Творческое становление А. Ахматовой в мире поэзии. Изучение её творчества в области любовной лирики. Обзор источников вдохновения для поэтессы. Верность теме любви в творчестве Ахматовой 20-30 годов. Анализ высказываний литературных критиков о её лирике.

    реферат , добавлен 05.02.2014

    Краткая биография Валерия Перелешина. Своеобразие творчества. Особенности "эмигрантской литературы". Влияние постсимволизма на раннюю лирику Перелешина. Конфликт тела и души как отличительная особенность лирики Валерия Перелешина. Лирический герой.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2004

    Пейзаж как содержательный элемент литературного произведения, история его возникновения и типология. Эволюция творчества К. Паустовского. Литературно-эстетические взгляды К. Паустовского и особенности художественного изображения природы в его творчестве.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2012

    Жизненный и поэтический путь Н.М. Рубцова, истоки лирического характера и пейзажная лирика в его поэзии. Мир крестьянского дома, старины, церкви и русской природы - рубцовское понятие Родины. Значение темы дороги для понимания всей поэзии Н. Рубцова.

Непосредственность и прямота самовыражения - одно из важнейших свойств лирики. "Он (лирический поэт), - писал Гегель, - может внутри себя самого искать побуждения к творчеству и содержания, останавливаясь на внутренних ситуациях, состояний, переживаниях и страстях своего сердца и духа. Здесь сам человек в его субъективной внутренней жизни становится художественным произведением, тогда как эпическому поэту служат содержанием отличный от него герой, его подвиги и случающиеся с ним происшествия". Подобные мысли высказывались и впоследствии. Лирик, утверждал немецкий поэт И. Бехер, это человек, выражающий самого себя. Он сам - "герой" своей лирики.

В лирическом творчестве "объект" и "субъект" художественного изображения близки друг другу и в большинстве случаев как бы сливаются: тем и другим является внутренний мир автора. Познание жизни здесь выступает, прежде всего, как самопознание. В этом одна из причин особого обаяния лирики. Читатель вступает с поэтом в тесный душевный контакт, который невозможен при восприятии эпических или драматических произведений.

Самовыражение в лирике заметно отличается от выражения человеком своих мыслей в повседневности. Лирический поэт воплощает в стихах далеко не все пережитое. В сферу его творчества попадают наиболее значительные эмоции. Лирика не просто воспроизводит чувства поэта, но в значительной мере их активизирует, облагораживает, создает заново. Лирическое переживание поэтому обретает особую интенсивность и насыщенность. Эмоции, запечатленные в лирике, обладают необычной емкостью. Они оказываются близкими и созвучными безгранично широкому кругу людей.

Многие лирические произведения представляют собой прямое излияние души: поэт размышляет о собственных чувствах, как бы погружая читателя в свой внутренний мир. Это - лирика чувства ("На холмах Грузии лежит ночная мгла..." А.С.Пушкина, "Вчера еще в глаза глядел..." М. Цветаевой, "Не жалею, не зову, не плачу..." С.Есенина). Лирические высказывания могут быть рассуждениями на общие проблемы. Это - лирика мысли, обсуждающая какие-то проблемы бытия - социальные, политические, философские, нравственные, эстетические, художественные. Особенно большое значение она обрела в девятнадцатом веке. "Лирический поэт нашего времени, - писал Белинский, - более... спрашивает и исследует, нежели безотчетно восклицает... Мысль - вот предмет его вдохновения"

Существуют также описательные и повествовательные формы лирического творчества. Описательная лирика воссоздает окружающие людей вещи, природу черты внешности человека, его внутренний облик. Повествовательные стихотворения - это, как правило, лаконичные рассказы о каких-то фактах, событиях.

В некоторых стихотворениях прямое излияние души, рассуждение, описание и повествование составляют нерасторжимое единство. Особенно это характерно для поэзии двадцатого века, начиная с Блока.

Речь лирического произведения экспрессивна. Это проявляется и в подборе слов, и в синтаксических конструкциях, и в иносказаниях и в фонетико-ритмическом построении текста. На первый план в лирике выдвигаются "семантико-фонетические эффекты" в их неразрывной связи с ритмикой, как правило, напряженно-динамичной. При этом лирическое произведение в подавляющем большинстве случаев имеет стихотворную форму, тогда как эпос и драма обращаются преимущественно к прозе. Лирика в прозе встречается нечасто.

Речевая экспрессия в лирическом роде поэзии нередко доводится как бы до максимального предела. Такого количества смелых и неожиданных иносказаний, такого гибкого и насыщенного соединения интонаций и ритмов, таких проникновенных и впечатляющих звуковых повторов и подобий, к которым охотно прибегают поэты-лирики, не знают ни "обычная" речь, ни высказывания героев в эпосе и драме, ни повествовательная проза, ни даже стихотворный эпос.

Важнейший элемент композиции лирического произведения - его концовка - то есть разряжение нараставшего эмоционального напряжения, вывод из размышления, обобщение частного случая.

В понятие стиховой композиции входит много компонентов. Это стихотворный размер, длина стиха, наличие или отсутствие стихотворного переноса, строфика, рифма, способы рифмовки. Это интонационно-ритмическая организация речи, специфический стиховой синтаксис (повторы, рефрены, анафоры и др.), звуковая инструментовка стиха.

Строгая интонационно - ритмическая упорядоченность лирических произведений свидетельствует об их родстве с музыкой. Первоначально лирика и музыка были неразрывно связаны: лирические произведения пелись, словесный текст сопровождался мелодией.

1. Психолого-педагогические и методические основы работы над лирическим произведением в школе

1.1 Понятие о лирике как роде художественной словесности

Анализ художественного произведения с учетом его родовой и жанровой специфики - одна из активно разрабатываемых проблем методической науки. Значительный вклад в ее решение внесли М.А.Рыбникова, З.Я.Рез, В.Г.Маранцман, М.Г.Качурин.
Задача данного параграфа выявить особенности лирики как литературного рода, которые следует учитывать при организации учебного процесса по литературе.

Жизнь человеческого общества трудно представить себе вне художественной литературы. Литературные произведения принято разделять на три основных рода (или, иначе, вида): эпос, лирику и драму. Это разделение восходит к временам Древней Греции, и впервые было намечено философом Аристотелем в его трактате «Об искусстве поэзии» (IV в. до н.э.).

Впервые в VII-VI вв. до н. э. появился новый жанр - лирика. Аристотель определяет лирику по способу подражания, при котором «поэт остается самим собой». Современные исследователи, комментируя высказывание Аристотеля, отмечают, что древнегреческий философ отмечал в лирике, прежде всего, ее отличия от эпоса и драмы - то, что в ней «не происходит превращения говорящего в героя, что обязательно в драме и возможно в эпосе». ]

Второй после античности виток осмысления лирики как рода литературы приходится на Новое время. Г.Гегель, одним из первых осмысливший родовую специфику лирики, выделил в этом роде литературы способность не зависеть от словесного наполнения. Он определяет лирику как «субъективную форму поэзии». Субъективность становится главной характеристикой художественного мира лирики: «В лирике удовлетворяется потребность высказать себя и воспринять душу в этом ее самовыражении Содержанием является отдельный субъект и тем самым обособленность ситуации и предметов, а также способа, каким вообще при таком содержании доводит себя до сознания душа с ее субъективным суждением, ее радостями, изумлением, болью и чувством».

Сделаем сравнительный анализ определений данного понятия с целью выявления жанрово-видовых особенностей данного рода литературы.

С.П.Белокуров считает, что «лирика – это один из трех основных родов литературы, выдвигающий на первый план субъективное изображение действительности: отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений автора, вызванные теми или иными обстоятельствами». В лирике, по его мнению, жизнь отражена в переживаниях поэта (или лирического героя): о ней не повествуется, а создается образ-переживание. Важнейшее свойство, которое выделяет С.П.Белокуров, - способность передавать единичное (чувства, состояния) как всеобщее. Характерные особенности лирики: стихотворная форма, ритм, отсутствие фабулы.

Д.Н.Ушакова считает, что «лирика - вид поэзии, преимущественно выражающий личные настроения и переживания автора».

В.Я.Шилин дает следующее определение лирики как рода художественной словесности: «Лирика – один из трех основных родов словесного искусства, как правило, использующий стихотворную форму. В отличие от эпоса и драмы, лирика отражает отдельные состояния характера в определенные моменты жизни». Лирика, по его определению, является прямым выражением индивидуальных чувств и переживаний, а речевая форма лирики есть внутренний монолог, преимущественно стихотворный.

И.А.Кленина утверждает, что: « Лирика – это один из основных литературных родов, воплощающий самые глубокие, задушевные переживания личности, вызывающие у читателя/слушателя обязательное чувство сопереживания, тяготеющий к стихотворной форме выражения».

В. А. Богданов определяет лирику таким образом: «Лирика (от греч. (греческий) lýга - музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т.д.), один из трёх родов художеств. литературы (наряду с эпосом и драмой), в пределах которого мироотношение автора (или персонажа) раскрывается как непосредственное выражение, излияние его чувств, мыслей, впечатлений, настроений, желаний и пр». В лирическом образе, считает Богданов, через крупицу живого чувства (мысли, переживания) поэта выражает себя всё извечное бытие, глубинные социально-политические и духовно-исторические конфликты, напряжённые философские и гражданские искания.

Корман Б.О. определяет лирику как «один из трех литературных родов. Произведение лирического рода есть такое произведение, считает ученый, в котором весь текст принадлежит одному субъекту речи. Такова схема формально-субъектной организации лирического произведения. Весь текст лирического произведения, по мнению Кормана Б.О., организуется субъектом сознания с обязательной прямо-оценочной точкой зрения. Такова схема субъектно-объектных отношений лирического произведения.

По мнению Тодоров Л. лирика - «один из трех основных родов художественной литературы наряду с эпосом и драмой. Выраженное в лирике состояние характера приобретает приметы художественного образа, и мы говорим об образе-переживании как об индивидуализированной и типической картине духовного мира человека. Изображение характера в его отдельном состоянии придает лирике черты, отличающие ее от других жанров. Непосредственное переживание как бы отодвигает на второй план жизненные ситуации, поступки, действия. В лирике перед нами живая взволнованная человеческая речь, художественно организованная в целостную выразительную систему языка - стихотворную речь.

Сравнив определения различных ученых, можно выделить следующие жанрово-видовые особенности лирики как рода художественной литературы: субъективность, стихотворная форма, ритм, отсутствие фабулы, способность передавать единичное как всеобщее, отражение отдельных состояний характера в определенные моменты жизни, прямое выражение авторских чувств и переживаний, наличие лирического героя.

Каждый литературный род дифференцируется на виды. Под видом в теоретической поэтике понимают устойчивый тип поэтической структуры в пределах литературного рода. При указанном подходе к основным видам эпоса ученые относят эпопею, роман, повесть, рассказ, новеллу и, некоторые

из них, очерк. У драмы в качестве устойчивого типа поэтической структуры

выделяют трагедию, комедию и собственно драму. Лирический тип поэтической структуры характеризуют стихотворение, поэма, песня. Под жанром понимают некие содержательные формы, на которые подразделяется каждый литературный вид. Часто термины «вид» и «жанр» употребляются как синонимы, а более дробное деление жанра называется жанровой разновидностью. В литературоведении выделяют следующие жанры лирики как рода художественной словесности: ода,
гимн, элегия, идиллия, сонет, песня, романс, дифирамб, мадригал, дума,
послание, эпиграмма, баллада. Более подробно эти жанры рассматриваются в таблице «Жанровое разнообразие лирике на примере творчества М.Ю.Лермонтова» [Приложение 1]

Л. Я. Гинзбург в монографии о лирике как роде литературы предприняла попытку охарактеризовать специфику лирического способа мышления. В своем труде исследовательница указала, что лирика является «самым субъективным родом литературы», что «она, как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей». Здесь же Гинзбург отметила: «По самой своей сути лирика – разговор о значительном, высоком, прекрасном (иногда в противоречивом, ироническом преломлении), своего рода экспозиция идеалов и жизненных ценностей человека».

Своеобразие лирики как рода художественной литературы заключается в том, что она представляет собой очень общую, абстрактную содержательность,- между тем как целостный смысл произведения неповторим и конкретен. Но без постижения этой общей содержательности формы (например, содержания «лирики вообще»; лирического стихотворения определенной эпохи- а лирика каждой эпохи имеет свою формальную определенность - вообще; лирики данной группы поэтов вообще; наконец, данного поэта вообще) мы не сможем схватить и конкретное содержание данного, неповторимого произведения. Без знаний родовых, видовых и специфических особенностей лирики нет возможности грамотно изучать лирику в школе. Восприятие произведения, прежде всего, начинается с усвоения типа произведения, его жанра, стиля, размера, и лишь затем открывается путь к постижению конкретного, непостижимого смысла лирического произведения. Незнание особенностей лирики как рода художественной словесности может привести к неправильному подходу и изучению произведения, к неправильной интерпретации смысла, вложенного поэтом в произведение.

Произведения художественной словесности принято объединять в три большие группы, получившие название литературных родов, - эпос, драма и лирика.

Слово «лирика» образовано от древнегреческого названия музыкального инструмента лиры, под аккомпанемент которой исполнялись (пелись) словесные произведения. Лирика отличается от эпоса и драмы прежде всего предметом изображения. Развернутое и детализированное воспроизведение событий, поступков, взаимоотношений людей в ней отсутствует. Лирика художественно осваивает преимущественно внутренний мир человека как таковой: его мысли, чувства, впечатления. В ней максимально воплощается субъективное начало человеческой жизни. Однако ощущение полной, «абсолютной» субъективности лирики, возникающее порой при ее чтении, является иллюзорным: лирическое творчество содержит глубокие познавательные обобщения.

Речь в лирике выступает прежде всего в ее выразительной (экспрессивной) функции, она непосредственно и активно воплощает эмоциональное отношение к жизни высказывающегося (носителя речи) – так называемого лирического героя. Поэтому речевой строй лирического произведения – его важнейшее формальное начало: нюансы словоупотребления и построения фраз, а также ритмическая упорядоченность текста здесь особенно существенны.

По Белинскому: лирика понималась как сфера субъективности поэта. «Лирическая поэзия есть по преимуществу поэзия субъективная , внутренняя, выражение самого поэта».

Главное в лирике - это эмоционально окрашенные размышления и описания. Главный объект художественного познания в лирике - это характер самого носителя речи, его внутренний мир, эмоциональное отношение к жизни. Лирика - род литературы, в котором важен не объект, а его состояние и процесс речевого общения. Если для эпоса характерна сюжетность и наполненность событиями, то лирика характеризуется впечатлениями, ассоциациями - экспрессивность. В древнегреческой литературе в эпосе - созерцание, в лирике человек отдается внутренним переживаниям, в драме вступает в конфликт. Далее - взаимопроникновение.

Лирические сказания имеют различные формы:

Автопсихологическая лирика - предметом является внутренний мир героя, лирический герой совпадает с автором. Речь ведется от первого лица - монолог;

Ролевая лирика - лирический герой не совпадает с автором, речь ведется от

лица выраженного в тексте персонажа.

Медитативная лирика - эмоционально насыщенное раздумье о чем-либо (лирика чувства, лирика мысли, лирика описания и лирика повествования).

Также лирическое сказание может быть в форме диалога героев, обращения к неопределенному лицу, чувства сквозь сюжет (баллада).

Лирика классифицируется по жанрам и темам. Жанр - исторически сложившаяся тема.

По жанрам лирика делится на:

Принадлежащую к разным родам литературы (эпическая, драматическая, лирическая)

В рамках родов по эстетическому качеству (любовная, сатирическая, лирическая); (медитативная лирика)

Жанровая разновидность, родственная философской лирике, но с ней не сливается, стихотворения - созерцание, направленное на достижение закономерности бытия. В России появляется в н. 19в. Моду вытесняют элегии (медитативная лирика). Развитие медитативной лирики -- отказ от созерцательности к философским размышлениям.

Тематическая классификация лирики носит условный характер, отражает не эстетический смысл произведения, а служит лишь примером, отправной точкой для анализа:

1) в народном творчестве - по функции - напевы (свадьба, похороны)

2) в античной литературе - по характеру исполнения - хоровая и индивидуальная (дифирамб, элегия)

3) в литературе классицизма и эпохи Возрождения - по социальной предназначенности

4) литература 19 в. - оды.

Верх развития лирики - античная поэзия (Сапфо, сюда же можно добавить Алкея и Анакреонта, тоже древнегреческие лирики – прим. печатающего J).

ПРИМЕРЫ: ВСПОМИНАЕМ ЛЮБОЙ ОТРЫВОК ИЗ ЛЮБОГО СТИХОТВОРЕНИЯ ГОДНОГО

Литература и мифология.

Мифология восходит к тем временам, о которых почти не сохранилось сведений. Легендарный характер мифических произведений. Часто миф приравнивают к сказке. "Сказка - ложь" - сущность мифа. Сказочное сознание - все воспринимается как заведомо фантастическое. Миф похож на сказку. Миф - нечто среднее между наукой и необъяснимым. Миф возник как объяснение того, что происходит в действительности. В основе произведения литературы лежат представления о том, как устроен мир, его явления. Мифология отражается в искусстве: представляется порождением мифологии, основывается на мифических произведениях, но в то же время - свидетельство мифа. Мифы характерны для античной, частично древнерусской литературы. В мифологии литературное и мироощущение практически совпадают или становятся очень близкими. Мифы можно подразделить на:

Древние мифы (о воскресении Лазаря и другие сюжеты из Евангелия) - воспринимается как данность, готовое понятие. В литературу попадают в готовом виде. Было актуально в Пушкинскую эпоху и практически умерло во второй половине 19 века. Пересказ новыми словами сюжетов из мифов. Введение мифологических имен, воспроизведение старого сюжета новыми словами или осмысление старого явления по-новому, соотнесение с действительностью. Представления о действительных героях, которые превратились в мифологические фигуры (Павлик Морозов). [Сюда же можно добавить, например, Гомера – первого рапсода, об этом читайте в других билетах]

Новая мифология, порожденная искусством. Попытка составить новое представление о жизни, о мире, о природе, которое будет приниматься как реальное объяснения мира в определенном кругу людей. Примера на сегодняшний момент не найдем. [Нам на консультации в качестве примера приводили Пелевина «Чапаев и пустота» – политический миф и переосмысление действий Чапаева, Анки и прочих. Для Скарлыгиной сойдет].

("Мифотворчество аргонавтов" Лавров, у аргонавтов миф – порождение действительности, наполняется новым содержанием). Неосознанные мифы также широко распространены - коллективная бессознательность.

Возможности мифологии:

· использование мифологии в произведениях;

· трансформация мифологических образов (соединение с реальностью, изменение ее);

· создание абсолютно новой мифологии (характерно для тоталитарных обществ - "миф" о Павлике Морозове);

· представление о мифологии как о пласте человеческого бессознательного.

(с) Богомолов

Сюда же каким-то образом вплетается архетип - элемент коллективного бессознательного, позволяющий увидеть преемственность, связь времен; "общечеловеческие символы, положенные в основу мифов, фольклора и самой культуры в целом и переходящие из поколения в поколение " (с) Википедия

А все вместе это перекликается с каким-то билетом.

26. Художественная деталь, ее функции в тексте. Деталь и подробность (*).

Деталь (от франц. Detail - подробность, мелочь) - выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. К художественным деталям относят преимущественно предметные подробности в широком понимании: подробности быта, пейзажа, портрета, интерьера, а также жеста, действия и речи.

Функции:

Средство изображения (описания) объёмности, конкретности предметного мира.

Эстетические функции

Уточняет, проясняет и обнажает замысел писателя

Может быть и лейтмотивом произведения (у А. П. Чехова)

Художественные детали могут быть выделенными, демонстрирующими собственную значимость в художественном единстве целого - у Н. В. Гоголя (описание усадьб), а также могут быть и структурно нейтральными, неприметными, уходящими и уводящими в подтекст (Чехов). Деталь иногда заметна в противоречии. Просто подробности - это те же детали, только менее экспрессивные и менее характерные, обычно они выступают как относительно нейтральные, одномоментные, «строительные» элементы художественного образа. В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» широко представлены и художественные детали и не менее живописные подробности. Подробность просто менее значима для общего хода действия или для описания того или иного героя.

Условимся для начала под деталью подразумевать художественную подробность, способную возбудить представление о предмете в целом. Определение это не совсем точное и не совсем полное. Однако его достаточно, чтобы разобраться, что является подробностью, а что - деталью в художественном произведении.

Одна из особенностей детали и отличие ее от подробностей состоит в том, что она дает возможность охватить предмет сразу, быстро, как в действительности. Деталь - это единственная подробность .

Одна из тысячи подробностей перестает быть подробностью и волею искусства возводится в почетный ранг детали в том случае, если она соответствует общей мысли и помогает уяснить эту мысль. Каждый автор, невольно и даже, может быть, не желая этого, отбирает деталь, характеризующую не только предмет, но и самого автора. Поэтому-то истинная деталь оставляет ощущение свежести, оригинальности и неожиданности. Истинная деталь в отличие от подробности несет на себе печать авторской индивидуальности.

27. Понятие об интерпретации. «Закрытая» и «открытая» интерпретация

Интерпретацией называют истолкование художественного произведения, постижение его смысла, идеи, концепции. Интерпретация осуществляется как переоформление художественного содержания, т.е. посредством его перевода на понятийно-логический (литературоведение, основные жанры литературной критики), лирико-публицистический (эссе) или на иной художественный язык (театр, кино, графика). Интерпретация имела место уже в античности. (Сократ толковал смысл песен Симонида).

Свойства интерпретации: в ней сохраняется смысл исходного произведения, в то же время появляется новый смысл в интерпретированном произведении. Автор всегда вносит новое, своё в интерпретированное произведение, как бы он не старался перевести оригинал. Всегда в содержание попадает восприятие интерпретатора. Причины изменения - интерпретатор должен объяснить вещи, которые ушли со временем из нашего обихода. В таких случаях необходимы комментарии автора. При интерпретации всегда остаётся смысловой остаток, который невозможно интерпретировать.

В этой связи оказывается насущным понятие интерпретации (от лат. interpretatio – объяснение, истолкование). Интерпретация в литературоведении – это совокупность суждений, направленных на постижение авторской концепции (идеи) словесно-художественного произведения и истолковывающих его содержание (смысл) .

В отличие от интерпретаций литературных произведений режиссерами, актерами, чтецами, а также критиками-эссеистами, литературоведческая интерпретация основывается прежде всего на аналитическом рассмотрении словесно-художественной формы произведения. При этом, подобно любому другому научному высказыванию, она должна обладать достоверностью и объективностью. Иначе интерпретация окажется непричастной науке о литературе. Объективность суждений о сути творений искусства достигается нелегко, ибо каждый читатель (в том числе и специалист-литературовед воспринимает произведение искусства непосредственно, эмоционально, а потому субъективно, на свой «индивидуальный лад».

Бытовала и бытует поныне точка зрения, согласно которой объективно-достоверные суждения об идее произведения невозможны в принципе. Так, Шеллинг, яркий представитель романтической философии и эстетики, полагал, что произведение искусства «допускает бесконечное количество толкований, причем никогда нельзя сказать, вложена ли эта бесконечность самим художником или раскрывается в произведении как таковом». Подчеркивалось, что решающая роль в художественном смыслообразовании принадлежит не авторам, а читателям. Вместе с тем приведенные суждения Шеллинга и Потебни односторонни, ибо смысловая неопределенность произведений искусства в них абсолютизируется, а конкретность мыслей и чувств, вложенных автором в созданные им образы, напротив, игнорируется. Художественные творения в той или иной мере обладают смысловой определенностью , постижение которой и составляет «сверхзадачу» собственно научных интерпретаций литературы.

Литературоведческие интерпретации способны вобрать в себя лишь относительные истины о художественных произведениях. Никакому осмыслению произведений искусства не дано оказаться единственно и исчерпывающе правильным. Процесс постижения смысла великих художественных творений нескончаем.

Интерпретация - перевод с языка художественной литературы на какой-либо другой язык.

Жаргон, сленг и фразеологические обороты сложно поддаются переводу.

Перевод - художественная интерпретация произведения; аналог художественного мира произведения на другом языке.

Перевод из одного вида искусства в другой: экранизация, инсценировка и т.д.

I. Научная интерпретация.

Историческая интерпретация (художественные произведения, понятые в историческом процессе).

II. Литературоведческая интерпретация.

Эмоциональное восприятие;

Рациональное отношение.

Литературоведческая интерпретация - выявление того, что реально существует в тексте.

Разное психологическое восприятие при:

Первочтении текста;

Перечтении текста;

Первочтение - загадка, читатель задает вопросы к тексту и получает ответы, строит предположения; "проживание" текста (сходно с проживанием жизни), эмоциональное отношение.

Перечтение - читатель замечает новые подробности; детали получают новое истолкование, так как читатель уже знает, чем заканчивается произведение.

Рациональное отношение

Особенности интерпретации:

- Замкнутая интерпретация

Литературовед обращается только к одному художественному миру одного художественного произведения, не использую других произведений этого автора, творений его предшественников, не беря на рассмотрение особенности эпохи, биографию автора и т.д. Рассмотрение внутренних закономерностей произведения.

- Открытая интерпретация

Использование как текста произведения, так и массы связанных с ним источников. Рассмотрение закономерностей произведения в соотношении с внешними факторами.

Любое произведение мы рассматриваем в контексте.

А. Белый "Серебряный голубь" - образ стрижей-ласточек, символизирующий выход из повседневной реальности в иной, запредельный мир.

Мотивная структура - мелкие элементы произведения, складывающиеся в систему соотнесения между собой. "Мастер и Маргарита"

Введение произведения в контекст (открытая интерпретация). Мы не воспринимаем произведения вне контекста, пусть даже контекста нашей повседневной жизни.

Литературный и исторический контекст входит в задачу открытого интерпретатора.

28. Ирония, юмор, сатира в литературе (*).

Юмор и ирония - понятия очень разные, даже противоположные, хотя долгое время их не умели отличать друг от друга. Ирония, как полагают многие литературоведы, ближе к сатире, другие считают иронию частью сатиры, третьи - не видят существенной разницы в этих понятиях. Итак, ирония - отрицание или осмеяние, притворно облекаемые в форму согласия или одобрения. Основано на иносказании, т.е. когда истинный смысл высказывания противоположен тому, что говорят. В иронии преобладает отрицательное отношение к предмету (смешное скрывается под маской серьезного), в то время как в юморе - наоборот (серьезное под маской смешного). Очень злая и пренебрежительная ирония называется сарказмом. Юмор похож на сатиру тем, что рождается в процессе осмысления внутренней противоречивости (например, человек мелочный, но считает себя очень важным). Как и сатира, юмор представляет собой насмешливое отношение к характером со стороны тех, кто может осознать их внутреннюю противоречивость. Но могут не все, а только умные люди. Поэтому-то Гоголь и делил в своих “Мертвых Душах” юмор на две части: направленный на пошлых людей (плоский юмор) и на единомышленников автора. Более всего юмор отличается от иронии тем, что сатира (ирония) затрагивает и высмеивает пороки всего общества или коллектива. Юмор же - смех над относительно безобидным комическим противоречием. В русской литературе великим сатириком был Салтыков-Щедрин, юмористом - Гоголь. Это различие вытекает из мировоззрения писателей: Салтыков-Щедрин мыслил политически и высмеивал социальные пороки, а Гоголя больше волновали нравственные идеалы. Однако и у Гоголя есть черты сатиры (например, когда он высмеивает провинциальное чиновничество в “Ревизоре” или губернское общество в “Мертвых душах”). Юмор, в отличие от сатиры, не всегда выражает идейное осуждение характера, но иногда передает авторскую симпатию к

Вот примеры словесных ироний в русской разговорной речи: "Ой, какой большой человек идет!" (о ребенке); "Пожалуйте в мой дворец !" (о маленькой комнатке); "Ваш рысак еле ноги двигает". (с) Поспелов, Ирония как троп

X Ирония . Намеренное употребление, для выражения насмешки, слов с противоположным значением тому, что желает сказать человек. Напр.: глуповатому говорят: умница! , шаловливому ребенку: скромный мальчик! В басне Крылова лиса говорит ослу: "Отколе умная бредешь ты, голова ?" В "Песне про купца Калашникова" Грозный такими словами изрекает смертный приговор:

А ты сам ступай, детинушка,

На высокое место лобное,

Сложи свою буйную головушку.

Я топор велю наточить-навострить,

Палача велю одеть-нарядить,

В большой колокол прикажу звонить,

Чтобы знали все люди московские,

Что ты не оставлен моей милостью ...

X Сарказм - язвительная насмешка, соединенная с негодованием или презрением. У Пушкина в "Борис Годунов" Шуйский говорит о Борисе:

Какая честь для нас, для всей Руси!

Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,

Зять палача, и сам в душе палач,

Возьмет венец и бармы Мономаха!

Сатира. В литературе можно наблюдать весьма широко распространённый круг произведений, в которых художник стремится к нарушению жизненных пропорций, к преувеличению, гротескной форме, резко нарушающий реальный облик явления. В живописи простейшим примером может служить карикатура. Причём, преувеличение, характерное для карикатуры, - это преувеличение особого рода, связанное с подчёркиванием смешного и нелепого в явлении, со стремлением обнаружить его внутреннюю неполноценность, нарушить жизненные пропорции. Основное свойство комического состоит в том, что оно основано на ощущаемой нами внутренней противоречивости явления, на скрытой в нём, но улавливаемой нами неполноценности и т.д. Смех вызван тем, что мы неожиданно обнаруживаем мнимость соответствия формы и содержания. Юмор вскрывает эту неполноценность, подчёркивая, преувеличивая, гиперболизируя её, делая ощутимой, конкретной. В основе юмористического образа лежит искажение, преувеличение (опять же здесь можно сказать о карикатуре…) явлений жизни, для того, чтобы отчётливей обнаруживался алогизм их, те есть всё та же внутренняя неполноценность. Смешно несоответствие содержания и формы. Оно как бы разоблачает явление, обнаруживает его несостоятельность, что и вызывает смех. Юмор в искусстве является отражением комического в жизни, усиливает его, связывает с эстетическими представлениями. В искусстве (в литературе, в частности) наблюдаем новый тип образа - юмористический. Основная его особенность – то, что в нём заранее уже дано отношение художника к предмету изображения, раскрыта оценка. Автор юмористического произведения симпатизирует своему герою. Мы смеёмся над мелкими недостатками, поскольку они не опасны, безвредны. Пример юмористического образа - мистер Пикквик у Диккенса. Юмор-шутка. Ирония - насмешка, основанная на чувстве превосходства над тем, к кому он обращается, скрыт обидный оттенок. Ирония приписывает явлению то, чего ему недостаёт: Лисица говорит ослу: ”Отколе, умная, бредёшь ты, голова?” Сарказм равен злой иронии. Гнев! Лермонтову хочется “смирить весёлость” окружающих его людей в “1-м января”. Юмор есть отрицание частного, сатира - общего. Сатира идёт по линии нарушения реальных форм явления, к тому, чтобы довести до предельной резкости представление об их неполноценности, тяготеет к условностям, гротеску, фантастичности образа. Сатира Щедрина в “Истории одного города”, Свифт «Путешествие Гулливера”. Сатира стоит на грани комизма, она не только смешит, но и отталкивает, направлена против безобразного, неприемлемого в жизни. В сатире - особая форма образного отражения жизни.

29. Сюжет, фабула, композиция в литературном произведении.

Надеюсь, все помнят Выготского? И да, БАБЕЛЬ, СУКА, БАБЕЛЬ

Сюжет - ход событий, складывающийся из поступков героев. Это движение событий или мыслей и переживаний, в котором только и раскрываются человеческие характеры, деяния, судьбы, противоречия, общественные конфликты. Композиция - последовательность подачи событий, также это важнейший организующий элемент худ формы, придающий произведению единство и целостность всех компонентов к целому. Функция сюжета : обнаружение жизненных противоречий, т.е. конфликтов. Свойства сюжета и композиции определяются проблематикой. Фабула - основные события, канва, о которых рассказывается в произведении или которые показываются в нём. Композиция сюжета состоит из ряда сложных элементов. В классических произведениях к таким элементам обычно относятся экспозиция (мотивировка поведения действующих лиц в показываемом конфликте, введение, обстановка), завязка (основной конфликт), развитие действия, кульминация (наивысшая точка напряжения в развитии действия) и развязка (разрешение изображаемого конфликта). Также существует ещё пролог и эпилог.

Прологом произведение обычно открывается. Это своеобразное вступление к основному сюжетному развитию. К эпилогу автор прибегает только тогда, когда понимает, что развязка не ярко выражена в произведении. Эпилог - это изображение окончательных следствий, вытекающих из показанных в произведении событий.

Если кто-то все-таки забыл, напоминаю:

Фабула = материал, все, что автор взял готовым из окружающего мира. Не обязательно сами события, вполне достаточно какой-то детали (вспомните, что говорил Бгмлв про написание "Легкого дыхания"). Сюжет = форма, расположение материала, его обработка. Понятие фабулы искусственно, мы ее сами извлекаем из сюжета. Композиция = соотношение между сюжетом и фабулой. Сюжет может снимать фабульные напряжения либо перестановками, либо словом. (с) Богомолов

(Бунин, Бабель, пришло ваше время!)

30. Многозначность слова в художественном произведении, его иносказательное значение. А.А. Потебня о внешней и внутренней форме слова.
Иносказательные слова и обороты (метонимии, метафоры, синекдохи, иронии, олицетворения и др.) используются авторами для обогащения своего языка. Некоторые авторы создают новые, более сложные конструкции иносказательной речи (развернутые метафоры). Процесс усложнения словесной изобразительности начался еще в устном народном творчестве и продолжается по сей день. В речевом контексте произведения, авторы создают новые эмоционально-изобразительные оттенки значения слов. Это в большей степени относится к поэтам, нежели к писателям-прозаикам. В поэзии времен русского классицизма широко использовался принцип использования синекдох. Также в русской классике преобладали метонимические принципы иносказательности. Например, метонимия места (“Петрополь с башнями дремал” - Державин). Или метонимия признака (“Но где твой трон сияет в мире?” - Державин). Или метонимия принадлежности, основанная часто на том, что явления природы или жизни обозначались именами античных богов (“В полях кровавых Марс страшился” - Ломоносов; Марс - бог войны). В начале 19 в. на смену метонимической поэзии приходит поэзия метафорическая. Она развивалась в основном поэтами-романтиками (Жуковский, Карамзин) - “Страна, где я расцвел в тени уединения” - Жуковский. Продолжали начинание Жуковского Тютчев, Фет, потом - Блок (“Когда кружилась над лесом печаль”). Блок активно использовал развернутую, сложную метафору (это когда на основе одной метафоры рождается другая) - пример: Блок называет глаза женщины звездами. А звезды могут гаснуть: “погасли звезды синих глаз”.Все эти примеры касаются поэтов, однако и прозаики использовали иносказания (в основном - метафоры). Горький “Мать”: «Павел махнул знаменем, оно распласталось в воздухе и поплыло вперед, озаренное солнцем, красно и широко улыбаясь». Богата на иносказания художественная речь Гоголя, Тургенева.

"В слове мы различаем: внешнюю форму , то есть членораздельный звук, содержание, объективируемое посредством звука, и внутреннюю форму , или ближайшее этимологическое значение слова, тот способ, каким выражается содержание. При некотором внимании нет возможности смешать содержание с внутреннею формою. Внешняя форма нераздельна с внутреннею, меняется вместе с нею, без нее перестает быть сама собою, но, тем не менее, совершенно от нее отлична. Внешняя форма слова тоже не есть звук как материал, но звук, уже сформированный мыслью. Если затеряна для сознания связь между звуком и значением, то звук перестает быть внешнею формой в эстетическом значении (Потебня тут приводит пример с литовским словом baltas, означающее "добрый"). Далее, путем развернутых метафор и размышлений (кажется, я теперь понимаю, почему Богомолов ТАК читает лекции), Потебня приходит к тому, что "стихии" слова есть и в художественных произведениях: содержание (или идея), соответствующее чувственному образу или развитому из него понятию; внутренняя форма, образ, который указывает на это содержание, и внешняя форма, в которой объективируется художественный образ. Разница между внешней формой слова и произведения в том, что последнее, в силу своей сложности, проникнуто мыслью".

(с) Потебня

31.Литературные жанры, возможности их классификации. «Память жанра».

Есть довольно много теорий, классифицирующих типологию жанров. Самая известная – типология, восходящая к Аристотелю, где литература разделяется на три рода – эпос, лирику и драму; эти три рода длительной европейской традицией (со Средневековья до XX века) разбиваются на множество видов, как принадлежащих трем родам, так и промежуточных (особенно начиная с романтизма), – они и считаются жанрами.

Тем не менее несколько жанровых типологий представляют особый интерес для нарратологии. Все они объединяются тем, что помогают сформулировать самое общее понятие жанра:

Жанр – это группа текстов, объединенная по какому-то признаку или группе признаков, которые присущи им и не присущи (или присущи только отчасти) остальным текстам литературы.

Систематизировано Ц. Тодоровым:

1. Классификация касается «способов вымысла» , в ее основе лежит соотношение между главным действующим лицом произведения и читателями, а также законами природы:

– герой имеет (природное) превосходство над читателем и над законами природы; это жанр мифа;

– герой имеет превосходство (в некоторой степени) над читателем и над законами природы; это жанр легенды или волшебной сказки;

– герой имеет превосходство (в некоторой степени) над читателем, но не над законами природы; это жанр высокого подражания;

– герой находится в отношении равенства с читателем и законами природы; это жанр низкого подражания;

– герой ниже читателя; это жанр иронии.

3. Классификация, касающаяся трагического и комического в литературе. Здесь комическое примиряет героя с обществом, а трагическое изолирует героя от общества.

4. Классификация по архетипам mythoi , основанным на противопоставлении между реальным и идеальным. Это наиболее важная классификация Фрая; здесь выделается четыре жанра:

– romance (рыцарский и авантюрный роман) = идеальное;

– ирония = реальное;

– комедия = переход от реального к идеальному;

– трагедия = переход от идеального к реальному.

5. Классификация по типу аудитории , для которой предназначены произведения (т.е. собственно жанровая, аристотелевская классификация):

– драма = произведения, представляемые на сцене;

– лирическая поэзия = произведения, которые можно петь;

– эпическая поэзия = произведения, рассказываемые вслух; эпос эпизодичен;

– проза = читаемые произведения; проза непрерывна.

6. Классификация, противопоставляющая интеллектуальное и личное начало + интровертность и экстравертность :

Исходя из моделирующей роли жанра, Лейдерману удается наполнить конкретным смыслом полуметафорческое бахтинское словосочетание - “память жанра”. “Это система сигналов, посредством которых в сознании читателя оживает представление о модели мира, окаменевшее в жанровом каноне” (с. 87). Чтобы перевести “систему сигналов” в русло поэтики, ученый предлагает “теоретическую модель жанра”. В ней выделяются “план содержания”, “план структуры” и “план восприятия”, каждый раскрывается еще в ряде категорий, которые определенным образом взаимодействуют.

Лирика. (от др.гр.-назв-е муз.инструмента,под к-й исполнялись стихи). Аристотель писал, «В лирике автор остается самим собой, не изменяя своего лица.» Белинский считал «Это род, где поэт является на первом месте, и мы все принимаем и воспринимаем через душу поэта.» своеобразие лирике видно в идейном содержании, композиции. В Л.на 1плане единичн.сост-е чел-ка в мыслях, эмоциях, впечатл-х. Стих-е м.б. сюжетн., но в силу ограниен.простран-ва событийн.ряд достат.скуп, п/му все худ.ср-ва и подчин-ся раскрытию цельных движ-й чел-й души. Выр-ся это носителем речи, к-ый абсолютно свободен, предельно субъективен. Л.не всегда замык-ся в пределах внутр.жизни чела, п-му сущ-т гражд.Л., пейзажная, ф-фская, онтологич.(связан. с предст-ми о прир.бытия)Л. В своей книге о психол-зме Гинзбург отмеч-т: «по своей сути Л.-разговор о значит-ом, высоком, прекрасном, своег рода экспозиц.идеалов и жизнен.ценностей чела.» Главное в Л.-это малая форма, принцип как м.короче и как м.полнее. Сущ-т даже форма одностишья. Сост-щия чел-го сознания м.выражаться по-разн: прямо открыто; в задушевн.признаниях, исповеди; размышлении. НО никогда Л.не могла быть нейтральна в своей тональности. Д-ны.присут-ть тем.н. семантико-фонетич.эфекты., т.е.выраженные в стр-ре, в фактуре стиха какие-то экспрес.эл-ты, способств-е его активному восприятию (тв-воПастернака). Носителя переж-й, выраженного в Л., принято наз-ть лирич.гер.(Тынянов). Ему синонимичны термины «лирич.я», «лирич.субъект». О лир.герое принято гов-ть не только касаясь отд.стихо-й и циклов, но всего тв-ва поэта. Лирич.герой тесно связан с автором в мироощущ-и, дух-биогр.опыте, речев.поведени. По-му Л.в осн.своем мотиве автопсихологична. Тем не менее не стоит путать лир.героя и автора: происходящее в стих-и-это одно, а в ж.-др. Достат.часто образ автора и лир.героя различны.Н,поэзия Батюшкова-больного и несчастного чел-ка и лир.героя-активного и романтич. Соотн-е лир.герой-автор сегодня рассмат-т по-разн. Одни ученые настаив-т на нерасторжении этих понятий, др-на сложных взаимоотн-х, 3-гов.об интерсубъектив-ти Л., т.е.взаимод-и большого числа сознаний. Н, Мандельш. Т.к. в Л.нет дистанции м/у автором и чит-лем, присут-т больш.эмоц.актив-ть, чем в эпосе и драме.

Особенности лирики как лит-го рода. Жанры лирики. Она отличается особенностью построенного образа. В ней происходит сила авторского «я», и объект начала. Этот объект связывается с тем, что автор выражает себя и собственные переживания и выражает общечеловеческие чувства. Главный образ в любом стихотворении - это лирический герой. Лирический герой отделен от быта поэта, от случайности, его повседневных забот. В лирике существует особое отношение и слово: точное, любящее, простая душа, многозначное, гибкое, неслучайное и звучное. Деление лирики проблема непростая. Существуют различные принципы деления – тематический (пейзажная лирика). Жанры лирики: элегия, стансы, идиллия, послание, ода, мадригал, эпиграмма, эпитафия.

Жанр лит-го произведения.

Лит-ные жанры - это группы произведений, выделяемые в рамках родов лит-ры. Каждый из них обладает определенным комплексом устойчивых свойств. Многие лит-ные жанры имеют истоки и корни в фольклоре. Жанры с трудом поддаются систематизации и классификации (в отличие от родов лит-ры), упорно сопротивляются им. Прежде всего потому, что их очень много.

Бахтин говорил, что жанровая форма неразрывными узами связана с тематикой произведений и чертами миросозерцания их авторов. Подчеркивая, что жанровые свойства произведений составляют нерасторжимое единство, Бахтин вместе с тем разграничивал формальный (структурный) и собственно содержательный аспекты жанра. Он отмечал, что такие укорененные в античности жанровые наименования, как эпопея, трагедия, идиллия, характеризовавшие структуру произведений, позже, в применении к лит-ре Нового времени, «употребляются как обозначение жанровой сущности.

В том же русле - концепция лит-ых жанров Поспелова. Он разграничил жанровые формы «внешние» («замкнутое композиционно-стилистическое целое») и «внутренние» («специфически жанровое содержание» как принцип «образного мышления» и «познавательной трактовки характеров»). Характеристика жанровых групп, которая дана Поспеловым, обладает достоинством четкой системности. Вместе с тем она неполна.

лит-ра знает 2рода жанровых структур. Это, во-первых, готовые, завершенные, твердые формы (канонические жанры), неизменно равные самим себе (яркий пример такого жанрового образования - сонет, живой и ныне), и, во-вторых, жанровые формы неканонические: гибкие, открытые всяческим трансформациям, перестройкам, обновлениям, каковы, к примеру, элегии или новеллы в лит-ре Нового времени. Эти свободные жанровые формы в близкие нам эпохи соприкасаются и сосуществуют с внежанровыми образованиями, но без какого-то минимума устойчивых структурных свойств жанров не бывает.

В поэтике 20в. создана универсальная теоретическая модель жанровой структуры. 1)жанр в неразрывной связи с жизненной ситуацией, в которой он функционирует и с такими типическими моментами жизни как разного рода ритуалы. => акцентирование установки на аудиторию, определяющей объем произведения, его стилистическую тональность, устойчивую тематику и композиционную структуру. 2)в лит-ом жанре видят картину или образ мира, запечатлевшие определенное миросозерцание: либо традиционально-общее, либо индивидуально-авторское. 3) на почве теории трагедии от Аристотеля до Шиллера и Ницше формируется представление об особом аспекте структуры художественного произведения - границе между эстетической реальностью и внеэстетической действительностью, в которой находится читатель-зритель, и о специфическом пространстве-времени взаимодействия двух миров. Разработанная Бахтиным теория жанра как «трехмерного конструктивного целого» синтезирует все три традиции европейской поэтики. Выдвигая идею «двоякой ориентации жанра» - в «тематической действительности» и в действительности читателя, ученый дает соответственно два взаимосвязанных определения «типического целого художественного высказывания». В одном случае акцентирована «сложная система средств и способов понимающего овладения действительностью»; в другом - сказано, что «все разновидности драматических, лирических и эпических жанров», определяются «непосредственной ориентацией слова как факта, точнее, как исторического свершения в окружающей действительности». Оба аспекта объединяются установкой на завершение.